Серия сюжетных картинок для детей

Задания в картинках для развития речи дошкольников 6-7 лет

Развивающие задания в картинках для старших дошкольников. Подготовка к школе

Задание №1

Найди предметы, в названиях которых есть буква А.

Задание №2

Среди цифр скрываются буквы. Отыщи их и обведи красным карандашом. Назовите эти буквы.

Задание №3

Обведи согласные буквы синим карандашом, а гласные – красным.

Задание №4

Сколько слогов в каждом слове?

Задание №5

Какие буквы спрятались за книжками? Допиши их.

Задание №6

Соедини слоги так, чтобы получились слова.

Задание №7

Зачеркни лишние слоги, и ты получишь названия животных, которые изображены на картинках.

Задание №8

Соедини линиями названия времён года и месяцев, которые относятся к этим временам года.

Задание №9

Составь их этих букв как можно больше слов. В этом тебе помогут картинки.

Задание №10

Прочитай эти предложения, сначала слева направо, а потом справа налево.

Задание №11

Посмотри на картинки и впиши в клеточки нужные слова – предлоги.

Задание №12

Кто что делает? Посмотри на картинки и впиши в пустые клеточки нужные слова – глаголы.

Задание №13

Допиши буквы.

Задание №14

Раздай названия цветам.

Задание №15

Двигаясь по лабиринту, собери буквы и прочитай пословицу.

Задание №16

Посмотри на картинки и впиши в клеточки названия предметов.

Задание №17

Прочитай скороговорки.

На дворе – трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать,

перевыколпаковать.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Задание №18

Отгадай загадки. Отгадки впиши в пустые клеточки.

Серый, зубастый по лесу рыщет – добычу ищет (волк)

Горячий – ворчит,

а холодный – молчит. (самовар)

По полю ползёт, борону везёт. (трактор)

Задание №19

Разгадай кроссворд

1. Птица, которая поёт красивее всех.

2. Домашнее животное, которое охотится на мышей.

3. Любимое лакомство собаки.

4. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Как назвать эти дни одним словом?

Задание №20

Найди похожие слова и соедини их линиями.

Задание №21

Найди в каждом ряду лишнее слово.

Попробуй объяснить, почему оно показалось лишним.

Задание №22

Замени в словах по одной букве, и ты получишь новые слова.

Задание №23

Правильно расставь буквы в словах.

Задание №24

Разгадай кроссворд и прочитай слово, которое получилось в столбике.

Задание №25

Разгадай ребусы. Отгадки впиши в клеточки.

Задание №26

Пропало несколько листов календаря. Впиши названия недостающих дней недели в пустые клеточки.

Задание №27

Что означают эти выражения?

Задание №28

Подбери к каждому слову пару по образцу.

Задание №29

Найди в рассказе ошибки, исправь их и прочитай текст без ошибок.

Маша и Илья ходили на речку. Там они купались, загорать, играть в мячу. Потом дети пошли домой. По дорога они рассказывали смешные историями.

Задание №30

Рассмотри картинку, а потом выразительно прочитай стихотворение.

На плетень взлетел петух.

Мы бежали во весь дух.

Он такой суровый,

Гребешок пунцовый,

Шпоры жёлтые блестят,

Крылья в воздухе свистят…

Насмешили! Ха-ха-ха!

Испугались петуха!

Развитие речи в детском возрасте

Человеческая речь сформировалась в процессе эволюции позже других функций. За неё отвечает неокортекс – «новая кора» в головном мозге. Если точнее – речевые зоны Брока и Вернике. Любое нарушение в этих зонах становится причиной задержки или дефекта речи. Как и в процессе эволюции, речь у ребёнка появляется после освоения основных жизненных навыков. В среднем первые слова появляются в год. К трём годам малыши могут изъясняться простыми предложениями. *Развитие речи – очень индивидуальный процесс. В последние годы сдвинулись понятия нормы, касающиеся появления речи.# Некоторые дети развиваются быстрее, некоторые – медленнее. При этом, несомненно, возросло количество речевых нарушений. Логопеды говорят о задержке речи после трёх лет, если ребёнок явно не соответствует возрастным нормам.

Речь оказывает мощное влияние на развитие ребёнка. Сам процесс речи – сложное взаимодействие нескольких анализаторов и головного мозга.

После того как малыш научится говорить слова и простые предложения, нужно уделить время для развития связной речи. Она позволит дошкольнику лучше излагать свои мысли и обогатит словарный запас. Дети, умеющие хорошо и правильно общаться, лучше находят общий язык со взрослыми и сверстниками. Грамотная речь ценится и во взрослом возрасте. *Чем раньше начать заниматься развитием связной речи, тем лучше будут показатели в начальной школе и в дальнейшем.#

В живой речи помимо непосредственных лингвистических единиц присутствуют и невербальные средства – мимика, жесты, интонация. Они усиливают значимость передаваемой информации. Обучение связной речи должно охватывать все эти моменты. *Психологами доказано, что специальное речевое развитие и воспитание необходимо в дошкольном возрасте.#

Современные дети испытывают трудности с устной речью из-за особенностей среды: обилие мультфильмов, загруженность взрослых карьерой и сужение круга общения. Люди чаще общаются посредством мессенджеров, чем лично. Речевая среда для ребёнка становится беднее – и дети начинают говорить позже в силу вышеперечисленных факторов.

Карточки для автоматизации звука [Р], [Р’]

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: ракушка, мартышка, подушка, пушка, ромашка, лукошко, мишка, кукушка, картошка.

Карточки звук Р автоматизация

Словарь: розетка, рожок, радио, радуга, рак, ракета, расческа, рама, раковина.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: выдра, дрова, дрозд, дружба, пудра, ядро, дровосек, ведро, друзья.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: карта, повар, арбуз, самовар, базар, фартук, парк, карп, краб.

Карточки для автоматизации звука Р в словах

Словарь: рыба, рыбак, рыжик, рынок, рысь, русалка, руки, рукавицы, рубашка.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: робот, рог, роза, ролики, роща, рот, ромашка, рост, рояль.

Карточки для логопедической работы

Словарь: ёрш, боксёр, ковёр, шахтёр, шофёр, тёрка, сорока, светофор, перо.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: мухомор, двор, помидор, сыр, куртка, комар, червяк, термос, костёр.

Карточки для автоматизации звука Рь

Словарь: рябчик, репа, зарядка, турист, орехи, якорь, шарики, пряники, рябина.

Раздаточный материал для автоматизации звука Рь

Словарь: снегирь, рис, богатырь, скрипка, кресло, варенье, курица, черешня, дерево.

Методика работы с сюжетными картинками

Перед началом работы нужно убедиться, что малыш владеет следующими знаниями:

  • умеет отличать текст от набора предложений;
  • имеет представление о начале, середине и конце рассказа;
  • ему знакомы все предметы, находящиеся на картинке. 

Виды картинок условно можно разделить на 3 варианта:

  1. Действие или предмет находится в помещении.
  2. Действие производится на открытом воздухе.
  3. На картинке отсутствуют действующие лица (пейзажное или натюрмортное изображение). 

Для каждого вида картинок есть свой алгоритм описания. Однако есть общие рекомендации.

*Перед началом работы должна проводиться подготовительная беседа.# В её ходе дошкольник знакомится со словами, которые встретятся ему в описании, припоминаются похожие ситуации. Необходимо задавать наводящие вопросы. Нельзя задавать общие вопросы, наподобие «что нарисовано на картинке?». Они должны содержать информацию о действующих лицах, отличительных признаках и действиях.

*Пример подготовительной беседы по картинке, где мальчики играют в мяч

  1. Во что ты любишь играть на улице?
  2. Посмотри на картинку: во что играют мальчики?
  3. Какое время года на улице?
  4. Какое настроение у ребят?
  5. Кто наблюдает за игрой?
  6. Чем они займутся после игры?#

Вопросы не должны подразумевать односложных ответов «да» или «нет». После подготовительной беседы можно предложить ребёнку рассказать, что он видит на картинке.

Серии сюжетных картинок

При организации обучающего процесса необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Чем старше ребёнок, тем больше картинок ему можно предлагать, и тем сложнее может быть сюжет. Самым маленьким деткам, с двух с половиной – трёх лет, достаточно будет 2-3 картинки. Сюжеты должны соответствовать реальному опыту детей. Это могут быть темы распорядка дня, игр.

Четырёхлетние дети могут составлять рассказ по 4-5 картинкам. Сюжеты обогащаются знакомыми детям событиями (праздники, прогулки и т. п.). В 5-6 лет количество картинок возрастает до 6-8 штук. Они посвящены событиям из жизни ребёнка, ситуациям из известных произведений, сказочным сюжетам.

*Создание развивающей среды и специальные занятия по развитию речи, включающие рассказы по сюжетным картинкам, помогут дошкольнику освоить грамотную устную речь и быть успешным в школьном обучении.#

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Устное сочинение» также читают

2. Сладкоежка и все-все-все. Продолжение предыдущего сборника по материалам журнала «Веселые картинки» (второй выпуск).

«Сладкоежка и все-все-все» — это самые лучшие материалы из архивов журнала «Веселые картинки» в одной книжке. Данная книга — второй выпуск в серии, продолжение предыдущей книжки Про девочку Машу и куклу Наташу». Книжка замечательная! Просто кладезь для игровых занятий с малышами — дошкольниками! Дети с удовольствием рассматривают картинки, отвечают на вопросы по ним, угадывают, что было дальше, определяют последовательность событий, описывают картинки. Очень рекомендую эту книжку и родителям, и воспитателям детских садов, и детским психологам, и логопедам.

Что Вы найдете в книжке для развития речи ребенка:

— множество серий картинок для рассматривания с детьми и составления юмористических рассказов и про Машу и Наташу, и про других героев —  27 сюжетов (27 серий картинок),

— развивающие задания для дошкольников. Например,

  • «Сказкоград» — пройти по городу на картинке  и рассказать, кто тут из какой сказки
  • «Помог ли Петя бабушке?» — задание на сообразительность.
  • «Гости из жарких стран» — ребенок узнает животных на картинке,
  • «Кто в каком доме живет?» (профессии)
  • «Ракета » — нужно угадать, кого не взяли в космос и почему (задание для развития восприятия — надо разглядеть персонажа, спрятанного в узоре на этом рисунке),
  •  «В лесу» (надо найти спрятанную на картинке лису)
  • Картинки — небылицы (что перепутал художник) для развития внимания ребенка.

— очень много интересных  разворотов с сюжетными картинками  для составления рассказов и сказок («Весенний базар», «Надо — надо умываться», «Звериная столовая», «В гости к цапле», «Лодочная станция «Лепесток»)

— тексты с «дырками — картинками», в которых мама (или другой взрослый)  читает текст, а малыш ей помогает называя картинки по ходу текста,

-сказочная азбука в картинках (каждая буква — сказочный герой).

— комиксы про Петю Рыжикова и про Сладкоежку из архивов журнала «Веселые картинки».

Книжку дети готовы рассматривать, не выпуская из рук очень долго! Да и взрослым она подарит и улыбку, и интересные идеи для развития речи детей и диалогов с ними.  То, что стали переиздавать такие книжки — это большой подарок всем нам — родителям и педагогам.

Ушакова О.С. Развитие речи в картинках. Рабочие тетради для детей.

Это целая серия книг и пособий по развитию речи дошкольников, которая  может использоваться как в детском саду, так и дома. Автор — доктор педагогических наук, профессор, замечательный человек и специалист в области развития речи дошкольников О. С. Ушакова — зав. лабораторией  развития речи и речевого общения детей.

Первое. Пособия для детских садов. 

А) Развитие речи в картинках — это наглядное пособие для педагогов, которые ведут занятия с дошкольниками по развитию речи в детском саду или в детском центре.

Все к картинки формата A3 на картоне, яркие, реалистичные, с ними удобно заниматься с группой малышей.

В этой серии выпущено три набора картин для рассматривания и рассказывания с детьми дошкольного возраста в детском саду. Их можно приобрести как комплектом, так и по отдельности:

  • Занятия детей (Мы играем в кубики, строим дом. Катаемся на санках. Не боимся мороза. Троллейбус и игрушки. Брат и сестра на качелях. В школу. Заблудился. Саша и снеговик)
  • Животные (Кошка с котятами. Куры. Собака со щенятами. Лошадь с жеребенком. Зайцы. Лиса с лисятами)
  • Мир природы (Северные олени. Волк с волчатами. Белка с бельчатами. Коза с козленком. Корова с теленком. Свинья с поросенком. Река замерзла. Овощи)

Б) Как заниматься  с детьми по этим картинам — подробнейшая информация для педагогов дана в книгах автора — О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет».

Второе. Пособия для индивидуальных речевых игр и упражнений с дошкольниками дома и в детском саду — очень рекомендую всем мамам, папам, бабушкам и дедушкам!

Выпущены рабочие тетради О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников с картинками и заданиями (для детей 3-4 лет, для детей 5-6 лет, для детей 6-7 лет). Они так и называются «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» (Ушакова О.С.). 

Рабочую тетрадь по развитию речи детей очень  удобно использовать дома. В ней есть картинки и задания  к ним (лексические упражнения, грамматические упражнения и др.)

Очень рекомендую эти тетради — прекрасное оформление, много интересных заданий для детей:  загадки, знакомство с фразеологизмами, задания для развития словаря,  усвоения грамматики, развития фонематического слуха, умения рассказывать, знакомство с многозначными словами, развитие языкового чутья.   В тетрадях уже есть картинки и подробно расписаны задания к ним — можно просто брать и делать, что удобно для родителей!

О том, как  я провожу индивидуальные занятия по развитию речи по сюжетным картинкам из своей книжки, я рассказала в статье «Развитие речи детей: рассказы по картинкам» и дала подробное описание шести моих игровых занятий по развитию речи.

Еще о сочинении сказок с детьми — в статье «Сочиняем сказку»

Картинки для игр и занятий по развитию речи дошкольников Вы можете также бесплатно скачать в нашей «Библиотеке игр, картинок и практических материалов на «Родной тропинке»:

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Как развивать речь дошкольника

*В больших семьях, где много общаются и царит дружелюбная атмосфера, дети начинают говорить раньше.# Некоторые родители считают, что просмотр развивающих мультфильмов заменяет общение с живыми людьми. Это ошибочное мнение. Речь, которую дети слышат с экрана телевизора, имеет несравнимо меньшее влияние, чем речь родителей, обращённая непосредственно к ребёнку.

*В перинатальной психологии бытует мнение, что общение с малышом нужно начинать во время беременности.#

  • Чтение книг. До того момента, как ребёнок научится читать сам, родителям необходимо читать ему книги. Это могут быть детские стихотворения, сказки, рассказы. У ребёнка формируется и обогащается словарный запас. Кроме того, ребенок слышит грамматически правильную речь и усваивает интонации.
  • Специальные занятия и игры на развитие речи. Занятия на развитие речи могут быть очень простыми и выполняться без специальной подготовки. Существует много доступных пособий, которые могут использоваться для домашних занятий с ребёнком. Один из известных и действенных методов – рассказ по сюжетной картинке.

*Самостоятельное умение рассказывать по картинке и развёрнуто отвечать на вопросы является ценным навыком, который поможет ребёнку обучаться в начальной школе.#

Виды рассказов по картинкам

Рассказ по предметной картинке

Изображение одного предмета называется предметной картинкой. Объект должен быть реалистично нарисованным и содержать основные отличительные признаки. Это самые простые для описания картинки. Ребёнок описывает основные качества предмета, его свойства, действия и т. д. Описание может быть как самостоятельным, так и с опорными вопросами.

Описание сюжетной картинки

На картинке изображён определённый сюжет. Ситуация не выходит за пределы картинки. Пример: мальчик ест кашу. Ребёнок должен назвать действующее лицо, его действия, какие-то отличительные признаки.

Описание сюжетной картинки с повествовательным рассказом

Изображённый сюжет подразумевает предысторию и результат действий, которые на картинке не изображены. Ребёнку нужно придумать начало и конец к сюжету. Пример: мальчик стоит над разбитой тарелкой и плачет, мама стоит рядом с веником.

Рассказ по серии сюжетных картинок

Даны сюжетные картинки, на которых изображена последовательность действий. По этим картинкам ребёнок воспроизводит цепочку событий. Более сложный вариант – сам раскладывает картинки в нужном порядке и придумывает по ним рассказ. В описании серий сюжетных картинок хорошо формируются логические связи.

Составление описания пейзажа 

Это самый сложный вид описания картинок. Сложность в том, что ребёнок не видит сюжета. Часто это виды природы. Дошкольникам поначалу трудно даются описания таких изображений.  

Урок развития речи по теме “Весна”. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Цель: Формирование умения составлять рассказ по картине.

Задачи:

  • Дидактическая: продолжить работу по формированию умения отвечать на вопросы полным ответом.
  • Коррекционно-развивающая: развивать связную речь учащихся, формировать умение строить логические высказывания, активизировать словарный запас учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать целеустремленность, наблюдательность, потребность в речевом общении, интерес к изучаемому материалу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, таблички.

I. Организационный момент

(готовность детей к уроку, эмоциональный настрой).

1. Фонетическая разминка

Целевая установка: будем хорошо произносить все звуки.

Произнести на одном выдохе: а о у и я

  • са са__ асо
  • со со__ иса
  • си си__ уса

весна, деревья без листьев, небо высокое;

Наступила весна.

2. Речевая разминка:

Целевая установка: будем отвечать на вопросы.

  • Какое время года?
  • Назови весенние месяцы.
  • Какая сегодня погода?

II. Работа по теме урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Работа по картинкам.

а) Рассмотри картинки с изображением времён года.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

б) Картинки с каким временем года не хватает? (нет картинки зимы).

в) Вводная беседа.

  • Какое время года наступило?
  • Какое небо весной?
  • Что происходит со снегом и льдом весной?
  • О каком времени года мы будем говорить? (о весне)

г) Убери лишние картинки (лето, осень).

3. Составление связного текста.

Целевая установка: будем составлять рассказ.

Что будем делать?

а) Словарная работа (чтение опорных речевых единиц, соотнесение картинки и слова).

На доске: Весна, голубое, высокое, тает снег, бегут ручьи, на реках и озёрах льдины, мутная, тёмная, рыбаки, ловят рыбу, без листьев, перелётные птицы.

б) Беседа по картине «Весна».

Учащиеся строят предложения с помощью вопросов, предложенных опорных речевых единиц, картинки с изображением весны (рис.

  • Какое время года наступило?
  • Какое небо весной?
  • Что делает снег весной?
  • Что делает лёд?
  • Что плывёт по реке?
  • Какая вода в реке?
  • Кто сидит на берегу?
  • Что они делают?
  • Какие деревья?
  • Кто прилетает весной?

в) Дополни предложения (опора на вопросы, картинку, речевой материал).

На доске текст с пропусками:

г) Чтение составленного рассказа.

д) Закрепление в речи опорных слов (показ учениками предметов и явлений природы на картинке, повтор за учителем речевых единиц).

е) Различение речевых единиц на слух за экраном (предъявление некоторых предложений из текста).

ж) Пересказ текста по картине с помощью вопросов и опорных речевых единиц.

4. Письменная работа в тетрадях (запись рассказа с опорой на вопросы).

III. Итог урока

  • Какой урок был?
  • Что делали на уроке?
  • Чему учились?
  • О чем рассказ?
  • Отметки.

IV. Домашнее задание

Выучить рассказ «Весна».

18.03.2012

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят

Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры

Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Николай Радлов. «Рассказы в картинках»

Эта книга — классическая детская юмористическая книжка с картинками. Замечательное наглядное пособие для развития речи детей дошкольного возраста — веселое, доброе, поучительное. Впервые книга была издана в 1937 году,  в 1938 году заняла второе место на международном конкурсе детской книги в Америке.  С тех пор постоянно переиздается. В современном варианте уточнены подписи к картинкам по архиву.

Все картинки очень смешные, поучительные и добрые. По ним легко составлять рассказы и сказки. Малыши будут с удовольствием их рассматривать и отвечать на вопросы, будут учиться задавать вопросы.

Совет 1. Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. ( ребенок  заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения  в тексте и  строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап — рассказывание по вопросам.  Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок  не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» . Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

— зачин (место и время действия, герои),

— развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)

— конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось,  и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем  другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.
  6. И как итог попросите их рассказать их историю, используя картинки в качестве поддержки.

Серия картинок для рассказывания. Тема  «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева

(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)

В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ

Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке

Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

Важно помнить, что при обучении дошкольников работе с серией картинок необходимо поддерживать их интерес и учитывать их возрастные особенности. Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников

На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний

Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.

В сети достаточно много пособий, в которых предлагаются оригинальные материалы для развития связной речи на логопедических занятиях и при самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста. Одним из таких пособий является Составляем рассказ по серии сюжетных картин Воробьевой Т. А. В пособии приводится методика обучения составлению рассказов по серии сюжетных картинок. На каждый рассказ предлагаются четыре связанные одним сюжетом  картинки плюс рекомендуемая опорная лексика:  существительные, прилагательные и глаголы. При выполнении приведенных заданий решаются следующие коррекционные задачи:

  • расширение и активизация  словарного запаса;
  • развитие самостоятельной связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Издание хорошо иллюстрировано. Картинки узнаваемые. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям. Рекомендовано для занятий с детьми 4-6 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: