План сочинения
Перед тем, как приступить к работе над основной частью сочинения, необходимо познакомиться с основными сведениями из биографии художника, а также историей создания картины. Например, пейзаж Исаака Левитана «Весна. Большая вода» был написан в период расцвета его творчества. Художник создал его во время своего путешествия по российской глубинке, он изобразил свое любимое время года – весну, сумел передать неповторимую красоту природного явления — половодья.
Следующим этапом работы является определение жанровой принадлежности картины, в данном случае – это пейзаж, изображение естественной природы.
Затем описываем сюжет, обращая внимание на предметы, изображенные на заднем и переднем плане. Начиная с главных объектов, выделяем основные характерные черты, отмечаем их влияние на общее настроение картины
Например, передний план картины «Весна. Большая вода» представляет собой затопленный участок суши с деревьями, у берега стоит старая лодка. На заднем плане полузатопленные дома. Эти детали делают картину живой, создавая ощущение незримого присутствия человека.
Далее изображаются мелкие детали объектов, их отличительные признаки, отмечается цветовая гамма, описывается общее настроение, которое передает изображение. В заключение формулируется основная идея и личное отношение к увиденному.
«Озеро. Русь», 1900
Незадолго до своей смерти, Левитан написал последнее крупное пейзажное полотно (149×208 см). В этот период он пишет несколько вариантов картины «Озеро», и окончательным стало полотно «Озеро. Русь». Картина выполнена в необычной «размашистой» технике.
Крупные мазки, казалось бы, положены грубо и хаотично, но стоит сделать шаг от картины, и вся красота осеннего дня начинает сиять голубизной неба, и белых облаков, отражающихся в синеве озера. Вдали, на берегах озера виднеются деревеньки. На переднем плане изображён камыш, колышущийся от ветра. На поверхности воды серебрится крупная рябь.
Нам очень сложно выбрать лучшие картины Левитана среди многих, поэтому ниже мы разместим ещё несколько его картин, но уже без описания.
17
Предыстория
Левитан «Золотую осень» написал в 1895 году. Картина стала способом выражения необыкновенных эмоций художника, душевного подъёма, когда сплелись воедино любовь к женщине и восхищение природой.
Шёл не первый год романа с Софьей Кувшинниковой (1847-1907), эксцентричной ученицей Левитана. Эта женщина обожала творческую атмосферу и часто собирала в своём доме в Москве известных музыкантов, артистов, писателей, художников. Так и познакомилась в 1886 году с Левитаном. Она была замужем за известным в Москве доктором, что не мешало ей предаваться страстям.
Но Левитана вдохновила не Софья. Находясь с ней в 1894 году в творческой поездке по Тверской губернии, художник познакомился с владелицей одной из местных усадеб (Горка), Анной Турчаниновой (1856-1930), приехавшей с дочерями из Петербурга. Она была женой крупного столичного чиновника. Страсть захватила обоих, и петербургскую «кокетку», и любвеобильного живописца. Софье ничего не оставалось, как уехать (больше с Левитаном она не виделась).
В имении Турчаниновых для живописца построили «синагогу» – так в шутку назвали дом-мастерскую. Здесь Левитан создал немало шедевров, самые знаменитые из которых – это «Март» (вид около дома Турчаниновых), «Ненюфары» (водяные лилии) и «Золотая осень» (в нетрадиционных для художника красках и настроении).
Осенний пейзаж был начат в 1895 году в Горке, здесь же были созданы первые этюды. Заканчивал работу над картиной художник уже в Москве.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень» получилась выразительной и сочной, насыщенной и красочной – совсем как те места, по которым бродил художник со своей собакой вокруг имения Горка. Всем говорил, что идёт на охоту, сам же искал обновления чувств, новой вспышки, которой так жаждут все творческие незаурядные личности.
Пример 2
На уроке русского языка мне предложили рассмотреть замечательную картину знаменитого художника Исаака Левитана «Золотая осень». Левитан — один из тех художников, которые обладают талантом детально передавать красоту скромных русских пейзажей. Исаак любил осень, поэтому в ее написание он вложил всю свою душу и сердце, благодаря чему, она смогла завоевать всемирную популярность.
Картина выполнена в ярких цветах, характерных осени: огненный жёлтый, оранжевый и зелёный. Я вижу берёзовый лес, одетый в золотые осенние наряды. Можно предположить, что он молодой, так как берёзки в нём тоненькие, низкие. Некоторые деревья уже сбросили свою листву, а какие-то всё ещё стоят в зелёном летнем одеянии. Скоро уже все деревья будут готовы к «зимней спячке». Небо на картине ясное и светлое, с лёгкими облаками. А недалеко от осеннего леса протекает спокойная маленькая речка чистого голубого цвета, возле которой растут разноцветные полевые цветы. Если приглядеться, вдалеке мы сможем разглядеть небольшую деревушку с несколькими домами.
Золотая осень Исаака Левитана передаёт и грустное и весёлое настроение. Грустное — потому что уже кончились тёплые летние деньки. А весёлое — потому что скоро уже наступят весёлые зимние забавы. Хочется оказаться в этой картине, почувствовать её спокойствие, насладиться тишиной.
Вариант 2
На картине «Золотая осень», нарисованной великим художником И. И. Левитаном, я увидела волшебство осеннего времени года. Он передал все краски и настроение этого прекрасного сезона.
На первом плане картины видны золотистые березы. Они стоят на темно-зеленом поле, будто они короли осени. Некоторые деревья уже потеряли свои листья, они голые, словно готовятся к зиме. Но есть и березы, которые еще радуются своим зеленым нарядам, их листочки ласково шелестят на ветру. Я смотрю на них и представляю, как они готовятся проводить зиму и ждут весну, чтобы снова ожить.
Вдалеке я заметила уютную деревушку. Она кажется такой маленькой и спокойной среди прекрасной осенней природы. Видимо, жители этой деревушки любят осень так же, как и я.
Еще один важный элемент на картине – темная речка. Она протекает рядом с березами и кажется холодной и спокойной. Мне кажется, что она стала еще темнее и тише после прихода осени. Вокруг реки растут кустарники, словно они хотят защитить ее от непогоды и сохранить ее красоту.
«Золотая осень» вызывает у меня особые чувства. Она прекрасна и грустна одновременно. Природа кажется не готова встречать холода, и это заставляет меня задуматься. Я чувствую тишину и спокойствие, которые царят на этой картине. Мне хочется оказаться там, среди золотистых берез и осенней природы, чтобы насладиться этой удивительной красотой.
Картина «Золотая осень» напоминает мне о том, как прекрасна и разнообразна наша природа. Она меняется вместе с сезонами и всегда радует нас своей уникальной красотой. Я учусь ценить каждый момент и видеть прекрасное в окружающем мире.
Мне нравится300Не нравится118
Сочинение 3. «Что я вижу на картине Левитана?» 5 класс.
На картине Левитана «Золотая осень» передо мной раскрывается великолепие природы в её осеннем величии. Я вижу, как яркие, золотистые листья берёз сверкают на солнце, словно драгоценные монеты, рассыпанные по земле.
На переднем плане художник создаёт особую атмосферу. Берёзы с их белоснежными стволами и ярко-жёлтыми листьями стоят на берегу реки, которая зеркалит пожухлую траву. Эта река на картине выглядит как стеклянная лента, отражая в себе небо и облака.
Я думаю, что художник хотел показать, как прекрасна осень, как она преображает мир вокруг. Воздух кажется особенно прозрачным, и я чувствую, как бы я хотел вдохнуть его полной грудью, почувствовать запах леса и свежести.
На дальнем плане я вижу домики, которые гармонично вписываются в этот пейзаж. Они кажутся такими уютными и теплыми среди этого золотого мира.
Когда я смотрю на эту картину, во мне возникает чувство спокойствия и умиротворения. Природа на полотне Левитана вызывает во мне желание отправиться на прогулку, погулять по этому лесу, почувствовать под ногами шорох опавших листьев.
Мне, ученику 5 класса, кажется, что Левитан смог передать всю красоту и величие осени. Это время года, когда природа одевается в свои самые яркие наряды, готовясь к зимнему сну. Как замечательно, что есть такие картины, которые позволяют нам наслаждаться красотой природы, даже когда за окном совсем не осень
Эта картина — настоящий шедевр, который напоминает мне о том, как важно ценить каждое мгновение в нашей жизни
Сочинение 8
Передо мной произведение Исаака Левитана, пропитанное атмосферой спокойствия и умиротворения. Я вижу деревья, стоящие на берегу реки, их ветви раскинулись в стороны, словно обнимая нежное небо. Эти деревья облачены в наряд из ярких листьев, каждый из которых словно маленькое солнце.
Глядя на это полотно, я чувствую, как время замирает, и вся суета мира отходит на второй план. Река на картине зеркально отражает небо, создавая иллюзию двух миров – реального и отраженного.
На горизонте виднеются уютные домики, потерявшиеся среди величественного леса. Они кажутся такими маленькими и беззащитными на фоне всей этой бесконечной красоты. Мне кажется, что живущие там люди находятся в гармонии с природой, и каждое утро для них начинается с восхищения этой красотой.
Нежное небо с облаками создает атмосферу умиротворения. Я представляю, как мягкий ветерок колышет ветви деревьев и как шелестят листья. Все на этом полотне дышит спокойствием и гармонией.
Завершая свои размышления, я хочу сказать, что это произведение Левитана — это источник вдохновения и умиротворения. Оно учит нас ценить моменты спокойствия и гармонии в нашей жизни. Левитан написал эту картину в 1895 году. Но когда я смотрю на неё, я думаю, что она написана совсем недавно. Природа — вечна.
«Золотая осень» (1895)
Государственная Третьяковская галерея
Безусловно, особое место в творчестве Исаака Левитана занимает завораживающая красота русской природы. В 1895 году художник, обитавший в тот момент в усадьбе Горка в Тверской губернии, довольно часто посещал реку Съежа. Считается, что именно на ней он увидел удивительную красоту осени, которую и решил запечатлеть на полотне. Известно, что в ту пору Левитан был вдохновлен и бурным романом с Анной Николаевной Турчаниновой — супругой сенатора и помощника градоначальника Петербурга Ивана Николаевича Турчанинова. Она часто отдыхала в принадлежащей семье усадьбе Горка, где и познакомилась с художником.
Работа над полотном завораживала мастера. В 1895 году он писал Василию Паленову: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее, и мир стал не так ужасен».
На картине зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в ней настолько прозрачная и чистая, что легко отражаются прибрежные растения и травы. Мастер постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.
Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее.
Осень вдохновляла и Левитана, и Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org
Спустя четыре года после этого Левитана не стало. В 1901 году в Петербурге и Москве прошли посмертные выставки художника, где было впервые показано и его неоконченное полотно «Озеро».
Описание для 8 класса
Внимательно посмотрев на картину Левитана, можно заметить стройную женщину, идущую вдоль парковой тропинки. Справа и слева растут молодые клёны, их стволы тонко прогнулись, а хрупкие ветки украшены золотистыми листочками. За ними возвышаются огромные, старые деревья – могучие, задумчивые, неподвижные сосны. Сильного ветра нет. И заметно, что на ней запечатлена середина октября. Мы видим аллею парка, но он не украшен клумбами.
Дорожка убегает вдаль, разделяя картину на две части. Справа стоит небольшая скамейка. По краю дорожки лежит опавшая жёлтая листва. Небо серого, хмурого оттенка. Создаёт унылое настроение. Нет лучей, играющего золотистого солнца. Деревья не на главном фоне тоже в тёмных тонах. Кажется, собирается дождь или недавно намочил всё вокруг. Чувствуется сырой воздух, но всё же, это лучшее время, по – сравнению с пустой, холодной зимой.
Походка таинственной женщины быстрая, возможно, она спешит, чтобы не промокнуть под дождём. Женская фигура как бы приближается к нам. Одинокая дама, почему-то в чёрном наряде? Может быть, это модное платье или траурный наряд?
Одной рукой она придерживает подол платья, чтобы не испачкать. А другую белую руку, прислонила к своему лицу. Наверно, что – то тревожит её. Но, всё же она прекрасна, как сама природа.
Художник хотел подчеркнуть, что в каждом времени года есть своя неповторимая красота. И запечатлеть на полотне ещё не совсем облетевшие листья и красоту золотой осенней поры.
В сочетании красок заметно тревожность в чувствах художника, вынужденного покинуть Москву. Краски тёмные и серые, а тропинка уходит вдаль, в неизвестность. Оттенки неба серовато — голубые. Как бы продолжая вопрос, а что будет дальше? Настроение сравнивается с данным осенним днём, когда лежат спокойно листья, а деревья роняют, постепенно, свой драгоценный наряд.
Задумчивость незнакомки сопоставлена озадаченности природы – красавицы, тоже в тёмном, мрачном, холодном наряде. Она задумалась и молчит. Давая повод, задуматься и нам о предстоящем наступлении холодов, после прекрасного, яркого, знойного, тёплого лета.
Левитан – художник, любящий передавать красоту русской природы, поразил всех красотой данной работы, создав её ещё в студенческие годы! Это было начало его плодотворной творческой жизни.
Жизнь художника
Не имея материальной возможности Левитан покидает Альма-матер без диплома . И отправляется на временное проживание в поселок Максимовку. По стечению обстоятельств поблизости Чеховы гостили у друзей, и Исаак знакомится с Антоном Чеховым дружба с которым продлится всю их жизнь. Материальное положение художника постепенно улучшалось, но горести, пережитые в ранние годы жизни, давали о себе знать. Проблемы с сердцем все чаше напоминали о себе, и живописец уехал в Крым поправить здоровье. Прекрасные пейзажи и вдохновляющая атмосфера плодотворно повлияли на его творчество им было написано множество плотен.
Многие из картин, написанных в то время он показал на выставке, которую организовал по возвращению домой. 1887 год подарил пейзажисту исполнение мечты он свершил путешествие на Волгу, которую так чувственно показывал в своих картинах его наставник Саврасов. Но время и сезон был выбран неудачно и мрачная, хмурая погода испортила первое впечатление о Волге. Живописец решил не оставлять свою надежду и мечту и отправился к реке в летнюю пору следующего года
Он был потрясен красотой и живописностью местности работа настолько завладела его вниманием что художник провел там три года. За это время им было написано около 200 полотен с видами прекрасной природы и реки. Благодаря этой поездке он обрел большое почтение в кругах пейзажистов его считали самый чувственным живописцем, который передавал настроение природы
Желание развивать свои таланты, и идти по намеченному им пути привели Левитана в Западную Европу. Посетив Францию и Италию, он открывает для себя новые стили и техники. У него уже давно было желание познакомится с работами импрессионистов и представителей барбизонского направления
Благодаря этой поездке он обрел большое почтение в кругах пейзажистов его считали самый чувственным живописцем, который передавал настроение природы. Желание развивать свои таланты, и идти по намеченному им пути привели Левитана в Западную Европу. Посетив Францию и Италию, он открывает для себя новые стили и техники. У него уже давно было желание познакомится с работами импрессионистов и представителей барбизонского направления.
Возвратившись домой в 1891 году, рисовальщик становится участником Товарищества передвижных художественных выставок. Он успешно демонстрировал свои полотна и набирал популярность до 1892 года, когда всех «некрещеных евреев» выгнали из столицы. В этот период ему снова пришлось жить в пригороде, но его не омрачало положение дел он продолжал усердно работать над созданием новых шедевров. Благодаря ходатайству влиятельных друзей Левитану разрешено было вернутся в столицу, но он предпочел временно пожить в усадьбе Панафидиных. В это время произошло событие, омрачившее отношения Левитана и Чехова. Ученица Софья Кувшинникова будучи дамой замужней имела с художником непонятные для Чехова взаимоотношения.
Примеры сочинений «Золотая осень» Левитана для 3,4 класса
Вариант 1
Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года — осень.
В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.
Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!
Вариант 2
“Золотая осень” — одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.
Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.
На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.
Вариант 3 (5 класс)
Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине “Золотая осень” ее осенний пейзаж полюбил весь мир.
Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.
Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.
Сочинение 9
Природа на картине Левитана кажется особенно яркой, словно она решила показать всю гамму своих цветов перед наступлением холодов. Деревья, вытянувшиеся к небу, словно золотые стражи стоят у берега тихой реки. Эти молодые деревца кажутся мне величественными принцами, которые следят за своим владением.
Каждый лист на деревьях кажется уникальным, словно маленькое произведение искусства. Их яркие тона контрастируют с голубизной реки, создавая гармоничное цветовое решение. Река замирает, отражая в своих водах небо и деревья.
На дальнем плане видны домики, утопающие в зелени и окруженные лесом. Мне кажется, что это место полно умиротворения и покоя, где каждый день начинается с восхитительного вида на природу.
Небо высокое, переливается оттенками голубого и белого, напоминая мне о бесконечности мира и красоте каждого момента. Я чувствую, как воздух наполняется ароматами, а мир вокруг кажется особенно живописным.
Это произведение искусства заставляет меня забыть о повседневной суете и на мгновение погрузиться в мир красоты и гармонии. Эта картина – источник вдохновения, напоминающий о том, что мир вокруг нас полон чудес и красоты. Нужно только остановиться и посмотреть вокруг.
ВОЛГА
Следующий 1887-й год оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провёл на великой русской реке. Ездил он на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой, художницей, музыкантшей, актрисой и просто оригинальной, довольно экстравагантной женщиной, чей московский салон посещали многие знаменитости. Левитана не смущало, что она была замужем и более чем на десяток лет его старше. Софья Петровна часто ходила в мужском костюме, умела стрелять, любила охоту и подолгу пропадала (иногда даже одна) в подмосковных лесах. Софья Петровна была очень даровита. Красавицей она не была, но умела подать себя. Своему мужу эта дама изменяла чуть ли не открыто. Антон Чехов считал, что Софья использует друга, но Левитан был влюблён страстно и ничего не хотел слышать.
Почти восемь лет они провели вместе — этот романтический эпизод жизни Левитана в достаточно шаржированном виде отражён в рассказе Чехова «Попрыгунья», вызвавшем после публикации скандал и приведшем к трёхгодичному охлаждению отношений между писателем и художником.
За годы, проведённые с Кувшинниковой, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли ведущего русского живописца.
Слайд 55Василий Васильевич Верещагин (1842-1904 гг.) Родился и провел свое детство в небольшом
городе Череповце. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Но его мало привлекала военно-морская наука. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, — в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Однако Академию он не закончил. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Заканчивал свое художественное образование в Париже. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного, и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисовать «на свободе». Впоследствии всю жизнь Верещагин следовал правилу — не сидеть на месте. Он побывал в Индии, ездил в Америку, на Кубу, Филиппины и Японию. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, а главное — стал гениальным мастером батальной живописи. Первый среди художников-баталистов показал, что война — это прежде всего страшные увечья, холод, голод, жестокое отчаяние и смерть. Художник показывал в своих произведениях безжалостную сущность войны, свидетелем которой он был сам. Верещагин сделал батальную живопись не только реалистической, но и совершенно новой по содержанию. Он показывал главными героями войны не полководцев и генералов, а простых солдат, их быт, изображал часто не само сражение, а до или после боя
Анализ пейзажа Левитана «Золотая осень»
Солнца на полотне нет, но оно во всём: в янтарных и медовых кронах деревьев, алой и медной мозаике листвы, бликах на воде, ослепительной белизне берёзовых стволов. Последняя зелень жадно поглощает солнечные лучи, и всё пространство словно прогрето ими. Исаак Левитан в «Золотой осени» растворил солнце в самом воздухе, искусно запечатлённом мастером. Солнечные лучи будто перебегают от листка к листку, от дерева к дереву, наполняя холст радостью, теплом и полнотой жизни.
Переплетение света и цвета на полотне, энергичные мазки кистью, ощущение тёплого воздуха отсылают зрителя к импрессионизму, который в то время завоёвывал всё больше любителей искусства во Франции. Но художник Левитан в «Золотой осени» и других произведениях больше не импрессионист, а чрезвычайно внимательный и наблюдательный живописец. Он мастерски выплеснул на холст всю полноту собственных чувств и ощущений, живого трепета природы и энергии солнечных лучей.
Потому и любим этот пейзаж миллионами людей, что легко переносит зрителя на берег той самой речушки, где когда-то стоял с кистью перед мольбертом великий мастер. Каждому неравнодушному зрителю выразительное произведение даёт глоток того самого тёплого и ласкающего воздуха и услаждает взор великолепным видом. Как у Пушкина: «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».
«Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи»
«Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них — собственники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное — суета сует…»
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412317.jpg» alt=»У омута. (1892).
Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были «ни люди, ни животные, ни даже птицы». Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его — слышалось».
Что Левитан и воплощал в своих «пейзажах настроения»
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416329.jpg» alt=»Берёзовая роща. (1885-1889).
Левитан Исаак Ильич (Isaak Levitan,), русский художник. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890).
Был членом «Товарищества передвижников». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний день. Сокольники, 1879, Мостик. Саввинская слобода, 1883). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной Березовая роща (1885–1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» (Вечер на Волге, 1888; Вечер. Золотой Плес, 1889; После дождя. Плес, 1889; Свежий ветер. Волга, 1891–1895).
Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение (Вечерний звон, 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного (Над вечным покоем, 1893–1894, У омута, 1892, либо в знаменитой Владимирке, 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание (Март, 1895; Золотая осень, 1895; Весна – большая вода, 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана (Озеро. Русь, 1900, Русский музей) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением.