Образы крестьян в поэме «кому на руси жить хорошо»

Краткое содержание «мороз, красный нос»

Краткое содержание

Часть первая. Смерть крестьянина

Главы 1–5

Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает «на саван куски полотна».

Судьба простой русской женщины незавидна: обвенчаться с рабом, «быть матерью сына раба» и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь «суровую долю крестьянки» никто не в силах изменить.

А между тем «в русских селеньях» есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.

Главы 6–10

За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы: «чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.

По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется «старинный знакомец Пахом» – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.

Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские «рыданья и стоны» собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. «Всю ноченьку, стоя у свечки», дьячок читает молитвы над телом покойного.

Главы 10–15

Следующим утром «без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.

Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл «на срок торопился до места доставить товар», когда же вернулся домой, сразу слег. Ни горячая баня, ни ледяная прорубь, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась «в монастырь отдаленной» за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.

Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут «черные дни». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется «в лес, по дрова».

Часть вторая. Мороз, Красный Нос

Главы 16–24

В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает «мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать: здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.

Главы 25–28

Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые «по копейке, по грошику медному» они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.

Главы 29–36

Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.

Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она «сама холодеет, дрожит».

На третий раз «седой чародей» оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью «в уста ее, в очи и в плечи». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.

У вдовы исчезают с лица «последние признаки муки». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает «в своем заколдованном сне»…

Очень краткий пересказ поэмы «Мороз, Красный нос»

Зимой в обычной крестьянской семье случилось горе – умер любимый сын, муж и кормилец Прокл. По стечению обстоятельств старому отцу пришлось копать могилу для сына, мать покупала ему гроб и лапти в последний путь. А жена Дарья своими руками шила саван без времени почившему супругу. На её плечи легла тяжёлая доля русской крестьянки, которая на протяжении веков оставалась неизменной.

Но несмотря на сложную судьбу среди женщин русского народа есть сильные и волевые красавицы, от которых невозможно оторвать глаз. Работящие, смелые, способные с достоинством вынести любые тяготы. Самоотверженные матери и любящие жёны. Дарья была такой женщиной, но смерть Прокла обрушилась на неё горестным бременем.

Родные обрядили усопшего, оплакали и похоронили на следующий день. Молодой крестьянин работал, не жалея себя, чтобы семья была сытой, вовремя платил оброк. Летом он трудился в поле, а зимой шёл работать в извоз. Этой зимой он застудился, полдня простояв в снегу, а после этого, уже больной, три дня шёл пешком по морозу. Домой Прокл вернулся в лихорадке и слёг. Народные обычаи, знахари и ворожейки не смогли поставить мужчину на ноги. Тогда Дарья идёт в отдалённый монастырь за помощью иконы, известной целительной силой.

Преодолевая страх и стараясь не обращать внимания на суеверные знаки, женщина добирается до монастыря и с иконой возвращается домой. Но Прокл, умирает, едва дождавшись жены.

После похорон Дарья отправляется за дровами в лес, ведь запасы в избе закончились. В лесной тишине бедная вдова, которая всё время стойко и гордо держалась, даёт волю слезам и душевной боли. Не выпуская из мыслей любимого человека, женщина принимается колоть дрова.

Дарья разговаривает с супругом о будущем, представляет, как весной будет одна работать в поле, а потом убирать богатый урожай. Сетует, как тяжело ей будет без милого, грезит о свадьбе сына Гриши. А затем тяжкое осознание кончины Прокла заставляет её остановиться. Дарья нарубила много дров и стала собираться в путь, но снова задумалась.

В этот миг молодую крестьянку заметил Мороз-воевода, который осматривал свои владения. Он стал хвастать перед красавицей своим величием и могуществом, а затем захотел видеть жену Прокла своей царицей. Обратившись усопшим мужем, Мороз стал целовать закоченевшую женщину, и она поддалась его чарам. Дарья освободилась от своей боли и постепенно забывалась счастливым сном в мёртвой тишине леса.

Крестьянское счастье

В последние годы поэт стремился в своём творчестве оправдать репутацию защитника крестьянства, он много общался с представителями народа. Кроме сборников стихотворений выпустил поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой рассказал об «убогой и обильной, забитой и всесильной» стране, где простому человеку так сложно найти счастье. По мере выхода частей поэмы критики всё чаще отзывались о ней негативно, обвиняя Некрасова в «водянистости» повествования. При этом десятилетиями позже произведение получит статус главного творения поэта.

Некрасов женился на неграмотной девушке Фёкле, которая ухаживала за поэтом вплоть до его смерти в 1870 году. Проводить Некрасова на Новодевичье кладбище в Петербурге пришли тысячи людей.

Зрелые годы

Петр I интересовался различными европейскими новшествами, общался с иностранцами в Немецкой Слободе и в 1697–1698 годах съездил в уникальное даже по меркам мировой истории путешествие — в Великое посольство. То есть глава крупного государство инкогнито отправился в другие страны для знакомства с достижениями в области военного и морского дела, в науке и в культуре. Он посетил Голландию, Англию, Речь Посполитую, немецкие княжества, а в Россию вернулся из-за стрелецкого бунта в Москве.

Бунт был подавлен, а Петр I приступил к активному реформированию государства. Реформы совпали с ведением трех войн:

  • Северная война со Швецией;
  • Короткая война с Турцией в 1710–1714 годах;
  • война с Персией в 1722–1723 годах.

В ходе Северной войны Петр I смог расправиться со своим наследником от первой жены — царевичем Алексеем, что было изображено на картине художника Ге. Результатами его правления следует считать:

  • Появление в России Академии наук, первого музея, новых учебных заведений, начало обучения студентов в Европе.
  • Создание Балтийского флота и регулярной армии.
  • Строительство новых городов, появление множества мануфактур и заводов, развитие металлургии на Урале.
  • Рост территории России за счет присоединения Прибалтики от Выборга до Риги.
  • Реформа всех сфер государства жизни: церкви, финансов, престолонаследия, календаря, органов власти и местного управления.

Второй женой Петра I и первой русской императрицей стала Марта Скавронская или Екатерина I. От нее родилось много детей, но почти все умерли в детстве, кроме Анны и Елизаветы. Первая стала матерью Петра III, а вторая занимала престол в России с 1741 по 1761 год.

Рис. 3. Великое посольство Петра I.

5 класс. 10 класс

Жанровая направленность произведения представляется стихотворной поэмой, относящейся к реалистическому стилевому направлению, основанному на традициях натуральной школы с конкретным описанием крестьянского быта и трудовых будней.

Стихотворным размером в поэме является амфибрахия в сочетании с парной рифмой.

Своеобразием произведения является использование автором основных элементов балладного творчества в виде классической балладной фабулы с применением таинственности, мистики, фантастических признаков потустороннего мира.

Центральными персонажами произведения являются крестьянская женщина по имени Дарья, а также Мороз-воевода, представленный в качестве повелителя зимы. Дарья представляется в поэме в качестве настоящей русской женщины, характеризующейся способностью с достоинством и гордостью переносить все трудности жизни. Мороз-воевода представляется в поэме в качестве фантастического существа, по фольклорным традициям властелина холода и зимы.

Основная тема произведения заключается в изображении ужасной судьбы русских крестьян, обладающих несравнимой душевной силой, которая способствует стойкому преодолению все жизненных испытаний.

Помимо основной тематики, автор раскрывает в поэме тему смерти, звучащий на всем протяжении сюжетного повествования.

Ключевая смысловая нагрузка произведения состоит в невозможности победы силы воли русской крестьянки, которой присущи высокие моральные идеалы, являющиеся отражением подлинного русского облика.

Среди средств художественной выразительности в произведении автором используются народнопоэтическая лексика, словесные выражения, подчеркивающие народный колорит и фольклорные традиции русского народа. Кроме того, автором широко используются в поэме многочисленные метафоры, эпитеты, сравнения, непосредственно связанные с фольклорным творчеством, и подчеркивающие достоинства главной героини произведения. Также в качестве средств художественной выразительности автор применяет уменьшительно-ласкательные суффиксы, делающие акцент на фольклорных песенных мотивах, и прием анафоры, обуславливающий представление читательской аудитории кульминацию сюжетного повествования.

Таким образом, авторская идея написания произведения заключается в изображении сложной и трудной жизни русских крестьян, в особенности, представительниц женского пола, бесправных и страдающих от непосильного труда и жизненных тягот.

Из переводчика — в редакторы

Некрасов обратился к журналистике. Обрёл знакомых среди издателей, стал печататься в «Пантеоне русского и всех европейских театров» с рецензиями, переводами и пьесами. Белинский заметил, что у поэта получалось выпускать рецензии на книги даже быстрее него

Критик это оценил, обратил внимание на поэзию Некрасова, которая к тому времени уже успела «повзрослеть».

Некрасов проявил себя как издатель: выпустил «Физиологию Петербурга» и «Петербургский сборник». Оба издания публика встретила с восторгом, в писательских кругах их считали коммерчески успешными.


Часть редакции «Современника», Некрасов и Панаева сидят рядом. (wikimedia.org)

В 1847 году Некрасов вместе со своим другом литератором Иваном Панаевым купил «Современник», который раньше выпускал Александр Пушкин. Благодаря организаторскому таланту и редкой способности к дипломатии поэт собрал на страницах журнала лучших публицистов, писателей и поэтов своего времени: Тургенева, Толстого, Фета, Салтыкова-Щедрина, Островского, Чернышевского, Герцена.

Анализ «Мороз, красный нос»

Дарья — женщина с тяжелой судьбой — была женой нищего человека и матерью его детей,однако благодаря силе, выносливости и трудолюбию, свойственным всем российским женщинам, она смело выносила все трудности и переложила на свои женские плечи заботы о семье. Благодаря неуемному труду, в семье женщины всегда был уют, горячая пища, одежда для детей и тепло.

Но делая приготовления к похоронам мужа, Дарья почувствовала себя слабой, у нее не было сил смириться с горем, постигшим ее. Однако даже когда похороны закончились, женщина не имела возможности плакать, вернувшись домой с кладбища, она увидела, что дети не кормлены, а в избушке стоит холод. Дарья поехала в лес, чтобы взять там древесины для растопки печки, и только в лесной чаще позволяет себе громко заплакать, оплакивая покойного любимого мужа и свою долю.

Малость успокоившись, она погрузила дрова на тележку и уже собралась домой, как вдруг из далека послышался голос Мороза — воеводы. Мороз манит женщину своей ледяной булавой и обещает ей тепло и спокойствие в своем царстве. Дарью посещает введенье — она видит своего живого мужа, детей и летнюю природу. Ей становиться необычайно тепло и радостно на сердце. В этот момент душа женщины покинула тело, вдова умерла в лесной чаще.

Мороз, Красный нос. Некрасов Н.А, (Есть женщины в русских селеньях)

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме. «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, – Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!»

Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа. Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба‑злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз‑воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

Образы и символы

Главными героями поэмы являются крестьянка Дарья и повелитель зимы — Мороз-воевода. Сначала рассказчик рассуждает о тяжелой доле русской крестьянки, а затем обращается к образу Дарьи, вдовы крестьянина Прокла, оставшейся с маленькими детьми без кормильца семьи.

  1. Дарья
    – настоящая русская женщина, которая с достоинством переносит все жизненные тяготы, холод и голод. Она верит в то, что спасение человека состоит в честном труде и семейных ценностях, она посвящает всю себя своему мужу и детям. После смерти любимого героиня вынуждена взвалить на себя все мужские обязанности, в том числе и пополнение запасов дров. В лесу она и встречается с другим центральным персонажем поэмы.
  2. Мороз–воевода
    – это фантастическое существо, которое в фольклоре является властелином холода и зимнего времени года. Образ этого персонажа нам знаком еще по сказке «Морозко». В поэме Мороз представлен величественной и неукротимой силой, которая управляет судьбами попавших в ее власть людей и жестоко наказывает за неповиновение. Испытывая Дарью холодом, герой видит, насколько сильна ее воля, и, сжалившись, ледяным дыханием освобождает ее от мук этой жизни. Это делает его спасителем главной героини, но заставляет читателей волноваться о судьбе ее детей, оставленных без матери и отца. Как можно видеть, образ Мороза неоднозначен и тесно связан с фольклорной традицией, которой пронизана вся поэма. Если в сказках всемогущий маг дарует тем, кто прошел проверку, счастье, то в данном произведении он награждает женщину смертью. Нет, дело не в жестокости. Просто для Дарьи нет в мире счастья, раз нет на свете любимого мужа. Поэтому причина ее страданий – не злая мачеха, а сама жизнь в одиночестве. Мороз убивает ее, чтобы она воссоединилась с супругом.

Нищета и голод

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является главной темой нищета и голод, с которыми сталкивались крестьяне в России. Низкие заработки, отсутствие земли, а также низкий уровень образования и доступа к медицинской помощи приводили к глубокой нищете, которая была характерна для большинства крестьянского населения.

Крестьяне жили в постоянной нехватке продовольствия. Они вынуждены были справляться с голодом и искать еду где только можно — в лесу, на полях, сбирая ягоды и грибы, кормясь преимущественно картошкой и котлетами из топинамбура. Временное облегчение принесло с собой искусственное снижение налога на крестьянскую натуру, но в таких случаях их все равно приходилось смириться с голодом и нищетой.

Бедность и голод крестьян были связаны с их положением в социальной структуре. Несмотря на огромное количество трудовых усилий, крестьяне оставались лишь владельцами небольших участков земли и были вынуждены сдавать все свои производимые продукты взамен на плату за землю. Не имея возможности продавать свою продукцию на открытом рынке, крестьяне были в подчинении помещиков и не могли улучшить свое материальное положение.

Добавьте тут любой стиль форматирования тегов «strong», «em», «ol» или «ul».

Жизнь крестьян: причины несчастья

Худшим образом представлялась жизнь крестьян в сельской местности России в XIX веке. Они жили в крайней нищете и несчастии, что вызвано рядом причин.

Во-первых, крестьяне не имели собственности на землю. Они были принудительно привязаны к помещику и должны были работать на его угодьях. Земля была распределена неравномерно, и крестьяне получали лишь малую долю отрасширяющейся пашни, а большую часть оставались покинутой. Крестьяне не могли свободно выбирать, как культивировать землю, и были вынуждены перейти на развитие аграрного искусства, но искусственный ирригационный упорство, которое фактически не возможно было следовать в разумные, по прежним нравам, деньги. Отсутствие достаточного количества земли означало, что крестьяне не могли вырастить достаточного количества культур для своего собственного пропитания.

Во-вторых, крестьяне платили высокие налоги и десятины помещику. Это приводило к тому, что они теряли большую часть своего заработка, и им было трудно справляться с прочими расходами на жизнь. Без земли, без средств к существованию, крестьяне жили в крайнем бедствии. Их доходы были недостаточны даже на самое примитивное пропитание.

В-третьих, крестьяне не имели прав и свобод, они были полностью зависимы от помещика. Крестьяне были обязаны выполнять все желания и указания помещика, не имея возможности выбирать свою судьбу и принимать решения самостоятельно. Постоянные ограничения и преследования приводили к тому, что крестьяне жили в постоянном страхе и угнетении.

Причины несчастия крестьян: Последствия:
Отсутствие земли Недостаток пищи, нищета
Высокие налоги и десятины Потеря большей части заработка
Недостаток прав и свобод Зависимость от помещика, постоянное страх и угнетение

Крестьяне в XIX веке не могли быть счастливыми из-за отсутствия земли и свободы, высоких налогов и десятин, а также постоянного ощущения бесправия и угнетения.

Основная идея

Смысл поэмы заключается в том, что дух русской женщины не сломить никакими невзгодами. Поэт взял на себя задачу создать образ настоящей русской красавицы, «величавой славянки», и наделил свою героиню высокими моральными идеалами. За всей трагедией Дарьи мы четко видим послание автора о том, что русские крестьянки несут на своих плечах всю Россию, несмотря на безразличие власти и жестокую несправедливость. В их лицах отражается подлинный облик всей Руси.

«Мороз, Красный Нос» – также поэма о трагедии многих крестьянских семей, оставшихся без кормильца, семей, в которых мать вынуждена взвалить на свои плечи всю тяжелую работу. При этому любовь Дарьи к Проклу рисуется автором как нить, которая связывает героев даже после смерти. Любовь в поэме – это глубокое и сильное, чувство, которое составляет саму суть русской женщины. В этом непоколебимом эмоциональном подъеме, который позволяет героине превозмогать боль, справляться с трудностями, заключается величие русской души. Главная мысль поэта – показать эту душу во всей красе и призвать людей своего круга защитить ее.

Прославление крестьянина-труженика

Степь, вольные простора, где родился крестьянин.

Неприхотливый, но непоколебимый труженик,

Носитель древних традиций и мудростей,

Передатчик наследия прошлых поколений.

Крепкий как дуб, с характером из железа,

Отчаянный борец с невзгодами и лишениями.

Он землю обрабатывает и хлеб возделывает,

Чтобы насытить голодные желудки своих детей.

Служитель земли, питающей нас и вселенную,

Он терпеливо и упорно вспахивает пашню.

Светило солнца на его хребте отражается,

За деньги свои он кормит нас, незнакомцев.

Он выполняет работу, что не для всех к лицу,

Как океан – безбрежный и безбрежно тяжелый.

В его руках вырастает пшеница золотая –

Корнишон, связанный с трудом и потом, не знает сознания.

Крестьянин, несущий плоды своего пота,

Ты – основа нашей силы и процветания.

Твое единство с природой – высшая ценность,

И твоя простота – источник мудрости и вдохновения.

Прославим крестьянина-труженика,

Он творит чудеса не витиеватыми словами,

А своими руками и своим сердцем.

Он – герой нашего времени, хранитель родных территорий.

  1. Он делает землю плодородной и богатой.
  2. Он воспитывает детей, передавая им свою мудрость.
  3. Он преодолевает трудности и препятствия на своем пути.
  4. Он является опорой своей семьи и своего народа.

Крестьянин-труженик, твой труд жизненно важен,

Он приносит плоды, укрепляет нас и делает сильными.

Твоя борьба соприкосновена с самой жизнью,

Так давай прославим крестьянина и его труд.

Печальные слова сестре

Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: «Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры». Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка — иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.

Угнетение и эксплуатация

Одной из главных причин несчастия и угнетения крестьян являлась система крепостничества, которая устанавливала неравные права и обязанности для сословий. Крестьяне были закрепощены и являлись собственностью помещика, что вело к постоянному эксплуатации и ограничениям в их жизни.

Крестьяне были лишены свободы передвижения и выбора места жительства. Они были прямо привязаны к земле и не могли покинуть помещичье владение без разрешения. Все это создавало ощущение запертости и лишало крестьян возможности искать лучшую жизнь в других местах.

Помимо этого, крестьяне были обязаны платить высокие деньги в качестве крепостной ренты, а также выполнять бесплатные работы на помещике. Таким образом, крестьяне были вынуждены тяжело трудиться на земле помещика, не получая при этом должной компенсации за свои усилия.

Времена праздников и отдыха крестьяне также не могли себе позволить. Им приходилось работать весь год, не имея права на отдых или развлечения. Вместо этого, они испытывали постоянное усталость и изнурение от непрерывных трудовых усилий на полях и в поместьях.

Таким образом, система угнетения и эксплуатации приводила к тому, что крестьяне не могли наслаждаться своей жизнью и быть счастливыми. Они были лишены основных прав и свобод, что составляло основу несправедливости и несчастья для этого слоя населения.

Название Описание
Крепостничество Система, закреплявшая неравные права и обязанности для крестьян и помещиков
Закрепощение Лишение крестьянства свободы передвижения и выбора места жительства
Крепостная рента Плата крестьян помещикам в виде денежных средств или натуральных продуктов
Изнурение Состояние крестьянства, связанное с постоянной усталостью и непрерывными трудовыми усилиями
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: