Краткое содержание повести куприна «поединок»

Краткое содержание повести куприна «поединок»

Глава 1: Знакомство с героиней

В конце лета на Чёрном море случилась непогода. Все, кто имел здесь дачи, был на курорте или просто отдыхал в гостях у родственников, стали собираться в город. Побережье опустело.

Однако в доме главной героини рассказа – княгини Веры Шеиной – шёл ремонт, поэтому она была вынуждена остаться на даче. Будто в награду за перенесённую на побережье непогоду, в начале осени солнце вновь стало выглядывать из-за туч, стало тепло и княгиня не могла нарадоваться ясным дням и покою, царившему на опустевшем берегу.

Глава 22.

Когда Ромашов вернулся домой, то обнаружил у себя в гостях Шурочку. Она сказала, что хотя и не любит Владимира, но «на него убила часть своей души» . У нее больше самолюбия, чем у мужа, именно она заставляла его снова и снова пытаться поступить в академию. Если Николаев откажется от поединка, его не возьмут в академию. Поэтому им непременно нужно завтра стреляться – никто из них ранен не будет. На прощание Шурочка и Георгий поцеловались.

Назанский

Образ Ромашова в повести «Поединок» (цитаты, характеризующие героя, вы могли прочесть выше) является главным в произведении. Но нельзя не отметить Назанского — как наименее жизненного персонажа сочинения. По-видимому, автор ввёл его для выражения своих мировоззренческих взглядов и заветных мыслей. Вы спросите, а почему бы не воплотить всё это в образе главного героя? Мы думаем, что автор считал поручика слишком необразованным и молодым для выражения этой философии. А Назанский подошёл идеально и очень удачно дополнил образ Ромашова. «Поединок» Куприна тем и хорош, что содержит много взаимодополняющих друг друга персонажей.

Ромашов и Шурочка Николаева

Как раскрывается характер с отн. с

«Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий — победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

Как раскрывается характер Ромашова в любви?

Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

Я все сделаю для тебя, — несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь
– безгранична, чиста, самоотверженна.

Она
– она как хищница пользуется любовью Ромашова.

Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV

Итоги урока

3 группа

Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

Была ли гибель Ромашова предопределена?

Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам


№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

№ 2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

№ 3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

№ 4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, — заявляет писатель и тут же себе противоречит, — в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я
». Докажите текстом правоту писателя.

Ромашов Георгий Алексеевич — главный персонаж повести А. И. Куприна «Поединок», молодой офицер. Вот уже два года он служит в полку и все не может смириться с грубыми нравами полкового быта. По натуре Ромашов очень романтичный, добрый и немного застенчивый. В нем органично сочетаются слабость духа и сила воли. Шурочка часто упрекает его в слабости и трусливости. Для нее на первом месте «большое» имя и выгодное положение в обществе, оттого Ромашов считает себя всего лишь «песчинкой».

Ромашов был среднего роста, худощавого, но крепкого телосложения. Он был немного неуклюжим и скованным в действиях. Он мог краснеть в разговоре с офицерами, но тут же заступиться за какого-нибудь солдата перед полковым командиром. За это командир Шульгович часто гневался на него и делал выговор. В душе Ромашов был романтиком. Он писал повести, но стеснялся их показывать. В свободное время он любил прогуливаться вдоль вокзала и мечтать о совершенно иной жизни. Он также мечтал о подвиге. Если бы он смог выучиться и поступить в академию, тогда бы все поняли, какой он герой.

К жене поручика Николаева , Шурочке, он испытывает самые нежные, искренние чувства. В то же время его донимает жена офицера Петерсона. Обиженная тем, что Ромашов не уделяет ей должного внимания, она угрожает ему расправой и начинает слать анонимки Николаеву, в которых раскрывает отношения Ромашова и Шурочки. Шурочка и сама вскоре признается в любви Ромашову, но упрекает его в слабости и просит больше не приходить к ним. Однако перед поединком она сама приходит просить не стрелять в ее мужа. В конце повести Ромашов умирает от руки Николаева.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Тройка. Ребятишки у реки Пластова (описание)

    Художник на большинстве своих картин изображал детей. Можно сказать, что Пластов испытывал особые чувства к детям, которые он отразил на своих работах. Одна из таких картин «Тройка. Ребятишки у речки».

  • Сочинение Анна Николаевна в произведении Гранатовый браслет (Образ и характеристика)

    Анна Николаевна Фриессе приходилась младшей сестрой княгине Шеиной Вере Николаевне. Если княгиня поражала всех своей чисто аристократической внешностью, то это никак нельзя было сказать про Анну

  • Проблемы поднятые в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

    «Конь с розовой гривой» — прекрасный рассказ В.Астафьева — русского писателя, эссеиста и драматурга. Это рассказ про честного, доброго, совестливого мальчишку-сироту, повествующего о себе.

Скачать:

В данном произведении автор хотел заострить внимание читателя на проблемах, глубоко волновавших его. То, что происходило в царской армии, беспредел офицерского состава, жестокость и насилие проявляемое по отношению к солдатам не могло оставить его равнодушным

Образ и характеристика Ромашова в повести Куприна «Поединок» является центральным. Его персонаж за два года службы так и не смог смириться с грубыми нравами полкового быта.

Ромашов – офицер, подпоручик. Командует полуротой солдат в пехотном полку.

Глава 9: Гнев Николая

Когда княгиня проводила последних гостей, она застала в доме беседу мужа и её брата. Николай очень упорно настаивал на том, что историю с поклонником нужно сейчас же прекратить, так как под угрозой могла оказаться репутация семьи Шеиных. Василий не видел в письмах ничего криминального, но согласился с тем, что подарок нужно вернуть, иначе Вера рискует приобрести репутацию дурной женщины, принимающей ценности от посторонних мужчин. Николай объявил, что завтра же он найдет этого обожателя. В былые времена он и вовсе наказал бы его розгами.

В итоге решили, что завтра же Василий Львович вместе с Николаем разыщут телеграфиста и вернут браслет, потребовав оставить княгиню в покое.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок»Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок»Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»Мир человеческих чувств в прозе начала xx векаНравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок».Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок»Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок»Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустотыПоединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна)Поединок насилия и гуманизмаРазвенчание романтики военной службы (по повести «Поединок»)Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок»)Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок»)Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок»Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок»Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок»Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок»Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок»Анализ повести «Поединок» Куприна А.И.В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок»Образ Ромашова в повести «Поединок»Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок»Проблематика повести А. Куприна “Поединок”Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и героиЛюбовь в повести А. И. Куприна «Поединок»Подпоручик РомашовОбраз подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»Тема офицерства в повести Куприна «Поединок»Сила и слабость натуры подпоручика РомашоваГерои повести А.И. Куприна «Поединок»В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»)Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок»)Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок”Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна «Гранатовый браслет»Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»Нравственные и социальные проблемы в повести КупринаИдейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна «Поединок»Человек на плацу (по повести «Поединок»)Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок»Идейно-художественное своеобразие повести «Поединок»ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна)«Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» )«Поединок» произведение политически злободневноеПовесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустотыОбраз народа в повести Куприна «Поединок»Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна)«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературеА.И. Куприн — ПоединокПоединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”)Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок»Автор и его герои в повести Куприна «Поединок»Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь — это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Характеристика 2

Георгий Алексеевич Ромашов — главный герой повести А.И.Куприна “Поединок”. Образ Ромашова в произведении показан в его динамическом развитии: внутри главного героя происходит каждодневная работа над собой, своим мировоззрение. Этим он отличается от других героев повести, имеющих уже устоявшиеся понятия и видения жизни.

Георгий Ромашов — молодой офицер, подпоручик. В его подчинении находится полурота солдат пехотного полка. Герою 21 год, на службе он 1,5 года. Ромашова прельщала военная служба, около 9 лет он провел в кадетском училище в Москве. Георгий мечтал о карьере военного, хотел посвятить всю жизнь службе. Однако его надежды разбились о суровую действительность, когда он начал служить. По своему характеру Ромашов был мягким мечтательным человеком, сослуживцы часто упрекали его в слабохарактерности. Георгий с трудом мирился с жестокостью армейских устоев, часто заступался за солдат. Ромашов не терпел несправедливости, жалел слабых.

Когда Куприн знакомит читателей со своим героем, Ромашов предстает слабовольным, робким человеком. Он играет в азартные игры, употребляет алкоголь, состоит в отношениях с женой сослуживца. Все это не красит моральный облик Георгия. Однако с развитием сюжета образ Ромашова представляется уже с другой стороны: герою присуще отзывчивость, нежность, сочувствие. Эти качества не всегда проявляются из-за слабохарактерности офицера. Писатель не стремился сделать образ Ромашова строго положительным или отрицательным, главный герой наделен реалистичными чертами характера. Главным же отличием Ромашова от сослуживцев является его небезразличие к окружающим: герою не нравится солдафонство и жестокость офицеров по отношению к солдатам. Он презирает рукоприкладство в армии, заступается за солдат, понимает, как трудна и тяжела для них служба.

Постепенно Ромашов отходит от сословных предрассудков: он видит в солдате друга, боевого товарища. Герой не понимает зачем нужна война, почему нельзя жить в мире, почему надо убивать друг друга. Георгий обладает чувствительной личностью. Ромашов считает, что существуют всего три достойных призвания: наука, искусство и свободный физический труд. Молодой человек мечтает уйти со службы, в которой разочаровался.

Герой безответно влюблен в жену сослуживца Николаева — Шурочку. К ней он испытывает нежные чистые чувства. Ромашов погибает во время поединка от рук Николаева.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок»Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок»Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»Мир человеческих чувств в прозе начала xx векаНравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок».Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок»Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок»Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустотыПоединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна)Поединок насилия и гуманизмаРазвенчание романтики военной службы (по повести «Поединок»)Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок»)Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок»)Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок»Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок»Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок»Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок»Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок»Анализ повести «Поединок» Куприна А.И.В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок»Образ Ромашова в повести «Поединок»Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок»Проблематика повести А. Куприна “Поединок”Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и героиЛюбовь в повести А. И. Куприна «Поединок»Подпоручик РомашовОбраз подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»Тема офицерства в повести Куприна «Поединок»Сила и слабость натуры подпоручика РомашоваГерои повести А.И. Куприна «Поединок»В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»)Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок»)Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна «Гранатовый браслет»Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»Нравственные и социальные проблемы в повести КупринаИдейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна «Поединок»Человек на плацу (по повести «Поединок»)Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок»Идейно-художественное своеобразие повести «Поединок»ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна)«Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» )Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок»«Поединок» произведение политически злободневноеПовесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустотыОбраз народа в повести Куприна «Поединок»Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна)«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературеА.И. Куприн — ПоединокПоединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”)Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок»Автор и его герои в повести Куприна «Поединок»Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»

Очень кратко

Подпоручик Георгий Ромашов – благородный и честный молодой человек. Оказавшись в царской армии, он сильно разочаровывается в своих идеалах. На деле сослуживцы оказываются лживыми, подлыми и недоброжелательными людьми.

Похоронив свои светлые мечты и идеалы, Ромашов заметно опускается. Он перестает читать книги, связывается с полковой дамой. Подобный образ жизни вызывает в нем омерзение.

Ромашов заводит знакомство с Николаевым, и все чаще бывает у него в гостях. Герой влюбляется в супругу Николаева, Александру Петровну. Молодая женщина отвечает ему взаимностью, но все ее силы направлены на другое. Шурочка мечтает, чтобы глупый, слабовольный муж поступил в академию – это единственный шанс изменить к лучшему жизнь. Вскоре о чувствах Ромашова к Шурочке становится известно Николаеву, и он просит товарища больше не появляться в их доме.

Однажды Ромашов с другими офицерами отправляется в публичный дом. Копания входит в раж, начинается безумный кутеж. Кто-то предлагает отпеть живого человека. Ромашов начинает протестовать, но против него выступает Николаев. Между офицерами завязывается драка, и на следующее утро назначается дуэль.

К Ромашову приходит Шурочка. После близости она умоляет не убивать мужа. Ромашов соглашается, и утром умирает от выстрела Николаева.

Глава 14.

Во время пикника Шурочка казалась Ромашову особенно очаровательной. Когда вечером все разбрелись по поляне, Георгий с Александрой отошли в глубь рощи. Шурочка призналась, что сегодня влюблена в Ромашова, а мужа своего не любит – «он груб, он нечуток, неделикатен» . Она поцеловала Георгия, но после попросила, чтобы Ромашов больше к ним не приходил – ее мужа осаждают анонимными письмами.

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь — это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь — это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Сюжетная линия повести

«Как себя ощущают в армии потенциально лучшие ее офицеры?» — начинает свой злободневный анализ Куприн. «Поединок» знакомит нас с главным героем, подпоручиком Георгием Алексеевичем Ромашовым. Это молодой офицер, который не приемлет тлетворного гарнизонного духа, калечащего людей и убивающего в них самое лучшее и возвышенное. Ему отвратительны и поручик Василий Нилович Назанский, ставший пьяницей, и Арчаковский, превратившийся из офицера в бесчестного карточного шулера. Правда, есть и у Георгия Алексеевича слабость: закрутил он интрижку с замужней дамой Раисой Александровной Петерсон, любительницей адюльтера. Но с этим пора заканчивать, как считает сам Ромашов. Он задумывается о том, что же неправильно в окружающей жизни, в идиотской муштре? При этом придя к выводу, что достойным занятием для человека есть свободный физический труд, наука и искусство. По мнению подпоручика, офицеры — полноправные и небезгласные члены общества. Даже если и развязана несправедливая война, то солдаты и офицеры противоборствующих сторон вправе сказать: «Не хочу!» — и разойтись по домам. Чего проще, война сразу же прекратится. Характерно то, что еще в армейские годы пришел к этим выводам, сделав подобный анализ, Куприн. «Поединок» — это творческое пространство, где главному герою классик ставит в соответствие досконально знакомого прототипа — себя самого. Ромашову присущи черты, которые больше всего ценил классик в мужчинах: «благородное безмолвие» и «безрассудное благородство».

Подпоручик — частый гость у Николаевых, молодой семьи, глава которой Владимир Ефимович, по чину капитан, во второй раз провалил поступление в Академию Генерального штаба. Его жена Александра Петровна (Шурочка) даже еще больше, чем муж, стремилась вырваться из гарнизона. Шурочка — дама образованная. Она уже лучше, чем муж, освоила науки, по которым будут сдаваться экзамены. Она нравится подпоручику Ромашову. Мстительная Раиса Петерсон решает испортить Георгию Алексеевичу личную жизнь и карьеру, рассылая анонимки капитану Николаеву и всем должностным лицам гарнизона о связи подпоручика и Шурочки.

Служба в гарнизоне не только нервная и тупая, но и откровенно жестокая. Солдаты, пребывающие на положении бесправных рабов, порой не выдерживают издевательств. Ромашов буквально за руку оттаскивает от рельсов измученного глумлением солдата Хлебникова, решившегося на самоубийство.

После того как в роте капитана Осадчего повесился солдат, офицеры полка запили. Между скорбными речами, перемежающимися матами, капитан Николаев повздорил с подпоручиком Ромашовым. Как раз накануне офицерам указом свыше была разрешена дуэль как способ радикального устранения межличностных противоречий. Капитан стал инициатором этого действа.

Трагическую концовку во многом предопределила низость Шурочки. Накануне дуэли она, тайно встретившись с Ромашовым, дезинформировала того, что дуэль будет формальной, Владимир Ефимыч выстрелит в воздух и призвала подпоручика поступить так же. В ответ же на безопасный выстрел Ромашова капитан Николаев, разгневанный анонимками, смертельно его ранил в живот.

Отчего для своей самой любимой повести выбрал такой заголовок Куприн — «Поединок»? Анализ показывает причину: мировоззренческий конфликт личности образованного человека и удушающей атмосферы захолустного гарнизона.

Ромашов и Шурочка Николаева

Как раскрывается характер с отн. с

«Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий — победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

Как раскрывается характер Ромашова в любви?

Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

Я все сделаю для тебя, — несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь
– безгранична, чиста, самоотверженна.

Она
– она как хищница пользуется любовью Ромашова.

Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV

Итоги урока

3 группа

Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

Была ли гибель Ромашова предопределена?

Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам


№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

№ 2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

№ 3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

№ 4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, — заявляет писатель и тут же себе противоречит, — в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я
». Докажите текстом правоту писателя.

Глава 6: Смешной поклонник

Продолжая развлекать гостей, князь Василий Львович стал показывать свой альбом с рисунками, которые всем казались очень смешными. Последней зарисовкой в альбоме была «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист», и князь, не обратив внимания на просьбу жены, начал зачитывать гостям историю о том, как его жена получала трепетные послания от неизвестного влюблённого телеграфиста.

Вася придумал целую историю о том, как телеграфист ушел в монахи и умер, оставив Вере в наследство флакон со своими слезами.

Глава 23.

Рапорт командиру полка. 1 июня состоялась дуэль между Николаевым и Ромашовым. Николаев стрелял первым и ранил Ромашова в правую верхнюю часть живота. Выстрелить в ответ Ромашов уже не смог. Через несколько минут Ромашов скончался от внутреннего кровоизлияния.

Заключение

Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…

Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.

Ромашов Георгий Алексеевич — характеристика персонажа

Ромашов Георгий Алексеевич (Ромочка, Юрий Алексеевич) — главный герой повести. Шурочка называет его «неуклюжим», «милым мальчиком», «добрым, трусливым», слабым. В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для Р. тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта.

Р. сочиняет повести, хотя и стыдится своих литературных занятий. «Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок». Однако именно застенчивый, краснеющий даже в разговоре с офицерами Р. заступается за солдата-татарина перед полковым командиром Шульговичем, чем вызывает его гнев. Р. осознает свое и затерянность среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей. От тоски Р. часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни. Р. сохранил детскую привычку «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Но однажды он увидел, что стоящие на платформе курьерского поезда красивая дама и ее спутник смеются над ним — бледным, близоруким и неловким.

Подобно Андрею Болконскому из «Войны и мира» Л. Толстого, Р. мечтает о подвиге. Он не в силах заставить себя не ходить больше в дом Николаевых, отказаться от любви к Шурочке, считающей себя натурой возвышенной и мечтающей вырваться из пошлой полковой жизни. Для этого нужно одно: чтобы ее муж с третьей попытки сдал экзамены в военную академию. Разорвав тягостную связь с Раисой Петерсон, Р. «не стыдится скорбеть о своей утраченной чистоте, о простой физической чистоте». Догадавшись о любви Р. к Шурочке, Раиса шлет Николаеву анонимные письма-пасквили. Наконец Шурочка признается Р. в любви, но упрекает его: «Зачем вы такой слабый! Если бы вы могли завоевать себе большое имя, большое положение!»

Называя себя «маленьким», «слабым», «песчинкой», Р. ропщет против Бога, но затем просит прощения: «Делай со мной все, что Тебе угодно. Я всему повинуюсь с благодарностью». Р. испытывает глубокий душевный надлом, чувствует себя намного старше своих двадцати двух лет.

После драки с Николаевым Р. вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня». Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Р. и Николаевым. Шурочка просит Р. не убивать ее мужа, но и не отказываться от дуэли, так как это может помешать его поступлению в академию. По словам Шурочки, Николаев обо всем знает и тоже будет стараться не попасть»Шв. Тут «между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое», и Шурочка, зная, что видит Р. в последний раз, отдается ему.

На следующий день Николаев убивает Р. на дуэли.

Заключение

«Поединок» считается наиболее значимым произведением в творчестве Куприна. Главный персонаж повести – молодой подпоручик Ромашов изображается как романтический, интеллигентный человек с тонкой душевной организацией. Ему трудно смириться с однообразной, обывательской жизнью в захолустном пехотном полку – в годы обучения военные представлялись ему совсем другими, более благородными людьми. Понимая, что он не сможет оставаться на службе, Ромашов решает уйти из армии по истечению трех обязательных лет. Однако неудачное стечение обстоятельств и давление со стороны Шурочки приводят к скоропостижной гибели Георгия. Дуэль становится попыткой Ромашова противостоять миру и обществу, но он проигрывает в этом противостоянии.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Поединка», а прочесть повесть Александра Ивановича Куприна в полном варианте.

Глава 1.

Шестая рота, проходят учения. Приехавший в роту полковник Шульгович отчитал подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира в ненадлежащем виде. Ромашов начал оправдывать одного из солдат, за дерзость был подвергнут домашнему аресту на четверо суток.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: