Мнемотехника. опорные картинки, мнемотаблицы

Мнемотехника. опорные картинки, мнемотаблицы . воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Особенности применения мнемотаблиц

Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:

  • Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
  • Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью  них малыш может составить небольшой рассказ.
  • Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.

Специалист использует в своей работе следующие приемы:

  • карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
  • мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
  • быстрое и легкое заучивание стихотворений.

Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.

Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).

Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.

Мнемотехника для детей

За последние несколько десятков лет это инновационное направление в педагогике и логопедии стало популярно. Воспитатели в детских садах стали уделять больше внимания и времени развитию речи.

В группах проводятся занятия, на которых дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, сказками. Особенно полезно заучивать стихи и читать их с выражением. Это тренирует память, формируют речь, обогащают словарный запас.

Выразительность исполнения развивает технику речи ― дикцию, дыхание. Для этого проводят специальные упражнения, помогающие развить речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов. Также в образовательную программу ДОУ входят занятия по мнемотехнике.

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  1. рассмотреть логопедические карточки;
  2. запомнить описанное;
  3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

  • просмотр схем и осознание увиденного;
  • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
  • составления рассказа, на основе рисунков;
  • запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

  • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
  • карточки Домана;
  • методические рекомендации по развитию связной речи;
    иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

Мнемотехника в детском саду для развития речи

Устная речь – это первый элемент в ряду образовательных навыков, которые осваивает ребенок. Сначала ребенок говорит свое первое слово, а уже потом изучает буквы и цифры, учится чтению, письму, счету и многим другим полезным для жизни вещам.

Не стоит надеяться, что красивая правильная речь разовьется у ребенка «сама по себе». Подсчитано, что самостоятельно составить рассказ могут 7% дошкольников, составляют рассказ по наводящим вопросам 68% детей дошкольного возраста, а остальные 25% не могут составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов . Естественно, подразумевается рассказ, адекватный по сложности возрасту ребенка.

Если с детьми не заниматься целенаправленно, у многих так и останется односложная речь, неспособность грамматически верно выстроить предложение, неумение согласовать слова в предложении и т. д. Кроме того, замечено, что дети часто не в состоянии пересказать только что прочитанный им текст даже в общих чертах. Либо же подробно пересказывают начало, а дальше «теряют нить событий», путают имена и последовательность событий, не могут объяснить, чем все закончилось.

Каким же образом мнемотехника в детском саду способствует развитию речи у детей? Самое элементарное – это обучение пересказу с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотабличек . Работа происходит в три этапа.

Как подготовить пересказ с помощью мнемотехники:

  • Детям предлагается рассмотреть картинки и вместе с воспитательницей разобраться, что там изображено.
  • Далее детям помогают преобразовать абстрактные символы в образы, наполненные неким значением.
  • С помощью полученных образов детям предлагается пересказать «зашифрованный» рассказ или сказку.

Выбор материала для пересказа должен осуществляться сообразно возрасту и уровню подготовки ребенка. Как минимум, это должен быть небольшой объем текста, внятный и понятный детям сюжет, четкое начало и концовка, простой синтаксис с преобладанием коротких лаконичных фраз.

Наиболее доступным вариантом будет пересказывать с помощью мнемотехники сказки – в детском саду их читают много и часто, детям они нравятся, так что материала будет всегда достаточно.

Использование мнемотехники обогащает словарный запас детей, помогает детям научиться выстраивать четкую структуру рассказа, соблюдать последовательность изложения, удерживать главную мысль на протяжении всего пересказа, обеспечивать лексико-грамматическую наполняемость повествования.

Помимо пересказа, с помощью мнемотехники можно осваивать и более сложные задания. Например, отгадывание и загадывание загадок, разучивание скороговорок, заучивание стихов наизусть, составление своих «авторских» рассказов.

В итоге такие занятия будут способствовать развитию у детей связной речи, правильному звукоизвлечению и звукопроизношению, хорошей дикции, выразительной артикуляции и различных когнитивных способностей, таких как внимание, мышление, память, воображение. И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми

Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете

И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми. Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете .

Для того чтобы постепенно справиться с этой проблемой, стоит задействовать мнемосхемы по таким понятным для детского восприятия темам, как «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Времена года» и т.д. Так дети научатся выделять и обобщать различные характеристики предметов и явлений, выстраивать план и последовательность повествования и, в конце концов, научатся описывать предметы и явления, что им очень пригодится в школьной жизни.

Кроме того, следует помнить, что у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются проблемы со слуховым и зрительным восприятием, памятью и концентрацией внимания. Работа «по картинкам» поможет справиться и с этими проблемами.

Тем, кому нужно еще больше советов и разработок, будет полезна «Мнемотехника в детском саду» – презентация, подготовленная педагогами-практиками и посвященная развитию речи у дошкольников .

Хорошо развитая устная речь – важный шаг на пути к развитию письменной речи. И в обучении письму приемы мнемотехники будут столь же полезны.

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Инструменты мнемотехники в детском саду

Обычно процесс обучения для самых маленьких организуют в игровой форме с использованием, в частности, различных мнемотехник. Как мы уже выяснили, одним из главных инструментов обучения дошкольников является наглядность. Для реализации принципа наглядности используются так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это своего рода базовая «единица информации». Проще говоря, это картинка, в которой «зашифрована» некая информация для запоминания. Из нескольких мнемоквадратов можно сложить мнемодорожку, в которой «зашифровано» не просто какое-то слово или понятие, а целое предложение.

И, наконец, мнемодорожки можно построчно сложить в мнемотаблицу, с помощью которой будет легко запомнить некий «законченный» объем информации. Например, стихотворение или детскую песенку. Визуально мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы можно представить следующим образом:

Содержимое квадратиков рассматривать не будем

В данном случае нужно лишь обратить внимание на то, что изображение в первом квадратике мнемодорожки и мнемотаблицы совпадает с изображением отдельно стоящего мнемоквадрата. Так визуально показано, каким образом можно «расширить» первоначальную базовую единицу информации до определенного цельного блока информации

Можно встретить еще и такое понятие, как мнемосхемы. В принципе, мнемосхема от мнемотаблицы отличается исключительно порядком расположения элементов в виде таблицы или в виде схемы:

Для некоторых видов мнемотехники использование схемы однозначно удобнее. Например, если для запоминания чего-либо используется метод Цицерона или метод «Римской комнаты», в которой вы построите свой «Дворец памяти», будет как раз уместно нарисовать схему помещения и «расположить» там предметы, которые нужно запомнить.

Выбор того или другого способа наглядности зависит от возраста ребенка. С малышами 3 лет работают преимущественно с помощью мнемоквадратов. Дети 4-5 лет уже могут воспринимать короткие мнемодорожки из 3-4 мнемоквадратов. А детям 6-7 лет можно предлагать мнемотаблицы, и они с ними успешно справятся .

Иногда термины «мнемосхема» и «мнемотаблица» используются в качестве синонимов, подразумевая, что мнемотаблица из мнемоквадратиков – это вариант схематичного представления информации. В принципе, термин «мнемосхема» позволяет множество вариантов трактовок, под которыми могут подразумеваться и просто схематичные изображения, к примеру, диких зверей в зоопарке . Такую схему, на которой дикие животные расположены в свободном порядке, можно предложить для составления рассказа о зоопарке даже малышам 3-4 лет:

На всякий случай уточним термин, написанный на схеме «мелким почерком»: фланелеграф – это учебно-наглядное пособие в виде доски или картона, обтянутого фланелью, на которую крепятся различные фигурки, картинки и т.д. Как вариант, может быть использована магнитная доска, уютно покрытая фланелевой тканью. Работа с такой доской хороша для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей.

Еще один важный вопрос, волнующий педагогов и родителей: всегда ли нужно использовать только цветные картинки? На самом деле, это обязательно только для самых маленьких, потому что цвет поможет детям быстрее выстроить ассоциативный ряд, что лисичка рыжая, волк серый, елка зеленая, облака белые и т.д.

Мнемотехника в старшей группе детского сада предполагает по мере усложнения заданий задействовать черно-белые изображения с тем, чтобы дети не отвлекались на красивые изображения . Черно-белый вариант позволит им быстрее сосредоточиться на сути и «расшифровке» мнемотаблицы из 8-12 мнемоквадратов.

Итак, мы разобрались в общих чертах, какие инструменты мнемотехники используются в детском саду. Давайте рассмотрим, как с помощью мнемотехник можно развивать у детей речь, учить их счету и музыке.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.  

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. 

Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.

Мнемотаблицы для составления рассказов

В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».

Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

Как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой?

В рамках этой статьи мы будем рассматривать мнемотаблицы для детей.

Мнемотаблицы состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие и явление.

Из мнемоквадратов строится мнемодорожка, по которой можно составить словосочетание, фразу или предложение. А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.

Чтобы ребенок осваивал эту технику постепенно, сначала начинайте знакомить его с отдельными мнемоквадратами, потом переходите к мнемодорожкам, а затем используйте таблицы.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет.

Главное – правильно организовать процесс

Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще.

Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее

  • Лучше всего дошкольники воспринимают любую информацию в игровой форме. Поэтому занятие не должно выглядеть как урок. Сделайте из него увлекательное приключение, путешествие, сказку, даже детектив – то, что больше всего любит именно ваш ребенок.
  • Длительность занятия не может превышать 15 минут, поскольку в силу возрастных особенностей дошкольники не могут концентрироваться на чем-то дольше. Разбавьте урок физминуткой или переключитесь на что-то другое (полепите, спойте).
  • Опорные схемы и черно-белые символы могут преобладать только к старшему дошкольному возрасту. Для малышей наиболее понятны и привлекательны яркие, крупные, красочные рисунки.
  • Большой объем информации ребенку даже в старшем дошкольном возрасте «переварить» сложно. Поэтому самые объемные таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
  • Чтобы от таких занятий у ребенка не осталась «каша» в голове, а информация отложилась в памяти «как по полочкам», не стоит предлагать за один урок больше 2 таблиц (или дорожек).
  • По мере усвоения определенной темы добавляйте все новые. Это полезно для памяти, лексикона, кругозора.
  • Не заставляйте, не принуждайте ребенка, если он расстроен или не хочет заниматься. Крики, оскорбления, применение силы обучению не способствуют.

Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.

Мнемотехника в детском саду

Содержится в разделах:

  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД 39621
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 4119
  • Составление рассказов, обучение рассказыванию 3924

Включает в себя разделы:

  • Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц 325
  • Карты Проппа 79

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа

Всего публикаций 2555.Все разделы
| Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы

Новое

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития связной речи детей»
Цель: — Ознакомление педагогов детского сада с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ; — повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи…

Конспект занятия по развитию речи «Заучиванию стихотворения И. Винокурова «Осень в нашем парке» с использованием мнемотаблицы
Подготовила и провела: воспитатель средней группы № 2 Хамитова Екатерина Евгеньевна Тема: Заучивание стихотворения Игоря Винокурова «Осень в парке» с использованием мнемотаблицы. Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Винокурова «Осень в парке»; Развитие памяти, внимания,…

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали

Учим с ребенком стихи по мнемотаблицам

Мнемотаблицы помогут вам сэкономить время и силы и быстро выучить с ребенком любой стих. Вам нужно только визуализировать его при помощи мнемотаблицы, как в примерах ниже.

Итак, выбираем любое стихотворение, например:

И составляем по нему мнемотаблицу.

Такая визуализация поможет ребенку запоминать материал в два раза быстрее.

Разберем еще один стих:

Также составляем мнемотаблицу по нему.

Видите, как легко! Если у вас возникает вопрос, как делать мнемотаблицы к стихотворениям, которые вы собираетесь учить, то мы рекомендуем вам рисовать их самостоятельно. Просто возьмите чистый лист и как можете, изобразите на нем соответствующие картинки. Главное, чтобы ребенку было понятно. Либо картинки можно скачать в интернете, они не обязательно должны быть красивыми. Главное правило при составлении мнемотаблиц, чтобы они отображали суть. На первый взгляд кажется, что поиск картинок займет очень долгое время, но по факту у вас на это уйдет около 5-7 минут.

Виды наглядности

Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Таблицы

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе

Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Что такое мнемонемотехника и в чем ее преимущества?

Вспомните любой фильм, который вы смотрели. Смогли бы сейчас пересказать о чем он? Думаем, без проблем.

А теперь вспомните содержание школьного учебника по химии или последовательность точных чисел. Ничего не приходит на ум? Скорее всего, нет. И это неудивительно! Ведь наш мозг неохотно запоминает точную информацию, поэтому нам приходится ее заучивать.

А вот при просмотре художественного фильма или при чтении интересной книги в нашем мозгу возникает большое количество образов и ассоциаций, благодаря которым мы быстро и легко запоминаем сюжет.

Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко будут откладываться в памяти ребенка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.

Мнемотехника для обучения детей используется для:

  • заучивания стихотворений и пересказа текстов;
  • решения математических задач;
  • решения головоломок и загадок;
  • развития слуховой и зрительной памяти;
  • формирования правильной речи, расширения словарного запаса и развития воображения.

Благодаря использованию мнемотехники у ребенка развивается естественный интерес к получению новой информации, в том числе и к чтению.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: