Побег мцыри из монастыря и его цель: причины, почему мцыри решил бежать, что делал мцыри вырвавшись из монастыря, последствия его поступка

Побег Мцыри

Мцыри – одна из самых известных поэм Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная в 1840 году. В основе сюжета поэмы лежат события, происходившие на Северном Кавказе, где автор сам побывал и изучил местную культуру и обычаи.

Героем поэмы выступает Мцыри, который представляет из себя загадочную и таинственную личность. Он был прикован к столбу и вынужден проживать в узысканной крепости, где сбывались самые смелые дерзания.

Своеобразная цель побега Мцыри связана с его стремлением к свободе и возможности испытать на себе полную гармонию с природой. Он решается пересечь границу и отправляется в путешествие по прекрасным уголкам Кавказа, где встречает людей разных национальностей и племен.

Мцыри олицетворяет тотальную свободу души и отрицание запретов и ограничений, которые существуют в обществе. Он живет только для себя и для своего внутреннего мира. В пути он находит свою местность, где нет тревог, стрессов и неприятностей.

В течение своего пути Мцыри находит сакральное понятие Любовь. Она становится идеалом, воплощением красоты и свободы. Любовь к девушке Нинфе одновременно стала и его основной целью и его паспортом в новой жизни. Мцыри был готов отказаться от всего ради этой идеи, но увы, девушка умирает, и это оставляет героя в глубоком огорчении и отчаянии.

Таким образом, побег Мцыри становится символом стремления к свободе и протеста против ограничений и запретов. В жизни каждого человека есть что-то, чему он стремится и что помогает ему найти себя и свое место в мире. Мцыри был продиктован не желанием просто бежать, а стремлением к истинной свободе души и возможности жить в своем внутреннем мире.

Вариант 5: Что Мцыри считает счастьем

Произведение начинается с истории о том, как маленький мальчик попадает в монастырь. Судя по всему, он остался сиротой. Поэтому новое пристанище для него становится настоящим спасением! Здесь его берет под свою опеку добрый старик-монах. С годами он изучает новый язык, принимает новую веру и даже готовится к постригу. На Кавказе идет кровопролитная война, поэтому условия жизни молодого человека более безопасные и комфортные, чем у многих, кто остался на родине.

Но вот счастья Мцыри не испытывает. Он лишен самых очевидных вещей: ласки матери, отцовского воспитания, общения с ровесниками. Только в своих мечтах герой может услышать пение своих сестер и посетить родной аул. Стены монастыря он называет холодными, а звон колоколов — похоронным. Он считает, что несколько минут жизни на родине стоят гораздо больше, чем вся жизнь здесь в среде монахов.

Желание обрести свободу для юноши столь сильно, что он решается на отчаянный шаг: он убегает. Перед Мцыри раскрывается огромный мир с его возможностями и опасностями. Здесь больше небезопасно, нет легкого доступа к еде, нет уютной кровати и защищающих от диких зверей стен. Юноше приходится бороться со свирепым барсом, а в итоге он оказывается смертельно раненым.

Все это — огромная цена, которую молодой человек заплатил за три дня свободы. Но он нисколько не жалеет о побеге. Ведь счастье для Мцыри — это сама свобода.

Мне нравится3.2 k.Не нравится1.8 k.

Какова цель побега Мцыри

Лермонтову близки чувства и мысли главного героя. Он, как и главный герой поэмы «Мцыри», был оторван от родины и родных ему людей.

Мцыри было 6 лет, когда его увезли из родного аула. Возраст для ребенка, когда он все осознает, и помнит. Он с болезненной остротой вспоминал родную мать, отца, разговоры горцев, вернувшихся с удачных набегов, разговоры о мужестве, воле.

Все это он хранил в своей душе, пока рос. И всегда мечтал, что когда вырастет, он найдет дорогу в родной аул, найдет своих односельчан, родственников. В монастыре ему все было чуждо. Он принял веру внешне, исполнял все обряды со смирением, но в душе он жаждал свободы.

И однажды он исчез из монастыря.

Он воспользовался грозой, которой почему-то боялись остальные монахи. Юношу гроза не пугала. Напротив, она скрыла его исчезновение. До утра никто не заметил, что он пропал. Оказавшись на свободе, он наслаждался буйством природы.

  • Я убежал. О, я как брат,
  • Обняться с бурей был бы рад!
  • Глазами тучи я следил,
  • Рукою молнию ловил…

Мцыри признается исповедовавшему его монаху, что он давно хотел увидеть жизнь за стенами монастыря, он мечтал понять, для чего он был рожден.

В душе я клятву произнес:

  1. Хотя на миг когда-нибудь
  2. Мою пылающую грудь
  3. Прижать с тоской к груди другой,
  4. Хоть незнакомой, но родной.

За три дня, прожитые на свободе он успел испытать такую бурю эмоций и чувств, какие не испытывал за все годы жизни в монастыре. Он испытал страх, увидев, что спал фактически на краю обрыва, восторг, наслаждаясь грозой, усталость после долгого бега.

Спустившись в ущелье к роднику, он увидел молодую девушку-грузинку и она взволновала дремавшие в его груди чувства. Он испытал нечто, подобное любви. Потом, когда уставший он лег спать, эта девушка снилась ему.

Победив в неравном бою разъяренного барса, он испытал радость и наслаждение победы над поверженным врагом.

Целью побега Мцыри из монастыря было возвращение в родные края. Его вела мечта найти своих близких, родных. Вдохнуть воздух свободы и стать полноценным членом своего свободолюбивого племени.

Правда, нигде не говорится, из какого племени его забрали. Был ли он осетином, черкесом, кабардинцем, или кем-то другим. Северный Кавказ заселяют десятки разных народностей.

Но если бы он услышал родной язык, родную речь, он бы вспомнил ее. Только не довелось свободолюбивому юноше увидеть родную землю, родник, с которым он играл когда-то.

В заключение приведем цитату Белинского о главном герое:

“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности”.

Жанровая характеристика поэмы «Мцыри»

Поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» можно отнести к лиро-эпическим произведениям, она написана в жанре романтической поэмы-исповеди. Уникальность произведения заключается в том, что оно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику, и при этом имеет ряд собственных особенностей и отличий.

«Мцыри» — романтическая поэма, поскольку обладает характерными для этого жанра чертами. Это прежде всего наличие яркого, харизматичного главного героя, одинокого, переживающего бурю эмоций. Для поэмы характерна остросюжетность, которая на протяжении всего повествования держит читателя в напряжении.

Типичным для романтизма является и сам сюжет поэмы — долгожданный побег героя на свободу. Но, в отличие от классической интерпретации данного сюжета, где герой стремится покинуть опостылевшее общество, Мцыри, напротив, всей душой хочет вернуться к людям: родным и близким, от которых его оторвали в раннем детстве.

Ещё одним отклонением является и почти полное отсутствие темы любви, столь характерной для лирической поэмы. Автор гораздо больше внимания уделяет душевным переживаниям романтического героя, его многолетним страданиям. Любовная линия лишь тенью проскальзывает в произведении, когда Мцыри встречает юную грузинку. С её появлением становится понятно, что молодое горячее сердце юноши открыто для любви, но он вынужден подчиниться внешним обстоятельствам, отказавшись от возможности любить и быть любимым.

К чертам эпоса следует отнести и подробное описание характера героя, его жизненного пути. Кроме того, в произведении нет какой-либо тайны, мистических событий, недосказанности, чтобы читатель мог поразмыслить над завершением сюжета. Логичность и последовательность повествования, постепенное раскрытие персонажей — главная черта эпоса.

Для более полного раскрытия внутреннего мира Мцыри Лермонтов выбирает форму исповеди. При этом исповедальность героя очень плотно переплетается с откровениями самого автора. Образ свободолюбивого, пылкого Мцыри был очень близок Лермонтову, благодаря чему поэма получилась настолько искренней.

Посещение Кавказа

Сам Лермонтов уехал на Кавказ в 1837 году — его отправили унтер-офицером в Нижегородский драконий полк после стихотворения «Смерть поэта», которое он посвятил Пушкину. Лермонтов пробыл на Кавказе всего несколько месяцев, но поэт был поражен дикой красотой своей натуры. Позже в «Мцыри» он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой юного послушника, сбежавшего на свободу.

Однако это не первый визит Михаила на Кавказ. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой. Первым и самым ярким воспоминанием маленького поэта стал рассказ из цикла кавказских легенд. В нем рассказывалось о молодом человеке, который в смертельной схватке сразился с тигром и победил его. Эта сцена войдет в поэму «Мцыри», когда герой бросается со снежного барса и убивает его голыми руками.

В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, познакомился с горным фольклором. Это легло в основу многих его работ. Как пишет историк литературы П. А. Висковатов, особое влияние на творчество Лермонтова оказала древняя грузинская военная дорога, полная древних легенд и преданий.

История создания поэмы «Мцыри»

История создания знаменитой романтической поэмы М. Лермонтова «Мцыри» могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Идея написать стихотворение о юном монахе, умирающем в заточении в монастыре, возникла у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: «Сделайте записи семнадцатилетнего монаха. С детства в монастыре ничего не читал, кроме священных книг. Таится страстная мысль — Идеалы. «Но на то, чтобы замысел поэта осуществился, потребовалось много времени, почти 10 лет. Труднее всего было найти те идеалы, за которые герой мог умереть.

В 1830 году Лермонтов написал короткое стихотворение «Исповедь». В нем герой-монах приговорен к смертной казни по любви. Спустя несколько лет поэт создал еще одно стихотворение — «Боярин Орша». Его герой также является учеником монастыря. Однако эти ранние разработки (позже включенные в текст «Мцыри») не могли удовлетворить Лермонтова. Главный кусок все еще был перед ним.

Следующий этап в истории создания «Мцыри» — лермонтовские впечатления от природы Кавказа. Говорят, все мы родом из детства — и великий поэт не исключение. В детстве бабушка возила его лечить на Кавказ. Здесь он знакомится с величественной природой, слышит горные легенды. Одна из этих легенд — кавказские легенды о юноше и тигре — позже появится в Мцыри в сцене битвы с леопардом.

Повзрослев, Лермонтов снова возвращается на Кавказ, и детские воспоминания вспыхивают перед ним с новой силой. Особенно впечатляет старая военно-грузинская дорога. «Древняя военная дорога Грузии, следы которой видны и сегодня, поразила поэта своей красотой и целым рядом легенд. Эти легенды были известны ему уже с детства, теперь они запечатлены в его памяти, увеличены в его фантазиях, укреплены в его памяти вместе с могущественными, затем великолепными образами кавказской природы. «Так рассказывает его первый биограф П.А. Висковатов. Любуясь этой улицей, Лермонтов еще не знает, что встретит на ней своего героя…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову суждено было встретиться с ним вживую. Об этом событии сразу вспомнили двое родственников поэта: его двоюродный брат А.П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии А.А. По их словам, в 1837 году, проезжая по Военно-Грузинской дороге, поэт встретил пожилого монаха, а точнее служителя монастыря. Они вступили в разговор. Так Лермонтов узнал о жизни монаха: он был последним из монастыря под Мцхетой. В очень юном возрасте его привел в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не мог продолжать свой путь. Когда монах вырос, он не раз пытался бежать, потому что скучал по дому. Одна такая попытка чуть не стоила ему жизни. После продолжительной болезни преподобный все же ушел в отставку и решил остаться в монастыре.

Искренний рассказ мог только впечатлить Лермонтова. Объединив услышанное от монаха с его первыми набросками, поэт создает окончательную версию стихотворения. Интересно, что он почти не изменил то, что сказал монах, за исключением одной ключевой детали. Герой «Мцыри» терпеть не может монастырь, это остается для поэта самым главным. Так родилась романтическая опера «Мцыри».

Литературные критики сомневаются в достоверности поэтической легенды о создании «Мцыри», представленной самим Висковатовым. По крайней мере одно не вызывает сомнений: такая история вполне могла случиться в тот момент. Война между Россией и Грузией стала причиной появления многих детей-заключенных, отличающихся неугасимой любовью к своей земле. Известен еще один подобный случай, который, вероятно, тоже был знаком Лермонтову, — печальная история художника П.З. Захарова. Он тоже, чеченец по происхождению, попал в плен к русским. Однако генерал Ермолов отвез его в Тифлис, где он вырос.

Конечно, какая бы история ни лежала в основе стихотворения, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить его из простого рассказа о военных событиях в гениальное стихотворение. На создание «Мцыри» Лермонтова у него ушло много лет вдохновенной работы, и их результат по сей день поражает читателей

Выход в свет

В рассказ о создании поэмы «Мцыри» входит и рассказ С. Аксакова о том, как в мае 1840 года поэт лично прочитал главу «Битва с леопардом» в день рождения писателя Н. В. Гоголя. Сам писатель на вечере не присутствовал, но общался с присутствующими гостями. По его словам, новый «сын» Лермонтова был встречен восторженно и вызвал живой отклик.

Другие воспоминания о знакомстве со стихотворением оставил А. Н. Муравьев. Он писал, что в 1839 году посетил Царское Село, где в то время находился поэт. Однажды вечером он посетил Лермонтова, который был в состоянии возбуждения, и прочитал ему от начала до конца новое «великолепное» стихотворение «Мцыри».

Другие сочинения по этому произведению

«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».)
«Кругом меня цвел божий сад…» (по поэме «Мцыри»)
«Мцыри» как романтическая поэма
«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова
В чем для Мцыри смысл жизни?
В чем Мцыри видит счастье
Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»
Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»
Значение эпиграфа к поэме «Мцыри»
Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова
Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова)
Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Мои размышления над поэмой «Мцыри»
Мцыри — главный герой
Мцыри и ссыльный поэт
Мцыри как романтический герой
Мцыри – «любимый идеал» Лермонтова
Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова.
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова
Мятежный герой М.Ю.Лермонтова
Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)
Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри»)
Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения («Мцыри»).
Особенности языка поэмы «Мцыри»
Побег Мцыри из монастыря
Почему Мцыри бежал из монастыря
Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Поэма «Мцыри» — одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Природа в понимании Мцыри
Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри»
Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»
Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Романтизм в поэме Лермонтова «Мцыри» и «Песне про купца Калашникова»
Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри»)
Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тема и идея поэмы Мцыри
Поэма Демон. Сказка для детей. «Мцыри». – художественный анализ
Мцыри — мой любимый литературный герой
Художественное своеобразие поэмы «Мцыри»
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря
Образ и характер Мцыри в поэме «Мцыри»
В чем счастье и трагедия Мцыри
Романтический герой мцыри
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1)
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и ее главный герой
Главный герой в поэме Мцыри
Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова»
Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1)
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2)
Воплощение мечты Мцыри
Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец»
Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме «Мцыри»
Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме «Мцыри»
Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова
Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри»
«Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю.

Цель побега Мцыри

Поэма “Мцыри” повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью.

Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, “гоним неясною тоской / По стороне своей родной”. Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным.

“…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь” – так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и “дикой воле степей”.

Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег.

Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: “Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля”, и цель побега Мцыри полностью ясна.

Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз.

Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.

В грозовую страшную ночь Мцыри выходит “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, “как змей”, от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода.

Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри – стать вольным.

Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится “узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы”. Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой.

Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно.

Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника – барса, и понимает, что “быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов”. Но самая главная победа Мцыри – победа духовная.

Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается.

Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу.

Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении.

Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.

(2 votes, average: 5.00

TESTSOCH.RU

         Когда я впервые услышал название М.Ю.Лермонтова «Мцыри», то меня оно очень заинтересовало. Мне захотелось узнать, что оно означает.

Я представлял себе, что так я смогу лучше понять произведение, все то, что хотел донести до читателя автор. Так оно и произошло в действительности.

Я узнал, что в переводе с грузинского языка это слово означает: «пострижник», «послушник», «отшельник».

         Главным героем этой поэмы выступает сильный духом человек, которого взяли в плен еще в раннем детстве. Судьба его сложилась таким образом, что ему предначертано было провести всю свою жизнь в стенах мужского монастыря.

Казалось бы, он ничего другого не видел, не должен был помнить свободной жизни, но это не про Мцыри. Само сердце подсказывает ему, что он предназначен для иной жизни. Здесь он буквально задыхался от серых стен, сумрачных будней.

         Его не пугала опасность, с которой ему предстояло столкнуться, когда он решил бежать из монастыря.

Он ни на миг не задумывался о том, что этот побег может стоить ему собственной жизни – самого дорогого, что есть у человека. Мцыри твердо для себя решил, что такая жизнь – это не жизнь, а существование.

         Молодой человек предпринял тщетную попытку узнать, для чего человек прислан на эту грешную Землю. Три дня Мцыри скитался. За это время он лишний раз убедился в правдивости своих мыслей, в том, что монашеское существование – бессмысленно. Лишь свобода, способность глубоко дышать свежим воздухом, наслаждаться прекрасными горными пейзажами могут принести истинное ощущение радости.

         Казалось бы, чего еще желать? Но его побег не привел к желаемой цели. Он не вернул себе ни Родину, ни свободу, о которой столько грезил и мечтал. Он оказался не готов к такой жизни.

Мцыри не нашел путь на Родину и обессиленный вновь попал в монастырь. Тем не менее эти три дня он считает блаженными, самыми лучшими в своей жизни.

Об этом он поведал монаху в своей предсмертной исповеди.

         Смысл этого произведения очень глубок. В конце прочтения мы сталкиваемся с тем, что автор сводит все повествование к теме судьбы, рока. Мцыри говорит о том, что все его попытки спорить с судьбой были тщетными. Она лишь посмеялась над ним. Так он оправдал свою неудачу, списал свое бессилие.

Все его несчастья – из-за морального одиночества, которые сопровождают Мцыри всю жизнь. Несмотря на то что герой очень смел и целеустремлен, судьба его трагична. Он не смог найти себя ни в монастырской среде, ни на воле.

Его последнее желание заключалось в том, чтобы он был похоронен за пределами монастыря и хотя бы после смерти мог наслаждаться красотой Кавказа.

         Прочитав эту книгу, я испытал чувство гордости за этого молодого человека, поскольку он не сломился перед трудностями, не смирился с окружающей действительностью, которая была ему не по душе. Ведь он относился к ней с большой ненавистью, потому что она мешала его душевному счастью.

Вариант 2

История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.

Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.

Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.

Всего три дня юноша был вне стен монастыря, который считал своим узилищем. Но этого ничтожно малого срока хватило для того, чтобы сердце его стало биться иначе. Мцыри так и не нашёл дорогу к родному дому. Его нашли без сознания, недалеко от стен монастыря. Придя в себя, беглец понимает, что он снова в монастыре. Обессиленный и сильно истощённый, он отказывается от пищи, тем самым приближая неминуемую смерть. И только монаху, крестившему его, Мцыри открывает свою душу. Юноша понимает, что монахи спасли его, и он обязан им своей жизнью. Но монастырь никогда не заменит ему родной дом.

Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.

Вариант 4: Бой Мцыри с барсом

Поэма сама по себе незначительно по объему. Поэтому примечательно то, что эпизоду борьбы с барсом автор отвел целых четыре строфы (с 16 по 19)! Поместив эту сцену в центр произведения, Лермонтов подчеркивает ее значимость для раскрытия темы.

Сначала внимание уделяется подробному описанию барса. Причем Мцыри описывает его без какой-либо неприязни или страха

Наоборот, герой произведения восторженно отзывается о его силе и красоте. Глаза барса светятся подобно огням, а его шерсть переливается как серебро. Животное больше похоже на сказочного персонажа из старинных преданий, которые юноша еще в детстве слышал от своей матери и сестры. Хищник похож по духу на главного героя: он наслаждается ночными пейзажами, играет и веселится.

Барс — это символ дикой природы, с которой сливается и главный герой. Человек и зверь одинаково свободны и достойны этой жизни. Сражение с барсом становится возможностью продемонстрировать скрытую силу героя, который с детства воспринимал себя как слабого и способного выжить лишь в безопасных стенах монастыря.

Описание схватки изобилует глаголами, описывающими динамичную смену действий. Герой побеждает в схватке, доказав свое право на ту жизнь, о которой мечтает. Но на его груди остаются глубокие раны от когтей. Он продолжает свой путь, но в итоге погибает.

Но погибает он уже другим человеком, тем кто он и оставался на самом деле глубоко внутри себя все эти годы.

Мне нравится3.6 k.Не нравится2 k.

Сочинение «Образ Мцыри»

В поэме краткое содержание «Мцыри» великий поэт Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.

Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.

За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.

Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.

Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.

В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

Что значит жить для Мцыри

Будучи ребёнком Мцыри попал в монастырь с его жёсткими законами, где ему было даже не с кем поговорить. У юноши нет ни друзей, ни врагов и он не может открыто выражать свою неприязнь к монахам. Между монахами и Мцыри не было взаимопонимания, поскольку душа Мцыри стремилась к реальному миру, в результате чего он чувствовал себя пленником.

Положение его было безвыходным, поэтому пришлось учиться всему, что знали монахи. Но как истинное дитя природы, хотел жить совсем другой жизнью, той о которой всегда мечтал. Страдал от того, что кругом видел лишь ограничения и препятствия, поэтому пошёл на риск и покинул монастырь.

Оказавшись посреди дикой природы юноша любуется красотой леса, слушает чарующее пение птиц, в нём просыпаются инстинкты. Но сосредоточенный на внешней красоте окружающего его мира, молодой человек забывает об опасностях, на юношу нападает снежный барс. Мцыри победил в этом поединке, но был тяжело ранен. Обессиленного юношу нашли монахи, однако спасти его не смогли.

Перед смертью Мцыри вспоминает о тех счастливых днях, которые прожил за стенами монастыря

Конечно, герой этой поэмы забыл об осторожности, поскольку был очень молод и неопытен, тогда как монахи уже имели представление о всех искушениях, которые преподносит жизнь. С раннего детства мальчик мечтал вернуться в родной аул, часто вспоминал своих родителей и сестёр

Он поклялся, что вернётся домой, но у него это не получилось. Зато всё же смог ощутить вкус свободы, хотя за пределами монастыря находился не более трёх дней. Мальчик ощущает дискомфорт от нахождения среди сумрачных стен, которые кажутся ему тюрьмой. У него нет ничего из того, что может сделать человека счастливым.

Он мечтал о человеческом взаимопонимании, соприкосновении с родственной душой, часто вспоминал свою родину. Ему чужда монастырская жизнь, поскольку из–за своей предсказуемости она напоминает стухшее болото, где уютно разве что лягушкам. Мцыри проживает не свою жизнь и поэтому сильно страдает.

Когда юноша вырвался на свободу, оказалось, что долгое проживание в плену заглушило врождённый инстинкт горца, то самое чутьё, которое может подсказать верную тропу, а без этого в лесах среди гор на Кавказе не могут выжить ни люди, ни звери.

Да, ему удалось вырваться из монастырской крепости, но не из внутренней тюрьмы. Он умирает не из–за ран нанесенных барсом, а от осознания того, что вновь оказался в этом убивающем инстинкт жизни месте. Всю свою жизнь Мцыри стремился обрести собственную независимость в этом был смысл всей его жизни.

Особенности монастырской жизни

Чтобы познакомиться с идеей стихотворения и понять причины бегства Мцыри, необходимо знать, как возникло христианство и в каких условиях складывалась жизнь монахов. Первые послушники были людьми, которые объединились, чтобы упростить защиту своей веры, когда были идолопоклонники и язычники. Те, кто был близок к идеалам христианства, строили здания и жили в них, отгораживаясь от внешнего мира. Они отказались от плотских удовольствий, работали, выращивали растения, которые им служили, и молились.

В то время, когда были построены первые монастыри, церковь существовала отдельно от государства. Тогда монахами становились только те, кто этого хотел. Спустя несколько десятилетий произошло объединение государства и церкви. Людей стали отправлять в монастыри, которые требовали наказания.

По уставу постриг принимали добровольно, но на практике все было иначе. Среди монахов были сомнительные политики, женщины, от которых нужно было избавиться, и люди, приговоренные к смертной казни. В некоторых случаях лишение жизни было заменено пожизненным заключением. Было много других причин, по которым человека могли отправить за стены церковного учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: