Основная идея «слова о полку игореве»: топ-3 сочинения 2022 года!

Слово о полку игореве: анализ произведения (подробный)

Описание персонажей

Все главные персонажи произведения относятся к положительным героям. К отрицательным образам — только половцы. Но это не обозначает, что описание действующих лиц является однообразным:

  1. Игорь — храбрый, находчивый, но самовлюбленный князь. Он молод, потому еще не понимает настоящего назначения лидера. Летописец описал момент его взросления: в поход отправился с юным задором, вернулся с печальным бременем опыта. В конце перед читателем уже другой герой — ум прояснился, а характер избавился от гордости.
  2. Ярославна — самобытный образ русской женщины. У нее даже нет имени, поскольку в то время девушек называли по отчеству, чтобы выделить происхождение рода. Она верная и сильная, является идеалом любящей жены. Проигрыш супруга не смутил ее, она начала действовать единственным способом, который был возможен для нее: пыталась смягчить богов молитвой. С помощью искреннего плача у нее получилось заручиться поддержкой природы и помочь Игорю сбежать из плена.
  3. Святослав — мудрый киевский князь. Всей душой переживает за Русь, хочет добиться благополучия для всего народа. Он корит горячность Игоря, не прячет его за родством. Это отражение идеального понимания летописца о правителе.
  4. Боян — поэт, который восхваляет князей и их ратные победы. За патриотичность он любим как правителями, так и обычным народом.
  5. Образ автора. Настоящий патриот, который горячо любит русскую землю. Это прослеживается в сочувствии летописца к героям и его вере в лучшее будущее. Также отмечается исторический кругозор и талант писателя, поскольку плач Ярославны, к примеру, выдуманное событие, но играет в произведении важную роль в придании художественности тексту. Именно она повелела стихиями помочь Игорю, а не дружине братьев. Потому в этом случае автор — не историк, а поэт.

Плач Ярославны

Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.

Ярославна — жена князя Игоря

Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

В глубокой печали обращается она ко всем силам природы. Говорит с ветром, приговаривая, что он навсегда развеял ее радость. Рыдая, разговаривает с Днепром, главной русской рекой, просит его: «сохрани на дальней стороне» любимого мужа. Плача, спрашивает у солнца, как же могло светило, с которым «каждому приветно и тепло», отвернуться от войска князя.

Будто услышав мольбы и плач Ярославны, откликнулась природа. Всколыхнулось море, вихрь помчался в сторону дома Игоря – «сам господь из половецких стран» указывал князю путь домой.

В полночь, когда Игорь не спал, размышляя о возвращении, вдруг услышал он условный свист. Это половец Овлур, приготовив коней для побега, звал Игоря. Помчал Игорь из половецкого плена, «в горностая-белку обратясь», потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне», а вместе с ним и Овлур. Когда беглецы загнали коней, Игорь полетел соколом к Донцу, а Овлур побежал серым волком.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Обнаружив исчезновение Игоря, Гзак и Кончак «ищут беглеца». Гзак предлагал «соколенка», сына Игоря, Владимира, оставшегося в неволе, «золотой стрелой» подстрелить. Кончак считал, что можно «опутать его девицей», женить на половчанке. Гзак же возражал: «он с девицей в терем свой умчится», и тогда «начнет нас бить любая птица в половецком поле» – снова начнут русичи воевать с половцами.

Князь Игорь вернулся из плена. Его возвращение автор сравнивает с появлением солнца на небе. Русская земля ликует: радостные «песни с дальнего Дуная» доносятся до Киева, а Игорь «удалой» идет по Боричеву подъему к церкви богородицы Пирогощей.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

О чем произведение?

Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.

Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.

Тематика

Патриотизм – основная тема древнерусского текста. Автор призывает любить свою землю, и эта любовь не показная, а истинная, глубинная. Речь не о пышных речах, а о делах, направленных на защиту, свободу и единство Руси. Патриотический посыл соответствует духу времени и историческим реалиям. Особенно ярко он раскрывается  в «Золотом слове» Святослава.

Родина – тема неотделимая от патриотизма, но всё же её стоит выделить отдельно. Здесь важен «образ Руси», как совокупности политически разрозненных земель

Но духовно они близки — и это самое важное. Русские люди чувствуют родство и неразрывную связь друг с другом

Природа  — это и важная для повествования тема и, фактически, ещё один «одушевленный герой», союзник и помощник человека. Понимание Родины для древнерусского человека было неотделимо от сил природы. Ярославна взывает к стихии, она верит в поддержку и помощь сил родной природы, родной земли. Природа – это живой, одухотворенный мир, с которым человек может общаться, это неотъемлемая часть родины. Такое понимание природы раскрывает особенности мировоззрения того времени.

Героизм – положительная черта главного героя, что во многом его и оправдывает. Он смел и рьян, а потому, несмотря на неудачу, возвращается на родину славным героем. Ведь его поражение – не исход честной битвы, а коварство соперника. В бою Игорь был сильней и показал свою отвагу. За смелость героя нужно уважать, его героизм отчетливо просматривается на контрасте методов борьбы русских войск и половцев.

Любовь и верность – та самая тема, которая более всего раскрывается в «Плаче Ярославны». Монолог княжны искренен и глубоко чувственен, в нём проявляется преданность как высочайшее проявление любви. Этот эпизод добавляет поэме «лиризма», усиливает общечеловеческие мотивы и побуждает обратиться к личности, к внутреннему миру древнерусской героини.

Опыт и ошибки – важнейшая тема, показанная через судьбу Игоря и реакцию Святослава. Киевский правитель смотрит на вещи с позиции опыта, чего явно не достает юному князю, потому он совершает ошибку и становится более опытным. Правда, какой ценой? Над этим стоит задуматься, читая произведение. Ведь его войско полегло, множество бойцов лишились жизни глупо и нелепо.

Краткий пересказ сюжета

  • князь Игорь, организовавший поход против половцев;
  • Всеволод, брата Игоря, воевавший вместе с ним;
  • Святослав, великий Киевский князь, опытный полководец (был двоюродным братом Игоря и Всеволода);
  • Ярославна, жена Игоря, ожидавшая его с поля боя;
  • Овлур, организовавший побег князя Игоря из плена.

Поход Игоря и Всеволода

На рассвете воины напали на половцев. В этот раз войско Игоря одержало победу, в качестве добычи русичам достались девушки неприятеля и различные богатства. Навстречу русским воинам уже скакала дикая Орда половецких ханов, возглавляемая Гзаком и Кончаком. Войско князя приготовилось к обороне.

Разобщенность князей Руси

Киевскому князю Святославу снится сон, который бояре толкуют, как поражение Игоря и Всеволода. Святослав изрек речь, обращаясь к младшим князьям, в которой он упрекает их за напрасно пролитую кровь и жажду славы. Великий Киевский князь призывает других князей объединиться и выступить против врага, но правители его не слышат.

Каждый из них занят борьбой за собственную власть. Половцы продолжают терзать русские земли. Защищая Переяславль, в бою ранен князь Владимир. От руки чужестранцев гибнут войска Рюрика и Давида. Автор от лица Святослава просит их отомстить за русскую землю.

Возвращение на родную землю

Тем временем Игорь, находясь в плену, среди ночью услышал сигнал от Овлура, замыслившего устроить русскому князю побег. Вдвоем они мчали по степи, пока не загнали коней. Затем Игорь обратился в сокола и полетел к Донцу. Овлур продолжал свой путь серым волком. Птицы помогали Игорю, указывая ему направление домой.

Образ Святослава в «Слове о полку Игореве»

Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в «Слове», Святослав — далеко не тот персонаж, которого знает история. Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов. Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства. В знаменитом своем «золотом слове», названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший «смутный сон», отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода («ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены»), укоряет их в том, что они «рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Обращаясь к «детям своим» (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!».

Наконец, главной мыслью «золотого слова» можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: «Но вот зло — князья мне не помогают: худо времена обернулись». Подлинно государственный подход к власти звучит в «золотом слове» Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это «слово» обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит «слава» Русской земли. Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за «золотым словом», является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

В образе князя Игоря изображен человек, одержимый жаждой подвига и славы, он дерзок и безудержен. Ему не хватает рассудительности и политической зрелости. Он храбрый воин и готов сложить голову вместе со своими дружинниками. Осознав, какую страшную цену он заплатил за свое тщеславие,Игорь после половецкого плена едет к отчему престолу в Киев, как и библейский блудный сын. И за это раскаяние ему в конце поется слава.

Весьма живописен образ князя Всеволода. Младшего брата князя Игоря прозвали за воинскую удаль и храбрость Буй-Тур ли Яр-Тур. Слова «буй» и «яр»в Древней Руси означали «неистовый» и «неукротимый», «туром» называли дикого быка. Молодой князь Всеволод в описании боя предстает как храбрый воин, он скачет впереди своих дружинников, уверенно владеет мечом и луком, держит оборону и продолжает сражаться, даже лишившись оружия. Братья дружны и преданы друг другу.

В образе князя Святослава показан мудрый правитель. Киевский князь не раз предпринимал успешные походы против половцев, укрепляя границы русских земель. Он осознавал, к чему может привести раскол между русскими удельными князьями, которые правят по принципу «это мое – и то мое же», ища лишь личной выгоды.

В «смутном» сне Святослава проявились его тревожные предчувствия, что желание славы и молодость могут толкнуть князей Игоря и Всеволода на рискованный и бессмысленный поход. Образы-символы, увиденные во сне, предвещали беду, они были для славян плохими приметами. Кровать предзнаменовала болезнь или смерть, черное покрывало считалось погребальным, синее отравленное вино сулило горечь разлуки, рассыпанный из вражеского колчана жемчуг – скорбь и слезы, терем без главного украшения – конька на крыше символизировал разрушение. Крики ворона в далекой стороне, где-то у моря, были признаком беды, идущей с вражеской стороны. Сон стал пророческим.

После поражения дружин князя Игоря и Всеволода русские земли лишились защитников, стали доступны для разорения половцам. Святослав, оплакивая гибель дружин, осуждая неразумное честолюбие князей, взывает забыть о междоусобице и распрях, «склонить стяги», «вложить в ножны мечи», т.е. умерить гордыню и перестать враждовать между собой, не искать себе личной славы и почестей, объединиться для защиты границ своих вотчин от вражеских набегов, чтобы не допустить грабежей кочевников на русских землях.

В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Обращение киевского правителя к боярам автор назвал «золотым словом». Его речи присуща политическая дальновидность и государственная мудрость. Святослав обращается с призывом сплотиться перед лицом внешнего врага, ибо поход князя Игоря показал, что жажда личной славы может привести к поражению, ослабит рубежи русских земель. В «золотом слове» Святослава раскрывается основная идея всего произведения.

Концовка

Природа «внемлет» плачу Ярославны, способствуя побегу главного героя. Половец Овлур помогает ему добыть коня. Чтобы спастись, князю нужно избавиться от погони. Его преследуют два половца, думая, как изловить и вернуть пленника, но ни один из способов не приносит результата.

Князь возвращается на родину. Народ встречает его восторженно. Казалось бы, он проиграл и был пленен. Тем не менее, люди рады, что правитель вернулся. Тот факт, что он спасся из плена, сам по себе воспринимается как победа.

Казалось бы, благополучно выживший князь из-за собственных ошибок, тщеславия и самоуверенности «сгубил» часть своих людей, но народ всё равно принимает его и поёт ему славу, наряду с Всеволодом и Святославом.

Всё, что случилось с Игорем – результат его ошибок, герой прошел путь осознания. Финал произведения может показаться странным и не очень логичным. Тем не менее, благополучная концовка исторична, и она дополняет смысловой посыл.

Главная идея слово о полку Игореве

Большое место занял бы перечень ПССХ деятелей

Половцы, отодвинутые за Дон во времена

Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской. Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцам. Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверекий князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно. Он был жестоко разбит и попал в плен.

Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.

Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.

А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.

Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает…

Однако реальность была другой, князья старались нажить славу только для себя и враждовали с другими правителями.

Эти события показали, насколько важна идея единения государства.

Несмотря на то, что воины князя демонстрировали огромную храбрость и выдержку, силы противников были неравными. Каждый князь хотел прославиться, самостоятельно одолев кочевников. В результате их самоуверенность приводила к позорному поражению.

Автор дает князю Игорю

справедливую характеристику: он смел, отважен, но честолюбив, стремится к славе. Автор уважает его за храбрость и решительность. Игорь — верный сын Руси, защитник Родины. Однако писатель не скрывает его недостатков, а сурово на них указывает: на его корыстность, честолюбие.

Автор негодует, что управитель оставляет свой народ без защиты, когда вторгаются кровавые половцы.

Поэтому лиро-эпическая повесть будет интересна читателям всегда.

Вся поэма проникнута мыслью о единении Руси. Автор открыто выражает свою точку зрения на описываемые события, дает характеристику героям поэмы. Он словно сам участвует в походе Игоря.

В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).

Популярные сегодня темы

Хотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми

Главным героем данного замечательного произведения, написанного великолепным автором Александром Пушкиным, является Самсон, который является очень скромным и простым человеком

В пьесе Константина Островского под названием Гроза рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества.

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

Также значительную роль в поэме играет образ Ярославны – жены Игоря, которая, узнав о пленении мужа, обращается к силам природы с просьбой о помощи

Этим автор высказывает мысль о том, что важно не только объединение между собой, важно еще и объединение с природой и духами предков, ведь именно вера в силу своей земли помогала нашему народу побеждать всех зримых и незримых врагов

Трагедия и героизм

Сюжетная особенность заключается в том, что внутри всего повествования находятся отдельные части, каждая из которых является самостоятельным произведением.

Летописец поставил для себя несколько задач:

  1. Разбудить сознание князей, чтобы они объединились во имя Руси.
  2. Показать положение, в котором была русская земля, полностью разъединенная.

Он сделал это на примере Игоря. Описание является противоречивым. Вроде бы он — герой, смелый предводитель, стремившийся защитить Русь. Но при этом князь походом нанес большой вред общему делу — на это указывают «золотые слова» Святослава.

Героизм Игоря заключается в его решимости пойти вопреки всему — плохому предзнаменованию и превосходству кочевников по количеству воинов. Он выиграл первую битву, после его пленили. Однако его не повергли. Он сбежал от половцев, и, по большому счету, остался непобедимым. При этом героизм вследствие его действий обернулся трагедией.

Землю залили кровью смелых русичей, стон и плач были слышны по всей Руси. Те же половцы, которых недавно победил князь Святослав, разошлись по русской территории. Через время превратили позор во славу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: