Жанр и история создания картины
В основе сюжета лежит история о трагической гибели древнеримского города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувий, в августе 79 года до н. э. В 1748 году на месте трагедии французские археологи начали проводить раскопки. Открытие древнего города стало настоящей сенсацией. Спустя некоторое время вышел в свет роман английского писателя Бульвер-Литтона, посвященный трагическим событиям.
В 1827 году Карл Брюллов, проживавший в Италии, посещает место раскопок. Он не подозревает, что эта поездка станет судьбоносной. Находясь под глубоким впечатлением от увиденного, он решает создать монументальное полотно, которое покажет трагедию человека и невозможность противостоять силам природы.
В течение нескольких лет художник тщательно готовится к работе. По письмам древнего историка Плиния младшего, ставшего очевидцем происходившего, он изучает традиции и обычаи Древней Италии и знакомится с подробностями катастрофы. Источником вдохновения живописца стала опера итальянского композитора Джованни Пачини, посвященная гибели великого города.
Создавая наброски для будущего полотна, автор надевал на натурщиков костюмы артистов, участвующих в спектакле. Работая над картиной, Брюллов проявил себя не только как последователь традиционного классического жанра. Он активно развивал романтическое направление, его особенностями являются:
- посвящение исторического сюжета картины не одному персонажу, а трагедии, которая произошла с целым народом;
- выбор для сюжета конкретного исторического факта, а не идеи или идеализированного образа;
- воплощение исключительной ситуации исключительными в физическом и эстетическом смысле героями;
- для художника становятся важными не подвиги или героические поступки людей, а личные человеческие отношения. Именно поэтому он разбивает персонажей на семейные пары, внутри которых царят любовь, долг, великодушие.
Работа над картиной продолжалась в течение шести лет. В 1833 году художник представил ее публике. Полотно вызвало всеобщее восхищение и хвалебные отзывы. Летом 1934 года картину привезли в Россию. Ее успех был ошеломляющим. Критики отмечали мощность и смелость полотна, а поэты посвящали хвалебные оды. Изложить кратко историю создания картины можно в эссе или сочинении по картине.
«Последний день Помпеи» — загадочные лица картины Брюллова
Глядя на это полотно, погружаешься в одну из величайших трагедий человечества. Карл Брюллов увековечил в памяти людей гибель города у подножия вулкана. Что же таит в себе тот самый «Последний день Помпеи»?
Карл Брюллов был сыном известного французского скульптора, переехавшего в Россию. Привитая с детства любовь к искусству и красоте в дальнейшем указала жизненный путь ему и его братьям, трое из которых также стали художниками. Несмотря на творческую натуру, уже с самых первых шагов молодой Карл столкнулся с трудностями. Западные именитые художники считали, что он не сможет добиться успеха. Тогда, в самом начале своей деятельности, он и подумать не мог, что всемирную славу ему принесёт изображение события, произошедшего много веков назад.
В 79 году нашей эры произошло мощнейшее извержение вулкана Везувий. Как утверждают исследователи, это была серия разрушительных смертельных извержений огромной мощности. Несколько городов, в том числе Геркуланиум, Стабия и Помпеи, были полностью погребены под обломками, потоками лавы и упавшим с неба пеплом (его толщина достигала 7 метров). Накануне извержения многие люди спешно покидали Помпеи, но на момент трагедии в городе оставалось более двух тысяч жителей. О последнем дне накануне этого страшного события Карл Брюллов рассказал в своей картине, написанной в 1833 году.
Картина стала потрясением и открытием не только для России, но и Европы. В год написания её показывали в Риме, в 1834 картина покорила Париж. О появившемся шедевре не умолкали разговоры и слухи. Картиной восхищались и вдохновлялись Пушкин, Гоголь, Баратынский.
Под впечатлением от картины был и император Николай I, который назначил Брюллова профессором Императорской Академии художеств. В дальнейшем друзьями и почитателями творчества Брюллова стали Пушкин, Крылов, Глинка.
Однако рождению шедевра предшествовал долгий период работы над ним и изучения материала. Карл Брюллов лично посещал раскопки города Помпеи, видел руины погибшего города. Именно это вдохновило его на создание своего шедевра. Популярная в то время тематика судьбы людей и целых народов повлияла на масштабность и эпичность полотна. Карл Брюллов вспоминал позднее, что раскопки города не давали ему покоя, а находясь на их месте, он будто перемещался во времени, в далёкий и страшный день. Помпеи завладели сердцем художника, вызвав вдохновение и трепет.
Писалось всё тоже «с натуры». Как рассказывал Брюллов, он даже позицию для написания картины выбрал такую, чтобы видны были и городские ворота, и сам Везувий. Самой главной трудностью было передать дух античности – художник хотел сохранить классические формы в изображении, но словно взглянуть на них по-новому.
Художник сумел не только живо и ярко изобразить события прошлых веков, но и оставить частичку себя в шедевре. И действительно – если внимательно посмотреть на одного из персонажей, тоже художника с ящиком кистей на голове, увидим черты самого Брюллова. Навеки запечатлённой на полотне осталась и его возлюбленная, Юлия Самойлова. Она запечатлена в образах четырёх людей: матерей с дочерьми и малышом, девушки с сосудом и горожанки, падающей с колесницы.
2 вариант
На полотне изображены трагические события в древнем итальянском городе Помпее, что произошли в результате страшного извержения вулкана Везувия. Это очень известная легенда каждому школьнику. Люди жили в Помпеях, все у них было хорошо, пока не извергся вулкан.
Легенда о Помпеи гласит, что темной ночью счастье всего города треснуло. Дети, матери, отцы спали, пока не почувствовали под ногами жгучую лаву. Воздух был пропитан дымом на столько, что невозможно было рассмотреть друг друга. Все жители были погребены под несколькими слоями пыли, гари, камней, песка. Кто-то сгорел, а кто-то был затоптан.
Брюллов изобразил людей наполовину обнаженными, чтобы показать все неожиданность наступившего бедствия. Если присмотреться, то на заднем фоне можно заметить то, как рушатся здания. Языческие статуи изображены падающими. На картине преобладают темные цвета: грязно-оранжевый, черный, серый, коричневый. Все это – цвета предрешённой погибели, обреченности на погибель. Лица людей выражают эмоции крайнего испуга и страха. Ужас – единственное, что они могут испытать в данный момент. Ужас потерять родных, ужас непонимания ситуации, ужас природы, ужас разрушений и в конце концов – ужас погибнуть под обломками города. Матери спасают своих детей, мужья – жен. Люди укрываются от падающих построек тонкими покрывалами – но это не помогает.
Любой человек, кто смог лицезреть этот шедевр Карла Брюллова становится поражен и ощутит катарсис. Становится страшно, наступает такое состояние, как будто сам человек оказывается там, под обломками. Это жутко: задыхаться от пыли и умирать…
В центре картины можно увидеть молодую девушку в желтом одеянии, но она уже мертва. Может, ее затоптали, может, ее прибило камнем – это уже неизвестно. Но она уже не сможет спастись и продолжить жить.
Картина показывает весь трагизм, проблему бессилия человечества перед природой и ее властью. Пугающее зрелище.
Князь
Аполлинарий Васнецов. «На дворе удельного князя»
Князем у славян назывался вождь племени, он же глава рода. Со временем этим словом стали называть глав раннефеодальных государств – княжеств. В них князь был предводителем воинства, защищавшего население от набегов и разбоя, главным арбитром любых судебных споров, а также религиозным лидером.
С развитием общества и государства появились великие князья – главы княжеств, и удельные князья – менее значительные правители, которые часто не имели собственного княжества, а служили великим князьям. Иван Грозный был первым великим князем Московским, венчашимся на царство – так в России появился царь, по сравнению с которым все князья стали менее значимы.
Как написать сочинение по картине Брюллова «Последний день Помпеи»?
Сочинение — это не описание. Поэтому позволить себе можно многое. Начните с исторической канвы, с особенной жизни горожан в 1-м веке до нашей эры и начале новой эры. Начать можно с того, что правльное названия города Поспеи и название это склоняется. И картина по идее должна называться «Последний день Посмпей», а не Посмпеи.
Там кстати достаточно много следов тех самых загадочных этрусков, письменнось которых очень напоминает славянскую. Время было бурное. Войны и сражения, гладиаторы и торговля, богатства и резиденции знатных римлян. Город был не из бедных.
Там были: площадь Форума, Базилика,Храмы Аполлона, Августа, Веспасиана, Ларов, Юпитера, Арка Калигулы, Исиды, торговое здание Евмахии, Мацеллум (крытый продовольственный рынок), Большой театр (на 5000 зрителей), Малый театр (1500), Амфитеатр (20 000), Большая палестра (стадион и бассейн),Термы: Стабиевы, Форума, Центральные, Окраинные (с фресками, бассейнами и парилками), Лупанарий (публичный дом) и ещё не менее 25 зданий и помещений для блуда, три большие и тридцать одна малая пекарня, пять мельниц, большое предприятие общественного питания и 89 термополиев (типа кулинарий с горячей пищей), 18 сукновален по обработке шерсти.
Был ещё водопровод в виде акведука и свинцовых труб, а так же 42 фонтана на улицах и площадях. А ещё был квартал богачей с роскошными виллами. К примеру как вилла Мистерия:
В сочинении можно удариться в мистику и попробывать раскрутить тему о неправедной жизни помпейцев, излишней роскоши, сексуальных извращениях, греховности и обречённости.
Особо выделить, что события произошли после рождества, смерти и воскрешения Христа. Остановиться на том, что горожане были предупреждены о грядущей катастрофе землетрясением за 17 лет до гибели. Но не сделали правильных выводов.
И в результате поплатились. Хотя на самом деле большинство успело выехать из города до катастрофы.
А можно просто описать зависимость человека от природных сил, катаклизмов, катастрофических явлений. О масштабности которых говорит тот факт, что от извержения Везувия пострадали не только Помпеи, но и ещё два города Геркуланум и Стабия.
А закончить всё можно связав события из «старины глубокой» с необходимостью МЧС в современных условиях.
Описание «Последний день Помпеи»
Картина Карла Брюллова, описание которой поражает своей драматичностью, гармонией и совершенством, вызывает у зрителя бурю эмоций. Художник располагает персонажей группами, объединенными общей трагедией и неотвратимостью происходящего. Каждая из них представляет отдельную историю. Такое многоголосие и большое количество персонажей не нарушает целостности картины, напоминающей финал грандиозного спектакля, объединенного одним сюжетом.
В левой части полотна на заднем плане небольшая группа горожан столпилась на ступеньках гробницы Скавра. Испуганными глазами на зрителя смотрит женщина. Ее взгляд полон ужаса. За ней стоит художник. Он держит в руках ящик с кистями и красками. Он пытается спасти самое ценное — только краски имеют для него значение. Живописец вместе со всеми переживает страшную трагедию. Прототипом античного художника стал сам автор произведения. Брюллов поместил на полотно автопортрет.
Чуть ближе находится семейная пара. Герои пытаются спасти своих детей от потока лавы. Женщина бережно прижимает к себе маленьких дочерей. Рядом с ней стоит христианский священник. Он понимает неотвратимость происходящего и вверил свою судьбу в руки Господа. Языческий римский жрец пытается спасти их храма ритуальные ценности. Таким образом автор показывает падение язычества и начало христианской эпохи в античном мире.
Справа на втором плане виден всадник на вставшем на дыбы коне. Чуть поодаль от него молодой человек держит на руках свою невесту. На голове юной девушки венок из роз.
Двое мужчин ведут под руки немощного старика. Это их отец, которого они пытаются спасти от стихии. Рядом юноша упрашивает мать подняться и бежать дальше. Этот юноша — римский историк Плиний младший, который спасся из горящего города и описал происходившие страшные события в своих трудах.
Центральной частью композиции является испуганный маленький мальчик, сидящий около тела умершей матери. Он символизирует гибель старого мира и зарождение нового. Он — противостояние смерти, отчаянию и ужасу.
Краткий рассказ необходим для анализа содержания полотна при подготовке доклада, реферата или сообщения о творчестве великого художника.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Автор использует довольно смелые краски для того, чтобы показать картину более устрашающей, как она возможно была на самом деле. Страшная трагедия, которая унесла за собой множество жизней, город и целую культуру. Смотря на картину, мы чувствуем ее глубину и пространство происходящего, будто бы мы находимся внутри картины и переживаем эту историю вместе с жителями Помпей.
На картине изображено множество людей, жизнь которых уже была обречена. В левом углу мы можем увидеть лицо самого автора и трижды изображена возлюбленная Брюллова, графиня Самойлова – девушка с кувшином, распростертая женщина на мостовой с ребенком и женщина, в левом углу, прижимающая своих детей.
14 стр., 6948 слов
По картине последний день помпеи брюллова описание
… о людях. А точнее, о настоящих людях. Кто он такой, каков он, настоящий человек? В условиях современной действительности, в условиях экономической и политической ситуации в стране, Сочинение на тему Победа … любом испытании. Сам же художник Карл Павлович Брюллов, для того чтобы показать нужный характер и живость картины, ездил на раскопки города Помпеи, а также посетил Неаполитанский музей, …
У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти. Сыновья, которые уносят своего отца. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов. Толпа беглецов. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти.
На заднем фоне, художник очень детально изображает сам вулкан. Огонь и лава, которые как бы падают на людей с небес. Молния разрывающая небо и человеческие жизни пополам.
Брюллов напоминает нам этой картиной, что главное в этом мире человек и его близкие. Как в один момент случайный человек может стать жертвой случая и потерять все за секунды, включая родных, близких и даже свою собственную жизнь, при этом будучи абсолютно бессильным против стихии.
Главные загадки картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?
Почему именно Помпеи?
В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова.
Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.
Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.
Исчезновение персонажей
Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того, художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени.
Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5‑ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.
Одинаковые лица
Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми.
Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама — та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.
Кроме того, в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.
Христианин и язычник
Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.
Вариант №2
На заднем плане же мы видим, как мастерски изображен сам извергающийся вулкан. Он написан не черным цветом, как полагается трагедии, а красным. Это означает стремительность и быстроту стихии, которая разрушает все на своем пути.
Также художник с помощью картины пытался выразить то, что человек беззащитен перед величием природы и что он в любом случае не опередит её в любом испытании.
Сам же художник Карл Павлович Брюллов, для того чтобы показать нужный характер и живость картины, ездил на раскопки города Помпеи, а также посетил Неаполитанский музей, в котором хранится множество различных останков. Все фигуры в данной картине художник писал с натуры, а по некоторым данным даже разместил автопортрет на полотне.
Таким образом, эта картина вызывает лишь восхищение зрителей и положительные эмоции, потому что Карлу Брюллову удалось передать всю трагичность произошедшего.
Одиночество и борьба за выживание в картины «Последний день Помпеи»
Одна из главных тем, затрагиваемых художником в картинах, это одиночество и борьба за выживание. В картинах, изображающих пепел и разрушение города, мы видим людей, оставленных одних наедине со стихией. Художник живо передает чувства страха и безысходности героев, которые не знают, как вести себя в такой ситуации.
Символами одиночества и борьбы за выживание в картинах являются изображения разбитых зданий, выжженных деревьев и пустынных улиц. На фоне этого художник передает крупные планы на отдельных персонажей, которые смотрят на всю эту катастрофу своими глазами. Мы видим женщину, пытающуюся спастись на лодке, мужчину, у которого в руках меч, готового защитить себя и своих близких, и других героев, которые протестировали себя в этом экстремальном событии.
Художник Айвазовский смог передать атмосферу последних дней города Помпеи, которые оценили весь мир и принесли имя мастера на все времена. В его работе каждый зритель найдет что-то свое, но все сойдутся в одном: картины Айвазовского живут своей жизнью, перенося нас в самое сердце прошлого, где каждый чувствует силу стихии и беспомощность перед ней.
Судьба автора
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провёл в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге. Оказавшись в Италии, Брюллов поначалу писал в основном итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившим античную красоту своих предков.
«Прерванное свидание», 1827. (Wikimedia Commons)
Брюллов творил одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпей.
Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и подружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.
Последние годы художник провёл в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизм.
Знакомство Брюллова с Италией
В декабре 1799 года в семье скульптора французского происхождения родился седьмой ребёнок, которого назвали Карл. Братья мальчика в дальнейшем стали живописцами и архитекторами, однако именно Карлу Брюллову судьба представила возможность прославиться благодаря своим шедеврам.
В июле 1827 года художник впервые посетил Неаполь, он побывал около вулкана Везувий, что и стал причиной трагедии, развернувшейся в далёкой древности. На тот момент история о гибели целого города находила отражение в творениях многих именитых мастеров.
Когда в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре приступил к археологическим раскопкам, произошло открытие Помпеи, что была погребена под вулканическим пеплом и застывшей лавой. В начале XIX века появляются опера и роман, посвящённые этой трагедией.
Карл Брюллов. Дагерротип из собрания Эрмитажа
История создания
Картина была написана во время итальянской поездки мастера. Брюллов должен был набраться опыта у своих западных коллег тем более, что его давно приглашали посетить выставки Италии. Посмотреть, в каких условиях работают и живут мастера. И как именно они стараются донести до публики конечные мысли.
Брюллов получил деньги на поездку у Российской Империи. Власти были не против поддержать начинающего художника, тем более что академия художеств лично ручалась за него. Нужно было только выдать оговоренную сумму денег, чтобы благодаря ей, юноша смог прожить. Работая над картинами, а не думая, откуда взять денег.
Изучая историю Италии, Карлу очень сильно понравился сюжет падения развитого города от руки стихий. В этом событии творец видел сакральную закономерность, которая постигнет каждого человека к некой мере. Рано или поздно, природа все равно возьмет свое.
Картина была удостоена разных наград. Итальянцы восторженно смотрели на гений, что сумел передать интересное событие прошлого в новой форме. Брюллов получит признание за границей, а после вернулся к себе домой.