Судьба произведения
Портрет был дописан в 1921 году и получил название «Новый город» или «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе», однако сейчас имеется несколько других вариаций названий.
Впервые большая публика увидела полотно на выставке «Мир искусства», но по состоянию здоровья сам художник не смог на нее попасть. Картина понравилась людям, ее обсуждали и хвалили. Сразу после выставки Шаляпин купил работу и увез ее Париж, где она и находится до сих пор.
Сам Кустодиев никогда не видел портрет издалека и не смог оценить его в полной мере. Однако в 1922 году художник написал авторский повтор портрета, уменьшенную копию. До 1927 года повтор хранился в Третьяковской галерее, сейчас же находится в Русском музее.
«Портрет Милы» картина Валерия Хабарова
Портрет Пушкин глазами великого художника О.А. Кипренского
«Портрет Пушкина» кисти Тропинина, загадки притягательности
Сочинение по картине портрет Шаляпина 8 класс
Нам задали сочинение по картине Кустодиева портрет Шаляпина. В нем мне хочется сказать прежде всего о том, что мастер с особым трепетом и восхищением относился к этому артисту. Сам же оперный певец явно ценил талант художника.
Кустодиев изо всех сил пытался сделать работу живой и реалистичной. При ее создании художник прибегнул к особому приему. Он создал контраст дальнего и переднего плана. Позади он изобразил снежные холмы, людей, развлекающихся зимой на улице. Главное же место при этом оставил для самого певца. Он буквально возвышается над всеми остальными, представлен в полный рост. При этом создается явный контраст с белоснежным фоном и яркими вкраплениями. Несложно понять, что посзади певца находится ярмарка.
Фигура самого героя кажется величественной. Пред нами предстает солидный мужчина в распахнутой шубе из меха и роскошной шапке. Построение композиции является таким, что артист находится выше всего происходящего. Он возвышается не только над гуляньем, но и над изображенными рядом горками. Можно предположить, что он приехал в незнакомый город и с интересом рассматривает все происходящее.
Его приезд обусловлен именно гастролями. Об этом можно понять по надписи, которая присутствует на афише. Артист решил прогуляться по окрестностям чужого для него города. При этом он видит, что не так здесь все и чуждо. Быт вполне привычный для русского человека.
Кустодиев явно восхищается своим героем, но при этом все-таки выражает определенную иронию, исходя из его привычек и характера. Рассматривая полотно, можно увидеть добродушное, незлое подшучивание над артистом. Автор показывает столь выраженные его черты, как стремление показаться в роскошном наряде, самовлюбленность. При этом барство можно назвать лишь показным. На самом же деле у певца широкая душа. Это творческий, добрый человек, который тянется к народу, хочет быть как можно ближе к своему зрителю.
Вариант 1
Борис Михайлович Кустодиев над картиной «Портрет Ф. И. Шаляпина» работал в несколько этапов и закончил ее в 1922 году. Настоящий размер холста превышает два метра. Кустодиев и Шаляпин были хорошими друзьями, поэтому оперный певец с удовольствием позировал мастеру, а тот рисовал его с натуры, тщательно прорабатывая каждую деталь.
Действие на картине происходит во время праздника Масленицы. На улице еще морозно, повсюду лежит белый снег. За певцом много народа, и все они в ярких нарядах. Благодаря таким краскам картина поднимает настроение.
Шаляпин одет в дорогую шубу, голову прикрывает меховая шапка. На правой руке сияет кольцо с драгоценным камнем, в левой держит трость. Ботинки по последней моде – черные, с закругленными носами
Глядя на мужчину, понимаешь, что этот человек уверен в своих силах, но лишен важности и гордыни. Он добрый человек с покладистым характером
Смотрит куда-то в сторону, вдаль. Певец изображен в возрасте, его лицо выглядим задумчивым. Немного напряг мышцы лба, что означает, что его что-то заинтересовало и встревожило. Кустодиев изобразил у ног Шаляпина его верного пса по кличке Ройка. Собака лежит рядом с хозяином и смотрит ему в глаза. За оперным певцом стоят дочери и личный секретарь. Все присутствующие направили взгляд в одну сторону.
На картине все гармонично: и гуляние, и красивые белоснежные сугробы, и деревья, стоящие в снежных шапках, и центральный герой холста. На картине Шаляпин нарисован возвышенно, будто он вознесен над простым народом. Хотя в жизни было совсем иначе – он был близок к простым людям, знал, как они живут и чему радуются.
Сочинение-описание
Автор картины всеми силами старался придать максимально живые, наиболее реалистичные черты портрету гениального исполнителя. В то же время сам певец делал все возможное, чтобы упростить перед художником столь непростую задачу, подбадривая его во время сеансов.
В своем произведении Б.Кустодиев использует прием контраста переднего и заднего фонов. На втором плане изображено большое свободное пространство, где на снежных холмах разворачивается народное празднество: люди катаются на санках, толпятся у карусельных гор. На первом же плане во весь рост возвышается фигура Ф.И.Шаляпина. Его силуэт ярко контрастирует на фоне ослепительно белого снега, разбавленного отдельными участками пестрых красок, в сюжетном контексте изображающих ярмарку.
Артист приехал сюда на гастроли, о чем говорит надпись на афише в самом низу полотна. В данный момент Шаляпин прогуливается по местным улочкам, и в тот же момент, оказывается, что город, по сути, не такой уж и чужой для него. Для него характерны облик и типичные черты русского быта, которые всегда были так близки великому артисту. Таким образом, Шаляпин, оглядываясь и осматриваясь по сторонам, задумывается о том, настолько близка и дорога для него жизнь простого русского народа.
Восхищаясь личностью Шаляпина, художник, однако, не лишает себя возможности выразить некоторую иронию относительно характера и привычек артиста. На картине видно, что Б.Кустодиев добродушно подшучивает над Шаляпиным, отмечая такие черты знаменитого баса как самовлюбленность и желание щегольнуть дорогим одеянием. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом.
Контекст
«Автопортрет у окна», Кустодиев (1899)
Великий камерный певец-бас Фёдор Шаляпин пел со сцен Московской частной русской оперы, а также Большого и Мариинского театров в Москве и Петербурге, соответственно, а также был известен как исполнитель русских народных песен и романсов. Признание к Борису Кустодиеву пришло ещё во время учёбы в Академии художеств в Петербурге, а портреты его работы удостаивались наград международных выставок. Однако жизнь художника оказалась трудной: в 1911 году у него случилась тяжёлая болезнь позвоночника, приведшая в 1916 году к параличу ног. Оставшись навсегда прикованным к инвалидному креслу Кустодиев не потерял силы духа и продолжил работать. В ту пору он писал, что «так как мой мир теперь это только моя комната, так уж очень тоскливо без света и солнышка. Вот и занимаюсь тем, что стараюсь на картинах своих это солнышко, хотя бы только отблески его, поймать и запечатлеть». Обладая необычайно острой наблюдательностью и феноменальной визуальной памятью, Кустодиев писал картины по своим исключительно радостным воспоминаниям о Руси без тягот, серости и скуки обыденной народной жизни. Эти полотна с чаепитиями, гостиными рядами, трактирами, удивительными зимами с катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, наполнены ощущением материального достатка, звонкими красками и яркими узорами, погружающими зрителя в воображение художника — в небывалый «город Кустодиевск», в «страну Кустодию». Кустодиев полюбил творчество Шаляпина с юных лет и просто боготворил его. Чуткого Шаляпина, в свою очередь, не могла не трогать судьба Кустодиева. Он высоко ценил его искусство, производившее на него большое впечатление, называя художника «замечательным» и «бессмертным» и считая его человеком недюжинным и достойным преклонения. Впоследствии, в своей второй автобиографической книге «Маска и душа», законченной в 1932 году и подвёдшей итог его жизни, Шаляпин писал:
Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и Масляной. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы – вообще, все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей… Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной» |
Процесс написания
Но к написанию портрета Кустодиев приступил не сразу, а лишь спустя год после их знакомства. Подошел к его созданию он очень ответственно и продумал все до мельчайших деталей: художник задумал двухметровую картину с Федором во весь рост и с французским бульдогом Ройкой возле его ног. Находясь на инвалидном кресле и работая в маленькой мастерской в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге), он не мог писать всю картину сразу и разделил ее на три части, верхние из которых писал полулежа. Продумал даже целый механизм: веревка и груз, подвешенные к потолку, помогали изменять наклон холста.
Во время сеансов позирования Шаляпин и Кустодиев всегда пели – возможно, это и повлияло на задорную атмосферу картины.
Создание
Эскиз к портрету, 1920—1921 гг.
Фигура Шаляпина, 1921 год
Именно той зимой Кустодиев неожиданно и возобновил работу над начатым ещё осенью портретом Шаляпина. Как вспоминал Шаляпин, над «национализированной» колоритной шубой сомнительной судьбы «посмеялись и условились работать». Для начала Кустодиев сделал несколько этюдов и подготовительных рисунков, а уж затем приступил к созданию основного полотна. По взаимному согласию Кустодиев стал писать Шаляпина именно в той шубе, полученной вместо гонорара. Также Шаляпин пожелал чтобы у его ног на картине был запечатлён его домашний любимец — французский бульдог (мопс) Ройка. Несмотря на то, что пёс был дрессированный и даже падал замертво, когда хозяин говорил «Городовой!», с Ройкой пришлось достаточно повозиться. Как вспоминал сын Кустодиева, «для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее». Однако главную проблему составляло не это, а то что Кустодиев решил изобразить Шаляпина в полный рост, в результате чего размер полотна превысил два метра. Сеансы позирования проходили в комнате, служившей Кустодиеву мастерской. Она была такой маленькой и тесной для огромного Шаляпина, заполнявшего чуть ли не всё свободное пространство комнаты, да так что Кустодиев не мог охватить его фигуру целиком и картину пришлось писать по частям, а некоторые этюды даже пришлось переносить по клеткам. При этом Шаляпин позировал уже тяжелобольному художнику, прикованному к инвалидному креслу. Будучи уже не в состоянии встать, Кустодиев сидя написал среднюю часть портрета, а над верхней и нижней был вынужден работать полулёжа, глядя вверх на специально наклонённый в почти горизонтальном положении подрамник с холстом, который расписывал как плафон. Благодаря укреплённому на потолке блоку с продёрнутой в него верёвкой и грузом Кустодиев мог сам без посторонней помощи регулировать наклон холста до необходимого положения. Впоследствии искусствовед Пётр Нерадовский, посетивший квартиру художника в 1921 году и увидевший почти законченную картину, так вспоминал о том, как ответил Кустодиев на вопрос «Как же вы писали такой большой портрет?»:
На это он просто, как будто здесь нет ничего особенного, объяснил, что на потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом; с ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, чтобы можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное. Это приспособление, придуманное Борисом Михайловичем, позволило ему работать над такой сложной картиной. Только художники до конца поймут, с какими большими неудобствами и физическими трудностями была связана эта работа, выполненная больным, лишенным свободы движения человеком. А он, как ни в чем не бывало, объяснял мне технический процесс работы… |
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Однако, для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты. Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева.
Предыстория и знакомство
Борис познакомился с Шаляпиным в начале двадцатого века, а точнее – в 1919 году. Они сразу нашли общий язык и быстро сдружились, ведь оба искренне восхищались творчеством, героизмом и силой духа друг друга. Однажды к Кустодиеву обратились с просьбой поработать над созданием декораций и костюмов для оперы Мариинского театра «Вражья сила», режиссером которой и был Шаляпин. Борис сразу принял предложение и во время сотрудничества предложил певцу написать его портрет, настаивая, чтобы он при этом обязательно был в шубе. Однако Шаляпин сопротивлялся, ведь шуба была краденной: после концерта для одного из Государственных учреждений ему предложили отплатить не деньгами, а шубой. В магазине же певец выбрал самую лучшую шубу из всех. Кустодиеву эта история понравилась, и он уговорил певца ему позировать со словами «Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.»
Примечания
- ↑ Портрет Ф. И. Шаляпина. Государственный Русский музей. Проверено 17 апреля 2017.
- ↑ , с. 455—459.
- , с. 156.
- Письмо В. В. Лужскому. Kustodiev-Art.ru (3 декабря 1916). Проверено 23 июня 2017.
- ↑ , с. 343.
- ↑ , с. 160.
- ↑ Портреты Шаляпина. . Проверено 10 июня 2017.
- ↑ Ф. И. Шаляпин. Маска и душа // Журнал «Вопросы литературы». — 2015. — № 6.
- ↑ , с. 278—279.
- ↑ , с. 223—224.
- ↑ , с. 203—204.
- , с. 204.
- ↑ , с. 205.
- ↑ , с. 225—226.
- , с. 279.
- ↑ , с. 279—280.
- ↑ , с. 204—205.
- ↑ , с. 224.
- , с. 161.
- Письмо В. В. Лужскому. Kustodiev-Art.ru (9 февраля 1919). Проверено 23 июня 2017.
- , с. 221—222.
- ↑ , с. 230.
- ↑ , с. 211.
- ↑ , с. 224.
- , с. 220.
- , с. 223.
- ↑ , с. 227.
- ↑ Борис Кустодиев. «Портрет Федора Шаляпина». Проект «Культура». Проверено 10 июня 2017.
- , с. 280—281.
- , с. 230.
- ↑ , с. 229.
- ↑ РИА Новости (13 февраля 2013). Проверено 10 июня 2017.
- ↑ Выставка одной картины: «Портрет Ф. Шаляпина». Кустодиев. Журнал «Ваш досуг». Проверено 10 июня 2017.
- ↑ , с. 229—230.
- ↑ , с. 162.
- ↑ , с. 256.
- ↑ , с. 164.
- ↑ Малоизвестные портреты Шаляпина // Журнал «Смена». — Май 1958. — № 743. — С. 29. — 32 с.
- , с. 36—37.
- Огонёк». — Издательство «Правда», 16 ноября 1968. — № 4 (2117). — С. 17. — 42 с.
- ↑ , с. 224.
- ↑ , с. 56.
- ↑ , с. 14—15.
- ↑ Впервые в столице: Б. М. Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина». ArtInvestment.ru (29 апреля 2011). Проверено 10 июня 2017.
- ↑ Lenta.ru (26 сентября 2016). Проверено 10 июня 2017.
- ↑ Портрет Шаляпина. 1921. Art-Portrets.ru. Проверено 10 июня 2017.
- ↑ «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921. Б.М. Кустодиев. Kustodiev-Art.ru. Проверено 10 июня 2017.
- ↑ «Портрет Шаляпина». Борис Кустодиев. Opisanie-Kartin.com. Проверено 10 июня 2017.
- ↑ Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев. Muzei-Mira.com. Проверено 10 июня 2017.
- Телеканал «Санкт-Петербург» (17 декабря 2016). Проверено 25 июня 2017.
- , с. 245.
- , с. 68.
- Великий певец и великий художник // Журнал «Смена». — Январь 2008. — № 1719. — С. 114—125. — 191 с.
- Кустодиев Б. М. «Ф. И. Шаляпин на ярмарке». БСЭ. Проверено 17 апреля 2017.
- Б. Кустодиев «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», 1922. Дом-музей Ф. И. Шаляпина. Проверено 17 апреля 2017.
- ↑ Впервые в Москве покажут картину Бориса Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина». Новости культуры (апреля29). Проверено 10 июня 2017.
- , с. 243—245.
- , с. 245.
- , с. 246.
- , с. 247.
- ↑ , с. 279—281.
- ↑ Выставка русской живописи в Нью-Йорке // Журнал «Зарубежье». — Мюнхен, Февраль—май 1978. — № 1—2 (57—58). — С. 17. — 32 с.
- .
- , с. 263, 268.
- , с. 120.
- Российская газета (6 сентября 2013). Проверено 23 июня 2017.
- Огонёк». — Издательство «Правда», 10 февраля 1973. — № 7 (2380). — С. 23. — 29 с.
- Портрет Марии Валентиновны Петцольд-Шаляпиной. Музеи России. Проверено 23 июня 2017.
- Портрет М.В.Шаляпиной. 1919. Art-Catalog.ru. Проверено 23 июня 2017.
- ↑ Выставка одного портрета. Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.. Музеи России (29 апреля 2011). Проверено 10 июня 2017.
- Дом-музей Ф.И. Шаляпина. Музеи России. Проверено 17 апреля 2017.
- Музей-квартира Ф. И. Шаляпина. Информационный портал Санкт-Петербурга. Проверено 17 апреля 2017.
- Дом-музей Ф.И. Шаляпина. iPetersburg. Проверено 17 апреля 2017.
- Б.М.Кустодиев. «Портрет Ф.И.Шаляпина». Министерство культуры Российской Федерации (29 апреля 2011). Проверено 26 июня 2017.
- Кустодиев Б.М. Портрет Федора Шаляпина. 1922. Государственный Русский музей. Проверено 10 июня 2017.
- Зал 70. Государственный Русский музей. Проверено 25 июня 2017.
- , с. 15.
- Ф. И. Шаляпин. Человек высокого духа. Kustodiev-Art.ru. Проверено 10 июня 2017.
- Портрет Марфы и Марины Шаляпиных. 1920. Art-Catalog.ru. Проверено 23 июня 2017.
Вариант №2
Описание этого произведения искусства хотелось бы начать именно с фона
Ему Кустодиев уделил особое внимание, прорисовав каждую деталь в эпизоде масленичного гуляния. Скорее всего, на картине изображен день Широкой Масленицы накануне Великого поста
Городская площадь наполнена атмосферой праздника, мы видим множество шатров с угощениями и развлечениями, торговые лотки, с которых идет бойкая торговля, простой люд катается с ледяных гор, публику развлекают скоморохи. Кажется, что мы слышим шум и гам широкого гулянья: праздничные частушки, звуки гармони и шарманки, возгласы катающихся с гор…Все эти звуки сливаются в гул веселящейся толпы.
Картины Кустодиева отличает особенный колорит. Художник любил использовать яркие оттенки розового, голубого, фиолетового, зеленого и желтого цветов. Все они причудливо перемешивались, создавая неповторимую цветовую палитру его картин.
На переднем плане в полный рост изображен знаменитый оперный певец Федор Михайлович Шаляпин. Его огромная фигура занимает большую часть пространства картины. Кажется, что художник сознательно поставил певца на горе, таким образом возвысив над многочисленной толпой.
Шикарная шуба певца распахнута, под ней надет концертный костюм и белоснежная рубашка с бабочкой. В руках Шаляпина изящная трость, на шее развивается шарф
Все эти атрибуты показывают человека важного и незаурядного. Поза, наклон головы, выразительный взгляд и весь внешний облик выдают в нем настоящего артиста, любимца публики
Действительно в 20-е годы карьера артиста была на пике популярности, Шаляпин много гастролирует. Значит, и на этой городской праздничной площади он оказался неслучайно. На втором плане висит афиша, рекламирующая выступление оперного певца. Быть может, Федор Михайлович осматривает окрестности небольшого городка. Удивительно, что певец позировал художнику Кустодиеву в тесной комнате-мастерской , поэтому масштабный задний план – целиком и полностью плод авторского воображения. Мастер, имевший больные ноги, был вынужден писать сидя. Поэтому Шаляпин изображен с нижнего ракурса, что придало фигуре певца еще большую мощь.
Рассмотрим некоторые детали портрета. На поводке певец держит небольшую собаку. И это настоящий питомец Шаляпина — французский бульдог Ройка (Булька??). Певец испытывал искреннюю любовь к собакам, особенно к мопсам и бульдогам. Они сопровождали его всю жизнь.
На картине также мы видим три фигуры случайных прохожих, выделяющиеся из толпы и обращенные к Шаляпину. На самом деле это его дочери Марфа и Марина и помощник И. Дворищин.
Любопытным фактом об этой картине является то, что на самом деле Кустодиев написал два идентичных портрета оперного певца. Один был увезен Шаляпиным во Францию, а другой остался в распоряжении художника.
Этих двух талантливых людей (Кустодиева и Шаляпина) связывали тесные дружеские отношения. Как два творческих человека, они прекрасно понимали друг друга. Иногда при встречах они начинали петь. Шаляпин солировал, Кустодиев подхватывал песню.
Благодаря авторскому замыслу и художественным приемам обычный портрет превратился в масштабное полотно, отображающее величие личности знаменитого на всю Россию и за ее пределами певца Шаляпина. Эта работа по праву считается одной из лучших в творчестве Бориса Кустодиева.
Вариант 3
Великий художник нарисовал портрет оперного певца в тысяча девятьсот двадцать втором году. Картина создавалась частями, так как высота полотна – два метра. И художник, и певец были хорошими друзьями, поэтому Шаляпин мог спокойно позировать мастеру, а тот никуда не спешил и нарисовал настоящее произведение искусства.
Федор Иванович Шаляпин нарисован на переднем плане во весь рост. На нем одета дорогая шуба. Сверху синяя, внутри мех коричневый. На голове шапка бурого цвета. Певец изображен на фоне зимнего города. В это время проводились проводы зимы, певец присутствовал на Масленице. У ног расположился верный пес певца по кличке Ройка. Он ждет, пока его хозяин освободиться, чтобы вместе с ним пойти домой. У бульдога на одном глазу красивое черное пятнышко.
Чуть дальше от певца стоят две его дочери – Марфа и Марина. Вместе с ними изображен Исай Дворищин, личный секретарь певца. Чуть позади мы видим рекламу о гастролях Шаляпина. Певец скоро будет давать концерт. Но теперь он с семьей пришел на праздник, чтобы отдохнуть душой и развеяться.
Федор Шаляпин смотрит куда-то в сторону, пытается рассмотреть, что происходит вдалеке. Он внимательно рассматривает происходящее, но взгляд у него мягкий, не напряженный. У певца очень красивая внешность. Он изображен в уже приличном возрасте, поэтому лицо обрамляют уже седые волосы. На мизинце правой руки сверкает перстень с красным камнем. На левом плече мы видим разноцветный шарф – на синем фоне отчетливо виднеются красные полоски.
Левой рукой певец опирается на трость. Он держится величественно. Но певец никогда не возвышался над простым народом, всегда был с ними наравне. Даже несмотря на свою популярность. Его взгляд, его стать, его образ ни капли не говорит нам о том, что певец горделив и тщеславен. Наоборот, ему нравится общаться с простым народом. Вот и сегодня он пришел на праздник Масленица, чтобы повеселиться вместе со всеми и привел с собой своих дочерей.
Автору удалось показать, что певец, несмотря на свою известность, не «задрал нос в гору», а остался близок народу. На картине яркие краски передают то хорошее настроение, которым заряжен весь народ.
Мне нравится портрет Шаляпина в исполнении Б. М. Кустодиева. Мне кажется, именно другу оперного певца лучше всех других художников, удалось нарисовать его портрет. Эта работа прославила мастера на весь свет. Поклонники его творчества оценили работу по достоинству, им нравится та естественность, живость и красота передачи настроения. Его картины поднимают настроение, заряжают позитивом. Во время создания полотна Кустодиев был очень болен, но ему удалось создать шедевр, который заставил восторгаться многомиллионную публику.
Описание картины
Кустодиев Борис Михайлович – это художник, который, в отличие от своих коллег-предшественников изображал на полотнах не тяжёлую и невесёлую крестьянскую жизнь, а праздничные и весёлые события. На его картинах всегда много ярких красок, на них присутствуют люди с радостными лицами. Он очень много рисовал ярмарок и гуляний. Преуспевал Кустодиев и в рисовании природы, окружающих вещей, но больше всего ему удалось изображать людей.
Одна из самых известных картин этого художника – портрет Шаляпина. Глядя на эту картину, мы можем увидеть не только известного певца, но и народные гуляния на заднем фоне. На холсте присутствуют разнообразные яркие шатры, в которых очень много разнообразного товара, стоят и висят зазывающие вывески, скачут кони и снуют люди. Фон, в отличие от изображения главного героя, слегка размыт. Мы не можем увидеть все лица, все фигуры людей, потому что фон на этой картине нужен только для контраста, для описательного показа происходящих событий, для введения человека, который смотрит на картину в курс дела.
На переднем плане изображён известный в те времена Шаляпин. Это оперный певец, который не происходил из каких-то там богатых сословий, а из простых людей, из народа, что называется. Шаляпин изображён в полный рост, он стоит очень величественно и опирается на палку. Одет он в очень тёплое пальто, покрытое мехом, в шапку и в яркий разноцветный шарф, который цветами похож на картину, происходящую сзади Шаляпина. Из-под этой тёплой одежды его выглядывает костюм: белая рубашка и чёрная бабочка. Скорей всего, в момент создания этой картины Шаляпин выступал на концерте и его запечатлели как раз после него. Шаляпин развлёк народ своим репертуаром, ещё больше развеселив его, этот вывод можно сделать из того, что люди на заднем фоне очень веселы, а ещё исходя из песен певца, направленных как раз в сторону народа, для простых людей.
Певец стоит, одной рукою придерживая своё не застёгнутое пальто, а другой опираясь на трость. Он находится на какой-то возвышенности и вглядывается вдаль. Возможно, его кто-то позвал, и он отыскивает этого человека взглядом, а возможно, он просто предался своим мечтам, и, вдохновлённый собственным творчеством, задумался о смысле жизни.
Рядышком с Шаляпиным, у него в ногах, стоит белая собака, которая очень преданно и верно вглядывается в этого человека. Скорей всего, Шаляпин не был «звездой» в современном понимании. У него не было звёздной болезни, он мог пообщаться с народом, он ходил в той же одежде, что и все люди. Глядя на эту картину, можно лишний раз убедиться в том, что и совершенно обычный человек, не отличающийся ничем от других, может стать известным и многими любимым певцом, музыкантом, актёром или художником. Картина вся выполнена яркими красками, и от этого от неё веет радостью, добром и верой во что-то хорошее, верой в исполнение желаний.
Мне нравится эта картина, потому что на ней нет противопоставления звезда-народ, в ней есть народ и человек, который, выйдя из него, не стал чем-то другим, а всё также тянется к своим корням.
8 класс
Кустодиев — Портрет Шаляпина
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Репина Протодиакон
Чин дьяконского служения – это первый священнический чин, именно с него начинают свое служение священнослужители Русской Православной Церкви. Так происходит сегодня, так было и тогда, в конце XIX века, когда Репин писал своего «протодиакона».
-
Сочинение по картине Ромадина Село хмелевка 9 класс
Этой картиной художник, хочет показать всю красоту русской природы в осенний период. Вы только посмотрите, как стройны эти белые, желтеющие березки. Тень на земле от них говорит нам, что начинается вечер и скоро наступит ночь. Видно, что село небольшое,
-
Проблематика романа Герой нашего времени сочинение
Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.
-
Образ Чичикова в поэме Мертвые души и его характеристика — сочинение
Среди всех персонажей поэмы «Мертвые души» особенно выделяется ее главный герой — Павел Иванович Чичиков. Этот образ объединяет в себе разные качества других помещиков.
-
Сочинение Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе (итоговое сочинение) ЕГЭ
Какие книги должны быть включены в программу по литературе? Очень интересный вопрос, имеющие неоднозначные и разные ответы. Книги школьной программы должны учить читать,
-
Сочинение по картине А.К. Саврасова Оттепель
Художник-пейзажист — это особый тип талантливых людей. Они порой видят прекрасное даже в куче пожухлых листьев, мерцании незаметной звезды.