Сочинение 4
Образ данного персонажа – слуги в поместье, олицетворяет старые времена, прежнюю жизнь, о разрушении которой скорбят герои произведения.
Фирс являет собой классический образ верного слуги. Он сжился со своей ролью, социальная роль давно поглотила в нем все остальное, поэтому Фирс даже в большей степени, чем хозяева, не может жить без поместья. Старый слуга просто не может даже представить, что жизнь может быть другой.
Старому слуге восемьдесят лет, однако, он слишком привязан к своему занятию и даже не помышляет о том, чтобы попытаться облегчить свои обязанности. Исполняемые им функции (в частности, помощь хозяину в одевании) не имеют принципиального значения. Хозяева имения вполне могли бы обойтись без того, что делает старый слуга. Однако он является для них просто осколком прошлого, таким же, как и сам вишневый сад, вокруг которго построен сюжет произведения.
При этом если хозяева, после продажи имения с торгов, все же смогли расстаться со своим вишневым садом и привычным домом и отправились в новую жизнь, то Фирс оказался привязан к прошлому гораздо сильнее. Чехов показывает смерть слуги в уже проданном поместье. Это символизирует то, что он не мыслит своей жизни без привычного ему места, где прошла вся его жизнь. Фирс является в данном произведении таким же олицетворением прежней жизни, рушащиеся на глазах, как и вишневый сад.
Показательно, что в отличие от других слуг, Фирс не ищет выгоды для сбея. Ему, по большому счету, не нужны деньги и материальные ценности. Его обязанности слуги, положение при хозяевах, а также уверенность (как выяснилась безосновательная, потому что он все же не уехал вместе с бывшими владельцами имения) давали ему единственный смысл жизни. В его привязанности к хозяевам чувствуется не столько раболепие, сколько настоящая забота.
В образе Фирса также можно видеть пример бессмысленно существования, образец подчинения своей жизни жалким и ничтожным целям. Фирс из малозначительных функций, которые выполнял, сотворил себе кумира, после разрушения которого ему стало незачем жить.
Как и его хозяева, Фирс показан слабым человеком. Изменения в жизни страны не просто смели их со своего пути, а самого Фирса, по сути, уничтожили. Ни старый слуга, ни разоренные помещики оказались неспособными даже попытаться сопротивляться течению времени. Они ограничились лишь пустыми разговорами, а также поучениями окружающих, как Фирс.
Герой романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» Шарль Гранде — это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко
Образ и характеристика Веры Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение
Вера Ростова, героиня романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», является одним из наиболее интересных второстепенных персонажей произведения.
Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)
Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.
Образ и характеристика Волкова в романе Обломов Гончарова сочинение
Одним из второстепенных персонажей романа является Волков, который бывает частым гостем в доме главного героя Обломова. Господин Волков – молодой мужчина двадцати пяти лет от роду.
Комедия в 4-х действиях
Действующие лица
Раневская Любовь Андреевна
Аня
, ее дочь, 17 лет.
Варя
, ее приемная дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич
Лопахин Ермолай Алексеевич
Трофимов Петр Сергеевич
Симеонов-Пищик Борис Борисович
Шарлотта Ивановна
Епиходов Семен Пантелеевич
Дуняша
, горничная.
Фирс
, лакей, старик 87 лет.
Яша
, молодой лакей.
Прохожий
.
Начальник станции
Почтовый чиновник
Гости, прислуга
.
Действие происходит в имении Л. А. Раневской.
В гости к Жомини
Например, Хвалевское, «Вологодская Швейцария», — уникальный памятник Русского Севера. Несколько раз в год там собираются потомки основателя усадьбы Николая Качалова. Они выкупили и восстановили усадьбу.
Но и для посторонних усадьба доступна: есть дни открытых дверей, экскурсии по предварительным заявкам. Здесь проходят народные праздники и музыкальные и поэтические вечера.
В поместье барона Антуана-Анри Жомини в Нижегородской области в позапрошлом веке, вероятно, бывал Александр Пушкин и точно — Федор Тютчев, князь Александр Горчаков. Теперь тут проводятся ежедневные экскурсии, стоимость — 100-150 рублей.
Можно увидеть саму усадьбу (но лишь снаружи), посетить этническую деревню на ее территории.
«Классическая русская дворянская усадьба! Огромная ухоженная территория! — восхищаются туристы. — Все воссоздано с большой любовью».
Даже французская атмосфера сохранена — пруд с каньонами и подвесными мостами, виноградники, из которых делают вино, множество яблонь для кальвадоса.
Жанровая принадлежность
Писатель пытается создать максимально реальную атмосферу. Его герои натуралистичны, окружение изображено буднично и приземлено. Все события типичны и естественны. Но определенные черты выделяют то, что произведение было создано в период модернизма.
Оно относится к новому явлению — театру абсурда. Именно по этой причине персонажи не разговаривают друг с другом, в произведении практически нет диалогов, а то, что ими может показаться, больше напоминает реплики, кратко сказанные в пустоту. Большинство героев говорят сами с собой, такой прием показал нищету и пошлость их жизни. Экзистенциальное значение основных монологов тоже указывает на новаторство писателя.
Основная тематика
Тема произведения уникальна, поскольку чаще всего в реалистических драмах не применяется много символов. Но модернизм сыграл свою роль, и теперь в пьесе все не так просто, как может показаться на первый взгляд:
- Смена эпох. Герои противостоят не друг другу, а времени. Раневская с братом борются с будущим, Лопахин пытается противоборствовать прошлому, но все терпят неудачу. Имение продано, а новый владелец не избавляется от тяжести многовекового рабства.
- Счастье. Практически все герои пытаются найти гармонию и счастье, но в результате никто из них не добивается этой цели. Все остались несчастными людьми. В какой-то степени в этом виновен сад. Поскольку все эмоции персонажей воспаляются как нервы именно из-за него: Раневская с братом жалеют о его потери, Лопахин начинает мучиться от его получения, разлучаясь при этом с Варей.
- Настоящее. В начале пьесы все герои разочарованы в жизни. Реальность их тяготит, а будущее видится туманным и ужасным.
- Прошлое. В глазах многих героев оно напоминает красивый далекий сон, в котором все люди живут в гармонии. Даже у Лопахина не получается противиться ностальгии по прошлому.
- Будущее. Молодые герои в надежде обрести счастье в будущем, они чувствуют это, и в этом предчувствии выражена вера писателя в лучшие времена, которые еще не настали.
- Вишневый сад. В этом образе описывается напоминание о прошедшей эпохе дворянства. Для Раневской она олицетворяет беспечное детство, для Лопахина является напоминанием о рабском положении его прадедов.
Примеры работ
Чтобы написать сочинение на тему «Вишневый сад» для сдачи ЕГЭ по литературе в 10 классе, необходимо придерживаться композиции, которая состоит из введения, основной и заключительной частей. В эссе должны быть тезис, аргументы и выводы. Можно написать эпиграф, но небольшой.
Первый вариант
Пьесу автор писал во время внешних и внутренних изменений в стране. В России была экономическая нестабильность. Дворянство уходило на второй план, на их место приходило новое поколение.
Писатель делит героев на три изменения:
- люди прошлого: Раневская и Гаев;
- те, кто живет сегодняшним днем: купец Лопахин;
- граждане, планирующие перемены: Анна и Петр.
Лопахин считает себя хозяином жизни, не боится труда и почитает отдых. Он готов строить новое государство. Только сложно будет искоренить старое и получить новый достойный результат.
Люди, которые хотят перемен, — это беззаботное поколение. Им неведомо знать, какие будут планы через час, что говорить о будущем. Они не переживают о своей судьбе, мечтают сделать сад лучше, чем прежде. Вероятно, именно им удастся изменить общество и страну в лучшую сторону, так как они еще чисты душой и сердцем. Это прогрессивные люди.
Подводя итоги, можно сказать, что герои много говорят, но ничего не делают. Никаких решений не предпринимают. Они не любят свою жизнь, кто-то вообще не видит в ней смысла. По сей день произведение актуально, что показало сочинение «Вишневый сад». Чехов изобразил проблемы пьесы, героев. Конфликт поколений очень актуален. Много людей, которые живут прошлым, вспоминают, что раньше было гораздо лучше. Нужно жить сегодня, строить прекрасное будущее, а из прошлого брать только хорошее.
Другой образец
Главную роль в комедии «Вишневый сад» занимает имение с прекрасным садом. Он олицетворяет красоту не только природного мира, но и внутренних качеств героев. В пьесе имеются свои закономерности и несуразности.
Персонажи ведут себя словно недотепы. Они решают судьбу поместья и свою собственную. Гаев и Раневская — это родные брат с сестрой, они живут прошлым и страшатся перемен. Им присущи такие черты:
- интеллигентность;
- доброта;
- отзывчивость;
- любовь к творчеству и прекрасному.
Лопахин вырос в имении. Он был влюблен в Раневскую. Этот человек обладал тонкой душой, ценил красоту. Вишневый сад персонаж считал самым прекрасным на свете. Герой активен и инициативен, пытается спасти участок. Его предложение отвергли, но в итоге он показал свое истинное лицо. Лопахин купил на аукционе вишневый сад. Только дарить владельцам не стал. Приобретение порадовало, ведь теперь он хозяин усадьбы, где когда-то его дед был крепостным. Это чувство и погубило героя. Он не заметил горя прежних владельцев и приказал вырубить сад.
Думаю, автор изобразил пророческий образ героя. Такие люди, как Лопахин, в дальнейшем будут возглавлять революцию.
Трофимов — мечтатель, является пародией на революционеров. Судьба участка и сада его не волнует. Автор показал только одного персонажа, который переживает за имение (соответственно, за страну) — это старый слуга Фирс. Он волнуется за сад больше, чем его хозяева. Но ирония судьбы такова, что про него никто не вспомнил. Его оставили одного, старого и больного в пустом заколоченном доме.
В пьесе показано прошлое, настоящее и будущее России. Автор сообщает, что нет ничего однозначного, вся Россия — это сад, за который ведется борьба между тремя эпохами.
Модная тема и азарт
«Мой интерес к усадьбе возник более 15 лет назад с изучения истории собственной семьи. Постепенно я перешла к истории дворянской эпохи в целом, — рассказывает Дарина Федорова-Землянская, автор проекта «Дворянские усадьбы». — Я нахожу бывшие дворянские гнезда, изучаю их историю с момента возникновения до наших дней, историю тех, кто там жил».
Изюминка экскурсий, предлагаемых Дариной, — посещение закрытых усадеб. Например, Марфино — пышное, романтичное поместье с розовым дворцом и мостом, каскадами прудов, чугунными фонтанами и белыми грифонами. Здесь располагается санаторий Министерства обороны России, доступ на территорию закрыт.
«Мы пишем официальное письмо, берем паспортные данные всей группы, получаем разрешение», — говорит Дарина.
По ее словам, усадьбы входят в моду, люди интересуются историей, дворянством. А при посещении закрытых усадеб возникает даже азарт — увидеть то, что недоступно.
Вариант 2
Фирс в этом произведении относится скорее к положительным персонажам. На фоне других, он удивляет собственным здравым смыслом.
Он является пожилым слугой, которому уже минуло восемьдесят семь лет. В его характере можно выделить спокойствие, равномерность, рациональность и усердие. Он живёт в то время, когда было отменено крепостное право. Для Фирса это целая трагедия. Дело в том, что старый слуга очень преданно служит своим господам. Он не понимает нововведения. Для него было всегда понятно такое отношения, когда есть господа, которые отдают приказания, и слуги, выполняющие их. Если у всех есть собственные обязанности и правила поведения, значит в стране всегда будет порядок. Когда же подобная иерархия нарушается, то приверженцы старых традиций не поймут, что же им делать. Ведь они продолжительное время существовали вместе со старыми обычаями, к которым они вполне привыкли. Поэтому с недавнего времени, после крепостной реформы, Фирс чувствует себя угнетённым. Он не знает, что ему делать, ведь теперь он никому стал не нужен. Поэтому он сильно опечален.
Однако старый слуга прекрасно знает, что Гаеве и Раневская не смогут справиться без его помощи. Он всегда им прислуживал, они практически ничего не делали самостоятельно. Пока что они ещё стали настолько взрослыми в эмоциональном плане, чтобы Фирс ушёл с работы со спокойной душой. А Гаев не способен даже надеть необходимые ему штаны, несмотря на то, что ему уже есть полтинник! Только потому, что эти двое ещё не встали на путь самостоятельности, Фирс ещё работает слугой.
Также особое отношение имеет Фирс к вишнёвому саду — основному предмету в этом произведении. С ним пожилой человек ассоциирует свои самые лучшие годы, когда он был ещё молодым слугой. Там раньше был крепкий и дружный мир, с его обитателями и традиционными устоями. Этому саду осталось совсем немного времени и его больше не будет.
Фирс походит на усадебного духа, который очень стар и пережил нескольких владельцев вишнёвого сада. Да и нынешних господ преданный слуга всегда уважает. Фирс — единственный, кто нескольких владельцев усадьбы и им предан всей своей душой. По сути, он и является символом преданности и верности.
Сочинение 3
«Вишневый сад» — пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны. Начало 20 века — непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.
Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности. Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения. Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.
Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад. Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской. Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.
В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя. Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека. Чехова не радует такое будущее для страны.
Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.
По произведению
«Вишневый сад» — произведение, которое может быть актуальным ещё спустя много лет после его написания. Его тема — вероятно, конфликт времён, конфликт поколений, конфликт мнений и традиций. представителями времён или поколений в этом произведении являются определённые персонажи, которых Антон Павлович Чехов подробно описывает.
В чём спорная тема? Порой сложно выбирать между традициями и новым будущим. Одни персонажи хотят сохранить вещи, которые напоминают им об их прошлом, но они не думают о том, что ждёт их в будущем: брат и сестра зациклены на родных деревьях, им жаль расставаться с ними, они боятся перемен, потому что это доставит им неприятные эмоции. Это имеет смысл, ведь в какой-то степени традиции и вещи, вызывающие ностальгию, вещи, привязанные к сердцу — это что-то родное, тёплое, напоминающее о приятным временах, приятных воспоминаниях, и некоторым людям сложно расставаться с этим.
С другой стороны — вопрос настоящего: нельзя вечно жить традициями и прошлым временем, всегда нужно менять свою жизнь ради чего-то нового, ради будущего порой приходится отдавать даже то, что дорого. Это больно, но такое решение должны принимать почти все люди, которые хотят новой жизни. Расставаться с домом детства, уезжать с Родины, срубать родные деревья, которые хранят в себе частичку приятного прошлого, которое больше никогда не вернётся, несомненно, грустно, но это — часть нашей жизни
Такие действия могут повлиять на что-то более хорошее, новое и важное
Есть также третье мнение: будущее. Представителями этого мнения обычно является молодёжь, в этой пьесе это и есть молодые люди, которые практически никак не познали жизнь, у них нет жизненного опыта, нет никакого реального представления о том, что будет с ними дальше. Они — мечтатели, которых не волнуют ни семейные ценности, ни польза от продажи дома. Эти молодые люди наполнены энергией и стремлениями к изменениям, в них ещё нет той тяжести, которую уже испытали взрослые от жизни. Возможно, у них есть шансы изменить будущее их страны, но для этого им придётся подумать более рационально и взвесить всё.
Можно сказать, что все эти мнения имеют место быть в России, нельзя убрать один элемент: рассыпется вся пирамида, которая создаёт историю. Уберите семейные ценности и традиции, люди возможно, забудут прошлое. Уберите рациональность — люди перестанут реально смотреть на жизнь: они будут связаны с прошлым и будут мечтать о красивом будущем. Уберите мечтателей о новом будущем — развитие остановится. Все мнения дополняют друг друга, и им скорее нужно искать компромиссы, чем спорить и добиваться своего.
Кто такие персонажи в пьесе «Вишневый сад»?
Герои пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» представляют разные слои общества конца XIX века. Это бывшие помещики, крестьяне, богатые предприниматели, слуги и другие персонажи, задействованные в сюжете. Каждый герой обладает своим характером, убеждениями и мировоззрением, своим отношением к вишневому саду и проблемам общества.
Протагонисты пьесы – Любовь Раневская и Лопахин. Любовь Андреевна Раневская представляет умирающий мир старых помещиков. Она относится к вишневому саду с ностальгией и любовью, не желая принимать меры для его сохранения. Герой Лопахин, напротив, представляет наступающее будущее. Он решительно настроен на продажу вишневого сада и строительство новых домов на его месте.
Среди других героев можно выделить крестьянскую девушку Варю, которая представляет революционное движение и прогрессивные идеи, а также героев из бывшей слуги – Фирса и Яшу.
В целом, герои пьесы «Вишневый сад» отражают широкий спектр социальных и идеологических установок конца XIX века и показывают, что переход от старого к новому не происходит без потерь и конфликтов.
Жанр и направление
https://youtube.com/watch?v=6DS7lNRZYCY
Почему Антон Павлович Чехов настаивал на том, что его пьеса «Вишневый сад» является комедией, остается неясным, ведь по сюжету это явно драма, в которой жизни людей рушатся, никто не слышит друг друга, и все ведут себя глупо и неуместно.
Можно считать, что это своего рода философская комедия, в которой автор смотрит на драматическую ситуацию с высоты своего философского подхода. Это позволяет заметить парадоксы нашего поведения и увидеть в нем некоторую потешность, которая с близкого расстояния видится как печаль.
Мир, описанный в пьесе, наполнен искривленными зеркалами, где щедрость персонажей превращается в расточительность, а образованность — в бесполезную болтовню.
Рядом с главными героями есть их двойники, которые позволяют увидеть этих персонажей в ином свете. Хорошим примером может служить негативный персонаж — лакей Яша, который является искаженным отражением Ермолая Лопахина.
Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей
Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось. Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад?
Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.
Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.
Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»
Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.
Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.