Чему учит произведение станционный смотритель 7 класс

Чему учит повесть «станционный смотритель» александра пушкина

Идея произведения

Произведение А.С.Пушкина – не только рассказ о семейных ценностях, человеческой привязанности, уважении к родителям и социальном неравенстве. Это повесть учит уважать родителей, ценить их, пока они живы, быть благодарными.

Самсон Вырин видел смысл жизни в воспитании своей дочери Дуни. Она создавала уют, легко справлялась с хозяйством, была гордостью отца, его отрадой. Отец не скрывает гордости за свою дочь: она умна, красива, скромна и послушна.

Однако маленький мирок, созданный в доме станционного смотрителя рушится в один день, когда Дуня сбегает с гусаром Минским. Не попросив отцовского благословения, не простившись, не объяснившись, она исчезает из родного дома.

Краткий пересказ повести

Каждый человек встречался со смотрителями , отправляясь в дорогу. Обычно такие люди вызывают лишь только гнев и грубость. Мало кто из тех, кто находится в дороге, почитает их, считая либо разбойниками, либо извергами. Но если задуматься о том, какова их жизнь, вникнуть в неё, то начнёшь более снисходительно к ним относиться. Целыми сутками им нет покоя, а некоторые раздражённые проезжающие могут и избить, срывая свою досаду и злость, которую накопили во время езды.

Жилище такого смотрителя бедное и убогое. В нём никогда не бывает покоя, так как постояльцы в ожидании лошадей проводят там время. Только сострадание может вызывать такой смотритель, который, невзирая на погоду, ищет лошадей, пытаясь угодить всем проезжающим. Рассказчик, который уже двадцать лет путешествует, часто бывает в таких жилищах и ему прекрасно известно, как тяжёл и неблагодарен эот нелегкий труд.

Рассказчик в 1816 году опять ехал по службе. В то время он был молод и горяч и часто ругался со станционными смотрителями. В один из дождливых дней он остановился на одной из станции, чтобы отдохнуть с дороги и переодеться. Чай подала девушка, которая была прекрасна. В то время Дуне было 14 лет

Привлекли внимание посетителя и картинки, которые украшали стены бедного жилища смотрителя. Это были иллюстрации из притчи о блудном сыне

Самсон Вырин был свеж и бодр, ему уже исполнилось пятьдесят лет. Он любил свою дочь и воспитывал её вольно и свободно. Они втроём долго пили чай и весело беседовали.

Через несколько лет рассказчик вскоре снова оказался в тех же местах и решил навестить станционного смотрителя и его прелестную дочь. Но Самсона Вырина невозможно было узнать: он постарел, глубокие морщины были на его небритом лице, сгорбился.

В беседе выяснилось, что три года назад один из проезжающих, увидев Дуню, разыграл обморок и болезнь. Два дня Дуня за ним ухаживала. А в воскресенье он собрался уезжать, предложив подвести девушку к церковной обедне. Дуня на минутку задумалась, но сам отец уговорил сесть в кибитку с молодым и стройным гусаром.

Вскоре Самсон заволновался и отправился к обедне, но оказалось, что Дуня там так и не появилась. Не вернулась девушка и вечером, а пьяный ямщик рассказал, что она уехала с молодым гусаром. Смотритель тут же слег, а когда выздоровел, тот тут же отправился в Петербург, чтобы разыскать ротмистра Минского и вернуть дочь домой. Вскоре он оказался на приёме у гусара, но тот просто решил от него откупиться и потребовал, чтобы он больше никогда не искал встреч с дочерью, и не беспокоил её.

Но Самсон совершил ещё одну попытку и пробрался в дом, где жила Дуня. Он увидел её среди роскоши, счастливую. Но как только девушка узнала отца, то тут же упала в обморок. Минский потребовал выставить Вырина и больше никогда не пускать его в этот дом. После этого, вернувшись домой, станционный смотритель постарел и больше никогда не беспокоил Дуню и Минского. Эта история поразила рассказчика и не давала покоя долгие годы.

Когда через время он снова оказался в этих краях, то решил узнать о том, как поживает Самсон Вырин. Но оказалось, что он год назад умер и похоронен на местном кладбище. А в его доме разместилась семья пивовара. Сын пивовара проводил рассказчика к могиле. Ванька рассказал, что летом приезжала какая-то барыня с тремя детьми и ходила к нему на могилу. Когда она узнала, что Самсон Вырин умер, то сразу же заплакала. А затем сама пошла на кладбище и долго лежала на могиле своего отца.

2 вариант

Произведение Пушкина является поучительным, а также очень интересным рассказом. Кроме этого из него можно сделать несколько полезных и нужных выводов.

Именно в произведении «Станционный смотритель» затрагивается тема отношений между родителей и детей. Наверное, каждый скажет, что между ними постоянно должно быть понимание и поддержка. Родители со своей стороны должны научиться отпускать своих взрослых детей из родового гнезда и помогать войти во взрослую жизнь. А вот детям со своей стороны нужно находиться всегда рядом со своими родителями, ведь их никто не сможет заменить и в нужный момент поддержать и помочь им.

Главной героиней стала девушка Дуня, которая вскоре встретила свою любовь и тут же решила отправиться вслед за своим любимым, а вот про отца совсем забыла. Но спустя некоторое время она все-таки решила навестить своего отца, вот только увидеться не удалось, а все, потому что он умер. И только после этого она начала ценить, уважать и жалеть о том, что не смогла раньше этого понять и уделить ему время.

С одной стороны родители должны верить и помогать когда нужно своим детям. Самому смотрителю не нравился выбор дочери, и он старался сделать так, чтобы они поскорее разошлись, но сделать ничего не удалось. Именно поэтому отношения между ними разрушились. Родители должны принимать выбор своих детей и понимать их.

Смысл

В основу авторских произведений легли русские народные сказки или же сплав русских и западноевропейских сказочных вариантов. Любовь к сказкам юному поэту в детстве привила няня Арина Радионовна. Повзрослев, автор облачил известные ему сюжеты в стихотворную форму, задал сатирическую направленность.

Смысл сказок Пушкина заключен в послании для детей, что алчность, зависть и злоба ни к чему хорошему не приведут.

  • Жадный поп, у которого Балда целый год работал бесплатно, теряет рассудок.
  • Ненасытная старуха остается с разбитым корытом.
  • Завистливую царицу губит ее же бессильная злость.
  • Лживые ткачиха, повариха и Бабариха получают позор на свою голову.
  • Старый царь Дадон убил в порыве злости мудреца, хотя обещал исполнить его желание. За это золотой петушок клюнул его в лоб так сильно, что он умер.

Литературные исследователи также находят и скрытый смысл в сказках А. С. Пушкина. В них выражен характер русского народа, его исторические и психологические ценности, слабости и упорство. Автор тонко поднимает социальную тему. Деликатно и изящно Пушкин описывает насмешливое отношение к царям и царицам простого народа. Так, например, Царь Салтан представлен глупым самодуром, идущим на поводу у вероломных ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Многие цари и царицы в произведениях бессильные, ленивые, жестокие и глупые.

Сказки Пушкина исследуются на протяжении почти двух веков. В них находят символы из древних сказаний:

  • Лебедь – это не просто волшебная птица, а символ верности, чистоты и красоты.
  • Три девицы под окном напоминают трех сестер из греческой мифологии. Одна тянет жребий новорожденного, друга ткет его жизненную нить судьбы. Третья разрезает жребий, что означает смерть человека.
  • Золотой петушок отсылает к мифологии древних славян. В ней магическая птица своим пением сообщает о сотворении и окончании мира.

Сочинение на тему чему меня научили сказки пушкина

5 вариантов

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. • «Сказка о попе и работнике его Балде». Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» – в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе. • О том, что плохо быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению «Золотой Рыбки» это не сделать. Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности. • «Сказка о царе Салтане». Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение. Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.Пушкин

– все сочинения Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

За что я люблю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»? Я очень люблю читать сказки. Особенно мне нравятся сказки А. С. Пушкина. Почему? Не только потому, что они интересны. Мне нравится, что написаны они прекрасными стихами. «Сказка о рыбаке и рыбке» оказала на меня неизгладимое впечатление. В ней рассказывается о том, как бедный старик поймал золотую рыбку. Она была волшебная и могла исполнить любые желания. У старика была очень злая и жадная старуха. Он покорился её воле, ходил к морю и просил рыбку исполнить все её желания. Старуха всем была недовольна, ругала, обзывала старика. Он не испытывал к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты баба, белены объелась?» И царицей стала, да остаться ей не пожелала. Послала старика к рыбке и сказала: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках» Только рыбка не захотела служить старухе и вернула ей землянку и разбитое корыто. Эта сказка научила меня быть щедрым человеком, никогда не скупиться и знать во всём меру. Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Березовка Сочинение на тему: «За что я люблю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Подготовил ученик 3 класса Полтев Игорь 2013 – 2014 уч. год

Образ героев

Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

2 вариант

В.М. Васнецов родился в многодетной семье сельского священника. Образованию и грамоте обучил отец всех детей. Особенно была видна любовь к искусству и русскому фольклору у юного Виктора.

Будучи уже известным художником, Васнецову предлагают сделать декорации для пьесы. Одной из них оказалось полотно, с изображением прекрасной девушки в белых одеждах – это была Снегурочка. И действительно, картина стала шедевром и достоянием Третьяковской галереи.

В центре внимания, девушка с чистым светящиеся нежностью лицом, в очень красивых одеждах. Меховая шапка, пальто – все в золотом ажуре. На ней теплые варежки и валенки. С первого взгляда, проникаешься жалостью и сочувствием к ней. Ведь в лесу она совсем одна среди тьмы и голодных хищников. Откуда она идет и куда держит путь? Неизвестно. Но по доброму взгляду, хочется уберечь ее от бед и страданий, которые ждут ее впереди.

На заднем плане темный лес, олицетворение русской души, постичь которую удается далеко не всем. За спиной, вдали, светятся желтые огни деревни. А вокруг ночной заснеженный лес, и одинокая, как и Снегурочка, луна, которая освятила своим серебряным сиянием все вокруг. На переднем плане видны маленькие елочки, а вокруг следы невиданных зверьков. Возможно это какая-то новогодняя зимняя сказка, на которую спешит Снегурочка, и заблудилась.

 Возможно, это нежное дитя природы стремится покинуть одиночество, и спешит навстречу своей новой, опасной жизни среди людей, чтобы встретить свою половинку. Ведь каждая девушка мечтает встретить свою любовь. Ей не ведомо это чувство, но в глубине души, она стремится его испытать.

Снегурочка вскоре разочаровывается в людях, но у нее остается доброе с любящее сердце. Каждый Новый год, она приходит с Морозом на праздник, чтоб подарить всем радость и тепло.

Васнецов создал прекрасную картину, и образ на ней это скорее воплощение художника видения красоты по-своему.

Мне очень понравилась эта картина, потому что Снегурочка – мой любимый образ с детства, в котором воплотились женская красота, и наивный сказочный образ. Каждый раз, глядя на картину, хочется оказаться с ней рядом, протянуть ей руку помощи.

Жанр и направление

Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.

В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой  – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Сказка о царе Салтане

Моя любимая сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Как и многие сказки писателя, она отличается своей певучестью, приближенной к фольклорной.

Сказка начинается с зачина: три девицы под окном прядут пряжу, и каждая говорит о своих мечтах. Так случилось, что их разговор услышал царь. Речи последней младшей сестрицы настолько приглянулись ему, что он взял ее в жены. А двух других сестриц сделал ткачихой и поварихой. В сказке Пушкина царь Салтан обладает такими важными качествами для человека, как доброта, мудрость, честность. Но также, наверное, отрицательным качеством героя является излишняя доверчивость: будучи на войне, ткачиха с поварихой отправляют царю письмо, в котором говорят, что его царица родила не богатыря, а неведомую зверушку. Поверив им, Салтан шлет письмо, в котором говорит о том, чтобы придворные дожидались его решения. Но злые сестрицы перехватывают письмо и шлют новое, с помощью которого они избавляются от царицы: замуровывают ее в бочке с сыном и бросают в море.

Дальше начинаются волшебные действия сказки. Бочку выбрасывает на берег, а Гвидон растет не по дням, а по часам, и в скорее выдавливает дно у бочки. Так они с матерью оказываются на свободе. Проголодавшись, молодой царевич делает лук и стрелы и идет на охоту. Там он спасает прекрасную царевну-Лебедь от злого Коршуна. Царевна в благодарность дарит Гвидону царство, которым он правит с честью и добротой.

Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина

Число страниц: 13

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Царевна, семь братьев — богатырей, королевич Елисей, Царица.

Второстепенные герои: царь, Чернавка.

Характеристика главных героев:

Царица — мачеха и злая колдунья.

Завистливая и коварная.

Хотела быть красивее всех.

Царевна — красивая, умная, добрая, хозяйственная.

Доверчивая и наивная.

Богатыри — сильные и могучие.

Верные защитники.

Королевич Елисей — молодой, горячий и влюблённый.

Отважный и решительный.

Характеристика второстепенных героев:

Царь — добрый, доверчивый и глупый.

Чернавка — служанка царицы. Добрая девушка, пожалевшая царевну.

Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

После смерти супруги, царь женится на другой, красивой, но злой и эгоистичной.

Новая царица смотрится в зеркальце и спрашивает, всех ли она красивей.

Но подрастает молодая царевна и зеркальце говорит, что она красивей.

Царица приходит в ярость и решает убить падчерицу.

Она отправляет Чернавку отвести царевну в лес.

Но Чернавка жалеет царевну и отпускает её.

Девушка бредёт по лесу и находит дом, в котором живут братья-богатыри.

Они становятся названными братьями царевне.

Между тем, мачеха не успокаивается.

Узнав, где живёт царская дочь, она переодевается в старушку, и даёт царевне яблоко.

Яблоко оказывается отравленным, и девушка засыпает мёртвым сном.

Богатыри кладут её в хрустальный гроб.

Проходит время.

Гроб находит королевич Елисей, жених царевны.

Он разбивает гроб, и его невеста оживает.

Царица-мачеха умирает от тоски.

План сказки:

  1. Мачеха.
  2. Волшебное зеркальце.
  3. Жалость Чернавки.
  4. В гостях у богатырей.
  5. Переодетая царица.
  6. Отравленное яблоко.
  7. Хрустальный гроб.
  8. Поиски Елисея.
  9. Разбитый гроб.
  10. Свадьба.

Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Главная мысль сказки в том, что зло обязательно накажет само себя.

Основная идея Пушкина в том, что злая мачеха строила козни против падчерицы, но в итоге сама же и умерла от тоски.

А доброта молодой царевны всюду находила ей верных друзей и помощников.

Так же как сила любви помогал королевичу отыскать и спасти возлюбленную.

Чему учит произведение

Сказка учит никому не желать зла.

Учит творить только добро, помогать тем, кто оказался в беде.

Сказка говорит нам о том, что сильные негативные чувства, такие как зависть, могут привести человека к гибели.

Уничтожить его душу.

А также произведение учит не терять надежды.

Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была покорена силой чувств двух влюблённых.

Много трудностей и опасностей им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе.

Зависть царицы чуть не погубила молодую красавицу царевну.

Но доброта девушки всюду находила её друзей.

А верность жениха помогла ему отыскать любимую и спасти её.

Это необычайно интересная и увлекательная история, которая мне очень понравилась.

Автору удалось в стихотворной форме написать замечательную сказку, на довольно известный сюжет.

Пушкин привнёс в него собственное видение развития событий, и старая история заиграла новыми красками.

Противостояние добра и зла закончилось победой молодости и красоты.

А завистливая царица была сурово наказана судьбой.

Я всем советую прочитать эту удивительную сказку и осознать справедливость старинной пословицы, утверждающей, что в лихости и зависти нет проку.

Пословицы к произведению:

К поступкам мачехи подходят такие пословицы:

  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.

А о влюблённых можно сказать так:

  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Для влюблённого и сто вёрст — не расстояние.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Сказка о Золотом петушке»
  • «Барышня-крестьянка»

Библиотека произведений автора пополняется.

“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

(по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

1 вариант

Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия “маленького человека”, чиновника

четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь – милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика, но не сломило – он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался

к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер.

Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба “маленького человека”, мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

2 вариант

А. С. Пушкин открыл тему “маленького человека”, которая познакомила читателей с добрыми, тихими, страдающими героями.

Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” посвящена этой теме. Нужно заметить, что произведение отличается предельной экономией художественных средств. С первых же строк писатель знакомит нас со своими героями, вводит в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого персонажа отчетливо проступает из его поступков и речи.

Рассказчик с самого начала повествования ставит нас в известность, какое жалкое положение в обществе занимают станционные смотрители: “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… ” Все их проклинают, обзывают разбойниками, унижают. Никто даже не хочет задуматься, какая у них тяжелая жизнь: “Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе… Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага…” Автор призывает читателей забыть о своем эгоизме, посмотреть другими глазами на жизнь этих людей и проникнуться к ним “искренним состраданием”. Рассказчик говорит, что изъездил всю Россию, много повидал и всегда приглядывался к ним, поэтому он может сделать вывод, что “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые” . Далее он приводит рассказ об одном

Своем знакомом смотрителе, Самсоне Вырине. Это был дружелюбный, добрый человек, вдовец, очень любивший свою единственную дочь. Однажды он приютил у себя гусара, прикинувшегося больным, который соблазнил и выкрал у него дочку. “Старик не снес своего несчастия”, и его сломила болезнь. Оправившись, он поехал в Петербург искать Дуню, но его не пустили к ней, а выгнали на улицу. Только сунули в руку денег. Это было большим оскорблением человеческих чувств, ведь какие деньги могут заменить отцу его ребенка? Никто не помог Вырину, он спился с горя и рано умер.

А. С. Пушкин показывает, что “маленький человек” достоин сожаления, понимания и уважения.

Вариант 3

«Капитанская дочка» — известный роман Пушкина А. С., действие в котором происходит во времена бунта, возглавляемого беглым казаком с Дона Емельяном Пугачевым. Во время правления Екатерины II многие самозванцы объявляли себя императором Петром III, который чудом остался жив после заговора придворных. Пугачев был самым известным из них, поэтому позднее эти события вошли в историю и были названы Крестьянской войной 1773 – 1775 годов.

В произведении автор показывает восстание народа против дворянского общества. В нем принимают участие не только крестьяне, но и фабричные рабочие, и представители малых народностей. Чтобы показать любовь простого люда к своему защитнику, писатель рисует образ Пугачева в народной поэтической манере.

Показывая реальный образ мятежника, поэт изображает его в образе былинного богатыря, наделенного мужеством, благородством, смелостью и справедливостью. Немного романтизируя своего персонажа, писатель описывает и некоторые отрицательные черты: хвастовство, безграмотность, стремление красиво выглядеть в глазах подчиненных.

Рассказ о герое в форме воспоминаний ведет пятидесятилетний дворянин Петр Гринев, в судьбе которого Пугачев сыграл немаловажную роль. Отец с молодости привил ему высокие понятия воинской чести и гражданского долга. Поэтому читатель может доверять Гриневу в достоверности описываемых событий. Такой прием позволяет Александру Сергеевичу правдиво, без прикрас описать эпизоды восстания. У автора и героя-повествователя разные взгляды на бунт и предводителя. Пугачев для Гринева – злодей, а его товарищи – шайка преступников, которые грабят, убивают, творят насилие.

Однако Гринев, высказываясь в записках о своих впечатлениях после встреч с мятежником, показывает бунтовщика совсем другим. По наблюдениям дворянина, Пугачев предстает вовсе не злодеем. Его душа открыта милосердию, справедливости, умению держать свое слово. Он не казнит молодого офицера, выполняя обещание отблагодарить за добро. Во время бурана выводит заблудившегося дворянина и слугу к постоялому двору. Петруша дарит в благодарность заячий тулуп, который потом спасает жизнь молодому человеку. Самозванец помогает Петру вызволить Машу Миронову из рук Швабрина. Он прощает юноше нежелание поцеловать руку спасителю, чем рискует своей жизнью перед соратниками.

Показывая нам положительные качества характера Пугачева, Пушкин стоит на стороне Гринева. Писатель считает, что нельзя изменить общество при помощи революции и тем более войны. Достигнуть свободы можно только просвещением и реформами. Свою авторскую позицию автор выражает устами героя: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В основе произведения «Капитанская дочка» лежат реальные события истории, которые Александр Сергеевич детально изучил, написав ранее «Историю Пугачева». Позднее книга была по требованию цензуры переименована в «Историю Пугачевского бунта». Воссоздавая историческую действительность, Пушкин создал образ вожака Крестьянской войны Емельяна Пугачева, который во многом расходился во времена писателя с официальной точкой зрения на восстание и его зачинщика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: