Мнемотехника. опорные картинки, мнемотаблицы, наглядное моделирование в старшей группе

Мнемотаблицы для детей 2 3 лет. мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста

Весенний сад картинки для детей

Снег постарел, почернел, но не горе — Шумным потоком быть ему вскоре! Солнышко щедро раскинет лучи, И зазвенят, заливаясь, ручьи… Вдруг позабыв про тетрадки и книжки, Стайкой за ними помчатся мальчишки… И, подбоченясь, степенно и важно Вдаль поплывёт мой кораблик бумажный… Я написала названье сама Красными буквами слово «Весна». Закончились метели. Просох в лесу валежник

К нам птицы прилетели! В траве зацвёл подснежник! Теперь светает раньше И звонок день, как бубен. Берёзки побелели И нет на них зарубин. А скоро сок по веткам Помчит, их оживляя. Весна пришла! Весна пришла! Природа вновь живая!

Просох в лесу валежник. К нам птицы прилетели! В траве зацвёл подснежник! Теперь светает раньше И звонок день, как бубен. Берёзки побелели И нет на них зарубин. А скоро сок по веткам Помчит, их оживляя. Весна пришла! Весна пришла! Природа вновь живая!

Закончились метели. Просох в лесу валежник. К нам птицы прилетели! В траве зацвёл подснежник! Теперь светает раньше И звонок день, как бубен. Берёзки побелели И нет на них зарубин. А скоро сок по веткам Помчит, их оживляя. Весна пришла! Весна пришла! Природа вновь живая!

Распустились почки, лес зашевелился, Яркими лучами весь озолотился. На его окраине из травы душистой Выглянул на солнце ландыш серебристый, И открылись кротко от весенней ласки Милой незабудки голубые глазки.

Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь — туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор!

Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд. А зеленые лягушки Песенку поют. Елка – сноп зеленых свечек, Мох – зеленый пол. И зелененький кузнечик Песенку завел… Над зеленой крышей дома Спит зеленый дуб. Два зелененькие гнома Сели между труб.

Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy. Высyнyть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок.

Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось — на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор.

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  1. рассмотреть логопедические карточки;
  2. запомнить описанное;
  3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

  • просмотр схем и осознание увиденного;
  • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
  • составления рассказа, на основе рисунков;
  • запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

  • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
  • карточки Домана;
  • методические рекомендации по развитию связной речи;
    иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

Мнемотаблицы для составления рассказов

В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».

Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.

Принципы и методы мнемотехники

Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка

На занятиях применяются яркие увлекательные картинки, что очень важно для малыша и дошкольника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они лучше всего запоминают то, что привлекает их визуально. Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги

Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги

Дело в том, что картинка в телевизоре активировала непроизвольное внимание малыша. Благодаря этому он смог неосознанно сконцентрироваться на том материале, который был подан с экрана при помощи ярких образов

Того же эффекта для лучшего запоминания и удержания внимания во время занятий можно достигнуть при помощи красочных увлекательных картинок. Не зря ими сопровождается практически вся детская литература. Именно визуальные образы и лежат в основе приёмов и упражнений, которые применяются на различных этапах методики.

На начальном уровне происходит освоение упражнений с использованием так называемых мнемоквадратов. Такие задания наиболее актуальны для детей младшего дошкольного возраста. Малышу демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.

В начале освоения данного этапа методики дошкольникам предлагаются готовые таблицы с рисунками. В случае успешной формулировки рассказа по картинкам, задание усложняется. Педагог предлагает детям уже самим сочинить короткую историю, изобразив последовательно этапы её развития в секторах таблицы.

Папка передвижка весна для детского сада о том, как просыпается природа

Весна приходит так тихо, почти незаметно. И только календарь говорит, что весна уже наступила.

Кто пришел так тихо – тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почек вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Признаки весны

Конечно, появляются и какие-то характерные признаки:

  • Ярко светит солнышко
  • Снег начинает таять, появляются проталины.
  • Птицы возвращаются домой.
  • Почки на деревьях и кустах набухают и зеленеют.
  • Начинается капель, сосульки тают.
  • Появляются ручейки.
  • Расцветают подснежники, крокусы и гиацинты.
  • День становится длиннее.

И даже люди стали больше улыбаться.

Пословицы о приходе весны

«Вода с гор потекла – весну принесла»

«Апрель с водою, май с травою»

«Весной солнышко как мама, и светит, и греет»

«Март зиму кончает, весну начинает»

«Весна красна цветами, а осень пирогами»

«Всё прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека»

Изменения у животных с началом весны

Что меняется в мире животных с приходом теплых деньков:

Животные, которые были в спячке, проснулись.

Многие меняют цвет шубки: зайчата, белка.

У многих животных появляются детеныши. Например, у медведицы малыши.

Теплу радуются и животные, и насекомые.

Как радуются растения теплу

Земля оживает. Все вокруг радуется и пробуждается:

  • Когда снег только начинает таять, уже выглядывают первоцветы.
  • Листья нарциссов и тюльпанов пробиваются сквозь снег
  • Набухшие почки говорят, что скоро-скоро появится листва на кустах и деревьях.
  • Вокруг витают ароматы распустившихся цветов.
  • Некоторые деревья выпускают пушистые почки.

А вокруг растений уже жужжат пчелки. Даже дожди становятся теплее и приносят с собою радуги!

Рисунок степи карандашом (поэтапно)

Приготовьте и разложите все необходимые материалы.
Определитесь с композицией, продумайте, где и как будут располагаться на листе элементы рисунка.
На листе бумаги обозначьте линию горизонта.
Отступив от нее несколько сантиметров, прочертите еще одну линию ниже. Получившаяся узкая полоска будет задним планом.
Пространство выше линии горизонта заштрихуйте в несколько слоев для создания тона неба (1 слой по горизонтали и 2 слоя диагонально).
Штриховку разотрите мягкой тканью, обернутой вокруг пальца. Должен получиться равномерный гладкий тон. Не забывайте, что ближе к горизонту тон должен быть светлее.
При необходимости добавьте еще 2 слоя штриховки и снова разотрите – все зависит от эффекта, которого хотите достичь. Чем больше штриховки, тем темнее и равномернее будет тон.
Ластиком обозначьте облака. Пространство вокруг них затемните штриховкой и растушуйте кистями

Так как облака не являются основной темой картинки, не акцентируйте внимание на них. Для пейзажа достаточно только намеков на облака.. На заднем плане размытыми линиями нанесите элементы степи – это может быть одинокий низкий кустарник или небольшой холмик

Траву или цветы рисуйте штрихами, без прорисовки деталей

На заднем плане размытыми линиями нанесите элементы степи – это может быть одинокий низкий кустарник или небольшой холмик. Траву или цветы рисуйте штрихами, без прорисовки деталей.

Широкую полоску ближнего плана заполните рядами густой травы (должны быть видны отдельные травинки, так как это ближний план).

Рисунок степи (карандашом) готов.

Ход занятия:

— О чем наше сегодняшнее занятие вам расскажут картины и музыка. Смотрите и слушайте.

Рассматривание картин и слушание музыки на тему весны

(Воспроизводится аудиозапись Вивальди «Весна»).

— О чем рассказывают вам эти картинки? О том, что наступила весна. И музыка рассказала нам о весне. Что такое весна, что она нам принесла? Будем разбираться.

— Весной становится тепло, тает последний снег, бегут ручейки.

Дидактическая игра «Переодень куклу»

— Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Теперь нам нужна уже другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее свою куклу.

Рисование красками «Бегут ручьи»

— Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега — снег растаял и превратился в ручейки.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.

Мнемодорожка «Два весёлых гуся».

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Папка передвижка весна для детского сада на тему весенних легенд про цветы

Подснежник

Во Франции подснежники называют снежными колокольчиками. По легенде, богиня Флора пригласила все цветы на праздничный бал-маскарад. Снег тоже захотел попасть на праздник и стал просить цветы спрятать его под своим хитоном. Но цветы испугались холода, и только белый Подснежник решился спрятать Снег под своей накидкой и тайком провести его на карнавал.  С тех пор Снег и Подснежник подружились и теперь Снег укрывает Подснежник от холода.

Тюльпан

Легенда о тюльпане гласит, что именно в его бутоне было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Примула

Всю долгую зиму небесная Лада томится в плену густых туч и туманов. Но весной умытая вешними водами богиня любви, солнца и согласия является в мир с щедрыми дарами. Там, куда упала первая молния, и вырастают первоцветы, чтобы своими ключами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев.

Медуница

Древняя славянская легенда гласит: «…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми…»

Ландыш

Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.

Гиацинты

Однажды у берегов Голландии затонул в шторм генуэзский корабль. Обломки его прибило к берегу. А спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели, заметили почти у самой кромки прибоя невиданный прежде цветок: листья его были похожи на листья тюльпана, а стебель был сплошь усажен множеством красивых цветочков, похожих на маленькие лилии. Цветы необычно пахли, и никто не мог объяснить, откуда здесь появилось такое диковинное чудо.

Скачайте и распечатайте все картинки для лэпбука

  • Дидактические игры и загадки в картинках на весеннюю тему
  • Изображения: весенний лэпбук, обувь, скворец, перелетные птицы
  • Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» по лексической теме «Весна»
  • Изображения: гнездо, весенний лэпбук, снеговик, корабль
  • Праздники весенние. Картинки для лэпбука
  • Изображения: весенний лэпбук, весенние праздники, праздники мая
  • Календарь весенних праздников. Картинки — открытки
  • Изображения: весенние праздники, праздники марта, праздники апреля, праздники мая, весенний лэпбук
  • Дидактическая игра «Времена года». Весенние признаки
  • Изображения: сезонные признаки, весенний лэпбук
  • Лэпбук «Весна» для дошкольников. Обложка
  • Изображения: весенний лэпбук, обложка
  • Весенний фон для лэпбука
  • Изображения: дерево, весенний лэпбук, фон
  • Фон с весенними деревьями для лэпбука «Весна»
  • Изображения: весенний лэпбук, дерево
  • Схема сборки лэпбука «Весна»
  • Изображения: весенний лэпбук
  • Весенние картинки для детей. Книжка для лэпбука
  • Изображения: дерево, скворец, весенний лэпбук, ласточка, береза
  • Сюжетная картинка с домашними животными для весеннего лэпбука
  • Изображения: свинья, весенний лэпбук, утка
  • Шаблон кармана с ежиком для лэпбука
  • Изображения: ежик, весенний лэпбук, карман, корабль

1

Лучшая развивающая методика для детского сада

В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. Все конспекты занятий должны содержать тему, цели, план, дидактический материал и ход занятия.

Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.

В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.

Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры

Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц

Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками.

Картинки для дошкольников

Можно выделить несколько типов изображений, каждый из которых незаменим на занятиях по развитию речи с детьми от 4 лет.

Предметные

Для обогащения словарного запаса стоит подбирать красивые изображения на белом фоне, выполненные максимально реалистично. Это могут быть:

  • весенняя одежда;
  • первые цветочки;
  • птицы весной.

Все рисунки должны быть точными, со всеми деталями. Очень хорошо, если картинка подсказывает ребенку признаки, которые являются отличительными для того или иного предмета или явления. Например, нарисованные резиновые сапоги должны блестеть, а кожаные — нет. Эти особенности обычно учитывают при оформлении наглядного материала для логопедов. Если вам не удалось найти специальный набор картинок с приметами весны, то можно распечатать их из интернета.

Сюжетные

Составление описаний по картине нужно проводить по большим иллюстрациям. Желательно находить такие, на которых есть несколько персонажей, каждый из которых чем-то занят. Можно использовать тематические наборы для детского сада в картинках по темам:

  • Пришла весна
  • Весна в городе
  • Птицы весной.

Для детей 5-7 лет нужно брать картины, показывающие постепенные сезонные изменения каждого времени года. Так мартовские логопедические занятия посвящены встрече зимы с весной, а майские — самым поздним признакам весны.

Серии рисунков весны для логопедических занятий с детьми не всегда изображают логическую последовательность событий. Например, несколько картинок на тему Первый день весны помогут дошкольнику рассказать о тех сезонных изменениях, которые можно увидеть с началом марта в лесу, деревне, парках, городе.

Сюжетные серии

Обсуждать сезонные изменения помогают картины, собранные в серии. Например, рассказ на тему “Наступление весны” или “Встречаем Весну-красавицу” легче составить, описывая изображения одного места (улицы, поляны, реки) в марте, апреле и мае. Возможность наглядно увидеть пробуждение природы, постепенные ее изменения помогает детям делать более полные, последовательные описания. Небольшие серии сюжетных картин нужно подобрать и к темам “Животные весной”, “Весеннее цветение”, “Весенние заботы людей”. Они помогают ребенку:

  • использовать больше глаголов и описательных прилагательных;
  • формулировать причинно-следственные связи;
  • строить сложные предложения.

Основные правила при проведении занятий

  1. Обязательно должны вестись конспекты занятий.
  2. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
  3. Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
  4. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
  5. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.
  6. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
  7. В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.

Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. По наблюдениям детских психологов малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности

Упражнения для дошкольников

После того как малыш определил то, что изображено на каждой картинке, ему предлагается придумать мини-историю с этими предметами из одной простой фразы. Например, представлены изображения птиц, гнезда, дерева. Ответом будет: «Птицы вьют гнёзда на деревьях». Усложнённым вариантом являются абстрактные изображения явлений или понятий.

  • Чтобы ребёнку было проще запомнить стишок, с ним можно составить свою мнемотаблицу. Начитывая ребёнку текст, попросите его нарисовать то, что он при этом представляет. Качество рисунка не имеет в этом случае особого значения, он может быть схематичным. Главное, чтобы малыш сам запомнил, какие слова или фразы обозначил изображёнными символами.
  • Для развития логики и функции обобщения хорошо подходит следующее задание. Ребёнку предлагаются отдельные изображения из различных областей: животные, люди, еда, растения и т. п. Малышу ставится задача отобрать картинки по определённому признаку. Например, выбрать только цветы или только съедобное. Чем уже и конкретнее область отбора, тем более сложный уровень выделения признаков будет осваиваться.
  • Составление фраз и рассказа из отдельных карточек, предложенных ребёнку в перемешанном виде. Для начала можно попробовать собрать последовательность какого-либо понятного и известного ребёнку действия. Например, мытья рук. Тематические картинки малыш должен разложить от начала и до конца в правильном порядке.
  • Аналогичным образом ребёнку предлагают пересказать сказку, используя сцены и образы из знакомого ему произведения. На первых этапах лучше брать очень короткие истории. Задачей учащегося является разместить изображения согласно событиям, происходящим в заданной сказке. Обязательно попросите ребёнка пересказать то, что он выложил с помощью цветных карточек.

Следующее видео наглядно демонстрирует пример занятия с детьми по данной методике.

Весной просыпаются после зимней спячки звери, прилетают птицы

— Проведите линии так, чтобы все птицы попали в свое гнездо.

Дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»

— Зимой спали ёж, медведь, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем соням, всем кто спал зимой. Разбудите их, громко скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Они не услышали, скажите громче. Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами. Наконец-то, разбудили. Посадите мишку возле дерева. Ежика посадите под пенек, змею положите на камень, а пчела пусть летит на самый верх к цветам на деревья.

Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц

Неподготовленные дошкольники с бедной неграмотной речью с трудом усваивают школьные знания. Самые взрослые воспитанники садика немного меньше зависят от наглядности, чем младшие дошкольники. Но мнемотаблицы — все еще необходимый метод познания.

Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника

Мнемотехника помогает подготовить малыша к усвоению грамоты. Ребенок упражняется строить предложения, членить их. Стоит учесть трудности начальных этапов работы с картинками:

  • рассказы неэмоциональны, схематичны;
  • скудный словарь;
  • предложения обрывчатые, неуверенные, напоминают скороговорку.

Чтобы нейтрализовать сложности, педагог активизирует, обогащает словарь. Старшие дошкольники работают с материалом пошагово:

  1. Разбирают изображения.
  2. Символы преобразовывают в образы.
  3. Воспроизводят текст, составляют оригинальную историю.
  4. Зарисовывают новые мнемотаблицы.
  5. Рассказывают по схемам, созданным детьми.

Создать таблицу можно дома, подобрав изображения по теме

Пример элементарного пособия по теме «Река»: первая картинка — несколько волн; вторая — лягушка; третья — удочка. По такой схеме можно рассказать пару предложений или целую сказку (старшие дошкольники).

Важно! Содержание дидактических материалов должно соответствовать возрасту ребят. Усложняется постепенно, без перегрузок. Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования

Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года

Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования. Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года.

Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ

Сначала выделяют центральную мысль текста во всех абзацах. Придумываются значки, отображающие эту мысль. К небольшим текстам подбирают по 1 символу к каждому слову.

Можно заполнить схему героями истории, явлениями природы. Стоит заносить в нее то, что с трудом поддается запоминанию.

Важно! Эффективные рисунки легко читаются, их смысл понятен. Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы)

Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать

Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать

Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать.

Использование мнемотаблиц для познавательного развития

Познавательное развитие, факторы, на него влияющие рассмотрены Леушиной А. М. и другими педагогами. Для эффективности познания важны:

  • наглядность;
  • составление плана, последовательного размещения компонентов;
  • занимательная игра.

По схемам-таблицам легко учить стихотворения

Эти факторы сочетаются в мнемотаблицах, которые считаются зрительным планом информации. Малыши придумывают пункты, последовательно зашифровывают их в образах. Так заучиваются стихи, сочиняются сказки, изучаются свойства новых объектов, систематизируется информация.

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
  3. Составление рассказа по картинкам;
  4. Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: