Слайд 421830 — «Мой дом» Декларация того, что пространство, в котором живет лирический
герой, безгранично, как космос. Дом поэта — это вселенная без начала и конца, его кровля и стены — лишь условные границы того пути, который нельзя измерить ни взглядом, ни шагами, а только душой, кровля достигает звезд. Лермонтовский лирический герой бездомен в привычном, земном понимании этого слова, но лишь потому, что его дом — «везде, где есть небесный свод». В этом доме не тесно, в нем есть место чувству правды, которое названо «святым зерном вечности»; в нем же он страдает и находит утешение. В этом стихотворении звучат довольно редкие для лермонтовской лирики слова благодарности всемогущему Творцу за его творение; этот «прекрасный дом» описывается как божественный подарок.
Вариант 2
Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова позволяет условно разделить его поэзию на две большие группы: стихи о свободе и стихи на другие темы. Тема свободы в творчестве поэта раскрывается через описание Лермонтовым той или иной социальной общности. Например, в одном из стихотворений поэт рисует яркий образ вольнолюбивых славян, колокола которых звенят только на свободе. Стремление быть свободными позволило славянским племенам объединить усилия в борьбе против монголо-татарского ига.
Свобода ассоциируется у Лермонтова с такими чертами характера лирических героев, как смелость, отвага, мужество. Так, в произведении «Новгород» поэт упрекает славянский народ в том, что они не проявляют мужества.
Кроме того, тема свободы просматривается в произведениях Лермонтова о конкретных сильных личностях. Так, например, в стихотворении «Листок» автор олицетворяет сильного, целеустремленного человека с дубовым листочком, который сорван ветром с дерева. Но листок не чувствует себя погибающим, он бесстрашно отправляется в путешествие по миру. Он чувствует запах свободы, который пленит и манит. Путешествуя, листок подлетает к молодому деревцу и просит приюта. Однако дерево тоже любит свободу, ему не нужен полузасохший листок. Здесь автор показывает обратную сторону любви к свободе: человек, стремящийся к воле и свободе, может оказаться один на один со своими мыслями и чувствами. Рассчитывать на понимание и поддержку со стороны окружающих вольнолюбивый человек не может. Подтверждение этой мысли можно найти в стихотворении «Волга».
Лермонтов тонко подмечает, что мысли о свободе появляются у человека тогда, когда он чувствует, что его в чем-то ограничивают, когда на него давят окружающие. Наглядный пример этому – стихотворение «Узник». Это стихотворение вовсе не о заключенном, как может показаться сначала. Герой этого произведения – одинокий человек, который хочет вырваться на свободу из плена собственных мыслей.
Человек, которому не хватает свободы, сравнивается поэтом с птицей в клетке. Так, в произведениях «Соседка» и «Сосед» люди являются пленниками собственных квартир. Им предлагают открыть дверь и вдохнуть сладкий воздух свободы, но на это трудно решиться. Вот и смотрят соседи друг на друга с тоской во взоре, обрекая себя на вечное заточение. Они не смогут стать свободными при жизни, потому что боятся нарушить социальные нормы, не могут изменить своим жизненным принципам. Они свободны только в собственных фантазиях, ведь мысли невозможно обуздать и заточить в клетку. Но по-настоящему свободными их сделает только смерть.
Таким образом, тема свободы красной нитью проходит через творчество Лермонтова. Вероятно, это связано с особенностями характера поэта.
Другие сочинения:
Краткий рассказ о жизни поэта
Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.
В детстве Михаил Лермонтов много болел, бабушка возила внука на Кавказ в Пятигорск, чтобы на минеральных источниках укрепить его слабое здоровье. Поездка в 1825 г. на десятилетнего Михаила произвела неизгладимое впечатление. Величественные горы Кавказа, самобытная культура горных народов, рассказы о войне с горцами русских офицеров, лечившихся в Пятигорске,– все это осталось в памяти впечатлительного ребенка. После этой поездки Лермонтов запишет в своем дневнике: «Кавказские горы для меня священны». После возвращения в Тарханы здоровье мальчика значительно улучшилось.
Лермонтов в детстве
Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.
После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета.
С юности Лермонтов писал стихи, но свои сочинения не печатал, изредка читал только в своем ближайшем окружении. Кумиром молодого поэта был Пушкин, с которым он не был знаком лично. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов написал полное негодования стихотворение «Смерть поэта». Это произведение тоже могло остаться неизвестным, если бы Лермонтов не дал его прочитать своему другу Святославу Раевскому, который стал делать копии стихотворения и раздавать своим друзьям, те же переписывали текст для своих знакомых. Стихотворение «Смерть поэта» за несколько часов разошлось по Петербургу. Это стихотворение не только принесло поэту настоящую славу, но и сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова.
За крамольное стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.
Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.
Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.
Сочинение Мцыри как идеал Лермонтова
Тяжелая судьба свободолюбивого монаха была рассказана юным Лермонтовым в поэме «Исповедь», однако данное произведение по каким-то причинам не удовлетворяло самого поэта. Это была незамысловатая история о трагической любви юноши, поддавшегося искушению. Воспитанника монастыря, осмелившегося полюбить, казнили.
Вдохновение вновь посетило поэта весной 1937 года — во время его первой ссылки на Кавказ. Путь Лермонтова лежал через Тифлис. Там Михаил Юрьевич встретил пожилого монаха, бродившего по развалинам монастыря. Тот рассказал Лермонтову историю своей жизни. Он, плененный в детстве русскими военными, был отдан на воспитание монахам. С ранних лет мальчик был лишен родительского тепла. Служители монастыря, привыкшие к отшельнической жизни, не могли восполнить отсутствие любви. Между тем юноша постоянно мечтал сбежать от темных келий, ставших для него тюрьмой. Исповедь старика настолько впечатлила поэта, что тот решил положить ее в основу будущей поэмы.
«Мцыри» — история об отчаянно борющемся за свободу монахе, с которым невольно отождествлял себя и сам Лермонтов. Именно этот герой, по словам знаменитого критика Виссариона Белинского, был любимым идеалом поэта.
В своем произведении Лермонтов поднимает одну из важнейших тем того времени — тему свободы. Декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в 1925 году, искали освобождения от гнета царизма для себя и своих соотечественников. К свободе стремится и идеальный герой поэта. Мцыри — невольник, днем и ночью мечтающий о побеге из монастырской темницы. Вскоре ему удается осуществить свое желание: ночью он сбегает в погруженный во тьму лес.
Мцыри наделен самыми лучшими качествами романтического героя — он эмоционален и раним, не может примириться с жестокими законами общества. Еще одна черта, присущая свободолюбивому монаху — любовь к природе. Он наслаждается шелестом листьев, наблюдает за плывущими в синем небе облаками. Красота дикой природы Кавказа завораживает Мцыри, пробуждая в его сердце лучшие чувства. Заветная мечта юноши наконец сбылась: он обретает свободу.
Отважному монаху удается победить в схватке свирепым барсом — не это ли признак того, что Лермонтов возвышает своего идеального героя? Вольнолюбивый дух, по мнению поэта, сильнее жесткого общества. Именно ему суждено победить тиранию и прославить истинную ценность человеческой жизни — свободу
Мцыри – любимый идеал Лермонтова
Сейчас читают:
История любви Мастера и Маргариты сочинение
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» представлены перед читателем философские вопросы, показано современное ему общество. И, на фоне общественной и религиозной тем, представлена история любви главных героев романа – Мастера и Маргариты.
Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.
Сочинение на тему Счастливая жизнь
Пожалуй, каждый человек хоть раз в своей жизни задумывался о том, какой же должна быть настоящая счастливая жизнь.
Сочинение Моя подруга (описание внешности)
Меня зовут Маша Иванова. Я учусь в пятом классе. Мою лучшую подругу зовут Женя. Она третьеклассница. А еще она моя двоюродная сестра
Но это не важно. Вместе нам очень хорошо. Сочинение на тему Звуки лета
Люди, живущие в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата, большую часть года живут в своих жилищах и лишь летом выезжают отдыхать на природу, часто на море
Сочинение на тему Звуки лета
Люди, живущие в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата, большую часть года живут в своих жилищах и лишь летом выезжают отдыхать на природу, часто на море.
Сочинение Голова профессора Доуэля 5 класс
Данное произведение относится к жанру научной фантастики
Автор комментировал, что это частично автобиография, так как он в процессе тяжелой формы болезни туберкулеза позвоночника
Тема свободы в лирике Лермонтова сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт. Он писал свои стихотворения на разные темы. Ведущей темой в лирике М. Ю. Лермонтова стала свобода. Поэт считал, что свобода — это главная ценность для человека, ведь это необходимый элемент для развития человека. Особенно популярной данная тема была в моменты ссылки поэта, когда Лермонтов был отрезан от всего мира и лишён главной ценности жизни. Эта потребность свободы и привела поэта к созданию такого величайшего произведения, как поэма «Мцыри». Главным героем здесь является молодой узник, который с малолетства живёт в монастыре. Совсем скоро он должен был принять обет, но все это совершалось против воли героя, ведь его желанием было возвращение на Родину. Вот Мцыри решил сбежать из монастыря. Три дня он пробыл на свободе и впоследствии называл эти дни лучшими в своей жизни. В конце концов герой погибает, потому что жить в неволе он не может. Всё детство он пробыл на Кавказе, среди гор, для его народа свобода — это главное в жизни. Только погибая, он обретает то, чего так хотел, но уже в загробном мире.
Обычно Лермонтов в своих стихотворениях выражал свои мысли, чувства, стремление к свободе. Например, стихотворение «Парус». Здесь рассказывается об одиноко белом парусе, который в бурю пытается найти спокойствие и счастье. Но вот буря закончилась, небо теперь светлое, пробиваются солнечные лучи. Но одинокий парус не рад этому, ему нравится метаться во время бури.
Автор хотел сказать этим произведением то, что намного лучше жить на свободе в вечных поисках, чем провести всю жизнь на нелюбимой земле, где царит спокойствие.
Пересечение свободы и одиночества наблюдается в стихотворении «Воля». Лирический герой данного стихотворения очень беден, у него нет ничего, он одинок. Однако, герой счастлив, ведь он свободен. Лирический герой нашёл друзей и товарищей в природе — это деревья, собеседником для него является степь. В этом стихотворении автор показывает, что в большинстве случаев свободные люди очень одиноки.
Также в лирике поэта затрагивается тема поэзии и свободы. Примером является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Всю жизнь за произведениями Лермонтова следили, никакой свободы слова у него, конечно, не было. В этом стихотворении автор смело заявляет, что он рад покинуть Родину и избавиться от «всевидящего глаза и от всеслышащих ушей». Михаил Юрьевич надеется обрести свободу за стеной Кавказа.
Таким образом, тема свободы наблюдается во многих стихотворениях. Лирические герои Лермонтова всегда свободолюбивы, они стремятся к свободе и жить в заточении не могут.
Лермонтов и Мартынов
Зимой 1841 года Михаил Юрьевич ненадолго вернулся в Петербург, надеясь уйти в отставку и посвятить себя литературе. Но бабушка высказывается категорически против такого решения, и внук уступает. В начале весны он снова отправляется на Кавказ против своего желания.
Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 г.
Там, в Пятигорске происходит роковая встреча с Николаем Соломоновичем Мартыновым, майором в отставке, с которым Лермонтов был знаком еще со времен учебы в московской школе юнкеров. По какой-то причине Лермонтов выбрал отставного майора частым объектом своих шуток. Известно, что Николай Мартынов также пробовал себя в стихосложении и прозе, и Лермонтов не упускал случая поддразнить его колкими и обидными высказываниями на счет невыразительности его сочинений.
Да и в целом постоянно задевал самолюбие Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон», «Скинь бешмет свой, друг Мартыш» – дословно известные высказывания Лермонтова. Николай несколько раз предупреждал Михаила, что его терпение не безгранично, и он будет вынужден призвать поэта к ответу
Но Лермонтов, избалованный вниманием, только смеялся в ответ, отвечая, что ничего не боится. Когда же Михаил Юрьевич стал позволять себе издевки и в присутствии дам, Мартынов более не мог терпеть и вызвал обидчика на дуэль
Михаил Лермонтов: вторая ссылка на Кавказ
По решению суда Михаил Юрьевич снова был сослан на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк – теперь это были совсем другие условия, по сравнению с первой ссылкой: поэт фактически оказался на передовой Кавказской войны. Также был приказ императора не выпускать Лермонтова с первой линии. Но корнет с первых же дней показал себя вполне готовым к войне. Начальство рапортует, что Лермонтов несколько раз отличился «мужеством и хладнокровием» в бою, однако Николай I оставил эти донесения без внимания и наград поэту не выдал.
А Михаил Юрьевич их и не ждал. Все свободное время он мыслями в новых произведениях: у него одно за другим рождаются стихотворения
Но основное свое внимание он направил на написание романа. Именно в эти месяцы рождается «Герой нашего времени»
Печорин и княжна Мери. Художник В. А. Поляков.
Сначала роман печатался в «Отечественных записках» отдельными главами, а чуть позже вышел самостоятельной книгой. Также в это время увидел свет единственный прижизненный сборник сочинений Лермонтова, в который вошло 26 стихотворений и две поэмы: «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова».
Вариант 2
Тема свободы является одной из главных в лирике М.Ю. Лермонтова. Он выражал свои мысли о свободе в различных произведениях, начиная от стихотворений и заканчивая романами. В своих произведениях Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере. Он считал, что свобода – это не только отсутствие оков, но и возможность самореализации.
В стихотворении “Свобода” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. Лермонтов считал, что свобода – это не только отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях.
В романе “Герой нашего времени” Лермонтов показывает, что свобода – это не только отсутствие оков, но и возможность самореализации. Главный герой Печорин ищет свободу, но не может ее найти. Он понимает, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Печорин понимает, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации, но он не может найти свою истинную свободу.
В стихотворении “Бородино” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. Лермонтов считал, что свобода – это не только отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях. В стихотворении “Бородино” Лермонтов выражает свою скорбь о том, что свобода – это нечто, что человек не может достичь в полной мере.
В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. Лермонтов считал, что свобода – это не только отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях. В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов выражает свою скорбь о том, что свобода – это нечто, что человек не может достичь в полной мере.
Лермонтов считал, что свобода – это не только отсутствие оков, но и возможность самореализации. Он выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере. Лермонтов понимал, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях.
В стихотворении “Когда была свобода, слава и любовь” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. Лермонтов считал, что свобода – это не только отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях.
В стихотворении “Когда была свобода, слава и любовь” Лермонтов выражает свою скорбь о том, что свобода – это нечто, что человек не может достичь в полной мере. Он понимал, что свобода – это не только отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях. Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере.
В стихотворении “Свобода” Лермонтов выражает свою скорбь о том, что свобода – это нечто, что человек не может достичь в полной мере. Он понимал, что свобода – это не только отсутствие физических оков, но и отсутствие духовных оков, которые могут ограничивать человека в его желаниях и возможностях. Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере. Он считал, что свобода – это не только отсутствие оков, но и возможность самореализации.
Примечания к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Дума»
Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума» с первых строк заставляет задуматься о значимости решений, которые мы принимаем в некоторых вопросах
Лермонтов считает, что самой важной составляющей разумного, зрелого, да и просто живого человека является следование своему жизненному идеалу и цели. Огорчает поэта то, что у подавляющей части его поколения этой цели попросту нет
Начиная свой жизненный путь, каждый имеет оставленное родителями наследство – их жизненный опыт. И важно не превратить свою жизнь в бессмысленное существование только потому, что родители поступили так со своей жизнью. Ведь наши действия (или наоборот, бездействия) отражают не только наши сугубо личные взгляды на жизнь, но и являются автопортретом всего поколения. Именно автопортретом, ведь мы сами его пишем.
Поэт описал своё поколение таким, каким он его видит. Лермонтова глубоко огорчает, что, присутствуя на самом ярком и неповторимом празднике, который называется жизнью, его ровесники остаются просто приглашенными. Они сидят в стороне и наблюдают за торжеством других. Во главе сидят сильные мира, обладающие властью, и никто до сих пор не возымел вдоволь духа, чтобы восстать перед ними. Да и те, кто все же восстают, делают это из чувства сопричастности. Чувство сопричастности – это чувство, характерное поколению, которое описывает Лермонтов. Однако значение этого слова не имеет той доброй составляющей, которую мы привыкли в нем узнавать. Это не та сопричастность к горю бедных и обездоленных. Это не та сопричастность к успехам друзей, коллег и просто знакомых. Восставшие лермонтовского поколения причастны только к толпе. Толпе людей, у которой нет своего мнения. Толпе людей, которая готова принять любые истины и правды, навязанные ей несколькими лидерами. Толпой легко управлять, и поэт разглядел признаки этой самой бездумной толпы в своем поколении. Люди живут по инерции, ненавидя тех, на кого указал им совершенно чужой человек. Они ненавидят только потому, что все так делают. Они любят только тех людей и те вещи, которые принято любить, которые имеют качества, одобряемые обществом. Повсеместный страх и умственная лень овладевают окружением поэта. Эти чувства не дают его поколению жить полной жизнью, не дают им радоваться победам своих ближних, наслаждаться запахом цветов и мелодичностью стихов.
Прожив такую жизнь, нечего завещать детям и внукам. Живя такой жизнью, не хочется за неё держаться.
Стихотворение было написано в 1838 году, но то, что Михаил Лермонтов разглядел в своем поколении, до сих пор не искоренилось. От нас зависит, будут ли узнавать в этом стихотворении себя и следующие поколения так же, как узнаём в нем себя мы.
Популярные темы сообщений
-
Профессия ветеринар
Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.
-
Кутузов
Всем известно по просмотренным фильмам время 1812 года, когда император Наполеон вторгся во владения России со своей армией. Так как мощь врага была сильна, то и наступление разворачивалось быстро.
-
Культура древнего Китая
Значимое место среди древних культур занимает китайская культура. Как и многие другие культуры, она неповторима и самобытна. Китайцы были слишком рациональными людьми, поэтому свою культуру они направили на обращение к реальной жизни и ее ценностей.
-
Самое удивительное растение в мире
Сугуаро – самый большой кактус на планете. Произрастает в Мексике и штате Аризоне (США). Достигает 15 метров (почти как 5- этажный дом) и весит от 5 до 10 тонн (вес взрослого слона). 80 % массы кактуса составляет вода. Кроме своих гигантских размеров
-
Устаревшие слова
Письменная и устная речь современного человека представлена огромным разнообразием слов, которые помогают правильно выражать мысли. Большинство из них это те слова, которые нам привычны, человек употребляет их каждый день.
Михаил Лермонтов: жизнь и смерть
В 1830 году он познакомился с Екатериной Сушковой. Романтический юноша, выросший в одиночестве и не имевший достаточного социального опыта общения с противоположным полом, стал объектом насмешек со стороны девушки. Спустя четыре года Лермонтов отомстил ей, расстроив брак со статским советником Александром Лопухиным.
В феврале 1840 года состоялась дуэль с де Барантом — сыном иностранного посла. Поэта привлекли к суду, и в апреле он был отправлен на Кавказ с приказом царя задействовать в военных операциях.
Тело поэта похоронили в городе Пятигорск, но весной 1842 года Елизавета Арсеньева получила разрешение перевезти тело в семейный склеп в имении Тарханы, где он был перезахоронен.
Лермонтов оставил после себя множество трудов и вошел в историю как вольнодумный поэт. Его стихи до сих пор вызывают восхищение.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в октябре месяце. Место рождения – Москва, дом напротив площади Красных Ворот. Семья Лермонтова имеет шотландские корни. Считается, что потомок поэта обратился в XI веке за помощью к королю Малькольму III в разгроме Макбета. Далекому предку М.Ю. Лермонтова было дано в вотчину господинство Дарси. На сегодняшний день это деревушка в 8 км от г. Сент-Андрус. Доказано, что род Лермонтовых был основан Джоржем Лермонтом. Он прибыл в Россию в 17 столетии. Он покинул родину из-за бунтов и из польского гарнизона перешел в ряды московского войска.
Все детство М.Ю. Лермонтов провел у бабушки в усадьбе в Тарханах. Так как он был болезненным ребенком, то находился под постоянным присмотром. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева была женщиной властной и требовательной. С раннего детства поэт занимался с учителями.
В 1825 году бабушка привезла юного Лермонтова на Кавказ. Там поэт навсегда влюбился в Кавказские горы. Они стали для него символом силы и свободы.
После долгого домашнего обучения Лермонтов, с 1828 года, стал в Благородном пансионе при Московском университете.
В 1829 году Лермонтов начинает литературную деятельность. Однако напечататься удается лишь в 1835 году.
В 1832 году Михаил Юрьевич Лермонтов приехал в Петербург в надежде поступить в Петербургском университете, но зачислен не был. В этом же году поэт поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. В 1834 году он оттуда выпустился.
М.Ю. Лермонтов был начитан и своенравен. Он мало общался со сверстниками и воспринимался многими как через чур высокомерный. При этом Лермонтов ведет активную светскую жизнь.
В 1836 году, после ряда неудачных драматургических опытов, М.Ю. Лермонтов завершил работу над первой редакцией стихотворной драмы «Маскарад», в трех актах.
После смерти А.С. Пушкина Лермонтов написал свое великое стихотворение «Смерть поэта». Написанное в 1837 г., оно стало переломным моментом в его биографии.
Ссора и дуэль с сыном французского посла и последующее примирение становится поводом для ссылки М.Ю. Лермонтова в 1841 году на Кавказ, в действующий Тенгинский пехотный полк.
Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов никогда не был женат. Всю свою жизнь о преданно любил одну женщину Варвару Лопухину. Однако у этой любви печальная история. Варвара и поэт любили друг друга, но родители девушки были категорически против этого брака. В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Она была несчастлива в браке. Лермонтов же постоянно посвящал ей стихи, ее образ присутствует во многих произведениях поэта.
Лермонтов — критик общества и института самодержавия
В своих произведениях Лермонтов выражал недовольство и неудовлетворенность существующим положением в Российской империи. Он поднимал проблемы общества, ужасы войны, народных неприятностей, коррупции и безразличия правительства к бедности и страданиям народа. Его произведения выступали как критика реального мира, так и предсказание мрачного будущего России.
В лирике Лермонтова видны основные концепции его критики — душевное одиночество, отчуждение от общества, неприятие государственной власти и угасание свободы человека. Он критиковал самодержавие и отсталость общественных институтов, считая, что это препятствует развитию страны и нарушает естественные права и свободы человека.
Лермонтов верил, что Россия имеет потенциал для преображения и позитивных перемен, но только если преодолеть старые предрассудки и бюрократические институты. Он предрекал мрачное будущее России, если она не изменится и не начнет строиться на основе свободы, равенства и справедливости.
Примеры произведений Лермонтова, критикующих общество и институт самодержавия: |
---|
1. «Демон»: история конфликта между человеком и богом, вопросы несправедливости и духовной скорби. |
2. «Мцыри»: история одиночества героя во вселенной, отверженного и непонятого обществом. |
3. «Герой нашего времени»: роман о молодом офицере Печорине, который выражает критику существующего порядка и развитие личности. |
Лермонтов оставил огромное наследие в русской литературе и стал голосом своего времени, выражающим протест против несправедливости и бездуховности общества. Его критика общества и института самодержавия продолжает нести актуальное значение и в наши дни, напоминая о необходимости свободы, равенства и справедливости в любом обществе.
Гражданская лирика
До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:
После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.
В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.
В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.
Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.