Главные герои и их характеристика
Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена. История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские. Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.
Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.
Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.
Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.
Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени
Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет
Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.
Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.
Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.
Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.
Источники текста
Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.
В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.
Сюжет и герои
Главная тема произведения не рассматривается без сюжета.
Поэма состоит из 5 частей:
- Упоминание сказителя Бояна и размышления о том, каким стилем вести повествование: собственным или ранее устоявшимся.
- Поход Игоря: от вдохновляющей речи к собратьям по оружию и затмения, воспринятого символом провала, до разбития полков Игоря и Всеволода. Автор вспоминает побоища деда Игоря — князя Олега.
- Победа Святослава, произошедшая годом раньше, и скорбь по ныне погибшим перемежаются с авторским объяснением нынешнего бедственного положения русской земли. Он призывает подумать, к чему привели междоусобицы князей на почве тщеславия и жадности.
- Плач Ярославны. Жена Игоря просит солнце, ветер и реку Днепр помочь раненому и пленённому мужу спастись.
- Князь возвращается живым, сбежав из плена.
Каждый элемент «Слова» символичен: персонажи являются не только действующими лицами, но и собирательными образами. Например:
- Автор не просто описывает события, его комментарии и размышления сопровождают читателя до самого заключения. Вместе с ним имеется возможность анализировать ситуацию, а также он постоянно проводит отсылки к фольклору, проводя сравнения между «тогда» и «сейчас», усиливая контраст, аргументируя основную мысль. Повествователь любит родную землю и каждого из персонажей, что постоянно проявляется в тексте.
- Игорь и Всеволод — храбрые и умелые доблестные воины, искренне любящие родную землю.
- Святослав — голос разума, мудрый правитель.
- Ярославна — символ дома и родины, все, кого защищают воины и за кого они борются; те, кто ждёт их дома: верные жены, заботливые матери, скучающие дочери.
- Природа — фрагменты с ней отражают состояние персонажа и родины в целом; она проявляет психологический нюанс и, одновременно с этим, это активный, почти одушевлённый участник повествования.
Концовка
Природа «внемлет» плачу Ярославны, способствуя побегу главного героя. Половец Овлур помогает ему добыть коня. Чтобы спастись, князю нужно избавиться от погони. Его преследуют два половца, думая, как изловить и вернуть пленника, но ни один из способов не приносит результата.
Князь возвращается на родину. Народ встречает его восторженно. Казалось бы, он проиграл и был пленен. Тем не менее, люди рады, что правитель вернулся. Тот факт, что он спасся из плена, сам по себе воспринимается как победа.
Казалось бы, благополучно выживший князь из-за собственных ошибок, тщеславия и самоуверенности «сгубил» часть своих людей, но народ всё равно принимает его и поёт ему славу, наряду с Всеволодом и Святославом.
Всё, что случилось с Игорем – результат его ошибок, герой прошел путь осознания. Финал произведения может показаться странным и не очень логичным. Тем не менее, благополучная концовка исторична, и она дополняет смысловой посыл.
Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников
Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее
Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее. Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление
Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.
Сочинение образ Руси в Слове о полку Игореве
Во многих литературных произведениях древней Руси, будь то поэма или сказка, постоянно упоминаются добрые молодцы, которые защищают Русь от всех напастей и угроз. Многие из этих поэм и сказаний дошли и до нас, благодаря чему о Руси сложилось мнение, что на ней жили одни лишь добрые богатыри и славные войны, готовые отдать жизнь за родину. Как не прискорбно, но в реальности было не совсем так. Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то мы знаем это только из поэм и сказаний, а они как правило чересчур романтизированы.
Реальная Русь же была отнюдь не гостеприимным местом. Постоянные набеги со стороны различных племен кочевников, царский деспотичный режим, и прочие проблемы государства по типу древней Руси изрядно портили жизнь как приезжим из других стран, так и коренным жителям страны. Из-за всего этого население было очень придирчиво к иностранцам и даже к их родным и близким, из-за чего долгая жизнь в таких натянутых отношениях друг с другом привела к тому, что коренное население Руси как бы очерствело по отношению ко всему.
В поэме же Русь показывают сначала как каноничную богатырскую державу, но затем на поверхность всплывает та самая, черствая Русь. Никто не желает отправиться на помощь Игорю или хотя отправить кого — нибудь туда. Всех заботит только лишь собственная безопасность и их благополучие. Таков образ реальной Руси в поэме, и это очень хорошо, из-за того что даёт читателю реальную достоверную информацию, не навязанную стереотипностью мышления более поздних или находившихся под влиянием власти писателей.
Подведём итоги. Проблема интерпретации Русской земли в поэме раскрыта очень хорошо, благодаря чему можно получить развёрнутый ответ на вопрос состоянии древней Руси. Русь показана как неприветливое, ожесточенное постоянными набегами место, что даёт хорошее представление о том, как там нелегко жилось, и на что шли некоторые героические личности, чтобы спасти отчизну от полного уничтожения кочевниками и прочими противниками. Далее из этого следует, что на Руси может и были так называемые богатыри, но их было настолько мизерно количество, что можно по пальцам одной руки пересчитать. Исходя из этого, можно понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси.
9 класс
Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 5-9 классы
Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»
План
I. Автор «Слова о полку Игореве».
II. Патриотический пафос «Слова…».
1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.
2. Гражданское мужество автора.
3. Обращение к устному народному творчеству.
4. Роль ораторских приемов в произведении.
III. «Слово» – творение настоящего мастера.
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.
Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое «это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.
Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».
Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»
«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.
ПредыдущаяСтраница
СледующаяСтраница
Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
- 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского.
- 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря.
- 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской.
- 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.
«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России.
Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя.
Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал.
Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения.
Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости.
Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
Обратите внимание
Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей.
Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным.
Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов:
«Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода».
Главная идея слово о полку Игореве
Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве». Это памятникдревней русской литературы. Время написания «Слова о полку Игореве» — конец ХН века, но известно оно стало лишь в конце ХIII века. С тех пор великая патриотическая поэма нс раз занимала умы поэтов, ученых и художников. «Слову О полку Игореве» обязаны мы гениальной оперой Бородина, и знаменитой картиной Васнецова, великий Пушкин мечтал поревести «Слово о полку Игорсве» на современный язык.
Большое место занял бы перечень ПССХ деятелей
науки, поэзии и вообще культуры, чье внимание было привлечено этим удивительным поэтическим творением, созданным около восьми столетий назад в древней Киевской Руси. Русь в ХН веке страдала от двух основных бедствий: княжеских междуусобных войн и половецких набегов. «Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи», Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха
Не сумели русские князья выполнить разумные их советы. Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь
«Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи», Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Не сумели русские князья выполнить разумные их советы. Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь.
Половцы, отодвинутые за Дон во времена
Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской. Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцам. Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверекий князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно. Он был жестоко разбит и попал в плен.
Страшное поражение имело своим последствием то, что половецкие ханы вторглись на русскую землю и подвергли ее опустошению. В тексте великой воинской поэмы есть потрясающего трагизма строки об этом: «тьма свет покрыла: по Русской земли прострощася Половци», с глубокой скорбью изображает поэт картину народного бедствия, нашествие врагов, скорбь русских вдов. Рассказ о неудачном походе Игоря и эпизод гибели «Бориса Вячеславовича с братом Вятиславичем ярко иллюстрируют идею автора о бессмысленности и ‘опасности междуусобиц. Основной идеей «Слово о полку Игореве» является горячий призыв к единению русских князей.
Автор «Слова о полку Игореве» — неизвестный прогрессивный человек, видевший свою задачу в том, чтобы призвать русских князей к единению, к сплочению, народное и общественное мнение направить против княжеских междуусобиц, осудить князей за стремление к личной славе и удовлетворению своих эгоистических помыслов. Поражение для автора — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей. Автор «Слова о полку Игореве» чувствует себя власть имущим, видя бедствия своего народа, недавно столь высоко стоявшего, зовет Всеволода Владимирского на престол Киевский: «Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча — отня злата стола поблюсти. «. Поэт уверен, что если. бы Всеволоду удалось прибыть на юг, Родина избавилась бы от своих внутренних бед и внешних врагов. Но призыв горячего патриота остался только призывом: Всеволод не смог «поблюсти отня стола». Общерусские интересы остались отодвинутыми на второе место.
Узкая местная эгоистическая политика возобладала. Князья продолжали ковать крамолу и губить Русскую землю. Людям, мечтавшим видеть свою страну объединенной и великой, пришлось ждать долго. Пришлось пережить удар жестокой татаро-монгольской Орды. «Слово о полку Игореве» имеет грандиозное художественное значение. Пушкин Ас. восхищался «духом древности», который’веет от произведения. з’Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Великая патриотическая поэма Древней Руси — это скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение конца ХП века — не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной