Сочинение на тему: восхищение природой в поэме мцыри, лермонтов

Природа в поэме м.ю. лермонтова «мцыри» - описание и роль пейзажа

Вдохновение от героической истории на Кавказе

Михаил Лермонтов, будучи одним из величайших русских поэтов, нашел вдохновение для своего произведения «Мцыри» в героической истории Кавказа. На протяжении многих веков этот регион был ареной переплетения различных культур и народов, и его бурная история оказала огромное влияние на Лермонтова.

Во время своего краткого, но яркого путешествия на Кавказ в 1837 году, Лермонтов познакомился с местными обычаями, традициями и историей этих земель. Он встретил горцев, среди которых были представители разных народностей: чеченцы, кумыки, черкесы и другие. Общение с жителями Кавказа и их повествования искусственно побудили Лермонтова осмыслить культуру, традиции и историю этой земли. Такие впечатления легли в основу его поэмы «Мцыри».

В поэме «Мцыри» Лермонтов передает не только образы и переживания своего героя, но также отражает кавказскую душу и атмосферу. В поэме он изображает геройскую борьбу кавказцев за свою свободу и независимость от русской власти.

Важным элементом вдохновения для Лермонтова стали также кавказские горные ландшафты и причудливые горные вершины. Автор подробно описывает окружающую природу, создавая своеобразный образ Кавказа, который становится фоном для трагической истории Мцыри.

Таким образом, героическая история Кавказа, общение с его жителями, а также кавказская природа вдохновили Лермонтова на написание его произведения «Мцыри». Это произведение стало одним из наиболее выразительных воплощений авторских переживаний и отражением исторических реалий кавказского региона.

Композиция и конфликт произведения

Мне нравитсяНе нравится

Условно в структуре произведения выделяется 2 части:

  1. Первая часть поэмы служит введением, где читателю представляется место действия, а также рассказывается о судьбе главного героя, Мцыри. Здесь нам показывается его изоляция в монастыре, где он ощущает себя чужим и скованным, чего он не может терпеть. Это создает начальную основу для конфликта, который заключается в непримиримости между героем и его окружением.
  2. Вторая часть поэмы достигает кульминации, когда Мцыри, освободившись из монастыря, сталкивается с диким барсом, что символизирует его собственную внутреннюю борьбу за свободу и независимость. Этот момент является точкой невозврата, где герой решает бороться до конца, даже если это означает смерть.

Конфликт в поэме в центре сюжета заключается в противостоянии героя и общества. Мцыри стоит перед выбором между жизнью внутри монастыря, где он раб своей судьбы, и смертью в поисках свободы. Этот внутренний конфликт символизирует борьбу индивида за свои убеждения и желание жить по-настоящему свободно.

Финал поэмы, где герой умирает, подчеркивает его решимость и несгибаемость перед лицом смерти, что делает его смерть достойной и символической. Герой умирает как свободный человек, отстаивая свои идеалы до конца.

Символическое значение природных образов в «Мцыри»

Лермонтов использовал мощные образы природы, чтобы подчеркнуть то, что происходило внутри главного героя. Фактически, природа в поэме является отражением его внутреннего мира.

Так, горы, реки, поле и даже небо служат символами различных частей души Мцыри. Например, ветер на вершине горы олицетворяет его стремление к свободе, его потребность в высоком и духовном. Река же символизирует его движение и постоянную перемену.

Причем, природа не только символизирует внутренний мир Мцыри, но и воздействует на него напрямую. Лермонтов чередует эпизоды, где Мцыри взаимодействует с природой с тех, где он один на один со своими мыслями, и это позволяет чувствовать огромную энергию, которая проходит через него и окружающий мир.

  • Горы – символ героя, его стремления к высшему, духовному и свободному.
  • Реки – символ движения и постоянной перемены души Мцыри.
  • Поле – символ собственных ограничений и барьеров, из которых ему нужно вырываться.
  • Небо – символ возможности трансценденции и ухода от земных проблем.

Романтическая символика в произведении «Мцыри»

Особое развитие тема пути получает в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.

Бежал я долго – где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть…

Еще один романтический символ появляется в этом произведении – огонь. Огонь символизирует очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя – типичное символическое отображение сердца. Огонь – основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы), даже болезнь и быстрая смерть. Мцыри видит огонь, жизнь только за пределами монастыря. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова. Ему, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию, “боренью”. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

В поэтике “Мцыри” автор использует и другие образы-символы, характерные для романтического произведения: бури, единоборства, воспоминания, картины природы. Естественны в таком произведении представители флоры и фауны, вступающие в контакт с героем.

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? – Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Лермонтов старался подчеркнуть большую символическую значимость судьбы Мцыри: герой поэмы не имеет имени, его судьба — это обобщенная судьба романтического пришельца и пленника, а не изложение истории, основанной на биографии какого-то конкретного человека, являющегося прототипом. Сохранилась одна рукопись поэмы — авторизованная копия, часть которой является автографом. Заглавие и дата: «”Бэри“. Поэма. 1839 г. В примечании сказано: «Бэри – по-грузински – монах». От этого названия Лермонтов отказался и, включив поэму в сборник «Стихотворения», озаглавил ее «Мцыри» (в прим. пояснил, что на грузинском языке это означает «неслужащий монах, послушник»). По-грузински означает не только «послушник», но и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.

Ёмким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг. и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек.

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Но главный символ поэмы «Мцыри» – символ неволи — монастырь (в лирике ему соответствует тюрьма).

На мне печать свою тюрьма

Оставила. Таков цветок

Темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждет лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печалью тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок.

Важно отметить, что действие многих произведения поэта происходит в монастырях или вблизи них. Но романтический герой Лермонтова уходит от мира ради самого себя, своих желаний, подчиняясь собственным страстям, послушник же жертвует всем ради Бога

Именно поэтому герои поэм Михаила Юрьевича негативно относятся к монастырям, как к антиподу свободы, воли, счастья.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

В далеком 1839 русский классик первой половины 19 века Лермонтов создал свое бесценное творение – «Мцыри».

По жанру названное произведение представляет собой поэму, которая написана по всем правилам романтизма.

Мы помним со школьной скамьи, что романтическое произведение всегда заключает в себе формулу, которую можно сформулировать как «экзотический герой в экзотических обстоятельствах». Понятно, что раз речь идет об экзотических обстоятельствах, то пейзаж в этом играет главенствующую роль.

В «Мцыри» пейзажные зарисовки необходимы для того, чтобы увидеть и прочувствовать читателю внутренний мир главного героя.

Выше речь шла об экзотических обстоятельствах. Так экзотикой в произведении Лермонтова выступает природный мир Кавказа. Природа, которую описывает поэт, действительно завораживает. В ущелье стоит монастырь. Неподалеку от обители монахов текут две величавых горных речки. Причем Михаил Юрьевич не просто описывает плод своего воображения, он опирается на реально существующую географическую точку. То, что когда-то увидел Михаил Лермонтов, до глубины души затронуло его.

Михаил Юрьевич решает, что в этом месте будет жить его литературный персонаж – Мцыри. Такой выбор позволяет читателю сделать определенные выводы о внутреннем состоянии героя. Можно предположить, что Мцыри – бунтарь, потому что Кавказ – это символ свободы, как в физическом, так и в духовном плане.

Читателю важно, что пейзаж в тексте Михаила Юрьевича Лермонтова тоже выступает как самостоятельное действующее лицо. А если лицо самостоятельное, то следует вывод о том, что его можно трактовать с двух позиций

Во-первых, пейзаж через призму мировосприятия самого автора.

Во-вторых, пейзаж через систему мироощущения самого Мцыри.

В тексте есть эпизоды, когда две этих позиции совпадают и возникает ощущение, что автор сливается воедино со своим героем.

Выше речь шла о том, что пейзаж – это самостоятельный герой в «Мцыри». Остановимся на этом подробнее.

Анализируя начало произведения, нетрудно заметить, что природа в нем безрадостна и лишена буйства и яркости красок. Это косвенный намек автора на внутренне состояние своего персонажа. Причем явно Лермонтов нигде не выражает состояние Мцыри в тот момент времени.  Это домысливает читатель, по тем краскам в природе, которые ощущает он вместе героем текста.

Далее описывается побег Мцыри из монастыря и три дня, которые главный герой наслаждался свободой.

Понятно, что Михаил Лермонтов в этом эпизоде показывает природу, но уже совершенно с другой стороны.

Во-первых, читатель сразу обращает внимание на краски, которые автор использует. Это яркие солнечные тона

Во-вторых, следует обратить внимание на детали, которые прямо-таки кричат о том, как хорошо и приятно было на воле Мцыри. Это и теплый солнечный свет, и легкий ласкающий ветерок, и прекрасные цветы Кавказа, и птицы, которые беспрестанно воркуют

В этом же эпизоде Лермонтов использует свой излюбленный литературный прием – антитезу. Он противопоставляет прекрасный пейзаж в настоящем Мцыри и его прошлое, похожее на тюремное заключение в монастыре.

Если смотреть глубже, обратиться к проблематике текста, то легко и просто можно определить проблему свободы личности.

Когда Мцыри обретает, путь короткую, но свободу, он начинает осознавать свое место в мире. Чтобы точно определить свое местонахождение Мцыри старается вспомнить свою семью, свои, как говорится корни. Конечно, его воспоминания фрагментарны и туманны, по причине того, что мальчик расстался с родителями в раннем возрасте при печальных обстоятельствах.

Но все-таки Мцыри чувствует себя на свободе принадлежащим определенному роду и по этой причине его, как говорится, тянет в родные места.

8 класс

Сочинение Природа и ее роль в поэме Мцыри Лермонтова

“Мцыри” – самая известная поэма Михаила Юрьевича Лермонтова. Она наполнена темной романтикой и стремлением к жизни. Поэт вложил в произведение все свои переживания, вызванные непреодолимой тоской и одиночеством.

Именно эти чувства оживают в главном герое. Читатель проникается ими, представляя природу и природные явления. Это неслучайно. Природе отведена важная роль в поэме. Она олицетворяет неведомую свободу, в которой автор находит утешение.

“Мцыри” – одно из последних творений Лермонтова.

В этом произведении главным героем является Мцыри, готовящийся стать монахом. Тоска по дому одолевает юношу, и ему удается совершить побег. Впервые оказавшись на воле, он сталкивается с грозной бурей.

Она олицетворяет его страхи и сомнения. Внешне юноша совершенно спокоен, но внутри него бушует ураган эмоций. Волнение, радость, страх – все смешалось в единый смерч, одолевший Мцыри в первые минуты свободы.

Продолжая бродить по необъятным просторам, Мцыри натыкается на чудесный цветущий сад. Красота цветущих растений и деревьев приводит его в восторг. Впервые в жизни он слышит приятный человеческий голос.

Это грузинка поет сладкую песню. Ее голос убаюкивает юношу. Природа является отражением внутреннего мира главного героя. Она напоминает бесконечную радость от осознания безграничной свободы.

Мцыри наслаждается жизнью на воле.

Наступает ночь. Юноша снова отправляется в путь. Его дорога лежит через темный жуткий лес. К сожалению, пройти через это препятствие у него не получается. Главный герой заблудился в лесу. Эта сцена показывает душевные терзания Мцыри. Он размышляет над тем, правильно ли его решение. Юноша задумывается над тем, не повернуть ли ему назад.

Оказавшись в неволе, юноша просит похоронить его среди цветов, на воле

Этим поэт подчеркивает важность природы для героя

Мцыри умирает не из-за ран, полученных в схватке. Его убивает тоска.

Таким образом, можно сказать, что природа – не что иное, как отражение внутреннего мира Мцыри, отражение его радостей и переживаний. С помощью природы поэт показывает изменение душевного состояния главного героя.

`

Популярные сочинения

  • Анализ повести Молох Куприна
    Повесть является одним из ранних произведений писателя, название которого посвящается легендарному богу, принимающего жертвоприношения посредством сожжения живых детей, принадлежащих знатным семьям.
  • Сочинение Система образов в пьесе Гроза Островского
    Художественная цельность образов пьесы Гроза ставят ее в ряд с лучшими произведением русской драматургии.
  • Сочинение Советы родителей детям
    Родители – пример для подражания своих детей. Они своими словами, действиями, поступками призывают младшее поколение делать так же. Даже возможно это происходит неосознанно

Проблематика

Мне нравитсяНе нравится

Произведение “Мцыри” Михаила Юрьевича Лермонтова глубоко затрагивает разнообразные проблемы, делая его литературным произведением, насыщенным смыслом и философией. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из основных проблем, которые автор возводит в этой поэме.

Одной из ключевых проблем является проблема одиночества. Главный герой, Мцыри, оказывается в монастыре, который, хоть и является мрачным местом, но предоставляет ему безопасность. Однако внутри себя он продолжает мечтать о свободе, о мире на Кавказе, который для него смертельно опасен. Он ощущает себя чужим как в монастыре, так и во враждебном мире, и это ощущение одиночества преследует его на протяжении всей поэмы.
Проблема бунта также играет важную роль. Мцыри, решивший бросить вызов системе и бороться за свою свободу, сталкивается с множеством трудностей. Несмотря на обреченность этой борьбы, он не отступает и продолжает идти своим путем. Лермонтов хотел показать, что именно борьба за свои убеждения и ценности является единственно правильным путем для настоящего человека.
Отчаяние – еще одна важная проблема, о которой говорит поэма. Мцыри весьма часто находится на грани отчаяния, так как не может найти свое место в жизни. Он ощущает, что не может оставаться в монастыре, но и покинуть его тоже не в силах. Тем не менее, его сила воли побеждает, и он решается на решительные шаги, даже если они ведут к смерти

Тема войны также занимает важное место в поэме. Лермонтов, через жизненную драму Мцыри, показывает, насколько война оказывает отрицательное воздействие на судьбы людей

Она приносит только страдания, слезы и боль, и это страдание касается не только опытных воинов, но и детей, попадающих в плен. И, наконец, тема смысла жизни, которая пронизывает произведение. Герой ищет смысл своей жизни и находит его в свободе и Родине. Однако это осуществляется практически на пороге смерти. Эта тема подчеркивает важность нахождения смысла и ценности в жизни, даже если это происходит в самый последний момент.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова (Описание природы) сочинение

Место действия романтической поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова – прекрасные горы Кавказа. Монастырь, в котором живет главный герой, находится в месте, где река Арагва (ныне — Арагви) впадает в Куру. В поэме эти две «сестры» шумят, образуя уединенное место для тихой жизни. Не только месту действию, но и описанию пейзажей в целом в произведении уделяется много внимания.

Для Мцыри монастырь в первую очередь тюрьма, «душные кельи и молитвы». В противовес этому природу он описывает очень красочно и живо. Окружающий мир предстает как живой: горы хотят обняться, река спорит с камнем, а сама природа переговаривается. Ему кажется, он познал природу, узнал некую сокровенную истину, неведомую другим. Если мир людей был для послушника чужд, то с природой он чувствовал единение. Главный герой переносит свое ощущение свободы на пейзаж. Он описывает различные детали, которые для обычного человека, возможно, не имели значения, но для него, пленника, они являются символом свободы.

Он убежал ночью в грозу, радуясь буре и ветру, пока монахи в страхе молись перед алтарем. После продолжительного бега, он уснул. С рассветом наступила для него новая жизнь. Он первый раз видит красоту окружающего его мира, о котором он мечтал за каменными стенами. Он будто просыпается от сна вместе с птицами и растениями. Ощущение свободы, простора подарило ему легкость на душе, что позволило вспомнить родной дом. Исполняется заветная мечта, и он в красках все описывает, используя слова «божий сад», «волшебные, странные голоса», «небесный свод». Затем он вновь засыпает от усталости и просыпается уже ночью.

Он очарован луной, звездами и лесом, но в темноте он сбивается с пути. Кульминацией путешествия Мцыри является встреча с диким зверем, барсом. Он предстает счастливым котенком,  грызущим кость, но это только видимость. Как только он замечает человека, он нападает. Схватка с барсом позволяет главному герою оценить свою силу духа и  храбрость, показать одновременно жажду жизни и презрение к смерти.  Победа слабого и неумелого юноши над сильным зверем олицетворяет мощь человека и его способность преодолевать все препятствия. На утро он оказывается в уже знакомых местах. С печалью и грустью он описывает окружающий мир.

Почти все повествование поэмы ведется от имени главного героя. Мы видим его субъективную точку зрения, можем оценить его личные впечатления от увиденного, что помогает раскрыть его характер. Мцыри в первую очередь романтический герой, впечатлительный, храбрый юноша, волею судьбы выросший взаперти в монастыре. Он старается воплотить в жизнь свою заветную мечту, но терпит неудачу. Он не сожалеет о содеянном. В своих последних словах он просит похоронить его в высокой траве под двумя акациями, откуда открывается вид на его родные места, тем самым навсегда связывая себя с ними.

8 класс

Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри
Сейчас читают:

Сочинение Зачем розе нужны шипы 7 класс
Роза, цветок необычный. Роза символизирует очень многое в нашей жизни. Но зачем ей нужны шипы? Я думаю, что своими шипами, роза как-бы говорит нам » я красива, я нравлюсь вам, но насколько я красива, настолько я и опасна «.

Сочинение Человек в творчестве Горького
В громадном творчестве М

Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя,

Сочинение по рассказу Толстого Утро изменившее жизнь
Как же всё-таки странно утроена наша жизнь, очень часто всего лишь одна минута, одна встреча способны изменить всю дальнейшую жизнь. Пожалуй , лучше всего это возможно понять, прочитав знаменитый рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого

Сочинение Что такое красота 15.3 9 класс ОГЭ рассуждение
Человечество, за огромный период своего существования, не раз задавалось мыслью: что такое красота, кого или, что считать красивым? Ответы, которые получали, были не однозначными и очень разнообразными

Существует несколько видов красоты.

Проблема воспитания в комедии Недоросль сочинение
Как раскрывает проблему воспитания Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? В образе Митрофанушки мы видим пример невоспитанного, необразованного и абсолютно бестолкового юноши. Его речь проста и вульгарна, он грубит всем вокруг, особенно своей матери.

Сочинение Кому на Руси жить хорошо
Эпическая поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала неким результатом двух десятков лет творчества. Произведение было написано сразу после отмены крепостного права в1862году, то есть в то время, когда преобразование еще не оправдало чаяний

Главные герои и их характеристика

Главный герой поэмы “Мцыри” Михаила Юрьевича Лермонтова, представлен как яркая и красочная личность, отражающая многие аспекты самого автора и служащая символом свободы и борьбы за независимость.

Мцыри

Мне нравитсяНе нравится

Мцыри – это кавказский юноша, чья судьба полна сложных перипетий. Он оказался заперт в монастыре после того, как был взят в плен русскими войсками еще в раннем детстве. Это лишило его свободы и привело к тому, что он был вынужден приспособиться к жизни внутри монастырских стен, где царили молитвы, послушание и смирение.

Мцыри вырос, ощущая себя чужим в этой атмосфере и не мог примириться с потерей свободы. Его характер отличался от окружающих его монахов, и он оставался верен себе и своим идеалам, даже когда оказывался в затруднительных ситуациях.

Освободившись и вернувшись к природе, Мцыри вновь почувствовал вкус к жизни. Его восхищали красота горных пейзажей Кавказа, встреча с горным барсом вызывала в нем не страх, а восторг перед природной силой. Его страстное желание найти путь к родному аулу и свободе привело его к бесконечным странствиям и наконец к трагическому финалу.

Мцыри олицетворяет борьбу за свободу и независимость, даже если это означает борьбу с самим собой и смерть. Его характер олицетворяет силу воли и безумную жажду свободы, которые могут привести к несчастью, но делают человека настоящим борцом за свои убеждения.

Главная идея

Мне нравитсяНе нравится

Главная идея, которой Михаил Юрьевич Лермонтов придает смысл всей поэме “Мцыри”, – это идея борьбы за свободу и протеста против угнетающих общественных условий, которые ограничивают человеческую личность. Через жизненную драму Мцыри, поэт возвышает идеал свободы и показывает, что настоящее счастье жизни заключается в борьбе за собственные убеждения и цели.

Мцыри, главный герой поэмы, олицетворяет духовную силу и решимость в достижении поставленной перед собой цели – обрести родину и свободу. Его целеустремленность и верность своей “пламенной страсти” к свободе делают его непримиримым борцом за свои идеалы. Лермонтов хотел подчеркнуть, что человек способен идти до конца ради своих убеждений и свободы, несмотря на трудности и преграды на его пути.

Интересно, что Лермонтов изменяет историю жизни старика-монаха, на основе которой создан сюжет поэмы. В оригинале этой истории Мцыри умирает в монастыре, но поэт изменяет финал, чтобы подчеркнуть свою главную идею. Таким образом, поэма становится не только личной драмой Мцыри, но и символом борьбы за свободу и ценность человеческой независимости.

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

Сюжет и действие поэмы М.Ю

Лермонтова «Мцыри» происходит на Кавказе, который занимает важное место в всем творчестве писателя. Для него, горы и близлежащие территории – это в первую очередь чувство свободы, независимость, желании жить

Этими же идеями пропитано и «Мцыри». А раскрыть их наиболее полно позволяет такой элемент художественной изобразительности, как пейзаж.

Важно отметить, что природа изображена Лермонтовым показана не в реалистическом, а в романтическом изображении. Это помогает передать чувства и эмоции героя-романтика, который впервые вырвался на волю, поэтому ему все кажется прекрасным

Горы, холмы, реки – все восхищает юного Мцыри. Метод психологического параллелизма позволяет более тонко передать душевное состояние героя.

Это же достигается за счет резкого контраста в описании монастыря и природы вокруг. Монастырь воспринимается героем как тюрьма, поэтому рисуется его мрачная, давящая атмосфера, навивающая тоску и безысходность. Мир природы напротив, наполнен яркими. Сочными красками, олицетворяющими всю полноту жизни, к которой стремится Мцыри.

Отдельное внимание стоит уделить горам. Так как сюжет произведения происходит на Кавказе, он часто встречаются в пейзаже и несут важную смысловую нагрузку

Гор – это не только красивый объект, но и символ Родины для главного героя. Мцыри, будучи еще маленьким мальчиком, горец по народности, был взят в плен русским генералом и увезен им из родных мест. Поэтому, горы для героя напоминают ему о его родных, близких и беззаботном детстве, проведенным с ними.

Таким образом, пейзаж у М.Ю. Лермонтова играет важную роль, помогает лучше раскрыть идейное содержание поэмы, показать душевное состояние главного героя.

8 класс

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты». Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Взаимодействие героя с природой

В поэме «Мцыри» Лермонтова природа играет важную роль и существенно влияет на жизнь главного героя. Герой не только живет в единении с природой, но и находит в ней утешение и раздумья.

Так, например, когда Мцыри наблюдает за взметнувшимся орлом, он его страстью проникается и готов идти на все, чтобы достичь своей цели. Здесь Лермонтов золотым словом описывает единение героя с природой и возможность черпать вдохновение из нее.

А вот при описании бурной реки в горах, Мцыри понимает бессилие перед непокорной силой природы. Этот момент лишь подчеркивает, как естественные стихии выше мирских забот и проблем.

Эта идея через всю поэму привносится и выводится на абстрактный символический уровень, где герой все больше начинает не понимать человеческие страсти и переживания, забывая об окружающем мире.

Таким образом, особенно в восприятии Мцыри, природа описывается не только как фон или форма существования, но и как зеркало, в котором герой находит свое истинное Я и понимание окружающего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: