Самодуры и их жертвы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде. В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха – угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего». К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы. Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины). Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира. Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», – говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» – говорит она ему властным голосом. Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку. Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства». Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так. Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» – Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все. Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой. Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» – мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому – «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Изобретатель Кулигин
Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле — электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.
Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается на контрасте «темного царства» и «луча» — Катерины.
Общая характеристика самодуров
В пьесе «Гроза» А.Н. Островского самодуры — это типы личностей, обладающие определенными характеристиками и поведенческими особенностями. Они представляют собой негативные персонажи, выделяющиеся своим притязательным, самоуверенным и эгоцентричным характером. Самодуры поражают своей самодовольностью, безразличием к чужой боли, неумением вникать в чужую психологию и культурный контекст. Их деятельность и общение с окружающими часто нарушают нормы общепринятого этикета.
Характеристики самодуров:
- Самодовольность. Самодуры считают себя высшими существами, не признают принципа равенства и уважения к другим людям. Они уверены, что их мнение и интересы являются единственно верными.
- Самоувеличение. Самодуры стремятся быть в центре внимания, они готовы пожертвовать интересами других, лишь бы достичь своих целей и удовлетворить свои потребности.
- Безразличие к чужой боли. Самодуры не испытывают сострадания и не могут посочувствовать другим. Они не замечают страдания окружающих, а если и замечают, то пренебрежительно относятся к ним.
- Неумение вникать в чужую психологию. Самодуры не умеют понять чужую точку зрения и мотивы поведения других людей. Они не способны поставить себя на место другого и увидеть мир глазами окружающих.
- Нарушение норм этикета. Самодуры не соблюдают правила этикета и не проявляют уважительного отношения к другим. Они склонны к грубой и оскорбительной риторике, а также к нарушениям границ личного пространства.
В пьесе «Гроза» примерами самодуров являются персонажи Переплетина и Кабановой. Они проявляют все указанные выше черты и создают конфликты взаимодействуя с другими героями пьесы.
Понятие самодурства в пьесе «Гроза»
Самодурство в «Грозе» представлено как тип поведения некоторых персонажей, которые проявляют свойство противиться общепринятым правилам и нормам, пытаясь возвысить себя над остальными. Такие персонажи часто выступают в роли анархистов, отрицая авторитет и порядок, нарушая установленные правила общества.
Самодурство проявляется в пьесе через различные характерологические черты. Некоторые герои проявляют самодурство своей эгоцентричностью и стремлением к самоутверждению. Они часто игнорируют чужое мнение и желание, действуют только в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Другие персонажи, проявляющие самодурство, выделяются своей мнительностью и непостоянством. Они постоянно сомневаются во всем и всех, настаивая на своей точке зрения и противореча себе.
Ключевой чертой самодурства в «Грозе» является неспособность персонажей видеть и понимать реальность. Они упорно игнорируют факты и рациональные объяснения, предпочитая свои собственные фантазии и представления. Такие герои не способны к компромиссу и постоянно сталкиваются с проблемами и конфликтами в обществе.
В пьесе «Гроза» самодурство является важным мотивом, который помогает автору тематически раскрыть проблему противоречия между индивидуальностью и обществом. С помощью самодурства герои пытаются сохранить свою независимость и неповторимость, даже если это приводит кнегативным последствиям.
В сумме, понятие самодурства в пьесе «Гроза» позволяет более полно и глубоко понять характеры героев и их отношения с окружающим миром
Эта черта персонажей является одним из ключевых элементов драматургии пьесы «Гроза» и непременно привлекает внимание читателя или зрителя
Характер Катерины
Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.
Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.
Взаимоотношения с действующими лицами
В произведении Александра Островского несколько главных персонажей. С каждым из них у Дикого складываются разные взаимоотношения, которые основаны на достатке и социальном статусе персонажей. В пьесе можно выделить несколько основных героев: Кабаниха и ее семья, родные Дикого, Кулигин и Феклуша.
Семейство Кабанихи
Кабанова Марфа Игнатьевна или, как ее называют в пьесе, — Кабаниха. Их образы с купцом довольно схожи. Она является главой своей семьи, обладает деспотичным характером, оказывает на всех давление. Характеры обоих настолько схожи, что между ними складываются отличные взаимоотношения. Савел Прокофьевич даже считает, что только купчиха понимает его.
Катерина. Молодая жена сына Кабанихи. Она умна, нежна и довольно развита, но и ей свойственно ошибаться. Девушка влюбляется в Бориса, племянника Дикого, чем вызвала недовольство общества. Она поддается страсти, что приводит к предательству, которое она не может скрыть от своего супруга. В итоге Катерина бросается в омут. Поначалу между героями нейтральные взаимоотношения. Но после того как Катерина пошла против устоев и влюбилась не в того, Савел начинает ее презирать.
Тихон Иванович Кабанов. Его можно называть слабым и безвольным мужичонкой, который во всем слушается свою мать Кабаниху. Из-за этого его отношение к жене часто несправедливое. Но Дикой относится к нему, как к сыну, стараясь передать ему свои качества — невежество и глупость. Савел приходит в восторг, когда видит, что Тихон следует указанием Кабанихи. Изредка молодой парень делает попытки вырваться из-под тирании матери, но они заканчиваются провалом.
Другие персонажи
Племянник Борис Григорьевич. Он добрый и пронзительный юноша, но отсутствие опыта мешает ему принимать волевые решения. Между родственниками есть препятствие — наследство, с которым купец не хочет расставаться, поэтому их общение и взаимоотношения в основном состоят из ругани и брани .
Кулигин. Искрений и самобытный человек, мещанин. Он развивается в различных направлениях, благодаря чему его поведение и отношение к остальным основано на здравом смысле. Дикой испытывает страх перед мещанином. Купец чувствует превосходство Кулигина, поэтому не может ругаться или браниться с ним, как с остальными. Мещанину характерно многословие, которое мешает Савелу выражать свое мнение.
Феклуша. Странница без образования, но все ее действия только на руку Кабанихе и Дикому. Она старается всех убедить, что если кто-то из жителей города выйдет из-под крыла Кабанихи и Савела или переедет из Калинова, их ждет неправильная жизнь. По ее словам, счастье можно найти только в этом городке. Ее фальшивые речи значимы для купцов, поэтому они относятся к ней благосклонно.
2 вариант
И здесь можно рассмотреть двух главных героев Кабаниху и Дикого. Они очень похожи друг на друга. А все потому, что оба любят не только богатство, но и власть. Если их рассматривать сверху вниз, то в них нельзя отыскать ни одной положительной стороны. В них больше всего жестокости, грубости и лицемерия. Они не умеют себя вести в обществе и стараются находиться там, где нет общества. Также они не любят никаких новшеств и стараются избегать их.
Дикий постоянно ругается не только со всеми жителями города, но и со своими родственниками. И без ругани и ссор он не может жить ни дня. Его родственники просто ненавидят его за это и живут в постоянном страхе, ведь не знают чего от них просто ожидать. Он старается заработать как можно больше денег, а если нужно потратить хотя бы одну монетку, то потом очень сильно переживает, поэтому поводу. Кроме этого он старается отобрать у всех своих родственников наследство.
Он считает всех мелочными и червяками, которых он может раздавить в любой момент. А для того чтобы он этого не сделал нужно просто выполнять все что он прикажет. Он никогда не думал о людях, а думал только о выгоде.
Он старается считаться и находиться в хороших отношениях лишь с теми людьми, у которых намного больше денег, чем у него самого. И в этом случае сам прислуживает и выполняет все, что ему прикажут.
Кабаниха никогда не приветствовала новшества и всегда старается все вести по-старому, и другим навязывает свое мнение.
Постоянно в ее доме появляются не только монахини, но и странники и странницы. Вот только в самого бога она не верила и другим говорила о том, что его не существует. А поскольку она властный человек, то если ей начинают перечить, то это очень сильно раздражает.
По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными
Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов
Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.
Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.
Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур — в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.
Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.
Проявления самодурства в пьесе «Гроза»
Одним из ярких примеров самодурства в пьесе «Гроза» является персонаж Пеття Трофимов. Он представляет собой типичного самозванца, который считает себя умнее и важнее других. Он постоянно высокомерен и свысока относится к окружающим, считая себя единственным обладателем истины. Это проявляется в его речи, когда он говорит: «Я один просветлен, а все вы — темная масса, которую нужно просветить». Его самодурство также выражается в его хвастовстве и умении всему и всем обучать.
Другим примером самодурства в пьесе является персонаж Катерина, жена Мурьева. Она отличается своей гордостью и навязчивым желанием внушить всем свою волю. Она уверена, что она знает лучше всех, что нужно делать. Это проявляется в ее речи и постоянных попытках управлять всеми вокруг себя. Она уверена, что она единственная разумная и неподкупная, хотя ее действия показывают обратное.
Также в пьесе прослеживается самодурство в поведении Савелия Калистратовича. Он известен своей хитростью и способностью защищать только свои интересы. Он никогда не ценит мнение других людей и постоянно пренебрегает ими. Он всегда уверен в своей правоте и никогда не признает своих ошибок. Его самодурство проявляется в его властности и наглости перед другими персонажами.
Таким образом, в пьесе «Гроза» Александра Островского самодурство представлено через различных персонажей, которые характеризуются высокомерием, гордостью и желанием контролировать других
Это является важной темой пьесы и отражает негативное влияние самолюбия и эгоизма на отношения между людьми
«Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»»
Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофьич, поискать еще.
Хороша тоже и Кабаниха.
А. Островский. Гроза
В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «самодур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.
В драме «Гроза» явление самодурства описано на примере образов «значительных лиц» города Калинова — Дикого и Кабанихи.
Для Дикого основная цель в жизни, единственный закон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый человек в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянников, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитывает бедных мужиков, работающих на него: «ни одного путем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает. не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.
Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь основана на ругательстве». По-человечески Дикой разговаривать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни домашним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою безнаказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бесправных: «Они должны мне покоряться. » Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являются ее отличительными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроевским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невыносимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, слабым, лишенным самостоятельности, рабски покорным материнской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяином» в своей семье, которого жена не только беспрекословно слушается, но и боится. Поэтому она не только подавляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упрекает невестку.
Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.
Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиозность Кабанихи внешняя, дань традициям.
Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни».
Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жизни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борьбы с самодурством — это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в собственном сердце.
История написания
Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.
В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.
Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.
Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.
Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.
В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.
Первая группа в «Грозе» это самодуры:
- Кабаниха;
- Дикой.
Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.
Ко второй группе относятся:
- Катерина;
- Тихон;
- Кулигин;
- Варвара;
- Кудряш;
- Борис.
Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.
Вариант 2
В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой. Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций. Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.
Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций. В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка. У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности. Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.
Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей. Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир. Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи. Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.
Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.
Описание Дикого
Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.
Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.
Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.
Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».
Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.
Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.
Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.
Отношение других персонажей к самодурам
В пьесе «Гроза» отношение других персонажей к самодурам является одним из важных конфликтов.
Актуальность самодуры
Многие персонажи пьесы относятся к самодурам с недоверием и сомнением в их психическом состоянии. Они считают их странными и ненормальными, из-за чего возникают конфликты и противостояние. Представители общественности не могут понять, почему самодуры ведут себя необычно и кажутся иммунными к правилам и нормам общества. Вместо того чтобы разобраться в их особенностях, они склонны отказывать им в доверии и принимать негативное отношение.
Мнение Ветреного
Ветреный, бывший солдат, проявляет симпатию к самодурам. Он считает, что самодуры — это свободные люди, которые не подчиняются правилам и нормам и живут по своим внутренним законам. Ветреный видит в них высший идеал и стремится к такой свободе. Он осуждает общество за то, что оно не позволяет самодурам жить одними, отдельно от других людей.
Мнение Кабанихи
Кабаниха, местная затейница, также неоднозначно относится к самодурам. Она интересуется их поведением и пытается разобраться, что движет этими людьми. В отличие от общественности, Кабаниха не осуждает самодуров, но она также не в полной мере понимает их. Она видит в самодурах некоторую загадку и волнуется о них, но при этом не может полностью принять их особенности и решить, как себя вести по отношению к ним.
Отношение остальных
Остальные персонажи пьесы, такие как Петруша, Борис, Попов, относятся к самодурам с подозрением и настороженностью. Они считают, что самодуры представляют опасность для общества и держатся от них на расстоянии. Они не верят в их нормальность и воспринимают их как странных и оторванных от реальности людей.
Популярные сегодня темы
Горе от ума это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право.
Музыка занимает значительное место в жизни каждого человека. Она играет на улице, в метро, доносится по праздникам из колонок, а отдельные семейные застолья сопровождаются общим пением
Так как сам главный герой доволен своей жизнью, то можно сделать вывод о том, что рассказ направлен против того, против чего ополчился сам Иван Васильевич. (У меня свое мнение… У Ивана ни жены, ни детей ведь
-
Почему возникают землетрясения 6 класс по географии кратко
-
Где можно выучиться на воспитателя детского сада заочно курган
-
Что общего и в чем различия в развитии государств восточной европы в средние века кратко
-
Для чего нужно тестировать компьютер на наличие вирусов кратко
- Почему изотермы не совпадают с параллелями кратко
Роль Савела Прокофьевича
Дикой считает себя хозяином всего города. Читая о том, как купец общается с крестьянами, и как они отзываются о нем, можно заметить безграничное хамство и грубость. Но они заканчиваются, когда Савел встречает того, кто может дать ему отпор. Это прямое указание на трусость героя, который не может сказать слова против того, кто имеет больше денег.
Пьеса написана в то время, когда богатые и невежественные самодуры имели преобладание перед всеми. Деньги превозносили таких людей до особого сословия, которое считало, что ему все доступно и разрешено. Такие типажи всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературы. В сравнении с богатыми личностями всегда использовались обычные крестьяне, которые несмотря на отсутствие денег слыли более развитыми и умными людьми.
Роль самодуров в пьесе «Гроза»
Пьеса «Гроза» Александра Островского является классическим произведением русской драматургии XIX века. В этой пьесе «самодуры» играют значительную роль, представляя собой типичных представителей маленького городка.
Самодуры — это ненормативное выражение, которое используется для обозначения людей, несущих в себе некую непоследовательность, странность и эксцентричность поведения. Они выделяются из общества своими необычными манерами, привычками и разговорной речью.
В пьесе «Гроза» Александр Островский создает ряд самодуровских персонажей, которые занимают важное место в сюжете и развитии событий:
Маруся — это девушка, которая живет в маленьком городке и отличается своей независимостью и непредсказуемостью. Она отличается особым образом жизни и манерами поведения в противоположность всему, что принято в обществе
Маруся представляет собой типичного самодура, который привлекает внимание и вызывает интерес у других персонажей.
Кабанов — яркий представитель местного общества. Он отличается своими специфическими убеждениями и привычками, часто выражает свое мнение нестандартным образом
Кабанов является самодуром, который старается привлечь внимание и вызвать неприязнь у остальных горожан.
Кулигин — другой значительный персонаж пьесы, который также является типичным самодуром. Он отличается своим склоном к повышенному употреблению алкоголя и странному поведению. Кулигин представляет собой смесь непоследовательности и необычайности, которая привлекает внимание и вызывает различные эмоции у других персонажей.
Роль самодуров в пьесе «Гроза» состоит в том, чтобы показать динамику и особенности жизни маленького городка. Они выступают в качестве катализатора, вызывая изменения в событиях и взаимоотношениях других персонажей. Своим необычным поведением и манерами они подчеркивают глубину и разнообразие человеческой натуры.
Самодуры в пьесе «Гроза» играют важную роль в создании атмосферы и образа маленького городка, внося свежесть и оригинальность в сюжет. Они выделяются среди других персонажей и служат примером непоследовательности и свободы от устоявшихся норм и стереотипов.
Таким образом, самодуры в пьесе «Гроза» отражают общественные и моральные нормы, показывая разнообразие личностей и уникальность каждого человеческого характера. Их роль заключается в том, чтобы подчеркнуть сложность и противоречивость жизни в маленьком городке, создать интересный и зрелищный образ людей.