№14 Джон Констебль (1776-1837)
Стоит водном ряду с Тёрнером как один из лучших английских пейзажистов, не в последнюю очередь из-за своей исключительной способности воссоздавать цвета, климат и деревенский пейзаж романтической английской деревни, а также из-за новаторской роли в развитии пленэризма. В отличие от отчетливо интерпретивного стиля Тёрнера, Джон Констебл сосредоточился на природе, рисуя пейзажи Саффолка и Хэмпстеда, которые он так хорошо знал. Однако, его спонтанные, свежие композиции часто были тщательной реконструкцией, которая во многом обязана его близкому изучению голландского реализма, а также итальянизированным произведениям в духе Клода Лоррена. Известный художник Генри Фюсли однажды высказался, что жизненные натуралистические изображения Констебля всегда заставляли его призвать к их защите!
Знаменитые пейзажи Джона Констебля:
— «Строительство лодки во Флэтворде» (1815), масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон
— «Телега для сена» (1821), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
Описание 2
А 1842 году Иван Константинович Айвазовский путешествуя за границу вдохновился природой Италии. И написал произведение живописи «Неаполитанский залив в лунном свете» на полотне масляными красками. Шедевр сегодня пребывает в картинной галерее на юго-восточном побережье чёрного моря в городском центре Крыма, в Феодосии.
В картине, Иван Константинович Айвазовский мастерски передал прелесть красок настоящей и идеальной природы. Переполненная душа творческого человека вдохновленного Италией изливалась в известнейшем произведении «Неаполитанского залива в лунном свете». В основе композиции взят пейзаж, на переднем плане с двух сторон заметно затемнение красок, слева 2 сосны, справа видна огромная башня и это напоминает сцену большого театра, непосредственно занавес.
Далее видим город, спускающийся к морю. Следующий по удалённого план – вулкан Везувий окутанный лёгкой дымкой. По центру романтичная и сияющая луна. Оглядываясь вокруг на прогулке редко удаётся посмотреть вдаль, в чем нам и помогают картины Айвазовского наполненные спокойствием и уверенностью.
Иван Константинович родился 29 июля 1817 года в Феодосии, умер 5 мая 1900 года. Был женат на Анне Никитичне Саркисовой (1882-1900гг.). Русский художник, пронесший через всю жизнь морскую тему в изобразительном искусстве также выполнял картины военной тематики. В Феодосии по его началом открыта детская школа искусств и музей. Что превратило центр Крыма еще и в центр живописи на юге России.
В 1886 году настали очень трудные времена для жителей города из-за катастрофической нехватки воды по причине ремонтирования водопровода и в течение года в юбилейном парке у набережной возвели по проекту и на средства художника «фонтан Айвазовского», а воду из него местные люди получали совершенно бесплатно. Он был разносторонним человеком, ни одна мелочь не ускользала от него. Художник смотрит на мир совершенно другими глазами и мысленных процессов у него происходит гораздо больше, чем у обычного человека. Очень интересно, что с детства уже молодые родители отдают детей на профессиональный кружки изо и такие школы переполнены в 2018 году
Что говорит о высокой культуре людей в России и полном понимании важности художественного видения мира
Картины Айвазовского И.К. нередко вдохновляли людей на музыку, стихи и соприкоснувшись с неописуемым творчеством художника хоть раз, оставит неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»
→ Онлайн-обучение в лучших школах США, Канады и Великобритании
Написать сочинение по картине всегда вызывает затруднение у школьников. Зная правила как написать сочинение по картине, которые мы предлагаем вашему вниманию на нашем сайте, каждый ученик сумеет описать картину.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»
Прежде чем писать сочинение по картине необходимо сформулировать план.
План сочинения по картине И.И. Левитана «МАРТ»
1. Пробуждение весны. 2. Изменения в природе 3. Цветовое решение картины и передаваемое настроение. 4. Впечатления, которые вызывает картина.
Подобный план можно использовать при написании любого сочинения по картине.
Необходимо подобрать красивые выражения, эпитеты, которые можно было бы использовать при написании сочинения.
Например: тёплый солнечный день; сияющее нежно- голубое небо;, звонкая, хрустальная капель; рыхлый переливающийся разными оттенками снег, слышно как он шуршит, спускаясь с крыши; лес тёмно-зелёный; золотистые осинки; стройные хрупкие деревья; рыжая дремлющая лошадь.
Подбери эпиграф — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.
К сочинению по картине И. И. Левитана «Март» очень подходит отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» .
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!
Применяя наши подсказки, у вас может получиться очень хорошее сочинение, подобное приводимому ниже.
Пример сочинения по картине И.И. Левитана « Март» для 5 класса
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, … Ф.И.Тютчев
Картина И.И. Левитана «Март» — один из лучших пейзажей о временах года в русском искусстве. Художник сумел передать самые первые мгновенья весны, первые её шаги. Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Оно ощущается во всём: в рыхлом снеге, в проталине у дома, в радостной капели, в прозрачном чистом воздухе и в нежно- голубом ликующем весеннем небе.
На дороге, что ведёт к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, на солнышке, снег уже начал таять. Только на лесной полянке на заднем плане картины, куда не доходят яркие лучи солнца, снег лежит, ещё не тронутый.
Небо высокое и прозрачное. Солнца не видно, но его тёплые весенние лучи освещают всю картину. Под действием солнечных лучей вот-вот упадёт снег с крыши, и мы слышим тихое его шуршание. Потому что вокруг хрустальная тишина, людей нет. Только тёмно-зелёный лес и рыжая уставшая лошадь нежатся под тёплым голубым небом.
Цвета на картине яркие и вместе с тем нежные
Только тающий снег на тропинке и далёкие золотые осинки в центре картины заостряют на себе наше внимание. Они словно кричат нам: «Весна идёт!» Справа на картине сельский дом весь в жёлтом солнечном свете. Он даёт нам почувствовать теплоту весеннего солнышка, почувствовать приход весны
Он даёт нам почувствовать теплоту весеннего солнышка, почувствовать приход весны.
Когда смотришь на картину «Март», меня охватывает чувство радости. Весна идёт! Картина поражает чистотой и одновременно ослепляет ярким солнечным светом.
Слово о полку Игореве. Сочинение. 9 класс
Сочинение на тему «Новый год»
Профессия водитель — сообщение 2 класс
Картина «Февральская лазурь» — сочинение 5 класс
Приступ неврастении
Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А. Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка». Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал. Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».
Стиль написания
С годами Айвазовский старался выполнять известную ему работу быстрее, но изначально, рисовалась она именно в три этапа. Сначала рисовался передний план, а именно – берег, и дома с деревьями, что находятся на нем. Так как стоят она позади света, если смотреть на картины как от вида сверху, то и детализация не требуется. Главное, чтобы отчетливо были видны именно образы предметов, а не их обработка цветом. Второй этап – небо, и четкий образ луны, что находится прямо посередине. Нужно было провести световую линию таким образом, чтобы она не портилась при рассмотрении картины с разных сторон. Так что, края выполнены намного ярче, чем центр. И при этом, масло бликует, благодаря размашистым мазкам. Третий этап – море, а точнее маленькая его часть. Работа не задумана именно как попытка показать океан. Он здесь всего лишь часть пейзажа, и нужен как еще один пример холодного цвета. Темно синий, разбавленный серыми оттенками, позволяет без труда передать контраст световой гаммы.
Крымские походы
В 1837 Айвазовский досрочно окончил Академию художеств и получил золотую медаль, после завершения обучения Иван совершенствовал мастерство в Крыму. На этой необычной стажировке Айвазовский познакомился с архитектором, братом Карла Брюллова, Александром. Вместе они написали портрет М. П. Лазарева, военного губернатора Севастополя, в прошлом — путешественника и первооткрывателя.
Знакомство с вице-адмиралом позволило художнику посетить мирные порты (Одессу, Керчь, Феодосию) и отправиться на морской фронт.
«Все мое вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагой и рисовальными принадлежностями», — вспоминал Иван Константинович о той поездке. Айвазовский учился писать корабли, моряков, снаряжение, делал эскизы портретов Нахимова, Раевского, Лазарева — постепенно становился профессиональным художником-маринистом.
Александр Брюллов и Иван Айвазовский. «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева» 1839 год
“ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (сочинение по картине И. И. Левитана)
Известный русский писатель Константин Паустовский очень тонко и правдиво подметил главную черту великого художника-пейзажиста Исаака Левитана, создавшего за свою недолгую, но яркую жизнь множество неповторимых произведений. С редким поэтическим чувством выражал художник в своих картинах не только мысли, сомнения, переживания, волновавшие его душу, но и свою безграничную любовь к русской природе. Он умел видеть прекрасное и волнующее в обычной жизни природы там, где другой не нашел бы ничего интересного.
Его картины просты, но одновременно полны какой-то едва уловимой внутренней жизни. “Самый простой, бесхитростный мотив достоин изображения, может вырасти до большого поэтического произведения, если художник полюбит его и сердечно о нем расскажет”, – утверждал Левитан. А он любил русскую природу, и этой любовью и восторгом согреты все его пейзажи. Художник всегда находил такую гармонию чувств и красок, такие приемы живописи и цветовые решения, которые полностью отражали его мысли, чувства, эмоции. Раскрывая тончайшие состояния природы и атмосферы, живописец постоянно стремился к созданию целостного эмоционального образа, поэтому все его картины полны дыхания жизни, внутреннего движения, высокой поэзии. Пейзажи И. И. Левитана – это пейзажи настроения, в которых состояние природы осмысливается как выражение движений человеческой души. Весь окружающий нас мир предстает в его картинах поэтически преображенным, одухотворенным незримым присутствием человека. Передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера русской природы, типичных ее черт. Знакомый всем нам мир смотрит с картин мастера: перелески, дали, светлый месяц над тихой деревней, тропинки посреди бескрайнего поля, облака, ленивые реки и извилистые дороги, теряющиеся где – то за косогорами.
Тема дороги, с ее загадочной, неуловимой и влекущей вдаль силой – одна из центральных тем Левитана. Именно проселочную дорогу видим мы на первом плане замечательной картины “Летний вечер”. Вечерние тени легли на землю, слегка приглушив краски дня на деревенской околице и широком зеленом лугу. Лучи заходящего солнца каким-то сказочным светом озарили раскинувшийся за лугом лес. Вся природа преобразилась золотом заката.
Наш взгляд скользит по утопающей в тени околице, по бегущей вдаль дороге, по густой траве и немного печальному лугу. А затем устремляется туда, куда манит таинственный свет: в глубокий лес, где еще играют яркие краски; к бесконечным небесным просторам, сияющим нежнейшими переливами. Вот край неба озарился лучами заката и, кажется, сам воздух заблестел неповторимым розовым светом. Но другой край уже постепенно утопает в сумерках, и отдельные густые облака напоминают о приближении вечера.
С каким мастерством передал художник смену ясного дня и тихого вечера. Как тонко отразил переход цвета на тенистом лугу. Какими яркими вспышками цвета передал отражение лучей заката, с особой силой вспыхивающих на жердях ограды и на деревьях в лесу. Кисть великого мастера необычайно тонко передала волнение художника, захватывающее и зрителя своей эмоциональной силой.
Редкая поэтичность восприятия и цельность настроения отличают все работы И. И. Левитана. Тонко подмеченное состояние природы всегда волнует своей красотой и неповторимостью. Левитан был художником печального пейзажа, потому что печальна была сама его душа. И потому природа на его картинах всегда спокойная, немного грустная, но в то же время невероятно светлая и прозрачная. В лирической грусти его работ звучит не тоска и не жалоба, а волнующее душу ожидание, мечта о прекрасном, неутолимая жажда жизни. О неповторимом мастерстве кисти Левитана очень точно говорил К. Ф. Юон: “Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова “родина”, он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не прикрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности”.
Впечатления туристов от Неаполитанского залива
Благодаря тому, что в этой части Италии 280 дней в году светит яркое солнце, регион пользуется большой популярностью среди туристов. Местные курорты отлично подходят для активного отдыха, например, для занятий дайвингом. Чистые воды Неаполитанского залива остаются такими даже в шторм, причина — в отсутствии песчаной мути.
Большинство туристов едут сюда для того, чтобы увидеть руины Помпеи, подойти поближе к жерлу Везувия, осмотреть достопримечательности Неаполя, искупаться в местных термальных источниках. Ощутить всю красоту Неаполитанского залива помогут морские прогулки на катере и поездка к прекрасным островам Искья и Капри.
Чтобы добраться до Неаполитанского залива, достаточно отправиться в аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга. Отсюда регулярно вылетают рейсы в Неаполь, из которого на автомобиле можно доехать до любого населённого пункта побережья.
Art on Web — художники в сети
биография, картины Главная → Айвазовский Иван → Картины → Неаполитанский залив
Картина «Неаполитанский залив» написана в 1841 году маслом. К концу первой половины 19 века у романтического пейзажа появилось еще одно течение — маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Айвазовский. В морских видах дольше всего жили традиции романтизма.
Неаполитанский залив — излюбленное место творчества художников — маринистов. Эту часть Тирренского моря у западного побережья Италии, богатого средиземноморскими пейзажами Ованнес Айвазов писал несколько раз. «Неаполитанский залив» в 1841 году открыл галерею, в которой «Неаполитанский залив утром», «Неаполитанский залив лунную ночь» и многие другие картины, запечатлевшие в разное время суток рукой выдающегося художника большие острова Иския и Прочида, Капри
Не обошел вниманием художник и руины античного Баиа, сам Неаполь, тлеющий вулкан Везувий и останки древней Помпеи и Геркуланум. Все эти полотна были раскуплены банкирами, представителями королевских династий, не смотря на молодой возраст автора. Ивану Айвазовскому (именно так он стал подписывать свои картины) исполнилось только 24 года
Ивану Айвазовскому (именно так он стал подписывать свои картины) исполнилось только 24 года.
Собственная живописная манера Айвазовского складывается именно здесь – в Италии, куда стипендиат российской художественной академии был откомандирован для повышения мастерства. Здесь художник посещает знаменитые художественные музеи и отходит от строгих классических правил построения своих картины, использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные марины, в которых переданы различные эффекты воды и неба, теплые золотистые тона лучей солнца за горой.
Покой, нега, великолепие морского пейзажа воплощены в нежных, светлых тонах
Главное внимание художник уделил самому тихому заливу, на поверхности вод которого играют и отражаются лучи то ли восходящего, то ли заходящего солнца. Пейзаж наполнен прозрачным воздухом. Созданию этого полотна предшествовала работа на пленэре
Созданию этого полотна предшествовала работа на пленэре.
Композиция строго продумана и уравновешена: традиционный занавес разграничивает правый план от левого и главного, выделенного цветом и светом. Сюжет и колорит характеризуют автора, как прямого представителя романтического направления.
Впечатления от увиденного в Италии переполняли художника. Айвазовский создает цикл картин, воспевающих красоту и величие моря. По возвращению домой оставшиеся не проданными три великолепные дипломные картины получают высокую оценку совета Академии – ему была вручена Большая Академическая медаль. Обсудить на форуме
Картинная галерея Айвазовского
Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.
Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.
Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).
Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.
В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.
Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:
Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.
Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.
Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.
Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.
В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.
Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:
К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.
«На острове Крит» (1867):
А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.
В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.
Написана работа всего за 10 дней.
Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):
Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.
Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.
«Хождение по водам» (1873) и Встреча Венеры на Олимпе (1895), 213х320:
А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:
По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.
Статья была написана для сообщества vp-painting на Голосе.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Март Левитана (4, 5, 6 класс) Исаак Левитан известный русский пейзажист, им написана не одна замечательная картина с пейзажном стиле, одна из таких картин сейчас передо мною. Картина
- Сочинение Смелость и трусость Смелость и трусость – два слова с совершенно противоположным друг другу значением. Смелость – это черта характера человека, считающаяся положительной. Смелость зачастую приравнивают к героизму
- Сочинение про Лису Наступило лето. А это значит, что настала пора летних каникул. Я очень долго ждал этих каникул, так как папа мне пообещал в этом году взять меня с собой на охоту. Он с дядей Мишей каждое лето, вот уже на протяжении 10 лет, ездят.
Итальянский период в биографии Айвазовского
И.К.Айвазовский работал в Италии с величайшим вдохновением. Тут он создал примерно 50 своих больших картин. На выставках в Риме, Неаполе они вызывали значительный интерес, прославив необычайно талантливого автора. Критики того времени утверждали: никто до этого не мог показать освещение, воздух, водную гладь так живо и столь правдиво. Особенного восхищения заслуживают морские пейзажи кисти Айвазовского. Знаменитый маринист владел важнейшим даром — восхищаясь красотой натуры, запоминать типичные моменты и затем изображать их понятным языком. И.К.Айвазовский – великий мастер, способный разглядеть особенную прелесть в окружающей природе, передать собственные эмоции зрителю.
№10 Иван Айвазовский (1817-1900 гг.)
«Девятый вал», 1850 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Иван Айвазовский
Родиной Айвазовского была Феодосия. Проводя детство в портовом городе, трудно не испытывать слабость к морской стихии. Поэтому Иван много времени проводил на берегах Черного моря. Он не только любовался красотой пейзажа, вглядываясь в каждую деталь, но и рисовал. Первой ступенью на пути художника были уроки у местного архитектора Я.Х. Коха. После училища и симферопольской гимназии Иван поступил в Академию художеств. Там он проучился 6 лет.
В 1838 г. он уехал в Крым на два года, где вдохновенно занимался батальной живописью. Затем были поездки в Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Больше всего на его манеру писать картины повлияло пребывание на юге Италии. В 1844 г. Айвазовский приехал в Российскую империю, где стал главным ее маринистом.
Наиболее известными работами художника были «Девятый вал», «Море. Коктебель», «Черное море», «Среди волн», «Чесменский бой», «Радуга», «Штиль».
Иван Айвазовский — великий мастер морских пейзажей. Он умел реалистично изображать вздымающиеся волны, брызги пены, накренившиеся суда или, наоборот, безмятежную гладь, освещенную заходящим солнцем. При жизни ему удалось добиться настоящего признания, для многих художников его работы были эталоном.
Описание №2
Картина была написана художником, когда он был в Италии. Неаполитанский залив расположен в её западной части. С Италией может соперничать наш Крым. Его Айвазовский любил больше, чем Италию. В отличие от других морей, изображенных художником, оно уж слишком спокойное.
Картина вся такая умиротворённая, полусонная. Море сонное и всё находится в полудрёме. Солнышка ещё нет. Светит луна. Золотистая дорожка пробежала до самого берега. На переднем плане картины ещё ночь не ушла – всё тёмное. На заднем плане луна осветила и горы, и вулкан, и море. Из жерла вулкана клубится дым.
Море всё такое ленивое – штиль, полное отсутствие ветра. Залив же закрыт от моря, и не будет огромных волн. Днём будет жарко. На ровной морской глади, как в зеркале, видны три маленькие лодки под парусом, застывшие посреди залива – штиль. Что можно делать с раннего утра, пока не жарко? Ловить рыбу. Рыбаки вышли в море ночью или с вечера, т.к. на утренней зорьке хороший клёв.
От картины двойственное впечатление. Вроде и спокойно всё вокруг, но это спокойствие перед чем-то нехорошим. Вулкан клубится не к добру. Но, похоже, людей это не беспокоит – они заняты своими делами. Они думают, что денёк обещает быть хорошим. На переднем плане слева мы видим две зелёных высоких сосны, правая выше левой. В правой нижней части картины изображена квадратная каменная башня или это останки какого сооружения.
В темноте они смотрятся зловеще и возвышаются над заливом. А дальше вниз – город спускается к морю. Он полукругом обнял залив и, как огромный зверь, держит его в своих лапах. Тут ещё темно и трудно что-то разглядеть в слабом лунном свете. Видно только светло-зелёные берега.
В отличие от моря, небо какое-то не одного тона. В правом углу изображены багровые облака. Они занимают почти половину картины. И всё небо какое-то неровное – и голубые тона, и багровые, и белые. Багровые цвета отражаются в воде, ближе к берегу, как будто это чья-то кровь. Получился такой сильный контраст со светлой, задней частью картины. Я бы сказала – борьба света и тьмы.
Но, будем надеяться, всё же взойдёт солнце и разгонит тьму. И эти кровавые облака исчезнут. Художник, как всегда мастерски подобрал краски для передачи состояния природы.
`
“Осеннее утро. Туман” (1887 г.) и “Золотая осень” (1896 г.)
Состояние природы передано с изумительным чувством и мастерством. Какие различные и непохожие изобразительные средства в этих картинах. И как в каждой из них они соответствуют мотиву.
Мягкость, размытость, сплавленность контуров в “Тумане” и четкость, изящество линий в “Осени”. Мастерство рисунка в этой работе необычайно восхитительны! Какая утонченность, изысканность и точность в узорном ажуре деревьев! Как выражена прозрачность, кристальность как бы замершего осеннего воздуха! И главное — восприятие и ощущение осени, спокойствие и ясность далей, сероватое бледное небо, свежесть, спокойствие и тишина в лесах, на реке, на холмах.
И.Левитан.Золотая осень.1896И.Левитан.Осеннее утро. Туман.1887
Картинная галерея Айвазовского
Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.
Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.
Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).
Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.
В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.
Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:
Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.
Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.
Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.
Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.
В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.
Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:
К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.
«На острове Крит» (1867):
А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.
В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.
Написана работа всего за 10 дней.
Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):
Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.
Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.
«Хождение по водам» (1873) и Встреча Венеры на Олимпе (1895), 213х320:
А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:
По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.
Статья была написана для сообщества vp-painting на Голосе.