Сочинение по картине рокотова «портрет а. п. струйской»

Этапы развития русской живописи

Александра Петровна Струйская

В неё нельзя было не влюбиться. Она принадлежала к древнему дворянскому роду, была благовоспитанна и умна, обходительна и мила. Гости, главным образом, и ехали в дом Струйских, чтобы увидеть очаровательную Александру.

Она стала хорошей женой, легко мирилась с эксцентричностью мужа и взяла на себя управление делами, когда тот забросил всё, «посвятив» себя поэзии (по отзывам современников писал напыщенно и бессмысленно, при этом приходя от себя в полнейший восторг). Хрупкая красавица стала матерью 18-ти детей, только 8 из них дожили до зрелого возраста. Была верна супругу – нет никаких сведений о тайных романах. После смерти мужа (его хватил удар при новости о кончине Екатерины II) заботилась о сохранении памяти о нём – в его кабинете долгие годы всё оставалось по-прежнему.

Так и кисть художника сберегла для истории образ этой пленительной женщины – Струйская, портрет которой окутан светлой печалью, как живая богиня в загадочном тумане.

Портрет Струйской кисти Рокотова

Категория: Искусство.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00

Портрет Александры Петровны Струйской, созданный великим художником Фёдором Степановичем Рокотовым, некоторые искусствоведы называют «русской Джокондой». Лицо этой женщины настолько одухотворено, так притягательно, что остаться к нему равнодушным невозможно.

Этот шедевр был создан по заказу супруга Александры Петровны, Николая Еремеевича, талантливого издателя и ценителя искусства.

История художника Рокотова примечательна. По происхождению он был обычным крепостным крестьянином, принадлежавшим князю Репнину. Как-то картины юного безродного художника увидел И. И. Шувалов – основатель Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Он сразу же понял, что имеет дело с настоящим гением и настоял на том, чтобы юношу взяли учиться в Академию. Позже портреты Рокотова стали очень модными. Сама императрица Екатерина Вторая позволила Фёдору Степановичу написать её портрет.

Он был дружен со Струйским, который, словно предчувствуя великую славу Рокотова, собрал у себя целую коллекцию его картин, среди которых были и семейные портреты…

Важно

Александра Петровна Струйская была необычно хороша собой. Но Рокотов, как талантливый художник, в её портрете сумел передать не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту.

Современники говорили, что эта женщина была образцом духовного совершенства. Когда богатый жених предложил юной Александре выбрать свадебный подарок, она попросила его построить в имении храм.

В итоге в Рузаевке вырос храм Пресвятой Троицы, просторный и светлый.

В браке с Николаем Еремеевичем она родила 18 детей, 10 из которых похоронила во младенчестве. Супруги вели очень замкнутую жизнь, редко покидая родовое имение. В их семейной жизни нельзя найти каких-то особенных, удивительных фактов. В этом и состояла их главная особенность: они были настоящей русской патриархальной семьёй, внутри которой царили покой, согласие и любовь.

В 1903 году Московский исторический музей приобрёл портреты супругов Струйских у их потомков. Изображение Александры Петровны было признано настоящим шедевром, одним из лучших произведений художника Рокотова. Поэт Николай Заболоцкий, заворожённый взглядом этой женщины, посвятил портрету целое стихотворение:

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 1953

Рокотов, Фёдор Степанович

План Введение

1 Биография

2 Творчество 3 Наиболее известные произведения 4 Память 5 Галерея 6 Библиография

Введение

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.

1. Биография

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге.

В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми.

2. Творчество

Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа Пьетро Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении.

В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.

Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г.

Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце.

Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих».

Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.

Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову.

Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.

Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.

Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет.

3. Наиболее известные произведения

· Портрет неизвестной в розовом платье,

· Портрет А. И. Воронцова,

· Портрет И. И. Воронцова,

· Портрет Г. Г. Орлова в латах,

· Коронационный портрет Екатерины II,

· Портрет князя И. И. Барятинского,

· Портрет А. П. Струйской,

· Портрет поэта В. И. Майкова,

  • · Портрет графа Вырубова,
  • · Портрет неизвестного в треуголке.
  • · Портрет Суровцевой
  • · Опекунская серия
  • 4. Память

· В честь Ф. С. Рокотова названа улица Рокотова на юго-западе Москвы, в районе Ясенево.

  1. 5. Галерея
  2. · Квашнина-Самарина
  3. · Орлов

· П. Н. Ланская 1797. ГТГ, Москва

  • · Портрет неизвестной в розовом
  • · Струйская
  • · Шувалов
  • · Екатерина II

· Поэт В. И. Майков

· В. П. Лачинов 1760-е. ГХМ, Куйбышев.

· Портрет неизвестного в треуголке

· А. М. Дурасова-Писарева

· Графиня Е. В. Санти (ур. Лачинова).

ок. 1785. ГРМ, СПб

6. Библиография

· Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов, М. — Л., 1945.

· Лапшина Н. Ф. С. Рокотов, М., 1959.

· Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976.

· Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Несколько слов о творчестве автора полотна

Ф. С. Рокотов считается первым русским живописцем, который творил, как бы сегодня выразились, не получая вознаграждения ни со стороны церкви, ни из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, “переписал пол Петербурга”. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Это произведение дошло до наших дней и считается одним из лучших детских портретов, написанных русскими художниками.

Вариант №2

Из глубины времени на нас смотрит молодая красивая женщина. Вокруг, все словно окутано загадочной дымкой. Это первое впечатление от портрета Александры Струйской.

Картина написана в 1772 году русским художником портретистом Ф.Рокотовым. На ней вторая жена помещика Николая Струйского. Супруг очень любил и боготворил свою избранницу и заказал две картины к бракосочетанию. Оба произведения были выполнены в одном стиле. Но портрет самого помещика не имеет сильной популярности. А вот изображение Александры Петровны считается лучшим в творчестве Ф.Рокотова.

На портрете молодая, ведь на момент написания картины А.Струйской было 18 лет, очень привлекательная девушка. По моде тех лет, прическа высоко поднята и имеет воздушный объем. Она создает впечатление чего-то большого и воздушного. На плечо из-за спины спускаются собранные в косу волосы.

Кожа на лице белая, бархатная с легким румянцем, брови удивительно изогнуты. А под бровями на зрителя смотрят миндалевидные глаза. Цвет глаз темный, но совсем не отталкивающий. Если немного задержаться и всмотреться в эти глаза, то чувствуешь, притягательную силу взгляда, манящую за собой. В них можно провалиться, словно в бездонное пространство, и пытаться долго рассматривать, что впереди.

Правильные и красивые черты лица подчеркиваются губами. Они слегка припухлые и правильной формы. Создается впечатление, что еще немного и  Струйская мило улыбнется.

На девушке воздушное платье, вырез которого подчеркивает белую кожу и покатые плечи. Горловина заколота жемчужной брошью. Что еще раз говорит о  молодости и невинности. Все одеяние А.Струйской напоминает морскую пену, которая, обволакивает молодую женщину. Такого цвета вода в море бывает во время тихой и ясной погоды.

Весь тон картины в легких серых, пепельных, золотистых тонах. Сама женщина, словно выступает из дымки,  загадочно улыбаясь. Хочется смотреть и смотреть, разбирая каждую деталь портрета.

Недаром, по словам современников, Александра Петровна стала не только любимой женой, но и музой. Ее муж посвящал ей стихи. И каждая строчка несла в себе признание в любви и восхищение этой женщиной.

9 класс

Рокотов — Портрет А.П. Струйской
Сейчас читают:

  • Сочинение Курган — мой город

    Про Курган можно говорить по-разному. С Кургана начинается Сибирь. Или. Курганом заканчивается Россия. Или Курган – это мой самый родной город. Потому, что лучший.

  • Cочинение Что такое отзывчивость 15.3 9 класс ОГЭ рассуждение

    Каждому человеку присущи те или иные качества. Кому то доброта, забота о близких, кому-то понимание и все прощение. Кому-то способность оказаться в нужном месте, во время «Ч». Все эти и много других категорий, следует считать уместными

  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу

    Картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» написана по библейскому сюжету. Художник создавал её около двух десятков лет. Картина считается очень сложной не только по композиции, но и по исполнению.

  • Сочинение Зима мое любимое время года

    Зима — это самое замечательное из времен года. Именно в это время года можно окунуться в сказку. Ведь начало зимы – это ожидание главной и сказочной ночи в году. А вторая ее половина ознаменована скорым приближением весны. Я очень люблю,

  • Жанр поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

    «Кому на Руси жить хорошо» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека. Жанровая принадлежность произведения вызывает

  • Тёмное царство в пьесе Гроза сочинение

    Действие в пьесе Островского «Гроза» разворачивается в городе Калинове. Город этот вымышлен. И представляет он собой некое «темное царство». Власть в этом городе принадлежит людям жадным, темным. Это угнетатели и самодуры. А второе сословие этого

Происхождение

Родился Фёдор Рокотов в 1734-1736 годах (точная дата не известна). Место рождения – усадьба Воронцово, принадлежащая княжескому роду Репниных (сегодня юго-запад Москвы).

Относительно семьи версий несколько. Самая убедительная из них утверждает, что Фёдор Степанович Рокотов был внебрачным сыном хозяина, князя Петра Репнина. В пользу этого – получение вольной ещё ребёнком, тогда как его брата, Никиту Рокотова, Репнин освободил лишь через 30 лет. Родня точно была крепостной – подтверждение тому собственноручно написанное Ф. Рокотовым прошение императрице о воле племянникам художника (он намеревался взять их на воспитание). Кроме того, влиятельную руку князя можно увидеть в устройстве судьбы Фёдора, когда тот подрос и надо было учиться.

Другие версии маловероятны: художник принадлежит к известному роду Рокотовых Псковского Дворянского собрания или действительно крестьянский сын, по какой-то причине выделяемый князем.

Третьяковская галерея открыла выставку Федора Рокотова

На выставке Рокотова кажется, что двести с лишним лет назад все люди были прекрасны /М. Стулов

Большие выставки классиков музеи обычно устраивают к юбилею или потому, что давно не делали. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Так что для открывшейся в Третьяковке время как раз пришло, тем более что точная дата рождения художника неизвестна.

Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. В общем, настала пора посмотреть на мастера XVIII в. свежим взглядом, проверить устоявшиеся представления, получить удовольствие, наконец.

Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей.

Портретируемые, в том числе императрица Екатерина II, его за это и любили, не оставляли без работы. Живописец при жизни был успешен, потом, правда, на некоторое время забыт, но вот уже больше ста лет как возведен в классики.

Популярности Рокотова в советское время способствовало и знаменитое стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет», описывающее портрет Александры Струйской. Ей же посвятил поэму «Эротоиды» ее муж Николай Струйский, много писавший и печатавший свои сочинения в собственной типографии.

Как и полагается в случае большой ретроспективы, в Третьяковке собраны картины из нескольких российских музеев, всего 40.

А императрицу, кстати, писал с подлинников придворных иностранцев, им только она и позировала.

Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены).

У всех высокие лбы, у мужчин случаются увесистые красноватые носы, но у дам, понятно, никакой курносости, и, что странно, у большинства героев и героинь глаза карие. Наверное, они такими и были, но кажется, что голубые просто мешали колористическому решению картины и царящей в ней атмосферы легкой печали.

Голубые глаза не загадочны, не то что темные.

Однако, вглядываясь в лица родовитого и сановного русского дворянства на портретах Рокотова, вскоре замечаешь и индивидуальные особенности моделей, и ненавязчивые опыты художника – с композицией и красками.

Вглядываться же в них приятно – портреты очаровательны, артистичны, без занудливой выписанности атласов, бархата и кружев.

Фирменная рокотовская «туманность», российская версия итальянского сфумато, ласково окутывает всех.

«Рокотов создал своего рода поэтику камерности: не домашне-халатное «приватиссимо» и не позднейшую интимную доверительность, но своего рода живописную аналогию полушепота в круговерти светского маскарада» – так охарактеризовал метод художника искусствовед Михаил Алленов.

За эту легкую игру, домашнюю маскарадность, возможно, и полюбили Рокотова в начале прошлого века, когда его выставку устроил Сергей Дягилев. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата».

Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен, изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Граф Григорий Орлов выглядит на своем портрете блестяще и вдохновенно, а помещик Николай Струйский – романтично и интеллектуально.

Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки.

Удача выставки, что кроме двух неравных ее частей, соответствующих периодам жизни Рокотова – петербургскому и московскому, выделен раздел, посвященный русской усадебной жизни.

Художник, по подсчетам исследователей, работал в 26 усадьбах, где писал серии фамильных портретов их хозяев – Воронцовых, Орловых, Голицыных, Струйских, Уваровых, устраивающих в своих имениях личный рай: дворцы с бельведерами, музеями, библиотеками и церквями невиданной, как в подмосковных Дубровицах, архитектурой. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых.

Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна.

Московский период[ | ]

В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого — всего 50 рублей, в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья

Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев». Хотя последний портрет не был закончен, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым — отныне он работал только для частных клиентов

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен». Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев». Хотя последний портрет не был закончен, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым — отныне он работал только для частных клиентов.

С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые, интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости.

В 1772 году Рокотов стал одним из основателей Московского английского клуба, поставив одну из шести подписей под его правилами. Он также был масоном, как и многие его современники. В 1774 году состоял в московской ложе «Клио». Выписывал новиковский журнал «Утренний свет».

В 1776 году, не имея собственной семьи, он выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками.

В 1781 году приобрёл земельный участок на Старой Басманной, в приходе церкви великомученика Никиты.

Примеры портретов классического периода

  • В. И. Майков
  • Неизвестная в розовом
  • А. И. Воронцов
  • А. И. Протасова
  • Е. А. Мусина-Пушкина
  • Человек в треуголке

Живописец императорской семьи

В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).

Вариант 2

Портрет А.П. Струйской – это одно из самых известных произведений русского художника Владимира Рокотова. Картина была создана в 1775 году и представляет собой портрет молодой женщины, сидящей на стуле. Несмотря на то, что прошло более двухсот лет с момента создания этой картины, она до сих пор остается одной из самых популярных и любимых среди любителей искусства.

Одной из главных особенностей портрета является его яркая цветовая гамма. Рокотов использовал насыщенные оттенки красного, зеленого и синего, что придает картине особую выразительность. Кроме того, художник умело играет светом и тенями, создавая эффект объемности и глубины.

Взгляд Струйской настолько пронзительный, что кажется, будто она может заговорить в любую минуту

Ее лицо выражает спокойствие и уверенность, а также некую загадочность, которая привлекает внимание зрителя. В целом, портрет А.П. Струйской – это произведение, которое заставляет задуматься о тайнах человеческой души

Струйской – это произведение, которое заставляет задуматься о тайнах человеческой души.

Одним из интересных моментов на картине является наряд, в котором изображена Струйская. Это нарядное платье с высоким воротником и длинными рукавами, украшенное кружевами и бантами. Оно придает ей особую изящность и элегантность, а также подчеркивает ее высокое положение в обществе.

Кроме того, на портрете можно заметить множество деталей, которые говорят о том, что Струйская была образованной и умной женщиной. Например, на столе, который находится рядом с ней, лежат книги и перо с чернилами. Это свидетельствует о том, что она увлекалась чтением и, возможно, занималась писательской деятельностью.

Несмотря на то, что портрет А.П. Струйской был создан более двухсот лет назад, он до сих пор остается актуальным и интересным для зрителей. Это произведение искусства заставляет задуматься о том, как многое изменилось за прошедшие столетия, но при этом, как многое осталось неизменным в человеческой природе.

В целом, портрет А.П. Струйской – это произведение, которое не только красиво и выразительно, но и глубоко и содержательно. Оно заставляет задуматься о том, что скрывается за внешней красотой и элегантностью, и напоминает о том, что каждый человек – это уникальная личность со своими тайнами и загадками.

Описание картины

Погрудный портрет представляет собой облик девушки, который мягко высвечен на тёмном нейтральном фоне. Самое светлое пятно на картине – благородный лоб утончённой красавицы, открытый высокой пышной причёской, контуры которой сначала теряются во мраке, как вдруг лёгкой шелковистой косой показываются на плече. Спокойный, задумчивый взгляд тёмных загадочных глаз, выразительные брови вразлёт, лёгкий румянец на свежих щеках, полуулыбка на губах, мягкий овал лица – какой-то особый шарм, пленительное совершенство. Тень с одной стороны грациозной шеи отступает, открывая взору целомудренное декольте, которое художник также выделяет светом. Изысканные кружева, рукава из нежного полупрозрачного газа и атласа, сборки лифа в серых и золотистых оттенках позволяют додумать неотразимость элегантного платья.

Золотистое сфумато заставляет провести параллель между этим портретом и «Моной Лизой» Да Винчи. Оно подсвечивает и лицо, и платье – создаётся иллюзия, что всё искрится. Весь портрет будто подёрнут тончайшей шёлковой вуалью, цвет которой трудно уловить. Это пепельно-розово-золотистый лёгкий туман, мерцающая дымка загадки, влекущая вновь и вновь вглядываться в омут этих влажных живых глаз.

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве

Будущему императору Павлу I семь лет. Возраст вступления в отрочество. Художник симпатизирует Павлу, подчеркивая его детскость. Его взгляд смел и открыт, губы зажаты, рот смешлив. Высокий лоб свидетельствует о быстром уме, румянец на щеках выдает чувствительность натуры.

Очень верно передан противоречивый характер маленького князя. Мальчик как бы спешит поскорее убежать от художника. Как будто его ждут куда более важные дела.

В детских глазах выражено все: настороженность и упрямство, надменность и сообразительность… За сбившимся кружевом жабо, небрежно брошенной горностаевой мантией скрывается несдержанность, подвижность и некое беспокойство героя.

«Был занят и знаменит»

Коронационный портрет Екатерины II 1763 г.

С начала 1760-х молодой Рокотов – художник нарасхват, не успевающий выполнять заказы. Григорий и Иван Орловы, Иван Шувалов, придворные дамы и господа довольны примерами его работ и спешат позировать живописцу. По воспоминаниям Якоба Штелина, сотрудника Академии художеств, знаменитость молодого мастера заставляла заказчиков выстраиваться в очередь, а его занятость не позволяла справляться с заказами в одиночку – в работе над подготовкой холстов и фоном он прибегал к помощи студентов.

Портретируемые, согласно принятым тогда правилам, принимали официальные позы и придавали своим лицам сдержанное выражение. Художник тем не менее старался сделать их более живыми, отразить настроение заказчиков и особенности характера

Лицам уделялось главное внимание, наряды были второстепенной задачей, фон художника заботил менее всего

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: