Популярные сегодня темы
Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.
Великий испанский писатель Мигель де Сервантес посвятил частицу своей жизни созданию гениального произведения под названием «Дон Кихот». Это описание легендарных приключений рыцаря и его оруженосца.
Моя мама всегда говорила, что труд облагораживает человека. Я и сам привык никогда не сидеть без дела. Сейчас я стараюсь отлично учиться, чтобы в будущем получить профессию, которая мне по душе
М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – один из знаковых для русской литературы и культуры в целом людей. Как и многие представители творческой профессии, писатель прожил короткую жизнь.
Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.
Цитатная характеристика
Описание образа Ярославны с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Ярославна — молодая жена князя Игоря. (Далее — цитаты по стихотворному переводу Н. Заболоцкого.)
«Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой».
Этот персонаж появляется в третьей части «Слова о полку Игореве», которую часто называют «Плач Ярославны». Ярославна, проводив в опасный военный поход своего мужа, князя Игоря, с волнением ждет известия от своего суженого. Когда приходит печальная новость о поражении княжеского войска, княгиня горького оплакивает не только своего мужа, но и всех воинов, павших на поле боя.
В образе молодой княгини можно увидеть все сильные качества русских женщин, которым в силу жизненных обстоятельств необходимо было быть невероятно стойкими и выносливыми. Они часто провожали своих мужей в дальние походы, на войну и каждый день молили высшие силы о благополучном возвращении своих суженых.
Ярославна — это образ верной, преданной жены, душа которой рвется навстречу своему супругу. Кажется, её любовь настолько сильна, что способна уберечь мужа от бед и лишений, победить саму смерть.
Исторический прототип
Женский образ «Слова о полку Игореве» был списан с реального исторического лица. Это была Ефросинья Ярославна, жившая во второй половине XII века. В произведении не упоминается настоящее имя героини, а только её отчество. Это связано с тем, что во многих древнерусских произведениях, в том числе и в «Слове…», женщин принято было называть исключительно по отчеству.
Ещё до замужества Ефросинья имела высокое положение в обществе. Её отцом был галицкий князь Ярослав Осмомысл, а матерью — суздальская княжна, дочь Юрия Долгорукого.
В юном возрасте Ефросинья вышла замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича, предположительно в 1169 году. В этом браке у них родилось пятеро детей:
Значение «Плача Ярославны»
Одним из самых проникновенных лирических мотивов произведения по праву считается «Плач Ярославны», в котором молодая княгиня горького рыдает на городской стене, призывая силы природы спасти её любимого мужа.
Ярославна, как было принято в Древней Руси, с особым почтением относилась к природе, олицетворяла её. В ней она видела высшую силу — могучую и справедливую — способную помочь ей в горе.
Так, сначала Ярославна обращается к ветру. Он упрекает его: вместо того, чтобы вольно летать над синим морем, он помогает половецким стрелам уничтожать княжеское войско.
«— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?»
«Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
Далее Ярославна обращается к Днепру — мощной водной стихии, способной с лёгкостью пробивать каменные глыбы. Ярославна просит Днепр сохранить князя Игоря в далёкой стороне, не дать ему погибнуть.
«— Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!».
Княгиня также взывает к солнцу, которое всем дарит тепло и свет. Ярославна упрекает светило в том, что оно обожгло княжеское войско своими лучами, иссушило их походные луки.
«— Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?».
Троекратное обращение Ярославны, больше свойственное сказкам, очень гармонично вошло в основной сюжет «Слова…». Благодаря этому приёму удалось передать всю силу любви и преданности Ярославны, в которой воплотились образы жён и матерей.
«Плач Ярославны» отражает положение женщин, живших во времена Древней Руси. Они во всём покорялись мужской воле, и превыше всего в женщинах ценилось такое качество как безусловная преданность. Известный культуролог Лихачёв так написал об этом:
В лице Ярославны автор показал всех женщин, которые ощутили боль потери дорогих сердцу людей. Княгиня не знает, жив её супруг или нет, но в её сердце так много бескорыстной любви к нему и искренней веры в спасение, что она обращает свою молитву силам стихии, желая помочь супругу оказаться на воле. Об этом писал Д. С. Лихачев:
Вместо послесловия
Жаль, что такое произведение, как «Слово», было утрачено в оригинальном варианте. Печально, что нам не известен автор этого литературного шедевра. Но, к счастью, мы имеем возможность читать его в переводах и восхищаться глубиной образов, искренностью чувств и актуальностью проблемы, описанной почти тысячу лет тому назад.
Сочинение на тему «Ярославна-образ русской женщины
Ответы:
Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин
Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче
Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания. Полечу,- говорит кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле. Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов. О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?.. О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую… Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слез на море рано. Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела. Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждою луки скрутило, горем им колчаны заткнуло? Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности
Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Далеко в Путивле, на забрале Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..
Характер княгини
Женщина в произведении предстает истинной подругой для своего мужа. Она преданная, искренняя и самоотверженная. Ее плач льется над рекой, показывая настоящие чувства и скорбь от гибели Игоря. Ведь ранее женщины часто плакали, отдавая дань обычаям, ведь не всегда браки на Руси заключались по любви.
Княгиня же искренне сожалеет о том, что не может отправиться к любимому, как на крыльях. В нее автором заложен образ самоотверженной женщины, готовой на все ради своего супруга. Этот типаж еще неоднократно будет воспет в произведениях русской литературы многими авторами. Они показывают, насколько чистые, верные и преданные были женщины на Руси, как сильно они могли любить.
Поэтичный образ Ярославны полностью равноценен остальным персонажам. Здесь четко прослеживается противоречивость характера представительниц прекрасного пола. Характеристика княгини полностью это подчеркивает. Она предстает перед читателем:
- сильной;
- смелой;
- мужественной;
- могущественной.
Это делает ее равной многим мужчинам. Но вместе с тем она очень хрупкая, нежная, подчиняющаяся своему влиятельному князю. Ярославна очень мудра, то позволяет ей принимать власть супруга добровольно. Это, в свою очередь, приносит ей большие плоды — она воспринимается равной Игорю, женщина в полной мере получает от него любовь и уважение.
Исследования литературоведов
Памятник русской литературы полон загадок. Одна из них – имя героини. В тексте его нет. Читатель привыкает к слову Ярославну, ассоциируя его с именем, но это отчество. Настолько проникновенно пишет автор о женщине, что отчество и имя сливаются в восприятии. Доказательством таких выводов исследователей являются исторические факты. Игорь, князь г. Новгород-Северский женат на дочери князя Галицкого – Ярослава Владимировича, известного еще как Осмомысл.
Среди исследовательских источников есть версия, что женщину звали Ефросиньей, но доказательств данной находки нет. Выводы ученых строятся на именах сыновей – дети Ефросинии. Нет в памятнике литературы и точного указания на возраст персонажа. Приходится просто предполагать, что Ярославна молода по строчкам текста: «голос молодой», «кличет молодая». Женщина красива. Ее образ покорил художников, портрет стал одним из используемых в изобразительном искусстве. Мастерам кисти хотелось передать детали скрытых в тексте признаков женской привлекательности. Художники пытались передать красками душу и любовь.
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» — знаменитый памятник древнерусской литературы. В нем сочетается лаконичность и точность слова, поэтичность и эмоциональность. Эти особенности привлекают к старинной поэме творческих людей уже много веков.
Автор произведения неизвестен, он повествует о событиях давно прошедших дней, которые в результате привели к столь желанному объединению разобщенных князей. «Слово о полку Игореве» стало первым русским произведением, раскрывшим перед нами многогранные образы русских князей, их войск и семей.
Образ Ярославны
Одним из ярчайших образов произведения стал образ Ярославны – молодой жены князя Игоря. Образ ее исполнен трагедии и печали, но вместе с этим лиричен и поэтичен. Ярославна представлена верной и преданной, бесконечно любящей спутницей жизни.
Переживая за благополучие мужа, Ярославна плачет на стене Путивля, не пряча слез и не стыдясь их. Плач передан в традиционной для русского фольклора форме. В нем есть и церемониальность и искренность, которая не оставляет равнодушным читателя. Ярославна всеми силами души стремится оказаться рядом с Игорем в тяжелую для него минуту. Она словно чувствует его боль, единственным ее желанием становится облегчение его страданий.
Обращение Ярославны к силам природы
Осознавая, что никто из окружающих не может ей помочь, она обращается к природным стихиям, умоляя не губить родного ей человека. Призыв к ветрам, солнцу и Днепру переполнен безграничным доверием и надеждой, языческой верой во всемогущество природных богов.
«Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — вопрошает она у Днепра. Сквозь уважительный тон можно проследить упрек силам природы за то, что произошло с русским войском: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — обращается девушка к ветру.
Образ русской женщины в «Слове…»
Образ верной жены Ярославны цельный и самодостаточный. В ее причитаниях отчетливо слышится тоска и печаль всех русичей, пострадавших от поражения от половцев. Через этот образ автор представляет скорбь всех русских людей, особенно русских женщин, ждущих своих мужей с полей сражения, безукоризненно верящих в правильность поступков своих супругов, готовых в любой момент прийти ему на помощь.
Значение образа Ярославны для русской литературы
Образ Ярославны оказал влияние на творчество многих русских писателей и поэтов, стал предвестником героинь Пушкина, тургеневских девушек, женских образов Толстого. «Слово…» переводили с древнерусского разные поэты и писатели. Самые известные переводы плача Ярославны Жуковского и Заболоцкого. Каждый из них по-своему передает страдания девушки, поэтично обрисовывают ее внутреннюю боль.
На мой взгляд, плач Ярославны вызывает непередаваемые ощущения после прочтения, особенно если читать его в оригинале. Автор «Слова о полку Игореве» по истине тонкий психолог, чутко чувствующий прекрасное в мире.
Мощь эмоций: сила чувств в исполнении актрисы
Актриса, исполняющая роль Ярославны в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, восхищает своими актерскими способностями и способностью передать мощь эмоций. В ее исполнении плач Ярославны приобретает особую силу и искренность.
Сила чувств, которую актриса транслирует во время плача Ярославны, не оставляет зрителей равнодушными. Она способна проникнуть в самые глубины души и вызвать сильное эмоциональное отклик. Каждая нота и каждый жест пронизаны глубоким чувством и энергией.
Актриса использует все возможные средства, чтобы передать мощность эмоций Ярославны. Она в полной мере осознает значение музыкальности и текучести плача, и она непревзойденно владеет всеми средствами актерского мастерства.
В ее исполнении зрители могут увидеть и почувствовать все тонкости переживаемых Ярославной эмоций. В ее голосе звучат страдание и отчаяние, мольба и горечь, смирение и гнев. Каждая фраза, каждая нота доносит до зрителей всю гамму чувств Ярославны, вдохновляя и погружая в глубину собственных переживаний.
Сила эмоций, которую актриса вложила в свое исполнение, не имеет ограничений. Она способна пробудить в зрителях глубокие чувства и пробудить их сочувствие и восприятие. Исполнение Ярославны становится настоящим прорывом в понимании и ощущении мировой классики и трагедий.
Сила чувств актрисы передается через ее физическую игру. Ее беспокойство и движение, падение в обморок и волнение взрываются на сцене. Она создает яркий образ Ярославны, заполняющий всю сцену своей энергией и силой.
Актриса использует свой голос как главное средство выражения эмоций. Она передает каждую ноту с особым страстным звучанием, которое доносит до зрителей всю глубину чувств Ярославны.
Используя свое мимическое искусство, актриса передает эмоции Ярославны без слов
Ее выразительные глаза и мимика мгновенно обращают на себя внимание и рассказывают зрителям весь сюжет и переживания героини.
Мощь эмоций, которую актриса вносит в свое исполнение роли Ярославны, является одной из главных причин, почему ее представление так запоминающееся. Она дает возможность зрителям окунуться в мир своих собственных чувств, пережить глубокие эмоции и понять смысл и силу женского образа в плаче Ярославны.
Причины мощных эмоций в исполнении актрисы: |
---|
Физическая игра и движение |
Голос и музыкальность |
Мимика и выразительные глаза |
Характер Ярославны
В плаче девушка готова обратиться птицей и полететь в чужие края. Автор поэтично рассказывает о смелости красавицы. Укоряя и проклиная природу, не поддержавшую ее любимого, она не ругает врагов. Ярославна не пытается проникнуть в политическую подоплеку похода мужа. Она не рассуждает как Святослав о князьях, которые могли быть рядом на поле брани. Женщина готова идти против сил природы, рисковать всем, что у нее есть. Ей нужен Игорь дома, живой и здоровый. Смелость и откровенность – главные черты характера. Она не стесняется стоять на виду у всех и плакать в голос, прося помощи не у реальных людей, а у языческих божеств. Любить так смело могла только мужественная женщина, поэтому она стала примером для потомков, образцом для художников и поэтов.
Другие образы в «Слове»
Главным персонажем произведения является Игорь, который организовал неудачный поход. Этому событию предшествовал другой поход — успешная военная кампания русичей совместными силами, в которой участвовали многие князья Руси, кроме Игоря. Поэтому он выступает как который думал о славе, а не о хорошей подготовке к войне. Он недальновидный, так как не обращает внимания на дурные звуки, он жаждет только славы и награды.
Еще один образ — князь киевский Святослав, в чьи уста автор вкладывает идею об объединении. Это актуальная проблема Руси в то время: имела место шли за верховную власть. Поэтому страна страдала от внешних врагов, которые пытались оторвать от нее лакомый кусок, и от внутренних. Только сообща можно было дать отпор обидчикам, и именно к этому призывает автор.
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
Тема: Слово о полку Игореве
«Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох.
Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов.
Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.
В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля.
Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».
Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.
Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славутича.
Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — спрашивает Ярославна у ветра.
«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Материал с сайта //iEssay.ru
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен. В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после поражения славных воинов в походе против половцев.
Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.
На этой странице материал по темам:
- образ ярославны с цитатами
- плача ярославны у заболоцкого жуковского
- характер ярославны в слове о полку игореве
- образ ярославны в слове о полку игореве с цитатами
- «слово о полку игореве» характеристика ярославны
Популярные сочинения
- Сочинение Елизавета Мерцалова в рассказе Чудесный доктор (образ и характеристика)
Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» чем-то напоминает рассказ «Дары волхвов» О. Генри. Что там, что там показывают жизнь обедневших волей случая людей
- Сочинение по картине Сосны освещенные солнцем Шишкина 3, 5, 8 класс
Пожалуй, не найдется среди живописцев 19-го века более искусного пейзажиста, чем И.И. Шишкин. Его картины, изображающие луга, леса, поля поистине великолепны.
- Сочинение Отношение Базарова к родителям
Основная проблема, затрагиваемая в произведении, заключается во взаимоотношениях двух поколений, молодого и старого.
Описание картины Василий Перова «Плач Ярославны»
Эту картину Репин создал одной из последних, она носит определенный отпечаток того, что талант живописца уже, к сожалению, угасает. Мастер создавал это полотно тогда, когда уже сильно болел. Рисунок немного неточен, поза достаточно нарочита, в патетике явственно ощущается болезненность ее патетики. Но при всем этом в ней видна манера и техника настоящего художника с большой буквы.
Репин взял традиционный сюжет, но в его глазах он звучит несколько иначе. Ярославна неимоверно страдает. Она сморит на небо и молит помочь. Солнце практически уже зашло. Горизонт окрашен синими и розовыми тонами. Острый частокол весь устремлен ввысь.
Птиц встревожили причитания героини. Они летают над городом, не находя покоя. Во всей картине сквозит тревога ожидания. Вероятно, что совсем скоро произойдет трагедия. Складывается ощущение, что Репин вложил в свое творение непреодолимое, доходящее до отчаяния стремление жить.
В цветах костюма Ярославны видно созвучие всему пейзажу. Художник стремится максимально точно передать ее наряд. Также он стремится быть реалистичным и в пейзаже. Но при этом в этой работе очень заметна определенная наигранность, присущая театру. Зритель видит яркость бутафорского характера и условность.
Все внимание художник концентрирует на лице Ярославны. Можно с уверенностью сказать, что эту часть своего творения он смог выполнить с невероятным мастерством
Он передал максимальное отчаяние. Героиня внутренне напряжена, но при этом в ней таится надежда. Кажется, что еще мгновение, и Ярославна полетит по небу, чтобы, как можно скорее, прийти на помощь своему любимому. Художник смог передать искренность героини, которая действительно неподдельная.
Мастер пытался, во что бы то ни стало, справиться со свои недугом. Эта картина – его стремление победить. Он хотел снова полноценно работать и творить.
Характеристика 4
Произведение «Слово о полку Игореве» — настоящий памятник русской литературы, ведь его создание датируется 1185 годом. И пусть оно не дошло до наших дней в оригинале, это произведение по-прежнему содержит множество историзмов, древнерусских слов, которые позволяют изучать культуру и мировоззрение наших предков.
Обратимся к одному из наиболее ярких образов «Слова о полку Игореве», Ярославне. Из курса истории мы знаем, что эта женщина является женой князя Игоря. В произведении её образ достигает наивысшей художественности, становится собирательным образом каждой русской женщины, проводившей любимого человека, будь то муж, брат или сын, на военное сражение, и не только ожидающей его скорого возвращения, но и пытающейся повлиять на судьбу любимого человека.
Это раскрывается в эпизоде «Плач Ярославны». Ожидая возвращения попавшего в плен князя Игоря, жена его обращается за помощью ко всемогущим силам природы: солнцу, ветру, рекам. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает одним из главных героев. Воду, небеса и русскую землю неизвестный автор одушевляет, изображая как живое существо, способное чувствовать, слышать, видеть, принимать решения и даже оказывать помощь. Женские причитания, сокрушения о пропаже любимого, ни в чем неповинного мужа, способны разжалобить даже суровую стихию. Русская земля внемлет просьбе несчастной жены, и князь Игорь вскоре возвращается на родину живым.
Образ Ярославны — это воплощение любви, преданности и силы русской женщины, способной повлиять на ход исторических событий, вызволить человека из беды искренней верой в чудеса. Единственное, что может сделать Ярославна в ожидании возвращения князя Игоря — это надеяться, просить у высших сил помощи и поддержки. Тем не менее, молитвы, как доказывает нам автор, обладают сокрушительной силой, которая приводит надежды и чаяния в жизнь. Молитва в «Слове о полку Игореве» — это не просто слова. «Плач Ярославны» — особенный обряд, скорбный и несчастливый, который, однако, может привести к результату просто потому, что человек очень надеется и очень просит родную землю о помощи.
Таким образом, если бы не любовь и преданность русских женщин, их умение ждать и верить в справедливость, воины не чувствовали бы силы и уверенности, находясь на поле брани. Поддержка любящей жены помогает князю Игорю: он возвращается на родную землю поражённым и искалеченным, но всё-таки живым. Любовь дает огромную силу человеку.
9 класс