Краткое содержание поэмы по частям
Социально-историческая поэма прославилась своим философским характером и загадочностью. Краткий пересказ по частям поможет вспомнить произведение и его главный смысл.
Предисловие
Повествование основано на фактах, происходивших в 19 веке. Настоящий потоп произошел в Санкт-Петербурге осенью 1824 г. Это было одно из самых страшных наводнений, которое нанесло Петербургу страшные разрушения. Все детали о произошедшей катастрофе взяты из документации тех лет.
Вступление
Начало произведения показывает читателям Петра I, полного великих дум о новом городе, возвышающемся прямо на этом месте. Он мечтает открыть окно в Европу и встать твердой ногой на море.
Через 100 лет вырос город. На месте, где финские рыболовы ловили рыбу, теперь стоят дворцы и башни, появились мосты.
Затем Пушкин описывает свою безграничную любовь к Петербургу. Пишет, как он прекрасен даже в самую холодную погоду. Он надеется, что стихия усмирена навсегда, Петербург будет стоять так же долго, как Россия, и никто не потревожит сон Петра.
Часть 1. Знакомство с главным персонажем. Потоп
Первая глава произведения показывает, что в городе стоит холодная осень, Нева беспокойна. Евгений возвращается поздно вечером к себе домой из гостей. Он проживает в маленькой комнатке на самой окраине – в Коломне.
Ночь у него выдалась беспокойная – мучили думы о том, где раздобыть денег. Несправедливо, что он так много работает, но не может разбогатеть. Другие при этом не работают вовсе, однако ни в чем не нуждаются.
Ранее он принадлежал к именитому роду, о котором знал каждый житель. Но в памяти почти не осталось следа о прошлом, сейчас Евгений избегает любых вельмож.
Пытаясь заснуть, он задумывается о непогоде. Переживает, что не увидит возлюбленную – Парашу, ведь Нева может выйти из берегов. Решив, что он женится на любимой, Евгений наконец-то уснул.
На утро Нева уже затопила весь город. Катастрофа была настолько сильной, что с размывшего кладбища выплыли гробы. Царь признает, что даже он не в силах совладать со стихией.
Евгений переживает о Параше, ведь она одна со своей матерью в ветхом доме. Вокруг видна вода, и лишь памятник Медного Всадника виднеется над поверхностью Невы.
Часть 2. Последствия стихийного бедствия
Вторая часть поэмы показывает читателю последствия от разгневанной стихии, которая напала на город.
Нева успокоилась. Евгений сразу же направился к дому любимой. С лодочником он переправился на другой берег. Сойдя на землю, он в первые минуты не понимает, где находится: все размыто, дома разрушены, кругом завалы и трупы. Все выглядит так, словно на поле прошло военное сражение.
Дома любимой он так и не обнаружил, хотя старая ива была на месте. Евгений разразился хохотом, от горя он обезумел.
Очень быстро жители навели порядок и вернули все в прежнее русло. Один Евгений одиноко бродил по проулкам. В течение долгого времени он не возвращался домой. Ночь он проводил прямо на пристани, а питался чем попало. Он все больше походил на бездомного.
Прошел год. Он вспомнил тот самый день катастрофы и возвышающийся памятник над толщей воды. Евгений решает, что нашел виновного: ведь именно Петр I построил город у моря.
Сказав памятнику несколько нехороших слов, он заметил, что тот злобно посмотрел на него. Евгений, слыша вдали топот медных копыт, убежал прочь. Привидевшийся Медный Всадник нагонял его.
Медный всадник нагоняет Евгения
После этого случая, чиновник каждый раз, завидев памятник, убирал головной убор и сжимал руку у сердца, словно извиняясь перед ним.
Прошло несколько месяцев. Рыбаки, которые приезжают к острову на Взморье, обнаружили ветхий домик. На пороге лежал труп, распростершись возле ветхого дома. Тут же его и похоронили.
Особенности композиции поэмы «Медный всадник»
Поэма «Медный всадник» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году в Болдино. Сам автор определяет жанр этого произведения как петербургская повесть. В этом произведении поэт обобщает свои наблюдения, дополняет их материалами о Петре, которые собрал при работе с библиотекой Вольтера. Вступление к поэме – настоящий гимн Петербургу.
В «Медном всаднике» перед читателями предстает грандиозный портрет парадного Петербурга, со всеми признаками крупного европейского порта. Многие исследователи считают, что поэт в этом произведении изобразил фасад Российской Империи.
В содержательной части произведения поэт повествует о наводнении 1824 года, описывает действия обыкновенных горожан, а не людей из дворянских слоев. Это было совершенно необычным явлением. К этому новаторству поэт пришел после долгих сомнений и раздумий.
Статья: Проблема личности и государства в поэме Александра Пушкина «Медный всадник»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Судьба небогатых горожан мало волновала читателей. Многие дворянские рода в эпоху Пушкина оскудевали. Своего героя поэт сначала хотел назвать обедневшим дворянином из такого «дряхлеющего рода», но затем решил «понизить» его до мелкого служащего неизвестного происхождения. Такое «снижение» социального статуса персонажа было необходимо объяснить читателю. Именно это поэт и сделал, описывая Коломну и безлюдные острова Невского взморья.
В поэме «Медный всадник» обозначены два плана: деятельность Петра I и судьба героя поэмы Евгения. Благодаря этому поэту удалось показать сложную связь между современностью и историей.
В стилистике произведения обозначаются два начала: смиренная элегия и торжественная ода.
Определение 1
Ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.
Интонации оды звучат во вступлении. Им автор намечает историческую перспективу. В центре повествования оказывается столетняя история Петербурга, воплощающего собой гений Петра. Построенный среди болот и леса город символизирует Россию, подвергающуюся переменам.
В основной части предмет изображения резко меняется, и повествование сосредотачивается на жизни обычного человека, личная драма которого происходит на фоне реального события. Побежденная человеком стихия при первой возможности мстит ему. Но жертвой оказывается не тот, кто победил стихию, а маленький человек, цель которого – счастье, любовь, домашний очаг. Так поэт обозначает столкновение частного и исторического, всеобщего и личного.
Замечание 1
Смысловым центром «Медного всадника» становится философская проблематика.
В центре произведения несколько эпизодов, которые составляют центральный конфликт:
- между бунтующей грозной стихией и Петром I, ее укротителем;
- между великой империей, которую олицетворяет памятник Петру, и бедным чиновником, маленьким человеком.
Конфликт принимает трагический, неразрешимый характер, так как в нем нет места милости, в отличие от поэмы «Анджело», которая создавалась одновременно с «Медным всадником». Примирение стихий, интересов государства и личности, невозможно. Стороны конфликта враждебны друг другу, найти согласия они не способным. Это проявляется и на жанровом уровне поэмы.
Композиционно «Вступление» противопоставляется двум частям поэмы, в которых разворачивается сюжет «петербургской повести». Здесь возвышенный пафос сменяется печальным повествованием.
Евгений, частный человек, изображается в столкновении с памятником Петру, Медным Всадником, олицетворяющим мощь империи. Маленькому человеку уже противостоит не Петр-реформатор, а самодержавный порядок. Памятник является символом самодержавия. Таким образом, полюсами пушкинского произведения являются частный человек и государство.
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина 2 вариант
Главная тема произведения – противостояние власти и «маленького» человека, который решается на бунт и терпит неизбежное поражение. «Вступление» к поэме восторженно описывает «град Петров». «Люблю тебя, Петра творенье» — известная строка из поэмы, которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу. Описание города и его быта выполнено Пушкиным с большой любовью и художественным вкусом. Оно завершается величественным сравнением Петербурга с самим государством – «…стой неколебимо, как Россия».
Первая часть резко контрастирует со вступлением. В ней описан скромный чиновник, «маленький» человек, отягощенный тяжелой жизнью. Его существование ничтожно на фоне огромного города. Единственная радость Евгения в жизни – мечта о браке с любимой девушкой. Семейное будущее для него еще туманно («быть может… местечко получу»), но молодой человек полон сил и надеется на будущее.
Пушкин переходит к описанию внезапного стихийного бедствия. Природа словно бы мстит человеку за его самоуверенность и гордыню. Город был заложен Петром по личной прихоти, особенности климата и местности совершенно не были учтены. В этом смысле показательна фраза, которую автор приписывает Александру I: «С Божией стихией царям не совладать».
Страх перед потерей любимой приводит Евгения к памятнику – Медному всаднику. Один из главных символов Петербурга предстает в своем зловещем тираническом облике. «Кумиру на бронзовом коне» нет никакого дела до страданий обычных людей, он упивается своим величием.
Вторая часть еще более трагична. Евгений узнает о гибели своей девушки. Пораженный горем, он сходит с ума и постепенно становится нищим оборванным скитальцем. Бесцельные блуждания по городу приводят его на старое место. При взгляде на невозмутимый памятник в сознании Евгения вспыхивают воспоминания. К нему на короткое время возвращается разум. В это мгновенье Евгения охватывает злоба, и он решается на символический бунт против тирании: «Ужо тебе!». Эта вспышка энергии окончательно сводит молодого человека с ума. Преследуемый Медный всадником по всему городу, он, в конце концов, умирает от изнеможения. «Бунт» успешно подавлен.
В поэме «Медный всадник» Пушкин сделал блестящее художественное описание Петербурга. Философская и гражданская ценность произведения заключается в разработке темы отношений неограниченной власти и обычного человека.
Жанр, размер стиха и композиция
Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.
Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.
Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.
Образ Евгения в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”
Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер.
Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность, а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты.
Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Важно
Герой поэмы “Медный всадник” Евгений – порождение “петербургского” периода русской истории. Это “маленький” человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.
…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он
Живет в Коломне и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине)
Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его “маленьким” человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей “петербургского” периода.
В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом, но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков, а Евгений смотрит на дом любимой.
И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека.
Он – антипод “кумира на бронзовом коне”, у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться.
Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей, а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.
Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него Героя. Он сходит с ума, бродит по улицам враждебного ему города, но “мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах”.
Совет
Именно шум природной стихии в сочетании с “шумом” в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с “кумиром на бронзовом коне”.
Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли.
Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, “того, чьей волей роковой под морем город основался”. В нем родились чувство ненависти к “державцу полумира” и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: “Ужо тебе!..”.
Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения.
И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.
В тот момент, когда Евгений “прозревает”, он становится Человеком в его родовой сущности. Мы видим противостояние “грозного царя”, олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, “мгновенно гневом возгоря”, наказывает “безумца бедного”.
При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный “шепотом”. Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это “святое” безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно.
Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.
Обратите внимание
Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации, действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.
Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”
С одной стороны, Пётр 1 – великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень – это безусловные заслуги , значение которых огромно. С другой стороны, Пётр – самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа – не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.
Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя – плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.
Характеристика Петра
Могучий император — великая личность, сумевшая «прорубить окно в Европу». Петр Первый также представлен в поэме Пушкина. Это один из главных героев «Медного всадника». Он воплощает собой мощное государство, имеющее над человеком безграничную власть. Ему принадлежит честь основания Петербурга — города, который стал второй столицей могучей империи. Но все достижения этого великого человека имеют и обратную сторону — Петр стал причиной того, что несчастный Евгений не смог обрести свое скромное счастье.
При написании сочинения важно указать, что все заслуги императора, конечно, стали важнейшим шагом на пути исторического развития страны. Но именно они и повлекли за собой многочисленные человеческие жертвы
Город, возведенный назло стихии, великолепный и современный, находится во власти реки Невы, именно поэтому жить на его территории в полной мере спокойно не получится. Противопоставление мощи государства и хрупкого человеческого счастья является важнейшей тематикой поэмы.
Положительные стороны
Петр рисуется Пушкиным как великий реформатор, человек, который сумел сделать из России могучую державу. Он находится во власти «великих дум». Император глядит вперед, он думает о будущем великой страны, пытается повысить ее престиж на международной арене. Именно поэтому и возникла необходимость в основании нового современного города, богатого и величественного. Основные преимущества Петра, обозначенные в тексте:
- Величие и смелость, дух новаторства.
- Умение воплотить мечту в жизнь.
- Целеустремленность и железная воля.
Этот человек смог руководить грандиозным строительством своего времени, стать во главе возведения великого города на болоте. Ему по силам оказалось даже покорение природы. Автор не пытается умалять заслуги Петра, но он готов проявить сочувствие к простым людям, которым не понять замечательные задумки императора. Они лишь страдают от его великих идей.
Негативные моменты
При характеристике героев «Медного всадника» важно указать, что Пушкин относится к императору Петру противоречиво. С одной стороны, он искренне восхищается монархом и его деяниями, но с другой — осуждает его.. Простые люди — бедные чиновники низших классов — некомфортно чувствуют себя среди величественных колонн и великолепных памятников
Именно поэтому в первой части поэмы автор не называет императора по имени, а использует обезличенную форму «он».
Простые люди — бедные чиновники низших классов — некомфортно чувствуют себя среди величественных колонн и великолепных памятников. Именно поэтому в первой части поэмы автор не называет императора по имени, а использует обезличенную форму «он».
Петр, воплощением которого становится великолепный Медный всадник, — настойчивый человек, совершенно не желающий учитывать, что идея возведения города на могучей реке провальная. Да, он покорил стихию, но в результате для Петербурга нередкими стали наводнения, цена которых — сотни утонувших людей. От этого факта величественность образа меркнет. Город стал идеальным для богачей и знати, но простые чиновники и ремесленники никак не были застрахованы от гнева стихии. К сожалению, их судьба совершенно не волновала Петра.
Отношение поэта
В образе медного всадника поэт выразил противоречивую оценку личности Петра, в котором многие видели виновника страданий. Сошедший с постамента всадник — не олицетворение величия, славы, побед. Он деспот, тиран, которому безразлична судьба отдельно взятого человека. Неслучайно виновником разгулявшейся природной стихии Евгений считает мертвую скульптуру.
Образ медного всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина — памятник великим свершениям Петра, многочисленным жертвам, страданиям простого народа. Поэт, признавая великую роль Петра, пытается дать объективную оценку его личности.
В этом грандиозном памятнике поэт видел скрытый смысл. Прежде всего, медный всадник – это символ великих достижений. В начале поэмы представляется царь, которым гордится вся Россия. Пётр I мечтает изменить своё государство, довести его до мирового уровня. Для этого он проводит реформы, развивает науки, укрепляет армию, открывает промышленные предприятия и занимается образованием русского народа. Кроме того, он планирует построить великий город, которым будет восторгаться вся Европа. Время правления Петра I – великая эпоха в истории Российского государства.
Однако вскоре первое впечатление проходит, и ему на смену приходят другие чувства. В словах автора появляется тревожная интонация по мере развития сюжета. Постепенно Пётр I превращается в каменное бездушное изваяние, которое внушает ужас всем окружающим. Таким образом, проявляется переосмысление автором всех деяний великого царя. Петровские преобразования принесли не только пользу России, они причинили много страданий её народу. С этой точки зрения, великий царь превращается в жестокого самодержца, идущего по головам простых людей. Не случайно, медный всадник преследует главного героя, наводя на него ужас громким стуком ударяющихся копыт об мостовую.
Сошедший с постамента всадник уже не символизирует славу, свершения и величие. Этот царь – властолюбец, диктатор, тиран, которому безразлична судьба отдельных представителей народа. Именно его Евгений считает виновником разбушевавшейся природной стихии, забравшей самое дорогое, что у него было.
Главный герой был мелким чиновником, который стремился зарабатывать ровно столько, сколько было необходимо для размеренного существования. У него была невеста – простая девушка по имени Параша, и все его мечты сводились только к созданию дружной и крепкой семьи. Но этому не суждено было сбыться. Наводнение 1824 года унесло жизнь девушки, а её жениху чудом удалось спастись. Во время наводнения он сидел за спиной медного всадника, и смотрел в ту же сторону, что и он. Однако взгляд Петра уходит сквозь века, а Евгений смотрит туда, где находится дом его возлюбленной, объятый в это время разбушевавшейся стихией. И в этом сравнении главного героя с медным царём и заключается их главное отличие, у Евгения есть то, чего лишён памятник – сердце и душа. Он способен испытывать чувства: мечтать, страдать, мучиться, переживать за судьбу другого человека.
А.С. Пушкин признаёт значение деятельности Петра I для России, но он не слепо его возвеличивает, а пытается дать объективную оценку его правлению. Начинания царя-реформатора имели различные последствия. Образ медного всадника – это не только памятник великим свершениям Петра, но и многочисленным жертвам, лишениям и страданиям простого народа. Это образ царя, который оставил Россию. Он застыл, исчез, и больше ничего не может сделать для своего государства.
В произведении памятник не отождествляется с Петром I, он является его отражением, тем, что стало с Петром Великим позже.
Позже мы узнаем, что Медный всадник, словно оживает и преследует главного героя произведения Евгения, после того, как последний обрушивает на него свой гнев и винит во всех не удачах. Евгению отовсюду слышится стук копыт. После этого события молодой человек старался обходить памятник стороной.
В конечном итоге, Медный всадник стал причиной страшного наводнения, которое случилось в Петрограде. Природа словно отомстила человеку за его действия.
В своей поэме Пушкин увековечил судьбу простого, несчастного чиновника и Медного всадника, как свидетеля тех событий.
-
Что должно входить в личное снаряжение туриста кратко
-
Чем характеризуются образовательные ресурсы общества кратко
-
Какие выделяют типы мотивации предпринимателей кратко
-
Что такое нмб доу
- На каком материке самый большой набор природных зон на каком самый маленький кратко
Популярные сегодня темы
В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак
Конечно же любовь, можно назвать самым прекрасным, искренним и чудесным чувством на свете. Все люди сами по себе, понимают любовь по-разному. Для кого-то это возвышенные искренние и прекрасные чувства
Дать точную характеристику жанру романа довольно сложно. Можно сказать, что это – семейно-бытовой, и в тоже время, социально-психологический, военно-исторический роман
Сенатскую площадь Петербурга украшает грандиозная фигура всадника.
Сочинение Петр Первый (Медный всадник)
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» полностью проникнута символизмом. В данном произведении заключается глубокий смысл, который на протяжении многих времен пытаются разгадать историки, литераторы и обычные читатели. Поэму автор написал в 1833 году, но опубликована она была уже после его смерти. Здесь присутствуют образы Петербурга, Невы, Евгения, Медного всадника. Все эти образы, хоть и имеют отдельное значение, все же тесно взаимосвязаны между собой.
Автор в своем произведении постарался дать оценку императору, какую значимость он имел для России и для народа. Но неоднозначным получился образ. Автор будто пытался показать реальную сущность великого деятеля, давая возможность читателю самому сделать свою оценку. Тем самым он старался воплотить свои мысли и личную оценку произошедшего.
Еще во вступлении Пушкин представляет Петра I как реформатора, у которого в голове имеется множество великих дум. Он построил Петербург, тем самым ставя его впереди Москвы. Целью реформации стало внесение изменений в устаревший уклад жизни. Несмотря на все величие города, император не удачно выбрал место его расположения. Сам автор относится с любовью к Петру и его творению. Но одновременно с этим, он отмечает в характере правителя античеловеческие черты. У него была четкая цель и мечта – создать великий город. И за эту цель была заплачена дорогая цена. Он не останавливался ни перед чем.
В образе Медного Всадника автор показывает механическое существо, которое считало обязанностью карать человека за самые ничтожные проступки. Город, созданный Петром, не стал родным для народа. Человеку не уютно в нем, душа не находит радости, удовлетворения в нем. С помощью героя Евгения Пушкин показал отношение обычного человека к власти. Он гневается за ошибки, совершенные Петром, он боится его. Страх настолько велик, что Евгений умирает от представленной в его голове картины, связанной с правителем.
Автор не дает четкого образа и значения вклада великого правителя для своего читателя. Пушкин в своем произведении показал великого монарха Петра
Он сделал очень много необходимого и важного для государства. Но в то же время перед читателем предстает образ самодержца, который поддерживал антинародную политику
Конфликт человека и государства в поэме «Медный всадник»
Во «Вступлении» император сначала появляется безымянным, затем умершим правителем, совершившим свой подвиг. В конце первой части он предстает перед героем в образе неподвижного Всадника. А во второй части поэмы Медный Всадник оживает, сходит с постамента и преследует своего обезумевшего «антагониста».
От «Вступления» до финала произведения облик Петра I меняется. Он лишается человеческих черт, становится обезличенным, и в конце превращается в фантастическое видение – ожившую статую.
В отличие от Петра, в Евгении постепенно все отчетливее проступает личное начало. Сначала Евгений – маленький «ничтожный» человек, кругозор которого ограничен бытовыми проблемами. Евгений досадует на то, что беден, и вынужден трудом зарабатывать «независимость и честь». Затем Евгений предается мечтам о женитьбе, о счастливой семейной жизни. Он не задумывается о том, почему захирел его род, почему ему уготована участь человека, выпавшего из национальной истории. Мысли Евгения связаны с патриархальными обычаями и нравами, с патриархальной судьбой. Но взбунтовавшаяся стихия его вынуждает рассуждать на эти темы. Он испугался, что его мечты о скромной, тихой, спокойной жизни с Парашей не сбудутся, что стихия грозит их существованию. Евгений переправляется на остров, где жила его возлюбленная, и убеждается, что Параша погибла. Разум не выдерживает такого удара. Обезумев, Евгений уходит из своей квартиры и бродит по площадям и улицам Петербурга. Возможно, в этот момент он впервые задумался об устройстве бытия. В Евгении просыпается человек, который размышляет о своей участи, о месте человека в мироздании. Размышления выходят далеко за границы патриархального бытия. Евгений начинает мыслить себя отдельно от мира, противопоставляя свою жизнь бытию. И это и есть становление личностного сознания, пробуждение личности.
Герой, переживший крушение своих надежд на семейное счастье, впадает в смятение: неужели человеческая жизнь не стоит ничего? Он не хочет верить в то, что мир, созданный Богом, держится на таких бесчеловечных основаниях. Евгений не может решить, виноват ли Бог в его частной судьбе или нет. Он не вступает в распрю с Богом. Личное горе Евгений пытается объяснить социальными причинами. И ему нужен тот, кому можно адресовать прямые обвинения. И тут перед глазами героя оказывается памятник Петру I. Именно он оказывается виновником несчастья героя. Евгений убежден, что именно жестокая воля императора, обуздавшего стихию и основавшего город, является причиной его трагедии. Он бросает вызов «державцу полумира». В этом вызове заключен протест не только против основателя города, но и против государства, построенного им. Против государства, для которого человек, личность – ничто. Но бунт маленького человека не сравним с бунтом стихии.