Краткое содержание главы «Бэла»
В данной главе повествование ведется от лица максима Максимовича, старого приятеля Печорина. Они случайно встретились по дороге из Тифлиса. Вместе они останавливаются на станции, где Печорин знакомится с Бэлой, шестнадцатилетней черкешенкой. Главный герой сражен ее красотой, гордостью и неприступностью. Девушке он тоже нравится, но она не подпускает его близко. Узнав, что ее брат Азамат готов продать сестру за коня разбойника Казбича, Печорин решается украсть девушку. Сначала Бэла, заточенная в крепость, грустит и поет печальные песни, но потом понемногу начинает влюбляться в Печорина. Постепенно ее чувства усиливаются, и она неспособна думать ни о чем кроме своего возлюбленного. Печорину же девушка быстро наскучила, он стал искать любой повод не быть с ней рядом, постоянно уезжал на охоту или в город.
Бэла не устраивала скандалов и не закатывала истерик. Девушка понимала, что интерес к ней угас и его не вернуть. Судьба Бэлы сложилась трагически. Ее убивает разбойник, но прежде чем умереть, она мучается и в бреду постоянно повторяет имя своего возлюбленного. Единственное, о чем она жалеет, то что с Печориным они принадлежат к разным религиям и не смогут встретиться на небесах.
Отношение Печорина к Бэле можно назвать эгоистичным и безрассудным. Если бы девушка не встретила Печорина, то ее жизнь могла бы быть намного счастливее.
Максим Максимыч
Рейтинг персонажа:
Мне нравится29Не нравится5
Вместе с Григорием Печориным служит пожилой (около 50 лет) офицер Максим Максимыч. Неназванный человек, от лица которого ведется повествования в первых частях, характеризует Максима Максимыча, как человека, достойного всяческого уважения.
Максим Максимыч – это добрый и простой человек, который искренне привязан к Печорину. Когда читатель видит последнего его глазами, он начинает воспринимать поведение и взгляды Григория как аморальные. Тем не менее, это отношение к персонажу будет основано только на точке зрения самого Максима Максимыча, обладающего достаточно ограниченными взглядами.
Несмотря на то, что Максим Максимыч добр, открыт к людям и даже немного наивен, его мышление иногда слишком простое и ограниченное. Он не может понять мотивов поведения Печорина и охватить своим разумом, что движет молодым офицером. Именно поэтому поведение Григория при последней встрече сильно обидит Максима Максимыча, а читатель получит повод к размышлению о том, что на самом деле движет Печориным.
Очень краткий пересказ главы «Бэла» из романа «Герой нашего времени»
Повествование начинается с воспоминаний о поездке из Тифлиса. В пути он знакомится с офицером лет 50, давно служащим в горах Кавказа, угощает его чаем и завязывает разговор. Офицера зовут Максим Максимыч. Охотно приняв приглашение выпить чая, Максим Максимыч рассказывает, как несколько лет назад к нему в крепость прислали молодого офицера Григория Александровича Печорина, человека явно богатого, образованного, но с причудами в характере.
Однажды их обоих пригласили на местную свадьбу, где Печорин увидел дочь хозяина дома, очаровательную шестнадцатилетнюю Бэлу. Она нравится Печорину, причем так сильно, что он решается практически на преступление: предлагает брату Бэлы Азамату сделку. Азамат должен выкрасть сестру, а взамен Печорин достанет ему великолепного скакуна разбойника Казбича.
Азамат привозит сестру к Печорину, за что получает давно желанного им коня Казбича. Казбич тоже влюблен в девушку, поэтому лелеет в душе мысли о мести.
Через некоторое время Бэла привыкает к Печорину, влюбляется в него, молодые люди счастливы. Но Печорину быстро надоедает общество необразованной горянки, он все чаще уезжает на охоту. Бэла грустит, ждет его. Однажды она выходит за ворота крепости, чтобы часы ожидания прошли быстрее.
На нее нападает Казбич, давно ждавший удобного момента, и пытается увезти. Но его обнаруживают возвращающиеся с охоты Печорин с Максимом Максимычем, хотят догнать стреляют, попадают в коня. Казбич, оставшись без коня, смертельно ранит Бэлу и уходит от погони.
Бэла умирает на руках Печорина и Максима Максимыча. Печорин, по словам Максима Максимыча, «долго был нездоров», затем уехал из крепости по приказу начальства. На этом Максим Максимыч заканчивает рассказ. Пути путешественников расходятся, каждый следует своей дорогой.
Сочинение 2
Известный роман под названием «Герой нашего времени» написан русским писателем Золотого века отечественной литературы, приемником Александра Сергеевича Пушкина, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
Структура произведения представляет собою роман, состоящий из нескольких повестей, каждая из которых являет цельное произведение, но они объединены в единое целое.
Главный герой – Георгий Печорин – находится в извечном поиске самого себя. И потому он не брезгует использовать других людей, как вещи и менять друзей. Хотя в глубине своей души он очень несчастлив. Лермонтов четко дает читателям это понять. Не надо быть провидцем, чтобы не уловить эту мысль.
Одной из главных героинь произведения является девушка Бэла. С нею впервые и в последний раз читатель знакомится в главе с соответствующим названием «Бэла».
Бэла – девушка, которая понравилась главному герою и тот решил ее увезти. Это очень трагически отразилось на судьбе девушки.
Но что же было такое в Бэле, что заставило Печорина обратить на нее свое пристальное внимание? А вот что. Она отличалась от девушек, светского общества, в котором устал крутиться Григорий своей какой-то дикостью, натуральностью, искренностью. Бэла была черкешенкой, потому в ее жилах кипел кавказская кровушка
Она тоже влюбилась в Печорина, причем продолжала любить его до самого финала и исхода своей жизни
Бэла была черкешенкой, потому в ее жилах кипел кавказская кровушка. Она тоже влюбилась в Печорина, причем продолжала любить его до самого финала и исхода своей жизни.
Печорин увидел ее на свадьбе ее сестры и понял, что должен получить ее. У девушки был брат Азамат, который мечтал получить коня разбойника Казбича. Печорин решил предложить свою помощь в похищении животного при условии, что юноша поможет украсть сестрицу. Азамат, будучи горячим, бездумным и глуповатым, амбициозным мальчуганом, не раздумываясь согласился на эту перспективную, на его взгляд, сделку.
Бэла была украдена и увезена главным героем. Вскоре она погибла из-за мести Казбича, который лишился коня.
Бэла любила Печорина, но исхода своей жизни. А тот разлюбил ее и утратил интерес к ней. Она увяла, как дикий и диковинный цветок из той кунсткамеры.
Бэла была не только красивой, но и смышленой, умной, веселой, талантливой и озорной девушкой. Поплатилась за прихоти брат жизнью.
В данном тексте представлена характеристика и анализ образа такой героини, которая весьма повлияла на судьбу главенствующего персонажа романа, как Бэла.
Популярные сочинения
Сочинение по картине Последний кабак у заставы Перова Где же человек может согреться холодною, суровою зимой? Вариантов немного: кабак либо церковь. На холсте Перов изображает вышеупомянутое питейное заведение. Исходя из того, что в окнах горит яркий свет
Сочинение на тему Мои увлечения и хобби В свободное время люди предпочитают заниматься своими любимыми делами. Кому-то нравится заниматься спортом, кто-то предпочитает посидеть с книгой, а кого-то увлекает рисование. Все эти занятия – различные хобби.
Сочинение про Наречие Наречие препровождает собой неизменяемую независимую часть речи, какая означает признак, свойство воздействия и состояние объекта либо субъекта. Согласуется вопросами «как? куда? где? почему?
Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто Мы живем под мирным небом, люди, которые не слышали взрыва снарядов, свиста пуль, никогда не видели войны. Война это очень страшно, потрясения, голод, а самое главное это страх за своих родственников.
Сочинение по повести Чехова Палата номер 6 Сперва, попав на работу в больницу, Рагин пытался изменить положение и привести больницу в пристойный вид. Работал он много, однако спустя время в своих усилиях разочаровался — средств не было
Золотая осень — сочинение Каждый год мы наблюдаем такое прекрасное явление, как смена времён года. Одна живописная картина обязательно сменяется другой, и так по кругу
Но хотелось бы обратить внимание на особый
Сочинение Дуня в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) Достоевского Второстепенным, но от этого не менее запоминающимся и ярким персонажем произведения Достоевского является девушка по имени Дуня, сестра главного героя произведения, Родиона Раскольникова.
Сочинение Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети Сцена смерти главного героя произведения представляет собой ключевую кульминацию повествования, поскольку дает ответ на вопрос существует ли жизнь только с разумом и холодным расчетом
Характеристика общества в Горе от ума сочинение Общество, в труде Горе от ума, разделилось на противоположные мнения – с одной стороны, это прогрессивная молодежь, а с другой-крайне консервативные помещики старой школы
Сочинение-описание картины На террасе Кустодиева (7 класс) Картины Бориса Кустодиева знамениты своим изображением красоты и семейных ценностей, они всегда яркие и наполнены жизнью. Картина под названием
Прототипы Бэлы
У героини Бэлы были реальные прототипы. Во времена Лермонтова многие офицеры, служившие на Кавказе, влюблялись в кавказских женщин, только у всех эти истории заканчивались по-разному. Есть мнение, что прообразом Бэлы стала черкешенка Гуаша, в которую был влюблен друг поэта князь А. Долгорукий. Об этой истории написал убийца Лермонтова Мартынов. Он рассказывает о том, что князь и черкешенка полюбили друг друга, Гуаша общалась с ним свободно, не показывая робости или стыдливости. Оказывается, у этого народа незамужние девушки имели много свободы, а ограничения касались тех, кто имел мужа.
Другие литературоведы считают, что в основе лежит реальная история, которая произошла с Акимом Хасатовым, родственником М.Ю. Лермонтова. У Хасатова в доме жила татарка, с которой Аким Акимович имел любовную связь. После охлаждения отношений татарка не погибла, а была отпущена на волю.
По мнению исследователя А.В. Попова, прототипом Бэлы нужно считать Екатерину Нечволодову. Совсем маленькая, она была похищена из родного аула. Попав в дом графа Григория Нечволодова, она стала ему приемной дочерью. Её окрестили и дали ей православное имя. Девушка отличалась необычной яркой красотой. После смерти официальной жены граф женился на Екатерине. Дом Нечволодовых был известен в округе, у них бывали знаменитые историки и поэты 19 века. Среди них М.Ю. Лермонтов, который, увидев Екатерину, посвятил ей стихотворение «Черкешенка».
Сочинения 2015 по русской литературе для 10-11 классов
Образ Бэлы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
М. Ю. Лермонтов
План
1. Пленительная юность Бэлы в оценке Печорина и Азамата.
2. Гордая неприступность черкешенки.
3. Покоряющая щедрость любви.
4. Достойная дочь своего народа.
Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» – восклицает Печорин, и мы представляем девушку, в которой очарование юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.
Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…»
Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровывает, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспитанная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и переносном смысле этого слова.
Юное неопытное сердце тронула первая любовь, ставшая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречавшимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь: Печорин – личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, не дорогими подарками, не щедрыми обещаниями – ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Максимыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу.
Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возможность потерять его, вынудили Бэлу открыться и броситься Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, достойному ее. Ради любимого девушка готова на все, угодить ему – высшее счастье. Но это не слепая жертвенность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря.
Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьб, а гордо заявила: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!» Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки восхищает, готовность выдержать последствия своего поступка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой? Какое отношение было бы к ней? Как бы сложилась ее судьба?
Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпожой, а не служанкой у любви.
Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: «Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»
Бэла – натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», как писал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одновременно, так как сочетает в себе безудержность юношеского порыва и зрелость высоких чувств.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Цитатная характеристика Бэлы
Первое знакомство Григория Александровича и Бэлы состоялось в ауле на свадьбе старшей сестры.
«…я шепнул Григорью Александровичу: «Ну что, какова?» — «Прелесть! — отвечал он. — А как ее зовут?» — «Ее зовут Бэлою».
«…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».
Поведение Бэлы после похищения Печориным.
«…сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна…»
«…все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно…»
«Я твоя пленница… твоя раба, конечно ты можешь меня принудить…»
«Дьявол, а не женщина!»
«…с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. Да, они были счастливы!»
«Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила» (отношения с Максим Максимычем).
«…она у нас так похорошела, что чудо, с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках… Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала…»
Внешность и поведение Бэлы после того, как Печорин охладел к ней.
«…ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…»
«…она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели».
«…она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу» (последние минуты жизни Бэлы).
Бэла в романе Герой нашего времени
Бела — типичный представитель своего народа, очаровательная и покорная горная девушка. Он удивительно сочетает в себе любовь к свободе и способность подчиняться мужской воле, целомудрие и способность очаровать мужчину, как говорит Азамат: «У турецкого падишаха никогда не было такой жены…», не говоря уже о том, что преувеличено в значительный путь.
Лермонтов искренне описывает Белу как некое уникальное сокровище, творение невероятной красоты и изящно образованную девушку, которая в целом производит огромное впечатление практически на всех людей.
Впечатляющая юная восточная красавица и главный герой. Лермонтов, конечно, впервые сознательно представляет девушку взглядом Печорина, который восклицает: «Белла!» Это очень характерное слово, потому что офицер как-то соблазняется этой героиней и в результате, соблазняясь, совершает множество греховных и не совсем правильных поступков.
Конечно, Лермонтов довольно далек от религиозной морали и ценит поведение своих героев больше другими категориями. Мы можем наблюдать за развитием этой оценки в главе «Фаталист». Бела, кстати, тоже своего рода иллюстрация к исследованию понимания мира через призму фатализма.
С одной стороны, он соглашается быть с Печориным в силу обстоятельств (которые просто обременяют хрупкую девушку) и в связи с традициями своего народа, где похищение невесты является нормой, но также выражает смирение с собственной судьбой и он даже трансформирует обстоятельства по-своему… Бела начинает заботиться о Печорине, чувствует его ответственность за этого человека, а затем решает быть с ним практически добровольно, только чтобы влюбиться. При этом девушка не соблазняется какими-то внешними факторами и атрибутами (а этот факт свидетельствует о глубоком понимании мира), а выбирает себе по душе, поскольку ей интересен персонаж Печорина.
Надо сказать, что для Белы эта любовь первая, то есть переживания совершенно новые и доселе неизвестные, но девушка ведет себя достаточно зрелой и разумной. Он не только увлекается, но и погружается в это чувство, но при этом не делает этого безрассудно. Здесь характерны фразы, которые произносит Бела, узнав о чувствах Печорина к нему, он сохраняет свое достоинство и очень зрело ценит не только свои, но и чувства других людей.
Трагическая судьба
Четыре месяца княжна прожила в крепости — короткий срок любви. Приручив Бэлу, имея над ней полную власть, молодой человек начал постепенно остывать: «любовь дикарки немногим лучше знатной барыни; невежество и простосердечие одной надоедают». Бэла, чувствуя отверженность, погружается в уныние, страдает от отсутствия взаимности. На все вопросы отвечает кратко, молчит. Когда-то живая, цветущая красота, начинает увядать, меркнет блеск черных глаз.
Тоска и одиночество стали спутниками ее высокого чувства. Офицер все реже появляется дома, что дает разбойнику Казбичу отличный шанс совершить очередную расправу. Подкравшись к деве, он похищает ее. Слышны выстрелы, но пули не задели его. Капитан и Печорин устроили погоню, но тщетно. Лихая рука Казбича наносит Бэле смертельный удар.
Испуская дух, она мечтала вернуться домой, в горы, но сожалела об одном — что не встретится со своим возлюбленным «на том свете». Ей предложили креститься перед смертью, но княжна выбрала умереть с той верой, с какой родилась. Искренняя любовь, которой она отдалась всей душой, не вытеснила преданности своей национальности. Последний шаг в ее жизни был сделан стопой настоящей черкешенки, княжеской дочери, простодушной, чистой и верной.
Встреча с Печориным сыграла решающую роль в судьбе дикарки. Она подарила ей прекрасное чувство, которое впоследствии ее погубило. Для него это нравственное испытание, которое он не прошел. Совершил преступление, разрушил не одну жизнь и погубил ту, которой клялся в любви. Как могло сложиться будущее погибшей, не появись в ней равнодушие Печорина?
Характеристика Бэлы из «Героя нашего времени» показывает, насколько это показательное и трагическое сочинение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое положило начало циклу повестей и сполна раскрыло несовершенство натуры главного персонажа.
Семья
О семье Бэлы Лермонтов дает краткую характеристику. Она дочь местного князя, то есть достаточно обеспечена и получила то воспитание, которое и полагалась девушке в ее положении. Ей не приходится зарабатывать себе тяжелым и грязным трудом. За шестнадцать лет она научилась всему тому, что должна была уметь княжеская дочь.
«Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» — говорит ее младший брат, и это действительно так.
Анализ главы показывает, что княжеская семья была небольшая: отец, две дочери и сын. Мать видимо рано ушла из жизни. Сам князь был кунаком, то есть другом Максим Максимыча, а это означало, что они должны были поддерживать добрые, приятельские отношения. Бэла принадлежала к гордому, горному самобытному народу, которого автор охарактеризовал словами: «разбойники, голыши, зато отчаянные башки». Ведь они действительно храбро защищали свои земли от врагов, в лице русского воинства.
По вероисповеданию черкесы были мусульманами, и этот факт огорчал героиню. Будучи воспитанной в своей среде, она не захотела стать христианкой, хотя понимала, что в той жизни больше не встретится с Печориным. В этом проявилась ее преданность своему народу.