С. Григорьев «Вратарь»: сочинение по картине. С чего начать?
Действие, описанное на полотне, происходит на заброшенном пустыре. Сюда после уроков пришли дети для того, чтобы сыграть в футбол. Главный герой сюжета — обычный мальчишка, стоящий на импровизированных воротах, граница которых помечена ученическими портфелями. Вместо скамеек на пустыре — брёвна, где расположились болельщики: семеро детишек и взрослый мужчина в костюме и шляпе. Ещё один мальчуган наблюдает за игрой, стоя за воротами. Вот и все, кого представляет картина «Вратарь». Григорьев также изобразил белую собаку. Она свернулась у ног самой маленькой болельщицы и спокойно спит, не проявляя никакого интереса к происходящему вокруг.
Делая сочинение-описание картины С
Григорьева «Вратарь», нужно обратить внимание не только на вид футбольного поля, но и на пейзажи, которые виднеются за ним. На дальнем плане отчётливо просматриваются храмы и из чего можно сделать выводы, что действие происходит в большом городе. Футбольный матч проходил осенью, так как пустырь окружают кустарники с пожелтевшими листьями
Судя по тому, во что одеты самые маленькие болельщики, погода на улице стояла прохладная, но окончательно похолодать ещё не успело
Футбольный матч проходил осенью, так как пустырь окружают кустарники с пожелтевшими листьями. Судя по тому, во что одеты самые маленькие болельщики, погода на улице стояла прохладная, но окончательно похолодать ещё не успело.
Великий русский художник Константин Сомов картины
Автопортрет в зеркале
В детской
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой)
Дама у пруда
Заснувшая на траве молодая женщина
Зима. Каток
Летнее утро
Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом)
Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина
Осмеянный поцелуй
Портрет А.А.Блока
Портрет А.П.Остроумовой
Портрет А.С.Пушкина
Портрет Е.Е.Лансере
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова
Портрет С.В.Рахманинова
Портрет художника А.Н.Бенуа
Синяя птица
Спящая молодая женщина в парке
Константи́н Андре́евич Со́мов (18 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Действительный член Академии художеств (1914).
Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.
В 1879-1888 годах учился в гимназии К. Мая вместе с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сохранились мемуарные свидетельства о его любовных связях (camaraderie d’amour) с Философовым, Нувелем, М. Кузминым и другими деятелями «Серебряного века».
С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901-1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа.
Сомов известен как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой работал в области мелкой пластики: выполнил изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке.
В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.
С 1910 г. Сомов жил почти семейной жизнью со своим другом Мефодием Георгиевичем Лукьяновым (1892-1932), служившим художнику и постоянной моделью для портретов. В последнее десятилетие жизни создал много работ гомоэротического содержания. Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа. Душеприказчиком был Михаил Брайкевич.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
[править] Биография
Юрий Непринцев родился 2 августа 1909 г. в Тбилиси в семье архитектора. В детстве увлекался рисованием, что привело его в студию художника Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии. Решив посвятить себя живописи, Непринцев в 1926 г. приехал в Ленинград. В 1926—1930 гг. занимался в частной студии академика Василия Савинского, известного педагога, ученика и последователя Павла Чистякова.
Непринцев Ю. Отдых после боя. 1955, ГТГ
В 1934 г. Непринцев поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина, занимался у П. С. Наумова, А. М. Любимова, В. А. Серова, И. И. Бродского. В 1938 г. окончил институт по мастерской Исаака Бродского, дипломная работа — картина «А. Пушкин в селе Михайловском». Приобретённая музеем А. С. Пушкина в селе Михайловском, она погибла при разгроме музея фашистами в годы Великой Отечественной войны.
После защиты диплома Непринцев был принят в аспирантуру Академии художеств, где занимался под руководством Р. Р. Френца и Б. В. Иогансона. К этому периоду относится одна из первых его тематических картин «Заключение договора на соцсоревнование» (1939), которую художник писал непосредственно с натуры в цехах Кировского завода, без предварительных этюдов, стремясь передать живое, непосредственное впечатление от события, как бы случайно увиденного в жизни. В 1940 г. Непринцева приняли в члены Ленинградского Союза советских художников.
В первые дни войны Ю. Непринцев участвует в работах по маскировке предприятий. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. командует взводом морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. С ноября 1942 г. до конца войны Ю. Непринцев – художник Политического Управления Балтийского Флота. Вместе с художниками В. Пророковым, В. Соколовым, С. Боимом выпускал сатирические плакаты, объединённые общим названием «Балтийский прожектор». За годы войны Непринцев принял участие в восьми художественных выставках, в том числе, в знаменитой Всесоюзной выставке «Героический фронт и ты», состоявшейся в Москве в 1942 – 1943 гг.
Непринцев Ю. Рыбачок. 1958
Непринцев участвовал в выставках с 1928 г., помимо тематических картин писал портреты, пейзажи. Широкую известность получила картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951), удостоенная в 1952 Сталинской премии первой степени. Героической борьбе советского народа против фашистской Германии были посвящены и другие работы художника: «Последняя граната» (1948), «Лиза Чайкина» (1949), «Рассказ об отце» (1955). Персональные выставки произведений художника были показаны в Москве, Свердловске, Горьком, Саратове и Ленинграде (1959), в 1979 г. и в 1989 г. в Ленинграде.
Непринцев много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (1948), иллюстрации к роману В. Гюго «Труженики моря» (1950), «Морским рассказам» К. М. Станюковича (1951) и другие.
С 1948 г. по 1996 г. Непринцев преподавал в институте имени И. Е. Репина, с 1954 г. в качестве профессора), руководителя персональной мастерской. В 1953 г. был избран членом-корреспондентом АХ СССР, с 1970 г. — действительным членом АХ СССР.
Среди учеников Непринцева — художники Лев Русов, Энгельс Козлов, Иван Варичев, Елена Костенко, Михаил Канеев, Александр Пушнин, Юрий Ершов и другие известные живописцы.
Непринцев Юрий Михайлович скончался 20 октября 1996 г. на восемьдесят восьмом году жизни. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Произведения Юрия Непринцева находятся в собраниях Русском музее, Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и других странах. Оригинал картины «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951) был подарен Председателю Компартии Китая Мао Дзедуну. Авторская копия картины была написана художником в 1954 году для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве. В 1955 году Непринцев написал третий вариант картины для Третьяковской галереи.
Известны живописные и графические портреты Ю. Непринцева, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе А. М. Любимовым, Э. В. Козловым, А. Д. Романычевым (1972).
Постановки
Поэма неоднократно становилась литературной основой для спектаклей. Наиболее известные постановки:
- — Театр имени Моссовета, постановка А. Л. Шапса. В роли Василия Тёркина — Борис Новиков, Олег Анофриев.
- — Театр имени Моссовета, постановка Б. Е. Щедрина. В роли Василия Тёркина — Юрий Кузьменков, Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов.
- — Московский театр оперетты. Музыка А. Новикова. Пьеса П. Градова (по мотивам А. Твардовского). Постановка И. Туманова. Режиссёр Н. Пронин. Дирижер Э. Абусалимов. Художники Б. и А. Кноблок. Художник по свету И. Вишневский. Балетмейстер М. Камалитдинов. Хормейстеры М. Внукова и Е. Колганов.
- – Тираспольский театр, постановка Н.С. Аронецкой. Художник А.Н. Желудев. В роли Василия Тёркина — Е. Толстов, В. Сухомлинов, А. Алексеев, М. Исаев, В. Уваров. Создатели спектакля награждены серебряными медалями имени А. Попова
- — моноспектакль, читает Олег Табаков.
- — Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО, постановка Г. Егорова / Василий Тёркин — Геннадий Егоров.
- — МХАТ, постановка Т. Дорониной / Василий Тёркин — Сергей Габриэлян.
- 2015 — Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, постановка А. А. Ермильшева.
Популярные сочинения
Под русской дружиной автор понимал огромную силу и дух своего народа. На фоне описания различных природных явлений, он показывает свое отношение к Родине. Например, когда войско Игоря объединяется с группами воинов Всеволода
Окончание зимы всегда приносит некоторый позитивный настрой. Начинает понемногу ласкать душу приближающаяся весна и в таком предвосхищении порой замираешь
У каждого из нас есть семья, которую мы любим и уважаем, ведь, это по праву самое лучшее и дорогое, что есть у человека. Никакие материальные блага не заменят человеку семьи, ведь она выполняет для человека
Жар- птица, или похищение счастья.Часть первая.
11:58 am — Жар- птица, или похищение счастья.Часть первая. Почти в каждой волшебной сказке героя ожидает награда- любовь девицы-красавицы, богатство и многое многое другое…Но сачстье надо заслужить…Вот как-то так в русском эпосе и русском сознании сложилось. Заслужить или завоевать счастье может далеко не каждый-на это способен только человек смелый, сильный, а главное-добрый.Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Жар-птица-это олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым..Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Если ты нашел перо, выпавшее из хвоста Жар — птицы, со временем оно превратится в золотое.Для ловли Жар — птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.Иван Билибин, Иван царевич и жар-птица Виктор Васнецов. Ковёр самолет (фрагмент с Жар- птицей) Жар-птица — Леонид Кошевойhttps://www.sweezar.2s.ru/Антропов, роспись на шкатулке.Леон Бакст, костюм жар-птицы к балету И.Стравинского Можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов…но Феникс заслуживает отдельного поста… отсюда |
pheonae.livejournal.com
Сочинение по картине Н. Н. Ватолиной «Вести с фронта»
Сочинение по картине Н. Н. Ватолиной «Вести с фронта»
Нина Николаевна Ватолина (1915-2002) родилась в небольшом подмосковном городе Коломна. Училась рисованию сначала в техникуме Объединённого государственного издательства художественной литературы, затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Молодая художница впитала лучшие традиции русской и советской живописи.
Ватолина приобрела широкую известность как в СССР, так и за рубежом как художник-плакатист. В годы Великой отечественной войны художница создала целую серию выразительных, запоминающихся плакатов, среди которых «Не болтай!», «Фашизм — злейший враг женщин» и др. Многие из произведений Ватолиной по праву вошли в золотой фонд советского искусства 1940-1960-х годов.
Помимо таланта художника, Ватолина обладала и литературным дарованием: она автор биографической работы «Мы — плакатисты», ставшей своего рода исповедью художников её поколения, и путеводителя-эссе «По залам Третьяковской Галереи», который неоднократно переиздавался, долгое время оставаясь единственным популярным изданием, посвящённым этому знаменитому музею.
Военная тема — одна из основных в творчестве Ватолиной. И это вполне естественно, ведь молодые годы художницы, расцвет её мастерства приходятся именно на страшные годы войны. Сюжет картины «Вести с фронта» внешне прост — в семью, откуда на войну ушёл сын, муж и отец, его сослуживец принёс письмо от него. Сколько семей по всей стране получали такие письма! А кто-то получал другие письма — зловещие «похоронки» или официальные извещения «пропал без вести»… Войне нет дела до судеб простых людей, их горя и радости, она легко отнимала жизнь у одних, разрушая жизни их близких…
Но семья, изображённая на картине Ватолиной, судя по всему, получила радостную весть. Радостную — потому что тогда радостью было уже просто знать, что близкий человек жив и здоров. О большем для себя лично не мечтали, а общей мечтой была Победа, после которой жизнь, полная нужды и тяжёлого труда, должна обязательно наладиться.
На картине вся семья собралась за столом у окна. На столе, покрытом белой скатертью, расставлена чайная посуда — по-видимому, собрали угощение для солдата, принёсшего радостную весть. Солдат, в длинной шинели, сидит за столом спиной к зрителю в правой части картины. Через стол, напротив солдата, спиной к окну стоит молодая женщина в тёмном платье, на которое наброшена большая светлая шаль. В руках женщина держит письмо. Очевидно, это жена автора письма. Рядом с ней стоит девочка-подросток в светлом платье с короткими рукавами — дочь. Лица обеих светятся радостью.
В левой части картины сидит пожилая женщина в тёмном платье и тёмном платке на голове. На руках она держит маленькую девочку в красном платье. Лицо пожилой женщины, как и лицо солдата, обращено к женщине, держащей в руках письмо. Возможно, она читает вслух. Пожилая женщина — видимо, мать автора письма или его жены. На руках она держит младшую внучку, которая одна из всех людей, собравшихся в комнате, пока не понимает значения события.
Обстановка комнаты, служащая фоном действия, довольно проста. Тёмные широкие деревянные половицы, высокое окно, в верхнем правом углу картины виден краешек белой занавески. На стене полки с книгами, картина с изображением пейзажа, под картиной — небольшая этажерка.
В цветовой гамме преобладают тёмные тона, контрастом которым выступают светлые пятна, основными из которых являются большое окно и белая скатерть. Светлыми вкраплениями в общий мрачноватый настрой выступают также светлое платье старшей девочки и шаль её матери, и ещё красное платье младшей сестрёнки. Такой подбор красок создаёт определённое настроение, которое соответствует как основному историческому фону действия, так и конкретному событию, изображённому на картине. Тёмный, мрачноватый фон — это тревога за близких и повседневные тяготы. Война рядом, и даже в тылу ощущается её роковая поступь. Светлые тона — это радость, что родной человек жив, это надежда, что война скоро окончится победой, и тогда всё будет хорошо. .. Свет, проникающий в окно, усиливает ощущение радости и надежды на лучшее, и, глядя на картину, невольно верится, что у её героев всё сложится счастливо, что их маленький мир будет спасён от беспощадной мясорубки войны…
Сочинение по картине Н. Н. Ватолиной «Вести с фронта»
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- сочинение по картине вести с фронта
- сочинение по картине ватолиной вести с фронта
- Сочинение по картине Н Н Ватолина вести с фронта
- картина вести с фронта
- сочинение по картине ватолина вести с фронта
Гюстав Моро
Орфей (1865 г.)
Gustave Moreau
Картина пронизана мистикой, таинственностью и печалью. Это история из греческой мифологии об Орфее, который был настолько искусным поэтом и музыкантом, что мог очаровывать даже диких зверей. Однако его обаяние не подействовало на менад, и после смерти Эвридики они разорвали его на части за то, что он их отверг.
На картине Моро девушка лелеет голову поэта, уложив ее на лиру из черепахового панциря. Это согласуется с мифом о том, что первая лира была сделана именно и этого материала.
Сцена и сам фон природы преисполнен спокойствием и достоин самого Леонардо Да Винчи.
Галатея (1880 г.)
Галатея (1880 г.)
Еще одно полотно Гюстава Моро на мифологическую тему. На этот раз в основе лежит поэма Овидия «Метаморфозы» (12 басня) о любовном треугольнике – в то время как Галатея влюблена в пастыря Ациса, по ней беззаветно вздыхает циклоп Полифем, раздираемый ревностью.
Автор противопоставляет любовь и презрение, красоту и уродство, борьбу тени и света, добра и зла. Однако Полифен Гюстава больше напоминает меланхолическое существо, нежили злобного людоеда.
Текст сочинения
Юрий Михайлович Непринцев известен своими прекрасными картинами, которые заслуживали всегда лишь только высокие оценки зрителей и критиков. На сегодняшний день его самыми известными холстами являются:
- «Последняя минута».
- «Хлеб».
- «Трамвай уходит на фронт».
- «Балтийцы».
- «Барский труд».
Огромное влияние на Юрия Михайловича оказала поэма Александра Твардовского, в которой тот создал образ весёлого и никогда не теряющегося солдата. Под впечатлением произведения «Василий Теркин» и была написана картина о солдатах, которые присели отдохнуть после боя. Известно, что и сам живописец был на войне и знал, как трудно было выжить в таких условиях и какие эмоции испытывали бойцы.
На живописном холсте, где в основном использованы тёмные краски, изображены воины, которые собрались на привале после тяжёлого сражения и теперь отдыхают. Один из них рассказывает весёлые истории, стараясь отвлечь товарищей от грустных мыслей. Кажется, что уже наступило мирное время и больше не будет сражений. Но это не так, просто воины стараются каждую минуту насладиться жизнью.
Заметно, что, несмотря на то, что солдаты расслаблены, своих оружий они не выпускают из рук и готовы моментально вступить в бой. И им не страшны никакие погодные условия, так как у них не только хорошее обмундирование, но ещё они защищают свою родную землю, своих близких людей. В любую минуту, если это понадобиться, они готовы пожертвовать своей жизнью. Эти воины, несмотря на то, что находятся на войне, живут обычной жизнью, где думают и мечтают, страдают и строят планы на будущее.
На переднем плане холста художник изобразил Василия, который расположился прямо в центре и постоянно что-то интересное вспоминает и рассказывает. Он задаёт общее веселье для всех. В его руках красный мешочек. Скорее всего, ему его подарила любимая женщина, поэтому он так бережно его сохраняет и никогда с ним не расстаётся. Может быть, в нём он хранит табак, которым всегда угощает бойцов на привале.
Война — это самое страшное событие в жизни каждого человека, которое невозможно забыть или убрать в дальние уголки памяти. Воспоминания об этих событиях всегда будут тревожить очевидцев. Чтобы смягчить чёрные и тяжёлые краски, автор использует белый цвет для изображения снега. Этих людей последнее время сопровождает много смертей, а гибель товарищей всегда тяжело переживается, поэтому им нужен не только отдых, но свет вокруг них.
Сочинение по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел» — Сочинение
Сочинение по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел»
Творчество выдающегося русского живописца конца XIX — начала XX века Александра Аркадьевича Пластова неразрывно связано с народом, с его судьбой. Все переживания, которые пришлось испытать нашим людям, нашли отражение в работах выдающегося живописца.
Огромной бедой грянула на нашу родину Великая Отечественная война. Наступило серьёзное время, когда дети трудились в тылу наравне со взрослыми, воевали на фронтах, защищая Родину ценой своей жизни.
Тяжёлое для нашего народа время отразилось в полотнах художника «Сенокос», «Жатва», «Фашист пролетел».
Картина «Фашист пролетел» была написана художником в 1942 году — в то время, когда наш народ нёс огромные потери, а фашисты продвигались вглубь страны всё дальше и дальше, сокрушая всё на своём пути. Боль потерь, которую испытывали мирные люди, отразилась на полотне А. А. Пластова.
При первом взгляде на картину внимание привлекает красивый осенний пейзаж: небольшая роща молодых берёз с золотыми листочками, зелёно-чёрные поля, светло-голубое небо. Еле заметен удаляющийся в небе фашистский самолёт. И сразу взгляд останавливается на переднем плане
Мгновенно меняется впечатление от картины. Всё становится пронизанным болью и страданием
И сразу взгляд останавливается на переднем плане. Мгновенно меняется впечатление от картины. Всё становится пронизанным болью и страданием.
Прямо перед нами лежит мальчик. Сначала создаётся впечатление, что он упал на землю специально, чтобы фашист его не заметил
Но огромное алое пятно на голове мальчика заставляет обратить внимание на то, что лежит он в неестественном положении, и сознание пронизывает боль потери. Сердце сжимается от горечи утраты. Зачем нужна эта смерть? Кому мог помешать мальчик, мирно пасший коров и овец на лугу?! Только бесчеловечным, бездушным фашистам, один из которых прервал хрупкую детскую жизнь
Ещё минуту назад мальчик мирно пас животных, мечтал о том, как вернётся с войны отец, мать перестанет целыми днями работать и в семью вернётся былое счастье. Теперь ничего не вернуть и не изменить
Зачем нужна эта смерть? Кому мог помешать мальчик, мирно пасший коров и овец на лугу?! Только бесчеловечным, бездушным фашистам, один из которых прервал хрупкую детскую жизнь. Ещё минуту назад мальчик мирно пас животных, мечтал о том, как вернётся с войны отец, мать перестанет целыми днями работать и в семью вернётся былое счастье. Теперь ничего не вернуть и не изменить.
Рядом с мальчиком сидит его верный друг — собака, которая осознала горькую утрату и жалобно воет, оплакивая своего хозяина. Чуть дальше виднеется стадо молодого пастушка. Часть животных также неподвижно замерла, лежит не земле без движения. Испуганные стрельбой уцелевшие коровы и овцы постепенно выходят из осенней рощи. Как жаль, что мальчик не успел спрятаться среди деревьев и спастись!
Красивый осенний пейзаж становится пронизанным трагизмом. На жёлто-зелёном осеннем ковре как капельки пролитой крови виднеются красные и коричневые оттенки мелких цветов и листьев. Алеют и мелкие листочки кустарника, около которого лежит мальчик, а чёрные оголённые ветки торчат, словно штыки оружий.
Золотые листья берёз дрожат под порывами ветра. Они как бы оплакивают невосполнимую утрату, склоняясь к земле. Рядом с ними расположилась ярко-красная рябина, словно кровь, алеющая на фоне берёз. Вдалеке виднеется стог сена. На полях зеленеют озимые, чернеет пашня.
Чувствуется всеобщая боль, которая охватила всё вокруг.
«Фашист пролетел» А. А. Пластова — картина- память, которую надо бережно хранить, пронеся через поколения, ценить героический подвиг наших людей, которые смогли ценой собственной жизни отстоять свободу нашей Родины.