Характеристика и образ милона в комедии недоросль фонвизина сочинение

Характеристика и образ милона в комедии недоросль фонвизина сочинение

Биография

Милон — представитель знатного дворянского семейства, о чём говорит его близкое родство с влиятельным графом Честаном.

Получив прекрасное воспитание и образование в юности, Милон решил связать свою судьбу с армией. В чине офицера он принимал участие в сражениях, в которых смог продемонстрировать храбрость и отвагу.

Знакомство с Софьей позволило Милону всерьёз задуматься о создании семьи. Он всем сердцем полюбил девушку, обладавшую массой достоинств, и намеревался взять её в жены. Однако волей судьбы им пришлось расстаться.

Милон долгое время не получал известия о любимой и считал, что она уже охладела к нему. Лишь случайно, проходя с отрядом солдат мимо имения Простаковых, он узнал о том, что там поселилась Софья после смерти матери.

Милон успел познакомиться со Стародумом и произвести на него самое выгодное впечатление. Он попросил у дяди Софьи благословение на их союз и получил согласие. Узнав о коварных замыслах Простаковой насильно выдать Софью замуж за своего сына Митрофана, Милон спас возлюбленную от незавидной участи.

Характеристика героев

Несмотря на различия, всех негативных персонажей комедии объединяют такие черты, как желание владеть чужим, тяга к накопительству, жестокосердие, оскорбительная речь, отсутствие воспитания и чувства такта. Все они аморальны. Отрицательными героями произведения являются:

  1. Господин и госпожа Простаковы.
  2. Митрофан.
  3. Господин Скотинин.
  4. Учитель Вральман.

С помощью эпитетов, жаргонизмов, просторечных слов и других приёмов автор очень реалистично передал атмосферу, царящую в имении Простаковых.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Скотинин

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

СочиненияГлавные герои «Шинель» характеристика персонажей повести Гоголя списоком

СочиненияГлавные герои «Судьба человека» характеристика списка персонажей рассказа Шолохова

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Богатая наследница

На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» — описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй — невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней. Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия. А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.

Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив. Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике. Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.

Роль образа в комедии

Литература во все времена была «на передовой», отстаивая позиции нравственности. Положительные персонажи произведений являются примером для подражания, отрицательные герои подсвечивают проблемы общества и формируют осуждающее отношение к низким проявлениям человеческой натуры. Усилить впечатление автору помогают художественные приемы.

Персонаж Милона можно охарактеризовать как образ идеального человека. Фонвизин неслучайно дает своему герою именно такое описание. На его примере автор хочет показать те человеческие качества, к которым должен стремиться каждый. Образ офицера — ответ дворянскому обществу на его метания и поиски смысла жизни. Писатель приводит героя в пример, показывая, что необходимо не размышлять, а действовать.

Речевая характеристика Милона

Милон — просвещённый молодой человек, получивший достойное воспитание и образование. Об этом можно судить по его правильной, несколько книжной речи. Он усложняет предложения причастными и деепричастными оборотами, вставными словами и прочими синтаксическими конструкциями:«Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобою! Скажи, каким случаем…», «почту за истинное счастие», «…я сам горю нетерпением быть в Москве».

В речи Милона стоит отметить обилие высокой лексики:«тиранство», «добродетель», «извлекает», «злодеи» «презрения достойны», «изъявить», «почтенный», «корыстолюбцы», «нимало не пеняю» и пр.

Свои чувства к Софье Милон выражает при помощи таких сентиментальных оборотов, как «мое счастье несравненно», «таинство души моей», «тайна сердца моего», «трогает мое сердце», «владеет моим сердцем».

В разговоре Милон практически не употребляет разговорную лексику. На протяжении пьесы он обронил лишь несколько разговорных (для своего времени) слов: «подхватя», «идучи», «не ушибла ль», «не убояся».

Описание персонажа Милона

Милон – один из главных персонажей комедии «Недоросль» Н.Гоголя. Он поражает своей резкой индивидуальностью и непредсказуемым поведением.

Внешность Милона тесно связана с его характером. Он описывается как высокий, худой, с длинными ногами и шеей. В своих движениях он нетороплив и затянут. Его лицо выражает неуверенность, он заикается и нервничает.

Но интересно, что внешность Милона противоречит его внутренней сущности. На самом деле он – сильный и уверенный в себе человек, который умеет добиваться поставленных целей.

Характер Милона сложен и противоречив. Он выглядит наивным и глупым, но на самом деле он осознает свои поступки и стремится к своим целям, которые он берет на себя. Он очень нервный человек, который склонен к эмоциональным искажениям.

Психологический портрет Милона состоит из контрастов. Он способен настойчиво добиваться своих интересов, однако его страсть к риску и приключениям может привести к катастрофическим последствиям. Ряд комичных эпизодов, сопровождающих его персонаж, делают его незабываемым для зрителя.

Образ Милона можно сравнить с маской Комедии и Трагедии в одном. Его поступки порой кажутся странными и глупыми, но под этой маской скрывается умный, но нервный и неуверенный в себе человек.

Образ и характеристика Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

«Недоросль» — комедия Фонвизина, написанная в 1782 году. В произведении хорошо показывается невежество большинства дворян. Их бескультурье, в пьесе, виднеется особенно сильно, так как показаны и другие, более культурные дворяне, на фоне которых они кажутся посмешищем. Одним из таких дворян и является Милон.

Милон, сам по себе, человек храбрый и благородный, как и положено любому офицеру. Он никогда не боялся отдать жизнь за свою державу. Даже при встрече с другими персонажами произведения он всегда, как можно лучше, старался выполнять свои офицерские обязанности. Он является товарищем Правдина, который всегда стоял на справедливости и был человеком чести. Именно это и говорит о благородности Милона.

Что же касается женщин, Милон был самым преданным и сохранял верность своей невесте на протяжении всего сюжета. Даже, несмотря на то, что благодаря Простаковым он больше не может увидеть свою невесту. Он всем сердцем верил в то, что найдет свою любимую и вызволит её из рук Простаковой.

Милон, человек очень скромный, он никогда не любил хвастаться своими достижениями. Даже когда все хвалили его за благородство, нравственность и другие хорошие качества, он говорил, что ещё очень молод и не достоин всех этих похвал.

По его мнению, офицер должен быть готов рискнуть всем, ради того, чтобы принести пользу своему государству или встать на его защиту. Речь идет не только о собственной жизни, а и офицерская слава, которой бы пожертвовал наш персонаж ради своей державы. Из-за его отваги и честности Стародум, дядя Софии, выбрал именно его в качестве жениха.

Помимо его хороших качеств и других достоинств, он отличается от других женихов Софии — Митрофана и Скотинина, и другими качествами. Ему не важен размер её наследства, он искренне любит свою невесту

Автор создал этого персонажа, как пример настоящего благородства, на которого следует равняться. А их союз с Софьей, который благословлен её дядей и Правдиным — другом Милона, должен сыграть роль воспитания хороших качеств во всем русском дворянстве и стать примером настоящих, искренних чувств. Остальные же дворяне, например Митрофан, выглядит на его фоне, не особо выгодным. В отличие от нашего персонажа, Митрофан, гонится за удовольствиями и благами этой жизни, не думая о собственной чести.

Вариант 1

Милона является одним из главных персонажей комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Изображая его образ, автор подчеркивает его слабость и отсутствие собственной воли, его зависимость от других и его смирение с жестокостью жены. Такая характеристика Милона делает его патетичным и беспомощным персонажем.

Когда в книге мы встречаем Милона, он предстает перед нами как слабый и наивный человек, лишенный собственной воли. Он всегда соглашается с мнением своей жены, не способен принимать собственные решения. Такое поведение делает его патетичным, потому что он постоянно находится под влиянием других людей.

Помимо этого, Милон полностью зависит от других в своей жизни. Он не способен обеспечить свою семью и становится беспомощным бездарным человеком. Он не имеет собственных амбиций, не стремится к самосовершенствованию, а лишь следует за чужими указаниями.

Одно из важных свойств характера Милона – его смирение с жестокостью жены. Вместо того чтобы противостоять ее бесчеловечному поведению, он мирится с ней, не сопротивляется из страха. Таким образом, он становится жертвой в семейных отношениях и не умеет отстаивать себя.

Беспомощность Милона проявляется и в его отношениях с сыном. Несмотря на свою любовь к нему, он не может защитить сына от жестокости жены. Вместо того чтобы стать опорой для него, он оказывается беспомощным и трусливым. Его недостатком решительности и силы характера Милон способствует разрушению внутри корыстных конфликтов в его семье.

В заключении, образ и характеристика Милона в комедии «Недоросль» показывает его слабость и отсутствие собственной воли, зависимость от других и его смирение с жестокостью жены. Такие недостатки и особенности делают Милона патетичным и беспомощным персонажем, который становится жертвой окружающих ситуаций

История Милона служит примером того, как важно иметь собственную волю и способность отстаивать свои интересы

Мне нравится3.7 k.Не нравится1.4 k.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Милон.

Возраст — не указано, молодой человек не старше 30 лет.

Род занятий — офицер царской армии.

Семья — холост, детей нет.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — воспитан в лучших традициях высшего сословия.

Образование — получил достойное образование.

Внешность — привлекательный молодой человек.

Характер — добрый, скромный, смелый, отзывчивый, образованный, с почтением относится к старшим.

Положительные черты — порядочный, честный, добродетельный, благородный.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Произведение — «Недоросль».

Другие положительные персонажи

Стародум — образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя — честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.

Вариант 3

Милон — один из персонажей комедии «Недоросль». Он является деревенским помещиком. О его характере можно судить по тому, что другие персонажи говорят о нем. В комедии Милон описывает своего соседа-дворянина как «непамятного дурака» и его жену как «жестокую ярость». Сам он говорит, что его век уходит, и что он не намерен потворствовать слугам. Он также жалуется на то, что у него ничего не получается из-за своей жены. В общем, по сказанному можно сделать вывод, что Милон — безвольный и несчастный человек

Он не способен даже справиться с женой и стремится привлечь к себе внимание сторонних людей. Милон также показывает свое негодование по отношению к своим слугам и соседям

Он их оскорбляет и ругает, выражает свое негодование и беспомощность. В целом, персонаж Милона представлен как слабовольный и испорченный человек, неспособный справиться с проблемами своей жизни.

Второстепенные персонажи

Адам Адамович Вральман

Бывший кучер, который хитростью сумел стать учителем Митрофана по французскому языку. Адам Адамович утверждает, что он немец по рождению, поэтому имеет небольшой акцент. На самом же деле он имеет врождённый дефект речи. Простаковы в силу своей полной необразованности даже не понимают, что этот человек не имеет никаких знаний и навыков, они хорошо платят ему и позволяют жить в их доме с роскошью.

Вральман ловко обманывает семью, о чём и свидетельствует его фамилия. Чтобы быть на хорошем счету у госпожи, он постоянно хвалит Митрофана и рассказывает про его якобы превосходные способности, в то время как он вовсе не учит мальчика и мешает двум другим учителям это делать.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что образы отрицательных героев очень яркие и запоминающиеся. У читателя не остаётся сомнений, что их поведение глупо, бесчестно, наиграно и даже неприлично. Назначение пьесы кроется в обличении русского мещанства и крепостного строя в целом. Прочтение анализа поступков и слов героев будет интересен любому взрослому, поможет ученикам в написании сочинения по «Недорослю» в 8 классе, а также будет полезен при проведении сравнительной характеристики с положительными героями.

Особенности поведения Милона

Персонаж Милона в комедии «Недоросль» Ростислава Плескачевского является примером сатирического изображения дворянина. Одной из его базовых особенностей является его лживость. Он носит на себе маску благородности, но под этой маской скрывается подлость.

Милона проявляет свою лживость в различных ситуациях. Он готов пойти на любые преступления, чтобы добиться своих целей, и даже готов предать своих близких. Все это делает его персонажем мрачным и скрытным. Хотя в некоторых ситуациях он выдает свои истинные чувства, но это крайне редко.

Еще одна особенность поведения Милона — его заносчивость и высокомерие. Он относится к другим персонажам с презрением и неприкрытым пренебрежением. Он считает себя выше всех остальных персонажей, что может порой создавать конфликтные ситуации. Его высокомерие ведет к тому, что он вовсе не умеет подкладывать свои планы, что часто приводит к провалам.

В целом Милон — это довольно сложный персонаж, который создает противоречивые ощущения и вызывает кучу эмоций. Он не может быть неверным другом и не имеет чувства ответственности перед собственными поступками. Эти особенности порождают у персонажа проблемы в социальной сфере и мешают ему быть настоящим другом.

Сочинение на тему «Митрофан» по комедии Фонвизина «Недоросль» — Сочинения

Комедия «Недоросль», написанная Д. И. Фонвизиным в 1781 году, является одним из ярких произведений писателя. Популярным и обсуждаемым в комедии стал образ Митрофана, обличающий присущие дворянству того времени черты

С помощью образа Митрофанушки Фонвизин хотел не только акцентировать внимание на неприглядных сторонах личностных качеств и образа жизни дворян, но и высмеять их

Характеристика Митрофанушки

Главный герой комедии «Недоросль» — сын дворянской семьи Простаковых Митрофан. Несмотря на то, что по возрасту Простаков-младший должен уже служить в армии, он продолжает проживать с родителями. Являясь единственным ребёнком в семье, Митрофан растёт в атмосфере всеобъемлющей материнской любви и опеки.

Этого молодого дворянина можно охарактеризовать следующими словами:

1) ленивый;

2) необразованный;

3) высокомерный;

4) глупый;

5) жадный;

6) корыстолюбивый;

7) хитрый;

8) избалованный;

9) грубый.

Митрофанушка ведёт праздный образ жизни. Ленивое и халатное отношение свойственно для всех сфер его жизни. Он предпочитает отлынивать от учёбы, хотя в дворянской усадьбе семьи Простаковых созданы все условия для получения образования. За его нежелание учиться он удостаивается не наказаний и порицаний, а только похвалы и потакания. Это лишь усиливает его лень и праздную расслабленность.

Совет

В отношениях с окружающими Митрофан отличается хитростью, высоким уровнем приспособляемости, грубостью. Мнение отца он не учитывает, откровенно не уважая главу семейства. С матерью он старается вести себя любезно с целью получения выгоды из её хорошего отношения к нему. Крепостным и подчинённым недоросль грубит и хамит, не принимая их за людей.

Образ Митрофана не был вымышлен Фонвизиным. В то время в дворянских семьях действительно жили необразованные и корыстные молодые люди, ведущие праздный образ жизни и пользующиеся высоким положением своих родителей в обществе.

Проблемы, которые поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль»

В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.

Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Гиперопека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.

Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым самодуром, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.

Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.

  1. 3. Проблема нравственности

Актуализируя эту проблему, автор высмеивает вопиюще низкий уровень нравственности и духовности дворянства. Во многом причину сложившейся ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, способствующему послаблению и вседозволенности дворян.

Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.

Описание действующих лиц

Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя — тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.

Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.

В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека. Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму. Митрофанушка — представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.

Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. Главная черта этой героини — слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину. Простакова — сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования. По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.

Положительные герои

Стародум

Черты характера и взгляды:

честен: не приемлет лжи и подлости в личных отношениях и в работе: «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно…»;

благонравен: верит, что это важно во все времена: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

считает мудрость главным качеством для правителя: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо

Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости»

считает, что образование – путь к благонравию: «Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие».

считает честность основой воспитания: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание…».

считает чинопочитание неприемлемым: «Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность…». 

Стародум – герой-резонёр: транслирует мысли Фонвизина о нравственности, важности воспитания и образования, государственном устройстве. 

Герой-резонер – герой литературного произведения, который напрямую выражает взгляд автора, характерен для классицизма, в особенности – для драматических произведений.

Теперь следующий положительный герой.

Правдин

Черты характера и взгляды:

  • честный наместник: приезжает к Простаковым, чтобы проследить за порядком в поместье, ему поручено «взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…».
  • имеет схожие со Стародумом взгляды, но более идеализированные. 

Например, посмотрим на реплики героев из диалога «о великом государе»:

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных!

Мы видим, что оба героя негативно относятся к крепостному праву. Однако Правдин убежден, что владение крестьянами — большое зло, которому нет оправданий и которое должно быть полностью искоренено. Стародум же мыслит реалистичнее: он придерживается схожей позиции, но отмечает, что всем свойственно заблуждаться. В том числе и дворянам, и правителям.

Софья

Знакомимся с Софьей — сиротой, племянницей Стародума.

Черты характера и взгляды: 

  • воспитанна, во всем слушается дедюшку: «Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться».  
  • разделяет взгляды Стародума: «Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека и его должность». 

Интересно узнать, кого же полюбила наша замечательная Софья?Приветствуем Милона! 

Милон

Черты характера и взгляды:

  • бесстрашен, что отмечает Стародум: «Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…».
  • скромен:«В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».
  • взгляды на нравственность: «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать» – отвага и бесстрашие возможны не только на поле боя, говорить правду –  такой же высоконравственный поступок.

Мы познакомились с положительными героями «Недоросля», а теперь самое время заглянуть на «темную сторону». Посмотрим на отрицательных персонажей комедии Фонвизина.

Образ героя в произведении

Образ Милона введён Фонвизиным как антипод Простаковым (преимущественно Митрофану) и Скотинину. Насколько они звероподобны, неразвиты, низки, необразованны, бесчестны, настолько он прекрасен, духовен, рассудителен, образован и бережёт свою честь.

Милон должен послужить образцом для юношей, стать идеалом, на который хочется походить. Но даже среди других положительных героев — тоже схематичных и маложизненных — Милон отличается особой «математичностью»: он словно простая формула, скучная и, увы, непривлекательная, если уж речь идёт о героях.

У Стародума есть в комедии единомышленник — Правдин. Это член наместничества, чиновник и общественный деятель.

Правдин
— лицо еще менее живое, чем Стародум, но важное для понимания идейного содержания комедии. Правдин выполняет обязанности неподкупного чиновника, выбранного в помощь наместнику для наблюдения за отношением помещиков к крепостным

«Именем правительства» наказывает он Простакову, отбирая в государственную опеку ее дом и деревни. Но, конечно, в действительности такие случаи были чрезвычайно редкими. Факты помещичьего произвола почти не могли доходить до правительства, потому что крепостным было запрещено жаловаться на господ под страхом ссылки в Сибирь. Чисто внешнее вмешательство Правдина в развязку комедии создавало видимость правительственного вмешательства в дела деревни. Это придавало комедии политическую благовидность. В то же время традиционно-благополучный конец комедии (порок наказан, добродетель торжествует) показывает не то, что делало правительство в действительности, а то, чем оно должно было бы заняться.

В развязке комедии ему принадлежит решающая роль: убедившись в жестокости Простаковой, он берет ее имение в опеку. Такие случаи были редки в ту эпоху, но они были. Для пропаганды взглядов Фонвизина такая развязка комедии была очень важна. Она напоминала правительству, что вопрос об опеке над имениями жестоких помещиков уже поднимался в комиссии 1767 г. и что его необходимо провести в жизнь.
Сравнительно бледными получились в комедии образы Милона
и Софьи
. Обьясняется это не только тем, что показ крепостной усадьбы отодвинул их на второй план, но и тем, что реальная действительность не давала писателю материала для создания «положительного» героя в дворянском быту. Это идеализированные представители той «новой породы» людей, которую, хотя и не особенно успешно, но действительно пытались создавать некоторые педагогические заведения и домашнее воспитание по идеям Локка и Руссо.

Образ Милона дан в комедии как идеал молодого дворянина-воина, честного и неустрашимого. Софья в комедии «Недоросль» нарисована как идеал девушки-дворянки: она и образованна (читает французские книги), и умна (ведет серьезный разговор со Стародумом), и верна в чувстве любви, и благонравна. Софья, в сущности, противопоставляется Митрофанушке как идеал правильного воспитания. Она является как бы живой иллюстрацией педагогических взглядов Стародума, так как воспитал ее именно он. Стародум говорит: «Пошел в отставку, положил я основание твоему воспитанию». И Софья в комедии «Недоросль», и Милон — представители «новой породы» людей. Образы их — антитеза образа Митрофанушки.

Культурный уровень положительных героев комедии подчеркивается их языком. Это книжный, литературный язык эпохи. Даже Софья в комедии «Недоросль» говорит такими сложными фразами: «Так поэтому надобно, чтобы всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурное, знав, что делает». Как люди благовоспитанные, все положительные герои говорят изысканно вежливо: «Вы меня тем очень одолжите» (Софья), «Радуюсь, сделав ваше знакомство» (Правдин) и т.п. Для языка Стародума характерны афоризмы, т.е. краткие, сжатые изречения, при помощи которых Стародум как бы отчеканивает свои мысли. Такой утонченно книжный язык положительных героев еще более подчеркивал грубость и некультурность речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» — раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

Вывод

В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин делает упор на одной из важных проблем в любом обществе — необходимости правильно воспитывать подрастающее поколение, прививать ему нравственные идеалы. Только тогда государство способно стать сильным и процветающим.

Лучшие качества, которые автор хотел видеть в дворянстве, он вложил в Милона. И в этом заключается роль героя — на контрасте с глупым, недалёким Митрофанушкой продемонстрировать ценность просвещения и правильных жизненных ориентиров. Общая характеристика Милона позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 8 классе, самостоятельно составить доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: