«жизнь города калинова в драме а. н. островского «гроза»»

Сочинение город калинов и его обитатели в пьесе островского гроза

Место города Калинов в сюжете «Грозы» Островского

Город Калинов является важным элементом сюжета пьесы «Гроза» Островского. Это маленький провинциальный городок, который символизирует всю жизнь и устои, присущие народу России.

Калинов воплощает идею древней Руси, с ее национальными традициями и обычаями. Здесь все пропитано духом сказок и поверий, которые воплощаются в обрядах и ритуалах.

Город является местом действия, где происходят различные события и судьбы персонажей переплетаются воедино. Калинов не просто фон для действия, но духовный центр, который определяет ход жизни героев.

В целом, город Калинов является метафорой России и ее культуры. Он символизирует нравы и традиции русского народа, а также его пути и мечты. Герои пьесы стремятся найти свое место в этом городе и принять его таким, каков он есть.

Символизм города Калинов в пьесе «Гроза»

Город Калинов в пьесе А.Н. Островского «Гроза» имеет значительное символическое значение. Он является не только местом действия, но и метафорой русской действительности, социальных и экономических проблем того времени.

Калинов представляет собой символ родного края. Для героев пьесы он значит все — родственные связи, давние друзья, знакомые места. В то же время, город символизирует захламленность и отсталость, от которых трудно избавиться. Калинов становится еще и символом смерти и разрушения, что отображается в концовке пьесы.

Город Калинов имеет также политический акцент: служащие, полиция и торговцы сильно зависят от власти и установленных порядков. Власть символизируется через фигуру губернатора Владимирской губернии, который представляет систему, где правят коррупция и произвол.

Таким образом, Калинов представляет множество символов, отображающих многообразие проблем, с которыми сталкивалось русское общество в 19 веке. Это иллюстрирует роль пьесы «Гроза» как критического романа жизни того времени.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Постановки

Первое представление «Грозы» состоялось 16 ноября 1859 г. в Малом театре (Москва). В роли Катерины — Л.П. Никулина-Косицкая, вдохновившая Островского на создание образа главной героини пьесы. С 1863 г. в роли Катерины выступала Г.Н. Федотова, с 1873 — М.Н. Ермолова. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 2 декабря 1859 года (в роли Катерины — Ф.А. Снеткова, роль Тихона гениально исполнил А.Е. Мартынов). В XX веке «Грозу» ставили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (Александринский театр, 1916 г.); А.Я. Таиров (Камерный театр, Москва, 1924 г.); В.И. Немирович-Данченко и И.Я. Судаков (Московский Художественный театр, 1934 г.); Н.Н. Охлопков (Московский театр им. Вл. Маяковского, 1953 г.); Г.Н. Яновская (Московский ТЮЗ, 1997 г.).

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Кабановы

Одним из значимых семейств города является семья Кабанихи. В ее состав входят сын с невесткой, дочка и сама Кабаниха. Муж старой Кабанихи умер несколько лет назад. В главе семейства стоит Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в простонародье называют «Кабаниха». Женщина обладает авторитарным типом характера. Она пропагандирует старые порядки и авторитарные отношения в семье. Кабаниха не принимает и не осознает различия в темпераментах и характерах людей, оценивает всех своей меркой, чем привносит в жизнь окружающих, в частности своих родных, горе.

Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи. В целом это хороший человек, который способен испытывать симпатию и сострадание к людям, но он очень зависим от своей матери и часто выполняет ее волю, даже в тех случаях, когда считает ее действия неправомерными.

В отличие от своего брата, девушка обладает хитростью и незаурядным умом, что позволяет ей обманывать свою мать, облегчает жизнь девушки в условиях домашней тирании.

Катерина Кабанова – невестка Кабанихи, жена Тихона. Необычная, мечтательная натура. Она, как и все в доме Кабановых, терпит незаслуженные унижения со стороны матери мужа.

Катерина заметно отличается от других жителей города своей искренностью и добротой, но при этом не обладает стойкостью характера, что приводит ее к физической гибели.

Савел Дикой

Савел Прокофьевич Дикой по своему поведению и авторитаризму сроден со старой Кабанихой. В городе он считается уважаемым человеком, но заслуги Дикого вполне сомнительны – его слава и заслуги, в первую очередь, заключаются в его неуважительном отношении к окружающим. Дикой часто обманывает людей, он может не заплатить своим работникам деньги, постоянно ввязывается в ссоры и скандалы, часто бранит своих родных и слуг. Не всегда Дикому удается поквитаться с предметом своего гнева. Если этим объектом стал какой-то важный чиновник, по отношению к которому поведение Дикого было бы не позволительным, принесло бы немало хлопот Савелу Прокофьевичу, то Дикой сдерживается, но затем срывается на своих работниках или родных. Все в городе недолюбливают Дикого за его скверный характер, но открыто противостоять ему решаются только единицы.

Борис Григорьевич

Неким образом сродни с образом Катерины в пьесе оказывается образ Бориса Григорьевича – племянника Дикого. Молодой человек – круглый сирота. Его бабушка оставила ему и его родной сестре наследство, но получить они его могут только с разрешения дяди, поэтому Борис старается всеми возможными способами угодить дяде и получить наследство. Борис влюбляется в Катерину Кабанову, это чувство взаимно. После обличения их любовной связи Борис проявляет трусость и между любовью и возможным получением наследства выбирает второе.

Значимость затерянного города

Образ затерянного города в «Грозе» являлся одной из главных тем для споров среди русских критиков XIX столетия. Современники отмечали, что в произведении автор обращается к одной из главных социальных проблем России — произвола высших слоев населения. Некоторые критики называли Александра Николаевича «Колумбом патриархального купечества».

Островский отмечает бессмысленность строительства высоких заборов и ворот, скрывающих правду о купечестве от общества.

Параллельно с демонстрацией патриархального домостроя Александр Николаевич проводит сравнение Калинова и остальных регионов Поволжья. Город остановился во времени и не развивается. Горожане понимают, что за чертой Калинова находятся живописные поля и леса, подчеркивающие красоту поволжской природы. Город превратил жителей в бесчеловечных монстров, угнетающих других людей.

Полезные статьи по пьесе Гроза:

  • Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
  • Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
  • Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
  • Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
  • Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
  • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
  • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
  • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
  • Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
  • Характеристика Бориса в пьесе Островского «Гроза»
  • Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»

Образ Катерины в «Грозе»

Для героини пьесы распадение «русского космоса» становится «личным» временем переживаемой трагедии. Катерина — последняя героиня русского средневековья, сквозь сердце которой прошла трещина «осевого времени» и открыла грозную глубину конфликта человеческого мира и Божественной выси. В глазах калиновцев Катерина — «чудная какая-то», «какая-то мудреная», непонятая даже для близких. «Неотмирность» героини подчеркнута даже ее именем: Катерина (греч. — присно-чистая, вечно-чистая). Не в миру, а в церкви, в молитвенном богообщении обнаруживается подлинная глубина ее личности. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этих словах Бориса — ключ к тайне образа Катерины в «Грозе», объяснение озаренности, светоносности ее облика.

Ее монологи в первом акте раздвигают рамки фабульного действия и уводят за пределы означенного драматургом «малого мира». В них раскрывается свободное, радостное и легкое воспарение души героини к своей «небесной отчизне». За пределами церковной ограды Катерину подстерегает «неволя» и полное духовное одиночество. Ее душа страстно стремится к обретению родственной души в мире, и взгляд героини останавливается на лице Бориса, чуждого калиновскому миру не только в силу европейского воспитания и образования, но и духовно: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Мотив добровольной жертвы за сестру — «сестру жаль» — центральный в образе Бориса. Обреченный «на жертву», он вынужден безропотно ждать иссякания самодурной воли Дикого.

Только по внешней видимости смиренный, затаенный Борис и страстная, решительная Катерина — противоположности. Внутреннее, в духовном смысле они одинаково чужды здешнему миру. Видевшись считанные разы, ни разу не переговорив, они «узнали» друг друга в толпе и уже больше не смогли жить по-прежнему. Борис называет свою страсть «дурою», сознает ее безнадежность, но Катерина «нейдет» у него из головы. Сердце Катерины устремляется к Борису помимо ее воли и желания. Она хочет мужа любить — и не может; ищет спасения в молитве — «не отмолится никак»; в сцене отъезда мужа пытается заклясть судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…») — но Тихон не хочет понять ее («…и слушать не хочу!»).

Идя на свидание к Борису, Катерина совершает необратимый, «роковой» поступок: «Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то… ». В точности по Аристотелю, героиня догадывается о последствиях, предвидит грядущее страдание, но совершает роковой поступок, не зная всего ужаса его: «Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Но «огонь неугасимый», «геенна огненная», предсказанные сумасшедшей барыней, настигают героиню еще при жизни, — муками совести. Сознание и чувство греха (трагической вины), как оно переживается героиней, уводит в этимологию этого слова: грех — греть (греч. — жара, боль).

Прилюдное признание Катерины в содеянном — попытка загасить сжигающий ее изнутри огонь, вернуться к Богу и обрести утраченный душевный мир. Кульминационные события IV действия и по формальным признакам, и смыслово-содержательно, и образно-символически связаны с праздником Ильи-пророка, «грозного» святого, все чудеса которого в народных преданиях связаны с низведением небесного огня на землю и устрашением грешников. Гроза, что прежде громыхала в отдалении, разразилась прямо над головой Катерины. В соединении с изображением картины Страшного суда на стене полуразрушенной галереи, с выкриками барыни: «От Бога-то не уйдешь!», — с фразой Дикого, что гроза «в наказание посылается», и репликами калиновцев («эта гроза даром не пройдет»), она образует трагедийную кульминацию действия.

В последних словах Кулигина о «судье милосердном» слышится не только упрек грешному миру за «жестокость нравов», но и вера Островского в то, что суя Всевышнего немыслим вне милости и любви. Пространство русской трагедии раскрывается в «Грозе» как религиозное пространство страстей и страданий.

Протагонистка трагедии гибнет, а фарисейка торжествует в своей правоте («Понял, сынок, куда воля-то ведет!..»). С ветхозаветной суровостью Кабаниха продолжает блюсти устои калиновского мира: «бегство в обряд» — единственно мыслимое для нее спасение от хаоса воли. Побег Варвары и Кудряша на просторы воли, бунт безответного ранее Тихона («Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »), плач о погибшей Катерине — предвещают наступление нового времени. «Рубежность», «переломность» содержания «Грозы» позволяют говорить о ней, как о «самом решительном произведении Островского» (Н.А. Добролюбов).

Жители Калинова

Дикой и Кабаниха – главные самодуры пьесы. Характер Дикого особенно ярко проявляется в эпизоде, когда к нему с претензией приходит городничий: мужики жаловались на то, что Дикой их обсчитывает. Он даже не пытается себя оправдать, наоборот, он не считает зазорным, если купец крадет у простых жителей. Дикой груб и жаден, он постоянно ворчит и ругается. Из-за алчности испортился характер Савла Прокофьевича. В Диком не осталось совершенно ничего человеческого. Он не вызывает у читателя никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в Калинове сами жители потакают самодурству Дикого: они унижаются, просят у него денег, зная, что их оскорбят, и все равно, скорее всего необходимую сумму не дадут.

Дикого больше всего раздражает его племянник Борис, которому тоже нужны деньги. Купец открыто грубит племяннику, проклинает его, требует, чтобы тот уехал. Дикому абсолютно чужда культура. Он не знает ни Ломоносова, ни Державина. Накопление и приумножение материальных благ – вот его единственный настоящий интерес.

Кабаниха отличается от Дикого. Она «под видом благочестия» старается подчинить все своей воле. Кабаниха воспитала неблагодарную, лживую дочь, слабого, бесхарактерного сына. Сквозь призму слепой материнской любви она не замечает лицемерия Варвары. Но Кабаниха хорошо понимает, каким она сделала сына. К Катерине она относится хуже, чем ко всем остальным. В отношениях с невесткой проявляется желание Марфы Игнатьевны всех контролировать, наводить на людей страх – лидера или любят, или боятся, а Кабаниху любить не за что.

Следует отметить говорящие фамилию Дикого и прозвище Кабанихи. Они отсылают читателей к дикой жизни.

Феклуша и Глаша – низшее звено в городской иерархии Калинова. Они обычные жители, которые рады прислуживать господам. Феклуша и Глаша говорят о том, что сейчас в Москве «содом», ведь люди там начинают жить по-другому.

Культура и образование чужды жителям Калинова. Они хвалят Кабаниху за то, что она выступает за сохранение патриархального строя. А Глаша соглашается с Феклушей в том, что лишь в семье Кабановых сохранились старые порядки. Они считают, что дом Кабанихи – настоящий рай на земле, так как в других все погрязло в невоспитанности и разврате.

Реакция калиновцем на грозу схожа с реакцией на стихийное бедствие. Горожане бегут, стараясь спрятаться. Гроза в пьесе – не просто природное явление, а символ божьей кары. Именно так воспринимают ее Дикой и Катерина. Кулигин совсем не боится грозы и призывает горожан не паниковать. Он рассказывает Савлу Прокофьевичу о пользе громоотвода, но Дикой остается глухим к просьбам изобретателя. Кулигин, не имея возможности противостоять устоявшимся порядкам, вынужден приспособиться к такой обстановке. Борис понимает, что мечты Кулигина в Калинове так мечтами и останутся. Кулигин при этом отличается от других калиновцев. Это честный, скромный человек, зарабатывает на жизнь своим трудом, не прося о помощи богатых и влиятельных. Он подробно изучил порядки, по которым живет Калинов. Он знает об обманах Дикого, знает, что происходит за закрытыми дверями, но не может это изменить.

В «Грозе» Островский изображает Калинов и его жителей с негативной стороны. Он стремится показать, насколько плачевна ситуация в провинциальных городах, и делает акцент на том, что общественные проблемы требуют немедленного решения.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест. Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний. Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная. Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь. Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних. Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ. Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов. Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Конфликты главных героев и город Калинов

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского город Калинов является не только локацией, где происходят действия, но и важным символом, отражающим различные аспекты жизни героев.

Конфликты между героями и городом отображаются на нескольких уровнях. Главный герой — судилищный помещик Переплетин — желает использовать город как средство для удовлетворения своих амбиций и интересов. Он не принимает на веру адекватное отзыв на свои действия со стороны обитателей Калинова. Это приводит к тому, что город становится местом, где Переплетин ощущает себя одиноким и недостаточно уважаемым.

Анисья – другой главный персонаж – противопоставляет город своим убеждениям и заботам о людях. В ней проваливается наличие интересов только к себе и своей жизни.

Конфликты героев и города обычно заканчиваются компромиссы. Переплетин принимает на веру адекватное отзывы на свои действия со стороны обитателей Калинова, а Анисья получает поддержку людей.

В целом, конфликты героев и города — это важный мотив в «Грозе», который позволяет чувствовать противоречивость, но в то же время жизненность героев и окружения.

Значение города Калинов для современного общества

Город Калинов в пьесе «Гроза» А.Н. Островского является не только местом действия, но и символом многих социальных проблем, актуальных и сегодня. Один из главных мотивов – это борьба за власть и богатство, которая ведется на уровне индивидуального, группового и общественного сознания. Для современного общества это напоминает актуальность таких проблем, как коррупция, биржевые спекуляции, манипуляции владельцев СМИ и т.д.

Однако, город Калинов также символизирует и идею объединения и взаимопомощи. В пьесе Островского герои в разной форме осознают ценность единства и сообщаются в трудных ситуациях. Наверняка, и в современном мире существуют новые и старые движения и организации, объединяющиеся вокруг общих интересов и целей: культурных, экологических, спортивных и других.

Наконец, одним из самых заметных символов города Калинов является его тесная связь с природой и окружающей средой. Также и сегодня нам, жителям городов, приходится сталкиваться с проблемами экологического характера: выбросы вредных веществ, загрязнение вод и почвы, изменения климата и так далее

Поэтому, знакомство с городом Калинов и его символикой может послужить для нас напоминанием, насколько важно бережно относиться к природе и стремиться к устойчивому развитию нашего мира

Образ Катерины в «Грозе»

Для героини пьесы распадение «русского космоса» становится «личным» временем переживаемой трагедии. Катерина — последняя героиня русского средневековья, сквозь сердце которой прошла трещина «осевого времени» и открыла грозную глубину конфликта человеческого мира и Божественной выси. В глазах калиновцев Катерина — «чудная какая-то», «какая-то мудреная», непонятая даже для близких. «Неотмирность» героини подчеркнута даже ее именем: Катерина (греч. — присно-чистая, вечно-чистая). Не в миру, а в церкви, в молитвенном богообщении обнаруживается подлинная глубина ее личности. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этих словах Бориса — ключ к тайне образа Катерины в «Грозе», объяснение озаренности, светоносности ее облика.

Ее монологи в первом акте раздвигают рамки фабульного действия и уводят за пределы означенного драматургом «малого мира». В них раскрывается свободное, радостное и легкое воспарение души героини к своей «небесной отчизне». За пределами церковной ограды Катерину подстерегает «неволя» и полное духовное одиночество. Ее душа страстно стремится к обретению родственной души в мире, и взгляд героини останавливается на лице Бориса, чуждого калиновскому миру не только в силу европейского воспитания и образования, но и духовно: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Мотив добровольной жертвы за сестру — «сестру жаль» — центральный в образе Бориса. Обреченный «на жертву», он вынужден безропотно ждать иссякания самодурной воли Дикого.

Только по внешней видимости смиренный, затаенный Борис и страстная, решительная Катерина — противоположности. Внутреннее, в духовном смысле они одинаково чужды здешнему миру. Видевшись считанные разы, ни разу не переговорив, они «узнали» друг друга в толпе и уже больше не смогли жить по-прежнему. Борис называет свою страсть «дурою», сознает ее безнадежность, но Катерина «нейдет» у него из головы. Сердце Катерины устремляется к Борису помимо ее воли и желания. Она хочет мужа любить — и не может; ищет спасения в молитве — «не отмолится никак»; в сцене отъезда мужа пытается заклясть судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…») — но Тихон не хочет понять ее («…и слушать не хочу!»).

Идя на свидание к Борису, Катерина совершает необратимый, «роковой» поступок: «Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то… ». В точности по Аристотелю, героиня догадывается о последствиях, предвидит грядущее страдание, но совершает роковой поступок, не зная всего ужаса его: «Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Но «огонь неугасимый», «геенна огненная», предсказанные сумасшедшей барыней, настигают героиню еще при жизни, — муками совести. Сознание и чувство греха (трагической вины), как оно переживается героиней, уводит в этимологию этого слова: грех — греть (греч. — жара, боль).

Прилюдное признание Катерины в содеянном — попытка загасить сжигающий ее изнутри огонь, вернуться к Богу и обрести утраченный душевный мир. Кульминационные события IV действия и по формальным признакам, и смыслово-содержательно, и образно-символически связаны с праздником Ильи-пророка, «грозного» святого, все чудеса которого в народных преданиях связаны с низведением небесного огня на землю и устрашением грешников. Гроза, что прежде громыхала в отдалении, разразилась прямо над головой Катерины. В соединении с изображением картины Страшного суда на стене полуразрушенной галереи, с выкриками барыни: «От Бога-то не уйдешь!», — с фразой Дикого, что гроза «в наказание посылается», и репликами калиновцев («эта гроза даром не пройдет»), она образует трагедийную кульминацию действия.

В последних словах Кулигина о «судье милосердном» слышится не только упрек грешному миру за «жестокость нравов», но и вера Островского в то, что суя Всевышнего немыслим вне милости и любви. Пространство русской трагедии раскрывается в «Грозе» как религиозное пространство страстей и страданий.

Протагонистка трагедии гибнет, а фарисейка торжествует в своей правоте («Понял, сынок, куда воля-то ведет!..»). С ветхозаветной суровостью Кабаниха продолжает блюсти устои калиновского мира: «бегство в обряд» — единственно мыслимое для нее спасение от хаоса воли. Побег Варвары и Кудряша на просторы воли, бунт безответного ранее Тихона («Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »), плач о погибшей Катерине — предвещают наступление нового времени. «Рубежность», «переломность» содержания «Грозы» позволяют говорить о ней, как о «самом решительном произведении Островского» (Н.А. Добролюбов).

Описание города Калинов

Город Калинов, описываемый в пьесе «Гроза» А.Н. Островского, прежде всего, является символом русской глубинки. Это живописное место, расположенное на берегу реки, где удивительное сочетание природных красот и приветливой атмосферы создает особую обстановку.

Дома Калинова выглядят скромно и даже небрежно, но они отличаются живописностью и теплом. Традиционные русские избы, покрытые соломой и украшенные народными вышивками, придают городу особое очарование. Все это создает ощущение уюта и душевной гармонии.

Калинов окружен зелеными холмами и лесами, которые играют важную роль в сюжете. Соседство с лесом символизирует близость к природе, а также угрозу и опасность, от которых не может убежать герой.

В центре города располагается площадь, где проходят основные события произведения. Она становится местом столкновения героев и душевной трагедии. На этой площади всегда многолюдно, здесь собираются все жители города, чтобы выслушать новости и комментарии к ним.

В целом, город Калинов является важным символом пьесы «Гроза», создающим особый мир и атмосферу. Островский успешно передает не только образ города, но и его символьное значение.

Калинов: реальный или вымышленный город?

Калинов — главный город, вокруг которого разворачивается сюжет пьесы «Гроза» Островского. Некоторые исследователи утверждают, что Калинов — вымышленный город, придуманный автором для создания фольклорной атмосферы в пьесе.

Однако, другие ученые не соглашаются с таким утверждением и утверждают, что Калинов — это настоящий город, в котором Островский проявил свои литературные таланты и представил реалии жизни России в XIX веке.

Некоторые доказательства наличия реального города Калинов: это расположение города в близости от Рязани, существование в городе рынка, которым пользуются жители городов в округе, и упоминание о Калинове в других литературных произведениях того времени.

Независимо от того, реальный город Калинов или нет, он стал ключевым элементом в пьесе Островского и полностью передает дух и культуру России того времени.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж — город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они – неотъемлемая часть «темного царства».Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж произведения Островского статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что «темное царство» в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи… Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой&hellip- Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соцсетях:

Оцени статью:

  • 100
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: