Кто виноват в гибели катерины ? анализируем драму островского «гроза»

Сочинение на тему: трагическая судьба катерины в пьесе гроза, островский

Разные точки зрения

Развязка пьесы — самоубийство главной героини. К теме суицида во все времена относились неоднозначно. Гибель героев в произведениях — не такое уж и редкое явление для мировой литературы. Самоубийство всегда было принято рассматривать, как нечто противоестественное человеческой природе, грех и недостойный поступок. Островский впервые представил самоубийство, как протест против установленных порядков, осмысленный выбор героини. Это не могло не породить множество дискуссий.

Суицид как проявление силы

Перед тем как обсуждать неоднозначный поступок, описанный Островским, следует вспомнить, почему Катерина покончила жизнь самоубийством. У главной героини было сразу несколько мотивов.

По традиции XIX века девушку рано выдали замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Этот союз не характеризовался ни любовью, ни взаимным уважением. Ежедневно девушка подвергалась нападкам и издёвкам со стороны своей свекрови Марфы Кабановой. В силу христианского воспитания и кроткого нрава Катерина не могла дать отпор взрослой женщине, а Тихон не смел перечить матери.

Вторым мотивом для самоубийства являются чувства Катерины к Борису. Девушка влюбляется в героя и в силу своей неопытности, доверчивости наделяет мужчину несвойственными для него благородными качествами. Она считает Бориса смелым, воспитанным, высоконравственным и преданным человеком. Однако чувства мужчины оказываются не так сильны, как ожидает Катерина. В самый ответственный момент Борис покидает и предаёт девушку, оставив одну в окружении злобных, безнравственных людей. Совершённая измена оказывается тяжким грузом на душе Катерины.

Главным мотивом для суицида, по мнению критиков, является нестабильное психическое состояние главной героини. Христианские ценности, привитые с детства, не соответствуют окружающей её действительности. Она видит, как жители маленького городка прикрываются ценностями и божьими законами для совершения ужасных поступков.

Катерина не могла больше терпеть слабость нелюбимого мужа, издевательства свекрови, предательство любимого человека и порочность окружающих её людей. В то же время она не имела возможности что-либо изменить. Этого не позволял кроткий характер и воспитание героини. По мнению Добролюбова, единственным выходом из сложившейся ситуации было самоубийство. Жизни в порочном обществе Катерина предпочитает смерть. В этом, по мнению многих критиков, и проявляется сила характера главной героини.

Самоубийство как слабость

Противоположной точки зрения придерживается критик Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы». Самоубийство он расценивает как слабый, безвольный поступок, который абсолютно не решает проблемы.

Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть, какова реакция окружающих на действие Катерины. Для большинства окружающих смерть девушки — ужасное и даже необычное событие. Тихон, несмотря на своё горе, не изменит своего поведения, Марфа Кабанова не станет сожалеть о своём отношении к девушке, Бориса также едва тронет эта история.

По мнению Писарева, Катерина решает совершить суицид вовсе не от безвыходности положения, а из-за невозможности принимать сложные решения. Он описывает характер девушки как:

  • слабый;
  • безвольный;
  • безответственный.

Даже измену критик воспринимает не как ошибку, а как порок. Ведь на покаяние перед мужем женщина решилась не сразу. Страх перед наказанием приходит к Катерине только после третьего свидания с Борисом. Влюблённость главной героини также представляется критику весьма странной. Писарев осуждает её легкомысленность.

К слову, такими качествами характера, как смирение, безволие и неспособность делать сложный выбор можно охарактеризовать не только Катерину, но и бо́льшую часть дворянства второй половины XIX века. Людям этого типа проще погибнуть и предпочесть вечные страдания, чем решить свои проблемы, изменить привычный уклад или пойти против общественного мнения.

Островский впервые смог поднять проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и добровольной гибелью. В пьесе «Гроза» сила и слабость Катерины олицетворяет муки выбора общества того времени. В русском дворянстве начинались глобальные перемены. Молодые люди больше не хотели жить по старым правилам и порядкам. Несмотря на то что знаменитая драма описывала общественные проблемы XIX века, эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Характеристика героини

Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.

Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц. Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром — вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра
)

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви. И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха — так называют все вокруг ее свекровь — не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.

Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье. Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.

Образ и характеристика

После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».

Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

Совсем юной ее отдали в чужую семью.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».
«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

Катерина свободолюбива. Решительна.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».
« точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что».

Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.

Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.

Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке.  «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

Вариант 7

Передо мной стоит задача взглянуть на образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» Александра Островского и попытаться разгадать многогранный характер этого героя. Этот образ обладает множеством черт, которые делают его одним из самых ярких и запоминающихся в русской литературе. Мне интересно исследовать, какие именно качества и конфликты определяют Катерину, и как она взаимодействует с миром вокруг себя.

Катерина Кабанова — это персонаж, который отличается открытостью и честностью. Она не умеет играть в обман и всегда высказывает свои истинные чувства и мысли. Эта ее черта поражает меня, ведь в современном мире так часто приходится скрывать свои настоящие чувства, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. Катерина научила меня, что честность перед собой и перед другими — это дорогой дар.

Еще одной ключевой чертой Катерины является ее желание свободы и природы. Она мечтает о полете как птица и плавании по Волге на лодке. Эти мечты символизируют ее стремление к освобождению от оков общественных норм и ограничений

Ее мечты напоминают мне о важности сохранения связи с природой и поиске своего собственного пути

Независимость и решительность — это еще две характеристики, которые делают Катерину такой привлекательной. Рассказ о ее путешествии в лодке по Волге в молодости свидетельствует о ее независимости и смелости. Она готова идти вперед, несмотря на все трудности и опасности. Это учит меня тому, что даже в мире, полном ограничений и преград, можно найти смелость и решимость идти к своей цели.

Воображение и мечты — еще одни важные черты Катерины. Она рассказывает о своих фантазиях о золотых храмах и невидимых садах с голосами. Это отражает ее желание уйти от реальности и погрузиться в мир собственных фантазий

Это напоминает, как важно сохранять в себе способность к мечтам и фантазиям, которые придают жизни яркость и волшебство

Внутренний конфликт Катерины — это, возможно, самая трогательная и сложная часть ее характера. Она осознает, что ее любовь к Борису вызывает у нее чувство вины и страха перед обществом и богом. Эта внутренняя борьба делает ее персонажем, который заставляет задуматься о цене, которую приходится платить за свои истинные чувства

Это научило меня, что даже в самых трудных моментах важно оставаться верными себе

Готовность Катерины к жертве и ее трагическая судьба напоминают, что настоящая любовь может быть самой могучей и сложной силой в жизни. Ее готовность пожертвовать собой ради своей любви к Борису говорит о ее искренности и глубине чувств. Ее трагическая судьба напоминает, что иногда жизнь бывает несправедливой, но любовь и преданность остаются ценностями, которые делают нашу жизнь богаче и глубже.

Для меня Катерина Кабанова стала настоящей героиней, символом силы, честности и любви

Ее характеристики и внутренний мир заставили меня задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Ее открытость и стремление к свободе вдохновляют нас быть более искренними и смелыми в выражении своих чувств и мечт

Ее готовность к жертве напоминает, что настоящая любовь способна двигать горы и менять судьбы.

Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» Александра Островского — это источник глубоких размышлений и вдохновения. Ее открытость, стремление к свободе, независимость, воображение, внутренний конфликт и готовность к жертве делают ее персонажем, с которым мы можем сопереживать и учиться. Ее трагическая судьба напоминает, что жизнь полна сложностей и испытаний, но именно в эти моменты мы имеем возможность проявить свою настоящую сущность.

Катерина Кабанова остается вечным источником вдохновения и понимания для всех, кто знаком с ее образом. Ее история учит нас быть открытыми и честными, сохранять жажду свободы и природы, и не бояться идти вперед, даже если перед нами встает внутренний конфликт. Ее сила, ее мечты и ее готовность к жертве напоминают нам о великой силе человеческой души.

Мне нравится572Не нравится300

Вариант 3

Островский как автор всегда в своих произведениях задевал темы человеческой души, её уникальной приспособляемости, и также тем человеческих пороков и проступков. В своих произведениях он любил показывать своему читателю персонажей, которые так или иначе обладали плохими чертами характера, дабы создать некий отрицательный образ, который контрастировал бы с остальными образами, и показывал бы читателю всю неприятность, или же привлекательность этих самых образов. Он настолько ясно и чётко показывал эмоциональную и личностную составляющую души, что не оставалось никакого сомнения в их достоверности и реальности. Хорошим примером подобного образа послужит Катерина из произведения “Гроза”.

Произведение “Гроза” получило своё название, конечно же, не просто так. В произведении бушуют сильные эмоциональные переживания героев, которые подчеркиваются сильными и сложными для восприятия темами, которые автор поместил в своё произведение

В данном произведении автор заостряет внимание на интересных для обсуждения с читателем темах, которые, так или иначе, близки каждому человек, если только он не отшельник затворник. Он поднимает темы человеческих взаимоотношений, человеческого характера, характера всего общества и человечества в целом

Он также очень сильно заостряет внимание на человеческих проступках, говоря о том, что даже если человек совершил невероятную глупость, он всё равно может исправиться. Однако также в его произведениях присутствуют образы, которые автор специально идеализировал. Примером подобного образа послужит образ Катерины.

Катерина – без сомнения самый светлый образ из всех персонажей произведения. Оно и не удивительно, само по себе произведение наполнено достаточно мрачной атмосферой, которая угнетает читателя заставляя его окунуться в сурова реальной литературных произведений Островского. Однако же Катерина, даже несмотря на недружелюбную обстановку вокруг, всё равно остаётся верной своим принципам, верной чести человеческой, и остаётся верна всем человеческим идеалам. На контрасте с остальными персонажами произведения Катерина просто настоящий ангел, посланный в очень жесткий и тёмный мир, который сразу отторгает человека от себя своей злостностью и тёмной, даже мистической атмосферой. Автор наверняка создавал образ Катерины как некий светлый островок добра и позитива в это тёмном неприглядном мире, дабы сказать своему читателю, что даже в таких тёмных местах есть добро, хоть и небольшая толика, но есть.

Вариант 2

Катерина – самое главное действующее лицо наполненной трагизма и драмы известной пьесы Островского «Гроза». Чтобы понять характер и увидеть настоящий образ этой светлой девушки с печальной судьбой, необходимо заглянуть глубже в ее душу.

В свои детские годы Катя была счастливым и любимым в семье ребенком. Она росла в благополучной религиозной семье у заботливых и внимательных родителей. Ее берегли и баловали, по двору особо работой не нагружали, она только занималась обработкой растений и ходила в церковь. Походы в церковь особенно нравились девушке, это приносило ей умиротворение, радость и покой. Такая атмосфера вырастила Катю спокойной, добродушной, честной, но очень ранимой и наивной, что сыграет с ней злую шутку в будущем.

Мир Катерины перевернется полностью вверх ногами после ее замужества на Тихоне Кабанове – сыне известной в городе купчихи, властной женщины с невыносимым характером. Кабаниха, как его кличут все в пьесе, отравляет своей злобой не только всю прислугу в доме, но и домочадцев, в особенности свою невестку Катю. Несмотря на то что девушка вышла замуж без любви, она все же надеется на то, что вскоре полюбит мужа и будет счастлива. Но все портит плохое и издевательское отношение Кабанихи к девушке и полное подчинение безвольного Тихона власти своей матери и неспособность защитить свою жену. В целом в доме купчихи нет ни одного положительного действующего лица, которое бы могло сострадать и хоть как-то противостоять злобе хозяйки.

Вся эта отрицательная гнетущая атмосфера отравляет светлую и чистую душу Катерины. Нежная и открытая миру девушка с каждым днем будто увядает, но в ее душе все же загорается лучик надежды в новых любовных чувствах к местному племяннику известного в городе купца Борису. В итоге это приводит к тому, что Катерина соглашается на тайную встречу с молодым человеком, прекрасно понимая, что будет по факту изменой своему законному мужу. Но для Кати любовь это светлое чувство и противиться этому она не может.

Для религиозной Катерины измена – это грех, который тяжелым грузом теперь висит на сердце, но в то же время в минуты встреч с Борисом она наконец-то по-настоящему за долгое время счастлива. Вина за содеянное все-таки перевешивает, и честная и добрая девушка признается в содеянном мужу. Однако и признание уже не приносит Кате никакого облегчения и только смерть видится ей единственным выходом из с, хотя он и очень религиозна. Она уже не боится смерти и спокойно принимает свою судьбу, что показывает храбрую натуру Кати, ведь суицид – это большое согрешение в христианстве и кара за это ожидает ужасная.

Храбрость и последний бунт молодой девушки будто заряжает и Тихона на противостояние непоколебимому и упрямому характеру его матери. Преодолев свой тихий и запуганный властью матушки нрав, вдовец, обвиняет ее в смерти своей жены.

Вариант 1

Пьеса Александра Николаевича островского «Гроза» является настоящим феноменом своего времени. Написанная в 1959 году она стала предречением чего-то нового в российском обществе как раз перед отменой крепостного права 1961 года. Образ Катерины критик Добролюбов описывал как «луч света в темном царстве». Ее протест против невежественного, произвольного общества с консервативными и несоответствующими новому времени устоям стал настоящим примером свободного духа.

Одной из самых запоминающихся фигур с трагичной судьбой из всех героев пьесы русского драматурга Александра Николаевича Островского «Гроза» является девушка Катерина.

В ее жизни было достаточно много драматичных моментов, о которых она сама же и вспоминает. Проживая в доме богатой властной и суровой купчихи Кабановой, Катерина не раз признается, что по-настоящему была счастлива в доме родителей. С детства девушку окружала атмосфера любви, заботы и внимания со стороны матери и отца. Несмотря на то, что она выросла в религиозной семье, еще девочкой Катю баловали и лелеяли как принцессу.

Однако Катерина, выросшая во вседозволенности, не превратилась в капризного подростка, а была образованной, милосердной и добросердечной по отношению к другим людям. Этому она научилась у своих родителей, а также посещая церкви и общаясь с богомолами. Катерина считает церковь святейшим и светлейшим местом на земле.

Однако вся эта идиллия разбилась на осколки после замужества Кати на Тихоне – сыне Кабановой, которую за глаза все в пьесе кличут Кабанихой. Этот брак стал неудачным и несчастливым, особенно угнетает девушку атмосфера, которая существует в доме. Злобная с тяжелым характером купчиха Кабанова сразу невзлюбила Катю. Она сразу сократила все свободные передвижения невестки. Теперь даже визиты в церковь стали приносить Катерине мало радости и умиротворения.

Добрая и наивная Катерина все же надеялась, что со временем полюбит Тихона Кабанова и все у них наладится, однако находящийся под полной властью и влиянием своей матушки юноша, не мог противостоять ее придиркам по отношению к своей жене и не защищал ее.  Все дальше и дальше события в пьесе становятся все хуже и безнадежнее для молодой девушки.

Новая влюбленность Кати к молодому человеку Борису постепенно перерастает в настоящие серьезные чувства. Идя на свидание в ним девушка понимает всю безнадежность и бедственность ситуации, ведь фактически она изменяет своему законному мужу. А это для религиозной девушки является грехом, не дает покоя и все больше затягивает в темную пучину. Но девушка не может противиться своему чувству, ведь это единственное счастливое пятно во всей этой ненависти, жестокости, издевательствах и зле, из которых теперь состоит ее жизнь.

Честная Катя не может простить самой себе свой грех и признается мужу в измене. И несмотря на то, что Тихон прощает ее, добросердечную девушку гложет сложившаяся ситуация и она решается на самоубийство, спрыгнув в Волгу с обрыва. Эта жертва героини все-таки не становится напрасной, после смерти жены Тихон подобно погибшей жене тоже отваживается на бунт против совей матери.

Гроза сущности: Катерина как непредсказуемый элемент

Великолепная комедия Александра Островского «Гроза» предлагает зрителям множество ярких и запоминающихся персонажей, но среди них Катерина занимает особое место. Ее характер и поступки несомненно выделяют ее среди других героев пьесы.

Катерина выступает в роли непредсказуемого и противоречивого элемента в истории. Ее присутствие в сюжете вызывает не только драматическое напряжение, но и неожиданные повороты событий, которые меняют установленный порядок вещей. Ее необычное поведение и внезапные решения заставляют зрителя задуматься о сущности Катерины и о том, что она символизирует в пьесе.

Сильная, независимая и энергичная, Катерина олицетворяет свободу и индивидуальность. Она не подчиняется общепринятым нормам и правилам, не боится выходить за рамки и ставить собственное «я» на первое место. Ее страсть к жизни и желание быть счастливой делают ее отличной от других персонажей.

Однако, Катерина не только воплощение свободы, но и символ борьбы. Она сражается против угнетения и принуждения, против общественных ограничений и лицемерия. Ее бескомпромиссная борьба за свои убеждения и право на счастье делает ее героиней не только своего времени, но и вечной личности.

Катерина также обладает некоторой загадочностью и интуицией, которые делают ее непредсказуемой для других героев. Ее поступки и решения могут показаться странными или нелогичными, но они всегда отражают ее внутренний мир и ее стремление к истинной свободе.

Вариант 6

Душевная трагедия Катерины в пьесе «Гроза» — это история о женщине, попавшей в запутанную сеть обстоятельств и своих собственных эмоций. Катерина молода, красива и полна энергии, но ее жизнь страдает от внутренней трагедии.

С самого начала пьесы мы видим, что Катерину преследуют чувства недостаточности и нежелания быть покорной. Ее красота, по мнению леди, «ведет» ее к неприятностям, к которым она сама себя толкает. Она чувствует себя одинокой и не пытается скрыть свои истинные чувства. Она не знает, как обманывать и скрывать, и поэтому она выражает свою правдивость и открытость.

Катерина также выражает свое стремление к свободе и приключениям. Она чувствует себя как птица, желающая улететь на свободу. Ей хотелось бы путешествовать по Волге, петь песни и наслаждаться жизнью. Ее энергия и страсть приводят к сочувствию и пониманию ее персонажа.

Однако, несмотря на все это, Катерина ощущает тяжесть своей судьбы. Она рассказывает о своей жизни в девичестве, о том, что ее мать дотировала ее, не заставляя работать, и какие мечты и фантазии ее посещали в то время. Она стремилась к свободе и жила беззаботно, как птица в дикой природе. Но теперь она чувствует, что все это уже увядло и пропало.

Главная драма Катерины заключается в ее запретной любви к Борису. Она признается, что уже давно влюблена в него и что его появление в ее жизни изменило ее. Она была готова следовать за ним в конце света и не оглядываться. Ее страсть и преданность Борису приводят к ее падению и гибели.

Катерина переживает душевную трагедию, потому что она осознает, что ее любовь греховна и неправильна. Она живет в строгой религиозности и испытывает чувство вины за свои чувства. Она отказывается молиться за этот грех и считает, что она рушит свою душу. Этот внутренний конфликт мучает ее и оказывает роковое влияние на ее решение совершить самоубийство.

В конце пьесы Катерина сталкивается с невозможностью быть с Борисом и понимает, что она принесла ему только неприятности. Она осознает, что ее любовь не исправляет ее положения, а только ухудшает ее состояние. Она ощущает вину и понимает, что погрязла во лжи и предательстве.

История Катерины в «Грозе» — это рассказ о женщине, которая стала жертвой своих собственных эмоций и обстоятельств. Ее любовь и страсть требуют слишком больших жертв, и она понимает, что ее судьба заключается во вечном подчинении и страдании. Ее гибель — последний акт ее внутренней трагедии.

Однако, несмотря на все ее ошибки и горе, Катерина остается сильным и сочувствующим персонажем. Ее история вызывает сострадание и понимание, и мы видим, что она боролась со своими внутренними демонами до конца.

Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.

Заключение

К каким же выводам подводит своей статьей Писарев «Мотивы русской драмы»? «Гроза» изображает не «героя времени», не «луч света». Этот образ гораздо слабее, но не художественно (здесь как раз все в порядке), а по зрелости души. Не может «герой времени» «сломаться», как личность. Ведь людей, которых называют «лучами света», скорее можно убить, чем сломить. А Катерина — слаба…

Есть у обоих критиков и общее направление размышлений: статья о «Грозе» Писарева, как и статья Добролюбова, одинаково трактуют название пьесы. Это — не только атмосферное явление, до смерти испугавшее Катерину. Скорее, речь идет о социальном конфликте отставшего негражданского общества, вступившего в конфликт с потребностями развития.

Пьеса Островского — своего рода обвинительный акт. Оба критика показали, вслед за Александром Николаевичем, что люди — бесправны, они несвободны, они, по сути подчинены «Кабанихам» да «Диким». Почему же Добролюбов и Писарев о «Грозе» написали столь по-разному.

Причиной этому является, несомненно, глубина произведения, в котором есть не одно смысловое «дно». В нем есть и психологизм, и социальность. Каждый из литературоведов по-своему их осмыслил, по-разному расставил приоритеты. Причем и один, и другой это сделали талантливо, и русская литература от этого только выиграла. Поэтому совершенно глупо задаваться вопросом: «Писарев о пьесе «Гроза» написал точнее или же Добролюбов?». Несомненно, следует читать обе статьи…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: