История становления персонажа[править]
Становление Деда Мороза, вероятно, началось с Николая Чудотворца, покровителя заключённых, сирот и всех детей.
В Средние века немецкие и голландские дети вывешивали чулки у камина в надежде получить подарки от св. Николая в день его поминовения — 6 (19) декабря. С распространением Протестантизма (XVI в.) католический св. Николай оказался под запретом, но теперь детям стали дарить подарки на Рождество (24 декабря) от имени младенца Иисуса. Постепенно память о св. Николае отразилась в облике Рождественского деда (Weihnachtsmann). Так произошло слияние дня св. Николая и Рождества.
С Николаем Чудотворцем связан обычай написания детьми записок на имя св. Николая с просьбами. Отсюда письма Деду Морозу, носки или валенки для подарков.
Николай Чудотворец
Голландцы, эмигрировавшие в Америку (в Новый Амстердам), привезли в Новый свет легенду о св. Николаусе или, как они называли его — Sinterklaas (то есть святой Клаус), который заботится о детях. Это привело к тому, что в США и Канада в середине XIX в. сформировался известный ныне образ Санта-Клауса — толстенького старичка с белой бородой. В России в это же время формируется свой новогодний персонаж — Дед Мороз. Налицо взаимовлияние персонажей.
В Российском государстве к св. Николаю Чудотворцу было особое отношение. Народ считал, что святой умеет управлять землёй и водой, ему молились об урожае и искали защиты во время войны. Регулярно отмечались Николины дни (19 декабря и 22 мая), но традиции дарить подарки детям не существовало.
Рождественский дед попал в Россию в XIX в. благодаря немецким переселенцам и был популяризирован писателями и композиторами.
Сущность Мороза
Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворён. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения. Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».
Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток. Мороз-воевода воюет против самой жизни.
Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замёрзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.
В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).
Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай
Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.
Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.
Образы и символы
Главными героями поэмы являются крестьянка Дарья и повелитель зимы — Мороз-воевода. Сначала рассказчик рассуждает о тяжелой доле русской крестьянки, а затем обращается к образу Дарьи, вдовы крестьянина Прокла, оставшейся с маленькими детьми без кормильца семьи.
- Дарья – настоящая русская женщина, которая с достоинством переносит все жизненные тяготы, холод и голод. Она верит в то, что спасение человека состоит в честном труде и семейных ценностях, она посвящает всю себя своему мужу и детям. После смерти любимого героиня вынуждена взвалить на себя все мужские обязанности, в том числе и пополнение запасов дров. В лесу она и встречается с другим центральным персонажем поэмы.
- Мороз–воевода – это фантастическое существо, которое в фольклоре является властелином холода и зимнего времени года. Образ этого персонажа нам знаком еще по сказке «Морозко». В поэме Мороз представлен величественной и неукротимой силой, которая управляет судьбами попавших в ее власть людей и жестоко наказывает за неповиновение. Испытывая Дарью холодом, герой видит, насколько сильна ее воля, и, сжалившись, ледяным дыханием освобождает ее от мук этой жизни. Это делает его спасителем главной героини, но заставляет читателей волноваться о судьбе ее детей, оставленных без матери и отца. Как можно видеть, образ Мороза неоднозначен и тесно связан с фольклорной традицией, которой пронизана вся поэма. Если в сказках всемогущий маг дарует тем, кто прошел проверку, счастье, то в данном произведении он награждает женщину смертью. Нет, дело не в жестокости. Просто для Дарьи нет в мире счастья, раз нет на свете любимого мужа. Поэтому причина ее страданий – не злая мачеха, а сама жизнь в одиночестве. Мороз убивает ее, чтобы она воссоединилась с супругом.
Русский Дед Мороз
Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.
Он дважды спасал Русь от врагов
Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах. Узнать русского деда Мороза можно по одежде
Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет
Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.
Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.
Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.
Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано здесь. Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.
У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.
Тайные подарки
Однако, несмотря на внешнюю схожесть и то, что все они – хозяева зимы и стужи, Карачун и Морозко все же не являются прямыми прототипами Деда Мороза. Прообразом зимних волшебников разных стран – Санта-Клауса, Пера Ноэля, Йоулупукки и русского Деда Мороза называют святого Николая из Мир Ликийских, который родился в конце III века на территории современной Турции. Почему? По легенде, святой Николай сначала помогал бедным девушкам, которые не могли выйти замуж без приданого, а когда у него это стало получаться, начал тайно одаривать все бедные семьи родного города. Для детей он готовил фрукты и сладости, для взрослых – деньги.
Таким образом, древнего святого и современного Деда Мороза связывает их главное хобби – тайно дарить подарки. Справедливый волшебник одаривает послушных детей и журит тех, кто вел себя плохо.
В русской литературе первый образ доброго дедушки появился в 1840 году в сборнике Владимира Одоевского «Детские сказки дедушки Иринея». Его герой – добрый старик Мороз Иванович – заплатил горсть монет работящей Рукодельнице, а Ленивице, которая тоже хотела получить подарок, ничего не делая, досталась сосулька.
Слезы Дарьи
Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.
По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи — наверное, от солнца… И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.
ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС
7 класс
Сочинения по русской литературе
«ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…»
(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)
1 вариант
Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины — «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».
С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники — и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
Разве что не пришлось «рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд.
Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье — и потому семья ее не знает нужды.
И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.
В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль
звучит не только в поэме «Мороз, Красный нос», но и во многих других произведениях поэта.
2 вариант
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Для него Россия — это прежде всего крестьянство. Поэтому главные герои его поэзии — простой русский мужик и, конечно же, крестьянка, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Н. А. Некрасова глубоко волновала судьба русской женщины.
Центральное событие поэмы «Мороз, Красный нос» — смерть крестьянина. Но, сузив круг действий в поэме, Н. Некрасов не ограничил ее проблематику. То, что случилось в крестьянской семье, отражает беду русской женщины-матери. Ведь это — потеря кормильца. И горе Дарьи называется в поэме как «великое горе вдовицы и матери малых сирот».
Когда-то Дарья «была и ловка, и сильна», но ей на долю, как и всякой крестьянке, выпала трудная жизнь. Но автор подчеркивает, что есть в русских женщинах доброе сердце и внутренняя сила, которые помогают в трудные минуты и украшают их. Поэтому
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце засветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Именно поэтому, несмотря на все невзгоды тяжелой крестьянской жизни, «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломит характер крестьянской женщины. Ведь в ее душе таятся сокровища добра, любви, верности и благородства. Так и Дарья, героиня поэмы, не только работящая женщина, но и хозяйка дома, опора мужу. Веря, что ее больному мужу может помочь чудотворная икона, она идет за ней, не страшась холода и трудностей пути. Именно таких женщин, верных и готовых на все ради своей семьи, и имеет в виду Н. Некрасов, когда говорит, что она:
…И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
В будние дни русская крестьянка «не любит безделья», но когда она отдыхает от тяжелой работы, то «такого сердечного смеха, и песни, и пляски такой за деньги не купишь».
Так в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки. Его можно сравнить разве что с образом нашей матушки Земли, такой же многострадальной, но любящей и заботливой.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Йоулупукки
Это ни кто иной, как наш старый-добрый знакомый, Дед Мороз. В Финляндии его прозвали так странно из-за того, что этот приветливый дедок разъезжает на небольшой повозке, в которую впряжен козел… В переводе с Финского Йоулупукки значит «рождественский козел». Одет этот Дед Мороз в конусообразную шляпу красного цвета и красную короткую шубу.
Йоулупукки
Рядом с ним всегда есть помощники-гномы, да и сам он на гнома похож, такой же низкорослый. У него есть жена Муори, с которой они долго и счастливо живут много сотен (а может и тысяч?) лет на горе Корваптуптури. Йоулупукки имеет очень хороший слух, и знает обо всем, чего желают дети, даже если это сказано шепотом.
Пофигисты или мудрецы
Со стороны можно подумать, что такие взрослые пускают вопрос веры в Деда Мороза или её отсутствия у детей на самотёк. На самом деле у них очень здравая позиция.
- Малышам с радостью говорят, что старик существует, кладут подарки под ёлочку и вместе пишут письма в Великий Устюг. Но не потому, что так положено, просто они сами искренне ждут наступающий праздник.
- Когда ребёнок начинает сомневаться, не отпираются и не придумывают «мифы и легенды» со снегом у форточки, однако рассказывают правду без «жести».
А если ребёнку уж очень сильно хочется верить в волшебство (тут надо знать своё дитя, как он отреагирует на правду), вряд ли малыш разочаруется после слов: «Чудеса есть! Если их не успевает сделать Дед Мороз, значит, всё в наших руках». Почему бы самим не стать добрыми волшебниками и не подарить какому-нибудь нуждающемуся или маленькому ребёнку праздник, сделать для него что-то хорошее? Быть Дедом Морозом может оказаться ещё приятнее, чем получать от него подарки.
Итак, представление о Деде Морозе – важная часть детского мировоззрения. В младшем возрасте волшебник, приносящий подарки, органично вписывается в мир, где есть Зубная фея, животные из сказок, умеющие говорить и поступающие, как люди, супергерои и прочие фантастические персонажи. Становясь старше, дети постепенно, и в идеале – безболезненно, должны сами понять: Дед Мороз – выдумка. Фишка в том, чтобы при этом не рушилась вера в доброту и чудеса.
Даже если подобная позиция кажется труднодостижимой, особенно в современном мире, к ней стоит стремиться.
Пересказ по частям
Произведение состоит из 36 небольших глав, написанных в стихотворной форме. Они же, в свою очередь, разделены на две части, каждая из которых имеет своё название. Обе части, как два полноценных повествования с разными тематиками, но при этом неразрывно связанные между собой по смыслу.
Смерть крестьянина
Зимой в одной крестьянской семье умирает мужик Прокл. У него остаётся семья — пожилые родители и жена с малыми детками. Молодая вдова шьёт в избе саван, роняя слёзы. Рядом с мёртвым отцом играют несмышлёные дети. На улице старушка мать пытается освободить застрявшие в сугробе дроги (сани на которых возят покойников).
Красота и силы духа русских женщин всегда была известна. Не перевелись ещё в деревнях настоящие славянки, обладающие:
- статью;
- отвагой;
- здоровьем.
Когда-то такой была и Дарья. Но замужество за Проклом, материнство и тяжёлый бабский труд сильно поубавили ей красоты, но зато закалили характер.
Покончив с делом, старик догоняет на краю деревни свою жену. Оба грустные идут домой. По дороге им встречается деревенский юродивый Пахом. Он подмечает, что покойный славно потрудился на благо семьи, теперь пора и ему долг отдать, похоронив, как полагается.
Всю ночь над покойным читают молитвы. Жалеют, что он умер в расцвете сил. Мужчина долго стоял по пояс в снегу, а потом ещё несколько дней был в пути. Он доставил товар, куда следовало, но сам заболел и уже не смог поправиться. Не помогли ему встать на ноги ни ворожеи, ни горячая баня. Даже чудотворная икона, за которой Дарья среди ночи бегала к монахиням, тоже не помогла.
Верный конь Савраска стоит у ворот, запряжённый в дроги. Он готов отвезти хозяина, с которым они повидали много всего вместе, в последний путь. И вот уже похоронная процессия движется на кладбище. Молодая вдова ведёт коня, дети сидят на санях рядом с гробом. Впереди идут печальные старики-родители.
Возвратившись домой, молодая вдова обнаруживает, что в избе холодно, а дров нет. Отправив дочь Машу и сына Гришу к соседям, Дарья на Савраске отправляется рубить в лесу дрова.
На этом заканчивается первая часть поэмы.
Мороз, красный нос
Оказавшись в глухом безлюдном лесу, Дарья наконец может дать волю своим чувствам. Она буквально воет от горя. Здесь её всё равно никто не услышит. И только наплакавшись вволю, женщина начинает рубить дрова.
Однако слёзы так и не перестают капать из глаз, прожигая снег. Вдова не чувствует холода, не осознаёт, что у неё уже давно замёрзли ноги. Все её мысли об умершем муже — она даже начинает с ним разговаривать.
Женщина представляет, как весной их дети будут радоваться солнцу. Она будет подбрасывать дочку вверх, а Маша будет весело смеяться. Вместе с мужем они будут восхищаться своим ребёнком. Да только вот Прокла больше нет.
Женщина понимает, что теперь вся тяжёлая работа будет ложиться на неё. Дарье предстоит самостоятельно:
- Круглый день работать в поле.
- Ночью точить косу для следующего дня.
- Успевать выполнят женские обязанности по дому.
Ей вспоминается сон, который оказался вещим. Как будто в поле её окружило войско, и она стала звать на помощь. На зов прибежала вся семья, кроме мужа. Грустные мысли терзают вдову. Что если сын вырастет и надумает жениться, а отец так и не сможет быть на его свадьбе. Или его задумают взять на службу, кто тогда сможет помочь.
Дарья вспоминает свой недавний ночной поход в монастырь за чудотворной иконой. Сколько ей тогда пришлось ждать, пока отпоют молодую схимницу. Потом к иконе долго тянулись страждущие люди, прося об исцелении. Но даже этот чудотворный образ не смог помочь её Проклу, несмотря на то, что безутешная женщина отдала монашкам за него почти все деньги.
Так, в тяжёлых думах молодая женщина загружает дрова в сани и уже собирается ехать, но тяжёлые мысли её останавливают и не дают двинуться с места.
В это время, напевая, обходит свои владения Мороз-воевода. В песне Мороз рассказывает Дарье про свои несметные богатства. Приглашает женщину разделить их вместе с ним. Стать царицей в его зимнем царстве. При этом он три раза спрашивает Дарью, не холодно ли ей. С каждым разом напуская всё больше морозу. Но молодица отвечает, что ей не холодно, погружаясь всё глубже в сладкий дремотный сон. В конце Мороз в виде́ниях женщины превращается в Прокла и начинает её целовать.
Дарье так хорошо и спокойно в своих грёзах. Она видит всю семью вместе, чувствует нерожденного ребёнка в своём чреве. Женщина спокойна и счастлива в этом зачарованном сне. Даже белка, прыгая по ёлке и случайно сбросив на молодую вдову комок снега, не смогла пробудить её к жизни.
Конец поэмы.
Слайд 7В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но
справедливый дух зимы.Деда Мороза представляли как седого старика с бородой
до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества
Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
Какой Дед Мороз в других странах
Австралийцы, американцы ждут Санта Клауса. У американского Деда Мороза красная куртка, колпачок. Он курит трубку. Развозит подарки по воздуху на упряжке с оленями. Подарки доставляет через трубу. Санта из Австралии ходит в плавках, а подарки доставляет на скутере.
Герой носит митру, епископскую мантию белого цвета, путешествует на коне. Со Святым Николаем всегда рядом слуга – мавр Черный Питер, в руках которого розги для шалунов. Подарки же слуга хранит у себя за спиной.
У итальянцев – Бабо Наттале. Помимо главного героя, к детям с хорошим поведением прилетает с подарками добрая фея по имени Ла Бефана, к вредным – злая волшебница Бефана, она дарит уголек.
Корбобо (Дед Мороз) в полосатом халате и Коргыз (Снегурочка) наведывают ребят из Убекистана. В ночь перед Новым Годом герои въезжают на осле. Дети из Финляндии ждут Йоулупукки, из Франции – Деда Января (Пер Ноэля).
Замечали новогодние фигурки гномиков с длинными бородами, натянутыми на глаза шапками. Это норвежский Дед Мороз – Юлениссе.
Он выслушивает детские пожелания, приносит подарки. Дети из Чехии ждут Ежишека. Дедушка отличается скромностью. О том, что он принес подарок, ребята узнают по звону колокольчика.
Имя монгольского Деда Мороза – Увлин Увгун. Он носит пастушьи принадлежности, кнут, меховую шубу, шапку. Его помощники, девочка-снег и мальчик-Новый год, помогают Увлин Увгуну доставлять подарки.
Австрийский коллега Деда Мороза Вайнахтсман – не волшебник, не хранитель зимы. Он злой дух, который раньше похищал детей из родительских домов.
Но однажды он столкнулся с соперником, при борьбе с которым потерпел поражение. Вайнахтсмана отлупили метлой, его помыслы оттерли до кристальной чистоты. Герою дали работу. С того дня австрийский Дед Мороз дарит детям подарки в виде трубочиста.
Вариант 2
Поэма Некрасова “Мороз, Красный нос” – это яркий образец русской поэзии, который знаком многим школьникам. В ней автор описывает зимнюю природу, ее красоту и жестокость. Поэма состоит из двух стихотворений, в которых Некрасов описывает мороз и зимнюю природу.
В первом стихотворении Некрасов описывает мороз, который “красный нос” своим холодом делает у всех, кто на улице. Он говорит о том, что мороз может быть жестоким и беспощадным, и что он может убить человека, если тот не защитится от него. Этот образ символизирует не только зимнюю природу, но и жестокость жизни, которая может быть такой же беспощадной, как мороз.
Во втором стихотворении Некрасов описывает зимнюю природу, которая кажется спящей, но на самом деле полна жизни. Он говорит о “снежном ковре”, “ледяной короне” и “застывшем водопаде”, которые создают картину зимней природы, кажущейся красивой и спокойной, но на самом деле полной опасностей. Некрасов также описывает животных, которые вынуждены выживать в условиях зимней природы. Он говорит о “зверях в лесу”, которые ищут пищу и убежище. Этот образ символизирует борьбу за выживание, которая происходит в природе и в жизни людей.
Одним из главных образов в поэме является мороз. Некрасов описывает его как жестокого и беспощадного, который “красный нос” своим холодом делает у всех, кто на улице. Этот образ символизирует не только зимнюю природу, но и жестокость жизни, которая может быть такой же беспощадной, как мороз. Некрасов также говорит о том, что мороз может быть прекрасным и красивым, но в то же время опасным и смертельным.
В поэме Некрасов использует яркие образы, которые помогают читателю представить зимнюю природу. Например, он описывает “снежный ковер”, “ледяную корону” и “застывший водопад”. Эти образы создают картину зимней природы, которая кажется красивой и спокойной, но на самом деле полна опасностей. Некрасов также описывает звуки зимней природы, такие как “скрип снега” и “звон льда”, которые помогают создать атмосферу зимней природы.
В целом, поэма Некрасова “Мороз, Красный нос” – это яркий образец русской поэзии, который описывает зимнюю природу и жизнь в ней. Автор использует яркие образы, которые помогают читателю представить картину зимней природы и борьбу за выживание, которая происходит в ней. Поэма напоминает нам о том, что природа может быть красивой и опасной одновременно, и что мы должны уважать ее и беречь.
Дед Мороз в древней Руси
Первое упоминание о Дедушке Морозе появляются в древней Руси и представлен, отнюдь, не добродушным старичком, а группой злобных языческих божков. Учёные считают, что дух зимы мог родиться там, где самые холодные зимы и длинные ночи. Под это описание очень подходит территория северо – восточной Вологодчины – территории славянских племён.
Мороз и снег плотно ассоциировались у наших предков с гибелью. Чем ближе народ жил к северу, тем больше он боялся природу. Люди олицетворяли и персонифицировали её. И воплощением зимнего мороза как раз стал бородатый дедушка с подарками, точнее, с единственным подарком, – выжить в этот непереносимый холод.
Углубляясь в мифологию русичей, можно найти несколько прототипов современного Деда Мороза, к примеру, Позвизд – бог бурь и непогод. Славяне верили, что стоит ему тряхнуть головой, как с неба сыпался град, он был одет в накидке, сотканной из ветров, а с подола сыпался снег. Следующий, кто походил, это Зимник – маленький старичок с седой бородой и белоснежной шевелюрой, одетый в теплый плащ, а в руке он держал булаву с острыми шипами. Там, где Зимник проходил, будет страшный мороз. Но самым пугающим богом был Карачун. Он властвовал в загробном мире и нагонял мороз на русских люд.
До сих пор мы селим этих персонажей ближе к северу. В Скандинавских мифах существует место, где находится царство мёртвых. Владыкой земель является богиня смерти Хель, — дочь хитроумного Локи.
В сказке «Морозко» многие фольклористы заметили повторение этой жуткой традиции (в сказке, казалось бы, детской и доброй). Юных дев действительно каждый сезон отводили в лес, там они очень быстро замерзали и умирали. Но наши предки считали такую смерть приношением силам природы, с которой боролись. Так и славянский Мороз, по-другому Мраз, требовал жертвоприношений.
Слайд 21. Откуда и как появился образ Деда Мороза?2.Каковы «приметы» настоящего
ДМ.3.Найти как можно больше примеров ДМ в литературных произведениях.4. Нарисовать,
спеть, сделать поделку на тему «Дед Мороз –сказочный персонаж»
Цели и задачи урока:
Вопросы , на которые мы будем искать ответы
1.Почему Деда Мороза так зовут?2.Как появился Дед Мороз и где живет?3.Каким Деда Мороза представляют в стихах и сказках?4.Чем занимается Дед Мороз летом?5.Как зовут Деда Мороза в других странах?
Задания, которые мы будем выполнять
1.Исследуем как появился и где живет Дед Мороз.2. Почитаем стихи о Дедушке Морозе.3.Сочиним сказки.4. Нарисуем рисунки, сделаем поделки, проведем конкурс.5.Посмотрим фильмы с Дедом Морозом.6.Принесем фотографии с Дедом Морозом из семейного архива и устроим выставку.
Когда появился образ Деда Мороза?
Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода. Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.
Изображение Карачуна
Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.
Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.
Многие русские писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.
Морозко из одноимённого фильма
Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками. Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.
Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.
Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.
Языческий Дед
История Деда Мороза начинается много веков назад, когда славяне вверяли свою судьбу множеству богов, а все явления вокруг себя объясняли их поступками, – другими словами, во времена язычества. В странах с другим климатом, где зима не слишком отличается от осени или даже лета, люди не боялись этого времени года. Поэтому и зимние боги были добрее и менее значительны
В наших же краях суровая зима не сулила ничего хорошего, пережить ее бывало нелегко, а потому зимний бог считался фигурой важной и строгой.
Образ зимнего бога у разных славянских народов был похожий: старик с длинной бородой, который покрывает инеем деревья, с помощью посоха сковывает льдом реки. Но характер божества и имена в разных краях различались. Помимо бога Мороза, существовали Зимник, Карачун, Студенец, дед Трескун, на белорусских землях его чаще называли Зюзя.
У Зюзи тоже имелась длинная борода, но сам он был лысым. Волосами ему служили снежные облака, а плакал он сосульками. Хотя чаще плакали из-за него. Чтобы задобрить Зюзю и убедить его не вредить озимым, для него готовили кутью. А еще никогда не жаловались на мороз: Зюзя жалоб не любил.
С другими богами были связаны и другие приметы, обычаи, детали. Бог Морок, например, помимо того, что был повелителем зимы, еще считался богом лжи, отсюда и «морочить голову».
Славянские зимние боги определенно не отличались добродушием и мягкосердечностью. Они могли заморозить до смерти, навредить хозяйству.
Но особенно злыми они стали с приходом христианства. Церковь пыталась уничтожить всякие языческие верования. Для этого некоторых божеств делали крайне жестокими. Так, бог Мороз уже мог воровать детей и даже требовал жертвоприношений.
«Русские женщины» в сокращении
Поема повествует читателю о героизме и смелости жен осужденных русских декабристов — княгинях Трубецкой и Волконской. Зимой 1826 года, княгиня Евгения Трубецкая отправляется в Сибирь, в след за своим ссыльным мужем. Длинная, трудная дорога навевает ей контрастные воспоминания о свадебном путешествии в Италии.
В дороге перед княгиней восстает та Россия, о которой она ранее не подозревала: нищая, с холодными избушками и голодными детьми. Прибыв в Иркутск, Трубецкая отказывается жить в отдельном доме, и, подписавши заявление о добровольном отказе от своих свобод, идет в барак к своему мужу. Губернатор поначалу очень жестоко обращался с княгиней, однако после того, как она заявила, что готова пройти сотню километров пешком, так же как и ее супруг, чиновник расплакался и смилостивился над ней. Он подарил княгине пар лошадей, для того, чтобы хоть на йоту облегчить ее будущую лагерную жизнь.
Вторая часть поемы состоит из рассказов еще одной княгине, которая последовала за своим осужденным мужем, Марии Волконской. В юности княжна Мария не имела отбоя от воздыхателей: она была образована, красивая и хорошо воспитанная. Однако сердце девушки оставалось холодным к череде поклонников. Отец девушки насильно выдал ее замуж за намного старше ее, князя Сергея Волконского. Спустя год после свадьбы, молодая женщина родила сына.
В это время, в Петербурге разворачивалось декабристское восстание, в котором активное участие принимал и ее супруг. Узнав о том, что мужа приговорил к ссылке, Маша почувствовала, что любит его и приняла решение последовать за ним в Сибирь. Сергей, не ожидавший встретить свою жену в лагере, был одновременно смущен этой встречей, и не сказано рад, так как сомнения в том, что молодая Мария его не любит, сразу развеялись.
Дед Мороз красный нос
Нет такого малыша в России, который не знал бы, кто он такой — этот Дед Мороз. Дед с посохом, в красной шубе, красной шапке, с длинной пышной бородой до пояса и мешком подарков за спиной… Образ этот знаком чуть ли не каждому с самого детства, еще со времен новогодних утренников, когда в ярко украшенном зале под пахучей елкой, увешанной гирляндами, рассказывали все новогодние стихи белобородому деду да его внучке Снегурочке.
Дед Мороз и Снегурочка
По славянским преданьям, живет Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой в глухой лесной чащобе, целый год занимается подарками и читает письма от детей, а потом за одну новогоднюю ночь разносит всем детям желанные игрушки или сладости.
В Белоруссии это Беловежская Пуща. Белорусский Дед Мороз, кроме того, не ограничивается только красной шубой в гардеробе — у него есть и синяя, и белая, и серебристая и др., а называют его еще Дзяд Мароз или Зюзя.