Анализ произведения гроза

2 сочинения по теме «город калинов в пьесе островского «гроза»

Главные герои

Возглавляет список персонажей человек с поистине говорящей фамилией – купец Савелий Прокофьевич Дикой. Уже в начале пьесы понятно, почему Дикого прозвали пронзительным мужиком: этот купец – карикатурный самодур, жадный, придирчивый, всегда готовый обругать кого угодно и постоянно скандалящий с родными детьми.

Дикой не пытается скрыть свой дурной характер: он, наоборот, не упускает возможности показать своё презрение к тем, кого не считает себе ровней. Однако при встрече с суровой купчихой Марфой Кабановой Савелий Прокофьевич готов рассказать о своих обидчиках и о том, как пришлось просить прощения у обруганного мужика (ибо тогда был великий пост, а Дикой всё-таки был религиозен, побаивался гнева Божьего).

Богатая вдова купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова неспроста получила прозвище Кабаниха. Под внешней учтивостью скрывается жестокая деспотичная натура. Кабаниха настолько сурова, что Дикой невольно уважает её (по словам купца-самодура, во всём городе лишь она «может разговорить его сердце»).

Все слова о любви к сыну – лишь притворство. Марфа Игнатьевна постоянно донимает Тихона придирками. До женитьбы были постоянные упреки: почему сын всё ещё холост. После Кабаниха возмущается, что Тихон перестал любить родную мать. По мнению литературоведов, Кабаниха опаснее Дикого, потому что самодурство ее замаскировано благочестием.

Борис Григорьевич – молодой и «порядочно образованный» человек, одевающийся по-европейски. Приехал в провинциальный город, чтобы получить наследство от дяди, и сразу же столкнулся с суровой реальностью. Самодур Дикой постоянно ругает племянника, называя его дармоедом, а в финале отправляет Бориса в сибирский город – фактически в ссылку за его роман с замужней женщиной.

Тихон Кабанов – молодой человек, выросший в атмосфере ханжества. Деспотичная мать подавляла волю сына постоянными придирками и нравоучениями. Неудивительно, что Тихон начинал пить, как только вырывался из-под нестерпимой опеки. Он боялся суровой матери, а потому не мог защитить жену от постоянных упрёков свекрови. В финале пьесы Тихон невольно завидует жене: она покончила с собой и свободна от страданий, а слабовольный муж будет «страдать и мучиться».

Катерину Вайль и Генис образно назвали «Волжской Бовари», и неспроста: в какой-то степени судьбы героинь схожи. Но различий больше, и они связаны с упомянутой ролью денег. Если героиня французского романа выросла в бедности, а после замужества завела любовника, залезла в большие долги и покончила с собой, запутавшись в них, то для Катерины самый серьёзный грех – неверность супругу. Любовь к другому мужчине так мучила замужнюю женщину, что она всерьёз боялась Божьей кары за грех и в итоге бросилась с обрыва.

По словам Вайля и Гениса, Катерина хоть и глупее, нежели Бовари, зато куда чище душой («русские, уступая Западу ум, оставляли себе душу», потому что знали, что сам по себе ум, без души, не стоит ломаного гроша).

Действие 1

Действие пьесы разворачивается в приволжском городке Калинове, где, по словам одного из жителей, местного самоучки Кулигина, царят «жестокие нравы». Об этом Кулигин рассуждает с Ванькой Кудряшом, молодым конторщиком, весельчаком и балагуром.

Они становятся свидетелями сцены, в которой известный в городе купец Савел Прокофьич Дикой ругает своего племянника Бориса. Тот приехал вместе с сестрой к дяде, чтобы получить свою долю наследства, оставленного бабушкой. Но есть условие, которое Борису никогда не выполнить: нужно быть почтительным к своему дяде. Все жители города понимают, что наследства Борису не видать, ведь Дикой, в силу своего капризного и своенравного характера, не скрываясь, заявляет, что у него есть свои дети и негоже отдавать деньги чужим. Борис продолжает терпеть унижение только ради сестры.

Появляется странница Феклуша, которая, наоборот, хвалит Калинов, его купечество, в особенности семью Кабановых. Кулигин поясняет Борису, что Кабаниха – почтенная купчиха, только вот «домашних заела совсем».  В это время на площадь выходит сама Марфа Игнатьевна Кабанова, ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Кабаниха распекает сына за то, что он не слишком почтителен к ней; достается и невестке, которая пытается вступить в разговор. После она уходит, Тихон отправляется в трактир, а Катерина с Варварой остаются одни и говорят по душам.

Катерина рассказывает о своем детстве, родительском доме, где она жила, «точно птичка на воле».  Молодая женщина сетует, что в доме Кабановых «завяла совсем», и невольно признается, что ей нравится племянник Дикого Борис. Варвара, которая давно скрывает от матери свои любовные похождения с Кудряшом, готова устроить для Катерины любовное свидание с Борисом, когда Тихон уедет на пару недель. Но тут появляется сумасшедшая барыня и грозит Катерине, что ей гореть в аду из-за своей красоты. Девушке становится страшно от ее слов и от начинающейся грозы, и она зовет Варвару домой, чтобы помолиться перед иконами.

Критика

Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о критической оценке произведения. Несмотря на то, что в то время ещё не существовало понятия «драма для чтения», многие литературные критики и писатели высказали своё мнение по поводу этой пьесы. К критике «Грозы» Островского обращались многие литераторы. Некоторые, например, Апполон Григорьев, наиболее значимым считал народную жизнь, отражённую в произведении. В полемику с ним вступил Фёдор Достоевский, аргументировано заявляя, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини. Добролюбов же больше всего ценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы. Благодаря этому читатель сам мог «сделать своё заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Критик оценил революционные идеи, заложенные в «грозе»: претензии на правду, соблюдение прав и уважение к человеку.

Писарев откликнулся на эту пьесу Островского лишь спустя 4 года после её написания. В своей статье он вступил в полемику с Добролюбовым, поскольку не принимал взгляды последнего на произведение. Называя Катерину «русской Офелией», критик ставит её в один ряд с Базаровым – героем, который стремился разбить существующий порядок вещей. Писарев видел в характере Катерины то, что могло бы служить катализатором для отмены крепостного права. Однако это было накануне 1861 года. Надежды Писарева на революцию и на то, что народ сможет добиться демократии, не оправдались. Именно сквозь эту призму Писарев позже и рассматривал гибель Катерины – гибель надежд на улучшение социальной обстановки.

Благодаря краткому анализу произведения «Гроза» можно не только понять сюжет и особенности произведения, но и получить некоторую информацию об общественной жизни того времени. «Гроза» стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы.

Тест по произведению

Островский «Гроза», действие 2, явление 1 – кратко

В доме Кабановых служанка Глаша укладывает вещи собирающегося в поездку Тихона. Входит старая странница Феклуша. «Хозяин уезжает? А жена его выть станет или нет? Больно я люблю послушать, коли кто хорошо воет!»

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Феклуша рассказывает Глаше про свои странствия. В чужие земли она не ходила, но слыхала от других, что там правят иноверные султаны – по закону неправедному, всё против праведного наоборот. Ни одного дела по правде рассудить не могут. В просьбах судьям жители тех стран так и пишут: «Суди меня, судья неправедный!». А ещё есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша слушает с интересом.

Действие 4

Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником, ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.

После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.

Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены, шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока. Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.

Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.

Почему Тихон не сумел стать опорой и защитой для своей жены?

Тихон оказался неспособным стать опорой и защитой для своей жены, потому что он слабого характера и всегда подчинялся своей матери, исполняя все ее приказания. Он осознает, что полностью зависит от воли своей матери: «Кажется, маменька, я от вашей воли ни на шаг». Взрослый мужчина совсем не готов принимать самостоятельные решения и жить по своей воле: «Не хочу своей волей жить».

Тихон не проявляет ни силы, ни решительности в отношениях с Катериной. Он не может защитить ее от матери и просто молча наблюдает, как Катерина страдает в его доме. Он не может даже поддержать ее в борьбе с матушкой. Тихон не заслуживает искренней любви Катерины, так как он слабый и неспособный противостоять внешним обстоятельствам.

Раскройте многозначность названия пьесы

Название пьесы «Гроза» А.Н. Островского обладает многозначностью и может быть истолковано по-разному.

Во-первых, «Гроза» может относиться к природному явлению — грозе. Гроза в пьесе символизирует силу стихии, неуправляемость и непредсказуемость. Она отражает конфликты и напряжение, которые присутствуют в жизни героев. Гроза служит метафорой для внутренних переживаний и эмоциональных бурь, которые переживают персонажи.

Во-вторых, «Гроза» может относиться к переносному значению — грозе как опасности, угрозе. В пьесе присутствуют социальные и моральные конфликты, которые создают опасность и угрозу для героев. Гроза может быть символом наказания за грехи и неправильные поступки.

Также, название «Гроза» может отражать судьбу героев, которые подвержены воздействию внешних сил, подобно тому, как гроза непредсказуемо вторгается в их жизнь и меняет ее направление.

Таким образом, название «Гроза» позволяет истолковать пьесу в разных контекстах и отражает многогранность сюжета, конфликтов и эмоциональной напряженности, присутствующих в произведении.

Была ли полезна информация на этой странице?
Очень полезная информация 37.59%

Да, воспользовались 25.55%

Нет, не нашли ничего нового 36.85%
Проголосовало: 1487

В данный момент по количеству читателей лидирует: Сочинение на тему «Снова в школу»

Главные герои

Перечень главных персонажей с кратким описанием:

  1. Катерина — молодая привлекательная женщина, замужем за слабохарактерным Тихоном. Детей у них нет. Это главное действующее лицо пьесы, вокруг нее строится весь сюжет. Представляет собой тонко чувствующую, мечтательную натуру. Особенно ярко характер Катерины проявляется в ее знаменитом монологе «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерина не вписывается в ту мещанскую среду, где ей приходится жить. Душа ее стремится к полету, радости, счастью, свободе. Она вступает в конфликт с патриархальным обществом, но не выдерживает этого противостояния и погибает, бросившись с обрыва в Волгу.
  2. Борис — возлюбленный Катерины. Молодой, образованный человек, который приехал в провинцию, чтобы получить часть причитающегося ему по закону наследства от умершей бабушки. Его дядя купец Дикой не только не отдает ему положенного, но и заставляет работать на себя. Борис, так же как Катерина, не вписывается в мещанскую среду провинциального города. Но он не в силах сопротивляться и плывет по течению.
  3. Кабаниха (Марфа Игнатьевна) — сварливая и деспотичная мать, третирующая всю свою семью. Свою злобу и эгоизм она пытается скрыть за ханжеской добродетелью. Она и купец Дикой олицетворяют собой образы старого патриархального мира.
  4. Дикой (Савел Прокофьич) — жадный и невежественный купец, который тиранит семью, обсчитывает работников, не возвращает долги. Он любит проявлять свою власть, но пасует перед теми, кто влиятельнее и богаче его. Прогоняет изобретателя Кулигина, когда тот приходит к нему со своими идеями. Издевается над своим родным племянником Борисом. Кабаниха и Дикой хорошо ладят между собой.
  5. Тихон — сын Кабанихи и муж Катерины. Слабовольный, мягкий, безответственный человек. Находится в полном подчинении по отношении к матери. Свою супругу любит, но боится заступиться за нее. После измены испытывает к жене больше жалости, чем ненависти. На робкий бунт против матери осмеливается только после гибели супруги.
  6. Варвара — сестра Тихона. Единственная в семье, кто не боится матери. Сама признается, что выучилась лгать, потому что иначе в доме Кабановых не прожить. Легко относится к отношениям и к жизни в целом. Устраивает свидания Катерины и Бориса. Сама тайно встречается с Кудряшом, который работает у купца Дикого. В конце пьесы сбегает с любовником из ненавистного ей родного дома.
  7. Кулигин — талантливый механик-самоучка, который верит в силу науки и общественный прогресс. Только он и Катерина замечают красоту Волги и окружающей природы. Кулигин пытается улучшить жизнь в городе с помощью своих изобретений. Он предлагает установить в центре Калинова часы и громоотводы, но его идеи не находят поддержки.

Сюжет «Грозы» Островского за 3 минуты

События пьесы происходят в середине 19 века в городе Калинове на берегу Волги.

Действие 1

Горожане слышат, как жадный и злой купец Дикий ругает своего племянника Бориса. Когда Дикий уходит, Борис признается своему другу Кулигину, что терпит издевательства Дикого ради своего наследства. Борис и его сестра получат наследство дяди Дикого, если во всем ему будут подчиняться. Один только Борис думает о Катерине Кабановой, замужней женщине, в которую он влюблен.

В это время купец Кабаниха гуляет с дочерью Варварой, сыном Тихоном и женой Катериной Кабановой. Вепрь упрекает сына в том, что, женившись, он разлюбил мать, как раньше. Тихон успокаивает мать, и она уходит. Сам Тихон едет в гости к Дикому. Варвара и Катерина остаются одни. Катерина признается Варваре, что любит другого человека, а не мужа Тихона. Катерина считает это позором и переживает по этому поводу. Барбара утешает ее.

Действие 2

Тихон едет в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина умоляет мужа не оставлять ее и не брать с собой, но Тихон отказывается. Он прощается и уходит. Варвара хочет помочь Катерине встретить любимого Бориса. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабаниха ключ от ворот и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обмануть мужа, но в то же время очень хочет увидеть Бориса.

Действие 3

В гости к Кабанихе приезжает ее крестный отец, купец Дикий. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить его сердце. Жадный Дикий признается, что ему всегда жалко платить рабочим деньги, даже если они их заработали. Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть здесь живую Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кто-то ждет.

Приехав на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят. Варвара и Кудряш тоже уходят на пенсию. После этого все четверо договариваются встретиться завтра снова.

Действие 4

Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон пришел домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляет по городу и встречает Бориса. Когда Катерина видит его, она кричит и плачет. Варвара намекает Борису уйти. Люди на улицах говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-то убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что буря убьет ее.

Мимо Катерины проходит «полубезумная дама», которая вдруг называет Катерину отморозком. Не в силах скрыть правду, Катерина признается мужу Тихону и свекрови Кабанихе, что встречалась с Борисом 10 ночей.

Действие 5

Тихон встречает Кулигина на улице и сообщает ему новость: Варвара сбежала из дома с Кудряшем, Катерина ведет себя странно, Дикий отправляет Бориса в другой город на три года. Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать Кабаниха этого не допустит, и он во всем слушается мать. Тут же Тихон узнает от горничной, что Катерина ушла из дома.

Тихон отправляется ее искать. Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дяди Дикого. Они прощаются. Катерина говорит себе, что хочет умереть. Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Внезапно Катерину находят в реке. Тихон бросится в воду, чтобы спасти ее.

Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если он бросится спасать свою жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к умершей жене и винит во всем мать Кабаниху.

Конец.

Это интересно: Островский написал пьесу «Наши люди остепенятся» в 1849 году. Первоначальные названия комедии были «Неплатежеспособный должник» и «Банкротство». Пьеса написана в рамках реализма. В комедии Островский высмеивает торговое общество того времени в Москве, обнажая бездуховность и бездуховность людей, живущих по законам обмана.

Действие второе

События переносят нас в дом Кабановых. Служанка собирает вещи Тихона, который едет куда-то по материному поручению.

Варвара передает Катерине тайный привет от объекта ее влюбленности Бориса. Та пугается даже при упоминании его имени и говорит, что любить будет лишь своего мужа.

Кабаниха руководит сыном: велит держать себя в строгости и передать свои наставления оставляемой молодой жене: почитать свекровь, вести себя скромно, работать и в окна не глазеть.

Катерина, оставшись наедине с мужем, говорит ему о тяжелом предчувствие и просит либо не уезжать, либо взять ее с собой в поездку. Но у того только одна мечта — вырваться поскорей из-под материнского ига хоть и на две недели да отпраздновать свободу. О чем он, не скрывая, сообщает Катерине.

Тихон уезжает. Приходит Варвара и сообщает, что спать им разрешили в саду, и передает Катерине ключ от калитки. Та, испытывая сомнения и страх, все-таки прячет его в карман.

Островский «Гроза», действие 5, явление 3 – кратко

Входит Борис. Катерина подбегает и бросается ему на шею.

«Ты не забыл меня? Не сердишься?» – «За что мне сердиться?» – «Ну, как ты теперь?» – «Усылают меня в Сибирь». – «Возьми и меня с собой!» – «Нельзя, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает». – «Ну, поезжай с богом! Не тужи обо мне. А надо мной дома все в глаза смеются, каждую минуту попрекают. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя. Но хорошо, хоть попрощалась с тобой. Как гора с плеч свалилась». – «Пора мне, Катя. Не застали б нас здесь!» – «Ты, как поедешь, ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу… Дай погляжу на тебя в последний раз… Ну, поезжай!» – «Катя, не задумала ли ты чего? Я всю дорогу этой мыслью мучиться буду». – «Нет. Поезжай с Богом!»

Борис уходит. Катерина долго смотрит ему вслед.

Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед национальным театром стало научное звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери перед Львом Николаевичем Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским, Петром Ивановичем Чайковским. Народную славу принесла ему драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. «Гроза» по действиям (а их в драме 5) происходит в придуманном приволжском городе Калинове.

Кулигин

Изобретатель-самоучка, тоже с непростой фамилией, явно перекликающейся с Кулибиным. Чувствует как красоту природы, так и пороки и несправедливость человеческого общества.

Бескорыстен, идеалистически настроен и верит, что людей можно улучшить, стоит лишь занять всех делом. Когда Борис спрашивает его, на что бы он потратил награду, полученную им за изобретение «перепету-мобили», Кулигин отвечает:

Сюжетно Кулигин явно необходим автору. Этому второстепенному персонажу основные герои сообщают все подробности своей жизни — и что случилось и что еще может произойти. Кулигиным словно скреплен весь сюжет. Кроме того, этот образ несет в себе такую же нравственную чистоту, как и главная героиня. Не случайно, именно этот персонаж в конце пьесы выносит утонувшую Катерину из реки.

Таково краткое содержание «Грозы» Островского и ее основные персонажи.

История создания драмы

Островский задумал это произведение, когда побывал в конце 1850-х годов в провинциальных городах Поволжья. Драматург знал и живо изображал быт и нравы российской провинции, отношения в семье, в обществе, в деловом мире. Вымышленный город Калинов вобрал в себя черты разных поволжских городов, но больше всего в нем примет старинной Костромы.

Работу над пьесой автор закончил в 1859 году. Рукопись «Грозы» хранится в Российской Государственной библиотеке. В том же году, 16 ноября, состоялась премьера пьесы в Малом театре. Она имела успех, которому способствовали не только талантливые артисты, но и споры критиков, узревших в пьесе политический подтекст.

«Гроза» создавалась практически в то же время, что и роман французского писателя Флобера «Госпожа Бовари». И при бросающемся в глаза внешнем сходстве с «Госпожой Бовари» драма «Гроза» оказалась полемичной (то есть можно говорить о своеобразном споре писателей).

Интересно мнение писателей и литературных критиков Петра Вайля и Александра Гениса об этом произведении. В своей книге «Родная речь» авторы отметили главное, поистине ключевое различие французского романа и русской драматической пьесы – роль денег.

Фактически, в романе Флобера ключевой персонаж – именно деньги, ими меряется всё. Главный грех госпожи Бовари – расточительность. Ради любовника она растратила состояние, наделала долгов и разорила семью.

В произведении Островского денежные вопросы тоже присутствуют, ведь действие разворачивается в купеческой среде. Но деньги здесь больше похожи на декорацию, элемент фона. Главная роль отведена отношениям людей, психологии героев, нравственным коллизиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: