Картины Маковского с названиями
За долгий творческий путь мастер оставил множество картин жанра исторического портрета, портретов соотечественников. Расскажу о знаменитых произведениях художника.
Боярыня – представительница романтического периода творчества Константина Егоровича. Мастер весьма интересовался историей Руси 15-17 веков, нередко идеализируя эпоху. Картина представляет взору зрителя богато одетую молодую женщину, вероятно, дочь или жену состоятельного боярина. На героине богатые одежды, жемчужные украшения, каменья. Она лукаво смотрит на зрителя, приоткрыв ларчик-сокровищницу со множеством других украшений.
Эскиз Маковского, выполненный пастелью. Еще одна работа «романтического» периода художника в жанре ню. Неизвестная модель сидит, поджав одну ногу. Ее лицо томное, взгляд устремлен вдаль. Убранные волосы придают модели схожесть с греческими нимфами, героинями классических античных сюжетов.
Картина передвижнического периода творческого пути Маковского. Сюжет навеян путешествиями художника по российским губерниям. Старшая сестра несет на плечах младшего брата, также не забыв полный собранный передник грибов. Вероятно, непогода застала их во время «грибной охоты». Известно, что Маковский рисовал детей с натуры, встретив их в Тамбовской области.
Написанный маслом портрет типичной русской красавицы глазами Маковского. Традиционный российский идеал красоты рукою мастера приобрел вполне узнаваемые живые черты. Округлое овальное лицо модели, чуть тронутое румянцем, яркие, ясные глаза голубого цвета. Русая густая коса аккуратно обрамляет тонкие черты лица, подчеркивая нежность девушки. Цветочный венок, выполненный крупными мазками, добавляет сказочности и возвышенности образу модели.
Классический средневековый сюжет кисти Маковского приобрел характерные его творчества черты: сильные мазки, «светящийся» фон, нарочитая «русскость» стиля, образа моделей. Джульетта выглядит типичной русской красавицей, аналогичной другим девушкам-моделям в работах автора. Изображена сцена свидания знаменитых возлюбленных.
Знаковая для Маковского картина. Увидев произведение, император Александр II поразился талантом творца, купив полотно. Так началась карьера художника в качестве «светского портретиста». Константин Егорович – первый русский живописец, допустивший откровенную эротизацию традиционного образа русалки-нежити, утопленницы.
Отчасти автобиографическая картина. Изображен младший сын творца, Сергей, ворующий яблоко, подготовленное для натюрморта. Картинка несколько «барочная», избыточная декоративность элементов несвойственна даже для «романтического реализма» Маковского.
Типичный представитель импрессионистского реализма Константина Егоровича. Произведение изображает молодую девушку, одиноко сидящую в тени большого дерева. Игра светотени, благодаря энергичным мазкам, создает рассеянный эффект проходящего сквозь древесные ветви солнечного света. Картина наполнена спокойствием, лирическим настроением, лицо, образ модели – привычны для художника.
Картина показывает одинокую безутешную вдову. Ранний, постакадемический период творчества Константина Егоровича. Темные тона наряда подчеркивают, что потеря героини совсем свежая, неоплаканная. Профиль модели подтверждает типичность внешнего образа для творчества художника: ровный нос, черные брови – русская красавица Маковского.
Последние часы жизни великого Ивана Грозного, написанные по мотивам рассказа английского дипломата Горсея. Кроме мертвого царя, здесь также присутствуют седьмая жена правителя, Борис Годунов, царевич Федор, Василий Шуйский.
«Воззвание Минина нижегородцам», 1896
Монументальное масштабное полотно Маковского, изображающее Кузьму Минина, земского нижегородского старосту, призывающего горожан отдавать пожитки, добро на нужды народного ополчения. Данное полотно – картина-долгострой. Художник писал (включая этап набросков) произведение 26 лет.
Биография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром — известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самостоятельным живописцем.
Маковский «В сельской школе», сочинение по картине
Владимир Маковский был известным художником девятнадцатого, начала двадцатого века. К живописи он проявил заинтересованность еще в раннем возрасте, поэтому свою профессию он выбрал заранее. Окончив училище живописи, художник начал писать картины бытового жанра. Многие из его полотен находятся в музеях и галереях. Например, картина Маковского под названием В сельской школе, находится в Туле в областном художественном музее. Выполняя домашнее задание, мы должны написать сочинение-описание картины Маковского В сельской школе.
Маковский: В сельской школе
Картина В сельской школе была написана в конце девятнадцатого века, в 1883 году. Используя насыщенные масляные краски, Маковский запечатлел мгновение, изображая привычный день сельских детей, которые пришли в школу за знаниями.
Описание картины
Все мы привыкли видеть современные школы с обустроенными классами, однако такие работы, как картина Маковского В сельской школе позволяют увидеть условия, в которых приходилось учиться детям позапрошлого века. Взглянув на полотно, сразу и не поймешь, что это школа. Мы попадаем в деревянную избу, где видим длинный стол. За этим столом сидят дети, и наш современник тут же подумает, что это какой-то сельский праздник. Но это только на мгновение. Рассматривая детали все становится понятно. Мы видим детей за столом, но вместо еды, они склонились над тетрадками. И здесь осознаешь, что они учат грамоту на уроке. Над одним из учеников склонилась учительница. Она пытается помочь ребенку, у которого что-то не получается. На переднем плане справа мы замечаем доску. Рядом со школьной доской сидит вторая учительница, которая слушает ответ двух учениц. Женщина сосредоточена и готова в любую минуту подсказать или же оценить ответ девочек.
Кроме этого мы замечаем двух мальчиков. По возрастной категории я бы их отнес к дошкольному возрасту. Но тогда что они делают в школе? Скорее всего дети забежали из любопытства. Они решили посмотреть, как проходит учеба в сельской школе, где возможно учится их брат или сестра. Один из мальчиков стоит в дверях, а второй успел присесть на небольшую скамейку.
Комната просторная, с большими окнами. В углу, как это было принято в те времена, находится икона, чуть левее на стене расположен плакат. В комнате чисто, и главное каждый ребенок занят, и с жадностью впитывает каждое сказанное учителем слово.
Особенная картина
Глядя сегодня на работы Маковского, кажется, будто это не картина, а некое «окошко» в прошлое. Его работы позволяют провести сравнение и отметить, насколько сильно всё изменилось с той поры. И пример тому – творение, названное мастером «В сельской школе».
Эта картина стала одним из отражений идей народничества, которые оказали сильнейшее влияние на Маковского. Автор стремился показать обыкновенные будни села, и это – одна из выбранных им граней. Рассматривая картину, поневоле удивляешься, насколько отличается изображённая школа от учебных заведений нашего времени.
Взгляните на картину «В сельской школе». Перед нами – изба, где находятся дети разного возраста. Разумеется, в ту пору в деревнях не могли позволить себе делить учащихся на классы (часто на всё село был один учитель), а потому получали знания ребята совершенно разных возрастных категорий. При первом же взгляде на полотно заметно, что Маковскому были интересны все его герои – каждому он придал особенные черты и индивидуальность.
Владимир Егорович Маковский «В сельской школе», 1883 годМестонахождение: Областной художественный музей, Тула, Россия
2 вариант
Школа – один из самых ярких моментов в жизни любого человека. Годы, проведённые в ней, пролетают незаметно. Это словно родной дом, в котором ждут тебя братья и сёстры, заботливые учителя, точно настоящие родители. Но как учились дети в далёкие времена? Владимир Маковский запечатлел в своей картине школу 19-го века, чтобы потомки могли увидеть разницу.
Изучая творение художника, вначале бросаются в глаза персонажи. Они составляют основу произведения. Героев настолько много, что углубляться в образ каждого из них большинство зрителей не станут. Поэтому стоит выделить главное. Почти все персонажи – дети. Возраст примерно у всех одинаковый. Класс наполняют девчонки и несколько мальчишек. Люди разные. Отличие начинается в одежде и заканчивается во внутреннем мирке. Но объединяет всех учёба
И уже неважно, кто из них отличник, а кто двоечник: маленькими шажками все движутся по лестнице, ведущей во взрослую жизнь. В этот период жизни детки ещё не осознают в полной мере ценность настоящего момента
Возможно, эту мысль хотел передать зрителю Маковский.
Ближе к зрителю – маленький мальчик в красной рубахе. Сидит на стульчике, опустив босые ноги на деревянный пол. Главное в этом образе – лицо. Наверное, каждый вспоминает себя на его месте: идеальных учеников не бывает, жестокая критика порой наносит сокрушительный удар, отбивая желание даже пытаться усвоить материал. Самое страшная в этом – реакция родителей. Об этом размышляет юный ученик с унылым взглядом, отвернувшись от остальных.
Переходим к главному отличию старых школ от современных. Нет, это не деревянный огромный стол для учеников. И даже не длинные скамейки. Отличие кроется в уважении ученика к учителю. Конечно, в наше время многие ценят этот тяжёлый труд, который круто бьёт по душевному состоянию. Но далеко не все. Хуже всего, когда сами родители этого не понимают. Или не хотят понимать. Раньше дела обстояли иначе. Стояло правило: учитель – авторитет. Чтобы это понять, достаточно бросить мимолётный взгляд на сосредоточенные лица ребятишек. И никого заставлять учиться не надо было.
Душевная картина. Здесь прекрасно всё: интерьер, природа за окном, взрослые женщины, детишки. Шедевр дарит настроение любому, кто на него взглянет.
Вариант 8
В сельской школе, изображенной на картине В.Е. Маковского, я вижу прекрасный образец учебного заведения, где дети серьезно и ответственно относятся к своему образованию. Ребята старательно выполняют задания, прислушиваются к учительнице и пытаются усвоить учебный материал. Это подчеркивает серьезный и ответственный подход к учебе, который, в свою очередь, является фундаментом для успешного будущего.
Однако, в этой сельской школе также присутствует детская беззаботность и радость. Два мальчика слева от партии играют, демонстрируя детскую беззаботность и радость. Это создает контраст между серьезным обучением и игровой активностью. Этот контраст добавляет веселый и легкий настрой, что помогает детям не только учиться, но и просто наслаждаться жизнью.
Две девочки у доски, возможно, рассказывают домашнее задание. Одна из них выглядит взволнованной и переживает, другая старается дать правильный ответ. Эти эмоции и вовлеченность в учебный процесс отражают серьезное отношение к образованию сельской школы. В то же время, окно в классе демонстрирует прекрасную теплую и солнечную погоду за окном
Но дети не обращают на это внимание, углубленные в свои учебные занятия. Это показывает, что образование в приоритете для учеников и они готовы настроиться на учебу независимо от окружающей обстановки
В классе представлены дети разного возраста, что отражает особенности сельской школы с ограниченными классами. Младшие дети, мальчишки из детского сада, забежали в класс, проявив интерес к будущему месту учебы. Это создает атмосферу общности и перехода от поколения к поколению. Иконопись на стене и плакаты символизируют духовные и образовательные аспекты школьной жизни.
Также, на картине видно, что в этой сельской школе царит общая атмосфера спокойствия и доброты. Учителя вежливы и заботливы, а дети старательны и интересуются учебой. Все это формирует положительное представление о сельской школе, где обучение проходит с энтузиазмом и взаимным уважением.
В своей жизни я также видела подобные сцены, которые отражают идею сельской школы на картине. Например, в моей родной деревне дети всегда сознательно и ответственно относились к учебе. Они были готовы учиться даже в небольших классах, их связывала общность и взаимопомощь. Это позволяло им достичь успеха не только в учебе, но и в жизни.
В заключение, картина «В сельской школе» В.Е. Маковского передает образ идеальной сельской школы, где дети серьезны и ответственны по отношению к учебе, но в то же время сохраняется радость и детская беззаботность. Эта картина вдохновляет на стремление к знаниям и показывает, что сельская школа может быть идеальным местом для образования и развития детей.
Мне нравится624Не нравится284
Рейтинг сочинений
2309
860
563
451
340
296
282
273
Иллюстрации к книгам — Мэрген, Амурские сказки, Дерсу Узала
В 1965 году Павлишин начал активное сотрудничество с Хабаровским книжным издательством. Первой книгой, проиллюстрированной молодым художником, была нанайская сказка «Мэрген и его друзья».
Но настоящую популярность приобрели блестяще выполненные иллюстрации к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки». Художник пристально изучал культурное наследие дальневосточных народов. Он наблюдал за тем, как трудятся резчики по кости, как швея вплетает бисер в вышитый узор на одежде, как появляется резное кружево на нанайском туеске. Высокую оценку работе Павлишина дал академик А. П. Окладников, отметивший его индивидуальный стиль, объединяющий глубокие знания культуры Приамурских народов, оригинальные композиции и мастерски выполненный рисунок, который составляет с текстом единое целое.
Книга «Амурские сказки», великолепная во всех отношениях, была удостоена главного приза на Братиславской международной биеннале детских книг — «Золотое яблоко». Первое издание было в 1975 году, переиздания — в 1977 и 1980 годах. В 2014 году издательство «Речь» к 75-летию художника выпустило «Амурские сказки», дополненные новыми рисунками. В 2016 году вышло подарочное издание, вызвавшее настоящий восторг у ценителей Дальневосточной культуры.
Всего было оформлено более 100 книг. Иллюстрации к изданиям «Огненные листья», «Таежные родники», «Серебряный кубок» В. Комарова, «Таежные зори», «Поклон тайги» и другие были удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов. Книги, проиллюстрированные Павлишиным, выходили в США, Франции, Японии, Греции и других странах.
В Японии была издана книга проводника К. П. Арсеньева о жизни Дерсу Узала. Японские искусствоведы высоко оценили мастерство хабаровского художника, изображающего дальневосточную природу настолько живо, что по его рисункам можно получить полное представление о растительном и животном мире Дальнего Востока. За иллюстрации к книге Т. Кандзава «О, мой брат олень» ему была вручена Серебряная медаль.
Детство и юность Константина Маковского
Автопортрет
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Много лет спустя Константин Егорович писал:
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.
Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.
В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова
А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.
О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.
А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».
Творчество художника Константина Маковского
Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика.
Селедочница
А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
И был удостоен звания профессора Академии живописи.
В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».
Болгарские мученицы
К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.
Боярышня у окна
Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.
На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.
Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.
Художник Владимир Егорович Маковский. Картина маковского
Главная » Картины » Картина маковского
Годы жизни: 1846—1920
Владимир Маковский: картина «Вечеринка»
В одном из залов Государственной Третьяковской галереи висит небольшая картина.
…В комнате, тускло освещенной керосиновой лампой под зеленым абажуром, несколько человек, преимущественно студентов, собрались вокруг стола, на котором стоит самовар и все приготовлено к чаю. Но никто не притронулся к нему.
Все слушают девушку-курсистку. Волевая, энергичная, она с большим подъемом произносит речь. Это картина художника Владимира Егоровича Маковского «Вечеринка» (1875-1897 гг.).
Но художник изобразил не вечеринку, а нелегальную сходку. Вдохновленная прекрасной идеей, девушка смело и решительно выступает перед собравшимися. Юное лицо серьезно и взволнованно.
Видно, что среди собравшихся нет полного единства. Выступление девушки они воспринимают по-разному: одни — восторженно, другие — настороженно-скептически, третьих ее слова заставили задуматься. Но всех их объединяет одно великое дело, во имя которого они готовы вынести самые тяжелые испытания.
Другие картины русского художника Маковского
Маковский, которого глубоко волновали судьбы русского народа, не мог пройти мимо растущего революционного движения. В 1879 году он создает картину «Осужденный».
Жандармы выводят из здания суда арестанта, приговоренного к каторге. Его встречают рыдающие отец и мать. Но сын решителен и суров. Только руки, сжимающие фуражку, выражают его душевное состояние.
Уверенность в своей правоте придает ему силы.
Этой же теме посвящена картина «Ожидание у острога». Толпа людей с узелками в руках ждет появления близких, которых отправляют по этапу в Сибирь.
В разгар революционных событий 1905 года в Петербурге художник был очевидцем расстрела безоружной толпы царскими жандармами на Васильевском острове. Под впечатлением увиденного он создал композицию «9 января 1905 года. Васильевский остров».
Народные бедствия никогда не оставляли художника равнодушным. Кровавую трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации Николая I Маковский запечатлел в картине «Ваганьковское кладбище» (1901). Ненастное, холоднее утро.
Тоненькие голые деревца гнутся на ветру. Покосившиеся деревянные кресты. Кругом свежие могилы, простые гробы, ряды неопознанных трупов. Обезумевшие от горя люди ищут среди мертвых своих близких.
Талантливый художник, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, Маковский всю свою жизнь посвятил творчеству, повествующему о судьбах простых людей. Большинство его живописных работ — это небольшие картины-новеллы, короткие, яркие рассказы о жизни людей. Таковы его картины «Объяснение», «Варят варенье», «Секрет», «Приятели» и другие. Это роднит его с А. П. Чеховым.
Жизнь народа, и героические, и теневые ее стороны, хорошо известны художнику.В картине «На бульваре» (1837) изображены молодой деревенский парень, работающий в городе, и приехавшая к нему в гости из деревни жена с ребенком.
Мимо проходят люди, и никому нет дела до этой семьи, затерявшейся в большом городе.
Картина «Свидание»
Увидев однажды, невозможно забыть картину «Свидание» (1883).
Женщина пришла в город издалека, чтобы повидать своего сына, отданного «в люди». Мальчик отупел от голода и побоев. Он жадно ест принесенный матерью калач, боясь, что в любую минуту его счастье прервет окрик хозяина. А мать, пригорюнившись, смотрит на сына, грязного, растрепанного, в рваном фартуке. Она прекрасно понимает, как невыносимо тяжела жизнь мальчика, но бессильна помочь ему.
Художник Маковский: биография и творчество
Маковский вырос в семье, где все увлекались искусством. Оба его брата и сестра также посвятили себя живописи.
Под руководством отца пятнадцатилетний Владимир для вступительных экзаменов в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1861 году написал портрет мальчика, торгующего квасом.
Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» (1869) принесла художнику большой успех.
В картине «Ночное» (1879) несколько ребятишек, затаив дыхание и не сводя глаз, слушают босоногого мальчишку, который что-то увлеченно рассказывает — наверное, какую-нибудь страшную историю про чертей и ведьм.
С большой симпатией изображает художник детей в картинах «Игра в бабки» (1870), «От дождя» (1887), «Девочка с гусями» (1889).
Картины Маковского — это история русского общества. В них художник нередко поднимался до глубокого социального обобщения.
По материалам старого советского журнала…
Биография художника Константина Маковского
А Константин Егорович, унаследовав увлечённость отца, собирал все шедевры русского старинного мастерства, но это была «красивая старина». Что-то он умело пристраивал в жилых комнатах и мастерских, а потом использовал в своих картинах, а что-то просто выставлял в свой старинный большой шкаф из чёрного дерева, чтобы потом любоваться и восхищаться красотой и умением русских мастеров.
На карнизе камина стояла старинная домашняя утварь: серебряные ковши, кубки, рукомойники, опахала – предметы боярских времён. Старинные боярские , разноцветные сарафаны, унизанные жемчугом поручи, кокошники, расшитые жемчужными кружевами – все это можно увидеть на картинах художника. А кроме вещей, с любовью собранных Константином Егоровичем, в его картинах принимали участие и люди, собиравшиеся вокруг него. Иногда разыгрывали сцены из боярского быта, которые затем переносились на холст. И это вызывало, несомненно, горячий интерес зрителей, ведь они через картины Маковского приобщались к познанию истории Руси и культуре предков.
Дочь художника в своих воспоминаниях рассказывала, как «… ставились роскошные «живые картины» из боярского быта…». Приглашённых на эти вечера иногда было до 150-ти человек, среди которых были и представители старинных родов, потомки тех, кого изображал художник. Они «…ловко и красиво облачались в парчовые и …» с тем, чтобы воспроизвести в них сцену, задуманную художником. Так появились картины – «Свадебный пир», «Выбор невесты» и многие другие картины.
Примечания
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.3.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.381, 390.
- ↑ 12Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А—В. СПб, Palace Editions. 1997. С. 18.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.22-23.
- Художники народов СССР. Биографический словарь. Т. 1. — М., Искусство, 1970. — с.43-44.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.5.
- 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.5.
Ученики на картине «В сельской школе»
Тематически можно разделить картину на три части. Самый центр её занимает стол с лавками, за которыми ученики выполняют задания. Интересно, что если бы не доска, находящаяся в избе, можно было бы предположить, что ребята попросту находятся дома и делают уроки. Дети увлечены своей работой и не вызывает сомнения, что им очень интересно то, что задал учитель.
В левом углу картины можно заметить двух маленьких загорелых мальчуганов. Они точно не являются учениками, однако решили заглянуть в школу и посмотреть на учёбу. Разумеется, никто им не запрещает этого делать. Тем более, по лицам ребят можно заметить, что им интересно уже сейчас приобщиться к этому таинству – получению знаний. Не исключено, что малыши мечтают о времени, когда сами смогут посещать школу.
Третья часть находится справа. У доски мы видим учительницу и двух девочек, которые отвечают на вопрос педагога. Правда, по их позам можно понять, что далеко не всё так гладко, как хотелось бы. Старшая из девочек потупила взор – она не может справиться с заданием. А вот младшая держит голову высоко и смотрит вперёд более уверенно. Либо она считает, что есть надежда дать верный ответ, либо и вовсе точно знает его.
По положению тела, рук, головы, взглядам детей можно понять, какие эмоции испытывает каждый из учеников. Одни явно не уверены в том, что делают задание правильно, а потому пользуются помощью более сообразительных товарищей, другие усидчиво сидят над своими тетрадями.
Ребята ведут себя по-разному, но они сплочены единым порывом – интересом к учёбе. Только посмотрите: в окно избы льётся солнечный свет, а никто из детей даже не думает взглянуть на улицу. Здесь нет тоски в глазах или уныния при взгляде на «свободную» ребятню, играющую во дворе. Зато присутствуют энтузиазм и жажда познания нового.
В центре картины – дети, увлечённо работающие над полученными от учительницы заданиями
Благодаря Владимиру Маковскому и его картине «В сельской школе» мы можем сравнить современные и прежние условия обучения. Полотно показывает нам обыкновенный деревенский дом, в который принесли доску и лавки, превратив его в «храм знаний». Здесь нет ни высоких технологий, ни особенного комфорта. Но при этом на картине присутствует то, что сегодня редко можно увидеть в школьных классах и университетских аудиториях. В каждом из детей чувствуется желание учиться, что особенно ярко раскрывает живость и любознательность ребят того времени.