Описание картины «Бурлаки на Волге»
Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.
Каждый из артели бурлаков на картине Репина «Бурлаки на Волге» имеет свой характер, а местоположение в связке говорит о его функциях:
- Бригадир – в центре первой тройки. Самый опытный работник, задающий ритм. Ведь для спорого скольжения судна по воде важна синхронность усилий и шагов, подобная строевой ходьбе военных, только гораздо медленнее – груз на плечах многотонный. При потере ритма бригадир выкрикивал команду «сено-солома», и все перестраивали шаг, чтобы идти в ногу;
- Помощники бригадира – по бокам от него в его же ряду. Они делили функции: закупали провиант, распределяли заработанные деньги (во второй половине XIX века зарплата была в среднем 30 копеек/день), следили за порядком;
- Кабальные – за спинами помощников. Эти были физически сильны, но быстро проматывали своё жалование, попадали в долговую зависимость от артели и потом работали за харчи;
- Кашевар – самый молодой и шустрый. У Репина он в драной красной рубахе почти по центру полотна, с крестом на груди, поглядывает на старших товарищей и не очень-то старается – ладонями придерживает ослабленную лямку;
- Халтурщики – не должность, а тип отношения к работе коллектива. Это бородатый мужик с опущенной головой и красным носом-картошкой по центру картины, зачерпывает трубкой табачок из кисета. Положение тела выказывает отсутствие усилий, бечеву только придерживает плечами, чтобы не упала;
- Надзиратели – самые ответственные и внимательные. Они следили, чтобы никто не халтурил, а то недолго и оплату урезать;
- Косный (косной) –бурлак, который замыкал «строй». Это опытный работник, болезнь или старость которого не позволяла ему быть в передовых. Косной следил за бечевой – чтобы не допускать запутывания и зацепов за прибрежные препятствия.
На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.
Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.
Популярные сочинения
- Почему нужно заниматься спортом — сочинение-рассуждение Я считаю, что заниматься спортом нужно по нескольким причинам. Конечно, самое главное надо это делать для себя, своего здоровья, потому что пока молодой о нем не задумываешься
- Сочинение по картине Друзья от имени мальчика (Широков 7 класс) В этом сочинении я хочу рассказать о моём друге. Это собака по имени Себастьян. Породы у него никакой нет – родился и вырос он в нашем дворе. Однажды, когда я пошёл гулять, за мной увязался щенок.
- Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью) Крылов Басня — это один жанров литературы. Особенность басен заключается в том, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Возьмём к примеру известную баню И. А. Крылова Лягушки, просящие царя.
Слайд 9 Едва ли можно найти картину Репина
более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя,
просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.
Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.
Они противопоставлены друг другу — фигуры мертвого сына и живого царя
Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути
Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.
Интересная деталь — рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить — в это верили славяне с незапамятных времен
Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.
Интересная деталь — рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить — в это верили славяне с незапамятных времен.
Репин И. Ф.Иван Грозный убивает сына. 1885. Холст, масло. 199,5х254Третьяковская галерея. Москва
Контекст
«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.
«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».
Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.
Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».
Репин, автопортрет, 1878. (wikimedia.org)
Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».
Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.
Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.
Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».
После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.
И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.
Сюжет
На речном берегу тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин ещё и подбрасывает дров в социальный костёр: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.
Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.
Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.
«Бурлаки на Волге», 1873. (Wikimedia Commons)
На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперёд. Потом они опять бежали на нос баржи, и всё это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.
Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.
Судьба картины
Репин «Бурлаков на Волге» впервые выставил весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Это была экспозиция работ (картин и скульптур), среди которых проводился отбор на Всемирную выставку в Вене. «Бурлаки на Волге» как произведение острое раскололо публику на реалистов и академистов – в прессе разгорелись бурные обсуждения, и восхваляющие художника, и поносящие его за социальные обострения.
Следующей ступенью стала Всемирная выставка, на которой «Бурлакам…» присудили бронзовую медаль. Картина очень понравилась великому князю Владимиру Александровичу (сыну Александра II). Он купил её за три тысячи рублей, повесил в своей резиденции и просто обожал подолгу всматриваться в лица, жесты и фигуры бурлаков, разгадывая характеры и рассказывая о них всем, кто готов был слушать.
Именно эта работа сделала имя Ильи Репина известным в Европе.
После революции картина «Бурлаки на Волге», как и все прочие произведения искусства, принадлежащие власть имущим, была национализирована и передана в Русский музей.
Прошло почти полтора века. Никого не напоминают эти измученные мужики? Не так ли и сегодня выглядят сотни тысяч рабочих разных специальностей, живя на копейки, при этом сколачивая миллионы для своих обнаглевших хозяев? Поистине, «умом Россию не понять».
Кто позировал Репину для “Бурлаков”
Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.
Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.
Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.
Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.
Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.
Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.
По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.
По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.
Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.
Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.
За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.
Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.
Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.
Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.
Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.
Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.
Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.
Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.
Деревенская тема
Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».
Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.
Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».
Особенные «Бурлаки на Волге»
Но давайте внимательнее рассмотрим «Бурлаков на Волге» и постараемся понять, где Репин использовал элементы приукрашивания или же по-своему отражал реальность
Итак, сначала стоит обратить внимание под ноги бурлаков. Путь, по которому шли рабочие, назывался бечевником.
На картине он имеет практически идеальный вид, напоминая тропку вдоль кромки реки. На самом же деле бечевник нередко представлял собой чередование камней, поваленных деревьев и топких мест. Как вы понимаете, для облегчения труда бурлаков берег не освобождали, а бечевник не делали более чистым и ровным.
Впереди всех рабочих мы можем видеть «шишку» – именно так называли главного бурлака, который задавал темп ходьбе, следил за продвижением колонны, умел обходить опасные и топкие места. У Репина в качестве «шишки» запечатлён поп-расстрига Канин (имена некоторых персонажей сохранились в набросках). От предводителя требовались не только сила и ловкость, но и знание песен, которые помогали во время тяжелейшей бурлацкой работы.
На этом фрагменте картины изображены «шишка» и слева и справа от него – «подшишельные»
«Шишка» задавал темп, все бурлаки делали шаг с правой ноги, подтягивая левую. Движение было синхронным, но если кто-то сбивался, глава колонны крича: «Сено-солома!», после чего все налаживали ход
На картине Репина «шишка» привлекает к себе внимание особенным выражением лица. В его глазах – бесконечная усталость, обречённость
Однако чувствуется, что этот человек умный и сильный – он готов принимать свою жизнь и участь.
Рядом с «шишкой» находились «подшишельные» – его основные помощники. По правую руку от главы колонны мы можем видеть человека с косматыми волосами. Он обернулся к предводителю, словно поддерживая его. Слева от «шишки» изображён моряк Илька. В артели, изображённой Репиным, он был старостой, выдававшим рабочим жалованье (всего 30 копеек в день).
За спинами «подшишельных» находились люди, которых требовалось особенно строго контролировать. Человек с трубкой принадлежит к ним. Его называли «кабальным». Он успевал промотать жалованье всего рейса за несколько дней. В дальнейшем такой работник находился в долгу перед артелью, а потому его товарищи следили, чтобы должник не сбежал и не отлынивал от работы. Кстати, среди бурлаков можно заметить и совсем юного светловолосого паренька. Обычно самый молодой из рабочих служил кашеваром и следил за чистотой. У Репина среди бурлаков изображён кашевар Ларька. Видно, что это крепкий юноша со своенравным характером.
На этих фрагментах – кабальный (с трубкой), за которым следовало присматривать, и кашевар Ларька, которому пока нелегко поладить с бечёвой
Если присмотреться к артели, запечатлённой на полотне, можно увидеть, что среди бурлаков попадались и те, кто желал отлынивать от работы. К примеру, человек с кисетом. Только взгляните, насколько яркий контраст можно заметить между ним и напряжёнными «подшишельными». Он явно не слишком старается, а потому и фигура его не выглядит напряжённой.
В конце колонны шли ответственные бурлаки, которые контролировали нерадивых работников. А вот само шествие замыкал косной. У Репина он кажется безвольным человеком, опустившим голову. В косные выбирали старого или больного бурлака, который, однако, имел хорошее зрение и принадлежал к опытным и ответственным рабочим. Косной контролировал положение бечёвы, следил, чтобы она нигде не запуталась. Он мог идти в собственном ритме, поскольку завершал движение артели.
Интересной деталью является и флаг, изображённый в «Бурлаках на Волге». Легко понять, что его неправильно подняли, перевернув вверх ногами. Впрочем, так Репин тоже отразил действительность – далеко не всегда народ серьёзно относился к столь незначительным моментам.
Скульптурная композиция Николая Куклева «Бурлаки на Волге», расположенная на набережной Самары – почти точная копия картины Ильи Ефимовича Репина / turisticum.ru
«Бурлаки на Волге» Ильи Репина получили высокую оценку современников и последующих поколений. Завершить свой рассказ о картине я хочу словами Фёдора Достоевского, ставшего одним из почитателей этого творения:
На обложке: Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» на выставке в Париже в октябре 2021 года / Сергей Пятаков РИА Новости
Описание настроения картины «Бурлаки на Волге»
Картина И. Репина “Бурлаки на Волге” признана самой народной картиной эпохи, в которую писал художник.
Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз. На плечи каждому накинута широкая черная лямка. У всех бурлаков загорелые, почти черные лица и руки. У них темная, ветхая одежда. У каждого видны дыры на одежде. На ногах у бурлаков одеты лапти.
Третий бурлак в связке наклонился больше всех. На плече у него большая прореха, на которую давит лямка. За ним стоит высокий парень, который поправляет лямку. Этот парень, скорее всего недавно в этой команде. Руки у него загорели меньше всех, проглядывает светлая кожа через прорехи в рубахе. Лоб тоже светлый. Одет парень в красную рубаху и серые штаны.
Волосы и бороды у бурлаков отросшие и видно, что они давно не стриглись. Головы покрыты не у всех бурлаков. Во второй паре идет бурлак в синей рубашке и высокой шляпе. Он курит трубку. Самый последний бурлак безвольно наклонился вперед. Лица его не видно. Он сильно устал и уже не может тянуть баржу.
На барже, которую тянут бурлаки, стоят два человека. На верхушке мачты развивается флаг сине – белого цвета. Мачта высокая. Паруса собраны. От мачты к носу и корме протянуты тросы. По тому, как просело судно, можно сказать, что на барже большой груз. На противоположной стороне плывет баржа под парусами, значит, она плывет по течению. Далеко на горизонте виден плывущий корабль, из трубы идет дым.
Волга — широкая река. Противоположные берега просматриваются с трудом. Вода в реке голубого цвета с зелеными разводами. Небо над Волгой ярко – синего цвета, слегка подернутое облаками. Солнца не видно, но скорее всего на реке жарко. Песок раскален и выглядит ярко – желтого цвета. На песке лежат сухие коряги, скелет животного и предмет прямоугольной формы. Берег реки неровный, видны небольшие овраги и лиманы.
Бурлакам не приходится выбирать дорогу. Они идут и по суше и по воде.
Были ли бурлаки в живописи до Репина
В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.
Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.
Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru
Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.
В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.
Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu
У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.
Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.
В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.
Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).
2 вариант
Репин Илья Ефимович – русский художник, человек академической среды, имеет работы различных жанров. Полотна Репина освещают наиболее острые социальные проблемы своего времени
Проработка фона и внимание к мелочам позволили художнику стать одним из наиболее известных деятелей искусства конца XIX-начала XX столетий
Одним из ярких примеров является картина «Бурлаки на Волге». Символизм полотна прослеживается на всех его уровнях. Основу центральной композиции занимают несчастные бурлаки, на плечи которых легло бремя тяжелейшего физического труда. Одним своим видом узники выражают тоску и отчаяние. Лохмотья вместо привычной одежды, выжженная солнцем кожа указывают на тяжкое бремя зависимых слоёв населения. Под палящими лучами солнца бурлаки вынуждены тащить на себе многотонный корабль
Картина не ставила целью вызвать жалость к нелёгкой судьбе несчастных, она скорее обращала внимание на проблему крепостничества в целом. Бурлаки выступают символом крепостных крестьян
В качестве указания на непосильное бремя выбрано огромное судно. Оно заключает в себе различного рода помещиков и крепостников, а также грабительские налоги и поборы, которые должны были нести крестьяне как зависимое население.
В лицах бурлаков сочетаются разные эмоции. Одни смирились со своей участью и молча несут свой крест. Многие искусствоведы видят в картине библейские мотивы. В остальных лицах можно прочитать ненависть и злобу от сурового отношения и тяжелых условий содержания.
Репину удалось в полной мере передать реалистичность ситуации. Водная гладь, за счёт умелого использования мазков и гаммы цветов, получила живое воплощение. Художник также не обошёл стороной отражение и тени, что также придаёт картине некоторый колорит. Задний план продуман до последних мелочей. Чёткое изображение огромного судна, величественно падающая тень от него передают внушительность размеров корабля, хотя на полотне оно представлено вдали от взора наблюдателя. Яркое представление всех деталей в картине позволяет перенестись в сюжет и создать ощущение непосредственного участия.
Острота проблемы крепостничества волновала многих мыслителей, писателей и критиков. Не остались в стороне и деятели искусства. Одним из таких людей был Илья Ефимович Репин, который в своей работе создал настоящий образ зависимых бурлаков. Картина добилась высоких оценок своих современников также благодаря композиционной стройности. Социальная проблема вместе с эстетической составляющей, вложенной автором производит сильное впечатление и вызывает множество противоречивых эмоций.
4, 5, 6, 9, 10 класс