Анализ произведения грибоедова «горе от ума»

Анализ 3 действия горе от ума грибоедова

Причина ненависти общества к Чацкому

Члены фамусовского окружения оскорблены поведением главного героя и мечтают о мести. Но почему? В любом сложившемся социуме есть свои правила и нормы. Чацкий справедливо их осуждает и противится соблюдению, чем вызывает неприязнь общества. Персонаж отличается от них, он белая ворона, которая никак не вписывается в московское дворянство. Герой не льстит высшим чинам. Он говорит лишь то, что считает правильным, не лицемерит и этим задевает всех.

Хотя все, что было сказано главным героем, идет вразрез с правилами общества, его члены в глубине души понимают — Чацкий прав. Но никто не хочет что-либо менять. Им выгодно нынешнее положение. Именно это и становится причиной ненависти к Чацкому.

Третье действие четко раскрывает вопросы, связанные с образом жизни, устоями, нормами и принципами московского дворянства, пустотой их разговоров, нелюбовью к образованию, нежеланием менять общество и меняться самим. Гости до конца не верят в сумасшествие Чацкого, потому что понимают его правоту. В это же время его действия лишены логики для окружающих, а его самодурство они воспринимают как умалишенность. Объявление героя безумным — месть за инакомыслие.

Чацкий остался одинок в своем мнении. Его вольнодумство становится основной причиной для обвинений в безумстве, а попытки доказать свою правоту не имеют успеха и лишь ухудшают положение.

При изучении комедии Грибоедова на уроках русской литературы ученики пишут конспекты, готовят презентации, составляют план к 3 действию «Горя от ума», выполняют другие задания учителя. Благодаря тщательному разбору этой части пьесы им без труда удается сделать характеристику Чацкого и некоторых других персонажей книги.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Горе от ума: характеристика главных героев

Другой главный герой, Молчалин, — это противоположность Молчалина. Аполлон Сергеевич — типичный представитель зажиточных слоев общества. Он эгоистичен, бережет свое положение, отличается демонстративной бессердечностью и легкомыслием. Он прямой антипод Молчалина, но именно в этом взаимодействие двух этих персонажей и заключается главный конфликт пьесы.

Однако, главный герой пьесы — это Горе, Софья Андреевна. Она — приемная дочь Салтыкова-Щедрина. Софья всегда чувствовала свою неполноценность и стремилась быть идеальной, правильной и полезной человеку. Она служит примером верности и бескорыстия, вечно страдает, но остается сильной и принимает решение быть самой собой.

Горе от ума: влияние на русскую драматургию

Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» считается первой реалистической пьесой в русской литературе. Написанная в 1824 году, она оказала значительное влияние на развитие русской драматургии и сыграла важную роль в формировании новых тенденций в литературе и обществе.

Горе от ума представляет собой остроумную и сатирическую комедию, освещающую проблемы образования и нравственности в российском обществе. Пьеса выдвигает на первый план проблемы социальной несправедливости, гипокризии, тщеславия и разочарования, вызывая у зрителей и читателей понимание и восприятие реальной жизни.

Важным элементом «Горя от ума» является репликированная речь персонажей, отражающая обиходность языка и народность обычных людей. Такая уникальная форма выразительности помогает создать эффект реализма и приближенности к реальной жизни. Комедия Грибоедова оказалась открытием для русской драматургии, и многие последующие пьесы придерживались подобного речевого стиля.

Горе от ума также затронуло множество важных тем, таких как моральные принципы, власть и образование. Пьеса показывает противоречия и дисбаланс в обществе, вызывая обсуждение и анализ проблем, связанных с нравственностью и нравами.

В целом, Горе от ума стало прорывом в русской драматургии и повлияло на многих последующих драматургов. До появления этой пьесы русская комедия была преимущественно легкой и беспечной, однако Грибоедов смог создать работу, которая отражает жизненные реалии и вызывает эмоции и размышления у зрителей и читателей. «Горе от ума» оставило неизгладимый след в истории русской литературы и смело можно назвать первой реалистической пьесой.

Роль Молчалина

В глазах Софьи этот герой представляет своего рода нравственный идеал: любит ближнего, всегда готов к самопожертвованию и т. д. Однако в глазах Чацкого он выглядит иначе. Характеристика его такова:

  • человек недалекий;
  • льстивый;
  • лишенный всякого личного мнения и самостоятельности.

Софья думает, что Молчалин по-настоящему любит ее. Но на деле он лишь хочет достичь высокого положения, используя девушку. Это лицемерный и меркантильный молодой человек, меняющий поведение и точку зрения в зависимости от обстоятельств. У него нет чести, достоинства и принципов.

На протяжении третьего действия можно проследить яркую антитезу — Молчалин и Чацкий. Второй готов отстаивать свои принципы до последнего. На него не влияет мнение других людей. А Молчалин полностью зависим от чужих суждений.

Персонажи

  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте.
  • Софья Павловна, его дочь.
  • Лизонька, служанка Фамусовых.
  • Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме, ухажёр Софьи.
  • Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин, воспитывавшийся в доме Фамусова.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник, завсегдатай дома Фамусова, потенциальный жених Софьи. Как имя нарицательное, его впервые использовал А. И. Герцен («Былое и думы», гл. 20).

Гости на балу в доме Фамусова:

    • Наталья Дмитриевна (молодая дама) и Платон Михайлович (отставной военный) Горичи.
    • Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерьми.
    • графиня бабушка и графиня внучка Хрюмины.
    • Антон Антонович Загорецкий, карточный мошенник, знакомый Чацкого.
    • Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.
    • Г. N.
    • Г. D.
    • Репетилов, опоздавший гость, член Английского клуба.
    • Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.
  • Петрушка и несколько говорящих слуг.
  • Официанты Фамусова.

Почти все фамилии персонажей комедии соотнесены по значению со словами «говорить» — «слышать»: Фамусов (от fama— «молва»), Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Репетилов (от répéter — «повторять»).

Персонажи[]

  • Александр Андреевич Чацкий — главный герой
  • Павел Афанасьевич Фамусов, — управляющий в казенном месте
  • Софья Павловна Фамусова — его дочь, возлюбленная главного героя
  • Лизанька, — служанка дома Фамусовых
  • Алексей Степанович Молчалин, — секретарь Фамусова, живущий у него в доме
  • Скалозуб, Сергей Сергеевич — Полковник
  • Наталья Дмитриевна Горич, — молодая дама
  • Платон Михайлович Горич, — муж ее
  • Князь Тугоуховский
  • Графиня бабушка Хрюмина
  • Графиня внучка Хрюмина
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Старуха Хлёстова, — свояченица Фамусова
  • Репетилов.

Говорящие фамилии

По традиции классицистической комедии драматург дал почти всем своим героям говорящие фамилии.
Обычно в театре фамилии выделяли главное свойство персонажа, олицетворённый порок, добродетель или какое-то иное одномерное качество. В же «Горе от ума» всё менее прямолинейно: все говорящие фамилии так или иначе воплощают одну идею — идею вербальной коммуникации, преимущественно затруднённой.

  • фамилия Фамусова образована от латинского fama — «молва»
  • Фамилия Молчалина, «не смеющего своё суждение иметь», говорит сама за себя.
  • Репетилов (от французского répéter — «твердить наизусть», «повторять за кем-то») можно усмотреть Дlвоякое значение: с одной стороны этот персонаж, молча слушает важные разговоры, и после повторяет их другим, а с другой — выступает как комический двойник Чацкого, иллюстрирующий его душевные порывы собственными физическими неуклюжими движениями
  • Князь Тугоуховский — то есть глуховатый
  • полковник Скалозуб (Скалить зубы, улыбаться)— мастер казарменных острот.
  • Хлёстова — можно усмотреть намёк на хлёсткое словцо, в котором и ей не откажешь.
  • Фамилию самого Чацкого (в ранней редакции — Чадский) разные исследователи ассоциировали со словом «чад» на основании его общей пылкости и разбора его реплик («Ну вот и день прошёл, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли» или сентенции о сладком и приятном «дыме Отечества»). Но более прямая ассоциация, конечно, с Чаадаевым.

Прототипы героев

О том, что у героев комедии были прототипы известно от самого Грибоедова, который упоминал это в письме к критику. Однако, прямо он ни на кого не указывал. Слухи и догадки о том, кто именно выведен в той или иной роли, стали распространяться уже зимой 1823-24 года, как только Грибоедов начал читать ещё не завершённую пьесу в знакомых домах.
Прототипом Софьи Фамусовой многие считают Софью Алексеевну Грибоедову, двоюродную сестру драматурга, — при этом мужа её, Сергея Римского-Корсакова, считали возможным прототипом Скалозуба, а за домом её свекрови, Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, в Москве на Страстной площади закрепилось название «дома Фамусова».
Прототипом самого Фамусова называют дядю Грибоедова, основываясь на одном отрывке у драматурга:

«Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. <…> Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образ его поучений: «я, брат!..»

Приятель Грибоедова, Дмитрий Бегичев, в чьём имении писалась комедия, считался одним из прототипов Платона Михайловича Горича.

Список действующих лиц и прототипы героев

Главные персонажи

Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.

Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.

Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.

Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.

Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.

Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.

Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.

Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.

Второстепенные герои

Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.

Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.

Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.

Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.

Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.

Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.

Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.

Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.

В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.

Действие 3

София под предлогом прихода парикмахера, уходит на встречу с любимым. Чацкий остается еще в большем замешательстве, загадка осталась совсем запутанной. К нему подходит Молчалин. Их разговор просто смешит. Чацкий пытается понять, как такой человек может нравиться. Талант Молчалина – умеренность и аккуратность. Молчалин с завистью рассказывает о сплетнях, которые распространялись о Чацком. Он восторженно говорит о какой-то Татьяне Юрьевне, к которой нужно обязательно съездить. Там балы каждый день и непрекращающийся праздник. Но Чацкий не видит в балах привлекательности. Чем дольше говорит юноша с Молчалиным, тем больше убеждается в невозможности отношений между ним и Софией.

Начинается приезд гостей в дом к Фамусову: планируется званый ужин. Многие из них старые знакомые Чацкого, идут описания их встреч и разговоров. Часть гостей смешны и нелепы:

  • глухие князья и княгини;
  • девушки, занятые своими юбками.

София встречается с г.N. Она делится мнением, что Чацкий не в своем уме. Барышня, произнеся эти слова, понимает, что сказала не то, но идея распространить такие мысли среди гостей ей начинает нравиться. Она выставляет влюбленного в себя шутом и ждет развития событий.

Сплетня быстро набирает обороты. Каждый делится новостью, добавляя от себя. Загорецкий ускоряет сплетню: «схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Никто не сомневается в безумии, все, наоборот, находят в поведении Александра Андреевича ее признаки. При появлении юноши в зале, все усердно танцуют, старики играют в карты. Никто не слушает его речей, все стараются держаться подальше.

Мнения о Молчалине

В первом явлении 3 действия Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Во время разговора со своей возлюбленной главный герой часто упоминает Алексея Молчалина.

Александр подчеркивает следующие отличительные черты характера Алексея:

  • лицемерность;
  • инфантильность;
  • скрытность;
  • изменчивость;
  • низкопоклонство;
  • беспринципность.

Чацкий считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести. Александр считает, что Алексей не достоин любви и заслуживает презрения со стороны общества.

Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность чувств Алексея и считает Чацкого его антиподом. Софья отмечает аккуратность и душевность Молчалина.

Чацкий не воспринимает слова Софьи всерьез. Александр считает, что девушка любит ненастоящего Молчалина. Из-за притворства Алексея Софья не видит его реальных недостатков. Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет выяснить, что на мнение девушки оказывает сильное влияние обстановка в доме Фамусова. Отец Софьи воспринимает Молчалина в качестве делового человека, являющегося представителем нового поколения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: