Образ и характеристика героини
Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром. В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев. К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:
- «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт…»;
- «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
- «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:
- честность, открытость, искренность;
- неумение быть с человеком не по любви;
- скромность и порядочность;
- романтичность и умение мечтать, уходить от жестокого реального мира в мир фантазий;
- талант, начитанность, музыкальность.
Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром. Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют. Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.
Жанр
Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.
Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге — трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.
Тема
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия
– «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым — редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать
Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель — не продешевить.
Лариса Огудалова — тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком — отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она — вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке — гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.
Несколько интересных сочинений
Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.
Царь Салтан. Более всего на свете царь Салтан печется о делах своего государства. Для царя Салтана было важным иметь наследника, и поэтому царь Салтан, подслушав разговор трех девиц — сестер
В пьесе дана точная психологическая характеристика образа Карандышева и остальных персонажей. А совершаемое Карандышевым убийство является не возмездием за поруганную честь невесты, а лишь последней попыткой восторжествовать над соперниками, которые превосходили его во всём.
Побудительными причинами поступков героев пьесы можно назвать многие мотивы, но только нет в них жалости и сострадания. Ни у кого.
Образ Юрия Карандышева
В анализе пьесы «Бесприданница» Островского можно рассмотреть и образ жениха героини
Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей
Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.
Образ Карандышева
Поначалу Карандышев предстаёт в образе робкого, спокойного, неуверенного в себе молодого человека, отчаянно влюблённого в красавицу Ларису. Понимая, что не имеет никаких шансов на взаимность, он на протяжении нескольких лет посещает дом Огудаловых, чтобы хотя бы издали любоваться девушкой.
Однако в ходе произведения характер Карандышева раскрывается в полной мере, и уже становится понятно, что за личиной скромного чиновника скрывается чрезвычайно болезненное самолюбие и нереализованные большие амбиции, которые буквально сжигают изнутри героя.
Для Карандышева очень важно, чтобы о нём говорили, с ним считались и были самого высокого мнения о нем. Не обладая никакими выдающимися качествами, он пытается самоутвердиться за счёт Ларисы, которая от отчаяния согласилась стать его женой
Карандышев намеренно перед всеми бахвалится предстоящим браком, делая акцент на том, что из всех возможных кандидатур Лариса Огудалова предпочла именно его. Ради этого он даже организовывает званый обед, чтобы пригласить на него местную знать и открыто продемонстрировать своё превосходство. Выясняется, что он не любит по-настоящему Ларису, в которой лишь видит красивую игрушку, роскошный подарок судьбы.
Будучи от природы неглупым человеком, Карандышев утрачивает остатки здравого смысла в своём желании поразить гостей, вызвать их восхищение и даже зависть. С дикой безвкусицей он обставляет свои жалкие апартаменты, на последние гроши устраивает, как ему кажется, роскошный обед, во время которого угощают самыми дешёвыми вином и сигарами. В итоге самолюбивый и тщеславный Карандышев добивается обратного и выглядит в глазах гостей крайне нелепо и жалко.
Даже Лариса — единственный человек, который пытался отыскать в Карандышеве что-то хорошее, — вынуждена признать, что это глупый, пустой и совершенно ничтожный человек, который не достоин её внимания. Измена Ларисы пробуждает в Карандышеве настолько сильный приступ бешенства и ревности, что он убивает её.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Бесприданница»
для самых компанейских —
Главные герои «Бесприданница»
для самых крутых —
Читать «Бесприданница» полностью
История создания и особенности композиционного построения пьесы
В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей. Литераторы предполагают, что сюжет пьесы автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки». Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла произведение лишь после смерти её автора.
Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.
Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи обладают «говорящими» именами:
- Лариса — «чайка»
- Харита — «прелестная» плюс цыганское происхождение
- Паратов — от «паратый», то есть «хищный»
- Кнуров — от «кнур», то есть «дикий кабан»
- Юлий Карандышев — словно соединяет «Гая Юлия Цезаря» и простенькую неизвестную фамилию, то есть несовместимы его желания и возможности
В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам. Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов. Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.
Трагедия судьбы Огудаловой
Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви. Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей. Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.
Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.
Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.
Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный. Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании. В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.
Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.
Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.
Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».
Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.
Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».
Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него. Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы. Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.
Полное имя — Юлий Капитоныч Карандышев.
Возраст — точно не указан, молодой мужчина.
Род занятий — мелкий чиновник.
Семья — холостяк.
Социальное положение — мещанин.
Происхождение — из небогатого мещанского семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — не указано.
Характер — самолюбивый, настойчивый, терпеливый, мелочный, жадный, отчаянный, хвастливый, амбициозный, горделивый, ревнивый.
Положительные черты — честный, настойчивый.
Отрицательные черты — болезненно самолюбивый, хвастливый, мелочный, ничтожный, завистливый, тщеславный.
Произведение — «Бесприданница»
Главные герои и их характеристика:
- Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна. Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой. Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе. Героиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива. Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытием, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение. Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету. Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.
- Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выигранному у более удачливого соперника. Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бедную девушку со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант». Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.
- Сергей Сергеич Паратов — один из главных персонажей пьесы. Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной. Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек. Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.
Сочинение на тему: Образ Паратова и Карандышева в пьесе Островского «Гроза».
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Пьеса Островского «Бесприданница» посвящена очень интересной героине – Ларисе Огудаловой. Чтобы до конца понять ее образ и судьбу, автор подробно описывает ее окружение, в которое входит Паратов и Карандышев. Эти два человека – совершенно противоположны по своему общественному статусу, внешности, образу мышления, жизненным устремлениям. Но судьба неоднократно их сводит, поскольку оба они имеют виды на Ларису, правда с разной целью.
Паратов принадлежит к барской семье. Его появление в городе Бряхимове вызывает неподдельный интерес, если не сказать, что производит фурор. Он в одночасье отбивает многочисленных женихов Ларисы исключительно ради собственной блажи. В девушках его привлекает лишь высокое социальное положение. По мнению этого молодого мужчины его избранница должна быть богатой. Он проявляет к женитьбе исключительно корыстный интерес. Лариса же любит его чистой и преданной любовью.
Девушка устала от своей однообразной жизни. С детства ничего, кроме цыганского табора она и не видела. Она сильно отличается от своей матери, которая всеми правдами и неправдами окружает свою дочь женихами. Но ни один из них не готов связать себя узами брака с ней все по той же причине – отсутствие приданого. В результате Лариса дошла до отчаяния и решила выйти замуж за первого, кто предложит ей руку и сердце. Таким человеком оказался Карандышев – мелкий чиновник из их города, также не отличающийся особым богатством.
Карандышев, по сравнению со своим главным соперником Паратовым, совершенно другой человек. Он не выделяется из общества ни внешностью, ни зажиточностью. Но это не мешает ему быть обладателем больших амбиций
Карандышеву лестно повышенное внимание к его персоне. Со стороны ничего, кроме усмешки, это вызвать не может
Окружающие его люди относятся к нему не иначе, как к неудачнику.
Когда Лариса дает согласие выйти за него замуж, она мечтает в этот момент лишь о том, чтобы избавиться от унижения, начать новую жизнь, в которой, наконец, найдется место для банального женского счастья. Но у Карандышева оказались другие планы насчет нее
Он горд, что девушка обратила на него внимание, хоть и спустя несколько лет обивания порогов ее дома. Он не намерен упускать момент, чтобы насладиться им
Его переполняют разные чувства, но они не имеют ничего общего с любовью и со стремлением сделать эту девушку счастливой. Все, что он предпринимает – не что иное, как пародия на стремление к красивой жизни.
Ларисе из-за своего положения крайне не везет в личной жизни. В Паратове она видит идеального мужчину, но он ее неоднократно предает и бросает, ведь она для него лишь страстное увлечение. Чувства к этому человеку ослепляют ее. Она не видит его истинного характера, качеств. Самое обидное и ужасное в том, что Лариса так и не была понята ни одним из ее избранников. Ее жизнь заканчивается трагически. Она доведена до самоубийства, но в последний момент Лариса не решается сброситься с обрыва. И тут появляется Карандышев, который разрешил все ее мучения и выстрелил в свою невесту.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
История написания
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.