Путеводитель по третьяковской галерее

«неравный брак» - описание картины василия владимировича пукирева

«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). Василий Григорьевич Перов. 1866 год

Автор картины – русский живописец Василий Перов (по рождению Васильев) (1834-1882), окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих работах В

Перов поднимал острые социальные проблемы, стараясь обратить на них внимание общественности. За это В.Перова часто называли беспокойным художником с добрым сердцем

О картине

На полотне – три детские изможденные фигуры, запряженные, словно тройка лошадей, в повозку и везущие огромную бочку с водой. Среди детей есть и девочка. Это самое эмоциональное полотно из всех работ В. Перова.

На период написания художественной работы крепостное право уже было отменено, но тяжелый детский труд по-прежнему оставался нерешенной проблемой общества. Дети были вынуждены за гроши выполнять непосильную для их возраста и физического развития работу.

Фоном для картины послужили стены Богородице–Рождественского женского монастыря, виднеющиеся на мрачной и пустынной улице города. Особую трагичность представленной истории придают темные и серые тона, преимущественно используемые художником для написания данного полотна.

Картина была написана с натурщиков. Автор долго не мог подобрать для нее центрального мальчишку. Но встретил его случайно на улице, идущего с матерью. Мария рассказала о том, что ее муж и все дети умерли, остался только Вася. С ее разрешения, он и был изображен в «Тройке».

Спустя время, художник снова встретился с Марией, которая умоляла продать ей картину в память об уже умершем Василии. Для этого она продала все, что у нее было. Но картина уже заняла свое место в Третьяковской галерее, и это было сделать уже невозможно. Автор написал ей другую, портрет ее сына.

Как пополнила коллекцию

Представленная картина разрывала сердца. П. Третьяков приобрел ее для своей коллекции сразу, не раздумывая, как только В. Перов закончил работу над ней.

«Неравный брак», Пукирёв

Год написания: 1862Размер: 173 × 136,5 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

11 предложений/ 123 слова

Картина Василия Пукирева «Неравный брак» изображает сцену венчания богатого пожилого жениха и юной невесты, очевидно, бесприданницы. Союз этот заключается в полумраке церкви против воли девушки, поэтому она обречённо склонила голову.

Героиня покорно протягивает священнику правую руку, чтобы тот надел ей на палец кольцо. Изображённый на полотне справа седовласый жених с лысиной цинично наблюдает за происходящим. Он кажется спокойным и холодным, на груди героя блистает орден — знак отличия за былые военные заслуги.

За женихом находятся гости с его стороны. Все они также немолоды. На лицах этих людей читается интерес и радость. За невестой справа стоит молодой шафер. Он недовольно скрестил руки на груди. В образе этого мужчины художник изобразил самого себя, чтобы выразить своё несогласие с традициями заключения неравных браков ради материальной выгоды.

Вариант 2 — Подробно

24 предложения/ 280 слов

Картина Василия Пукирева «Неравный брак» стала самым узнаваемым произведением художника. Главными героями своей картины живописец сделал пожилого мужчину и юную девушку. Они изображены на полотне заключающими перед лицом Бога неравный брак.

Неравный не только из-за значительной разницы в возрасте, но и по причине различия материального положения будущих супругов. Мужчина, очевидно, весьма богат, а девушка, наоборот, бесприданница. Поэтому она вынуждена выходить замуж за нелюбимого человека. Такие ситуации во времена художника происходили постоянно.

Жених и невеста изображены стоящими в полумраке церкви со свечами в руках. Напротив них находится священник, готовящийся надеть невесте на палец кольцо, но девушка не желает смотреть в его сторону. Её глаза заплаканы и обращены вниз, а лицо бледно. Даже роскошь подвенечного платья и струящаяся вокруг головы фата неспособны сделать образ героини праздничным. Вся поникшая, сжавшаяся от страдания, она кажется покорной и абсолютно несчастной.

Жених же, напротив, демонстрирует идеальную военную выправку. Герой излучает уверенность в себе и холодное спокойствие. Оно скользит во взгляде его маленьких старческих глаз, который он циничное бросает на невесту.

Мужчина облачён в элегантный фрак, на шее его повязан изящный белый бант, но такой наряд лишь подчёркивает сухость фигуры героя. Лицо его также сухо и морщинисто, волосы седы, а на затылке сияет лысина.

Гости за спиной жениха тоже весьма немолоды. В их числе усатый военный, пожилой мужчина и такого же возраста женщина. Все они рады происходящему, поэтому не скрывают заинтересованных улыбок.

За спиной невесты можно увидеть гостей со стороны девушки. В их ряду особенно выделяется молодой шафер, сложивший крестом руки на груди. Этот герой как две капли воды похож на самого художника. Обозначив таким образом своё присутствие на картине, Пукирев хотел заявить о несогласии с нравами светского общества XIX века, препятствующими заключению истинных браков между людьми.

см. также:Все сочинения-описания картин

История создания картины «Неравный брак»

Середина XIX века в искусстве ознаменовалась появлением проблемы бесправного положения женщин в обществе

Многие творческие люди, выдающиеся деятели стремились обратить внимание современников на судьбы девушек-бесприданниц, что становились разменным товаром, что мог спасти положение их семей

Они нередко выдавались замуж за людей преклонного возраста, состоятельных стариков, что тешили своё самолюбие. О любви в таком случае не было и речи. Этой проблеме была посвящена пьеса Островского «Бедность не порок», поставленная в 1854 году.

Василий Владимирович Пукирев «Автопортрет», 1868 год

В дальнейшем тему, раскрытую драматургом, поддержали знаменитые писатели и живописцы. Существует мнение, будто сюжет картины «Неравный брак» Василию Пукиреву подсказал его друг, что был поражён цинизмом купеческого мира.

Художник приступил к работе в 1862 году, а в сентябре 1863 года картина уже появилась на Академической выставке в Петербурге. В обществе это творение произвело эффект разорвавшейся бомбы. Это произведение стало первым крупным полотном Пукирева, причём именно благодаря ему он получил признание как живописец.

Потрясённая публика не переставала обговаривать изображённый сюжет и, конечно, люди предполагали, что Пукирев изобразил вполне реальных персонажей. Но кем же были герои его картины?

Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак», 1862 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияКартина была приобретена П.М. Третьяковым в 1871 г. у Л.Н. Борисовской

«Березовая роща». Архип Иванович Куинджи. 1879 год

Автор картины – русский художник, величайший мастер пейзажной живописи Архип Куинджи (1842-1910), окончивший Санкт-Петербургскую академию художеств. За свое умение изображать на холсте непревзойденную игру света и тени, А. Куинджи был награжден другими художниками прозвищем «Мастер света».

Изображенный им свет солнца был настолько реалистичен, что заставлял жмуриться окружающих. До сих пор остается тайной, каким именно образом можно так передать яркость и натуральность света.

О картине

На полотне – березовая роща, а вернее, стволы деревьев в лучах солнца. Первое, что бросается в глаза – пронизывающая зелень и яркий солнечный свет. Эта картина многими современниками автора была воспринята как «любительская», но именно она сейчас является визитной карточкой А. Куинджи. Чаща в глубине картины не отражена детально, ее задача – оттенить цветовую контрастность.

На поляне – ни дуновения ветерка, и не сразу виден ручей, бегущий по центру картины, мысленно разделяя ее на две равные части.

Как пополнила коллекцию

Готовая работа была представлена на седьмой выставке Художественного передвижного общества, где вызвала удивление со стороны публики непривычным цветовым решением полотна. Здесь же ее заметил и приобрел для своей коллекции П. Третьяков.

Предыстория

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать

Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев

Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Алле выбирал яркие цвета, а у Малевича получилось довольно уныло.

Выбор цвета картины легко объясним: чёрный цвет ― это квинтэссенция всех цветов, если смешать все краски разом, то получится именно чёрный. При этом для создания и восприятия живописи необходим свет. Чёрный цвет ― это отсутствие света. Поэтому «антикартина» Малевича будто бы показывает нам все цвета разом. И вместе с этим на ней изображено то состояние, при котором живопись невозможна.

Если же рассмотреть «Чёрный квадрат» вблизи, то можно также подметить интересные детали.

Во-первых, Малевич использовал не чистый чёрный цвет, макая кисточку прямо в банку. Тёмный оттенок, которым написан «Чёрный квадрат», получен из смеси жжёной кости, которая заменила сажу, а также чёрной охры и арсенида меди ― темно‑зелёного пигмента. Кроме того, художник добавил в краску мел, чтобы картина не бликовала и цвет казался глубоким.

Во-вторых, если вы решите рассмотреть самый первый из «Чёрных квадратов» внимательно, то обнаружите, что картина покрыта трещинами (художники их называют кракелюрами) и через них проступают другие цвета. Картина предлагает будто бы заглянуть за неё, узнать, что же сокрыто за чёрной фигурой.

«Богатыри». Художник Виктор Михайлович Васнецов. 1898 год

Автор картины – русский художник–живописец, основоположник «неорусского стиля» в архитектуре Виктор Васнецов (1848-1926), обучавшийся в Императорской Академии художеств.

О картине

Эта работа – результат двадцатилетнего труда художника (с 1881 по 1898 года). На полотне – три всемирно известных героя былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Во второй половине XIX века, когда эта картина создавалась, идея народного фольклора и русской культуры была очень популярна. Не прошло это веяние и мимо В.Васнецова. Более того, увлечение так просто не прошло и легло в основу всего его творчества.

Все в этой картине поражает мощью: исполинские фигуры богатырей верхом на массивных скакунах, символизирующие непобедимость русского народа, да и само полотно имеет внушительные размеры.

Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальное историческое лицо. Художник изобразил его могучим воином с добродушным лицом, каким он и являлся по преданиям. Все ратные подвиги были совершены им в реальности. А впоследствии, И. Муромец ушел на покой в Киево-Печорский монастырь, где был причислен к лику святых. Его конь – лютый бесстрашный зверь, с массивной цепью вместо упряжки.

Добрыня Никитич – величав, с тонкими чертами лица, подчеркивающими его благородство. На картине он решительно вынимает меч из ножен, готовясь защищать родную землю. С его личностью былины связывают много чудес: заговоренную броню, меч-кладенец.

Алеша Попович – самый молодой из троих богатырей. Он воин, предпочитающий использовать в борьбе лук и стрелы, а еще он гусляр – ни одна из мельчайших деталей, характеризующих образ героев, не прошла мимо глаз В.Васнецова и нашла свое отражение в картине.

Одежда, боевая амуниция, упряжки лошадей – для их отображения на полотне художник рассматривал предметы в музее, читал их описание в исторических очерках.

Природа нахмурилась и затаилась, в ожидании опасности. Но три богатыря – герои земли русской не дремлют и всегда на страже, готовые жизнь свою положить за спасение земли русской от врага лютого.

Как пополнила коллекцию

После появления на свет, картина практически сразу была приобретена П. Третьяковым для своей коллекции. Интересно, что автор дал своему детищу название гораздо более длинное, чем то, под которым оно получило широкую известность. Первоначальное название было следующим: «Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич».

2 вариант

На полотне «Неравный брак» живописец изобразил трагедию молодой девушки. В 1862 году вопрос о бесправии женщин был самым актуальным, поэтому он выражает главную идею картины. В центре внимания зрителя находится очаровательная девушка. У нее очаровательное лицо, но красивые глаза, которые полны разочарования и обреченности. Зритель может предположить, что девушка сильно плакала, представляя свою дальнейшую жизнь. Все ее мечты о счастливой жизни разрушены.

Невеста одета в шикарное платье, напоминающее об ужасном дне в ее жизни. Организованный праздник не приносит ей радости. В одной ее руке наблюдаем свечу, а другую она протягивает священнику, чтобы он надел кольцо. Зритель может предположить, что она смирилась с судьбой, поэтому она бессильна в данной ситуации. Девушка рассчитывает, что брак поможет ее родственникам.

Не молодой жених производит плохое впечатление. Наблюдается контраст между пожилым мужчиной и замечательной девушкой. Предположительно, что мужчина несколько раз был женат, поэтому он производит впечатление ловеласа. Он пристально наблюдает за будущей женой, посмеиваясь над ней. Видно, что он черствый, самоуверенный, эгоистичный человек. Он заботится о своих интересах, а чувства будущей супруги его мало интересуют. Автор  смог умело подчеркнуть высокое положение мужчины, его богатство и статус в обществе.

Рядом с брачной парой находятся гости, присутствующие на торжестве. С полной уверенностью отмечаем, что они осуждают свадьбу, эмоции на их лицах не выражают радость. Если посмотреть на шафера, то замечаем, что он против свадьбы. Он находится позади невесты. Мужчина отворачивается скрестив руки на груди. Шафер не хочет участвовать в данном событии. Он искренне сочувствует девушке, переживая за ее дальнейшую судьбу. Если заметить «друзей» жениха, то они пристально наблюдают за невестой. На их лицах можно прочесть «старый черт! Какую замечательную девушку берет себе в жены!».

Рассматривая полотно начинаешь жалеть бедную красавицу, так как она выходит замуж за бездушного старика. Жених смотрит равнодушно на будущую супругу во время венчания. Неизвестно, как он отнесется к ней в браке. Зритель предполагает, что семейная жизнь данной пары продлиться не долго, так как мужчина скоро умрет. Главное, что художник смог передать смысл неравного брака — корыстный расчет без счастья и настоящей любви.

Для 6 класса

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Ефимович Репин. 1885 год

Автор картины – русский живописец и педагог Илья Репин (1844-1930), обучавшийся в мастерской иконописца и окончивший Санкт-Петербургскую академию художеств. В своей художественной деятельности И. Репин особое увлечение испытывал при написании портретов.

О картине

Именно эта историческая картина столь уверенно поддерживает в умах общественности имеющуюся версию о совершенном Иваном Грозном преступлении – убийстве своего сына Ивана.

На полотне – Иван Грозный, сжимающий в своих руках обмякшее тело умирающего сына и закрывающий ладонью рану у виска, из которой хлещет кровь. В порыве сильного гнева царь не удержался и нанес своему ребенку смертельный удар жезлом в висок. Он тут же пожалел об этом: в его глазах ужас от содеянного, но ничего уже не исправить, время вспять не повернуть.

Другое, не менее известное название картины « Иван Грозный убивает своего сына».

Картина настолько проникает в человеческое сознание, что дважды была подвергнута вандализму. Последний раз это произошло в 2018 году.

Как пополнила коллекцию

Император Александр III запретил показывать на выставках данную работу И. Репина, это была самая первая цензура в Российской империи. Но, несмотря на это, П. Третьяков приобрел данную картину для своей коллекции. После совершенной покупки ему было дано твердое распоряжение не допускать картину до выставок и вообще не дозволять ее распространения среди публики никаким из возможных способов».

Спустя три месяца, императора смогли убедить снять наложенный им цензурный запрет с так подействовавшего на него полотна.

«Боярыня Морозова». Василий Иванович Суриков. 1887 год

Автор картины – выдающийся русский художник Василий Суриков (1848-1916), академик и бесспорный мастер масштабных исторических полотен, окончивший Петербургскую академию художеств.

О картине

На полотне – исторический эпизод, характеризующий период произошедшего в стране раскола в результате принятой реформы Православной церкви (XVII век). Верные старым обычаям люди были признаны старообрядцами и подвергались гонениям со стороны государства.

Так случилось и с боярыней Морозовой. За старообрядческие взгляды ее в цепях, на санях, по снегу отправляют в заточение в монастырь, что равнозначно нахождению в тюрьме. Там ее уморят голодом.

Морозова богатая и знатная особа, но едет на простых санях с соломой. Это говорит о перенесенных ею страданиях: она была подвергнута пыткам и приговорена к сожжению. Она же, слабая физически, но сильная духом, не сдается и поднимает вверх руку, показывая толпе старообрядческий знак двуперстия.

Как пополнила коллекцию

Работа дебютировала на 15 передвижной выставке в 1887 году, где и была приобретена П. Третьяковым за невероятно высокую по тем временам цену 25 тыс. рублей.

Коллекция самой знаменитой Третьяковской галереи, начавшейся с нескольких картин коллекционера Павла Третьякова, сегодня насчитывает в своем арсенале более 190 тысяч художественных работ. Можно бесконечно без устали ходить по выставочным залам, занимающим два здания галереи, и не досмотреть все картины до конца. Настолько их много, и каждая из них неповторима – настоящий художественный шедевр.

Государственная Третьяковская галерея располагается по адресу: г.Москва, переулок Лаврушинский, д. 10.

История друга или личная драма?

Существует гипотеза, что в качестве основы для сюжета картины Пукирев взял историю своего друга, молодого купца Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную девушку, однако её родители предпочли выдать дочь замуж за состоятельного мужчину, что был на 13 лет старше её.

При этом сам Варенцов должен был присутствовать на свадьбе в качестве шафера, так как состоял в родстве с семьёй удачливого соперника. Конечно, на картине «Неравный брак» разница в возрасте невесты и жениха значительно больше, но именно так живописец мог драматизировать представленную ситуацию.

Впрочем, явление неравного брака к тому моменту приобрело настолько массовый характер, что о нём не переставали говорить. Именно поэтому полотно Пукирева “выстрелило” крайне удачно, подчеркнув актуальность проблемы.

Эскиз картины «Неравный брак», 1862 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Влюбленность Пукирева

Сохранившийся эскиз картины также подтверждает версию с историей Сергея Варенцова. На нём в чертах шафера угадываются черты друга Пукирева, а сам герой буравит взглядом жениха, что явно не вызывает у него тёплых чувств. Впоследствии Варенцов сделал предложение уже совсем другой особе, а его облик художник изменил, придав шаферу своих черт.

Этот ход Пукирева тоже можно объяснить. Как полагают биографы, он был влюблён в Прасковью Варенцову (она не являлась родственницей Сергея Варенцова), с которой живописец написал главную героиню «Неравного брака». С этой девушкой была связана не менее печальная история, затронувшая сердце самого Пукирева.

Образы невесты и жениха на картине «Неравный брак»

Старейший работник Третьяковской галереи, Н.А.Мудрогель, вспоминал:

Если все предположения верны, то на своей знаменитой картине «Неравный брак» Василий Пукирев изобразил собственную личную драму, тем самым подняв одну из самых актуальных проблем своего времени. Его коллега Илья Репин отмечал, что Пукирев “много крови испортил не одному старому генералу”.

Появление картины действительно вызвало волну осуждения в отношении стариков, желающих покупать юных невест-бесприданниц. А значит, живописцу удалось не просто осветить пороки своей эпохи, но и переломить ситуацию в целом – на это способно лишь истинное великое искусство.

«Неравный брак» описание картины

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать

Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги. У девушки не остаётся сил

Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста. В левой части картины находится группа жениха

Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых

Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Неужели до него никто не догадался сделать что-то подобное?

Формально ― были похожие произведения. Например, в 1883 году ― за тридцать лет до «Чёрного квадрата» журналист и писатель Альфонс Алле представил свою картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Это был просто чёрный прямоугольник. Вот он:


Альфонс Алле. «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1883 годИзображение: Wikimedia Commons

Внешне ― мы видим очень большое сходство. Но это два принципиально разных произведения. Картина Алле входила в серию из семи листов, один из которых был чёрным, другой ― зелёным («Сутенёры в самом соку, валяющиеся на траве и пьющие абсент»), третий ― жёлтый («Возня с охрой желтушных рогоносцев»).

Несмотря на то что на этих картинах не изображено ничего, кроме цветного прямоугольника, они имеют вполне конкретный сюжет. Играя со зрителем, Алле предлагает найти, например, на красной картине красных кардиналов на фоне Красного моря. Он намекает, что всё это там есть, просто слилось в единую красную плоскость.

В отличие от шутника-Алле, Малевич предельно серьёзен. Он не пытается спрятать в своём «Квадрате» тёмных персонажей и окружить их чёрными декорациями. Он заявляет прямо ― персонажей здесь нет. И нет ничего привычного, на что мы могли бы опереться как зрители. Есть только форма ― квадрат и цвет ― чёрный.

Сломанные судьбы нищих девушек

Это явление было обыденно для того времени. Материальное благополучие волновало родителей больше, чем симпатии юной дочери. Зачастую ради этого они старались выдать её за богатого, хоть и уже пожилого мужчину, годившегося ей разве что в дедушки. Забота о личном счастье девушки была для них на последнем месте.

Василий Пукирёв “Неравный брак”

Бывало и так, что и сама молодка, стремясь преодолеть изматывающую нищету, искала себе зажиточного старика.

Итогом свадьбы по расчёту нередко становилась сломанная судьба невесты. Подтверждение тому – множество песен и произведений литературы, сюжетом которых стало это негативное социальное явление. Ещё наши бабушки нередко во время застолий пели задушевную «У церкви стояла карета».

Такую картину и я могу нарисовать.

Суть этого произведения не в его форме, которую, действительно, может повторить любой. Дело в том, что до Малевича никому не приходило в голову, что живопись может быть т а к а я. Не парадный портрет или красивый пейзаж, бытовая сценка. Что живопись может быть принципиально другой, что можно изобразить неосязаемую мысль. Что можно в форме искусства создать антиискусство.

В своей книге «Чёрный квадрат» Казимир Малевич объяснял свой подход к искусству так: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: