Отношение чацкого к крепостному праву в комедии «горе от ума» грибоедова

Сочинения по произведению: горе от ума, грибоедов (32 топика)

Вариант 2

Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий

Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву

Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.

Произведение Грибоедова является очень успешным, оно разлетелось на множество цитат. «Горе от ума» на сегодня является одной из самых цитируемых комедий. Множество высказываний из нее превратились в устоявшиеся выражения, кои являются неотъемлемой частью речи в современности

Немаловажно сказать, что сперва произведение Грибоедова запрещалось цензурой, ибо в нём содержалась критика по отношению к крепостному праву

Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.

Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.

Все речи, которые характеризуют отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое — ненавистное, обличающее возмущение, второе — эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.

Недостатки Чацкого

Являясь очень образованным человеком, Чацкий зорко подмечает недостатки общества. С помощью своей грамотной речи и острого словца он высмеивает пороки окружающих. Вот только делает он это совершенно напрасно. Люди, окружающие его, намного глупее героя и не понимают смысла его речей. Кроме того главный герой слишком гордый. Он не хочет принимать неуважения к себе, злится, когда его суждения не оказывают на публику запланированного действия.

Несмотря на всю свою объективность и трезвость суждений, он по-прежнему влюблен в Софью Фамусову и из-за пылкой любви не видит всю ограниченность девушки.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Характеристика Чацкого «Горе от ума». Здесь рассматривается образ главного героя, его его положительные и отрицательные стороны.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых любопытных —

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы февраля для 9 класса:

Образ дороги в поэме «Мертвые души»

Образ Петербурга в «Белые ночи»

Анализ главы «Бэла»

Мечтатель (Белые ночи)

Печорин — герой или злодей?

Сочинение на тему «Совесть»

Кто такой Чичиков в поэме мертвые души?

Плюсы и минусы Печорина

Краткое содержание «Смерть чиновника»

Характеристика Веры (Герой нашего времени)

Романтические отношения и общественная критика

Грибоедовская комедия «Горе от ума» представляет собой смешение романтической интриги и жесткой общественной критики. Она не только затрагивает проблемы социальной системы и моральных ценностей, но и обращается к вечным темам взаимоотношений между людьми.

В центре сюжета находится герой Горький, который попадает в конфликт между своими семейными обязательствами и свободой выбора в плане своей личной жизни. Он влюбляется в Молчалину, но его отец настаивает на его браке с Софьей, дочерью богатого дворянина. Таким образом, комедия поднимает вопросы семейных уз и общественных норм, которые ставят преграды на пути к счастью и свободе.

Грибоедов сочетает юмористический подход с глубоким анализом общества своего времени. Он показывает, как доминирующая и внешне налаженная система приводит к несчастью и саморазрушению героев. Персонажи комедии, хотя и обладают яркими индивидуальными чертами, являются представителями общественных слоев и условностей.

Грибоедов использовал комедию как средство передачи своей критики общества. Он описывает реальные проблемы своей эпохи, такие как женщин в качестве товара для продажи и браков по принуждению. Но, вместо тряски гневных кулаков, он использует сатиру и юмор, чтобы передать свое послание и воздействовать на свою аудиторию.

Чацкий, один из персонажей комедии, становится символом всего того, что неправильно в обществе. Грибоедов смешивает его аристократическое поведение с его поверхностной привязанностью к материальным благам, что показывает его разобщенность с реальностью. Чацкий является смешным и карикатурным, но, в то же время, он трагический персонаж. Он обвиняет общество в глупости и бессмыслице, однако он сам не в состоянии найти настоящую счастливую жизнь и любовь.

Стиль Грибоедова и его комедии все еще остаются актуальными и понятными до сих пор. Он представляет образы и проблемы, отражающие многие аспекты нашего современного общества. Повседневные проблемы любви, свободы выбора и социального давления по-прежнему актуальны и широко обсуждаются. Поэтому Грибоедовская комедия «Горе от ума» остается релевантной и интересной для современной аудитории.

Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву

Сразу нужно сказать, что в произведении нет чёткой позиции по этому вопросу. Ни разу в тексте не поднимается вопрос крепостного права, нет критики на этот счёт. Известно, что сам Грибоедов даже в жизни не высказывался по этой теме публично, не ратовал за отмену крепостного права или, наоборот, за его укрепление. Это не Некрасов, не Фонвизин, которые критиковали строй особенно за отношение верхушки общества к крестьянам. Грибоедов больше высмеивает именно социальные пороки.

Можно только по косвенным признакам понять отношение главного героя произведения к этому тогда животрепещущему вопросу. Чувствуется, что Чацкий уважает народ – трудящихся людей. Сто процентов к ним у героя больше уважения, чем к московской знати, которая «плетёт» лесть и лоб разбивает, кланяясь властям.

Андрей Чацкий говорит Фамусову, что их общество, буквально, смешит народ

Купцы и дельцы трусят на войне, но «отважно» бьют поклоны. Что остаётся делать простым людям при взгляде на такое поведение? Только смеяться, но между собой, конечно, так как в руках тех глупцов власть и деньги

В этом же разговоре Андрей Андреевич с возмущением приводит в пример крепостника-театрала. Тот согнал на обозах со всех концов своих владений самых красивых детей, чтобы нарядить их в «Амуров и Зефоров». При этом он оторвал несчастных от их семей, подверг стрессу… Но все восхитились результату его задумки – красивое представление. Вся столица развлекалась! Но вот только никто театралу так и не помог с долгами… И пришлось распродавать тех Амуров по одному. Или ещё пример, когда крепостник выменял своих верных лакеев, которые его поддерживали и в беде, и в радости, на борзых собак! Чувствуется, что Чацкому это всё отвратительно.

Главный герой характеризует наш народ добрым и даже бодрым. Чацкий сетует, что из-за обилия иностранных слов в речи знати простые люди не только не понимают «хозяев», но и считают их почти немцами. Богатые стараются отделиться от народа, относятся к нему как к вещи.

У Чацкого гуманный подход к этому вопросу. Возможно, ни он, ни автор не знал, как решить эту социальную проблему, но, вероятно, весь ужас именно в презрительном отношении одних людей к другим.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Биография Чацкого

Чтобы подробнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала нужно разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич — молодой дворянин, покойный отец которого был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы повидаться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой, с которой он не виделся целых три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданного отъезда за границу, который отбыл, даже не оповестив ее об этом. И поэтому их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.

Прототипом Чацкого у Грибоедова послужил который резко критиковал России и из-за своих сочинений был объявлен сумасшедшим. Его труды в Российской империи были запрещены и не публиковались.

Универсальность и временная отдаленность

Комедия «Горе от ума» рассматривает вечные темы и проблемы: любовь, предательство, дружба, лживость и глупость человека. В своем произведении Грибоедов проецирует эти темы на конкретные характеры и ситуации, но они остаются всегда понятными и актуальными для любого зрителя или читателя, независимо от времени и места. Эта универсальность делает произведения Грибоедова неподвластными времени и помогает им сохранять свою актуальность на протяжении многих поколений.

Кроме того, причиной актуальности комедии Грибоедова является ее временная отдаленность. Первое появление произведения произошло в 1825 году, в эпоху русской империи. Прошло уже более двух столетий, но общество все еще может узнавать себя в изображенных в комедии персонажах, их поступках и самодовольстве. Идеи, высмеянные Грибоедовым, до сих пор живут с нами, и это делает его произведения всегда актуальными, вне зависимости от времени, в котором мы живем.

Актуальность
Универсальность
Временная отдаленность

Отношение Чацкого к крепостному праву

Эти двое были противопоставлены друг другу своими взглядами на По нескольким цитатам произведения можно охарактеризовать отношение Чацкого к Именно в них заключается весь смысл едкой сатиры комедии, созданной Грибоедовым. Этих высказываний не так уж и много, но зато какие они!

Чацкий встает на защиту угнетенного народа и высказывается на счет крепостного права весьма эмоционально и сильно. Одна часть этих высказываний начинается со слов: «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженных слуг…». Она только еще сильнее подчеркивает негодование главного героя, когда речь идет о крепостных.

Употребляемое вначале слово «Нестор» трактуется как «управляющий», то есть та русская знать, которая владеет крепостными людьми. Униженная и оскорбленная чернь служит этим высокопоставленным господам верно, защищает их от всяких напастей, а порою спасает от неминуемой смерти.

Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии «Горе от ума»

«От Грибоедова мы не имеем ни одного прямого заявления о том, что он был сторонником освобождения крестьян. <…>

Мотив крепостного права занимает в «Горе от ума» небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. …скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора… <…>

Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <…> Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы … и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия.»(Пиксанов Н. К., статья «Социология «Горя от ума»», книга «Грибоедов: Исследования и характеристики», 1934 г.)

«…как же понять речи Чацкого о крепостном праве?.

в традиционном понимании «Горя от ума» этим речам придается важное, определяющее идеологическое значение.

Однако изучение рукописей «Горя от ума» удостоверяет, что даже в самой ранней редакции… мы не находим более резких выступлений против крепостного права. <…>

При тщательном пересмотре текста неожиданно оказывается, что о крепостном праве в комедии говорится, в сущности, немного. <…>

Прямо … к крепостному праву относятся две филиппики* Чацкого в монологе «А судьи кто…»: 1) против «Нестора негодяев знатных», который «выменял борзые три собаки» на «толпу слуг»… 2) против барина-театрала, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей…

Других протестов против крепостного права в «Горе от ума» нет.

Да и эти две знаменитые реплики поставлены Грибоедовым в особый, своеобразный контекст. …протесты против злоупотреблений крепостного права в речах Чацкого связываются Грибоедовым с протестами против особой дворянской группы — придворной знати. Кого обличает Чацкий в этих злоупотреблениях? — «Нестора негодяев знатных»… и другого магната, настолько богатого, что он «заставил всю Москву дивиться» роскоши своего крепостного балета. Этим суживается социальный охват речей Чацкого. <…> Молодых, образованных, чутких дворян времен Грибоедова коробили грубые формы крепостничества, и они надеялись, что дело можно поправить «гуманностью». Но отсюда еще далеко до освобождения крестьян. <…>

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу

Примечательно, что автор произведения никогда не высказывался за или против отмены крепостного права. Свою неоднозначную позицию он «передал» и главному персонажу комедии.

Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.

При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.

Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.

Скорее герой высмеивает помещика, который: «выменял борзые три собаки на толпу слуг». К народу же Чацкий благоволит, говоря о том, что люди в России добрые и даже бодрые.

Любовь к простому народу, неприязнь знати и неготовность «прислуживаться» отличает Чацкого от Фамусова и членов его общества.

Казенный человек

Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.

Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.

Заключение

Нынешний образ жизни, уклад общества, отношение к чинам, богатству, положению в обществе – не устраивает главного героя. Но, увы, он не может «вразумить» дочь Фамусова, Лизу, своими речами, по этой причине и уезжает.

Таким образом автор показывает, что разумные речи одного человека не способны повлиять на толпу глупцов, какими бы красноречивыми они не были. Этот уход выглядит, как бегство, таковым и является. 

Своеобразная олигархия: разумный человек бежит не от проблемы, а старается избежать участи стать глупцом, которая его непременно ждет, если он останется.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Отношение Чацкого к крепостному праву весьма двойственно – с одной стороны, он довольно часто говорит о злоупотреблении этим режимом, но в то же время, в его репликах не прослеживается полного отказа либо протеста. Поскольку сам мотив крепостного права не является основополагающим в произведении, позиция нашего героя выражена сжато, однако даже на отношении этого можно составить его представление относительно данного вопроса.

При упоминании о крепостных, Чацкий, как правило, негодует. Ему искренне претит существующая действительность, однако, вполне вероятно, что это происходит потому, что в те времена, многих молодых дворян коробили грубые формы крепостничества. Больше всего героя возмущает то, что знать использует крепостных «как заблагорассудится», не считают их за людей, а порой и хуже скота, мнение крестьян абсолютно ни во что не ставится, они лишены всяческих прав, даже элементарно человеческих.

Существует всего лишь две цитаты Чацкого по отношению к крепостному праву и простому люду, среди которых одна преисполнена справедливым возмущением, а вторая жалостью. Невозможно не согласиться с героем, ведь достаточно больно и обидно видеть, что живых людей лишают самого основного, на что может претендовать человек – права на голос и собственное мнение.

Стоит отметить, что во времена, описываемые писателем, крестьяне и вправду были абсолютно безвольными, словно марионетки в руках помещиков и знати. Мало того, Чацкого возмущает что в цене животные и люди тождественны, что, в принципе не является правильным, их можно обменивать, продавать, покупать не спрашивая согласия.

Герой никак не может принять тот факт, что людей можно обменять на собак, собак на людей, людей на лошадей, лошадей снова на собак – в общем, что разум человеческий и возможности людские не оцениваются по достоинству и человек (пусть даже самый простой и необразованный) автоматически причисляется к домашнему скоту, хотя все мы знаем, что каждый есть индивид, личность, обладающая уникальностью и высшим интеллектом.

Чацкому больно смотреть на страдания крепостных, и не важно что движет им –человеческое сострадание либо просто чопорная интеллигентность, так или иначе, невооруженным глазом видно, что подобное ему искренне чуждо. Однако есть одно «Но»… Если героя действительно раздражает существующая несправедливость, почему он не прибегает к какой-либо деятельности относительно протеста крепостному праву, и высказывает лишь недовольство, но не открытое желание изменить действительность?. Сложно сказать… Но тот факт, что отношение Чацкого к крепостному праву является негативным, неоспорим

Другое дело, что в его случае оно безвольно негативное и ограничивается лишь сетованием, но никак не действиями и борьбой. Возможно, потому, что нашему герою просто лень? Кто знает…

Сложно сказать… Но тот факт, что отношение Чацкого к крепостному праву является негативным, неоспорим. Другое дело, что в его случае оно безвольно негативное и ограничивается лишь сетованием, но никак не действиями и борьбой. Возможно, потому, что нашему герою просто лень? Кто знает…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: