Сочинение описание картины портрет мальчика челищева кипренского (8 класс)

По картине портрет мальчика челищева кипренского 8 класс

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского

На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик — Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.

На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.

Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.

При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид. Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне

Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.

Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.

Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами. Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб. Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.

«Портрет мальчика Челищева», Орест Адамович Кипренский — описание

Эта картина — один из первых детских портретов, где художник действительно постарался изобразить ребенка со всем его внутренним миром, а не уменьшенную копию взрослого человека, как это делали раньше. Нашим современникам непонятно, что относительно недавно к детям не относились так, как это принято сейчас. У них даже не было специальной «детской» одежды, малышей одевали в миниатюрные копии нарядов взрослых. Ни о какой детской психологии речи даже и не шло.

Большинство портретов детей тех эпох изображают малышей и подростков как уменьшенный вариант взрослого человека, они наряжены и причесаны точно также, как и их родители. Такие картины выглядят искусственными, а дети напоминают восковые статуи, за редчайшим исключением («Мальчик в голубом» Гейнсборо и «Менины» Веласкеса).

В этом портрете художник впервые изобразил настоящего ребенка, без возрастной стилизации. На картине, вписанной в овал согласно стилистике того времени, изображен мальчик с еще по-детски пухлыми щечками и нежной кожей. У него яркие, сочные губы и очень выразительные темные и большие глаза

Они сразу приковывают внимание зрителя, так как художнику удачно удалось передать в них определенную детскую задумчивость. Кажется, что во время позирования ребенок отвлекся от происходящего и погрузился в свои мысли

Так как хорошо известно, что все свои портреты художник писал с натуры, то становится понятна такая притягательность изображения ребенка. Мастер просто изумительно передал все особенности детского лица и его неповторимое выражение, по которому сразу понятно, что перед нами ребенок. Несмотря на «взрослую» одежду и прическу, это маленький мальчик, перед которым лежит великое будущее. Оно еще никому не ведомо, но в будущем этот нежный и мечтательный ребенок станет героем Отечественной войны 1812 года, затем войдет в одно из декабристских обществ, пытавшихся изменить историю страны свержением самодержавия.

Но все это в далеком будущем, а сейчас будущий декабрист находится в состоянии, когда детство постепенно переходит во взрослость. При всей внешней нежности в горделивой осанке мальчика, в его манере держать голову и смотреть чувствуется порода и отменное воспитание. Художнику удалось уловить эту тонкую грань, сделать портрет живым, поэтому он до сих пор вызывает восхищение.

Цветовая гамма сдержана, но выразительна за счет яркого центрального акцента — алого жилета мальчика. Его темно-синий сюртук создает красивый контраст сочному и броскому цвету, а яркие тона бросают розоватые блики на его еще по-детски гладкие и нежные щеки. Хороший цвет лица ребенка из высшего общества оттеняет сахарная белизна воротничка рубашки, почти скрытого высоким воротом верхней одежды

Привлекает внимание и прическа — это типичная мужская укладка, модная в те романтические времена

В портрете нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь внимание от облика мальчика и его одухотворенного лица. Композиционно изображение идеально вписано в овал, фон однородный, сероватый, призванный лишь придавать объемность и живые краски портрету ребенка

Одежда также предельно проста, без деталей и отделки, внимание привлекают только крупные пуговицы высоко застегнутого красного жилета, обтянутые той же тканью, из которой сшита сама вещь. Все это предназначено для того, чтобы внимание смотрящего сконцентрировалось на лице мальчика, на его выразительных и бездонных черных глазах. Если следовать утверждению, что глаза — это зеркало души, то мастеру удалось в совершенстве запечатлеть живую, развивающуюся душу ребенка, сохранив для потомков это чудесное изображение.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/kiprenskij/portret-malchika-chelishcheva-8-klasshttp://gameriskprofit.ru/nepoznannoe/istoriya-sozdaniya-portreta-malchika-chelishcheva-portret-malchika/http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2166-portret-malchika-chelischeva-orest-adamovich-kiprenskiy-opisanie.html

голоса

Рейтинг статьи

Личная жизнь

Личная жизнь в биографии артиста значительно сложилась. Приехав в Италию в 1816 году для совершенствования техники живописи, Кипренский работал в мастерской, куда приглашал моделей. Один из них взял с собой свою 6-летнюю дочь Анну-Марию Фалькуччи (по некоторым данным, девушка сама позировала для картины художника «Гробница Анакреона»).

Портрет маленькой девочки итальянки Мариуччи, как ее называл русский мастер, Орест написал в 1819 году. Мать Анны-Марии вела распутный образ жизни, и живописец, переживая за судьбу ребенка, пытался выкупить девочку и стать ее законный опекун. Однако Кипренский не мог гарантировать воспитаннику счастливого детства.

Дело вмешалось: одна из моделей художника была найдена мертвой. Дама умерла страшной смертью: ее тело покрыли холстами, обрызганными скипидаром и подожгли. Вскоре скончался и слуга художника, молодой итальянец. Сам Орест утверждал, что модель убил его слуга. Полиция Рима не смогла подтвердить или опровергнуть эти слова, но репутация создателя сильно пострадала.

Мужчина больше не мог оставаться в Риме, поэтому, заботясь о Мариучче, он попытался поселить девушку в каком-нибудь монастыре. Позже, покинув Италию, а затем Францию, где ходили слухи о странных смертях, он вернулся в Россию. В 1828 году, не переставая думать об Анне-Марии, художник вернулся на родину девушки, чтобы сделать ей предложение.

Однако поженились пара только в июле 1836 года, на тот момент итальянцу было 26 лет. С момента своего прибытия Орест стремился найти достаточно средств к существованию. Чтобы жениться на возлюбленной, живописцу пришлось сменить православную веру на католическую. С женой он прожил всего 3 месяца: Кипренский умер в октябре. Шесть месяцев спустя Мариучча родила дочь Клотильду, а через несколько лет снова вышла замуж.

Первые портреты

В начале XIX века русская художественная Богемия была очарована очарованием романтизма. Художников и писателей не интересует общее место, обычный человек. Они превращаются в лирического героя, который выходит из общего строя, идет вразрез с окружающей средой, однообразием жизни. Романтические образы, как в литературе, так и в живописи, обладают следующими характеристиками:

  • пылкость, великолепие, экзальтация;
  • образ героя в момент максимального душевного накала и напряжения сил;
  • обращение к исторической и национальной экзотике.

Кипренский, картины которого считаются эталоном романтической живописи, наиболее полно проявил себя в портретной живописи. Сразу после учебы он создал галерею своих знаменитых современников — поэтов Батюшкова и Жуковского, баснописца Крылова, государственного деятеля Уварова, будущего московского губернатора Ростопчина.

Исследователи биографии Кипренского предполагают, что его картины отражали его характер: эмоциональный, возбудимый, страстный и в то же время чуткий, нацеленный на внутренний мир человека. Это позволило художнику не только запечатлеть на портретах внешний вид моделей, но и раскрыть характер своих героев.

Литература

  • Алленова О. Кипренский. — М. : Белый город, 2000. — 48 с. — ISBN 5-7793-0231-6.
  • Алексеева Т. В. О. А. Кипренский // История русского искусства / Под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря. — М. : Изд. АН СССР, 1963. — Т. VIII, кн. 1. — С. 396—470. — 708 с.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. — 3-е изд. — М. : Республика, 1999. — 448 с. — ISBN 5-250-02693-1.
  • Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Кипренский. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 365 с. — (Жизнь замечательных людей, 710). — ISBN 5-235-01383-2.
  • Гусев В. А., Петрова Е. Н. Русский музей. — М. : Слово, 2009. — 520 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-387-00082-9.
  • Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. — М. : Искусство, 1993. — Вып. III: страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. — 361 с. — ISBN 5-210-02552-7.
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. — Изобразительное искусство, 1987. — Т. 2. — С. 79—107. — 752 с.
  • Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский. — М. : Искусство, 1988. — 350 с.
  • Майкапар А. Кипренский. — М. : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники; 65).
  • Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. — М. : Белый город, 2006. — Т. 3: Первая половина XIX века. — 128 с. — ISBN 5-7793-1067-X.
  • Паустовский К. Книга о художниках. — М.: Искусство, 1966. — С. 37. — 152 с.
  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд.2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с.
  • Орлова Е. О. А. Кипренский. — М. : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие русские живописцы). — ISBN 978-5-386-06887-5.
  • Сарабьянов Д. В. Орест Адамович Кипренский = Orest Kiprensky. — Л. : Художник РСФСР, 1982. — 206 с.
  • Собко Н. П. Кипренский, Орест Адамович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Сомов А. И. Кипренский, Орест Адамович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Турчин В. С. Орест Кипренский. — М. : Знание, 1982. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике).
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. — М. : Искусство, 1978. — С. 38—49. — 168 с.

Семнадцать лет в Академии художеств


Орест Кипренский. Автопортрет (фрагмент). 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле (фрагмент). 1805. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Орест Кипренский. Портрет Абрама Швальбе, отчима художника (фрагмент). 1804. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Орест Кипренский родился в 1782 году в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом (сегодня — Кингисеппский район Ленинградской области). По бумагам его родителями были крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова, но на самом деле Кипренский был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова. Вольную он получил еще в детстве.

У помещика не было законных детей, и он очень поддерживал мальчика. В возрасте шести лет будущий художник поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Весь его день был заполнен занятиями: учащиеся младших классов изучали науки, в том числе и иностранные языки. В программу входил и курс рисования. Вначале воспитанники знакомились с простыми орнаментами, затем копировали рисунки и изображали античные статуи.

В 1797 году Кипренский поступил в саму Академию художеств. Он обучался в классе исторической живописи у портретиста Георгия Угрюмова и мастера декоративной живописи Габриэля Франсуа Дуайена. Первая работа Кипренского, дошедшая до нас, относится к 1799 году. Это эскиз картины «Поклонение пастухов», выполненный итальянским карандашом (черным мелом), пером и маслом. Кипренский постоянно получали награды Академии художеств — малые золотые и серебряные медали. В 1803 году он окончил Академию, однако конкурс на пенсионерскую поездку не выиграл. С разрешения директора Академии и покровителя художника Алексея Строганова он остался в учебном заведении еще на три года.

В 1804 году художник представил на выставке в Академии художеств свой первый портрет — он написал отчима, Абрама Швальбе. Во время работы Кипренский использовал технику лессировочной живописи: тонкий полупрозрачный слой краски он накладывал поверх основного цвета. В Академии художеств учили, что следы кисти на картине не должны быть видны даже при увеличении лупой, и только после приобретения такого навыка разрешали студентам писать широким мазком. Портрет Кипренский выполнил в темно-золотистых тонах, выделил светом лицо с белым шейным платком, а детали одежды оказались будто погружены в тень. Картину выставили в Академии художеств вместе с «Портретом бригадира Жукова» и «Портретом ребенка».

В 1805 году живописец участвовал в конкурсе на Большую золотую медаль. Он написал полотно на историческую тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле». За него Кипренский получил долгожданную медаль. Однако путешествие в Италию было отложено на несколько лет: в Европе шли Наполеоновские войны.

Сочинение 2

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938) относится к художникам связанных с пейзажной живописью. Это мастер солнечных сюжетов, его тема всегда сливалась с природой. Его многие считают наследником Левитана. Больше всего ему удавались солнечные пейзажи, к которым и относится картина Весна. Картина Весна наполняет радостью и искренностью от наступления первых весенних дней, благодаря этому видна красота и настроение природы.

На картине показан солнечный весенний день.

Солнышко ярко светит и кажется что вот вот растает снег, и разольются ручейки. Слева стоит деревянный домик серо-голубого цвета, но построен на фундаменте. В нем много небольших окон, резной карниз из дерева украшает дом на котором игриво сияют солнечные зайчики от рядом стоящих деревьев, и стоит маленький улик и поэтому можно догадаться ,что живет в этом домике дедушка пасечник, за полем виднеется еще один дом, но кроме его зеленой крыши невозможно ничего разглядеть из-за густой кроны деревьев. Там же находится поле, но оно еще все покрыто снегом.

На переднем плане стоит высокая стройная сосна с зеленой хвоей выросшей чуть выше крыши.

На некоторых участках земли еще не растаял снег и оттуда веет небольшой прохладой, но скоро уже начнуть появляться подснежники. А где уже видны проталины выступила смешанная с новой зеленью трава. Также показано чистое ярко-синее небо, отсвечивая отблески солнца, которое бывает именно в начале весны. Смотря на него начинают слезится глаза от яркости такого солнца. Именно к такому и тянется все живое и неживое. Это говорит о том что скоро прилетят грачи ,начнут распускаться почки на деревьях и будет зеленеть трава.

Сбросив с себя зимний снег гордо стоят деревья и радуются начинающему теплу, они как маленькие дети тянутся своими тонкими ветками к лучам весеннего солнышка. Краски на картине очень гармоничны и сочетаются с пейзажем. При вдыхании первых струй весны природа ликует. Пение ранних пташек и звонкая капель с крыш заполняют красоту природы. Смотря на эту картину начинаешь понимать что действительно с приходом весны все приходит в оживление не только человек, но и природа, и понимаешь как прекрасен наш мир. Картина Весна дышит спокойствием и вдохновением природы.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Общение Общение есть главное ценность каждого народа, и имеет главное значение в жизни человека. В современном мире как и раньше человек не может обходиться без общения с другим человеком
  • Сочинение-описание картины Кружевница Тропинина для 4 класса Картина представляет собой портрет молодой девушки, занятой тонкой, изящной, но не простой работой. Полотно выполнено в мягких пастельных тонах с преобладанием серого, коричневого и желтого цветов.
  • Что является залогом победы в бою? — сочинение Победа в бою – это необходимость. На государство уже напали недруги и представляют серьёзную угрозу для народа. Победа буквально необходима, но достичь её можно только кровью и потом.

Несколько интересных сочинений

Сказка «Царевна-Лягушка» — это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги

Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» рассказывает о том, как некогда безобразный главный герой превратился в прекрасного лебедя. Автор противопоставляет яркую личность миру обывателей

Одна из лучших работ, которые нарисовал Кипренский – «Портрет Челищева». Переоценить ценность картины очень трудно, ведь благодаря ей художник спровоцировал целую революцию в мире живописи, основав новое течение – романтизм.

Работа над картиной началась еще в 1808 году. Молодой, но уже довольно известный портретист рисует портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Готовая картина представляется на суд публике в начале 1809 года, и почти сразу же становится культовой.

Конечно, портреты детей были и раньше. Но если кто-то из художников решался изобразить ребенка, он пытался максимально «состарить» его, сделать образ как можно ближе к образу взрослого человека. Детство не воспринималось как особый возраст, никто не видел в ребенке тот внутренний мир, который восхваляют поклонники романтизма. Кипренский – первый художник, решившийся создать полноценный детский портрет.

Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позже судьба занесет его в Союз благоденствия, он войдет в Северное общество, позднее организовавшее восстание декабристов… Но это все в будущем. На полотне мы видим не мужчину, испытавшего тяготы и лишения войны. Изображает Кипренский портрет Челищева, который только начинает взрослеть. В его голову только начинают проскальзывать взрослые мысли, он даже не догадывается об уготованных судьбой испытаниях.

Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие, темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке, в которой все еще можно не досчитаться нескольких зубов. Довершают образ круглое лицо мальчика и слегка растрепанные волосы. При взгляде на портрет в голове так и возникает картина: уставший от позирования парень срывается с места и бежит во двор, а художник остается в мастерской, чтобы доработать детали.

Но время детства уже проходит. Задержав взгляд, зритель может заметить, что глаза ребенка отражают еще что-то. Они все так же мечтательны, но мы видим, что это уже не детские мечты. Мальчик не такой уж наивный, как это может казаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Отличным завершением образа является сочетание цветов, выбранных художником. Темная куртка, едва видимый ворот белой рубашки, и жилет алого цвета придают личности Челищева нотки загадочности.

Великолепная работа, которую подарил миру Кипренский, «Портрет Челищева» изображает миг перехода ребенка во взрослую жизнь. Взрослая задумчивость и еще не прошедшая детская игривость невероятным образом совмещаются в одном человеке. Это сочетание сумел уловить художник, его пытались уловить его последователи, и благодаря ему картина смогла прочно утвердиться как первое и неповторимое проявление романтизма в русской живописи.

Сейчас картина выставлена в Государственной Третьяковой галерее, ее размер 48*38 сантиметров.

Описание картины «Портрет мальчика Челищева» художника Ореста Кипренского.

Орест Адамович (1782-1836) — великий русский художник. Считается одним из самых даровитых мастеров портретного жанра в живописи. За свою творческую жизнь он успел написать портреты известных представителей своего времени. Картина, о которой здесь говорится, считается одной из самых известных в творчестве русского художника.

«Портрет мальчика А. А. Челищева» — картина, которая была написана в 1808-1809 гг. Портрет написан маслом по дереву. Размеры: 48 × 38 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805).

Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых. Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества. Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

11 стр., 5208 слов

Русское искусство первой половины — середины XIX века. …

… художника в 1816 году в Италию. С самого начала ведущим жанром его творчества становится портрет. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи XVII века. … направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в …

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819).

Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом? Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей. В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница).

Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: