Сочинение-описание картины «утро стрелецкой казни», суриков (2 варианта — кратко и подробно)

Авторское сочинение по картине сурикова утро стрелецкой казни

Главные персонажи

Интересно рассмотреть каждую из женщин, изображённых Брюлловым. Они кажутся безмятежными и расслабленными, но, приглядевшись, можно понять, что это далеко не так. Позади фонтана мы можем заметить ту самую Зарему, о которой нам так ярко поведал Пушкин. Женщина держит кинжал, в её взгляде – злоба и отчаяние. Глаза Заремы устремлены на окно. Интересно, что в поэме Пушкина не говорится, будто Мария умерла от рук Заремы.

Но не исключено, что это было действительно так. На картине Брюллова явно изображено страдание Заремы. Грузинская наложница страдает оттого, что хан разлюбил её, выбрав себе новую прелестницу – дочь польского шляхтича Марию. Именно она показана нам в окне, от которого Зарема не может оторвать глаз. Несчастная пленница печальна и молчалива. Она не разделяет всеобщих развлечений и праздной беззаботности. Между смертью и отказом от своих ценностей и веры Мария предпочитает выбрать первое.

Удивительно ярко Брюллов показал контраст между азиатской пестротой гарема и скромной сдержанностью европейского платья Марии. При одном только взгляде на её фигуру становится ясно – она никогда не станет частью этого общества. Марии чужды нравы и обычаи страны, где она оказалась – вовсе не по своей воле. Она чувствует себя невольницей, и таковой действительно является. Несмотря на то, что положение Марии крайне высоко из-за благосклонности хана, она никогда не даст согласия стать наложницей иноверца.

Несчастная пленница Мария одинока, печальна и молчалива

Согласно поэме, вскоре после стычки Марии и Заремы польскую красавицу нашли мёртвой в её покоях. Была ли виновна в смерти Марии её соперница? На этот вопрос ни Брюллов, ни Пушкин не дают нам ответа. Тем не менее, Зарема была казнена – её бросили в море. Даже те представительницы гарема, что не относились слишком доброжелательно к грузинке, с сожалением вздыхают:

Зарема держит кинжал, в её взгляде – злоба и отчаяние

«Бахчисарайский фонтан» – картина, которая стала не просто произведением искусства, но «памятником» погибшему поэту, соединив в себе гении двух мастеров. Брюллов ярко и поистине виртуозно передал идею и содержание поэмы Пушкина, который, в свою очередь, раскрыл нам трагедию прошлого. Я рекомендую вам задержать свой взгляд на каждой героине «Бахчисарайского фонтана». Именно так можно лучше проникнуться столь трогательной и трагической историей, не оставившей равнодушной ни художника, ни поэта.

История создания

Картина была написана во время итальянской поездки мастера. Брюллов должен был набраться опыта у своих западных коллег тем более, что его давно приглашали посетить выставки Италии. Посмотреть, в каких условиях работают и живут мастера. И как именно они стараются донести до публики конечные мысли.

Брюллов получил деньги на поездку у Российской Империи. Власти были не против поддержать начинающего художника, тем более что академия художеств лично ручалась за него. Нужно было только выдать оговоренную сумму денег, чтобы благодаря ей, юноша смог прожить. Работая над картинами, а не думая, откуда взять денег.

Изучая историю Италии, Карлу очень сильно понравился сюжет падения развитого города от руки стихий. В этом событии творец видел сакральную закономерность, которая постигнет каждого человека к некой мере. Рано или поздно, природа все равно возьмет свое.

Картина была удостоена разных наград. Итальянцы восторженно смотрели на гений, что сумел передать интересное событие прошлого в новой форме. Брюллов получит признание за границей, а после вернулся к себе домой.

Описание картины «Утро стрелецкой казни»

Сюжет картины – сцена, предшествующая казни стрельцов. Они уже доставлены к Лобному месту на Красную площадь, эмоции среди них и окружающей толпы накаляются с каждой минутой. Реакция осуждённых, находящихся на краю гибели, в последние минуты жизни, похожа, ведь они объединены общей судьбой и трагическим концом. Но чувства и поведение каждого обречённого на смерть всё же различны, так же как уникален каждый человек.  Вот первого уже повели к виселице, отрешённо опустил он голову. Кто-то затравленно озирается, как бы ища спасения, кто-то на грани безумия, кто-то, смирившись, прощается. Крики и слёзы женщин и детей заполоняют эту картину. Красные вкрапления одежд на Красной площади приобретают зловещий оттенок смерти, но отнюдь не праздничного зрелища, какими они могут быть.

Царь Пётр и рыжебородый стрелец – центральные персонажи-антагонисты. Взгляды их скрещиваются, непримиримые и острые, словно кинжалы. Царь, безусловно, победит физически, ведь за ним сила, а стрелец лишь безоружная часть недовольного народа. Но кто сильнее в схватке взглядов, ещё вопрос.

Композиция полотна имеет перекликания человеческих фигур с архитектурными элементами. Так, отдельно стоящая кремлёвская башня на фоне серого неба соответствует одиноко возвышающейся фигуре царя. Башня, которая ближе, монументальна, как толпа знатных наблюдателей у правого края картины. Ровный солдатский строй подобен крепкой кремлёвской стене за ним. Все сооружения перемещены художником к Лобному месту – приём сближения планов позволил добиться эффекта бесчисленной толпы. Это море людей упирается в собор, но его верхушка словно не вместилась на полотно – «обезглавленный» центральный шатёр будто укоряет людей за бесчеловечность казни вообще.

Контекст

Суриков писал картину несколько лет. Все это время он был сосредоточен на и на другие темы не отвлекался. Каждую ночь ему снились казни: «Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет… А я ведь это все — и кровь, и казни в себе переживал».

Однажды Репин, посмотрев на полотно, бывшее еще в работе, предложил написать хотя бы одного казненного. «Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась», — вспоминал Суриков.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем.(wikipedia.org)

Царя художник писал с портрета. Для всех остальных были найдены натурщики, которых Суриков собирал по всей Москве: на кладбище, рынках, улицах, даже у себя дома. Одновременно живописец выбирал место действия и писал архитектуру на пленэре.

По воспоминаниям художника, для него были важны огоньки свечей в руках приговоренных к смерти: «…я хотел, чтобы эти огоньки светились… для того придал общему тону картины грязный оттенок».

Образец сочинения

Карл Павлович Брюллов — великолепный художник, который писал на разные темы. Он написал замечательные полотна:

  • «Всадница».
  • «Исповедь итальянки».
  • «Прогулка».
  • «Сон монашенки».
  • «Девушка в лесу».

Карл Брюллов впервые обратился к теме святочных гаданий, используя те впечатления, которые он получил, видя одно из таких гаданий, а также прочитав произведение Василия Жуковского.

Ещё с давних времён девушки всегда гадали на Руси разными способами, надеясь узнать не только свою судьбу, но и, прежде всего, понять, когда же уже они выйдут замуж и кем будет их суженый. Также поступает и героиня картины «Гадающая Светлана». Всё вокруг неё покрыто темнотой, а центральное место на полотне занимает сама Светлана, которая собирается гадать.

Девушка сидит перед красивейшим старинным зеркалом и небольшим столом, которое заботливо покрыто жёлтой вязаной скатертью. Рядом с зеркалом стоит подсвечник из серебра, и в нём горит свеча. Это пламя является единственным освещением в комнате, поэтому везде так загадочно темно. Лицо героини напряжено и печально. Кажется, что девушка даже немного боится. Но ведь гадать всегда страшно, понимая, что это может сбыться.

И вот Светлана начинает вглядываться в зеркало, где можно увидеть лишь только темноту и её приглушённое тёмными бликами отражение. И опять кругом таинственность. Руки девушки покорно лежат на столе. Картинная героиня выглядит просто прекрасно. Девушка надела прекрасное платье и жемчужные бусы, которые она не носит обычно.

На голове героини изумительный кокошник красного цвета

Он сразу же обращает на себя внимание, так как остальные цветовые тона тёмные и мрачные. Видно, что девушка долго готовилась к этому вечеру, так как давно уже мечтает увидеть своего суженого. Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё

Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё.

Если же самому всмотреться в эту репродукцию, то можно тоже почувствовать и таинственность, и загадочность, и даже какое-то напряжение. Кажется, что внутри появляется страх и ожидание чего-то страшного. Тёмная цветовая гамма, использованная живописцем, ещё больше усиливает впечатление от картины. Похоже, что в комнате тепло и уютно, но Брюллов не даёт её описание на холсте.

Но лучше всего на холсте передано эмоциональное состояние девушки, которая скоро может увидеть своё будущее. Это вызывает у неё страх и беспокойство. Автор картины изобразил девушку так, что зритель может заглянуть в душу Светланы, а также почувствовать всю атмосферу, которая царит в таинственной комнате. Художник так умело подбирает цвета, что зритель становится невольным героем этого полотна.

Историческое событие

На знаменитой картине В. Сурикова изображено трагическое событие осени 1698 года. Государство возглавил великий реформатор Пётр I. Политика нового правителя вызывала недовольство многих дворян, старых военачальников и, конечно же, рядовых солдат.

До воцарения Петра стрелецкие полки были самими привилегированными подразделениями русского войска. Они имели высокое жалованье, лучшие земли и особое право заниматься торговлей, не уплачивая больших налогов. Первый император полностью лишил стрельцов этих привилегий. Недовольство отдельных воинских подразделений усиливалось и в силу других факторов:

  • длительная воинская служба без права отпуска и выходных;
  • низкое жалование;
  • активная эксплуатация стрельцов во время Азовских походов;
  • большие потери в полках во время штурмов крепостей Азова;
  • назначение иностранных офицеров на высшие военные должности.

Расследование преступления против власти велось в несколько этапов. Зачинщики и руководители бунта были казнены, несколько сотен солдат отправили в ссылку. Но Пётр Первый не был удовлетворён результатами сыска. Император решил устроить показательную казнь преступников на Красной площади. Именно это жестокое событие описал Василий Суриков в своём живописном сочинении «Утро стрелецкой казни».

10 октября 1698 г. рано утром было казнено около 1 тыс. стрельцов, более 500 бунтовщиков избили кнутами, клеймили и отправили в ссылку. Ещё несколько сотен было отправлено в тюрьмы и крепости, находящиеся в разных частях страны. Пётр Первый лично отрубил головы пятерым преступникам. Бутовщиков везли на телегах, украшенных чёрными лентами. В руках осуждённые держали свечи.

Вариант 3

Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Еще только раннее утро, стоит туман. Те, у которых сегодня последнее утро одеты в белые рубахи, в руках у них похоронные свечи, за ними Храм Василия блаженного.

Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим, Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище. Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю, и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу

Справа сам Петр он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. У Петра всплывают детские воспоминания. 8 стр., 3769 слов

8 стр., 3769 слов

По картине Т.Н. Яблонской “Утро”

… очень аккуратный человек. Утро — это зарождение необычного дня. На этой картине нарисована весенняя пора года, так как двери на балкон раскрыты полностью. Девочка – подросток только, что проснулась и … описала утро этой девочки. И глядя на картину, мы примерно можем представить ее распорядок дня. Цвета на картине «Утро» Для написания картины, художница не использовала слишком ярких красок, ведь это …

Царевна Софья перед приходом к власти удалила Петра в село Преображенское, а перед этим стрельцы жестоко расправились с родственниками Петра. Девятилетнего мальчика вывели на крыльцо и на его глазах разбушевавшиеся стрельцы срубали головы, сажали на кол родственников Петра и приближенных людей, которых он знал буквально с ранних лет. Все это Петр припомнил стрельцам.

В 1697 году Петр отправляется в Европу к нему пришло известие, что стрельцы устроили новый бунт и восстание, они несколько месяцев не получают жалование и не довольны реформами, хотят вернуть на трон Софью. Петр возвращается назад, к моменту его возвращения восстание было подавлено, но он на этом не упокоился, он снова начинает расследование, начинаются допросы, благодаря выбитым показаниям 700 человек было казнено.

На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают, что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми. У многих стрельцов опущены головы, они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Им нисколько не жалко этих людей. Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.

Вариант №2

Картина великого автора погружает зрителя в тяжелые времена. Стрельцы подняли бунт и теперь будут наказаны, а именно: лишены своей жизни. Однако, глядя на лица мужчин, можно заметить, что их нисколько не смущает этот факт.

Картина угнетает смотрящего. Собор, который виднеется на заднем плане окрашен в мрачные тона. Всё вокруг, затаив дыхание, ожидает печального конца. Собор словно затянут туманной дымкой. Соборные стены сильно потускнели. Складывается впечатление, что окружающая среда скорбит о происходящем.

Не случайно автор подобрал подобные краски. Он словно сравнивает власть Петра Первого с монолитностью картины. У собора уже стоят виселицы. Жизнь бунтовщиков скоро закончится. Власть всегда хочет побыстрее избавиться от тех, кто мыслит иначе.

Инакомыслие в те времена стоило жизни. Сейчас есть свобода слова и человек может говорить, что пожелает. Раньше нужно было отвечать за каждое слово. И его цена была очень высокой.

Стрельцы отличаются особой храбростью и уверенностью. За свои убеждения каждый из них должен был умереть страшной, позорной и мучительной смертью. Однако, их не пугал этот факт. Потому что личные взгляды и понимания стоили для них дороже бренного существования.

На казнь пришёл и простой народ. Люди потрясены происходящим. Возможно, среди стрельцов есть их родственники. Подсудимые доставлены к месту казни на тележках. Бойцы находятся в сидячем положении, так как их ноги забиты в колоды. Стрельцов одели в белые рубашки. Каждый из них держит в руке свечу. Это не случайно. Свеча выступает прообразом. Она символизирует жизнь, которая скоро подойдет к концу. Лица стрельцов объяты печалью. Они осознают, что больше не имеют никакого влияния на ситуацию в стране. Теперь их жизни ничего не стоят.

Стрельцы предстали пред народом, как законопреступники, которые посягнули на установленный режим.

Справа изображён царь, сидящий на коне. Он излучает уверенность и внимательно следит за происходящим. Стрельцы вот-вот подвергнутся казни, но, несмотря на это, они сохраняют враждебное отношение к царю. Это можно заметить благодаря позиции одного из бунтовщиков. Он как будто бы снова хочет что-то учинить. Пусть это будет последнее действие в его жизни. Всё равно терять уже нечего. От таких людей можно ожидать чего угодно.

В глазах стрельца отражается ярая ненависть и злость по отношению к государю. Его абсолютно не устраивает правящая власть. Он понимает, что некоторые из сидящих и скорбящих рядом, чувствуют то же самое. Однако, они никогда не решатся противостать установленной власти.

Множество людей хотело бы, чтобы их близкие вернулись домой. Но власть прекрасно знает, что бунтовщики не останавливаются, не достигнув своих целей. Царь и его дружина внимательно следят, чтобы всё было, как надо. Это ещё и показательная порка, чтобы никто больше не хотел поступать подобным образом.

Несмотря на это, стрельцы полны решительности. Их не напугаешь ни смертью, ни позором, ни стыдом, ни слезами близких. Они ни перед чем не остановятся, поэтому их легче убрать.

Сюжет

Раннее утро накануне казни , прогневавших Петра I своеволием. Осужденных вывели на лобное место, виселицы выставлены. Казнь еще не началась — мы видим, как уводят первого стрельца. Суриков намеренно не стал изображать покойников. Как он сам объяснял, ему хотелось показать торжественность последних минут, а не расправу над бунтарями.

Полотно огромно, и зритель находится на таком уровне, что, кажется, может смешаться с толпой москвичей. Цветастая масса тел структурирована и сложно организована. В этом пестром месиве выделены несколько стрельцов, обреченных на смерть, — они одеты в белое, а в руках держат свечи.

Царь, сидящий на коне, с оцепенением смотрит на толпу. Рядом с ним стоят приближенные, позади шеренга солдат, а за ними — пока пустые виселицы.

Налицо дихотомия народ — государство, которую Суриков передает через параллели образов: за народом — пряничный , за царем — глухие стены Кремля; слева — живая, стихийная, клубящаяся масса, справа — люди, стоящие в шеренгах, порядок, строй; приговоренные — в белом, солдаты — в черном; между Петром и рыжебородым стрельцом происходит дуэль взглядов.

История происходит помимо воли, без участия тех, кто изображен на картине. Это, кстати, относится ко всему творчеству Сурикова. В его представлении человек не является мотором истории — она свершается силою вещей, человек же становится частью потока, но никак не деятелем.

Солдаты и стрельцы противопоставлены как зло и добро, но лица их похожи, точно у братьев. А первого ведомого на казнь солдат и вовсе поддерживает, как доброго приятеля. Художник хотел показать, что разделенный историей народ остается единым.

Выразительные средства

Являясь сторонником классицизма, Брюллов строит композицию путем объединения отдельных эпизодов в цельную историю, заключенную в треугольник.

С документальной точностью он пишет человеческие фигуры. Большинство из них повторяют позы окаменевших тел, обнаруженных во время раскопок. Образ матери и сына был позаимствован у Плиния, которому удалось бежать из гибнущего города.

Прототипами некоторых персонажей стали современники Брюллова. Во время работы над предварительными набросками художнику позировали жители Рима. Прототипом нескольких женских образов стала графиня Юлия Самойлова, с которой живописца связывали романтические отношения. Она стала прообразом девушки с кувшином, матери, обнимающей дочерей, и знатной горожанки, упавшей с разбившейся колесницы.

Брюллов очень точно описал место событий — это знаменитые Геркуланские ворота, за которыми располагалась улица Гробниц, место с пышными усыпальницами. Именно с этого места художник смог видеть главную причину бедствия — вулкан Везувий.

Благодаря двойному освещению изображение выглядит живым и реалистичным. Если современники используют рассеянное освещение, Брюллов находит источник света в пламени вулкана и вспышках молнии. При этом лучи имеют контрастную окраску. В глубине полотна они яркие и горячие, и холодные зеленовато-синие на переднем плане. Они отражаются от окружающих предметов, лиц и одежды персонажей.

Для передачи масштаба катастрофы художник выбирает насыщенную, звучную палитру. Он использует яркие декоративные краски, которые выглядят невероятно живо рядом с палитрой других академических живописцев.

Художник не использует многоцветие. Мастер ограничивает цветовую палитру несколькими преобладающими цветами:

  • различные оттенки красного цвета: зарево, одежда людей, цветы на голове у девушки;
  • зеленый, желтый и голубой: окружающий пейзаж, здания.

Успех картины был определен новаторскими идеями, смелостью и мастерским исполнением Карла Брюллова. Он изобразил одновременно прекрасную и страшную картину катастрофы. Человек бессилен перед стихией и силами природы, но он должен оставаться человеком и сохранить свои лучшие качества.

Интересные факты

Изучая краткую биографию Карла Брюллова, следует обратить внимание, что, будучи признанным историческим живописцем, он не написал ни одной масштабной картины, базирующейся на русской истории.
Проведший большую часть времени за границей, живописец слабо разбирался в русских характерах и почти не знал русского народа.
Всю жизнь великий живописец страдал от глухоты. По некоторым данным, глухота была приобретенной. В детстве Карл воспитывался в строгости

Однажды чем-то сильно недовольный отец сильно ударил мальчика. В результате этого удара он оглох на левое ухо.
Брюллов любил работать над своими полотнами под монотонное чтение вслух. Ему было все равно, что читают, будь то бульварный роман, или газетная сводка.
Художник выступал с личным ходатайством об освобождении из крепостничества Т. Г. Шевченко. Для этого он написал портрет великого украинского поэта для императорской семьи.

В детстве Карл воспитывался в строгости. Однажды чем-то сильно недовольный отец сильно ударил мальчика. В результате этого удара он оглох на левое ухо.
Брюллов любил работать над своими полотнами под монотонное чтение вслух. Ему было все равно, что читают, будь то бульварный роман, или газетная сводка.
Художник выступал с личным ходатайством об освобождении из крепостничества Т. Г. Шевченко. Для этого он написал портрет великого украинского поэта для императорской семьи.

Популярные сочинения

Д.А. Шмаринов — советский и российский график, иллюстратор. Завоевал известность, как художник книги. Он родился в Казани, отец его был агрономом.

Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.

Жанр — историческая живопись. Сюжет картины основан на историческом факте — стрелецком бунте 1698 года, его подавлении Петром I и казнью мятежников.

Возмущение стрельцов началось с экономического требования — челобитной о выдаче жалования, а потом оно приняло политический характер. Стрельцы вознамерились содействовать восшествию на престол сына Петра, царевича Алексея.

Композиция произведения многофигурная, построение диагональное, выражающее динамику — внутреннее напряжение картины. В композиции присутствует противопоставление народа, занимающего три четверти полотна, Петру I, вельможам и солдатам — им отведена оставшаяся четверть картины.

На переднем плане — стрельцы в белых рубашках, со свечами, их близкие. Каждый выражает горе по-своему. Богато одетая молодая женщина, мужа которой первым повели на виселицу, воет в голос. Сын лет пяти уцепился за мать и спрятал лицо в её одежде. Старуха сидит на земле в позе отчаяния, возле неё маленькая девочка, яркий красный платок её как диссонанс с испуганным, заплаканным лицом. Ребёнок видит, что происходит страшное, хотя и не разумеет, что именно. Седого стрельца оплакивают дочь и сын.

Выделяется рыжебородый стрелец, глаза которого горят ненавистью и обращены в сторону молодого Петра. Сам царь, стоящий в стороне, справа, встречается с ним ответным взглядом, в котором гнев и непримиримость. Самодержец восседает на коне, возвышаясь над толпой. Он наблюдает за происходящим, за подготовкой казни над врагами государства. Его гордая посадка, властное выражение лица будто свидетельствуют об утверждении могущества. Рядом с Петром фаворит Меншиков, изображённый спиной к зрителю, иноземцы, пожилой сановный боярин.

Средний план — Лобное место, куда взбираются любопытствующие, желающие всё рассмотреть.

На заднем плане изображено следующее: фрагмент Кремлёвской стены, солдаты-преображенцы, виселицы — справа; собор Василия Блаженного — по центру;зеваки на крыше ближнего дома — слева. Фон архитектурных сооружений — серое пасмурное небо.

Художник не показал саму казнь — безобразие расправы, акцент сделан на душевном состоянии приговорённых к смерти стрельцов. Трагизм их положения в выражении лиц, во взгляде, в жестах отчаяния близких.

Тревогой наполнен и хмурый пейзаж картины. Пасмурное утро соответствует настроению тоскливого ожидания трагической развязки.

Цветовая палитра в изображении народа созвучна расцветке храма Василия Блаженного. Зелёный, голубой, жёлтый, красный и белый цвета в орнаментах, в шитье кафтанов, узорах женских платьев — мир красоты народного творчества, русской старины, которая обречена на казнь.

Контрастное сочетание белого цвета стрелецких рубах с насыщенным красным создаёт тревожное настроение. Горящие при дневном свете свечи особым образом рефлектируют на белом и усугубляют беспокойство.

Более сдержанна и темна цветовая гамма, относящаяся к Петру, его приближённым и шеренге солдат. Они олицетворяют бездушную государственную машину.

Рассеянный, тусклый свет туманного утра в картине нарочно выбран художником как фон мрачного события.

  • Сочинение наш час эпоха мабільнай сувязі

      

  • Музыкальные произведения книги документальные и художественные фильмы созданные в годы вов сочинение

      

  • Наша страна через 50 лет сочинение на английском

      

  • Сочинение на тему мой парень

      

  • Сочинение на тему писательство

Описание картины

Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.

В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.

Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.

В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью

Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте. Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль

Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве

Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.

Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.

Художественные приёмы

Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.

Выдуманный Кремль

Наверняка Вы обращали внимание, что стены Кремля на картине «Утро стрелецкой казни» (1881) Василия Сурикова – светлые, бело-серые. Мы же привыкли к красному Кремлю. Но это далеко не единственная особенность изображения Кремля!

Но это далеко не единственная особенность изображения Кремля!

Если совсем откровенно – такого Кремля и вовсе НЕ существует.

Но в сочетании с лобным местом и Храмом Василия Блаженного мы все же узнаём Красную площадь.

Итак, события картины происходят в 1698 году. Пётр I приказал казнить 1300 стрельцов. Стрелецкие войска были регулярной армией страны. Они по идее должны были служить царю. А в результате устроили против него заговор

Очень им было важно, чтобы в России остались старые порядки

Пётр I же был намерен преобразовывать Россию. И вообще заговор – это тяжкое преступление. Поэтому все 1300 стрельцов были повешены. Часть – в Москве, на Красной площади.

То есть событие историческое, реальное. И, конечно, очень драматическое. Поэтому ради того, чтобы подчеркнуть ощущение драмы, художник решился изменить до неузнаваемости Кремль.

Он действительно в то время был белым. Стены впервые побелили за 18 лет до изображённых событий. А вот последний раз их побелили 200 лет спустя в 1880 году.

И постепенно Кремль естественным путём вновь стал красным, так как побелка уже к 1940-м полностью сошла. Белить заново не стали, так как красный цвет был к лицу Советской Москве.

Так что в плане стен Суриков как раз правдоподобен.

Но вот с башнями все сложнее.

Рядом с лобным местом находятся такие башни, как Спасская и Царская. Но они очень нарядные. Царская и вовсе похожа на сказочный терем.

Слева: Царская башня. Справа: Спасская башня. Фото: Wikimedia Commons.

Поэтому Суриков выбрал такой ракурс, чтобы эти башни не попали в пространство картины.

И действительно, если стоять так близко к лобному месту лицом к Васильевскому спуску, то да, эти башни НЕ попадут в поле зрения.

В этом случае Вам будут видны такие башни, как Набатная и Константино-Еленинская. Но они тоже не устраивали художника. Слишком разные и тоже нарядные.

Слева: Константино-Еленинская башня. Справа: Набатная башня. Фото: Wikimedia Commons.

И тогда Суриков придумал свои башни! Вернее, он взял за основу Сенатскую башню, но сделал ее короче, приземистее.

Сенатская башня находится с правой стороны от Спасской башни. И она в реальности более вытянутая.

Слева: Сенатская башня на картине В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” (более приземистая, чем реальная башня). Справа: Фото Сенатской башни.

Более того, Суриков продублировал эту Сенатскую башню. Хотя на самом деле все башни Кремля разные!

И действительно, такой Кремль с невысокими и одинаковыми башнями больше подходит событию.

Они как будто являются отражением жесткой власти, не терпящей противостояния. А также такая стена с одинаковыми башнями вторит стоящим в ряд солдатам в одинаковой форме.

И ещё одну особенность Кремля мы видим.

В реальности между Храмом Василия Блаженного и стенами Кремля расстояние больше. И если бы мы стояли на месте толпы, то видели бы пространство вглубь, вдоль стены, ведущее к Васильевскому спуску и набережной.

Но художник намеренно сдвинул стены и закрыл это пространство. Тем самым подчеркнув гнетущую обстановку. Он уменьшает количество воздуха. Нивелирует ощущение свободы. Там стоят виселицы, там тупик. И одного стрельца уже ведут туда, к концу его жизни.

Четвертое измерение

Суриков попытался включить в картину четвертое измерение. То есть время

Обратите внимание на стрельцов, изображенных на полотне

Мужчина в самом крайнем левом углу сидит к нам спиной.

Мы не видим его лица. Его трагедия для нас понятна, но мы не знаем ее деталей: кто его семья и пришла ли она на его казнь.

А вот стрелец правее уже повернут к нам лицом. Мы уже видим не только его взгляд, но и его верность своим убеждениям даже перед лицом смерти. Он грозно смотрит прямо в глаза Петра I.

Далее мы видим чернобородого стрельца. Он погружен в себя, готовится к смерти. Стражник уже возится с его кандалами, чтобы тот смог встать с телеги и идти к виселице.

В отчаянии его хватает за плечо жена. Она осознала окончательно, что трагедия произойдет совсем скоро.

Еще правее стрелец уже стоит на ногах. Он прощается со своими детьми. Скорее всего, пытается сказать им последние слова.

Далее мы видим стрельца, который возвышается над толпой и прощается с народом. Он опустил голову, как бы говоря: мы пытались, братцы.

И ближе к правому краю картины мы уже видим стрельца, которого стражник ведет к виселице.

Обратите внимание, как необычно придерживает его за спину стражник. Как рассказывает искусствовед Илья Доронченков, это очень похоже на дружеский жест. И если выдернуть этих людей из контекста картины, то можно подумать: это приятели возвращаются откуда-нибудь из кабака и один другого по-дружески придерживает

И если выдернуть этих людей из контекста картины, то можно подумать: это приятели возвращаются откуда-нибудь из кабака и один другого по-дружески придерживает.

Получается, что мы как будто отслеживаем последние минуты жизни человека перед казнью. Слева направо. Вот его привезли в кандалах. Вот он попрощался с народом, с семьей. И потом видим, как его ведут к виселице. Четвертое измерение в виде временного отрезка!

При этом обратите внимание, что Суриков НЕ стал изображать повешенного стрельца! Вернее, сначала он послушал совета Ильи Репина и добавил такой образ. Но потом все же закрасил казненного. Но потом все же закрасил казненного

Но потом все же закрасил казненного.

Художник понял, что это слишком приковывает взгляд зрителя

И ему сложнее будет оторваться от этого гнетущего образа и разглядеть другое, не менее важное

Также Суриков постарался изобразить людей очень разных возрастов. От детей до старух. На переднем плане нам бросаются в глаза две фигуры девочки и пожилой матери стрельца в красной шапке.

Такое возрастное разнообразие еще больше помогает нам прочувствовать то самое четвертое измерение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: