Описание картины Билибина Баба-яга
Эта картина очень тревожная, даже страшная… Баба Яга ужасная! Такие картинки нужны не для того, чтобы её узнать. Не ошибешься, когда такую увидишь! Они нужны, чтобы напугать… Если в книге картинка, то чтобы понять, как страшно Ивану было. И хорошо, что он её в конце победил. А ещё Кощей есть – он страшней даже, одни кости, а тут только одна нога костяная…
Вся картинка неприятного цвета. Тут нет ни солнышка, ни голубого неба, ни зеленой листвы, одно серо-бурое… Тут лес нарисован, но он какой-то засохший. Явно это поздняя осень. Берёзы грязные, чахлые елки. Бурелом сплошной! Как только Яге удаётся тут пролететь на ступе? Но пройти тут явно было б сложней. Ой, а на земле столько мухоморов красных растёт! Наверняка, если б Яга не спешила, то она б их собрала. На всякие снадобья, на яд для гостей… Это не зима, трава темно-зеленая.
У картины есть окантовка – такая народная. Как вышивка на полотенце.
В центре картины сама Яга на ступе летит. У неё ужасно длинные жуткие руки. Они ещё и волосатые – это самое противное. В одной руке у неё метла березовая, а в другой – какая-то палка. Кажется, она собирается в кого-то метнуть оружие это. Летит ведьма быстро, так как волосы её по ветру развиваются. У неё грязно-седые космы. И немного борода. И ведьма ещё и почти лысая. Длинные волосы и лысина! Яга вся морщинистая, страшная. Такая неаккуратная, грязная – вон руки все в грязи. И одежда у неё вся мятая и в заплатках. На ней розовая рубашка и синий сарафан, но тоже всё такое выцветшее, страшное. От одного вида можно в обморок упасть. От одного костюма этого! Подозреваю, что аромат от ведьмы тоже не лучший… Мухоморами несёт!
И ступа какая-то странная. Яга сидит не в ней, а на ней. Ноги поджала. Может, собирается на кого-то прыгнуть. Кто-то от неё убегает – наверное, мальчик или девочка. Или кот!
Ещё страшный крючковатый нос. Глаза, которые будто смотрят на меня… И на каждого! В ухе серьга у ведьмы – грязное кольцо. Если очень постараться, то можно представить, что сто лет назад она была красавица. В синем сарафане, серьгами, длинными волосами… И была доброй волшебницей, но потом встретила Кощея.
Не нравится мне эта картинка. Но такие тоже нужны. Она никому не понравится, но нужно как-то и злодеев показывать. Больше не стану на неё смотреть!
ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА
Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину
художественном стиле
«модерн».
Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и
Третьяковской галереей
соответственно.
Иван-Царевич и Жар-Птица
Иван-Царевич и Василиса Прекрасная
Иван Царевич и Царевна-лягушка
Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.
С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов
разных народов
, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.
БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение
акварельными красками
чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
З. В. М. Васнецов. Баба-Яга… -reshimne.ru
Баба Яга является литературным персонажем практически всех русских сказок, где ей отводиться роль страшной злодейки, похищающей детей. Но среди художников тема сказок почему-то не прижилась, так как вплоть до конца XIX века живописцы предпочитают изображать нечто реалистическое, либо классическое, но никак не сказки. Исключение являют собой только работы В. Васнецова, который уже на заре нового века воплощает свою давнишнюю мечту, поведать миру о всей красоте русской сказки, которая с самого его детства волновала и завораживала. Поэтому в 1917 году на свет появляется известная картина «Баба Яга»Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее, интересен. Среди бушующих и завывающих под порывами ветра деревьев летит она – Баба Яга, выставив вперед свою метлу, чтобы смести с лица земли все доброе и светлое, оставив одно лишь зло. Васнецов изобразил Бабу Ягу в виде костлявой старуха с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Она никого не боится, выражение лица торжественное, и злобное, рот приоткрыт, показывая зрителю всю мерзость острых зубов.
Художник смог изобразить ее настолько сильно, что иногда, кажется, будто она готова сойти с картины, прямо к своему зрителю.
Персонаж бабы Яги в самом центре полотна, но вдали, присмотревшись можно увидеть зарево пожара, а правой стороны изображен филин, спутник ночи, птица сама по себе мрачная.
В общем, весь сюжет настолько печален и трагичен, что возникает иногда вопрос, как такой жизнерадостный художник как Васнецов смог написать настолько трагическое произведение. Исследователи его творчества связывают эту картину с Октябрьской революцией, которая также как и Баба Яга нежданно ворвалась, зажгла огонь и похитила тысячи жизней. Подтверждением тому служит красный цвет юбки персонажа, так как красный, как известно, являлся центральной темой и символом власти у большевиков.
Может это и так, но сам художник никаких по этому поводу записей не оставил. А картина стала одной из лучших в его творческой судьбе.
Иван – Железная Рука
Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го. Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» – как в рассказе Бунина.
Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. Билибин – один из немногих, кто редко терял самообладание, не впадал в уныние. Находил в себе силы, чтобы поддерживать обнищавших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливый удел беженца не помешал ему создать очередной сказочный цикл – иллюстрации к книге «Пойди туда – не знаю куда», виртуозные. Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно.
Сочинение по картине Билибина Баба-яга 5 класс описание
Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе. В руках она держит в помело и пестр для измельчения зерна. Они используются для развития скорости ступы. То, что баба-яга летит с большой скоростью, видно по ее развивающимся волосам.
Только взглянув на бабу-ягу, можно испытать страх. Ее лицо искажено гримасой злобы, а длинные худощавые руки делают ее еще более устрашающей. Седые волосы также навевают страх. Они развиваются спутанными прядями, неровной длины.
Ступа у бабы-яги длинная и полностью вмещает ее ноги. Ступа сделана из дерева. При этом изготовлена она не очень качественно. На ступе видны явные трещины и зазубрины.
Одежда у бабы-яги довольно яркая и выглядит непомерно большой, по сравнению с ее ростом. Зеленая кофта выбивается из ступы и делает тело бабы-яги визуально больше. Розовые рукава закатаны выше локтя и обнажают худощавые руки. Из-за этого они кажутся еще длиннее и нескладнее, а образ бабы-яги становится еще страшнее.
Баба-яга окружена темным лесом, в который не поступает солнечный свет. Деревья, изображённые на картине, выглядят больными. Очевидно, им не хватает света для полноценного роста. Создаётся ощущение, что большинство деревьев вот-вот погибнет.
Земля под ногами бабы-яги усыпана поганками. Скорее всего, они выросли именно из-за ее присутствия. Такая местность является идеальной для жилища старухи. Возможно, ее избушка находится где-то поблизости и именно она является причиной упадка природы вокруг.
Художник изобразил картину в соответствующих цветах. Больше всего на полотне разнообразных оттенков зелёного. Картина в полной мере передаёт мрачность, страх и беспросветную темноту. Только взглянув на бабу-ягу, можно испытать страх или другие неприятные ощущения. С помощью какого приёма художник даёт понять, что она является отрицательным персонажем.
Описание картины Баба Яга Билибина
Картина выполнена в довольно мрачных тонах, в ней преобладают болотный оттенок зеленого, а также коричневые цвета. Ни один лучик солнечного света не пробивается сквозь густую лесную чащу. Огромные стволы могучих елей покрыты мхом. Пейзаж лишь немного осветляют редкие белые березы.
В центре картины изображена Баба Яга. Она летит в своей старой деревянной ступе. Ступа высокая и очень узкая, поэтому она сидит в ней, съежившись, согнутые колени практически касаются лица. Темный сарафан и розовая рубаха старухи давно уже все в заплатках. Желтое лицо время не пощадило и оно густо покрыто морщинами. Баба Яга хмурит лоб, она о чем-то сосредоточенно думает. Крючковатый нос придает лицу суровый, немного рассерженный вид. Поседевшие до белого цвета волосы растрепаны, они развеваются на ветру. Баба Яга спешит по делам.
В длинной левой руке у старухи потрепанная метла, сделанная из ствола тонкой березы. В правой руке, в несколько угрожающем жесте, она крючковатыми пальцами держит пест для зерна. Руки и лицо ее воскового бледно-желтого цвета, коричневые кисти рук сливаются с лесным пейзажем.
Баба Яга летит низко над землей, практически касаясь травы. Она пролетает над местом, где не ступала нога человека. Стволы многих деревьев наклонены или сломлены, молоденькие ели на переднем плане совсем засохли. Земля густо проросла мухоморами. Яркие красные шляпки ядовитых грибов с белыми точками еще больше сигнализируют о том, что место это опасное. Не видно ни птиц, ни зверей.
Мрачная картина навевает страх и одновременно жалось к одинокой Бабе Яге, которую никто не любит.
3 класс, 5 класс
Карьера и жизнь в последние годы
Именитый иллюстратор в звании профессора стал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, его территорией стала графическая мастерская. Преподавательскую деятельность удавалось совмещать с созданием декораций для театральных постановок и иллюстрированием произведений русских авторов («Пётр I» А. Толстого и «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова).
За годы творчества был накоплен гигантский материал, который просился на экспозицию, хотелось собрать в одном месте и продемонстрировать публике всё яркое, красноречивое, народное. Но приходилось откладывать мероприятие из-за загруженности, а потом началась Великая Отечественная война.
От эвакуации из родного города Иван Яковлевич отказался. Блокада, голод, холод. Их пожилой художник уже не выдержал, он умер 7 февраля 1942 года. Похоронен на Смоленском кладбище, в братской могиле научных сотрудников Академии художеств (профессоров, погибших в блокаду).
Публикация «Сказки А, С, Пушкина в иллюстрациях И, Я, Билибина» размещена в разделах
Иван Яковлевич Билибин (1876 — 1942) — выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства. Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А. С. Пушкина, воссоздающие красочный мир отечественной старины и фольклора. Произведения Билибина хранятся в Государственном Русском музее и во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве, во многих государственных и частных собраниях России и за рубежом.
Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905—1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть.
В акварели, иллюстрирующей прием Салтаном корабельщиков, пространство “сцены” перспективно уходит в глубину, а на переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим, так, чтобы не столько царю, сколько нам удобно было их рассматривать, выдвигаются на середину сцены. Парчовые, бархатные их наряды, крупный орнамент драгоценных тканей превращают передний план в какой-то движущийся ковер.
Ещё в большей степени театрализована иллюстрация к заключительной сцене пира. Её центром является плоскость изразцового пола царской трапезной. Сходящимися в глубину линиями стоят стрельцы с бердышами. Задний план замыкается вышитой скатертью, столом, за которым сидит вся царская семья
Внимание привлекает только сидящий на полу и играющий с кошкой боярин
Возможно, это образ рассказчика, который заключает сказку традиционной концовкой.
Я там был: мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)
https://skaz-pushkina.ru/ill_1.html
https://peressa2009.narod2.ru/illyustratori/bilibin_illyustratsii_k_skazkam/
Презентацию о творчестве И. Я. Билибина можно посмотреть здесь
https://www.maam.ru/catalog/item341.html
Возвращение к жизни
Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»
По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.
В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.
Становится доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман другого возвращенца – «Петр Первый» Алексея Толстого. Правда, Алексей Николаевич прожил на чужбине всего лишь несколько лет. Просто переждал грозу. А Билибин все-таки почти прижился в Париже, а родных берегов не видал полтора десятилетия.
Иллюстрация к былине «Вольга»
В 1941-м Билибин отказался от эвакуации: ему не хотелось снова превращаться в странника, как в Гражданскую. Он ответил наркому просвещения Потёмкину: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». И работал в Ленинграде до окончательного изнеможения.
Искусствовед Иосиф Бродский вспоминал: «Теперь черные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был «при галстуке». «Это нужно, уверяю вас, это помогает», – шутя говорил он».
Но за ним прискакал Черный всадник – как в самой страшной сказке.
Иван Яковлевич не сумел пережить первую блокадную зиму. Для него не хватило теплого бульона. Обессиленного, его перенесли от рабочего места в больничную палату, устроенную в академии художеств.
На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым – по алфавиту. Есть чем утешиться: без книг с рисунками Билибина и через 75 лет после гибели художника не обходится ни одна библиотека. А в богатой русской школе художников книги билибинское направление остается одним из самых любимых.
Первые иллюстрации
Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова «Богатыри», которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам. Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле. Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.
«Царевна-Лягушка», «Иван-царевич», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича. Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.
2 описание
Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям. Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.
К известной народной сказке «Василиса прекрасная» художник сделал много иллюстраций, в том числе, изображение Бабы-Яги. Всем людям с раннего детства известен этот образ: безобразный и ужасный. Хотя ее боятся, но сказки о ней слушают с удовольствием. А кто же такая эта Баба-Яга? Это старая злая ведьма, лохматая, немного слеповатая, с длинным крючковатым носом и костяной ногой. Живет она в глухой чаще леса в избушке на курьих ножках. Она летает в ступе, и заметает след метлой. Говорят, что любит попробовать человеческое мясо, не раз угрожала маленьким мальчикам, вроде Ивасика-Телесика, и добрым молодцам, например Ивану-царевичу. Но есть сказки, в которых Баба-Яга не такая уж и злая, а наоборот помогает доброму молодцу найти дорогу, указать путь к любимой Василисе, или дарит волшебный клубочек. Иногда, поссорившись с Кощеем, становится союзником человека, чтобы навредить бывшему дружку.
Картина написана в мрачных цветах, в основном, это – коричневый и темно-зеленый. Яркими пятнами выделяются только мухоморы да платье ведьмы. Видные ели, покрытые мхом, а рядом виднеется кривая березка. Если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть усталые печальные глаза Бабы-Яги, седые растрепанные волосы, длинный уродливый нос и худые руки. Платье на ней разорвано, она не может его зашить, потому что плохо видит. О существовании очков она, конечно же, не имеет понятия. В некоторые моменты Яга напоминает обычную бабушку, которая живет в одиночестве. У нее нет книг, нет телевизора, поэтому чаще всего она просто лежит на печи или на лавке. Дети разъехались, внуки не приходят к ней в гости. Ей не с кем поговорить, разве что со своей метлой и красными ядовитыми мухоморами. Эти грибы своей всем известной вредностью должны выражать сущность Бабы-Яги, ее злые намерения, козни, которые она строит людям. Седые волосы говорят о многих прожитых годах и о мудрости Яги. Недаром же она всегда знает, как помочь сказочным героям.
Иногда становится жалко эту несчастную старуху. Если бы ее любили, ухаживали за ней, может он не была бы такой вредной, а пекла бы пироги в выходные дни для своей семьи, улыбалась бы проделкам своих внуков.
Биография Ивана Яковлевича Билибина: ранние годы
Родился художник 4 августа по старому стилю или 16 августа по новому в 1876 году в с. Тарховка недалеко от Петербурга. Род Билибиных имеет очень древние корни. Их фамилия упоминается еще в документах 17 века. А портреты прадедов Билибина, знаменитых купцов, занимают почетное место в Эрмитаже. Его отец был военно-морским врачом и тайным советником, а мать композитором.
Билибин еще в детстве проявил склонность к рисованию. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе Императорского общества поощрения художеств. Однако вопреки тяге юного Ивана к творчеству, отец хотел видеть своего сына юристом. Послушный Иван, следуя воле отца, поступает на юридический факультет, но не бросает и занятий живописью. После окончания университета художник поехал в Германию обучаться в мастерской у живописца А. Ашбе. Сюда приезжали студенты со всех уголков мира. После непродолжительного обучения он возвращается в Петербург и посещает занятия в мастерской Ильи Репина в качестве вольного слушателя. А через несколько лет поступает в художественное училище при Академии искусств. Вскоре он становится почетным членом творческой организации «Мир искусства».
Оформление произведений великого поэта
Билибин начал работу с известной и многими любимой «Сказки о царе Салтане». Он с высокой точностью проработал не только окружение персонажей, но и костюмы героев, а также старинную архитектуру.
В этих сказках он позволил себе некоторые эксперименты со стилем. Так, например, на картине Ивана Яковлевича Билибина, изображающей бурное море, волна очень сильно похожа на работы японца Кацусика Хокусая. А в «Сказке о золотом петушке» четко прослеживается лубочный стиль. Все иллюстрации к этому произведению были куплены Третьяковской галереей.
Книжки с картинками Билибина очень полюбились публике. Их отличали красота и гармоничность как рисунка, так и оформления, приятные глазу цветовые сочетания, колоритные персонажи, детализированные красочные наряды. Изюминкой также был стилизованный шрифт.
За всем этим скрывался огромный труд художника. Он начинал работу с наброска, потом переводил его на кальку, далее отрисовывал на бумаге, а уже затем обводил контуры рисунка тушью. На финальном этапе работы он делал цветовую заливку акварелью. Причем использовал он исключительно локальные цвета без градиента. Поражает то, с какой аккуратностью он воспроизводил многочисленные орнаменты, выписывал мелкие детали.
Юность: университет и снова живопись
По окончании гимназии в 1896 году Иван планировал продолжить освоение профессии живописца в Академии художеств. Отец воспротивился этому, мотивируя почти гарантированной бедностью художника даже с образованием. Иван пошёл навстречу авторитетному отцу и выбрал профессию юриста, поступив в Санкт-Петербургский университет.
Но влечение к искусству не оставило его. После занятий на юридическом факультете, которые Иван принял как обязанность, он с энтузиазмом брался за любимые занятия: сочинение сказок и собственноручное их иллюстрирование. В стол свои работы не прятал – с удовольствием демонстрировал друзьям. Солнце, мечты, весна, счастье, возвышенные герои с красивыми именами – вот что неизменно присутствовало в его сказках.
По окончании второго курса, в начале лета 1898 года, Иван отправился в свою первую заграничную поездку, в Мюнхен. Здесь он пробыл до осени, сразу по прибытии записавшись на занятия к уважаемому местному живописцу Антону Ажбе. Билибина кроме занятий в художественной школе интересовали только музеи. Здесь он простаивал перед шедеврами Рафаэля, Рембрандта, Да Винчи, воодушевлялся фантазиями Бёклина и Фон Штука.
Три месяца азартного постижения живописного искусства пролетели незаметно, в сентябре пришло время вернуться домой.
Смерть
В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден. Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность. Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.
Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.
Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины — это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины. Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно. Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.
Билибин Иван Яковлевич в первую очередь известен своими графическими иллюстрациями к русскому эпосу. В последние годы своей жизни художник работал над зарисовками к сборнику Водовозова Н. В. «Слово о стольном Киеве и