Цель побега Мцыри
Поэма “Мцыри” повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью.
Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, “гоним неясною тоской / По стороне своей родной”. Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным.
“…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь” – так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и “дикой воле степей”.
Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег.
Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: “Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля”, и цель побега Мцыри полностью ясна.
Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз.
Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.
В грозовую страшную ночь Мцыри выходит “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, “как змей”, от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода.
Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри – стать вольным.
Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится “узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы”. Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой.
Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно.
Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника – барса, и понимает, что “быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов”. Но самая главная победа Мцыри – победа духовная.
Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается.
Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу.
Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении.
Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.
(2 votes, average: 5.00
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(842)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(759)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(736)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(736)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(829)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(614)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(631)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(740)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(535)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(563)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Все сочинения по литературе за 8 класс
Почему не удался побег Мцыри?
Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монашеского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели ― вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Гибель его неизбежна: в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».
Как же сам Мцыри объясняет свою неудачу? В конце исповеди он говорит, что заслужил свой жребий. Два ярких образа ― «мощного коня», который найдет путь на родину, и «темничного цветка», гибнущего от первых живых лучей солнца, помогают герою осудить свое бессилие. В конце возникает тема судьбы, рока. Самой судьбой Мцыри был обречен на неволю, его попытка преодолеть рок, стать хозяином судьбы, окончилась неудачей:
… тщетно спорил я с судьбой;
Она смеялась надо мной!
Но ведь в характере Мцыри есть все необходимое для победы: воля, смелость, целеустремленность, отвага. Из поединка с природой он выходит победителем, но судьба его остается трагичной. Истоки трагизма ― в условиях, которые с детства окружали героя. Мцыри чужд монастырской среде, в ней он обречен на гибель, в ней не могут найти осуществление его мечты. Но чтобы вырваться из нее, достаточно личного мужества и бесстрашия: юноша одинок и потому бессилен. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав «цветком тепличным» и обусловив гибель героя. Его последнее желание ― быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство смирения, одиночества. Он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость соединения с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, мешающим его счастью.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Вариант 7: Тема свободы в поэме «Мцыри»
Еще в юности поэт мечтал о том, чтобы написать произведение о беглеце-монахе, который борется за свои идеалы. Но долгие годы Лермонтов ищет идеалы, которые могли бы стать смыслом жизни для человека. В конце концов Михаил Юрьевич сформировал собственный взгляд. Идеалом для него стала свобода.
Автор помещает Мцыри в место, где люди лишены свободы, как внешней, так и внутренней. Особенностью этого места является и то, что по большей части люди эти пришли сюда добровольно. Это монастырь. Юноша и сам принимает участие в жизни монастыря и даже готовится к постригу. Однако жажда свободы побуждает его пойти на отчаянный шаг — он совершает побег.
Неслучайно автор выбрал Кавказ местом, куда рвется сбежавший юноша. В его времена на Кавказ ссылали тех, кто неугоден властям: инакомыслящих и инициативных людей. Сам писатель тоже там оказался по той же причине. Природа Кавказа отражает сам дух свободомыслия: дикая живописная природа, бурные реки, высокие горы и бескрайние поля! Все эти ощущения заложены в произведение как переживания Мцыри, когда тот оказался один на один с природой.
Неслучайна и смерть героя. Заблудившись в лесу, он снова оказывается у стен монастыря, откуда сбежал всего три дня назад. Оказавшись вынужденным ввернуться обратно, он не желает этого. Для героя смерть куда более приятнее, чем нахождение в неволе.
Мысли, которые крутятся в голове умирающего юноши, касаются «вольной и милой страны», где он по-настоящему мог бы чувствовать себя счастливым.
Мне нравится2.5 k.Не нравится1.3 k.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Какова цель побега Мцыри
Лермонтову близки чувства и мысли главного героя. Он, как и главный герой поэмы «Мцыри», был оторван от родины и родных ему людей.
Мцыри было 6 лет, когда его увезли из родного аула. Возраст для ребенка, когда он все осознает, и помнит. Он с болезненной остротой вспоминал родную мать, отца, разговоры горцев, вернувшихся с удачных набегов, разговоры о мужестве, воле.
Все это он хранил в своей душе, пока рос. И всегда мечтал, что когда вырастет, он найдет дорогу в родной аул, найдет своих односельчан, родственников. В монастыре ему все было чуждо. Он принял веру внешне, исполнял все обряды со смирением, но в душе он жаждал свободы.
И однажды он исчез из монастыря.
Он воспользовался грозой, которой почему-то боялись остальные монахи. Юношу гроза не пугала. Напротив, она скрыла его исчезновение. До утра никто не заметил, что он пропал. Оказавшись на свободе, он наслаждался буйством природы.
- Я убежал. О, я как брат,
- Обняться с бурей был бы рад!
- Глазами тучи я следил,
- Рукою молнию ловил…
Мцыри признается исповедовавшему его монаху, что он давно хотел увидеть жизнь за стенами монастыря, он мечтал понять, для чего он был рожден.
В душе я клятву произнес:
- Хотя на миг когда-нибудь
- Мою пылающую грудь
- Прижать с тоской к груди другой,
- Хоть незнакомой, но родной.
За три дня, прожитые на свободе он успел испытать такую бурю эмоций и чувств, какие не испытывал за все годы жизни в монастыре. Он испытал страх, увидев, что спал фактически на краю обрыва, восторг, наслаждаясь грозой, усталость после долгого бега.
Спустившись в ущелье к роднику, он увидел молодую девушку-грузинку и она взволновала дремавшие в его груди чувства. Он испытал нечто, подобное любви. Потом, когда уставший он лег спать, эта девушка снилась ему.
Победив в неравном бою разъяренного барса, он испытал радость и наслаждение победы над поверженным врагом.
Целью побега Мцыри из монастыря было возвращение в родные края. Его вела мечта найти своих близких, родных. Вдохнуть воздух свободы и стать полноценным членом своего свободолюбивого племени.
Правда, нигде не говорится, из какого племени его забрали. Был ли он осетином, черкесом, кабардинцем, или кем-то другим. Северный Кавказ заселяют десятки разных народностей.
Но если бы он услышал родной язык, родную речь, он бы вспомнил ее. Только не довелось свободолюбивому юноше увидеть родную землю, родник, с которым он играл когда-то.
В заключение приведем цитату Белинского о главном герое:
“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности”.
Почему Мцыри бежал из монастыря?
34 предложения/ 438 слов
«Мцыри» – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о его гибели. Перед смертью Мцыри исповедуется старому монаху, когда-то спасшему и воспитавшему его. В своей исповеди он говорит, что не раскаивается в побеге и не жалеет, что за стенами монастыря перенес мирские трудности. Почему же он бежал из монастыря?
Мцыри – гордый и свободолюбивый юноша, дитя гор и сын отважного народа. Он всегда хотел жить как его предки, на воле и в единении с дикой природой
Однако судьба распорядилась иначе. В возрасте шести лет его пленили, лишив семьи и родного дома. По дороге Мцыри всерьез занемог и русский генерал, пожалев его, отдал на воспитание местным монахам. Мальчика вылечили, окрестили и воспитали в праведном духе. Однако мысли о свободе и родном ауле не покидали его. Монастырская жизнь так и не смогла убить в нем любовь к необъятным просторам и горам. Мрачные стены и душные кельи не стали для него родными.
Несмотря на то, что люди, окружавшие юношу, не были для него врагами. Напротив, они его когда-то спасли, не дали умереть от голода, даровали кров, воспитали достойным человеком, относились к нему как к брату. Эти монахи по тем или иным причинам сознательно отреклись от мирской жизни. Однако Мцыри не мог принять навязанный ему образ жизни. Он даже и не знал, чего лишиться, приняв постриг, но все равно без этого не мог жить. Жизнь в монастыре для него означала серое, скучное и безрадостное существование. Он готов был променять таких две жизни на одну, лишь бы полную тревог и волнений. Поэтому он решился на этот побег.
Все помыслы Мцыри были устремлены на Кавказ. Он хотел побывать в родных краях, найти светлую и прекрасную родину предков. Родина в поэме выступает символом свободы и идеального мира. Он с детства поклялся себе отыскать свою семью и хоть раз увидеть родных, и мысль о том, что он не смог этого сделать не дает ему покоя. Даже перед смертью его больше всего тяготит именно это клятвопреступление. Но он рад, что смог прожить хотя бы три дня вне стен постылого монастыря, увидеть красоту природы, испытать чувство страха или нежности, встретиться лицом к лицу с могучим барсом, украдкой наблюдать за красавицей-грузинкой. Только за стенами монастыря он смог в полной мере ощутить и понять что такое жизнь. Он словно побывал в раю, после которого не боялся и умереть.
Мцыри умер от тоски. Поняв, что никогда не увидит родного края и не сможет существовать на воле, он потерял интерес к жизни и намеренно торопил свою смерть. Самому автору главный герой близок по духу. Он поддерживает порывы и переживания молодого послушника, считает его воплощением храбрости и свободолюбия.
см. также:Другие сочинения по произведению Мцыри, Лермонтов
Сочинения
Мцыри — герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве горского мальчика пленил русский офицер, но по воле случая, ребенок попадает в монастырь. В монастырь, что стал для него клеткой. Это человек потерял не только свободу, но и свою Родину. Попав в монастырь в возрасте шести лет, ребенку пришлось там жить и принимать эту жизнь. Вот только не получается у него принять то, что ему чуждо, ведь его вольнолюбивая натура требует свободы. Свобода для Мцыри превыше всего, поэтому он убегает. Всего три дня он был свободным, но для него они оказались самыми лучшими в его жизни. Так почему же Мцыри сбежал из монастыря? Давайте порассуждаем в нашем кратком сочинении.
Ранние попытки создания произведения
Михаил Лермонтов начал работу над поэмой «Мцыри» еще в годы учебы в пензенской гимназии. Ему была поставлена задача написать творение, насыщенное национальным колоритом и посвященное герою Кавказа. Лермонтов решил написать о прекрасной и загадочной фигуре известной многим христианам в Кавказе – Галиаудина Миятлева.
Первые варианты произведения были неудачными, так как не выражали всего многообразия национальных особенностей Кавказа. Для решения этой проблемы Лермонтов отказался от героя и решил создать образ своего прообраза – «Героя своего времени». Однако и этот вариант произведения также был отвергнут, и Лермонтов вернулся к идее написания о Миятлеве, совершенствуя ее на протяжении многих лет.
- Идея произведения пришла к Лермонтову в гимназии;
- Первые варианты не были удачными;
- Лермонтов отказался от первоначальной идеи;
- Произведение о Мцыри было доработано и совершенствовалось на протяжении многих лет.
Сходства и различия с другими произведениями Лермонтова
Одним из наиболее ярких произведений, с которым можно сравнить «Мцыри» Лермонтова, является «Демон». Оба героя обладают своеобразным характером и склонностью к одиночеству, оба оставлены одни на один с собой и своими мыслями, рассуждая о жизни и борьбе с ней.
Однако, в отличие от «Демона», Мцыри предстает не столько как бунтарь и мститель, сколько как страдающий и романтический герой. Мцыри более уязвим и чувствителен, что еще больше подчеркивает его одиночество.
Еще одно произведение, которое можно упомянуть в контексте сравнения с «Мцыри», это «Бородино». Однако, если в «Бородино» Лермонтов описывает героизм и отвагу, то в «Мцыри» мы видим скорее трагедию и бессилие. Герой страдает не только от своей судьбы, но и от окружающей действительности, которая не дает ему возможности быть счастливым.
Вывод: Лермонтов создал несколько произведений, которые можно сравнить и отнести к романтической линии. «Мцыри» — это история о герое, который страдает от одиночества и невозможности быть счастливым, в отличие от «Демона» и «Бородино», которые больше про героизм и борьбу.
Вариант 6: Почему Мцыри бежит из монастыря?
Побег молодого человека — это стержень всей сюжетной линии поэмы. Сама история побега, дальнейшие скитания Мцыри, его бой с барсом и исповедь перед старым монахом — все это воспевание поисков свободы, своего истинного предназначения в жизни.
Монастырь выбран автором как место действия неслучайно. Это удачный образ закрытого пространства, духовной и социальной закрытости людей, живущих в нем. При этом монастырь, в отличие от тюрьмы, — это место, куда люди идут добровольно. Автор хотел показать этим самым безрассудное положение людей, которые добровольно лишают себя свободы и отказываются от полной жизни.
Мцыри же мыслит иначе. Он не понимает, зачем нужно затачивать себя в стенах ради соблюдения бессмысленных для него обрядов и традиций. Он бежит в грозу — когда остальные монахи в страхе собираются в молитвенном зале.
Герой объясняет свой побег тем, что в среде монахов он чувствовал себя чужим навек, как дикий зверь. Он многие годы страстно желал вырваться за пределы монастыря. Это желание росло и зрело и не могло не подтолкнуть его к этому шагу, также как и растущее растение в конце концов всего приносит свои плоды.
Мне нравится2.6 k.Не нравится1.4 k.
Темы, затронутые в поэме «Мцыри»
Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова является одной из самых известных и популярных произведений в русской литературе. Главным героем поэмы является Мцыри — молодой человек, который живет в горах и чувствует себя чужим в своем собственном обществе. В поэме затронуты различные темы, которые позволяют читателю более глубоко понять характер главного героя и его судьбу.
- Тема одиночества и непонимания — Мцыри не может найти свое место в жизни. Он чувствует себя чужим в своей семье и обществе, не может найти людей, которые бы понимали его. Эта тема усиливается образом гор, на которых живет Мцыри. Горы становятся символом его одиночества и непонимания.
- Тема любви — главный герой Мцыри влюбляется в дочь своего врага, героиня поэмы Лали. Любовь эта запретная, и Мцыри не может рассчитывать на счастливое будущее с Лали.
- Тема смерти — смерть присутствует в поэме на протяжении всего ее хода. Она является неизбежным финалом судьбы Мцыри. Смерть становится своего рода освобождением для героя от его страданий и одиночества.
Эти темы позволяют читателю более глубоко понять характер главного героя и его сложную судьбу. Поэма «Мцыри» является уникальным произведением, которое затрагивает глубокие и вечные темы, актуальные как в прошлом, так и в настоящем.
Сочинение «Образ Мцыри»
В поэме краткое содержание «Мцыри» великий поэт Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.
Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.
Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.
За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.
Об исповеди
Пришедший исповедовать юношу, старик, хотел получить ответ на вопрос, почему Мцыри сбежал из монастыря. Приняв у генерала умирающего ребенка, он выходил и вырастил его, был духовным наставником. Старик был уверен в том, что Мцыри хорошо в монастыре, что он уверовал в Бога, и станет прекрасным монахом. Ему было невдомек, что в юноше пробуждаются жизненные силы, что он хочет любить и быть любимым, жить полноценной мирской жизнью. Ведь никто из монахов, живших в этом монастыре, не родился здесь. Все они прошли определенный жизненный путь. Только невзгоды и разочарования, может быть, потери близких привели их сюда.
Мцыри бросает упрек старику в том, что хотя тот его спас от смерти, жизнь стала для него пленом. По мнению Мцыри, старик хотел, чтобы ребенок «в обители отвык от этих сладостных имен»: отец и мать.
Молодостью, жаждой испытать радости жизни, стремлением вернуться туда, где был счастлив в ребячестве, стремлением к свободе объясняется побег Мцыри из монастыря.