Какие герои пьесы имеют говорящие фамилии?
Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова содержит несколько героев, их фамилии отражают их характер и поведение в пьесе.
- Чацкий — герой, который хотел изменить свою жизнь, но не смог сделать этого и остался страдать из-за своих ошибок. Его фамилия напоминает о слове «чататься», что означает жить в бедности и бесчинствовать.
- Скалозуб — герой, который убежден в своей превосходности над другими и часто оскорбляет других персонажей. Его фамилия образована от слова «скол», что значит острые и зазубренные края у поверхности, что подчеркивает его жесткость и агрессивность.
- Молчалин — герой, не проявляющий никакой эмоциональной реакции на события вокруг него. Его фамилия говорит сама за себя — он молчит и не говорит.
- Софья — героиня, которая является мудрой и сострадательной по отношению к другим героям. Ее фамилия Грушинская, груша — символ взросления и мудрости.
- Лиза — героиня, которая наивно верит в честность и любовь Чацкого. Ее фамилия Леткомуха, что образовано от слова «лет к ночи» и символизирует мечты и наивные надежды на будущее.
Таким образом, использование говорящих фамилий в пьесе «Горе от ума» помогает читателю понимать характеры героев и их поведение в контексте пьесы. Это яркий пример того, как литературные произведения могут использовать языковые особенности для создания образов и настроения.
Софья
Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи. Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.
Главные герои и их характеристика
- Фамусов Павел Афанасьевич — состоятельный помещик и чиновник, который служит управляющим в госструктуре. Павел Афанасьевич вдовец, воспитывающий дочь. Он слишком озадачен тем, что думают о нём окружающие. Основные его ценности: блат, богатство, высокие чины. Павел Афанасьевич настороженно относится к образованным «выскочкам» и просвещению масс. Для своей единственной дочки Софьи Фамусов выбрал достойного жениха — уже не юного, но уважаемого и материально обеспеченного офицера Скалозуба.
- Фамусова Софья Павловна — семнадцатилетняя дворянка, единственная дочь Фамусова. Девушка росла без матери, но её воспитание от этого не пострадало. Она получилась сметливой, привлекательной и прогрессивной барышней. Как и другие девушки на выданье, Софья играет на музыкальных инструментах, поёт, танцует, свободно владеет французским языком. Влюбившись в небогатого Молчалина, девушка встречается с ним тайно, так как её отец, считает очень важным положение в обществе и вряд ли одобрит такой союз. Софья распускает слухи о сумасшествии Чацкого, желая, таким образом, ему отомстить за подтрунивания над Молчалиным.
- Молчалин Алексей Степанович — молодой неименитый мужчина, служащий секретарём при доме Фамусовых. Молчалин с детства приучен угождать окружающим ради получения выгоды. Из себя ничего особенного не представляет, мнение своё держит при себе и поддакивает тем, кто выше рангом, умом особым не обременён. Ухаживает за дочкой Фамусова ради своей выгоды (расположение её отца и взлёт по карьерной лестнице), но Софья ему совершенно безразлична. Алексей Степанович тайно симпатизирует служанке Лизе.
- Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин, воспитанник дома Фамусовых. Рано осиротел, рос рядом с Софьей и долгое время был влюблён в неё. Чацкий вырос человеком «нового поколения»: он горд, умён и отрицает ценности московского дворянства. Вернувшись из длительного путешествия заграницу, молодой человек узнаёт об отношениях Софьи и Молчалина. Его самолюбие оскорблено, он изводит соперника нападками и встречает неожиданно резкий отпор от бывшей возлюбленной.
Говорящие фамилии сочинение рассуждение
Произведение Александра Сергеевича Грибоедова было написано в удивительнейшее время. Это период, когда в литературе еще сильны традиции классицизма, но и уже появляются веяния, относящиеся к реализму.
Александр Сергеевич в своем тексте показал принципиально новые позиции в создании художественного текста.
Он мастерски сочетает в пьесе проявления и реализма, и классицизма, и романтизма. От классицистического текста остаются говорящие фамилии, но и они приобретают совершенно иное значение.
Итак, проанализируем, что же принципиально нового вносит Александр Сергеевич в свой текст, а что оставляет неизменным. Для чего он это делает?
Для начала вспомним, что во всех произведениях, написанных в русле классицизма, должно быть заложено так называемое правило трех единств. Автор комедии «Горе от ума» отказывается от подобного принципа. Он оставляет единство места и единство времени. А также вводит два конфликта в канву пьесы. Но, если не обращать пристального внимания на названные детали, можно сказать, что пьеса эта классицистическая с некоторой примесью реализма.
Н все-таки нас интересуют признаки классицизма в представленном тексте, поэтому обратимся к фамилиям персонажей.
Итак, первая фамилия – это Фамусов. Что же это за человек? Это представитель прошлого века с их несколько искаженными взглядами на мир и жизнь.
Для него самое главное: «А что про меня скажут другие?». Это и старается подчеркнуть автор, наделяя своего героя такой фамилией. Если углубиться в ее значение, то достаточно просто выяснить, что «fama» в переводе на русский означает разговоры, слова, сплетни. Он и полностью соответствует своей фамилии.
Следующий персонаж – это Молчалин. В этом случае даже к иностранным языкам не надо обращаться. Здесь автор преподносит все предельно прозрачно. Молчалин – это тот, кто молчит, то есть не говорит своего мнения по какому-либо вопросу.
Еще одна интересная фамилия – это фамилия Чацкий. Известно, что в первоначальной редакции произведения она звучала как Чадский. Может быть, Грибоедов хотел связать ее со словом «чад»? Чад, по мнению автора, — это мысли и воззрения Александра Андреевича. Возможно, по этой причине его объявили в финале произведения ума лишенным.
Также в литературоведении бытует мнение, что фамилия Чацкий связана с фамилией Чаадаева. Тогда истоки героя пьесы стоит искать в движении декабристов и восстании на Сенатской площади.
Кроме главных действующих лиц присутствуют также и второстепенные литературные персонажи. Их фамилии тоже говорят сами за себя.
Приведем примеры. Тугоуховские испытывают проблемы со слухом. Они не хотят слышать того, что им не надо. Репетиловы восходят к французским корням. Значение повтора. Даже складывается мнение, что Репетилов – это отражение в кривом зеркале Чацкого.
Подводя итог, приходим к выводу, что Грибоедов намеренно использует говорящие фамилии, для того, чтобы читатель или зритель более полно и глубоко «вошел» в поблемы, поднимающиеся в комедии.
Говорящие фамилии
Сейчас читают:
-
Сочинение Сургут — мой город
Сургут, один из тех редких городов, чья дата основания известна достоверно. Девятнадцатого февраля тысяча пятьсот девяносто четвёртого года царь Фёдор Иоаннович дал указ о строительстве города Сургута.
-
Сочинение на тему Подснежник 4 класс
Подснежник занесен в Красную книгу и охраняется законом, в целях сохранения этого исчезающего вида. Не обязательно срывать цветы, чтобы увидеть их прелесть. Особенно это касается подснежников.
-
Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского сочинение
В своих произведениях Фёдор Михайлович Достоевский рассматривает глубокие философские проблемы, персонажи его романов незаурядные люди, целью которых является поиск истины. Одним из ярчайших героев романов Достоевского является Родион Раскольников.
-
Черты характера Обломова сочинение
Иван Александрович Гончаров писал свой роман «Обломов» в непростое время. Это период, который характеризуется переломом старых устоев и обращением к новым ценностям и идеям. Труднее всего было осуществить этот переход представителям помещичьего сословия.
-
Анализ пьесы Гроза Островского Сочинение
Знаменитый русский писатель Островский назвал одну из своих популярных пьес «Гроза». В современном мире, услышав слово «гроза» многие понимают в первую очередь как некое природное явление, которое сопровождается молнией, разрядами грома и дождем.
-
Сочинение Нальчик — мой город
Когда меня спрашивают, чем я горжусь, не возникает никаких сомнений в ответе. Я горжусь своим родным городом. Ведь лучшего города нет ничего на свете. Светлый, чистый, всегда цветущий и пленительный. Нальчик – это город
Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова
ГОРЕ ОТ УМА
(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)
София (Софья) Павловна Фамусова — центральный женский персонаж комедии; 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие; после смерти матери воспитана «мадамой», старушкой Розье, которая за «лишних» 500 руб. перебралась воспитательницей в другой дом. Другом детства С. был Чацкий; он же стал героем ее первого отроческого «романа». Но за три года, что Чацкий отсутствовал, переменилась и сама С, и ее сердечная привязанность. С одной стороны, С. стала «жертвой» московских привычек и нравов, с другой — «жертвой» новейшей русской (и питающей ее руссоистской) словесности, карамзинской литературной школы.
Она воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа и потому отвергает и чересчур язвительного, не по-московски смелого Чацкого, и традиционно московского жениха полковника Скалозуба — ограниченного, но богатого (об этой партии мечтает ее отец). «Просчитав» С. и умело разыграв роль платонического воздыхателя, который готов до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой, в ее сердце находит уголок Молчалин, угодливый секретарь отца и, по существу, приживал в доме Фамусовых.
В итоге ею недовольны все. И Чацкий, который не может поверить, что его С. очарована таким ничтожеством, и отец. Один винит во всем Москву с ее ретроградным влиянием, другой, напротив, объясняет все влиянием французским, модами Кузнецкого моста и чтением книг. Оба в какой-то мере правы. Не имея в отсутствие Чацкого возможности душевно развиваться, С. незаметно заражается «московским» духом — и одновременно подменяет свою личность условным образом модной героини. Она ведет себя то как Юлия из романа Руссо, то как московская кумушка; и над той, и над другой «маской» автор комедии иронизирует.
В 1-м д. Фамусов застает Молчалина (только что вышедшего из девичьей) в гостиной вместе с Софией; для отвода глаз С. придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Естественно, сон этот «построен» по законам баллады в духе Жуковского, которого Грибоедов печатно порицал, — и на место «жутких» бал-ладных персонажей подставлены совершенно для этого неподходящие Фамусов («Раскрылся пол — и вы оттуда, / Бледны, как смерть, и дыбом волоса!») и Молчалин («Тут с громом распахнули двери / Какие-то не люди и не звери, / Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»). Повторяя привычный комедийный «ход», Грибоедов заставляет С. облечь балладный сюжет в неподходящий размер и стиль, в данном случае — басенный; а Фамусова — «процитировать» финал баллады Жуковского «Светлана»: «Где чудеса, там мало складу».
Во 2-м д., узнав о падении Молчалина с лошади, С. вновь ведет себя не как благовоспитанная барышня, а как влюбленная героиня романа — падает в обморок: «Упал! Убился!» Тем контрастнее выглядит ее типично «московское» поведение в 3-м д., во время бала, кода С. злобно обращает риторику Чацкого («От сумасшествия могу я остеречься») против него самого и распускает слух о помешательстве бывшего возлюбленного. Романическая маска сорвана, под ней — лицо раздраженной московской барышни.
И потому расплата ждет ее тоже «двойная», литературная и бытовая. В финале комедии развеется любовный дурман С, рухнет придуманный ею романный сюжет, а сама она узнает о своем удалении из Москвы. Происходит это в 11-м явл., когда С. случайно становится свидетельницей того, как Молчалин заигрывает с Лизой и оскорбительно отзывается о ней самой. Тут же является отец («…и дыбом волоса») в окружении слуг со свечами; балладный сон сбывается вживе; Фамусов обещает дочери выслать ее из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», а Молчалина — удалить («Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»).
Несколько слов о стилистической роли говорящих фамилий
Конечно, это так. Однако мастера пера всегда тонко чувствовали, насколько важны для развития сюжета имена-характеристики.
С одной стороны, они служат средством некоторой типизации, обозначая принадлежность персонажа к определенной общности или его сущность.
С другой – такой литературный прием позволяет уже с первых страниц понять отношение автора к своему герою, создать собственное изначальное впечатление. Действительно, вряд ли кому-то придет в голову, что литературный персонаж с фамилией Хрюмина или, скажем, Скалозуб может быть положительным.
Грибоедов не первый, кто придумал говорящие фамилии. В «Горе от ума» их много, но дело в том, что этот литературный прием с успехом использовали почти все писатели. У Гоголя это Ляпкин-Тяпкин (судья), у Чехова – унтер Пришибеев, у Фонвизина – Вральман.
Рассуждение
Использование «говорящих» фамилий и имён в драматическом жанре, особенно в комедии, является давней литературной и театральной традицией.
К этому приёму авторы комедий обращаются по разным причинам: чтобы выразить суть характера героя, обозначить своё отношение к нему. Часто фамилиями-характеристиками наделяются эпизодические лица произведения, для полного раскрытия которых не хватает литературного пространства.
Например, соблюдение классических трёх единств (времени, места и действия) ограничивали действие драматического произведения 24 часами. Где уж тут развернуть в полном объёме историю героя и всесторонне его охарактеризовать? Это стало возможным только в эпоху сериалов.
А.С. Грибоедов мастерски использует значимые, говорящие фамилии и для героев второго плана, и эпизодических персонажей. В комедии «Горе от ума» такими фамилиями являются: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмины, Загорецкий, Хлёстова, Репетилов.
Одним словом схвачена суть Молчалина. Его фамилия обыгрывается в речи главного героя Чацкого и становится объёмной характеристикой: «…он на цыпочках и небогат словами», «…не сломил безмолвия печати». Вырисовывается образ трусливого, ограниченного человека.
Полковник Скалозуб вполне оправдывает свою фамилию. Это громогласный солдафон. Его неуклюжие шутки над дамой, которая сломала ребро и для поддержки ищет мужа, замечание о том, что пожар способствовал украшению Москвы выдают человека косноязычного и глупого, способного только «скалозубить».
Князь Тугоуховский становится смешон именно по причине своей глухоты. Среди гостей Фамусова он ищет женихов для своих дочерей, но не ориентируется, кто подходит. Нужная информация не доходит до него, и он попал бы впросак, не будь рядом жены.
Фамилия Хрюмина неблагозвучна и некрасива, как и её носительница графиня-внучка, старая дева, обозлённая на весь свет. О гостях Фамусова она сказала: «Уроды с того света».
Фамилией Загорецкий награждён герой нечестный, воспламеняющийся от своей собственной лжи. Он наделён огромной энергией, но направлена она на мошенничество, сочинение небылиц. От его стремления всем услужить, что-то достать люди отмахиваются, потому что он готов любого продать и обмануть.
Старуха Хлёстова под стать своей фамилии. Она хлёстко отзывается о любом, кто ей не нравится. Полковничьи погоны Скалюзуба для неё ничего не значат, да и о самом хозяине дома она говорит «полоумный», потому что навязал ей общество без разбору.
Репетилов запоминается именно своей фамилией, которая в переводе с французского обозначает «повторение». Это пародийный герой, желающий прослыть прогрессивным. Он с гордостью говорит о членстве в каком-то тайном обществе. На вопрос Чацкого, что там делают его члены, Репетилов отвечает: «Шумим, братец, шумим!» Фамилия героя и сказанная им фраза высмеивают лжеборцов за обновление общества.
Таким образом, говорящие фамилии героев в комедии «Горе от ума» способствуют раскрытию сути характеров лаконичными средствами и усиливают сатирическое звучание пьесы.
Говорящие фамилии в комедии Горе от ума (сочинение)
Произведение Грибоедова «Горе от ума» произвело большой фурор на читателей. Комедия стала полноценной пьесой, которая включает в себя классицизм и новое искусство. Кроме того, там есть реализм, прекрасно дополненный романтизмом. Все жанры дополняют друг друга и раскрываются по-новому.
В «Горе от ума» прослеживаются два конфликта, которые находятся в равноправии, что необычно для классицизма. Удивительно то, что в итоге верх одерживает безнравственность.
Большую роль в комедии играют «говорящие» фамилии героев. В сочинении будут рассмотрены, можно даже сказать «кричащие», фамилии героев и их значения.
Сюжет разворачивается в доме Фамусова. Павел Фамусов является управляющим и уважаемым человеком в Москве. Он консервативный дворянин, привыкший судить о людях по их материальному состоянию и количестве связей в высшем свете. Личность и характер человека ничего не значат для него
Важно только мнение людей высших чинов. Фамилия берет начала от слова «fama», что в переводе с латинского означает молва
Другая фамилия – Молчанин. Он привык поступать так, как угодно старшему поколению. Не имя своего мнения, он молча следует установившемся постулатам старого общества. Фамилия скрывается под собой молчаливость и скрытость человека. Он прост и не знатен.
Более сложная фамилия – Чацкий. Изначально фамилия была прописана как Чадский, вероятно, от слова «чад», что означает разлагающую обстановку, чего и боятся все люди высшего света. Все боятся перемен и, как следствие, этого человека. У него другие взгляды на жизнь, его ум незауряден. Окружающим проще называть его сумасшедшим. Герой с этой фамилией переживает все душевные терзания наедине с собой. В его образе прослеживается сам Грибоедов.
Следующий яркий персонаж Софья Фамусова. В ней прослеживается властность, независимость от чужих мнений. Особо характеризует ее фраза «Что мне молва?». Софья искренняя, мудрая, романтичная, под стать значению своего имени.
Далее Скалозуб. Обычный представитель армейской среды, ему присуща правдивость и грубость. Фамилия заставляет читателя представить образ скалящего человека, который не особо отличается интеллектуальными способностями.
И, наконец, Репетилов. Он появляется в конце произведения и вносит в него свой вклад. Он принимает в свой образ то, что говорят другие, как бы подстраивается под всех. Он своеобразное зеркало, но кривое. Все, что он может – повторять слова других людей.
Фамилии героев позволяются читателям лучше понять и прочувствовать персонажей.
Какие эффекты создает использование говорящих фамилий в пьесе?
Использование говорящих фамилий — это одна из интересных особенностей литературы, которая позволяет создать эффект напряжения и зарядить смыслом. Говорящие фамилии позволяют определить характер персонажа и показать его роль в драме.
В пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова говорящие фамилии Ноздрев, Чацкий, Скалозуб и др
являются важной частью сюжета. Они подчеркивают негативные качества персонажей и показывают их двойную мораль, самолюбие и алчность
- Говорящие фамилии создают условия для юмористических и иронических оттенков в тексте;
- Их использование способствует различению и узнаванию персонажей читателями;
- Говорящие фамилии помогают определить индивидуальность каждого героя на фоне других персонажей, что позволяет лучше понимать их мотивы и поступки;
- Использование таких фамилий делает текст более ярким, запоминающимся и насыщенным смыслом.
Для писателя использование говорящих фамилий — это способ подчеркнуть главные идеи пьесы, показать характеры персонажей и создать эмоциональную атмосферу в тексте. Поэтому такие фамилии являются важным элементом литературной традиции и могут быть использованы в разных жанрах и форматах.
Говорящие фамилии в комедии
В комедии Горе от ума Грибоедова каждая фамилия персонажей имеет свое специфическое значение, звучание и отражает некоторые особенности персонажей и их поведение. Главный герой комедии, Александр Грибоедов, должен быть в первую очередь умным и эрудированным человеком, но его фамилия «Грибоедов» олицетворяет его смешливость и изменчивость, как грибы, которые меняют форму и цвет. Фамилия «Грибоедов» также может указывать на его нестабильное поведение и склонность к изменам.
В комедии также есть такие говорящие фамилии, как Чацкий и Молчалин. Фамилия «Чацкий» указывает на то, что персонаж способен произносить насмешливые и остроумные реплики. С другой стороны, фамилия «Молчалин» указывает на отсутствие коммуникативных навыков у персонажа, что делает его молчаливым и неспособным проводить осмысленные разговоры.
Также стоит отметить фамилию Галкина – прозвище героя «Галкина – гусака» ярко и точно отражает его характер и поведение. «Гусак» – это обозначение для наивного, легкомысленного и несерьезного человека. Герой Галкин в комедии действительно проявляет эти качества и часто становится объектом насмешек и шуток со стороны других персонажей.
Скалозуб и его «острые» зубы
Скалозуб — это человек, у которого есть «острые» зубы, фигурально говоря. Его имя и фамилия намекают на его характер и поведение. Слово «скала» ассоциируется с чем-то твердым и прочным, а «зуб» — с чем-то острым и грозным. Таким образом, имя и фамилия Скалозуба создают образ человека с сильным характером, способного биться за свои убеждения и не поддаваться влиянию других.
В комедии Горе от ума Грибоедова Скалозуб действительно обладает острым умом и выдающимися качествами. Он умеет вести речи, противостоять нравственной и физической угрозе. Он не теряет самообладания в любых ситуациях и всегда находит выход из трудных положений. Таким образом, имя и фамилия Скалозуба не только подчеркивают его «острые» зубы, но и отражают его сильный ум и преимущества перед другими персонажами.
Таким образом, говорящие имя и фамилия Скалозуба играют важную роль в комедии Горе от ума Грибоедова. Они помогают создать образ сильного и умного персонажа, который всегда находит выход из ситуаций и не поддается влиянию других. Это один из примеров того, как имена и фамилии могут быть использованы для передачи характера и качеств персонажей в комедии.
Молчалинов и его немой образ
Молчалинов – это человек, который не говорит на протяжении всей комедии. Он молчит не потому, что не имеет возможности говорить, а потому что не хочет говорить. Вся комедия построена на противоречии – Молчалинов, как его фамилия подразумевает, молчит, но при этом все его действия и жесты говорят за него.
По своей немоте Молчалинов – это противоположность других говорящих персонажей, которые изливаются словами. Он слушает, наблюдает и делает свои выводы – всего этого он достаточно способен сделать молча. Вместо слов Молчалин использует свою жестикуляцию и мимику, чтобы донести свои мысли и эмоции до окружающих.
Такой образ Молчалинова является ключевым в комедии. Его немой образ создает комические ситуации и смешные моменты. Интересно, что в бурной речи других персонажей Молчалин становится фокусом внимания
Он привлекает внимание своей немотой и необычными действиями
Таким образом, через фамилию Молчалинов Грибоедов передает нам важное сообщение о его характере. Он делает акцент на его немом образе, который является неотъемлемой частью комедии «Горе от ума»
Все его действия и жесты говорят о нем гораздо больше, чем слова. Молчалинов – это уникальный персонаж, который вносит особый комический акцент в произведение.
Горе от ума и Ростислав Скалозуб
Имя Ростислав уже само по себе вызывает ассоциации с высоким умом и интеллектом. В переводе с древнеславянского «Ростислав» обозначает «возвышение славы». Это имя, выбранное Грибоедовым, идеально сочетается с темой произведения, в котором основной конфликт заключается в противостоянии между разумом и глупостью.
Фамилия Скалозуб также не случайна. Слово «скло» в русском языке означает «крутой склон». Таким образом, фамилия Скалозуб подчеркивает характер Ростислава как интеллигентного человека, который способен стремительно подниматься вверх по склону ума и размышления. Буквально и переносно Ростислав Скалозуб представляет собой высокого интеллектуала.
Горе от ума является прекрасным примером комедии, в которой говорящие имена и фамилии персонажей передают их характер и помогают читателю или зрителю лучше понять суть произведения. В комедии Грибоедова, такие имена и фамилии как Ростислав Скалозуб играют важную роль в создании образа и передаче идеи о взаимодействии ума и глупости.
О литературных приёмах
При упоминании термина «говорящие фамилии» мы вспоминаем, прежде всего, о литературных приёмах. Авторы, создавая того или иного героя, используют разные технические инструменты, в частности, говорящие фамилии.
С их помощью писатель описывает характер или внешность своего персонажа при помощи краткой и ёмкой фамилии. У читателя та или иная фамильная форма вызывает ассоциации, на которых и играет автор. Причём это необязательно должна быть какая-то экзотическая или прямолинейная описательная характеристика. Это может быть самая обычная фамилия, но подобранная для героя таким образом, что лишь она одна может сказать о нём вполне достаточно.
Например, возьмём Молчалина из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он робок, молчалив, он согласен со всем, что ему говорят, он никогда не станет спорить, вмешиваться в разговор или опровергать что-либо. Ему в противоположность представлен Фамусов, чья фамилия тоже является говорящей. Но происходит она от латинского слова, которое можно перевести, как «слава», «известность».
Настоящими мастерами, искусно вплетающими говорящие фамилии в свои произведения, являются: А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Д. И. Фонвизин, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев.
Н. М. Азарова, русская поэтесса и филолог, доктор филологических наук, разделяет говорящие фамилии в литературных произведениях на три типа.
Говорящие фамилии, которые «сообщают об одной важной черте героя»: Тугоуховский, Молчалин, Плюшкин и другие.
Оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Хлёстова, Загорецкий и т. д.
Ассоциативные
К примеру, Чацкий – фамилия, которая указывает на прототип главного героя драмы.
Рассмотрим примеры самых известных говорящих фамилий в литературных произведениях, а также, какой смысл в них пытался заложить автор, значение и сходство с героем.
Характеристика главных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума»
Основной конфликт комедии «Горе от ума» – это конфликт поколений, и шире того: между закостенелым обществом и прогрессивными взглядами. Хранителем традиций выступает Фамусов, сторонником прогресса – Чацкий. Сюжетная линия, вокруг которой и раскручивается основной конфликт, представляет собой любовный треугольник. Дочь Фамусова Софья любима Чацким, но ей нравится секретарь отца – Молчалин. Остановимся на характеристике этих персонажей.
Павел Афанасьевич Фамусов служит управляющим в государственном учреждении. Отличается чинопочитанием, неприязнью ко всему новому, отрицанием пользы образования
Ему важно, что подумают о нем в обществе. Просвещенных людей опасается.
Софья – 17-летняя дочь Фамусова
Матери лишилась рано, ее воспитанием занимался отец. Во главу угла ставит чувства, и ради них способна противостоять мнению общества.
Алексей Молчалин – служит у Фамусова секретарем. Благодаря Фамусову он получил чин асессора, хоть и не принадлежит к знатному сословию
Живет в доме Фамусова и пользуется вниманием его дочери. Робок и молчалив.
Александр Чацкий – молодой человек, образованный, прогрессивных взглядов
Возвращается из трехлетнего путешествия и находит Софию, с которой рос и в которую был влюблен, неверной, имеющий роман с другим мужчиной (Молчалиным).
Из второстепенных персонажей стоит назвать полковника Скалозуба, состоятельного немолодого человека, за которого Фамусов хочет отдать дочь, а также служанку Фамусовых Лизаньку, которая вынуждена терпеть приставания хозяина дома и скрывать свидания Софьи с Молчалиным.
Вариант 2
А.С.Грибоедов начинал свою литературную деятельность как писатель-классицист. В своей бессмертной комедии он воплотил некоторые каноны классицизма. Говорящие фамилии, которые часто использовали в своих произведениях просветители, позволяют дать первую характеристику персонажа, подчеркнуть суть образа.
Итак, Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии, представитель 2века нынешнего». Его фамилия созвучна фамилии известного философа, человека с передовыми взглядами П.Я.Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим за свои мысли.
Павел Афанасьевич Фамусов – знатный московский вельможа, один из тузов общества. Его фамилия происходит от лат. Fame – молва. Действительно, герой боится чужого мнения, и в то же время сам является строгим вершителем судеб. К нему ездят на поклон, он может порадеть родному человечку, т.е. пристроить на теплое местечко.
Софья Павловна, дочь Фамусова — имя, как известно с лат. обозначает «мудрость». Невозможно сразу определить, чью позицию займет девушка , — фамусовского общества или примкнет к Чацкому, с которым была дружна в детстве. Но к концу пьесы не остается сомнений: Софья – дочь своего отца, скорая на расправу и с Чацким, и с Молчалиным.
Алексей Иванович Молчалин – фамилия суть образа: бессловесный Молчалин, который дойдет до степеней известных, потому что всегда прислушивается к чужому мнению, обладает двумя прекрасными для службы качествами – умеренностью и аккуратностью, наконец, завет отца – «угождать всем людям без изъятья» довершает образ подлеца и приспособленца. Он готов притворяться влюбленным в угоду дочери такого человека.
Бал в доме Фамусова – кульминация пьесы. Гости, приехавшие на бал составляют основу светского общества Москвы. Несмотря на их единодушие мнений, каждый из них имеет свои индивидуальные черты. Так, Горичи от слова «горький»
Чацкому горько видеть своего бывшего бравого приятеля-офицера, отважного в бою и в быту, под каблуком у жены – муж-мальчик, муж – слуга… А Хрюмины бабушка и внучка – зазнайки, плохо говорящие «хрюкающие» по-русски, преклоняются перед всем иностранным, притом презираюттех, кому они старательно подражают
Князья Тугоуховские так заняты поиском выгодных партий для своих дочерей, что их общение напоминает скорее глухие телефончики, больше они ничего не слышат, их интересует только состояние потенциального жениха. Старуха Хлестова – одна из влиятельных московских матушек, чье мнение свято. Она резкая, прямолинейная, явилась с арапкой девкой и собачкой – ярая крепостница, проповедующая устаревшие взгляды. На балу присутствуют безымянные господа N и D, Загорецкий; приспешники нужны на балу, чтобы услужить нужным людям, выхлопотать себе или близким теплое местечко и т.д.
Под конец появляется Репетилов – пародия на главного героя; ему свойственно повторение мыслей, которые не стали твоими убеждениями, это пена на гребне национально-освободительного движения: «Шумим, братец, шумим…».
Лиза и Петрушка – слуги в доме Фамусова, простонародные имена указывают на это.
Таким образом, фамилия – важная часть создания образа, она может многое рассказать о герое, поэтому чтение афиши важно и необходимо, это непосредственно авторская характеристика, которую писатель дает своему герою
Дворянские фамилии в пьесе: значение и символика
В пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова многие персонажи представлены дворянскими фамилиями, которые имеют свое значение и символику.
Например, фамилия Горбункова символизирует его низкое происхождение и стремление к богатству и высокому положению в обществе.
Фамилия Молчалина, напротив, отражает главное качество этого персонажа — молчаливость и отсутствие собственного мнения.
Фамилия Чацкого является исключением из правил — она не имеет явной символики, но просто отражает дворянское происхождение персонажа.
Использование говорящих фамилий позволяет автору создать более глубокие и многоплановые персонажи, а также усилить символический и философский уровень пьесы.