Конфликт фамусовского общества и чацкого

Сочинение на тему чацкий и фамусовское общество (9 класс)

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Проблема социальных норм в «Горе от ума»

Конфликт поколений, представленный в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», построен на нарушении социальных норм. Главным героем пьесы является Молчалин, который не может понять и принять новые ценности, пришедшие с новым поколением.

В пьесе отражен конфликт между двумя поколениями – старшее, которое придерживается старых традиций и социальных норм, и молодое, которое стремится к новым ценностям и свободе. Герой пьесы Молчалин – представитель старшего поколения, который не может принять новые идеи и поведение молодых людей. Это приводит к смешным и курьезным ситуациям, которые описываются в пьесе.

Проблема социальных норм, которая поднимается в комедии, актуальна и в современном обществе. Конфликты между поколениями часто возникают из-за различий в ценностях и мировоззрении

Но важно помнить, что социальные нормы не статичны, они меняются со временем и ситуациями. Поэтому важно быть открытым к новым идеям и готовым адаптироваться к изменениям в обществе

Сочинение

Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к жанру комедии

Данный драматический жанр призван осмеивать порочные черты людей, заострять внимание читателей на том, как можно и нельзя себя вести, какие ценности должны быть превыше всего

В произведении в целом переплетены две сюжетные линии, которые являются основой нескольких конфликтов комедии. Основными конфликтами произведения являются социальный и любовный, но все же острее в произведении стоит первый из названных.

У конфликта в произведении существует несколько форм. В данном случае уместно говорить о внешнем противостоянии, так как столкновение происходит на уровне идей, интересов, взглядов на жизнь двух или нескольких героев.

В пьесе столкновение происходит между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». Наиболее ярким примером нового, передового поколения является фигура Александра Андреевича Чацкого. Герой умен, честен, независим. Он — воплощение лучших черт прогрессивной молодежи: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

К старшему поколению относятся Фамусов и его гости. Фамусов является полной противоположностью Чацкого. Он судит всех по их статусу и чину; необразован: «Уж коли зло пресечь: забыть все книги бы да сжечь», меркантилен и лжив.

В комедиях часто используется прием говорящих фамилий. Даже на этом уровне персонажи полностью противоположны. Фамилия Чацкого изначально должна была звучать иначе — Чадский (от слова «чад»). То есть, герой «находится в чаду борьбы. Фамилия Фамусова произошла от латинского слова famа — «молва». Это означает, что героя больше всего волнует мнение общества.

«Ядром» конфликта является несовпадение взглядов двух поколений. Чацкий выступает против крепостного права, чинопочитания, презирает подхалимство, лицемерие, борется за свободы и права человека, из-за чего пренебрежительно относится к порокам старшего поколения, обличая их устои и поведение. Фамусовское же общество, наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой.

Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать в открытую конфронтацию. Кульминацией стоит счесть момент, когда Александра Андреевича признают сумасшедшим, ведь именно в этот момент непонимание и отрицание всего нового в доме достигает апогея. Развязкой является момент отъезда Чацкого в Москву, когда разочарованный и непринятый всеми герой принимает вынужденное решение об отступлении.

Именно социальный конфликт, который обличает страшные общественные пороки, делает пьесу «Горе от ума» актуальный до сих пор, заставляя читателя задуматься о такой важной вещи как человеческое достоинство и честь

Трагедия главного героя

В романтической комедии «Горе от ума» главный герой Александр Чацкий становится жертвой конфликта поколений. Он молодой и эмоциональный, готов изменить свою жизнь ради любви и счастья, но сталкивается с противостоянием старших поколений.

Чацкий кажется наивным и неопытным, но вместе с тем он является духовно богаче многих персонажей романа. Его стремление к идеалу любви и чистоты противостоит жизненному опыту и цинизму окружающих. Он не готов сделать компромисс между своими идеалами и реальностью.

Трагедия главного героя заключается в том, что его любовь к Софье возможна только в идеальном мире, который не существует на самом деле. Он остается один, с его мечтами и идеалами, а его любовь оказывается нереальной, потому что жизнь нарушает все его планы. Стоит отметить, что Чацкий не побеждает в конце романа, но в то же время его поражение связано не с его слабостью, а со столкновением идеала с реальностью.

Вариант 3

Грибоедов жил в начале 19 века. И его произведение «Горе от ума» посвящено жизни той эпохи. Но очень часто в современных людях мы узнаем известных героев этой комедии.

Автор описывает существовавший социальный конфликт между устоявшимися взглядами общества и новыми веяниями, популярными в среде молодежи. Молодые люди, в отличие от принятых взглядов считали, что их призвание — не служение обществу, а личностное саморазвитие. Они желали обучаться наукам, изучать роль личности в социум. Подобные взгляды расценивались в Фамусовском обществе как бунтарство.

Общество отказывалось принимать в свои ряды человека, обладающего глубоким мышлением. Именно таким был Александр Чацкий, которого объявили сумасшедшим. Да и самому герою было неуютно в таком окружении.

Возникший конфликт вскрывает недостатки и самого Чацкого. Не желая мириться с пороками других людей, он в своей речи резок и безжалостен. Он не способен разглядеть положительные качестве в оппоненте и готов спорить со всеми и каждым.

Я считаю, что разница в позициях между разными людьми — это естественное состояние общества в целом. Но каждая сторона должна учиться проявлять уважение к взглядам других и замечать в людях не только отрицательные, но и положительные черты характера.

Мне нравится4.5 k.Не нравится2.6 k.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (842)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (759)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (736)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (736)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (829)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (614)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

  • Silentium Тютчев анализ стихотворения
    (631)

    Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…

  • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
    (740)

    «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…

  • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
    (535)

    Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…

  • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
    (563)

    Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…

Произведение горе от ума , отношение чацкого к москве. Цитаты

Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России. Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно.

Жизнь общества в этом смысле их мало интересует. Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах.

Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого. Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность.

Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным. На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия.

Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться.

Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным.

Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?

” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..” Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”. Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима: С такими чувствами, с такой душой Любим!

Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима: С такими чувствами, с такой душой Любим!

Она отвечает: “Герой не моего романа”. Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима: С такими чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица, смеялась надо мной! В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье; Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?.. …Вот я пожертвован кому! Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий!

Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.

Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам. В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.

Моральные устои и свобода личности

Одной из главных тем пьесы «Горе от ума» является противостояние между старшим и младшим поколением, которое отражается на проблеме моральных устоев и свободы личности. Главный герой Александр Чацкий представляет молодое поколение, которое критически относится к традиционным моральным ценностям и стремится к свободе личности и самовыражению.

Старшее поколение, в лице героя комедии Молчалина и его окружения, привязано к старым традициям и формальным нормам поведения. Они не понимают стремлений молодежи и ограничивают свободу личности. В результате возникает конфликт поколений, который сводится к противостоянию традиции и инновации, консерватизма и прогресса.

  • Моральные устои – это общепринятые нормы и ценности, которые регулируют межличностные отношения и поведение людей в обществе. В пьесе моральные устои представлены как обуза, ограничивающая свободу личности и препятствующая индивидуальному развитию.
  • Свобода личности – это право каждого человека на самовыражение, выбор жизненного пути и формирование своей индивидуальности. В пьесе свобода личности выступает как главное требование молодого поколения, которое стремится к самореализации и независимости от стереотипов и общественных предрассудков.

В результате конфликта поколений Грибоедов делает вывод о необходимости гармоничного сочетания традиции и инновации, основанных на принципах уважения к мнению других и свободе личности. Только так можно сохранить духовное наследие прошлого и обеспечить развитие общества в будущем.

Сочинение на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Грибоедов противопоставляет своего вольнолюбивого героя как отдельным лицам, так и всему фамусовскому окружению.

Заслугой драматурга справедливо считают изображение жизни реакционного дворянского общества в сатирических тонах. Крепостник и бюрократ Фамусов более интересен писателю в своем окружении, которую составили карьерист Скалозуб и гости фамусовского дома. Всех их объединяет единство взглядов на жизнь и людей, но вместе с тем, они отдельные сатирически изображенные характеры.

Хлестова предстает как властная крепостница. Речь ее бесцеремонна и груба. Простонародность ее речи выдает в ней московскую барыню, лишенную высокой культуры.

Обратите внимание

Умение услужить сделала картежного шулера Загорецкого постоянным посетителем столовых и гостиных.

Болтливая речь Репетилова свидетельствует о его глупости и ветрености.

В изображении подкаблучника Платона Михайловича чувствуется горькая ирония автора. Наталья Дмитриевна полностью подчинила мужа своим капризам.

Злющая графиня Хрюмина-внучка все видит в недовольном свете, а верхом хорошего тона является для нее знание французского языка.

Тугоуховские—родители заняты только тем, что подыскивают женихов для своих дочерей, а дочери в свою очередь обеспокоены нарядами и сплетнями. Для этой семьи в человеке важны только богатство, знатность и карьерная лестница.

Его идеи раздражают Фамусова, а нападки в адрес Молчалина — Софью. Его бурный смех сильно уязвил самолюбие старухи Хлестовой, которая привыкла, что все слушают ее с почтением.

Семью Тугоуховских он ничем не обидел, но и они дурного мнения о нем, потому что он выпал из списка потенциальных женихов, будучи небогатым.

Для этого общества Чацкий еще и идейный враг. Поэтому в целях самообороны и возведена на него гнусная клевета. Преклонение перед иноземным, жестокие крепостнические нравы, невежество и праздность власть имущих осуждается от начала и до конца произведения.

Важно

Виной «сумасшествия» героя почти все представители фамусовского общества считают просвещение и науку.

Хотя меткое и разящее слово Чацкого – это действительно неслабое оружие, но общество, которому противостоит он многочисленно и пока еще сильно.

А бегство его из Москвы—это временное отступление пред количеством старой силы, в то время, как противостоящая ей и день ото дня крепнущая новая сила отличается своим качеством.

Популярные сочинения

  • Сочинение Моя семья в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война – страшное испытание, выпавшее на плечи народа. Война затронула каждую семью, каждого человека, и моя семья – не исключение.
  • Сочинение по картине Айвазовского Обоз чумаков И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
  • Сочинение Мальчики из рассказа Бежин луг (Характеристика) Этот рассказ И.С.Тургенева повествует о том, как охотник вместе со своей собакой заблудился, так как вокруг опустился густой туман. Он промок, устал, но не мог найти дороги домой
  • Сочинение С.В. Ковалевская – женщина ученый При изучении любой науки непременно затрагивается момент исторического развития дисциплины. Ни для кого не секрет, что большой вклад в самые разные сферы внесли ученые-мужчины
  • Что такое тургеневская девушка? сочинение Понятие и термин «тургеневская девушка» широко используется не только в литературных произведениях, а также в реальной, нынешней жизни. Этот собирательный образ воплотил в своих героинях писатель И.С. Тургенев
  • Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание) Картина Васнецова Сирин и Алконост написанная в относительно недавнее время напоминает древнюю живопись, и как оказывается, не просто так. В первую очередь зрителя интересует, что же это за персонажи Сирин и Алконост
  • Сочинение Успешный человек Чтобы стать успешным, человеку нужно пройти много сложностей, ведь мир очень жесток и некоторые люди в нем тоже. Ты никогда не должен никому завидовать и всегда сам добиваться своих целей, ведь зависть никого еще не приводила
  • Сочинение о Родине Все мы произносим слово Родина, но понимаем его значение по разному. Так, что же это такое, Родина? То место где тебе пришлось родиться, или где предстоит умереть, а может быть тебе никогда
  • Сочинение Репетилов в комедии Горе от ума (образ и характеристика) Грибоедова Репетилов – один из второстепенных героев комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Впервые в произведении он появляется в 4 – ом действии на званном балу у Фамусова. Яркий запоминающийся
  • Сочинение Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой Произведение В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» имеет поучительный характер. Автор показывает на примере мальчика, сожалеющего об том, что он рассердил и подвёл бабушку.

↑ Отношение к обществу

Для Фамусова представители старой родовой знати являются высшим идеалом, к которому нужно стремится. Он считает, что выжившие из ума старики — «канцлеры в отставке». Фамусов с восхищением говорит об их бурных спорах ни о чем. Он преклоняется и перед почтенными старухами, вся заслуга которых состоит в искусственно созданном авторитете и оказании покровительства. Чацкий смело возражает Фамусову. Он указывает на то, что все общественные авторитеты были настоящими подлецами и негодяями.

Особый гнев Чацкого вызывает их бесчеловечное отношение к крепостным крестьянам. Себя Чацкий относит к абсолютно новому поколению людей, для которых мундир не является высшей ценностью. Он с горечью говорит, что пока еще позиции реакционеров слишком сильны. Стремящиеся к знанию молодые люди пугают представителей старого общества. Их появление вызывает отчаянные крики: «разбой! пожар!».

Чацкий и Фамусов (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В после­дующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это создает определенное представление о Фамусове.

Совсем иным видится Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с Софьей, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение.

Так намечается идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, ко­торый во 2-м действии наступает. В их споре проявляется несогласие решительно во всем.

Фамусов пытается поучать:

Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное — поди-тка послужи.

Он раскрашивает свои поучения воспо­минаниями о порядках екатерининских времен, когда его дед Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императри­цы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает Чацкий на это предложение. Он пре­зирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок…

Чацкий считает, что нужно служить «делу», а не «лицам», и одобряет тех, кто «не торопятся вписаться в полк шутов». Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов — защитник самодержавно-крепостнического строя и восхи­щается старыми порядками и устоями жизни. Такие, как Чацкий, опасны, они посягают на жизнь, которая является основой его благополучия.

Фамусов — крепостник — считает законным право помещика рас­поряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства. Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, добрым». Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе «А судьи кто?..» Он возмущен, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет».

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первым сделал это открытие:

Попробуй о властях — и невесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршим лицом, Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просве­щении: Материал с сайта //iEssay.ru

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах и культуре ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий — человек образованный, его речь логична, образна, отражает глубину мысли. Он мастер афоризмов, едких эпиграмм. Его сло­во — разящее оружие.

Речь Фамусова — это речь человека не очень образованного, но неглу­пого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спо­рит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет остроумие.

В разговоре со Скалозубом проявляется вкрадчивость, подобострастие, в словах ласкательные суффиксы («в петличке орденок»), он даже прибав­ляет «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами же он всегда груб, ворчлив, он обзывает их, называя не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом.

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

На этой странице материал по темам:

  • кратко фамусовская москва в комедии горе от ума
  • таблица фамусов и чацкий
  • фамусов и чацкий разговор о воспитании
  • различие между чацким и фамусовым
  • конфликт между фамусовым и чацким таблица

Ирония и сатира в произведении Грибоедова

«Горе от ума» — это не только комедия наивных и забавных персонажей, но и остроумная сатира на общество и пороки его членов. Александр Сергеевич Грибоедов использовал иронию и сарказм, чтобы выразить свое отношение к тогдашней действительности.

В произведении многие персонажи не осознают свою глупость и наивность, что вызывает у читателя насмешку. Например, Молчалин, считая себя умным и начитанным, не может построить грамотное предложение. Такая ирония направлена на критику образования и интеллектуальной обстановки того времени.

Также в произведении присутствуют различные отсылки и пародии на классические произведения, например, на пьесы Шекспира, что позволяет автору еще более остроумно и сатирически выразить свое мнение.

Грибоедов использует сатиру и иронию, чтобы высмеять проблемы общества, такие как чрезмерная власть и коррупция. Автор смело критикует систему и власть, используя юмор и остроумие вместо прямой критики. Это позволяет ему высказаться четко и ясно, не оскорбляя правителей и членов общества прямо.

В итоге, ирония и сатира в произведении Грибоедова играют важную роль для выражения авторского мнения по поводу того времени и для критики недостатков общества. Они помогают автору передать свои мысли читателю еще точнее и более ярко.

Различие взглядов на образование в пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» представлены различные взгляды на образование. Герои старшего поколения, в том числе Чацкий и Софья Андреевна, считают, что образование является важным фактором для успешной жизни и карьерного роста. Они призывают молодое поколение учиться и развиваться, чтобы достигнуть успеха.

С другой стороны, молодые герои, такие как Молчалин и Лиза, склонны к пренебрежительному отношению к образованию. Они считают, что знания и умения не нужны для жизни, и лучше всего быть «душком» и не заморачиваться учебой.

Представленные в пьесе взгляды свидетельствуют о конфликте поколений и проблеме передачи ценностей. Старшее поколение считает, что образование является основой успеха и благополучной жизни, в то время как молодежь не видит в этом смысла и не признает его ценности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: