Краткое содержание пьесы «Горе от ума» подробно по действиям
Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова.
Действие I. Возвращение Чацкого или «третий лишний»
За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается. Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью.
Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому. Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.
Действие II. Чацкий узнаёт, кто стал его соперником
В доме Фамусовых появляется Чацкий и заводит «странные» беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна».
Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади. Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи.
Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей. Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.
Действие III. Званый вечер в доме Фамусовых
Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.
К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.
Действие IV. Разоблачение
После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой.
Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома. Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии.
Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе. Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.
Молчалин
Система образов комедии построена таким образом, что автор даёт нам возможность увидеть «анти-двойников» Чацкого: это образы Молчалина и Репетилова. Молчалин — счастливый соперник Чацкого в любви, по-своему он очень сильная личность, которой удается многого добиться в жизни. Но — какой ценой? Он свято соблюдает завет отца: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…». Он и угождает, даже с «плачевной нашей кралей» (такой называет Софью) ночи «почтительно» проводит, ведь она — «дочь такого человека»! Конечно, можно сказать, что для Молчалина такое поведение — единственно возможное с точки зрения достижения «степеней известных», но ведь не ценой же потери чувства собственного достоинства их достигать?
В. Белинский. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова.Второе издание С.-П.-бург. 1839
Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике. Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.
Главный герой этой комедии – Альцест – разочарован в людях и одержим ненавистью к светскому и всякому другому человеческому обществу. Софья, которую он любит, его не понимает и не отвечает его любви, предпочитая тихого, подлошо Молчалина Но главными героями комедии являются Фамусов и Чацкий.
Горе от ума: краткая характеристика главных героев
Чацкий
Колоритный главный персонаж
, бросивший вызов обществу, которое предпочитает Фамусов. При этом он воспитывался в этой семье, так как родители Чацкого погибли, но дружили с Павлом Афанасьевичем. Александр Андреевич получил хорошее образование, путешествовал и стал членом Английского клуба дворян. Вернулся в родные пенаты, так как влюблён в Софью Фамусову, но был разочарован нравами здешнего светского общества и Павла Афанасьевича в частности.
Красноречив, притягивает к себе внимание. С Софьей схож своим уровнем образованности и острословием, но только если он стремится не унизить человека, а лишь показать тому правду о себе, то Соня просто подчёркивает своё превосходство над другими
Если сперва она кажется Александру открытой ко всему новому, оживлённой и чувственной, как он, то потом узнаёт истинное положение дел и жестоко разочаровывается.
Чацкий – противопоставление каждому из героев, описанных в комедии Грибоедова. Он независим, нетерпелив к людской глупости и потому идёт на открытый конфликт с персонажами, окружающими Фамусова, в каждом из которых Александр видит изъяны и изобличает их.
Взгляды Чацкого:
- О военной службе и чиновничьей: “Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным…” (Грибоедов).
- Ратует за движение дворянства вперёд, выступает за его развитие и освобождение от прежних установок на владение крепостными, лицемерия по отношению друг к другу.
- Призывает к патриотическому отношению к своей нации, а не следованию за модой Франции, Германии. Не одобряет стремления копировать западные традиции, излишне поклоняться всему иностранному.
- Подчёркивает, что человека нужно оценивать не за его происхождение и принадлежность к определённому роду, а только за его собственные поступки, качества, идеи.
Павел Фамусов
Противоречивый герой. Довольно подвижный для своих лет, пристаёт к служанке и в принципе не особенно деликатен с прислугой, но к своим родным и знакомым относится с уважением. Для Софьи ищет выгодную партию. Консерватор и брюзга. Умеет польстить нужным людям, подстроиться, но в быту жёсткий.
Взгляды Фамусова, особенности:
Характеристика Фамусова по цитатам “Горе от ума”:
Софья Фамусова
Ей 17, она благородных кровей
, всесторонне развитая и с хорошим приданым завидная невеста. Соне нравится Молчалин, пока не приезжает Чацкий. Она умеет танцевать, любит музыку.
Софья – откровенная, но при этом наивная. Молчалин использует её чувства к себе в своих целях, но она верит ему, а не Чацкому, который с ней искренен до конца.Дочь Фамусова одновременно воспринимается как романтическая натура, творческая, смеющаяся над пороками дворянского общества, но и являет собой образец безнравственности (её тайная связь с Молчалиным), узости мышления и ограниченности интересов. Соня – гордячка и эгоистка, не замечает за собой недостатков.
Фамусова – девушка ветреная
, непостоянная в выборе жениха. Что подтверждает цитатная характеристика Софьи:
Отец Сони подливает масла в огонь, когда убеждает дочь мыслить своими категориями при выборе мужа:
Молчалин
Холодный, бесстрастный человек
, которого интересует только карьера. Педантичен, стремится поучать Чацкого, направить на “правильный путь”. С Софьей встречается из личной выгоды, сам едва ли способен на глубокие чувства.
- Молчалив (на что указывает и его говорящая фамилия): «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
- Даёт односложные ответы, постоянно обдумывая, что сказать в зависимости от ситуации и человека, обратившегося к нему.
- Озабочен материальным благополучием и достижением высокого статуса.
- Сдержан и умерен во всём.
- Абсолютно без позиции относительно нравственности, любви, гражданского долга, чести.
Полковник Скалозуб
Потенциальный жених
, рассматриваемый Фамусовым для Сони. Обеспеченный офицер, но довольно ограниченный в интересах и взглядах человек. Жёсткий, следует определённым правилам в жизни, не допускает каких-либо отклонений от намеченного. Ведёт разгульный образ жизни, мечтает только о продвижении на службе. Честно и исправно выполняет свой военный долг, имеет награды, а в обществе поддерживает модные в одежде веяния. Однако противится развитию образования, не признаёт книг.
Второстепенные герои
Никакая характеристика действующих лиц не может обойтись без второстепенных персонажей. Ведь правильно подобранная система персонажей может много сказать о самом авторе и о главных идеях его произведения. Слово «второстепенные» не означает, что эти герои не играют никакой роли
Каждое лицо важно, и мы легко можем в этом убедиться
Лиза
Рейтинг персонажа:
Мне нравится14Не нравится5
Молодая служанка в доме Фамусова. Каждый день девушка проживает как на пороховой бочке. Помимо того, что к ней часто пристают Фамусов и Молчалин, Софья втягивает её в свои любовные интриги, которые могут плохо кончиться для них обеих. Привлекательная внешность простой русской девушки служит ей злую службу, ведь привлекает и хозяина, и секретаря дома, а на буфетчика впечатления не производит – чего очень бы хотелось Лизе, ведь она была в него влюблена. Девушка весела и резва, энергия в ней бьёт ключом, что делает её интересной компаньонкой для Софьи.
Репетилов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится3Не нравится8
Дворянин, старый приятель Чацкого. К сожалению, он плохой муж и отец. На службе постоянно врет, что не может не раздражать Чацкого. Репетилов очень любит постоянное движение в жизни, поэтому ни один бал и званый вечер не проходит без его присутствия. Однако свою жизнь мужчина грамотно построить не смог – в службе он потерпел поражение, так как он не сумел продвинуться до чиновника.
Сергей Сергеевич Скалозуб
Рейтинг персонажа:
Мне нравится5Не нравится6
Важный полковник, богатый холостяк. Очень настойчиво сватался к Софье, был благословлен самим Фамусовым. Однако Софью офицер не устраивал, так как был очень ограниченным человеком. Его интересовала только служба, деньги и война – других интересов у него не было. Поэтому в глазах девушки он не имел успеха.
Антон Антонович Загорецкий
Рейтинг персонажа:
Мне нравитсяНе нравится9
Знакомый Павла Афанасьевича Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий любит бывать в обществе, в окружении людей, равных ему по положению или даже выше его. Любимые его места – балы и театры. Однако в делах своих Антон крайне нечестен, прослыл поверхностным и глупым вором и сплетником.
Анфиса Ниловна Хлестова
Рейтинг персонажа:
Мне нравится1Не нравится4
Сестра покойной жены, свояченица Фамусова. Злая старая дева, которая никогда не была замужем. Когда-то она даже была фрейлиной при дворе, а ещё знает Чацкого с детства. От тоски и скуки Хлестова завела себе много домашних животных и приживалок.
Платон Михайлович Горич
Рейтинг персонажа:
Мне нравится5Не нравится3
Отставной офицер, старый друг Чацкого, знакомый Фамусова. Дворянин средних лет. Несчастен в браке с Натальей Дмитриевной, но покорно ездит с ней на балы и другие светские мероприятия, пусть и без желания.
Наталья Дмитриевна Горич
Рейтинг персонажа:
Мне нравится3Не нравится5
Жена Платона Михайловича. Очень любит посещать различные званые вечера и балы, но также сильно любит и своего мужа, поэтому везде старается брать его с собой и как можно сильнее опекать и, порой даже излишне, заботиться.
Петр Ильич Тугоуховский
Рейтинг персонажа:
Мне нравится2Не нравится6
Князь, старый знакомый Павла Афанасьевича Фамусова. Тугоуховский – он и в жизни туг на ухо, глухой, ничего не слышит. Вместе с княгиней Марьей имеет шесть дочерей, которые надеются выйти замуж только за богатых представителей общества.
Марья Алексеевна Тугоуховская
Рейтинг персонажа:
Мне нравится2Не нравится3
Жена князя Петра Ильича, мать шести дочерей. Вместе с мужем они стараются как можно чаще выводить девочек в свет в надежде подыскать им самых лучших женихов.
Графини Хрюмины
Рейтинг персонажа:
Мне нравится4Не нравится4
Знакомые Павла Фамусова, графиня-бабушка и графиня-внучка. Бабушка считает себя ещё достаточно молодой и активной, чтобы посещать все светские вечера. Внучка же – старая дева, уже отчаявшаяся в поиске для себя достойной партии.
Петрушка
Рейтинг персонажа:
Мне нравится5Не нравится
Крепостной крестьянин Фамусова, вечно ходит в старой, дырявой одежде. Не очень опрятный, за что Фамусов ругает его:
Данная система персонажей позволила составить обобщенное представление о сути произведения, а также предоставила некоторые мелкие детали и подробности, которые помогают полностью проникнуться атмосферой комедии «Горе от ума».
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Очень кратко
В произведении Гридоедов не разделяет героев полностью на положительных и отрицательных. Эта черта была обязательна для раннего классицизма, но автор отходит от нее и решает писать по собственным правилам. У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, он точно передает человеческую натуру, что позволяет ему приблизиться к реализму больше, чем другим писателям.
Так, например, Чацкий, несмотря на то, что умный и честный, смелый и независимый, но он может вспылить в любой момент, расстроиться по пустякам и сделать неправильный выводы. При этом Фамусов отлично выполняет функции отца, который является примером и образцом для других. Софья, несмотря на то, что безжалостно относится к чувствам Чацкого, обладает живым умом и готова решительно действовать.
Но Грибоедов использует другую отличительную черту классицизма, все фамилии в произведении являются говорящими. Хотя, так может и не показаться на первый взгляд. Фама – это латинское слово молва, что говорит о том, что его больше всего волнует общественное мнение. Об этом говорит и то, что он восклицает в конце произведения: «Что скажет Мария Алексеевна!».
Весь социальный конфликт в основном разворачивается между Чацким и Фамусовым. Любовный конфликт же разворачивается между Софией, Чацким и Молчалиным. Но все равно фигура Чацкого является ключевой в произведении, он является ключевой фигурой в обоих конфликтах, как в социальном, так и в любовном.
Принято считать, что образ Софии является самым сложным и противоречивым. Она наравне с Молчалиным пренебрегает отношением и мнением общества. Софья привыкла много времени проводить за чтением книг. Но при этом она и не занимает полностью сторону Чацкого, с которым у нее похожи взгляды. Она постоянно корит его за то, что язвителен и беспощаден в словах. Часто она называет его безумцем, не находит с ним общий язык, и вообще непонятно куда испарились ее пламенные чувства, которых так ждал Чацкий и почему она перешла на сторону Молчалина.
Достаточно образованная и интеллигентная, ее мнение достаточно противоречиво и не может быть отражено полностью, порой она сама не понимает, какое решение примет в тот или иной момент. Но при этом нельзя назвать ее девушкой глупой или необразованной.
Второстепенные персонажи
Лиза
Служанка Софьи, девушка.
Ветреная девушка, служанка в доме Фамусова, смеющаяся, веселая. Ему нравится бармен Петруша. Фамусов относится к ней благосклонно. В нем рассказывается о ночных приключениях его возлюбленной Софии. Подробное описание Лизы.
Репетилов
Старый друг Чацкого, молодой человек.
Блестящий представитель фамусовского общества, являющегося пародией на Чацкого. Простой, глупый и обычный человек. Подробные характеристики Репетилова.
Молодой мирянин, игрок и мошенник.
Вхожу в дом Фамусова, мирянина, поверхностного, глупого, жулика и мошенника.
Хлестова
Невестка Фамусова, пожилая женщина.
Злая и одинокая старушка от одиночества завела свору собак и армию домашних животных.
Платон Михайлович Горич
Дворянин, отставной офицер, товарищ Чацкого.
Друг Чацкого, разочарованный женитьбой на молодой женщине, послушно подчиняется ей. Солдат в отставке.
Жена Горича, молодая женщина.
Назойливая и властная жена Горича, большая любительница яиц.
Князь Тугоуховский
Митрополит-аристократ, болезненный старик.
Глухой старик, друг Фамусова, цель жизни — выгодно соединить шесть своих дочерей.
Княгиня Тугоуховская
Жена принца, мать шестерых дочерей.
Поддерживает взгляды Фамусова, противника просвещения, мечтает о выгодной партии для дочерей.
Графини Хрюмины
Столичные аристократы, пожилые бабушка и внучка.
Имена их неизвестны, роль их незначительна. Пожилая бабушка ходит на танцы с внучкой в надежде выдать ее замуж.
Максим Петрович
Покойный дядя Фамусова, госслужащий.
Закулисный персонаж. Состоятельный придворный дворянин времен императрицы Екатерины II. Дядя Фамусов, действия которого приводятся в пример для подражания молодежи.
Петрушка
Слуга в доме Фамусова, молодой мальчик.
Познакомьтесь с основами грамотности, помогите хозяину делать заметки, беспорядок.
В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и точек зрения, прогрессивных и устаревших. В спектакле много действующих лиц и персонажей, представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума» большей частью не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика персонажей, поможет представить конспект произведения, а также написать письменное произведение.
Нарциссизм и самонадеянность героя в пьесе «Горе от ума»
Главный герой пьесы «Горе от ума» Александр Чацкий, является ярким примером нарциссизма и самонадеянности.
Чацкий считает себя умнее всех и часто демонстрирует свою эрудицию и образованность. Он уверен, что его знания и мнение превосходят мнение других людей. Таким образом, он проявляет черту самонадеянности.
Великолепное чувство собственной важности не даёт ему оценить других людей и понять их важность. Он относится к людям свысока и иногда даже не замечает их
Вместо того, чтобы поставить себя на место других людей и попытаться их понять, он превозносит себя и считает, что остальные люди должны подчиняться его мнению.
В целом, нарциссизм и самонадеянность Александра Чацкого приводят его к общению с людьми, но не к установлению нормальных и доверительных отношений с ними. В итоге, это влияет на его общественную жизнь и делает его неудачником.
Горе от ума: краткая характеристика главных героев
Чацкий
Колоритный главный персонаж, бросивший вызов обществу, которое предпочитает Фамусов. При этом он воспитывался в этой семье, так как родители Чацкого погибли, но дружили с Павлом Афанасьевичем. Александр Андреевич получил хорошее образование, путешествовал и стал членом Английского клуба дворян. Вернулся в родные пенаты, так как влюблён в Софью Фамусову, но был разочарован нравами здешнего светского общества и Павла Афанасьевича в частности.
Красноречив, притягивает к себе внимание. С Софьей схож своим уровнем образованности и острословием, но только если он стремится не унизить человека, а лишь показать тому правду о себе, то Соня просто подчёркивает своё превосходство над другими
Если сперва она кажется Александру открытой ко всему новому, оживлённой и чувственной, как он, то потом узнаёт истинное положение дел и жестоко разочаровывается.
Чацкий — противопоставление каждому из героев, описанных в комедии Грибоедова. Он независим, нетерпелив к людской глупости и потому идёт на открытый конфликт с персонажами, окружающими Фамусова, в каждом из которых Александр видит изъяны и изобличает их.
Взгляды Чацкого:
Павел Фамусов
Противоречивый герой. Довольно подвижный для своих лет, пристаёт к служанке и в принципе не особенно деликатен с прислугой, но к своим родным и знакомым относится с уважением. Для Софьи ищет выгодную партию. Консерватор и брюзга. Умеет польстить нужным людям, подстроиться, но в быту жёсткий.
Взгляды Фамусова, особенности:
- С крепостными не церемонится, с подчинёнными на службе тоже. Устраивает на работу всех родственников по своей протекции;
- Любит принимать гостей, развлекать их интересными историями. Искренне заботится и опекает дочь;
- Умеет быть смекалистым, проявлять радушие;
- В речи использует пословицы и поговорки, фразы неодносложные;
- Интонационно подчёркивает в речи своё отношение к тем или иным героям: грубо обходится со слугами, может нагрубить и равному себе; исключительно доброжелательные нотки в обращении к тем, кто выше положением; ласковые, наставительные фразы к Соне.
…Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…
Софья Фамусова
Ей 17, она благородных кровей, всесторонне развитая и с хорошим приданым завидная невеста. Соне нравится Молчалин, пока не приезжает Чацкий . Она умеет танцевать, любит музыку.
Софья — откровенная, но при этом наивная. Молчалин использует её чувства к себе в своих целях, но она верит ему, а не Чацкому, который с ней искренен до конца.Дочь Фамусова одновременно воспринимается как романтическая натура, творческая, смеющаяся над пороками дворянского общества , но и являет собой образец безнравственности (её тайная связь с Молчалиным), узости мышления и ограниченности интересов. Соня — гордячка и эгоистка, не замечает за собой недостатков.
Фамусова — девушка ветреная, непостоянная в выборе жениха. Что подтверждает цитатная характеристика Софьи:
Отец Сони подливает масла в огонь, когда убеждает дочь мыслить своими категориями при выборе мужа:
Полковник Скалозуб
Потенциальный жених, рассматриваемый Фамусовым для Сони. Обеспеченный офицер, но довольно ограниченный в интересах и взглядах человек. Жёсткий, следует определённым правилам в жизни, не допускает каких-либо отклонений от намеченного. Ведёт разгульный образ жизни, мечтает только о продвижении на службе. Честно и исправно выполняет свой военный долг, имеет награды, а в обществе поддерживает модные в одежде веяния. Однако противится развитию образования, не признаёт книг.
Характерные черты дворянской элиты во времена царской России
Снобизм. Дворянская элита в России считала себя выше других слоев общества и относилась к ним с презрением. Для дворян было принятно знать свое место в иерархии, и стараться не пересекаться со средними и низкими слоями.
Дворянство как образ жизни. Для дворянства было традиционным образом жизни играть в карты, участвовать в охоте, искусстве и литературе. Дворянство вело себя более озабоченно забавами, чем серьезными делами, а время в своей жизни распределяло на основе своих интересов, а не на ответственном положении, занимаемом в государстве.
Возможности. Дворянство часто имело доступ к мощным людям, которые могли гарантировать им успех в жизни и карьере. Из-за близких связей, которые существовали между дворянством и королевской властью России, дворянство имело доступ к деньгам, власти и образованию, которые могли помочь добиться материального успеха и социального статуса.
Патриархальность. В России дворянство наслаждалось особым статусом, который, на многие годы, закрепил его какарьерный, политический и образованный класс. Дворянство, оставалось выше закона, и подчинялось только своему высшему классу.
Характеристика героев комедии «Горе от ума» Грибоедова: образы персонажей
Характеристика героев комедии «Горе от ума»
Чацкий
Фамусов
Молчалин
Софья
Скалозуб
Лиза
Репетилов
Загорецкий
Хлестова
Платон Михайлович Горич
Наталья Дмитриевна Горич
Князь Тугоуховский
Княгиня Марья Алексеевна Тугоуховская
Графини Хрюмины
Петрушка
Это была таблица с характеристикой героев комедии «Горе от ума» Грибоедова в таблице: образы действующих лиц (персонажей), список героев с описанием.
Молчалин
Характеристика героя содержит лишь отрицательные эпитеты. Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Холодный лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчетливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Боготворит Татьяну Юрьевну.
Язык комедии «Горе от ума»
Также принципиально новым для русской литературы стал язык комедии «Горе от ума», языковые характеристики героев представляют читателю каждого из них таким образом, что, например, речь Софьи невозможно спутать с речью княгини Тугоуховской, а Молчалин и Скалозуб отличаются и характерами, и своей речью. Предельная индивидуализация речевых характеристик героев, блестящее владение русским языком, афористичность реплик героев, острота полемики в диалогах и монологах, — все это делает язык комедии Грибоедова «Горе от ума» уникальным явлением в русской литературе 20-х годов XIX века, и то, что многие фразы из нее стали «крылатыми», подтверждает, что не только своему времени принадлежала она.
Второстепенные герои «Горя от ума»
Репетилов
Старый знакомый Чацкого, который, однако, никак не тянет на звание его друга, так как он скорее тяготеет к обществу Фамусова и ему подобных. Сам себя Репетилов называет «жалким и смешным неучем и дураком», причём эта самоуничижительная характеристика в целом соответствует истине. По задумке Грибоедова Репетилов является эдакой пародией на честного, благородного и образованного Чацкого.
Лиза
Лиза
Служанка в доме Павла Афанасьевича, в которую влюблён Молчалин, сама она при этом влюблена в буфетчика Петрушку. В целом Лиза относится к положительным героям пьесы «Горе от ума» Грибоедова, но жизнь у неё нелёгкая – к ней постоянно пристают Молчалин и сам П. А. Фамусов. К тому же Лизе приходится помогать Софье в её любовных интригах, что приводит к тому, что у неё самой из-за этого возникают проблемы.
Антон Загорецкий
Загорецкий
Пустой человек, ничего достойного из себя не представляющий. Однако, Загорецкий ведёт активную светскую жизнь, его многие знают, так что он вхож в дом Фамусовых, чем и пользуется время от времени. В целом довольно глуп, питает пагубное пристрастие к азартным играм, особенно карточным. Но честно играть не умеет, постоянно пытается мошенничать, из-за чего имеет репутацию плута и шулера.
Анфиса Хлестова
Вредная и неприятная старуха, разочарованная своей жизнью. Приходится родственницей Фамусову. Любит жаловаться, ворчать и вообще всячески раздражать окружающих. В молодости была фрейлиной при дворе, но это было давно, и с тех пор ничего добиться не сумела. Вероятно, именно отсутствие удовлетворённости собственной жизнью и испортило характер Хлестовой.
Платон Горич
Платон и Наталья Горичи
Ещё один старый приятель Чацкого, второстепенный положительный герой «Горя от ума» Грибоедова. Человек добрый, простой и честный, к тому же в целом неглупый, в силу чего, вероятно, некогда и подружился с Чацким. Отличается бесхребетностью и слабохарактерностью, из-за чего является типичным подкаблучником. Боится сказать жене хоть слово поперёк, а потому молчит, хотя за прошедшее с момента женитьбы время в семейной жизни разочаровался. Терпеть не может балов и прочих подобных мероприятий, но покорно посещает их по воле жены.
Наталья Горич
Супруга Платона Горича, полная и жизнерадостная женщина с высоким голосом, обожает светские мероприятия разного рода. Во многом является противоположностью мужа, которого в целом любит, но чересчур уж опекает. Будучи моложе супруга, относится к нему, как к несмышлёному ребёнку, а потому держит его в ежовых рукавицах. В отличие от него, в семейной жизни не разочарована.
Князь Тугоуховский
Князь Тугоуховский
Пожилой дворянин, обладатель говорящей фамилии – он действительно плохо слышит, из-за чего редко бывает на людях. Ещё один подкаблучник, во всём потакает жене, которая фактически является главой семьи. Смысл жизни князя Тугоуховского сведён к желанию как можно более выгодно – не счастливо, а именно выгодно – выдать замуж своих шестерых дочерей. В общении неприятен, и в целом является довольно язвительным и злым человеком, так что его можно отнести к отрицательным героям пьесы «Горе от ума».
Княгиня Тугоуховская
Супруга князя, из-за его дефекта слуха давно взяла на себя все обязанности по связям семейства Тугоуховских с общественностью. Вовсю командует мужем, не стесняясь, но от к такому отношению давно уже привык, а потому не противится. Вместе с мужем пытается найти выгодную партию для дочерей, и поначалу интересуется Чацким, но, узнав о том, что он не богат, Тугоуховские теряют к нему интерес.
Графини Хрюмины
Не менее неприятная пара дам, чем их фамилия. Старшая графиня – старуха, которая таскается по всем светским мероприятиям и балам в надежде найти мужа для своей внучки, младшей графини. Внучка сама уже является взрослой дамой, точнее, старой девой, и подобная жизнь сделала её озлобленной на весь мир. Её бабушка, впрочем, ничуть не лучше, с Чацким она общается в резких тонах, и он отвечает ей тем же
Петрушка
Простой деревенский парень, неотёсанный и неопрятным, работает у Фамусова слугой-буфетчиком. Несмотря на то, что может произвести не самое лучшее впечатление при встрече, всё-таки относится к положительным героям «Горя от ума» Грибоедова. Прост, как три копейки, но честен и добр. В Петрушку влюблена служанка Лиза, в которую, в свою очередь, влюблён слуга Фамусова Молчалин.
Грибоедов оживлял героев: применение говорящих фамилий в его произведениях
Александр Сергеевич Грибоедов, русский драматург и поэт, славился своим талантом создавать ярких и запоминающихся персонажей. Он применял различные литературные приемы, чтобы придать своим героям особую выразительность и индивидуальность. Одним из таких приемов было использование говорящих фамилий.
Говорящие фамилии – это такие фамилии, которые уже сами по себе несут определенный смысл и намекают на характеристики героев. В произведениях Грибоедова мы встречаем множество таких названий, которые помогают нам лучше понять и запомнить персонажей и их характеры.
Например, в комедии «Горе от ума» у Грибоедова есть такие герои, как Чацкий, Молчалин, Горький, Клепах. Именно эти фамилии дают нам намеки на характеристики этих персонажей: Чацкий – остроумный и критически настроенный человек, Молчалин – молчаливый и скрытный, Горький – горько настроенный и неуравновешенный, Клепах – неуклюжий и неповоротливый.
Применение говорящих фамилий Грибоедовым в его произведениях добавляет к ним юмора и сатиры, усиливая их эффект на читателя или зрителя. Это также помогает нам лучше воспринимать и понимать героев, подчеркивая их особенности и черты характера.
Таким образом, Грибоедов, используя говорящие фамилии в своих произведениях, оживлял своих героев и делал их более выразительными. Этот литературный прием помогал ему создавать ярких и запоминающихся персонажей, а также усиливал комический и сатирический эффект его произведений.