Вариант 3
Наречие, это та маленькая магия в мире слов, которая придает им утонченность и точность, позволяя точно передать эмоции и ощущения. В моем восприятии, наречие является неотъемлемой частью языка, способной создать живые и яркие картины в воображении читателя.
Как художник, использующий палитру языка, я понимаю, что наречие играет важнейшую роль в создании эмоционального насыщения в моих произведениях. Оно дает возможность придать тексту определенный оттенок, создать неповторимую атмосферу и оживить персонажей. Например, слово «тонко» может помочь описать тончайшие нюансы человеческой психологии, «бесшумно» – передать магию ночного города, а «легко» – ощущение свободы в горных вершинах. Эти примеры из моего творчества доказывают, насколько наречия обогащают текст, добавляя ему новые грани и глубину.
В повседневной жизни я также часто обращаюсь к наречиям, чтобы точнее выразить свои мысли и чувства. Когда я пытаюсь описать пейзаж за окном, слово «ярко» помогает передать мои эмоции от солнечного дня, а «неторопливо» помогает ощутить спокойствие и гармонию, царящие в тихом уголке парка. Эти примеры показывают, как наречия помогают не только в художественном творчестве, но и в повседневной жизни, делая общение точным и выразительным.
В конечном итоге, наречие – это ключевой инструмент в руках каждого писателя и даже обычного человека, желающего ясно и точно выразить свои мысли. Оно обогащает текст, делая его более живым и эмоциональным. Наречие, словно волшебная палочка, преображает обыденные фразы в произведения искусства, позволяя воспроизвести воображаемые миры и перенести читателя в эмоциональное путешествие.
Мне нравится1.1 k.Не нравится555
Рассмотрим, на какие вопросы отвечает наречие той или иной группы.
Вот наглядная таблица со знаменательными наречиями:
Разряды | Тип | Вопросы наречия |
---|---|---|
Меры и степени качества | Определительное | Сколько? Сколько раз? В какой степени? В какой мере? Насколько? |
Пример
абсолютно, еле-еле, вдвое, вдвоём, вдвойне, весьма, втроём, втройне, вшестером, дважды, мало, много, очень, совершенно, трижды, чуть-чуть, чересчур, слишком, вполовину, довольно, вполне. |
Разряды | Тип | Вопросы наречия |
---|---|---|
Образа и способа действия | Определительное | Как? Каким образом? |
Пример
быстро, бегом, вперемешку, вплавь, вхолостую, весело, галопом, наверняка, навзничь, печально, шагом, внезапно, по-прежнему, по-братски, дружески, пешком, насухо |
Разряды | Тип | Вопросы наречия |
---|---|---|
Места | Обстоятельственное | Где? Куда? Откуда? |
Пример
вблизи, вдали, далеко, издали, издалека, навстречу, назад, налево, слева, справа, направо, около, рядом, сбоку, вокруг, кругом, впереди, домой, наверх, наверху, вверху, внизу, вниз, вперёд |
Разряды | Тип | Вопросы наречия |
---|---|---|
Времени | Обстоятельственное | Когда? Как долго? Как часто? С каких пор? До каких пор? |
Пример
рано, спозаранку, весной, летом, зимой, вечером, вчера, днём, завтра, ночью, погодя, позже, сегодня, сейчас, утром, смолоду, иногда, раньше, скоро, сначала, вначале, уже, накануне, давным-давно, издавна, дотемна |
Разряды | Тип | Вопросы наречия |
---|---|---|
Причины | Обстоятельственное | Почему? Отчего? По какой причине? |
Пример
спросонья, недаром, поневоле, сослепу, сгоряча, сдуру |
Разряды | Тип | Вопросы наречия |
---|---|---|
Цели | Обстоятельственное | Зачем? Для чего? С какой целью? |
Пример
впрок, в шутку, назло, наперекор, нарочно, неумышленно, нечаянно, специально, умышленно, преднамеренно, непреднамеренно |
Для наилучшего запоминания специфики данного типа наречий можно использовать наглядную таблицу, которая как раз содержит вопросы и примеры наречий.
Вот таблица местоимённых наречий:
Разряды | Примеры наречий и их вопросов |
---|---|
Указательные | Здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому. |
Отрицательные | Нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр. |
Определительные | Везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому. |
Неопределённые | Где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр. |
Вопросительные | Где? Куда? Когда? Зачем? Как? Почему? Откуда? Отчего? |
Относительные | Где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего. |
Знание всех видов наречий позволит безошибочно определять их в тексте. Запомните таблицу или заучите её.
Подписи к слайдам:
МБОУ СОШ №4 НАРЕЧИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВЫПОЛНИЛА: ПРОВЕРИЛА: УЧЕНИЦА 7 «А» КЛАССА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №4 СЕМЕНОВА СВЕТЛАНА ЗЕМСКОВА ЕЛЕНА. ВЕНИАМИНОВНА. Г. ЛЫСКОВО 2015 ГОД.
НАРЕЧИЕ неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия. отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?», «в какой степени?» и т.д. не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается. в предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, иногда сказуемыми .
Наречия по значению делятся на следующие группы: Наречия образа действия — как? каким образом? — быстро, хорошо, вдребезги Наречия времени — когда? с каких пор? до каких пор? как долго? — сегодня, теперь, зимой Наречия места — где? куда? откуда? — вдали, наверху, домой Наречия причины — почему — сгоряча, сослепу, поневоле Наречия цели — зачем? — нарочно, назло Наречия меры и степени — сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? — очень, вполне, чрезвычайно
НАРЕЧИЯ В ПОСЛОВИЦАХ Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. Хвали утро вечером, днем не сеченый! Низко — так близко, а высоко — так далеко. Быть по-сказанному , что по-писанному . Всегда жди беды от большой воды. Глупый да малый всегда говорят правду. Шагом обозы идут. Попросту, без затей. Как вчера меня звали, так и сегодня зовут. С ним по-русски не сговоришь. Всем деревня не выйдет: вода близка, ин лес далеко. Много с тех пор воды утекло; много воды утечет до того. Недаром говорится то и то. Завтра — все одно, что вчера. Вот спохватился, ведь и я не вчера родился. И холодно, и голодно, и до дому далеко.
НАРЕЧИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 1. Ax ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. (Пушкин) 2. Тяжёлая рама бесшумно скользнула вниз (Панова. ) 3. Кирилл сидел прямой, мальчишески загнув ступни за ножки стула (Федин) 4. Жил он чрезвычайно своеобычно (Герцен) 5. Сначала всё было по-прежнему тихо. Потом в этой напряжё . ой тишине выделился звук, другой, третий. В морозном воздухе издали нёсся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади.. . Я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. (Короленко) 6. Ромашов угрюмо смотрел вбок. (Куприн) 7. По улицам слона водили, как видно, напоказ. (Крылов) 8. Мать ходила взад и вперёд и смотрела на сына. (М. Горький) 9. Наутро часть полка выступила из хутора. (Шолохов) 10. Садись, пей чай. Вприкуску или внакладку хоч . шь ? (Данилевский)
РОЛЬ НАРЕЧИЙ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Наречия необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно действия, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Особую роль наречия играют при описании внутреннего мира человека или состояния природы . Они могут выражать настроение, состояние человека. Наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать действие, предмет, признак, передавать наше отношение к тому, о чём мы говорим и пишем. Наречия дают более точное представление о месте и времени, служат для создания образа персонажа. Наречия играют немалую роль в создании ресурсов эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики, несут в себе определенную информацию, оценку, создают образ и логически связывают текст.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА Наречие – ……… часть речи, которая обычно обозначает ……………………. Отвечает на вопросы ……………………. Наречия не …………. В предложении наречия …………………
ТЕСТ ПО ТЕМЕ НАРЕЧИЕ 1.Наречие – это А) часть речи, обозначающая действие предмета Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию В) часть речи, обозначающая признак действия 2. Укажите наречие: А) рожь Б) пустошь В) настеж ь 3 . Наречия: А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются. Г ) съешь . 5 . Выпишите наречия из предложения: Вначале мы ни о чём не говорили, а на следующий день наперебой начали обсуждать случившееся.
Сочинение-рассуждения на тему: «Зачем нужны наречия в письменной речи? «.
Следовательно, бо́льшая часть наречий помогает ярче, образнее показать, как происходит то или иное действие, то есть является средством речевой выразительности. Не случайно многие литературоведы считают, что эпитеты (литературоведческий термин, обозначающий одно из выразительных средств языка – художественные определения) могут выражаться не только прилагательными, причастиями и существительными и пояснять имя существительное, являющееся определяемым словом, но и наречия, поясняющие глаголы, например: горячо любить, сладко говорить, презрительно усмехнуться.
Для того, чтобы определить значение наречий в русском языке, рассмотрим некоторые функции этой части речи.
(наречие – часть речи, которая обозначает признак другого признака, признак действия, предмета и отвечает на вопросы: «как?», «куда?», «где?», «когда?», «с какой целью?», «зачем?, это можно не писать, просто для справки)
Во- первых, наречия, обозначая признак другого признака, действия, предмета, наречия нужны для более точной характеристики событий и нашего отношения к ним (например, скучно, весело, и т. п.).
Большое значение уделяется наречиям при описании души человека, его внутреннего мира или описания природы («тревожно», «спокойно», «тихо»).
Также наречиями выражаются состояние, настроение человека, его характер, чувства, переживания (пример из стихотворения М. Ю. Лермонтова :
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды. ).
Очень большая экспрессивная нагрузка лежит на так называемых разговорных наречиях. Они чаще всего встречаются в устойчивых выражениях, например сгорел дотла. Кроме того есть много примеров из поэзии, а именно стихотворение А. Толстого «Коль любить, так без рассудку…»
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Во-вторых, наречия наделены смысловой нагрузкой в тексте, если их убрать, то произведение станет бессмысленным, лишенным цельности и емкости повествования. С их помощью можно описать красоту природы, ужасы военных баталий, душевные переживания того или иного лирического героя. Наречия не заменимы не только в литературной речи, но и в речи повседневной. Люди уже привыкли «петь громко» и «читать вслух». Художественному произведению наречия придают емкость, при этом их смысловая структура обогащается и расширяется.
18 стр., 8600 слов
Наречие 7 класс рассуждение
… из любимых для многих. Сочинение на лингвистическую тему. 7 класс. Роль наречий в тексте Урок русского языка в 7 классе Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль наречий в речи» Учитель русского языка и литературы [Электронный … но после, соединяясь по смыслу, стали писаться слитно. Наречия могут писаться через дефис, например: «Говорить по-немецки». Наречия придают красок действию, конечно. …
Таким образом, в русском языке наречия играют очень важную роль, придавая эмоциональность тексту или любому другому высказыванию.
(Я так понимаю, это сочинение для ГИА, я писала его 2 года назад, возможно не помню всех требований, если что-то не так, подкорректируйте или напишите мне)
Вариант 2
Наречие – это часть речи, которая обозначает обстоятельства действия, признака или состояния. Она служит для уточнения значения глагола, прилагательного или другой наречия. Наречия могут быть производными от прилагательных, глаголов или существительных, а также иметь свои собственные формы. В данном сочинении мы рассмотрим, какие функции выполняют наречия и как их использование может повлиять на текст.
Наречия могут быть разделены на несколько групп в зависимости от их значения. Например, наречия места обозначают местоположение действия, наречия времени – время действия, наречия способа – способ выполнения действия, наречия степени – степень выполнения действия, наречия причины – причину действия. Каждая группа наречий имеет свои особенности и правила использования.
Наречия места обозначают местоположение действия. Они могут быть производными от существительных, например, “вверху”, “внизу”, “внутри”, “снаружи”. Наречия места могут помочь читателю представить себе место, где происходит действие, и создать более яркое описание.
Наречия времени обозначают время действия. Они могут быть производными от существительных, например, “утром”, “днем”, “вечером”, “ночью”. Наречия времени могут помочь читателю представить себе время, когда происходит действие, и создать более точное описание.
Наречия способа обозначают способ выполнения действия
Они могут быть производными от глаголов, например, “быстро”, “медленно”, “осторожно”, “резко”. Наречия способа могут помочь читателю представить себе, как именно происходит действие, и создать более яркое описание
Наречия степени обозначают степень выполнения действия. Они могут быть производными от прилагательных, например, “очень”, “совсем”, “чуть-чуть”, “абсолютно”. Наречия степени могут помочь читателю понять, насколько сильно или слабо происходит действие, и создать более точное описание.
Наречия причины обозначают причину действия. Они могут быть производными от существительных, например, “из-за”, “благодаря”, “вследствие”, “потому что”. Наречия причины могут помочь читателю понять, почему происходит действие, и создать более ясное описание.
Наречия могут быть использованы для создания более точного и яркого описания действия. Они могут помочь уточнить, как именно происходит действие, где оно происходит, когда оно происходит и почему оно происходит. Наречия также могут использоваться для создания эмоциональной окраски в тексте.
Наречия могут быть использованы в любом типе текста – от научных статей до художественной литературы. Они помогают автору передать свои мысли и идеи более точно и ярко
Однако, важно помнить, что некоторые наречия могут быть излишними и создавать излишнюю сложность в тексте
В заключении, наречия – это важная часть речи, которая помогает уточнить значение глагола, прилагательного или другой наречия. Они могут быть использованы для создания более точного и яркого описания действия, а также для создания эмоциональной окраски в тексте
Однако, важно использовать наречия уместно и не излишне, чтобы не создавать излишнюю сложность в тексте
Разряды наречий по значению
По значению – то есть что обозначает то или иное наречие. Я уже затрагивал этот вопрос во вступлении, теперь раскрою его более подробно. Наречия могут обозначать:
- Место. (Где?) дома, слева, справа, далеко, близко.
- Причину. (Почему?) сдуру, сослепу, ненароком.
- Меру и степень. (В какой степени?) чересчур, очень, донельзя, еле-еле.
- Образ действия. (Как?) плохо, нормально, легко, вихрем, галопом, бегом.
- Время. (Когда?) днем, утром, вечером, ночью, весной, зимой, сейчас.
- Цель. (Зачем?) намеренно, назло, в шутку.
Как видите, эти наречия обозначают конкретный признак. Мы читаем и понимаем: «ага, легко, ага, вечером, ага, ненароком – то есть случайно, ну ок». Они называются знаменательными.
А бывают еще другие наречия. Они отвечают на те же вопросы, но понять, какой признак обозначается, можно только по контексту. Их принято называть местоименными.
Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели
Актуально для учеников всех возрастов.
Определение и основные признаки
Вопрос наречия зависит от его значения. Если слово выступает в значении признака действия, то целесообразнее к нему задать вопрос «как?» (писать (как?) аккуратно). Если наречие обозначает степень проявления признака, то к нему задается вопрос «в какой степени?». В случаях, когда слово относится к имени существительному и обозначает его признак, оставаясь при этом, в отличие от прилагательного, неизменяемым, то можно задать к нему вопрос «как?».
Но, несмотря на задаваемый вопрос, наречия всегда являются обстоятельствами
Чтобы отличать наречие с вопросом «какой?» от имени прилагательного, всегда следует обращать внимание на изменяемость/неизменяемость слова. Сравните: яйцо (какое?) всмятку и яйцо «какое?» свежее
Очевидно, что «всмятку» нельзя изменить ни по числам, ни по падежам, ни по лицам. Это является признаком наречия. Слово же «свежее» изменяется по числам (свежие) и по падежам (свежего), что является показателем имени прилагательного.
Из приведенных примеров видно, что в основном большая часть словообразующих наречие морфем чередуется. Каждая пара имеет свои правила правописания.
Как определить разряд наречия по значению
Выше было отмечено, что выбор вопроса, задаваемого к наречиям, зависит от его разряда. Выделяют следующие разновидности наречий:
- Образа действия, которые отвечают на вопрос «как?», «каким образом?». Например, читал (как?) выразительно. Из примера видно, что «выразительно» отражает, как протекало действие.
- Места, к примеру, гулял «где?» здесь.
- Времени, например, в школу не ходил «когда?» вчера.
- Меры и степени. Здесь показывается, проявление признака в той или иной степени, к примеру, наелся «как?» вдоволь.
- Причины: нагрубил «почему?» сгоряча.
- Цели: обидел «зачем?» назло.
Разряд рассматриваемой части речи определяется по вопросу, но при этом нужно обязательно вдумываться в общее грамматическое значение. Если очевидно, что речь идет о месте действия или о времени его совершения, то перед нами «место» и «время». Практика показывает, что чаще всего происходит путаница с такой разновидностью как причина и цель. Во избежание ошибок следует помнить, что «цель» указывает на желаемый результат действия, а «причина» поясняет, почему произошло то или иное действие.
Определительные показывают признак действия (образ), а также меру и степень. Обстоятельственные делятся на время, место, цель и причину.
§3. Качественные наречия на –о//-е. Степени сравнения
Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е. Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´льшей (ме´ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени. Примеры:
- положительная степень: Сын поёт громко.
- сравнительная степень: Сын поёт громче, чем обычно. Сын поёт более громко, чем его друг.
- превосходная степень: Сын поёт громче всех.
Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:
весело — веселее (веселей),легко — легче,тонкий — тоньше.
Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:
более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.
Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее: наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего, например, серьёзнее всех, вкуснее всего.
Обратите внимание:
После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие — в сравнительной степени.
Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.
Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.
Примеры:
Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.
Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.
Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).
В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо)
Смысловые группы обстоятельственных наречий
Обстоятельственные наречия обозначают условия совершения действия:
- время
- место
- цель
- причину.
В связи с этим обстоятельственные наречия делят на смысловые группы:
1. наречия времени, которые обозначают временные промежутки совершения действия или признака признака и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор?
- смолоду (с каких пор?) дружим,
- поедем (когда?) летом,
- (как долго?) давно известный.
2. Наречия места называют, где происходит действие, и отвечают на вопросы куда? откуда? где?
- стелет (где?) сверху,
- бежит (куда?) направо,
- слышен (откуда?) снизу.
3. Наречия цели обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?
- сказано (с какой целью?) в насмешку,
- заготовить (для чего?) впрок,
- сделать (зачем?) нарочно.
4. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие, и отвечают на вопросы почему? отчего?
- покраснел (почему?) от злости,
- позвонили (отчего?) неспроста.
Таблица с примерами
Разряды | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Рассуждение 2
Наречие препровождает собой неизменяемую независимую часть речи, какая означает признак, свойство воздействия и состояние объекта либо субъекта. Согласуется вопросами «как? куда? где? почему? в которой мере? с какой целью?» Наречие причисляется к глаголу, у которого оно описывает свойство его действия.
Частенько наречие представлено в предложении обстоятельством и обозначается прерывистой линией с точкой, в редких вариантах выступают определением или сказуемым. Представленная часть речи не склоняется, не спрягаются, не изменяются по родам и числам, и не имеет окончаний. Наречия вероятно разъединить двумя группами: обстоятельственные и определительные. Первая охватывает в себе значения манеры действия, времени, места, меры, причины, цели и степени. Последующая группа включает качественные, численные характеристики, методы совершения действия, сопоставления и так далее.
С исследуемой частью речи сталкиваются уже в древнерусском языке. Наречия оказались поздней прочих слов. Они нередко реконструируют ситуацию давным-давно запамятованного слова, подсобляют понять, что русский диалект безостановочно изменчив, в нём приключаются случаи отмирания одних и рождения прочих слов. Наречия могут формироваться из многих прочих частей речи. Например, от существительных, прилагательных, числительных, глаголов. Но есть и такие наречия, появившиеся ещё в старинные времена. Слова готовы рассказать про то, как жили люди столетия назад. Посредством слов возможно узнать, как понимали мир наши предки.
Слово – это термин. Его определяют как единицу языка, что повсюду применяется в речи. Термин представляет собой способ общения посредством инструмента произносимых звуков. Оно осуществляет номинативную функцию стиля: показывает, именует объекты также предметы, воздействия и многое другое. Однако эта формулировка также отчасти никак не разъясняет, в какой степени не охвачено значение «слова», также равно как большое количество возможно создать в присутствии его. С той целью, для того чтобы осознать, какое количество оно в себе включает, необходимо понять детальнее, пробраться в наиболее глубокие недра. Как ранее было заявлено, слово – элемент стиля, а также выступления. В то же время оно считается также их связывающим звеном. Установлено то, что речь способна совершенствоваться за пределами связи с лицами, в таком случае равно речь – персональное его качество. Посредством её люди способны выражаться особенности нервной системы единичной персоны, кроме этого то что в присутствие слов станет возможным передавать сведения, осуществлять надзор, а также урегулирование общения с людьми вокруг.
Видео:Правописание наречий | Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.
В чём проблема? Что обсуждается?
В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.Эти слова обозначают состояние природы или человека:
На улице холодно. Мне холодно.
Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.
На улице стало холодно . На улице холоднее, чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.
Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях. Традиционно эту группу слов рассматривали как группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым — категорией состояния. Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.
Слова категории состояния могут иметь омонимы других частей речи:
- Ей холодно (кат. состояния).
- Она ответила холодно (наречие).
- Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное).
Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.
Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством, некоторые наречия – обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые — только сказуемым в безличном предложении.
Примеры:
Справа был лес.Она ответила холодно.Ей стало холодно. Мне было стыдно.
Авторы школьных учебников трактуют этот материал по-разному. Если ты учишься по учебнику, в котором слова категории состояния выделены в особую часть речи, то обязательно обратись к главе, в которой они рассмотрены подробнее: Глава 15. Морфология. Категория состояния.
Категория состояния
Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оценку действий (Можно пойти в кино).
Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем становилось все холоднее / более холодно).
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами).
Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень).
Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.
Разряды наречий по значению
По своему значению наречия делятся на два основных разряда: определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия
Определительные наречия характеризуют действие, признак или предмет со стороны качества, количества, способа совершения действия и поэтому делятся на три группы:
1) качественные наречия (отвечают на вопрос «как?»): хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно и др.;
Иван Алексеевич радостно и взволнованно улыбался (М. Шолохов);
2) количественные наречия (обозначают неопределенное количество, меру или степень признака, степень интенсивности действия и отвечают на вопрос «сколько?», «как много?», «до какой степени?»): много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть-чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта;
3) наречия образа и способа действия (отвечают на вопрос «как?», «каким образом?»): вплотную, верхом, вереницей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утреннему, по-моему, по-нашему, по-волчьи, по-детски, по-девичьи, по-русски, по-французски и т. д.
В наречия образа и способа действия входят все наречия, образованные от прилагательных с помощью приставки по- (по-русски, по-летнему, по-волчьи), а также наречия, образованные от склонявшихся в древнерусском языке кратких форм имен прилагательных с приставкой на- (налегке, наготове, навеселе), от существительных с приставками на- и в- (навыкате, впору, втайне), от существительных в форме творительного падежа (тайком, столбом).
Определительные наречия могут примыкать к глаголу, прилагательному, существительному, наречию:
Ночь прошла (как?) тревожно и тоскливо (В. Катаев);
Вот эта повесть, ясная (до какой степени?) не очень (Е. Евтушенко).
Обстоятельственные наречия
Обстоятельственные наречия являются выразителями временных, пространственных, причинных, целевых обстоятельств и поэтому делятся на четыре группы:
- Наречия места (отвечают на вопрос «где?», «куда?», «откуда?»): где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое-где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда и т. д. (более 110 слов);
- Наречия времени (отвечают на вопрос «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?»): когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала и др. (более 130 слов);
- Наречия цели (отвечают на вопрос «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»): зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ и др. (более 10 слов);
- Наречия причины (отвечают на вопросы «почему?», «отчего?»): сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста и др.
Обстоятельственные наречия примыкают к глаголу:
Я увидел (где?) далеко под собою огромную равнину (И. Тургенев);
Поезд пришел (когда?) рано, но этот странный город уже бодр (А. Платонов);
Нельзя выставлять (зачем?) своё страдание (В. Саянов).
В зависимости от того, называет наречие признак или только указывает на него, наречия делятся на местоименные и знаменательные.
Сочинение на тему: Зимний день (с наречиями в превосходной степени)
Зима в этом году выдалась особенно снежная, температура понижается с каждым днем, и на улице становится все меньше и меньше прохожих. Мы с братом дольше всего, как никогда раньше, сидели дома, поглядывая на все это снежное великолепие за окном, но так и не решаясь выйти во двор. Так продолжалось до тех пор, пока однажды вечером папа не вернулся с работы вместе с санями. Такого поворота событий никто из нашей семьи не мог предсказать, ведь уже много лет подряд различные игры на морозе были для нас под запретом из-за хрупкого здоровья моего брата: он болел чаще всех в нашей семье. Я точно не ошибусь, если скажу, что таких огромнейших санок я не видела никогда раньше. В них бы, наверное, смогла поместиться вся наша родня.
На расспросы со стороны мамы наш отец лишь улыбался счастливее всех и подмигивал нам, явно намекая, что завтрашние выходные будут особенными. В тот вечер мы с братом были так взволнованы, что так и не смогли заснуть. На следующее утро нас разбудили раньше всех и повели завтракать.
Папа говорил, что нам нужно обязательно набраться сил для предстоящих развлечения. После завтрака мы все тепло оделись, взяли с собой сани и вышли на улицу. Как оказалось, на одной из соседних улиц ребятня построила самую настоящую снежную горку, на которой катались все дети в округе. И наш папа, естественно, глядя на все это, просто не смог устоять и решил также присоединиться ко всеобщему веселью.
Пожалуй, в тот день на улице было холоднее и ветреннее всех на этой неделе. Мама очень беспокоилась по поводу нашего здоровья, но папу было не переубедить. Дойдя до горки, мы увидели не меньше десятка детей и примерно столько же взрослых, которые стояли в сторонке и внимательно наблюдали за всем этим действом. Несмотря на мороз, атмосфера здесь стояла прекрасная: отовсюду слышался громкий детский смех, сменяемый радостными криками и возгласами.
В итоге, мы пробыли на горке практически до темноты, играли в снежки с другими ребятами и даже успели слепить снеговика. Для нас с братом тот день оказался одним из наиболее ярких событий из детства, которые мы будем помнить дольше всех.
Видео:Разряды наречий. Сочинение – дневниковая записьСкачать
Знаменательные и местоименные наречия
В отдельных случаях наречия напоминают местоимения: «Там разбросаны игрушки». К слову «там» задается вопрос «где?», к тому же оно обозначает место. Все признаки того, что перед нами наречие, но особенность в том, что слово не называет место, а лишь указывает на него. Значит, перед нами местоименное наречие.
Здесь также выделяют свои разновидности:
- Личные (по-моему).
- Возвратные (по-своему).
- Указательные (здесь, там).
- Определительные (по-всякому).
- Вопросительные (где, куда).
- Неопределенные (где-то, куда-либо).
- Отрицательные (негде, незачем).
Знаменательными наречиями называются все остальные слова, которые никак не приплетаются с местоимениями. Здесь нет указания на признак, поскольку он указывается прямо: громко, тихо, по-умному и т.д.