Будущие летчики. Сочинение по картине А.А. Дейнека
На картине А. Дейнека изображены три обнаженных человека, сидящих на берегу бескрайнего теплого моря. Скорее всего то Черное море, тем более, что Александр Дейнеко часто ездил в Крым для поиска сюжетов. Два мальчика на картине полностью обнажены, видимо они только искупались и сохнут на солнышке, а мужчина по пояс.
Художник изобразил их к нам спиной. Они беседуют, и тема их разговора, скорее всего самолет, парящий на чистом небе. Мужчина показывает рукой на самолет и что то рассказывает детям, а они завороженно слушают. Видимо мужчина служит в авиации и рассказывает мальчикам о ней, а кому из детей не интересна эта тема. И поэтому они слушают мужчину с большим интересом.
Их интерес говорит о том, что мальчики мечтают стать летчиками, да и кто в детстве не мечтал о этой романтической профессии, чтоб сесть за штурвал самолета и парить в небе как птица.
Мужчина, рассказывающий детям о самолетах хорошо сложен, в нем чувствуется сила и уверенность пилотов, крепкой рукой держащих штурвал самолета, и , если мальчики его дети, то он видимо мечтает из них тоже сделать летчиков, поэтому он с таким увлечением рассказывает им о самолетах, парящих в небе, о романтике работы летчиков, сидящих за штурвалом этих самолетов.
Все трое хорошо загорели, наверно давно на море, или просто здесь живут, мужчина загорел чуть побольше.
Видно, что самолет, парящий в воздух является бипланом, у него сдвоенные крылья, по форме фюзеляжа в нем угадывается гидросамолет, он может взлетать и садиться как с аэродрома, так и с моря. Это очень удобно для самолетов, эксплуатирующих рядом с волной акваторией.
На самых волнах едва заметен еще один самолет. Он или садится на море, или взлетает в небо.
Вдали на волнах виден также маленький беленький кораблик, но он не привлекает внимание ребят.
Персонажи картины показаны на красивом гранитном пирсе, к морю проложен красивый спуск, а площадь покрыта брусчаткой, это значит они в каком то довольно большом городе, скорее всего в Севастополе, где есть море и достаточно самолетов.
Художник очень сочно и ярко изобразил синее море с белыми барашками, значит на море не штиль, а дует легкий ветер.
На картине очень красиво изображено в разных тонах синее небо с редкими белыми облаками.
Картина завораживает зрителя, хочется, чтоб мечта мальчиков сбылась, и чтоб они правильно выбрали свою дорогу в жизни.
Зная, что художник создал картину в 1938 году, многое становится понятным, почему дети не в плавках, а голышом, да и типы самолетов не современны. И мечты детей сейчас сменились на банкиров и бизнесменов.
Автор сочинения: Закаев Наиль
Картины художника Борисова-Мусатова
“Весна” 1901
Факты биографии Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), – известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.
Творчество Борисова-Мусатова
В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый “декоративный пленэризм”).
В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.
Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.
https://youtube.com/watch?v=MZ8bWvFnFKQ
В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез.
Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ).
В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.
Наследие
Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: “Майские цветы” (1894), “Агава” (1897), “Гобелен” (темпера, 1901), “Водоём” (1902), “Изумрудное ожерелье” (темпера, 1903-04), “Куст орешника” (пастель, 1905), “Кавалер, читающий стихи ” (1899).
Влияние творчества Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения “Голубая роза“, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Современники о художнике
“Он был трогателен, мил и сердечен”, – вспоминает И. Грабарь о своём близком друге
“Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, – писал М. Добужинский, – очень изысканно одевался и носил золотой браслет”.
“Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,” – говорил Андрей Белый.
“Тончайшим и нежным горбуном” называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Автопортрет
“Автопортрет с сестрой” 1898
“Гобелен” 1901
“Осенний мотив” 1899
“Водоём” 1902
“Дама у гобелена” (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
“Дама в голубом” 1902
“Окно”
“Натюрморт. Цветы” 1902
Куст орешника
“Колокольчики” 1903
Женщина на солнце
В ожидании гостей
“Женщина в голубом” 1905
За вышиванием
“Кавалер, читающий стихи” 1899
Майские цветы
“Парк погружается в тень” 1904
“Прогулка при закате” 1903
“Реквием” 1905
Прогулка
“Осенний мотив” 1901
“На балконе”
Молебен на станции железной дороги
Капуста и ветлы
Девушка с агавой
Девушка на балконе
Девушка в ожерелье
Девушка в желтой шали
Картина Борисова-Мусатова “Дафнис и Хлоя” 1901
Дама в кресле-качалке
“Призраки” 1903
“Изумрудное ожерелье”
“Агава” 1897
“Мотив без слов” 1900
“Гармония” 1900
“Дама в голубом” 1904
“Розы и сережки” 1901
“Цветы” 1894
Сон божества
Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!
Мы изучаем — Анализ рассказа Шукшина Солнце старик и девушка сочинение. Подсказки школьнику
Конечно, у Шукшина имеется огромное количество произведений, но самым интересным среди них является «Солнце, старик и девушка». Из названия можно понять, что ничего такого в нем нет, но как только начинаешь читать его, то погружаешься и испытываешь совсем другие эмоции. Самой главной темой данного произведения является судьба определенного человека.
Главной героиней является молодая и очень красивая девушка. Больше всего на свете ей нравится рисовать. Конечно, у нее насчет себя имеется огромное количество вопросов и придирок. Она совсем не считает себя превосходным художником, но при этом у нее имеется огромное количество клиентов. А также имеются и такие кто уже заказывал картины и этим они остались довольными. Больше всего на свете ей нравится рисовать свои картины на берегу прекрасного озера. И вдруг она видит одного мужчину, который стоит прямо на краю. Именно эта встреча и меняет полностью жизнь нашей главной героини.
Рассказ начинается необычно и очень интересно. Это применимо только Шукшину. Здесь он не ведет прямого диалога. А красивый пейзаж и подводит к главной теме произведения.
Человек, который приходит каждый день к озеру прожил очень долго, а это значит, что и пережил многие перемены, которые происходили в стране. По описанию можно понять, что герой практически пожилого возраста. Только здесь он может погрузиться в свои размышления и подумать не только о будущем, но и прошлом. И только когда он видит на этом же берегу молодую и очень красивую девушку, он возвращается в реальный мир. Они начинают общаться на разные темы. И в процессе общения он рассказывает про свою жизнь. Здесь мы узнаем о том, что война унесла жизнь его детей. А тем временем девушка предлагает ему написать его портрет и он соглашается. Вот так они встречаются каждый день и заводят новые разговоры.
И вот однажды когда девушка пришла к берегу, а вот дедушки здесь не оказалось, девушка насторожилась. А когда узнала о том, что старика не стало, сильно расстроилась
В произведении нет ни одного имени, но это и не важно
Девушка так бы ничего и не узнала, если бы дедушка не умер. После этого она узнала о том, что уже несколько лет дедушка не видел этого мира и жил в своем мире.
Шукшин Василий Макарович — писатель известный своими произведениями, которые легки в прочтении, но при этом несут духовность и некоторую осмысленность. Одно из его произведений Солнце, старик и девушка, написанное в 1963 году относится к произведениям, меняющие судьбу героев и самого читателя. Перед нашими глазами проходит жизнь 80-ти летнего старика и происходит переломный момент в жизни молодой девушки.
Произведение начинается с теплых пейзажей Алтая и ее быстрой и стремительной холодной речки Катуни. Пожилой мужчина, который сидит на берегу и любуется на заход красного солнца добавляет картине завершенность. Это его ежедневный ритуал перед сном, который позволяет ощутить чарующую красоту природы. Мы еще не знаем, что этот мужчина с сухим и морщинистым лицом и руками слепой, но его добродушие в глазах и открытость к девушке поражает. В первый день их знакомства она его рисует, а при второй встрече он рассказывает про свою жизнь.
Встреча на берегу 25-ти летней девушки со стариком отражается в ее мыслях и наделяет ее жизнь смыслом и целью. Во время портрета голова девушки заполнена мыслями о том, что она не такой хороший художник и для своего усовершенствования ей необходимо работать и трудится как старику. Во время беседы девушка вежливо поддерживает старика, дает понять, что его душевные переживания из-за потери детей на войне ей не безразличны. Весь внешний вид старика говорит нам об умиротворении и равнодушии, но после вопросов девушки видно, как глубоко спрятана его боль и как он не хочет о ней говорить.
Особое место в рассказе занимает солнце. Оно является неким третьим героем, которое приносит радость слепому старику. Когда он смотрит на солнце, то душа наполняется радостью, а глаза слезами.
Шукшин делает конец повести тяжелым. Мы видим как девушка не увидев старика на берегу, пошла искать его по деревне и вдруг узнает, что тот умер. Особенно шокирует ее то, что он долгое время слепой. В эти минуты оно осознает насколько ей тяжело смириться с его утратой, хотя они не так долго были знакомы. Она не успела его узнать поближе и познать его мудрость. Ведь за этим тяжелым образом старика скрывается и добрые воспоминания. У него есть любящие внуки, сыновья и невестка. Забота о нем их не тяготит, так как он научился справляться со всем сам. Нить одиночества его не пугает, он находит отдушину в таком же одиноком солнце, а девушка внезапно появившаяся на берегу дополняет образ.
Все сочинения
Сочинения
Дейнека Александр Александрович — человек, который сумел объединить в себе талант техника и художника. Ему удавалось одновременно получать знания в железнодорожном училище и посещать уроки в художественной школе. Таким образом он получил техническое образование, не забрасывая свое увлечение, и создавая прекрасные работы, где изображал жизнь народа. Среди интересных полотен Дейнеки, хочется выделить картину Девочка у окна. Зима, по которой мы пишем сочинение за 6 класс.
Девочка у окна. Зима
Картина Девочка у окна. Зима была написана Александром Александровичем в 1931 году
Картина привлекла мое внимание резкой палитрой оттенков, своим контрастом, которые заметны в отдельных деталях созданного сюжета. Картина завораживает с первого взгляда и заставляет задуматься над тем, о чем думает героиня. Почему она стоит в вечернее время у окна? Может девочка у окна кого-то ждет? Может ее родители задерживаются и она переживает
А может просто захотелось взглянуть на зимние красоты за окном. Картина поражает своими темными красками на первом плане и удивляет своим светом на заднем плане. Так что же мы видим на картине Дейнеки? На этот вопрос ответим дав ниже описание картины
Почему она стоит в вечернее время у окна? Может девочка у окна кого-то ждет? Может ее родители задерживаются и она переживает. А может просто захотелось взглянуть на зимние красоты за окном. Картина поражает своими темными красками на первом плане и удивляет своим светом на заднем плане. Так что же мы видим на картине Дейнеки? На этот вопрос ответим дав ниже описание картины.
Описание картины
Свое сочинение по картине хочется начать с описания первого плана полотна. На нем мы видим девочку. Она и является главной героиней работы художника. Девочка с короткой стрижкой. На ней темное платье, отчего она не выделяется на сером фоне
Однако ее белые носки со светлыми туфлями сразу обращают на себя внимание. Взгляд невольно опускается вниз и зритель тут же замечает кота, что свернулся клубочком и посапывает на оранжевом коврике. Из серой массы на первом плане выделяется и разноцветная штора, которая придает комнате уют
Девочка стоит у окна рядом с батареей. Она стоит неподвижно, обхватив себя руками. Но, обхватила она себя не из-за холода. Скорее всего в комнате душно, поэтому на девочке одежда с коротким рукавом. Возможно девочку что-то тревожит
Из серой массы на первом плане выделяется и разноцветная штора, которая придает комнате уют. Девочка стоит у окна рядом с батареей. Она стоит неподвижно, обхватив себя руками. Но, обхватила она себя не из-за холода. Скорее всего в комнате душно, поэтому на девочке одежда с коротким рукавом. Возможно девочку что-то тревожит.
Дальше зритель обращает внимание на задний план. Сюжет заднего фона подобен глотку свежего воздуха. Все вокруг бело
Снег засыпал деревья, укрыл землю, лавки, тротуары. Видимо снег шел весь день, и прекратился только под вечер, поэтому никто и не успел оставить следы на снегу. Обращая внимание на темное небо, мы понимаем, что сейчас поздний вечер, но по изображению и не скажешь, что на улице ночь. Из-за снега, который побелил всю округу, улица кажется светлее, чем комната
Все вокруг бело. Снег засыпал деревья, укрыл землю, лавки, тротуары. Видимо снег шел весь день, и прекратился только под вечер, поэтому никто и не успел оставить следы на снегу
Обращая внимание на темное небо, мы понимаем, что сейчас поздний вечер, но по изображению и не скажешь, что на улице ночь. Из-за снега, который побелил всю округу, улица кажется светлее, чем комната
Рассматривая репродукцию работы Дейнеки, в сочинении по картине Девочка у окна, хочется выразить свои эмоции. Они теплые и светлые, несмотря на то, что сама работа написана в темной палитре. Создается ощущение двух миров, где на первом плане изображается реальный мир, а на заднем фоне мир грез, волшебства и светлого будущего.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
История образа
Одним из самых сильных литературных ходов, который может быть использован в сочинении про море, является обращение к библейским историям, хранящим неисчерпаемые кладовые вдохновения и сакральных образов. Сама история современного человечества, согласно библейскому тексту, начинается с Великого потопа, когда море и дожди покрыли сушу, чтобы люди смогли начать жизнь с чистого листа.
Таким образом, море выступает символом обновления, стремления к новой жизни и непорочной чистоте. Такое прочтение перекликается с представлениями древних народов о божественном провидении, воплощающемся на Земле в виде загадочных знаков.
Уже в Ветхом Завете можно увидеть образ моря как стихии, которую человек не в силах контролировать. Можно видеть, например, как по божественному велению море являет огромную рыбу, поглощающую
Однако то же море расступается перед Моисеем, уводящим евреев из Египта, и поглощает преследующих их врагов. В Библии сказано: «и простер Моисей руку свою на море». После этого воды расступились, евреи смогли покинуть враждебную страну.
Сочинение по картине Зима. Девочка у окна Дейнеки
Об авторе: Александр Александрович Дейнека (1899-1969)- советский художник. Он создавал живописные полотна, иллюстрации, плакаты и различные мозаики. В 1963 году ему было присвоено звание народного художника СССР. Картина «Зима. Девочка у окна Дейнеки была написана в 1931 году. Она была исполнена гуашью и белилами. В начале 30-х годов Александр Александрович писал очень разные по настроению и тематике картины. Наряду с общественно-политическими произведениями появлялись лирические и романтические.
Сочинение по картине Зима. Девочка у окна Дейнеки: описание и анализ художественного полотна
На картине «Зима. Девочка у окна Дейнеки мы видим домашнюю уютную обстановку. Главные герои полотна — это девочка лет двенадцати и ее собака, которая расположилась на коврике под батареей. За окном видны деревья, кусты, скамейка и земля, засыпанные снегом. Уже стемнело. Двор освещается ярким светом. Скорее всего, это свет от фонаря. Погода стоит тихая и безветренная. Снег выпал совсем недавно. Это заметно по запорошенным ветвям на деревьях и укутанной мягким покрывалом земле. На фоне темно-синего неба белоснежные пушистые кроны выглядят очень красиво.
На улице зима и мороз, а в доме тепло и уютно. Девочка смотрит на сказочную картину за окном. Почти не видно ее лица, так как она стоит к зрителям спиной. Но заметно, что она о чем-то задумалась. Может быть вспоминает, как она еще маленькой в такую погоду каталась на санках. А возможно думает о том, что летом в это время они с подругами сидели на этой вот лавочке и что-то обсуждали. Но вполне может быть, что героиня мечтает о будущем. Как она окончит школу, получит профессию врача и будет лечить людей.
Девочка в задумчивости сложила руки на груди. На ней надеты черное платье с коротким рукавом, белые носки и светло-коричневые туфли. Её пышные темные волосы коротко острижены. Фигура у героини спортивного телосложения. Вполне возможно, что она занимается бегом или лыжным спортом, так как у нее крепкие накаченные ноги.
Рядом с девочкой на полу спит небольшая собака. Она лежит на мягком рыжем коврике, подогнув под живот задние лапы. В комнате приглушенный свет. Скорее всего, он падает из соседней комнаты. На окне висит темно-вишневая занавеска с розовыми, голубыми и желтыми полосками. Сейчас её сдвинули в сторону, чтобы хорошо можно было видеть заснеженный двор.
На первый взгляд картина Дейнеки кажется мрачной. Это за счет того, что комната на переднем плане плохо освещена
Но зато сразу привлекает внимание второй план, где за окном природа в снежном одеянии. Приглядевшись повнимательнее, полотно вызывает совсем другие ощущения. От него веет теплой и уютной атмосферой
И еще оно вызывает интерес, о чем задумалась юная героиня. А может быть она просто кого-то ждет?
От него веет теплой и уютной атмосферой. И еще оно вызывает интерес, о чем задумалась юная героиня. А может быть она просто кого-то ждет?
Сочинение по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
Дейнека Александр Александрович один из замечательных русских художников, который не был в стороне во время Великой Отечественной войны. Он делал то, что умеет лучше всего – творил. Одним из его любимых городов был Севастополь. Увидев фото из газеты, в котором были видны только развалины города, автор понял какие тяжелые бои здесь проходили.
В своем творении «Оборона Севастополя» автор изобразил только последние часы тяжелой обороны. Тогда в бой пошли моряки в своих белоснежных формах. Шли они на верную гибель, так как враг прорвался уже к самой воде, и отступать было некуда. Да и в численности немцы побеждали. На картине даже видно, как один из вражеских танков обходит наших ребят с тыльной стороны.
Зрительно картина делится на две части. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. Виднеются только несколько развалин, а то все покрыто большими клубками дыма и огнями пламени. Неба совсем невидно, только черно-красный фон. Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Остаются только руины. И полная противоположность — это первый план картины.
Хотя именно здесь автор показал сам бой и как ребята идут на собственную гибель, но именно эта часть картины еще светлая. Темные только формы врагов. А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. Этим подчеркивается смелость, патриотизм, жажда к победе нашего народа. Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное.
И люди готовы до конца за нее бороться.
Так как время создания картины совпадало с военными действиями, автор никак не мог подобрать подходящего человека для изображения центрального моряка с гранатой.
Натурщицей выступила девушка-физкультурница, у которой было подходящее телосложение. Вся картина наводит тоску, грусть, чувство трагизма.
Моряки даже в последние минуты жизни пытались как можно больше уничтожить врагов, чтобы их смерть не была напрасной.
Работа над картиной занимала в автора несколько месяцев. Он успел закончить ее к выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. Отнести ее к иллюстрации эпизода военного действия не совсем правильно, так как автор использовал некоторые преображение, но, то, что это одна из самых драматичных картин в русском искусстве никто не сомневается.
«Вдвоем»
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина “Водоем”. Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем – это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес.
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
Ранний период творчества
Сотрудничество с массовыми журналами, начатое еще во время учебы в училище, стало одним из направлений творчества Дейнеки двадцатых годов. Широко известным стал графический цикл «Донбасс», опубликованный в 1924 г. в журнале «У станка» и посвященный теме промышленного возрождения и трудового подвига советских людей. Другой темой журнальных работ художника становится сатира, направленная против религиозных и буржуазных пережитков — «Сам батюшка пожаловал», «Святые прозорливцы», «Тоска по изящной жизни».
В эти годы вместе с сокурсниками Дейнека организует художественные объединения «Группа трех» и «Общество станковистов» (ОСТ), задачей которых становится изображение «примет XX столетия» — индустриализации, мирной советской жизни, физической культуры и массового спорта. В 1924 г. на знаменитой «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» было выставлено первое монументальное полотно молодого художника «Футбол».
Кроме станковой живописи, в этот период Дейнека занимается плакатным творчеством, иллюстрирует детские книги и журналы, работает над созданием театральных костюмов и декораций.
Одной из наиболее значительных и любимых самим автором работ 20-х годов стал патетическое полотно «Оборона Петрограда», изображающее уходящие на фронт шеренги петроградских рабочих.
Сама любознательность и любопытство
Борис Кустодиев. У окна. Портрет Ирины Кустодиевой. 1910. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
У окна — Ирина Кустодиева. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. Тем более папа сам как большой ребенок, верит, что красота способна спасти мир, и картины его — сплошной праздник. Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре… часа. И останавливаться не собирался. А девичья жизнь идет, и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном! Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Один из тех редких портретов, когда чтобы понять характер, глаза видеть совсем необязательно.
Со своей задачей Дейнека справился
По возращении в СССР Дейнека, вдохновленный работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берётся за заказы на плафоны, панно и мозаики. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили. власти побоялись, что он там останется. Так что ему пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. С задачей он справился.
В том же году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Размещённые в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов. «…Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки», — вспоминал он потом.
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Сейчас уже мало кто знает, её планировали назвать «Донбасской». Поэтому восьмигранные мозаики объединялись одной темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны.
Из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым, удалось сохранить только семь. Они установлены на соседней «Новокузнецкой». Где остальные мозаики — неизвестно…
Что такое сострадание? По А. А. Лиханову
Сочинение ОГЭ (ГИА): Что такое сострадание?
Что такое сострадание? В моём понимании, это качество человека, которое позволяет ему понимать боль другого, стремиться уменьшить её. Каждый ли человек должен обладать этой способностью? Я уверен, что всем нам нужно научиться сочувствовать, сопереживать.
В произведении советского писателя А. А. Лиханова показана героиня, которая в полной мере обладала умением сострадать.
Автор рассказывает, как неграмотная тётя Груня, работающая «не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей»,после смены не уходила домой, а оставалась в госпитале, чтобы обойти «госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце».
Читая о том, как героиня какими-то «словечками» успокаивала, «убаюкивала» солдат, мы понимаем, что раненые фронтовики видят в ней близкого человека, такого, как мама. Я считаю, что героиня А.А. Лиханова именно состраданием спасала солдат.
Понять, что такое настоящее сострадание, можно, прочитав повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Трогает история главного героя Васи, сына судьи, который, познакомившись с детьми пана Тыбурция – Валеком и Марусей, проникся сочувствием к больной маленькой девочке, растущей без мамы.
Именно сострадание помогло главному герою решиться украсть куклу у сестры, чтобы порадовать умирающего ребёнка.
Текст А. А. Лиханова
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
(2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил.
(З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были.
(11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь…
(12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
- (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
- (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
- —(15)Вон твоя комнатушка.
—(16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром?
—(18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
—(23)Почему? — удивился Алексей.
(24)Тётя Груня строго на него поглядела.
—(25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову)*
Результаты поездки в Париж
Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.
Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса. Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15
Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Страсть к созерцанию и рисованию
Болезнь, которая с годами усугублялась, наложила отпечаток на характер Виктора: он рос мечтателем и мыслителем. Примечательно, что в нём не было ни капли злости на мир и людей за то, что он не такой, как все. Любил уединяться в живописных уголках на берегу Волги и любоваться великолепными видами. В 6 лет начал рисовать, в 14 – поступил в реальное училище. С математикой и прочими точными науками не ладил, но рисованием занимался с удовольствием. Самозабвенно изучал доступные материалы о жизни и творчестве именитых живописцев, подолгу вглядывался в их картины из собраний саратовских музеев
Учителя Василий Коновалов и Фёдор Васильев обращали внимание на явное дарование своего подопечного и советовали ему учиться рисованию всерьёз