Картина Мона Лиза
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.
История создания картины
«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.
Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.
Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.
В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?
Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.
Описание картины
На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.
Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.
Тайны и загадки
Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи до сих пор хранит в себе множество тайн и загадок
Эта уникальная произведение искусства, написанное в XVI веке, привлекает внимание миллионов людей со всего мира своей загадочностью и непостижимой красотой
Одной из главных загадок картины является улыбка Моны Лизы. Изображение женщины, которая издали кажется веселой и приветливой, однако, при ближайшем рассмотрении, начинает казаться загадочной и непостижимой. Многие искусствоведы и исследователи пытались разгадать ее тайну, однако, до сих пор, она остается неразгаданной.
Также, тайна картины состоит в технике, которую Леонардо использовал при ее создании. Он применял тончайшие слои краски, создавая эффект глубины и объема. Конечный результат, как говорят, переваливает за сотню слоев краски, каждый из которых был нанесен с огромной аккуратностью и мастерством. На сегодняшний день, специалисты продолжают изучать эту технику и пытаются раскрыть все ее секреты.
Еще одной загадкой, связанной с картиной, является таинственный мир, отраженный в ее глазах. Исследователи утверждают, что Леонардо использовал метод «сфумато», чтобы создать такой эффект. Этот метод заключается в постепенном расплывании контуров и цветовых переходов, что создает особое ощущение туманности и загадочности. Многие верят, что в этом отображен мир, который видел сам художник, а может быть даже и его мысли и эмоции.
Тайна улыбки | Тайна техники | Тайна отражения |
Одна из главных загадок картины — ее улыбка, которая кажется загадочной и непостижимой. | Техника, которую Леонардо использовал при создании «Моны Лизы», до сих пор остается секретом для многих искусствоведов и исследователей. | Тайна отражения в глазах Моны Лизы может быть связана с использованием метода «сфумато», который создает эффект загадочности и туманности. |
Описание картины
На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.
Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.
Улыбка Моны Лизы
Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна
Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей»
А особый взгляд «мимолетным».
Современность
Картина очень сильно потемнела к настоящему времени, и на её поверхности образовалось много трещин. Эта работа была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но со временем стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали, пока писатель-романтик Теофиль Готье не рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений.
Новый интерес среди широкой публики работа Леонардо да Винчи приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году, когда поднялась большая газетная шумиха вокруг этой истории, создав «Джоконде» огромную популярность. Картина была найдена в 1914 году, и остаются загадкой мотивы её похищения. Кражу совершил итальянец Винчецо Перуджо, художник-декоратор Лувра, хранивший картину сначала в своей квартире в Париже, затем перевёз её в Италию.
«Спаситель мира»
На сегодняшний день «Мона Лиза» является одной из самых знаменитых и ценных картин западноевропейского искусства. Громкая репутация картины связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое дорогое произведение живописи по страховой оценке в размере 100 миллионов долларов (в 1962 году).
Потенциальная цена уникального шедевра Леонарда да Винчи подсчитывалась не единожды. Ряд экспертов-искусствоведов предполагают, что цена картины колеблется от одного до трёх миллиардов долларов. В качестве сравнения: оригинал полотна «Спаситель мира», также написанного Леонардо да Винчи, в 2017 году за 450,3 миллионов долларов был приобретён филиалом Луврского дворца в Абу-Даби, став самым дорогим в мировой истории произведением искусства.
Впервые «Мона Лиза» покинула Францию в 1963 году, когда картина была показана в США (Вашингтон и Нью-Йорк). В 1974 году, возвращаясь из Японии, работа Леонардо да Винчи в течение двух месяцев была выставлена в Москве в Пушкинском музее.
Происшествия
В 1956 году картина Леонардо да Винчи дважды была повреждена: в первый раз один из посетителей облил её кислотой; во второй раз в неё бросили камень, повредив поверхностный слой у локтя. После этого «Мону Лизу» в Лувре защитили пуленепробиваемым стеклом.
В 1974 году картина выставлялась в Токийском национальном музее, где посетительница попыталась распылить на неё из баллончика красную краску.
В 2009 году российская туристка по неизвестной причине бросила в «Джоконду» сувенирную чайную кружку.
В мае 2022 года мужчина на инвалидной коляске бросил в защитное стекло картины торт.
Причёска и наряд
Тёмные волосы, разделённые пробором, под прозрачной невесомой вуалью. Они свободными лёгкими волнами ниспадают на плечи. Причёска в целом выглядит очень скромно и бесхитростно.
Небольшой вырез платья открывает нежную шею и молодую грудь женщины. Присборенный лиф платья из мягкой тёмно-зелёной ткани оторочен золотисто-коричневой тесьмой и украшен вышивкой по контуру выреза. Кстати, возможно, Леонардо да Винчи в этих завитушках зашифровал собственную подпись – «vincolare» (с итальянского вязать, завязывать) звучит почти в унисон с фамилией мастера. Нежный жгут такой же ткани перекинут через плечо. Золотисто-коричневые рукава достаточно широки, чтобы чувствовать себя в платье свободно и комфортно, о чём говорит множество мягких складок, искусно выписанных художником.
Линии прядей волос, вуали и мягкой ткани гармонично перекликаются с извилистыми элементами пейзажа и соединяют героиню картины с природой.
Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
Искусствоведы, как правило, считают картину эталонной. Для меня трудно оценивать Джоконду с позиции искусствоведения, однако по личным ощущениям этот портрет действительно кажется красивым и притягательным. Он интересен и притягивает даже не самой героиней (на самом деле изображенная женщина не кажется мне особенно привлекательной и выглядит вполне банально) но фотографической точностью и переданным мгновением.
На картине изображается женщина к темной накидке. Героиню видно по пояс, они сидит в половину оборота и не имеет бровей. Наверное, тогда существовала традиция выбривать брови и, возможно, в связи с этим тоже лицо выглядит таким интересным.
На заднем фоне виден подоконник или парапет, за которым простирается пейзаж. Взгляд может уйти далеко и блуждать по прорисованным просторам, но более всего привлекает в картине, конечно, лицо главной героини.
Художнику как будто действительно удалось сфотографировать какое-то мгновение, когда женщина только мимолетно посмотрела и слегка улыбнулась краюшками губ. Даже, смотря на других людей, мы можем только иногда и только на мгновение уловить подобные взгляды и мимику. Осознать такие незначительные детали зачастую довольно-таки трудно.
Тем не менее, Леонардо да Винчи удалось отразить такое характерное выражение лица, ведь он был гением и умел многое, чего не умели другие художники. Этот факт подтверждается и великолепно прорисованными руками Джоконды, которые так естественно изогнуты и помогают лучше передать характер изображаемой героини. Помимо всего этого картина является просто красивой и просто дополнительно описывает красоту этого мира, ведь искусство и создано для того чтобы выражать красоту.
Про картину Леонардо Да Винчи Джоконда Мона Лиза
«Мона Лиза» – одна из самых известных и загадочных картин во всей истории мирового искусства. Написана она была в начале XVI века Леонардо да Винчи, и для своего создателя «Джоконда» тоже была особенной.
Очень интересно то, что дама, служившая прообразом для Моны Лизы, так и осталась неизвестной. Выдвигалась много теорий. Согласно одним, на портрете изображена Изабелла Арагонская, по другим – картина представляет собой автопортрет самого да Винчи, который переосмыслил своё внутреннего «Я» и вынес его на полотно в таком виде.
В 2005 году появились основания считать подлинной самую известную версию о том, что это – Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо. Пока она позировала, её развлекали шуты, оттого женщина и улыбается так загадочно.
Первое, что притягивает внимание, когда зритель смотрит на портрет – это лицо. Образ Джоконды – воплощение моды того времени: кожа светлого оттенка, приятный овал лица, большие ясные глаза, тонкие губы
Брови выбриты, так же как и частично волосы чуть выше лба. Всё это придаёт образу особое очарование, притягательность.
Леонардо да Винчи с особой тщательностью прорабатывал все детали, неудивительно, что работа над портретом заняла столь много времени. Волосы, платье женщины прорисованы очень тщательно, зритель может различить пробор, отдельные пряди, складки и узор вышивки на коричнево-зелёной ткани. Интересно то, что прядь волос слева от лица похожа на лёгкую вуаль, накинутую на голову.
Задний фон – вот ещё одна важная часть картины. К нему взгляд обращается не сразу, но там, за Джокондой – целый мир. Пустынная местность пересекается изгибами реки, а дальше переходит в горную гряду, украшенную снежными шапками.
Популярные сегодня темы
В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов
Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди
Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой
Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.
Герасимов Александр Михайлович родился в богатой семье из небольшого уездного городка под названием Козлов, 19 июля 1881 года. В 22 года поступил в МУЖВЗ и учился у лучших живописцев того времени
Что символизирует Мона Лиза? Часто задаваемые вопросы
2. Какое выражение лица у Моны Лизы?
Выражение лица Моны Лизы загадочное, с легкой улыбкой, которую интерпретируют как скрытную, загадочную и даже соблазнительную.
3. Почему картина Моны Лизы так известна?
Картина Моны Лизы известна своей непревзойденной красотой, художественными достоинствами и непреходящей загадкой, пленяющей воображение и любопытство людей.
4. Каковы секреты расписной вуали Моны Лизы?
Расписная вуаль Моны Лизы символизирует ренессансную традицию скромности и целомудрия, а также символическое значение вуали как представления тайны и неуловимости, окружающих характер Моны Лизы.
5. Какие скрытые символы изображены на картине Моны Лизы?
Скрытые символы на картине Моны Лизы включают архитектуру картины, платье и волосы Моны Лизы, а также пейзаж на заднем плане, которые были интерпретированы как символические представления смысла и послания картины.
р>
6. Что стоит за пейзажем Моны Лизы?
Смысл пейзажа Моны Лизы неясен, но он может символизировать гармонию между людьми и природой или союз жизни и загробной жизни.
7. Что представляет собой взгляд Моны Лизы?
Взгляд Моны Лизы представляет собой непреходящую загадку картины, привлекая внимание и воображение зрителя, вдохновляя при этом на многочисленные интерпретации и теории, которые стремятся раскрыть секреты Моны Лизы
История с похищением
Но все достоинства картины были известны до поры до времени лишь тонким ценителям изобразительного искусства. А сделала «Мону Лизу» всемирно знаменитой история с ее похищением. В 1911 году полотно украл работник Лувра Винченцо Перуджа.
Винченцо Перуджа
Франция незамедлительно перекрыла границы, а в число подозреваемых попал даже Пабло Пикассо. Газеты тут же раструбили эту историю, посмеиваясь над попытками полиции найти пропавший шедевр. Детективная история «Кто украл Мону Лизу?» распространилась по всему миру. И только гибель «Титаника» сменила фокус.
1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
А саму картину нашли через два года в Италии. Вор отозвался на объявление в газете и явился продавать «Джоконду» галерее Уффици. Знаменитую картину провезли по Италии и вернули в Париж 4 января 1914 года. Возвращение стало очередным освещаемым спектаклем. Неудивительно, что народ толпами шел в музей смотреть на знаменитую картину.
Тайны шедевра и описание картины
Конечно, самой загадочной деталью полотна остаётся улыбка Моны Лизы. Уж сколько о ней сказано и написано, но при взгляде на неё многие люди замечают особые детали.
Необыкновенное мастерство автора создаёт потрясающий эффект. Улыбка видна лишь когда смотришь в глаза Джоконды. Опуская взгляд к губам, кажется, что и их уголки становятся ниже, а лицо приобретает оттенок печали.
Улыбка Моны Лизы. Фрагмент картины
Не менее поразительны глаза изображённой на портрете дамы. Куда бы не смещался зритель, они неизменно следуют за ним. Это явление объясняется научно за счёт виртуозного наложения красок, игры света и тени, точно рассчитанных пропорций.
Любуясь женщиной, глядящей на нас с портрета, мы часто не замечаем пейзажа, на фоне которого она изображена. Многие исследователи пытаются раскрыть загадку трёхарочного моста, находящегося за левым плечом Моны Лизы.
Взгляд Джоконды. Фрагмент картины
Именно такая деталь может указывать на место, которое было взято за основу для написания пейзажа. По мнению историка Карлы Глори, подобный мост располагался в деревне Боббио. В 1472 году река стала причиной наводнения и разрушения моста и местечка, расположенного в этих окрестностях. Возможно, именно поэтому под своим мостом Леонардо разместил цифру “72”, что указывает на память о произошедшей трагедии.
«Мона Лиза» – не просто картина, а целая сокровищница загадок, что оставил нам Леонардо да Винчи. Немало тайн связано как с историей создания и судьбой этого творения, так и с ним самим. Некоторые учёные считают, что в «Джоконде» скрыты тайные коды, что могут дать ответы на многие вопросы, волнующие человечество. «Мону Лизу» не перестают исследовать и детально изучать, открывая всё новые факты о ней. Вот только они порождают ещё больше загадок и вопросов без ответов.
Закрытие
Спасибо, что прочитали о том, что символизирует Мона Лиза. Мы надеемся, что эта статья дала вам новое представление о загадочной живописи и ее неуловимой красоте. Не забудьте посетить нас снова, чтобы узнать больше интересных статей об искусстве, истории и культуре!
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.
Предсказания дня
Ваша энергетика сегодня
Личный прогноз на день
Активная чакра дня
Послание Ангелов сегодня
Любовное послание Ангелов
Тесты онлайн
Умеете ли вы влюблять в себя?
Что ждет вашу пару дальше?
Мыслите ли вы как миллионер?
Экстраверт или интраверт?
Оцените свою силу воли
Судьба «Моны Лизы»
Несколько лет понадобилось мастеру, чтобы завершить свой шедевр. Точная дата написания «Моны Лизы» неизвестна и находится между 1503 и 1505 годами. Но каким было мнение заказчика о проделанной работе?
Оно, как показывает история, Леонардо не интересовало, поскольку семья дель Джокондо так и не получила картины. Да Винчи отказался продавать творение (причины отказа тоже остаются тайной). Вскоре после написания художник уезжает во Францию, где продаёт работу королю Франциску I.
Чезаре Маккари «Студия Леонардо да Винчи: Джоконду развлекают музыканты», 1863 годМестонахождение: Музей Кассиоли, Ашиано, Италия
Далеко не сразу картина Леонардо стала культовой. Эту работу то забывали, то восхваляли. Однако в 1911 году произошло особое событие – «Мону Лизу» украли из Лувра.
Скандал в СМИ сыграл в пользу картины, что теперь привлекала к себе массу внимания. Такая популярность доставила немало хлопот работникам музея – на творение да Винчи покушались с кислотой, хотели испортить тяжёлыми предметами.
Пустая стена в Лувре после кражи в 1911 году картины «Мона Лиза»
Изучение работы да Винчи в школе
В рамках школьной программы сочинение «Чему улыбается Джоконда» (тема может быть и другой, но похожей) учащиеся пишут в 4 или 5 классе. В такой работе будет уместно передать краткое или подробное смысловое содержание произведения.
О чём думает улыбающаяся женщина, доподлинно неизвестно, поэтому ученикам можно пользоваться подсказками воображения.
По сути, каждый способен увидеть в полотне что-то своё.
Варианты письменных работ могут быть разными, например:
- сообщение;
- доклад;
- реферат;
- рассказ;
- мини-эссе.
От выбранной формы зависит содержание. Например, в реферате будет уместна характеристика изображённых предметов. В эссе можно кратко изложить свои впечатления от картины, донести до читателя настроение, которое она создаёт.
История создания картины
«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.
Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.
Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.
В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?
Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.
Описание картины
Лиза дель Джокондо была членом семьи Герардини из Флоренции и Тосканы, и считается, что картина была заказана для их нового дома и в честь рождения второго сына Андреа. То, что эту работу написал Леонардо, а также её дата — были подтверждены в 2005 году ученым из Гейдельбергского университета, который обнаружил примечание на полях тома древнеримского философа Цицерона издания 1477 года. Надпись, датированная октябрем 1503 года, была сделана современником Леонардо — Агостино Веспуччи. В ней Леонардо да Винчи сравнивается с известным греческим художником Апеллесом, и говорится, что Леонардо в то время работал над картиной Лизы дель Джокондо.
Деталь ландшафта
Деталь рук
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота, скрестив руки на подлокотнике кресла, что свидетельствует о сдержанной позе. Ее взгляд устремлен на наблюдателя. Эта картина была одним из первых портретов, изображавших человека перед воображаемым пейзажем, и Леонардо стал одним из первых художников, использовавших воздушную перспективу: позади женщины обширный ландшафт отступает к холодным горам.
Композиция картины считается эталоном портретного жанра — она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.
Деталь улыбки
Улыбка Моны Лизы с давних пор «живет» отдельно от картины, и является объектом многовековых изучений и дебатов. Это — главная загадка и очарование полотна художника
Описуемая как загадочная и двусмысленная, она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и учёных-психологов
На картине у Моны Лизы нет четко видимых бровей или ресниц. Предполагается, что изначально у неё были изображены ресницы и брови, но со временем они постепенно исчезли, возможно, в результате чрезмерной очистки картины.
Здорова ли Мона Лиза?
Загадка таинственной Моны Лизы, возможно, была, наконец, раскрыта бостонским врачом. Доктор Мандип Р. Мехра диагностировал у Моны Лизы гормональные нарушения, когда он заметил странные детали ее внешности – бледный цвет лица, редеющие волосы и слегка перекошенную улыбку. Мехра работает директором сердечно-сосудистого центра в Женской больнице Бригхэма
Врач заявил, что ему трудно не обращать внимание на клинические диагнозы. Мехра заметил наличие небольшой мясистой выпуклости во внутреннем углу левого глаза, ее редкие волосы и залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем
В сочетании с ее желтой кожей и выпуклостью на шее (т. е. увеличенной щитовидной железой) это заставило его предположить, что странная улыбка Джоконды может быть вызвана мышечной слабостью.
Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом. Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века. Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.
Популярность произведения
Когда Леонардо завершил работу над картиной, современники оценили её высоко, но особого ажиотажа не наблюдалось. Со временем полотно было забыто. Снова о «Моне Лизе» вспомнили после того, как Теофиль Готье написал о «джокондовской улыбке» следующее: «Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо». Раньше зрители не замечали в «Джоконде» тайны. Её улыбку часто называли приятной, но не более.
В 1911 году произведение было похищено, в связи с чем поднялся шум. В газетах много писали о «Моне Лизе», выдвигали различные версии произошедшего. Всё это привело к возросшей популярности полотна. Картину украл сотрудник Лувра — итальянец Винченцо Перуджо. В 1914 году «Джоконду» нашли и вернули на место. Есть мнение, что сотрудник Лувра хотел увезти произведение в Италию, поскольку эта страна была родиной художника. Возможно, у похитителя были и другие мотивы.
Сейчас картина находится в Лувре, где экспонируется в большом зале. Она пережила несколько актов вандализма.
Скрытая картина за портретом
Используя технологии инфракрасной и лазерной визуализации на «Моне Лизе», канадские ученые в 2006 году обнаружили на холсте черновые наброски да Винчи, в том числе изменение положения указательного и среднего пальцев левой руки. Это были далеко не единственные открытия на картине – также нашлись кружево на платье Моны Лизы и покрывало на ее коленях.
В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной. Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.
Кража
«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию.
Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.