Описание по картине светлый день млады финогеновой (6 класс)

Описание по картине светлый день млады финогеновой (6 класс)

Вариант 2

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое вызывает у зрителя множество эмоций и чувств. На ней изображен яркий летний день, на котором все кажется прекрасным и беззаботным. В центре картины находится девушка в белом платье, которая смотрит вдаль, на горизонт. Она выглядит очень спокойной и умиротворенной, словно наслаждается красотой окружающего мира.

Вокруг девушки раскинулся зеленый лес, в котором можно разглядеть множество оттенков зелени. Листья деревьев кажутся настолько реалистичными, что можно почувствовать запах свежей листвы. На заднем плане виднеется гора, которая добавляет картины дополнительную глубину и объем.

Картина “Светлый день” Финогеновой напоминает нам о том, что в жизни есть много прекрасных моментов, которые мы должны наслаждаться. Она показывает, что даже в самые трудные моменты мы можем найти красоту и радость. Это произведение идеально подходит для тех, кто хочет расслабиться и насладиться красотой природы.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это не только произведение искусства, но и настоящий источник вдохновения. Она показывает, что даже в самые трудные моменты мы можем найти красоту и радость. Это произведение идеально подходит для тех, кто хочет расслабиться и насладиться красотой природы.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Картина “Светлый день” Финогеновой – это произведение, которое можно рассматривать бесконечно долго. Каждый раз, когда смотрю на нее, я замечаю что-то новое и интересное. Например, на картины можно увидеть множество цветовых переходов, которые создают особую атмосферу.

Art on Web — художники в сети

биография, картины Главная → Левитан Исаак → Картины → Над вечным покоем

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество. Обсудить на форуме

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле

Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Популярные сочинения

  • Сочинение-сказка о животных (2, 3, 4, 5, 6 класс) Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды
  • Что такое литература — сочинение Литература — это один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы и так далее
  • Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Яшка — действующих лицо из выдающейся литературной работы Чехова «Вишневый сад». Юноша всегда сетовал на собственную страну. Всё ему не нравилось, то народ не тот, то образованность в стране плохая

«Покоем» (имя существительное)

Значение слова «покой» по словарю С. И. Ожегова

  • См. покой
  • Состояние относительной неподвижности отсутствия движения . Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства
  • Состояние, при котором снижается интенсивность жизнедеятельности
  • Старинное название буквы «п»

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • IIНачальная форма: покой — единственное число, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

дополнениеопределениеопределение-приложениеобстоятельство

Склонение имени существительного по падежам

кто? что?</td>покой</td>покои</td>Родительный падежкого? чего?</td>покоя</td>покоев</td>Дательный падежкому? чему?</td>покою</td>покоям</td>Винительный падежкого? что?</td>покой</td>покои</td>Творительный падежкем? чем?</td>покоем</td>покоями</td>Предложный падежо ком? о чём?</td>покое</td>покоях</td></tbody></table>

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.09

Много времени минуло с тех пор, и вот я снова здесь. Бородинское поле, где многим моим товарищам суждено было сложить голову за Отчизну. Мы были молоды и полны решимости. Нашей стране угрожал враг, мы встали на ее защиту.

В то время я находился на службе в армии Багратиона. За день до сражения я встретил своего земляка, такого же простого солдата, как и я. Мы долго разговаривали, пытаясь забить витавшую в воздухе тревогу и напряжение. Очень волновались перед ответственным боем, в котором должна была решиться судьба России. Сможем ли мы достойно принять его?

Утро 26 августа началось с команды «Стройся!». На горизонте только успел забрезжить рассвет. Я вскочил, словно и не спал, схватил оружие и оказался в строю. Нашей задачей было защищать реданы (оборонительные укрепления) и вести с них ружейный огонь. Наш редан растянулся на 50 метров.

Никогда не забуду этот день, даже если очень захочу. Французские войска атаковали нас восемь раз. Я думал, это никогда не закончится! Но командиры были рядом, никто не прятался за спинами солдат. Они вдохновляли нас своим примером, укрепляя наш дух. Мы все стояли плечом к плечу, чувствуя братскую поддержку.

Страшный бой длился целых 6 часов. Мы сдерживали напор наполеоновцев, как могли. Когда французы вновь атаковали багратионовские флеши, кто-то крикнул: «Багратион ранен!». Наш боевой дух на мгновение пошатнулся. Но генерал-лейтенант Коновницын быстро принял на себя командование, чем спас положение.

Славная была битва, ее отголоски до сих пор иногда раздаются в моих ушах. Здесь, на этом поле брани, навсегда остались многие мои товарищи. Каждый из них заслуживает вечной памяти и уважения за то, что честно сражался за родную землю, защищая ее от неприятеля. Они полегли, но этим выложили путь в светлое будущее для всех нас. Не забывайте об этом.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Пример 1 — Патриотизм стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Свое самое знаменитое произведение «Бородино» Лермонтов написал в 1837 году. Автор не знал, что это произведение прославит его в литературном мире. «Бородино» был важен во всех кругах общества, среди простых людей и среди дворян того времени. В этом стихотворении есть много ответов на вопросы, которые также актуальны и сегодня. Поэзия насыщена энергией и чувствами людей, которые пережили войну, как они молоды и хотят быть героями, совершать подвиги. В те времена многие парни хотели сделать что-то в своей жизни, чтобы это было значимо.
Автор в своем сочинении подчеркивает довольно страшные события, произошедшие в 1812 году. Что может быть хуже войны? Ничего, война — это человеческая смерть, потеря родных и близких. Началась война между Францией и Россией. На Россию напал враг, и люди были вынуждены защищать свою родину, несмотря ни на возраст, ни положение, а Бородинское сражение – лишь малая часть страшных событий. Именно эта битва осталась в великой истории, где на первый взгляд, французы одержали победу, но это только на первый взгляд. Несмотря ни на что, русские победили своего врага, хотя и казались слабее противника. Так много людей погибло с обеих сторон, но все они умерли, защищая свою землю.
Лермонтов жил в другое время, но это никак не повлияло на описание событий сражения, как будто Лермонтов сам участвовал в сражении. Автор проделал большую работу, описывая действия того трудного боя, эмоции, которые испытывали люди в то время.  Вы, конечно, поймете, что война страшна, но еще страшнее бояться и не защищать свою Родину, никто не предавал.
Лермонтов подошел к этому произведению иначе, чем к другим своим стихотворениям. Эта работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что было бы интереснее, если бы рассказ о событиях был от обычного солдата, который рассказывает все внуку

Он повествует об этих страшных событиях и акцентирует внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодые люди были совершенно другими, более смелыми и готовыми отдать жизнь за свою семью и друзей, свою землю.
Прочитав это стихотворение, можно сделать вывод, что храбрость и смелость молодых людей всегда ценилась, ценится и будет цениться. Надо быть верным честным перед своим народом, а главное быть таковым перед самим собой

Огромное счастье, что мы сейчас живем под мирным небом, и надеемся, что никогда не прочувствуем все невзгоды прошедших войн

Надо быть верным честным перед своим народом, а главное быть таковым перед самим собой. Огромное счастье, что мы сейчас живем под мирным небом, и надеемся, что никогда не прочувствуем все невзгоды прошедших войн.

Над вечным покоем. Философия Левитана

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан (1860—1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.

Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892. Третьяковская галерея.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди — песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.

Исаак Левитан. Весна — большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.

Главный «герой» картины — пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.

А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.

Справа: Вечерний звон. 1892. Третьяковская галерея, Москва.

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был очень доволен тем, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

И этюд к картине, тот самый, с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

К юбилею Млады Константиновны Финогеновой

16 января 2021 года отмечает юбилей заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Млада Константиновна Финогенова.
М.К.Финогенова – яркий представитель русской школы изобразительного искусства. В современном отечественном искусстве её творчество занимает особое место, которое определяется редким качеством художника увидеть красоту в старинном укладе провинциальной жизни и передать её зрителю.
Темы ее работ — лирические пейзажи, интерьеры русского дома и жанровые картины. Художник бережно относится к тому, что сформировало облик русского дома, она наполняет свои картины — интерьеры предметами, окружавшими в недавнем прошлом жизнь каждой семьи. Самовары, комоды, кружевные скатерти и крынки – это не от желания внести в свои работы экзотические мотивы. Это попытка показать неразрывную связь с корнями, с тем, что формирует душу русского человека. Заинтересованное отношение автора к фактуре предметного мира сообщает особое очарование и теплоту её произведениям, придает восприятию дома и природы эмоциональное звучание. На полотнах художника — возврат к истокам, устоявшееся веками бытие, не затронутое модернизацией. Сохранение этого жизненного позитива является насущной необходимостью в наш тревожный век.
Млада Константиновна родилась в 1941 году в Москве. Выросла в художественной семье, что и определило выбор профессии. Училась в Московской средней художественной школе при институте им. В.И.Сурикова, затем окончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, где руководителем её мастерской был народный художник CCCР, профессор Е.А.Кибрик. С 1969 года является членом Союза художников СССР. Работы художника находятся в Третьяковской галерее, в музее Ростова Великого и в других российских музеях, галереях, в российских и зарубежных частных собраниях.Президент Российской академии художеств З.К.Церетели, Отделение живописи, и научно-творческий коллектив РАХ поздравили М.К.Финогенову с юбилеем. В приветствии, в частности, говорится:«Дорогая Млада Константиновна!
Президиум и Отделение живописи, весь творческий коллектив Российской академии художеств и я лично горячо поздравляем Вас со знаменательной юбилейной датой.

Вы яркий представитель славной династии художников-живописцев мастер, создавший произведения, излучающих душевное тепло, гармонию и солнечный свет. Темы ваших работ — лирические пейзажи, интерьеры русского дома и жанровые картины. Несущие в себе любовь к окружающей природе, дому, которой Вы щедро делитесь со зрителем. Каждая деталь интерьера оказывается на своём месте, в композиции нет лишних деталей. В ваших работах нет дисгармонии, контрастов, цвет звучит спокойной мелодией. Ваша художественно-профессиональная манера индивидуальна и самобытна. Вы создали свой неповторимый авторский стиль, привлекающий особой художественной выразительностью произведений.

Вы постоянный участник московских, республиканских, всероссийских и зарубежных профессиональных художественных выставок.

Многие Ваши работы являются собственностью Союза Художников СССР, Министерства Культуры РСФСР и СССР, хранятся в музеях, галереях, частных собраниях России и СНГ, а также в музеях и частных коллекциях за рубежом.

Желаем Вам, дорогая Млада Константиновна долгой жизни, полной успеха и процветания! Пусть время пролетает незаметно, когда вы стоите лицом к холсту, проводя кистью, играя с цветами, оживляя свои мысли, создавая те прекрасные произведения искусства, которыми мы восхищаемся, которые делают нашу жизнь по-настоящему красивой. Пусть каждый день Вашей жизни будет удивительной картиной счастья, доброты, любви, благополучия и гармонии.

Президент Российской академии художеств, народный художник России З.К.Церетели»

Отделение живописи РАХ

Управление информации (пресс-служба) РАХ

версия для печати

История написания

О том, какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино», можно узнать после прочтения стихотворения или знакомства с историей его создания. По содержанию это отклик поэта на события, произошедшие 27 августа (7 сентября) 1812 г. под Москвой в окрестностях Бородинского поля. Стих был написан в 1837 г., когда народ России торжественно отмечал 25-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г.

Идеей написания стихотворения послужили услышанные в 1832—1834 гг. воспоминания ветерана Афанасия Столыпина (1788—1864) — родственника поэта по линии бабушки. Из его рассказа заимствованы многие детали и смысл сюжета. Представлена в произведении и сама личность рассказчика.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, напи­санное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.

Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.

У Лермонтова о подвиге народа, о великом историчес­ком сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредст­венный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе сол­дата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солда­та, дает содержание и смысл происходящему.

Будучи рассказом рядового участника событий о вели­ком историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показы­вает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского сол­дата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.

В этом и состоит философское значение поэмы Лер­монтова как поэмы о народном самосознании.

Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей на­тяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.

Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:

Забил снаряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою.

И в эту же секунду произошло чудесное перевоплоще­ние: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привы­кшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.

Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все про­порции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчис­лимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: