Характеристика и оценка критиком героев
Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.
Софья
Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения.
Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем. Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин.
Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.
Цитата из статьи Гончарова:
Чацкий
Александр Андреевич — сильная личность, которая не поддается чужому влиянию. Он, по мнению Гончарова, является великим деятелем и действительно мог бы перевернуть весь мир.
Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего,
Чацкий не боялся заводить «опасные разговоры» и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.
Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.
Гончаров о Чацком:
Молчалин
Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович. Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств.
Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу. Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.
Прямая цитата из статьи о Молчалине:
Фамусов
Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга.
Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой.
Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.
Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:
Вариант 4
«Горе от ума» — знаменитый роман-комедия А.С. Грибоедова, который рассказывает о нравственном упадке российского дворянства начала XIX века. Главный герой Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, который приехал из-за границы со знаниями и идеями о прогрессе и развитии, но обнаружил, что в России находится общество, где зажатость и отставание являются главными чертами.
Мое отношение к Чацкому двоякое. С одной стороны, я восхищаюсь его знаниями, умом и стремлением к прогрессу. С другой стороны, я считаю, что он слишком горд и высокомерен, что делает его неприятным для общения. Он постоянно оскорбляет окружающих и озабочен своими идеями, не замечая, что их не всегда нужно навязывать окружающим.
Примером из литературного текста может служить сцена из романа, когда Чацкий, издеваясь над Софьей и Молчалиным, вынужден признать, что любовь может быть важнее знаний. Он понимает, что наука не является ценностью, если не приводит к гармонии и счастью.
Пример из жизни — это, к примеру, ситуация, когда ученик-отличник оказывается изгоем в своем классе, так как он постоянно пытается превозносить свои знания и нравственные убеждения над другими.
Герой романа «Горе от ума» является символом умственного прогресса и гордости, которые иногда могут навредить. Он напоминает нам, что нужно уважать мнения других и не забывать, что настоящее благо для человека — это не только знания, но и гармония в душе.
Мне нравится148Не нравится54
Вариант 4
Комедия считается одним из самых популярных русских произведений даже спустя 200 лет ее написания. Грибоедов не пытался никому угодить и вложил в «Горе от ума» прямолинейную критику нравов своего времени. Многие считают, что и сегодня описанные в книге проблемы остаются актуальными. Интересен тот факт, что хоть писатель и выпустил другие произведения, все же его знают исключительно по этой комедии, настолько скучными и невыразительными считаются другие книги.
Центральный персонаж — Чацкий. Это молодой и умный мужчина, который очень честен со всеми. Его слова отличаются прямотой, он не пытается смягчить свою речь и как-то угодить собеседнику. Антиподом герою становится Фамусов — типичный представитель дворянства, имеющий большое богатство, но в душе своей погрязший во лжи и невежестве. Единственное, что делает этих героев похожими друг на друга — никто из них никому не уступит своей правоты.
Почему автор считает, что от ума человек должен страдать? Конечно, это не так. Но при существующем порядке вещей часто так и происходит. Образованные и независимые люди не принимаются обществом, их высмеивают, не желают выслушивать. Такой человек с трудом заводит себе хороших друзей и вынужден страдать на любовном фронте. Таким хотел показать нам мир писатель Грибоедов.
Мне нравится3.6 k.Не нравится2 k.
Популярные сегодня темы
Иван Сергеевич Тургенев, является автором произведения, Отцы и дети. Именно в нём автор показывает, своему читателю, проблемы взаимоотношения отцов и детей в конце 19 века.
Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом
Главным персонажем комедии «Ревизор» является И.А. Хлестаков. Давая ему краткую характеристику в «Замечаниях для господ актёров», Гоголь примечает, что это пустейший глуповатый человек
Образ мечтателя, уходящего от давящей реальности в мир грез, нашел отражение в русской литературе. Однако как неоднозначны и разноплановы реальные мечтатели, так и литературные герои такого же склада отличаются друг от друга.
Главный персонаж рассказа Астафьева «Васюткино озеро» – мальчик Васютка. Он живёт на берегу реки Енисей вместе со своей семьёй и бригадой рабочих. Для своих тринадцати лет
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству «фамусовщины». В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь. Бесспорно лишь то, что Чацкий — человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: «Служить бы делу, а не лицам…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И точно, начал свет глупеть».
Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в «Горе от ума» образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени. Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье. Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены. Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть. Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, «с такой душой», не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.
Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью… Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос — он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого — это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни — любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому — для него, «вечного обличителя», которому ни блестящий ум, ни умение «пересмеять всех» не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…
Вариант 7
«Горе от ума» Грибоедова — это произведение, которое на протяжении многих десятилетий остается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы. В центре сюжета находится молодой дворянин Чацкий, который, вернувшись на родину, сталкивается с жестокой реальностью, где деньги и внешность имеют большую ценность, чем ум и душевные качества. Чацкий является типичным представителем своего времени, он обладает образованием и умом, но не может найти свое место в обществе и не может найти свою любовь.
Я считаю, что главный герой произведения имеет множество положительных качеств. Во-первых, он обладает высоким уровнем интеллекта, образования и критического мышления. Он видит проблемы и ошибки общества и пытается их решить. Во-вторых, он честен и прямолинеен в своих отношениях с людьми, не становится на колени перед богатыми и влиятельными людьми ради выгоды.
Одним из ярких примеров в произведении, который демонстрирует его высокий уровень образования и критического мышления, является его речь на званом ужине у Фамусовых
В этой речи Чацкий критикует общество и его привычки, подчеркивает важность самообразования и интеллектуального развития
Вторым примером может быть современный мир, где многие люди стараются следовать моде и внешним признакам, не задумываясь о своем внутреннем мире
Чацкий в своем произведении подчеркивает важность внутреннего мира, духовного развития и самообразования, что актуально и сегодня
В итоге, «Горе от ума» — это произведение, которое остается актуальным до сих пор, заставляя читателей задуматься о важности духовного развития и критического мышления. Главный герой Чацкий — это символ образованного и честного человека
Для подтверждения своего мнения можно использовать примеры из текста, такие как поведение Чацкого на званом вечере или его способность к самокритике. Также можно привести пример из реальной жизни, например, историю известного ученого или политика, который благодаря своей скромности и самокритичности добился успеха, или наоборот, совершил ошибки и попал в трудное положение из-за своей высокомерности и недостатка самокритики.
Мне нравится571Не нравится298
Значение пьесы «Горе от ума»
Комедия Грибоедова «Горе от ума» описывает столкновение двух разных миров: старого аристократического и нового прогрессивного. Фамусов представляет старое крепостническое общество, которое не принимает перемен и живет в прошлом, не обращая внимания на новые идеи и технологии. Чацкий же является символом нового поколения: образованным, эрудированным и стремящимся к развитию своего государства и общества.
Столкновение Фамусова и Чацкого было неизбежно, так как они представляют совершенно разные типы общества и не могут существовать вместе. Представители старой эпохи держатся за свои привычки и не желают меняться, в то время как новое поколение стремится к развитию и переменам. Комедия Грибоедова демонстрирует, что общество должно двигаться вперед и принимать новые идеи и технологии, чтобы не застрять в прошлом и не прекратить свое развитие.
Идея комедии «Горе от ума» заключается в том, что новые идеи и мысли Чацкого не соответствуют старым аристократическим устоям, а окружающее общество считает его безумным. Легче назвать человека безумным, чем принимать новые идеи и вносить перемены в свою жизнь, которые могут изменить все сферы человеческой жизни.
Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в свое время вдохновляла общество на борьбу с произволом, подлостью, насилием и невежеством. Автор выразил свое отвращение к зажиревшей аристократии, к лености и праздности. Монологи Чацкого остроумны и смелы, он точно знает, чего хочет. Однако комедия не лишена трагизма. Трагедия заключается в том, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его чувства остаются непонятыми и неотвеченными. Это приводит к тому, что Чацкий покидает Москву.
Название комедии «Горе от ума» говорит само за себя. Проблема различия умов всегда была актуальна. В любое время умные, развитые и образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, которые противоречили общепринятым правилам, подвергались гонениям и жестокой критике. Обвинение Чацкого в сумасшествии было удобно для старой аристократии, так как это позволяло этим людям оправдать свой образ жизни.
Сегодня, как и в прошлом, комедия «Горе от ума» вдохновляет людей бороться со своими эгоистическими устремлениями, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.
Конфликт. Композиция. Проблематика
В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).
Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.
Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.
Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).
Несколько исторических фактов
В основе произведения, вполне справедливо заслужившего статус памятника русской литературы, лежит реализм. Именно оно принесло Грибоедову славу, хоть до этого он успел написать несколько не менее талантливых комедий, выбрав для них аналогичный жанр изложения. Пытаясь создать что-то по-настоящему оригинальное, автор не побоялся объединить в своих шедеврах разные литературные направления, хорошо изученные им на тот момент.
Что касается использования традиций классицизма в «Горе от ума», то это наследие осталось еще со времен правления Екатерины II, однако Грибоедов использовал только их основу, решившись выйти за пределы присущих им ограничений, без чего передать реальность описываемых в комедии событий становилось невозможно.
В целом же автору удалось отобразить конфликт противостояния между старым и новым, неизменно возникающим на рубеже веков, сохранив классическую последовательность во времени и месте, но полностью смешав все карты в сюжетной линии и поломав привычные для того периода классические конструкции. Если говорить об истории создания произведения, то современные историки и критики, изучающие этот вопрос, приводят следующие факты:
Идея создания пьесы созревала в сознании талантливого русского писателя в период с 1816 по 1820 год, однако приступить к работе он смог только после возвращения из своего персидского путешествия.
На момент написания Грибоедов находился в Тифлисе (современном Тбилиси), вдохновляясь рассказами своей близкой приятельницы Евгении Греховой. В итоге уже к 1822 году литератором было написано полных два акта.
Первый вариант пьесы в стихах был закончен в Москве в 1823 году, так как писателю необходимо было внести последние штрихи к портретам своих ключевых персонажей, наблюдая воочию за их реальными прототипами. Благодаря этому герои получились живыми и очень реалистичными, подробно отображая нравы московской аристократии того времени. Это еще одно подтверждение того, что комедия была написана в духе классического реализма.
Не последнюю роль в создании произведения сыграла театральная пьеса Мольера «Мизантроп», созданная в жанре классицизма. Мало того, именно это произведение Грибоедов использовал в качестве основного образца, ассоциируя мольеровского Альцеста с Чацким и представляя последнего воплощением злого гения, нетерпимого к цинизму и двуличию окружающего его общества.
Еще до того момента, когда комедия отправилась в печать, Грибоедов согласился зачитать ее своим друзьям в доме известного петербургского драматурга Николая Ивановича Хмельницкого
Присутствовавший в компании писатель Василий Михайлович Федоров имел неосторожность сравнить «Горе от ума» со своим произведением еще до момента прочтения. В итоге получился грандиозный скандал, и Грибоедов потребовал Федорова удалиться, за что был высмеян позже
«Комик чуть не разыграл драму из-за своей комедии», — такая фраза была приведена в воспоминаниях современников о писателе.
Публикация первого и третьего актов с большими сокращениями была выполнена только в 1825 году, вызвав огромный восторг у читателей. Особенно полюбилось «Горе от ума» в декабристской среде, в которой прекрасно понимали всю суть светского общества тех времен, высмеянного отважным писателем. Тем не менее полная публикация пьесы состоялась намного позже — в 1862 году, когда Грибоедова уже давно не было в живых.
Популярные сочинения
- Тема свободы в лирике Лермонтова сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт. Он писал свои стихотворения на разные темы. Ведущей темой в лирике М. Ю. Лермонтова стала свобода. Поэт считал, что свобода — это главная ценность для человека
- Сочинение Хорошо, когда много друзей 8 класс
Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть любящая семья и много настоящих друзей. Мне невозможно представить свою жизнь, как без родных, так и без друзей, потому что годы нашего общения на столько сплотили
- Сочинение на тему Чичиков предприниматель или приобретатель? 9 класс
Характеристика Павла Ивановича Чичикова считается самой занимательной в отечественной литературе. Гоголь не говорит прямо, что представляет собой герой. Он мастерски скрывает все его душевные черты
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/po-proizvedeniyu-gore-ot-uma-9-klass
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/po-proizvedeniyu-gore-ot-uma
- https://urokam.net/literatura/4837873.html
4 вариант
В 1822 году на свет появилось произведение-комедия Грибоедова А.С. «Горе от ума». События, описанные Александром Сергеевичем актуальны даже в 21 веке. Порочность действий человечества, а также эгоизм каждого участника общественных отношений.
Главное персоной сей комедии является Фамусов Павел Афанасьевич – управляющий казённого поселения Москвы, лет 40. Характер ведомого человека, свою позицию формирует исходя их мнения общественности. При этом он готов раздавать советы о том, каким образом нужно воспитывать детей и молодежь, готов брать образы для подражания со старших. Сам же он подражал образу своего покойного дяди Максима Петровича, вельможного мужчины, без чувства брезгливости к преклонению и «подлизыванию», с целью получения выгоды.
Павел Афанасьевич испытывает гордость за занимаемое положение, чего не скрывает. Демонстрирует свое стремление к получению всяческих чинов и наград без желания заниматься прямыми обязанностями. На службе он всячески старается пристроить своих родственников поближе к денежной «кормушке». Более того, свою скупость и желание все и всех мерить деньгами переносит на воспитание своей дочери Софии Павловны.
Фамусов имеет единомышленников, разделяющих его позиции, Молчалин и Скалозуб. На службе и жизни данные персоны преследуют цель иметь красивую жизнь. Казалось, каждый желает достичь, но эти 2 человека достигают это через подхалимаж и прислужничество. Следует отметить, что у них это хорошо получается, что оценивает начальство и дарует карьерный рост. Различие их только в том, что Молчалин – циничный человек без черт нравственности, способный идти «по головам», а Скалозуб – самодовольный жлоб, готовый на все, чтобы получить выгодный чин.
Как и во многих литературных произведениях, в «Горе от ума» есть противовес добра и зла, хороших и тщетных качеств человека. Противовесом алчности и цинизма выступает Чацкий. Он является противником крепостному праву, ходьбы по «головам», жестокости. Его миссия в данной истории заключается в стремлении заложить в головы общества идеи службы делу, уважительного отношения к каждому участнику общественных отношений, расцвета культуры, искусства и наук. Его мировоззрение отталкивает фамусовское общество, неординарность неодобрительна со стороны Фамусова.
Актуальность данного произведения подтверждается наличием большого количества в современном обществе таких личностей, как Фамусов, Молчалин и Скалодуб. Они типичные примеры чиновника нашего времени, вокруг которого царит коррупция и бюрократия. Бесспорно, жизнь таких людей течет размеренной и беззаботной, не в угоду уму, честности и совести.
Вариант 1
Роман «Горе от ума» А.С. Грибоедова — это остроумная комедия о российской общественной жизни начала XIX века. Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, — это молодой и умный человек, который в своих воззрениях и нравах далек от тогдашнего дворянства. Он обладает ярким умом и остроумием, но из-за своей неприятия к лицемерию и бездуховности российской элиты его окружающие не понимают и даже подозревают в помешательстве.
Моё отношение к главному герою довольно противоречиво. С одной стороны, я полностью разделяю его негативное отношение к общественной морали того времени, а также его критику богатых и бездушных людей. С другой стороны, Чацкий слишком наивен и эгоцентричен, что порой выглядит несколько нелепо. Кроме того, его остроумие и интеллектуальность зачастую приобретают оттенок самодовольства и гордыни.
Примером из литературного текста русской литературы, подтверждающим моё мнение о Чацком, может служить сцена его посещения дома Фамусовых, где он не может скрыть своего презрения к окружающим его людям. Его язвительные и остроумные замечания вызывают не только недоумение, но и открытое неприятие со стороны других гостей. Вторым примером может служить жизненная ситуация, когда человек слишком высоко оценивает свои интеллектуальные способности и не учитывает опыта и мнения других людей, что может привести к ошибкам и неудачам.
Герой романа «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — это пример горя мечтателя и умника, чей интеллект и остроумие зачастую не принимаются окружающими из-за его наивности и эгоцентризма.
Мне нравится646Не нравится198
Понятие «горе от ума»
В комедии «Горе от ума» особое внимание уделяется понятию «горе от ума». Это выражение означает нелепость и глупость людей, обладающих высоким интеллектом или образованием
Автор пьесы, Александр Грибоедов, изображает своих героев-интеллигентов как людей, которые считают себя очень умными и превосходят других своими знаниями. Однако на самом деле они часто проявляют незавидные черты характера: эгоизм, мнительность, надменность.
«Горе от ума» ярко показывает опасности и неудачи, которые подстерегают тех, кто завышает свое значение и неуместно использует свой разум. Через юмористический подход автор призывает к скромности и самокритике.
Таким образом, понятие «горе от ума» становится центральной темой комедии и служит для передачи основного философского посылу произведения.
Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?
Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру
Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова
В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.
Софья
Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи. Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.
Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»
В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.
Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.
Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.
Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».
Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.
2 вариант
«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.
Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.
Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.
Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».
Объяснение выражения
Выражение «горе от ума» имеет свои корни в русской народной мудрости и олицетворяет определенный тип поведения или характеристику человека.
Главная идея этого выражения заключается в том, что излишне развитый интеллект или образование не всегда приводят к мудрости и правильным поступкам. Напротив, они могут стать причиной неприятностей, ошибок и неудач.
«Горе от ума» в комедии Грибоедова является сатирическим отображением таких людей-интеллигентов. Автор показывает, что наличие знаний само по себе не гарантирует благополучия и успеха в жизни.
Таким образом, выражение «горе от ума» используется для подчеркивания того факта, что интеллект без надлежащего использования может стать причиной неприятностей и даже комических ситуаций.
Конфликт. Композиция. Проблематика
В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта
: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).
Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.
Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.
Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).