Творчество достоевского

“преступление и наказание” сочинения

Вариант 2

«Преступление и наказание» — один из наиболее известных романов Федора Достоевского, который поднимает важные социальные и философские вопросы. Основной темой романа является преступление, его мотивация, последствия и наказание.

Роман «Преступление и наказание» открывает читателю мир, где бедность, социальное неравенство и безнадежность являются нормой. Главный герой Раскольников в отчаянных условиях жизни решает совершить убийство, считая, что это выход из его трагической ситуации. Однако он сталкивается с угрызениями совести, страхом и борьбой с самим собой.

В романе поднимается вопрос о том, как бедность и социальная несправедливость могут привести к преступлениям. Раскольников живет в мире, где деньги — все, и они определяют жизнь людей. Он считает, что убийство старухи-процентщицы не является преступлением, а скорее благом для общества, так как она является одним из символов социальной несправедливости. Однако в дальнейшем герой осознает свою ошибку и понимает, что не право ему самому решать, кто заслуживает жизни, а кто нет.

Один из ярких образов в романе — это Соня Мармеладова, дочь бывшего чиновника, которая вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить свою семью. Она становится своего рода идеалом для Раскольникова, который видит в ней не только бедную и униженную женщину, но и символ истинной любви и прощения.

В нашем мире многие люди страдают от бедности и социальной несправедливости. Но это не оправдывает совершения преступлений. Однако, как показывает история, иногда обстоятельства и система могут быть настолько несправедливыми. Исходя из этого, можно сделать вывод, что тема романа «Преступление и наказание» находит отклик в нашей жизни и до сих пор актуальна. Каждый человек сталкивается с выбором между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, и это выбор влияет на его жизнь и на жизнь окружающих

Поэтому важно помнить о том, что даже если мы нарушаем закон, то всегда существует возможность покаяться и идти по пути исправления своих ошибок

Мне нравится1.7 k.Не нравится837

Мне не нравится лик мира сего!

Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность, болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном неустройстве человека и человеческой жизни.

Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы.

В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических, демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым центром революционного движения в России второй половины сороковых годов.

Это отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он мечтал об уничтожении крепостного права.

Он хотел свободы для печати, для литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским правительством.

Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания, идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях гениального русского и мирового художника.

Вариант 8

«Преступление и наказание» — роман Федора Достоевского, который рассказывает о глубокой духовной трагедии главного героя, Родиона Раскольникова, который решает убить старуху-процентщицу, чтобы избавиться от своей нищеты и помочь своей семье. Однако, преступление имеет последствия, и Раскольников сталкивается с угрызениями совести, болезнью и борьбой с собой.

Одна из главных проблем, поднимаемых в романе — это проблема морали и этики. Раскольников считает, что некоторые люди могут убивать других людей, если это будет служить общественной пользе, но такой подход ведет только к разрушению души и ужасным последствиям. Автор показывает, что даже когда кажется, что закон может не касаться тебя, совесть не даст покоя, и надо отвечать за свои поступки.

В романе также обсуждается проблема бедности и социального неравенства. Раскольников и многие другие персонажи живут в ужасных условиях, и этот факт толкает их на крайние поступки. Эта тема все еще актуальна в нашем мире, и многие люди ежедневно сталкиваются с проблемой бедности и несправедливости.

Примером из русской литературы, подтверждающим эти темы, можно привести роман «Бедные люди» того же автора. В нем, как и в «Преступлении и наказании», Достоевский рассказывает о том, как бедность и социальная несправедливость могут разрушить душу и побудить человека на крайние поступки.

Примером из жизни, подтверждающим эти темы, можно привести историю из США, где проблемы бедности и социальной несправедливости стали причиной массовых протестов и беспорядков. Эти протесты показали, что даже в развитых странах есть проблемы, которые нужно решать и изменять.

Тема «Преступления и наказания» актуальна и по сей день.

Мне нравится624Не нравится284

Рейтинг сочинений

2309

860

563

451

340

296

282

273

Сочинение 5

Один из важнейших вопросов, поставленных Ф.Достоевским в романе «Преступление и наказание», — о том,  можно ли строить жизнь по теории, разработанной на основании анализа исторического пути общества? На этом пути явно выделяются лидеры, наполеоны, повелители – с одной стороны; толпа, исполнители, «тварь дрожащая» — с другой.

Стать сильной личностью, тем, кто «право имеет», — вот что движет главным героем Родионом Раскольниковым. При этом Лужин и Свидригайлов нужны в романе как его двойники прежде всего для того, чтобы исключить, как единственную, связь между бедностью героя и его преступлением.

Ведь богатый помещик Свидригайлов и преуспевающий адвокат Лужин тоже хотят «право иметь» и полностью воплощают теорию Раскольникова, хотя они и без того благополучны и никто их прав не попирает. На самом деле целью является власть, ради обладания которой совершались преступления во все времена. На неё-то замахнулся и Раскольников, её вожделеют и Лужин, и Свидригайлов.

Роль Лужина Раскольников оценил раньше всего, увидев себя в нём, как в увеличительном зеркале. У каждого из них выбрана «оправданная» жертва: у Раскольникова — бесполезная старуха, которая и так умрёт; у Лужина — бесправная Соня, которая, по его мнению, рано или поздно украдёт и как средство мести вполне годится.

Теория Раскольникова вдруг повернулась к нему неожиданной стороной: кто-то так же, как он старуху-процентщицу, может использовать близких ему людей. Если для него обычный человек  — «тварь дрожащая», то для Лужина — это разменная монета. Манипулировать людьми, делать на них ставки и создавать капитал, равняющий его с избранными и дающий власть, — вот главная цель всех его устремлений. В эту схему восхождения к вершинам жизненного успеха уже записана Дуня, сестра главного героя.

 Раскольнику представилась возможность увидеть, как примеряют роль жертвы на очень дорогого ему человека (а это ещё больней и непереносимей), — и отказаться от попытки всяких теорий о сверхчеловеках. Но сравнение себя с Лужиным лишь  отрезвило героя, но не поколебало его взглядов. Слишком мелок и карикатурен Лужин.

 Раскольникову не избежать саморазоблачения. Но только в столкновении с действительно сильной и неординарной личностью герою откроется бездна его казуистики, и он в страхе отшатнётся.

Аркадий Иванович Свидригайлов, который случайно подслушал разговор Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, остановившись в той же гостинице, что и Соня, и узнавший о преступлении героя, уверяет: «Мы одного поля ягоды.» Раскольникова влечёт к этому человеку большая тайна и загадка, которые он носит в себе. Более противоречивой, неоднозначной фигуры в романе нет.

В прошлом героя кроются какие-то страшные, тёмные нераскрытые преступления: надругательство над девочкой, покончившей с собой; погибший от истязаний лакей Филипп; невыясненные обстоятельства отравления и смерти жены Марфы Петровны.  Какова его истинная роль в романе: кто кого отражает?

Свидригайлов, по сути, полностью реализовал в своей жизни теорию Раскольникова: он преступил нравственный закон «не убий», и не один раз, избежал наказания и продолжает спокойно жить. Раскольников же переступить смог, но спокойствие утратил. «Я не старуху убил — я себя убил,»- говорит он Соне. Правда, он выразился фигурально, а Свидригайлов убил себя на самом деле; в какой-то момент вынес себе приговор, взял пистолет и привёл приговор в исполнение. Знаменательно, что, узнав об этом, Раскольников решает идти с повинной в полицию.

Раскаянье и возвращение к людям — вот тот путь, который выбирает он и который подсказан таким страшным, но вполне логичным поступком Свидригайлова, так и не ставшего Наполеоном.

Вариант 7

Жизнь Раскольникова из романа «Преступление и наказание» была такой же мелкой и мрачной, как и арендуемая им комната. Студент искренне стремился к улучшению своего положения и мечтал о достатке, но не хотел принимать тот факт, что для богатства требуются время, труд и усилия. Раскольников считал свою нищету недоразумением и пришел к теории, что в мире что-то пошло не так, поставив достойных людей в положение бедняков, а людям ненужным – подарив богатство.

Главному герою казалось, что для исполнения его мечты нужно лишь восстановить «правильную картину мира». Он решает сделать это, убив алчную старуху-процентщицу, но вдруг обнаруживает, что после совершенного им преступления ничего не встает на «свои места». Его жизнь наполняется кошмаром наяву, деньги он отдает случайной знакомой, а положение его родных не улучшается. Тем самым автор романа хотел показать нам, что попытка обвинить мироздание в своих бедах и стремление нажиться за счет других, проявив свое высокомерие, ни к чему не приведут.

Мне нравится2.5 k.Не нравится1.3 k.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Варенька Добросёлова в романе «Бедные люди»

Детство Вари наполнено лучистыми красками. Именно таким и должно быть детство, светлым, радостным, порой, о которой будешь вспоминать с улыбкой и в которую будешь хотеть вернуться. Данную мысль подтверждает и сама Варенька.

Всё меняется в судьбе маленькой Вареньки с переездом в Петербург. С самого начала город встретил их неприветливо. Деревенская осень и городская противопоставляются друг другу. Солнечное детство сменяется тяжёлой и холодной порой. Об этом говорит в письме Макару Девушкину сама героиня.

С момента поступления в пансион девочка становится одинокой, всё ей кажется чужим. Варенька, оторванная от семьи, мучается и терзается каждую минуту. Теперь её детство преисполнено холодностью. Девочка постоянно вспоминает о своём прежнем детстве, каждая деталь, каждая даже пустая в прежнем доме вещь для неё теперь олицетворяет собой тепло и уют.

Теперь дома Варю встречают постоянные упрёки и укоры. Всё вымещалось на бедной девочке. Об этом говорит сама героиня в своём письме Макару Девушкину. Девочка уже и тогда понимала, что отец любит её, просто ему тяжело и он не может держать в себе всё то горе, которое опустилось на их семью.

Ещё более безрадостная жизнь началась для Вареньки после смерти её отца. Мать и девочка были вынуждены отдать последнее кредиторам. Именно тогда и возникает в судьбе Вареньки Анна Фёдоровна, дальняя родственница, которую так не любил и избегал отец девочки. Так они и попали к ней в дом по её приглашению. Вареньке было на тот момент четырнадцать лет, но уже тогда её терзало какое-то предчувствие.

Сначала Анна Фёдоровна была ласкова с гостями, но со временем не упускала момента, чтобы как-нибудь упрекнуть Варю и её мать. Ей не нравилось даже то, что они брали шитьё на дом, чтобы не находиться полностью на содержании. Варенька видела, как от постоянных упрёков и забот начинает ухудшаться здоровье её мамы.

Но среди всех этих горестей для Вари нашлось утешение в доме Анны Фёдоровны. Таким утешением стали её чувства к студенту Покровскому, который обучал Варю и её двоюродную сестру Сашу. Поначалу героиня вместе с Сашей лишь устраивала шалости над ним. Но постепенно ей захотелось, чтобы он перестал видеть в ней ребёнка. Варя осознала, что своим поведением она лишь расстраивает его и что это совсем не смешно.

Со временем Варя Добросёлова узнала, что Покровский был замечательным человеком. Однако его детство тоже не было счастливым. Умерла его мать и отец женился во второй раз. Новая мачеха сразу же возненавидела мальчика, но ему благоприятствовала судьба и его взял под опеку помещик Быков, знавший чиновника Покровского. Так Покровский окончил гимназию, поступил в университет и по рекомендации Быкова был взят в дом Анны Фёдоровны в качестве учителя для Саши.

Сближение героев произошло во время болезни мамы Вареньки. Покровский оказал ей поддержку, очень часто они разговаривали вечерами у постели больной матери Вари. Покровский даже приносил книги, чтобы Варе не было так скучно.

Вареньке было очень приятно, что Покровский так о ней заботится. Когда матушка Вари выздоровела, вечерние свидания и разговоры героев закончились, изредка они обменивались несколькими словами при встрече.

Когда же Варенька узнала от отца Покровского про День рождения, то она решилась непременно подарить ему полное собрание сочинений Пушкина. У героини было немного денег, которые она заработала шитьём и отложила себе, но их было мало. Тогда Варенька решила купить книги у букинистов в Гостином дворе. По счастливой случайности она встретила там отца Покровского и вместе с ним они смогли приобрести всё одиннадцать книг

Все эти книги Варенька предложила подарить отцу Покровского от себя лично, так как видела, что ему очень важно доставить радость любимому сыну.

Варенька была безумно счастлива в то время. Но счастье было недолгим, оно омрачилось тяжёлой болезнью Покровского. Всё время болезни Варенька не покидала его и ухаживала за ним. Смерть Покровского привела Вареньку к ужасному осознанию того, что в её жизни остался лишь один верный друг – её маменька: «Но смерть уже стояла над бедной матушкой!». Так оборвалось детство ещё одной героини романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

В дальнейшей судьбе Вареньки будет лишь один дорогой ей человек, ставший для неё заботливым другом – это Макар Девушкин. Но и эта дружба будет прервана. Варенька будет «продана» помещику Быкову, чему всеми силами будет способствовать Анна Фёдоровна, которая таким же образом оборвала и детство сироты Саши, с которой училась Варенька.

В своём последнем письме Варенька Добросёлова прощается с Макаром Девушкиным и с той жизнью, в которой были хоть и редкие, но радостные моменты.

Вариант 3

Тема «Преступление и наказание» является вечной, потому что она затрагивает глубинные аспекты человеческой природы, моральности и справедливости. В произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание» эта тема пронизывает всю сюжетную линию и отражает многогранные аспекты человеческого существования.

Прежде всего, роман Достоевского показывает, что преступление не только порождает наказание, но и оказывает глубокое влияние на самого преступника. Родион Раскольников, испытывая угрызения совести после совершения убийства, погружается во внутреннюю борьбу между своим идеализмом и муками совести. Это отражает вечную тему внутреннего конфликта между желаниями и моральными нормами, которая остается актуальной и для современного общества. Примером из русской литературы, подтверждающим это, является роман Льва Толстого «Преступление и наказание» (не путать с романом Достоевского), где главный герой, замученный совестью после убийства, осознает необходимость искреннего раскаяния и ищет способы искупления своего преступления.

Второй пример, взятый из жизни, подтверждает актуальность темы «Преступление и наказание». Обратимся к мировой истории и реальным преступлениям, которые оставили глубокий след в сознании общества. Одним из таких примеров является дело Адольфа Эйхмана, нацистского военного преступника, который принимал непосредственное участие в организации Холокоста. Десятилетия спустя, когда Эйхман был найден, он был поставлен перед судом и получил заслуженное наказание. Это свидетельствует о том, что даже самые тяжкие преступления, совершенные на фоне политического или социального контекста, не могут ускользнуть от наказания и осуждения общества.

Таким образом, произведение «Преступление и наказание» Достоевского подтверждает, что тема преступления и его последствий является вечной

Она обращает наше внимание на вечные моральные вопросы, связанные с человеческой природой, справедливостью и нравственностью. Примеры из литературы и реальной жизни подтверждают, что преступление не остается незамеченным и безнаказанным, а наказание, будь то внутреннее моральное возмездие или внешнее юридическое преследование, неразрывно связано с преступлением

Преступление и наказание остается актуальной темой, поскольку оно заставляет нас задуматься о последствиях наших поступков, о взаимосвязи между моралью и законом, а также о том, как мы строим свои отношения в обществе. Эта вечная тема напоминает нам о том, что каждый человек несет ответственность за свои действия и что справедливость является фундаментальным принципом существования гармоничного общества.

Преступление и наказание Достоевского выходит за рамки простого криминального рассказа и становится глубоким психологическим и философским исследованием. Оно показывает, что преступление имеет далеко идущие последствия для преступника, его совести и внутреннего мира. Такое литературное произведение учит нас размышлять о природе добра и зла, о моральных дилеммах и выборе пути к истинному счастью.

В заключение, тема «Преступление и наказание» остается вечной, так как она затрагивает глубинные аспекты человеческой природы и общества

Примеры из литературы и реальной жизни свидетельствуют о важности принятия ответственности за свои поступки и неизбежности наказания, как внешнего, так и внутреннего. Эта тема призывает нас задуматься о морали, справедливости и истинных ценностях, которые лежат в основе нашей жизни и общества

Мне нравится200Не нравится88

Эссе о романе Достоевского

Произведение, являющееся одним из самых значимых в творчестве писателя, по жанровой направленности относится к стилю реалистического романа, содержащего в себе элементы психологической философии.

В качестве основной тематики рассматривает вопросы существования человека в неимоверных жизненных условиях, приводящего его к ощущению бессмысленности жизни и озлобленности в отношении всего человечества.

Композиционная структура романа представляет собой шесть частей и завершающий эпилог, при этом в каждой части имеется разделение на главы в количестве шести-семи.

В первой части романа писатель дает характеристику главному персонажу произведения, Родиону Раскольникову, описывая его образ существования, подготовку и совершение им преступного деяния.

Последующее содержание романа содержит описание последующего за преступлением неизбежного наказания к Раскольникову, а также его раскаяние, описываемое в эпилогической части произведения.

Отличительной особенностью романа «Преступление и наказание» является применение писателем художественного приема в виде хронологической непоследовательности отображения действий главного героя для более четкой и яркой передачи нестабильности душевного настроения Раскольникова, выражающегося в ощущении полной потере жизненного смысла.

Раскольников представляется в романе в качестве самолюбивого, чувствительного, умного студента, который существует в атмосфере несправедливой нищеты, способствующей разработке им собственной теории в виде разделения людей на низшие и высшие категории.

Первая категория, с точки зрения героя, имеет целью поддержание демографической ситуации и по своей сути бессмысленна, а люди, относящиеся ко второй категории, рождаются для развития человеческой цивилизации, поэтому вправе использоваться любые средства для продвижения новых идей, что и делает Раскольников, решившись на убийство старухи-процентщицы.

Роман включается в себя несколько сюжетных линий, в которых Раскольников принимает участие в том или ином смысле.

Также помимо главного персонажа произведения писатель вводит иных центральных героев в образах Разумихина, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, сестры Родиона Дуни, изображенные в ярких, красочных характеристиках и усиливающих раскрытие ключевой проблематики романа.

Произведение является уникальным, поскольку в повествовательном содержании присутствуют детективные, социальные, криминальные, философско-психологические и любовные мотива, а также гармонично переплетаются изображения реальной жизненной действительности и фантастики, выраженной в снах главного героя.

Вариант 1

В рассуждении о знаменитом произведении Ф. М. Достоевского я бы хотела обратиться к тому смыслу, который он вложил в название «Преступление и наказание». Его можно понимать буквально, а можно углубиться в истинное значение этих слов, отражающееся в самосознании главного героя.

Казалось бы, все просто – Раскольников совершил страшное преступление, убив старую женщину в собственной квартире, а потом убив еще и ее сестру от безысходности. В дальнейшем он пытался избежать правосудия, но все же оно его настигло: Раскольникова приговорили к восьми годам каторжных работ. Связь между преступлением и наказанием в юридическом смысле понятна, но если мы обратимся к рассуждениям и покаяниям самого героя, то обнаружим очень интересные подробности.

Оказывается, что преступлением был не сам факт убийства. Раскольников совершил преступление, уже только заявившись в квартиру старухи с топором, так как причислил себя к высшим людям, способным творить правосудие и решать, кому жить на этом свете, а кому – нет. А наказание Раскольникова оказалось куда более суровым, чем каторжные работы. На протяжении длительного времени студент жестоко терзал себя, мучался кошмарами во сне и наяву, находился под гнетом своей вины и не знал, куда от нее деться. И когда он наконец сознался в своем преступлении, то каторга стала от для него избавлением. Удивительно, но наказанием Раскольникова стал его путь к нравственному очищению и даже поиску смысла жизни.

Мне нравится12.5 k.Не нравится5.7 k.

Вариант 4

Причиной ужасного преступления Родиона Раскольникова стала нищета и унижение, которое герой испытывал из-за нее. Отсутствие денег привело к тому, что он не мог сытно поесть, хорошо одеться или провести время в свое удовольствие. Это казалось ему несправедливым и вселяло мысль о том, что он занимает какое-то неправильное место в жизни. Чувство несправедливости сменилось гневом, когда он узнал, что его сестра готова выйти замуж за человека, к которому совсем не испытывает симпатии, и тем самым погубить свою жизнь – и все для того, чтобы спасти семью от бедности.

И тогда Раскольников решает восстановить справедливость и находит для этого столь ужасный способ: убить ту, у которой деньги есть, которая берет с нищих грабительские проценты, которая не хочет делиться благами, ведь у нее их с избытком. Но совершив преступление (и случайно убив не только изначальную жертву, но и невинную женщину), Раскольников совсем не чувствует удовлетворения, пусть даже и мрачного. Его наполняет ужас и раскаяние, и он в итоге не использует похищенные деньги на изначальные цели, хотя и не оставляет их себе. В результате только признание Раскольникова в убийстве и принятие им его наказания наконец восстанавливают справедливость: главный герой находит любовь и утешение в трудах, Дуня выходит замуж за любимого, а ее несостоявшийся жених уезжает из города с позором, несмотря на все свое богатство.

Мне нравится3.6 k.Не нравится2 k.

Родион Раскольников

Евгения Кошечкина

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.

Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.

Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания.

Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, — не один он думал, что старуху нужно убить.

Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя.

Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории.

Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?

Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.

Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал.

Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление.

Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).

Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?

« Назад к списку

Ф. М. Достоевский

Мой Достоевский

Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения «Бедные люди», «Идиот», «Бpатья Каpамазовы» и, конечно, «Пpеступление и наказание»!

Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Ф. М. Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Н. М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.

Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти «униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?

Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости. Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова. Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.

Pаскольников узнает о жизни Сонечки «по желтому билету». Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.

В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на «тваpей дpожащих» и на «пpаво имеющих». Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому. А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение «униженных и оскоpбленных». Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.

По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.

Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.

В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа. Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в «пpаво имеющих», то миp захлебнется в кpови. Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.

Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление «убийцы и блудницы». Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими. Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?

Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.

Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: