Сочинение с планом по картине Шишкина
План
- Название картины.
- Риза.
- Сосна.
- Моё впечатление.
Картина И.И. Шишкина названа по первой строчке стихотворения М.Ю. Лермонтова. Точнее, это перевод стихотворения Г. Гейне. В этом поэтическом произведении речь идет об одиночестве, в нем звучит тоска поэта по родственной душе. Стихотворение очень печальное, даже трагическое. А в пейзаже Шишкина, мне кажется, трагизма совсем нет, хотя печаль есть.
На переднем плане изображена сосна. Она так красива, что все остальное трудно заметить. Сосна, действительно, покрыта снегом, “как ризой”. Риза — это такое одеяние священника. Оно шьется из парчи — тяжелой ткани с таинственным блеском. Он не глянцевый, а подобный блеску камня или сахара. Сосна на картине, кажется одетой в такую сверкающую одежду или покрытой сахарной глазурью.
Сосна — это дерево, то есть неподвижна сама по себе. И ветра, очевидно, нет, иначе он стряхнул бы это прекрасное снежное одеяние. Но все же сосна на картине вовсе не кажется застывшей. Чувствуется, что она живая, она словно дышит. Контраст цветов: матово блестящей «ризы» и темного зимнего неба — придает еще больше таинственности этой картине.
Мне очень нравится это произведение. В нем передано чувство художника. Он любуется своей “моделью”, стремится передать ее магическую сущность. Ведь хвойные деревья всегда считались волшебными, неслучайно именно ими украшают дом на Новый год в надежде приманить удачу. Мне кажется, художник хотел создать впечатление чего-то мрачного и таинственного. Во всяком случае, я воспринимаю это полотно именно так.
Сочинение по картине Шишкина «Зима» – Ответы на все вопросы
Художник И.И. Шишкин смог мастерски передать невероятную красоту русской зимы в своей знаменитой картине «Зима». Он настолько реалистично изобразил зимний лес, что картина с первого взгляда кажется фотографией. Очень тщательно на полотне прорисованы мельчайшие детали, поэтому пейзаж выглядит как живой. Лес будто бы сковали стужи и сильные морозы. На снегу нет ни единого следа, возможно, он выпал совсем недавно, но большие сугробы говорят о том, что снежные бури в этих местах не редкость. Куда не посмотри – кругом снег, под сугробами виднеются огромные поваленные деревья и маленькие ёлочки, под густым снежным покрывалом можно разглядеть лишь их очертания.
На переднем плане картины мы видим высокие сосны с красивыми мощными стволами, их ветки немного прогибаются под тяжестью снега. Также на картине немало маленьких сосен, щедро одетых в красивые белоснежные наряды. Все деревья будто бы укрыты снежным покрывалом. Если внимательно разглядеть картину, то на ветке одного из деревьев можно увидеть птичку. Похоже, что ей очень холодно, распушив перья, она старается хоть как-то согреться. В лесу царит таинственная тишина, всё вокруг будто заколдовано. При написании картины художник использовал только естественные цвета, в основном на картине мы видим коричневые и белые тона.
Сзади в правой части полотна виднеется небольшая чаща. Деревья там очень густые, но сквозь них всё-таки пробиваются солнечные лучи. Вдали виден просвет, возможно, это выход из леса. Хочется идти к свету и выйти из таинственного и загадочного леса навстречу чему-то очень светлому и доброму. Шишкин на своей картине «Зима» смог настолько живо и точно передать атмосферу тихого леса в зимнее время, что создаётся ощущение полного присутствия. Кажется, что ты находишься в лесу и своими глазами видишь всю эту природную красоту, любуешься нетронутыми слоями снега и великими могучими соснами.
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Шишкина «Зима» читают:
Сочинение по картине Шишкина «На севере диком», 9 класс
Заграничные путешествия. 1861 – 1866
Мюнхен встретил русского мастера новыми встречами, мастерскими местных живописцев, музеями. Затем Цюрих, Женева, где Шишкин пробовал новые для себя способы творчества (гравировка «царской водкой», рисование с натуры животных). Удавалось удивить и европейских мастеров – рисование пером приводило их в восторг. Картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», города, куда потом переехал Шишкин, художник заработал звание академика.
Исколесил всю Европу. Шесть лет за границей пролетели в трудах и свершениях. Условия пенсионерства позволяли ещё здесь находиться, но художник стремился на Родину.
Сочинение по картине Шишкина На севере диком
Свою работу На севере диком Шишкин создал в конце 19 века. При ее написании он вдохновился стихом Лермонтова, который называется Сосна. Также, как и в данном литературном произведении Лермонтова, на полотне отчетливо просматриваются мотивы одиночества.
Художник изобразил голую, неприступную скалу, на которой растет сосна. Она находится во тьме, в окружении снега и льда. Лишь луна озаряет эту мрачную местность своим светом. Создается впечатление, что тут больше живого ничего нет. Вопреки же всему тут растет дерево.
На картине Шишкина На севере диком в гордом одиночестве красуется могущественная сосна. Ее ветки укрыты блестящими снежными хлопьями. Макушка при этом прикрыта снежной шапкой, которая буквально сливается с облаками, плывущими по небу. Всматриваясь в этот пейзаж, можно прочувствовать сгущающуюся темноту и явное безмолвие, которые царят на нем.
Какое дерево Шишкин изобразил на картине На севере диком? Одинокое, безмолвное, но все же живое. Сосна выглядит задумчивой, мечтательной. Возможно, она грезит о том, что где-то все-таки есть родная душа, такая же возвышенная и одинокая. Узнать об этом не представляется возможным. При этом четко понятно, что в мире попросту не существует силы, способной сломить могучее дерево, заставить его подчиниться.
Шишкин написал немало работ на зимнюю тематику. При этом полотно Ивана Шишкина На севере диком можно назвать ярчайшим образцом обращения мастера к таким пейзажам. Тут отчетливо чувствуется, насколько суров север. Он невероятно силен и прекрасен. С помощью многогранной палитры тонов, автор передал особое состояние морозного оцепенения. Картина буквально пропитана ощущением давящего, угнетающего одиночества.
На полотне На севере диком Шишкин Иван Иванович смог передать точно такие же чувства, которые присущи стиху Лермонтова. Только вот средства при этом он использовал иные. Художник прибегнул к живописи, проявил собственный талант, который непременно бы оценил величайший художник.
Описание картины
Создавая описание На севере диком Шишкина, я проникся данной работой, рассмотрел ее во всех деталях. Мне удалось прочувствовать то настроение, которое пытался передать автор.
Дерево на картине Шишкина На севере диком находится в самом центре. Это стоящая в полном одиночестве сосна. На ветках дерева лежит тяжелым грузом снег. Создается впечатление, что вот-вот он начнется вновь. Отчетливо видно, как над скалой клубятся тучи. При этом сосна в гордом одиночестве стоит над пропастью. Она не боится ветра и снега. Ее даже не пугает, что в округе больше нет ничего живого. Всматриваясь в даль, как бы ни хотелось, не удается увидеть даже маленького огонька. Ничто не указывает на то, что поблизости может быть хоть какая-то деревушка.
Дерево окружает лишь мрак, лед и снег. При этом палитра цветов выбрана весьма неординарная. Чтобы передать эту гнетущую атмосферу, автор использовал самые разнообразные оттенки. Это и голубой с вкраплениями зеленого, и фиолетовый, и серый. За счет этого полотно получилось невероятно интересным и от него попросту невозможно оторвать глаз.
Шишкин — Утро в сосновом лесу
Кто из нас не знает работу Шишкина И.И. «Утро в сосновом лесу» с изображением забавных мишек на фоне лесной природы?! Многие знакомы с этой картиной с самого детства, особенно старшее поколение, во времена молодости которого этот шедевр был особенно популярен. Репродукция картины украшала большинство квартир и кабинеты учреждений, изображение мишек в бору вышивали крестиком и ткали на гобеленах, также оно появлялось на фотообоях и на обертках конфет.
Картина вызывает симпатию и у взрослых, и у детей, потому что напоминает иллюстрацию к доброй сказке, отчего и получила неофициальное название «Три медведя». В центре картины расположено семейство медведей – три медвежонка и их мама. Подрастающие медвежата весело резвятся на поваленном дереве. Они выглядят упитанными и вполне довольными. Кажется, что двое из них ведут между собой диалог. Малыши сидят на одной половинке вывернутого с корнем дерева и, вероятно, вместе изобретают очередные шалости. Их мама-медведица находится рядом на земле с приоткрытой пастью, как будто прикрикивает на своих разошедшихся детишек, просит их быть поаккуратнее и вести себя спокойнее. Немного поодаль третий медвежонок, стоя на двух лапах на второй половинке дерева, задумчиво смотрит вдаль, как будто любуется рождением нового дня. Вид у него очень одухотворенный, он словно мишка-мечтатель, мишка-поэт, который понимает красоту природы и тонко чувствует ее меняющиеся настроения.
Художник виртуозно изобразил лесные деревья, выписав каждую ветку, придав каждому стволу ощущаемую шершавость. Некоторые деревья повалены некогда пронесшейся бурей, некоторые искривлены ею же. Земля покрыта оторванными непогодой ветками и сучьями, местами скрытыми пушистой травой, росшей на поляне. Верхушки деревьев позолочены восходящим солнцем. Утреннее голубое небо с облаками выглядит так, словно на него смотришь из-под золотистой вуали. Вдали из низины поднимается молочная дымка, постепенно рассеивающаяся на более высоких ярусах леса. И кажется, будто начинаешь слышать рассветные трели лесных птиц и ощущать кожей свежую прохладу. Весь пейзаж оказывает благоприятное воздействие на психику зрителя, снимая напряжение и успокаивая нервы. Преобладание сдержанных оттенков зеленого, коричневого и желтого, согласно законам цветотерапии, благополучно нейтрализует стресс.
«Утро в сосновом лесу» написано русским художником Шишкиным Иваном Ивановичем в 1889 году. Его соавтором был Савицкий Константин Аполлонович, чьей кисти принадлежало изображение медведей. Первоначально картина выставлялась под названием «Медвежье семейство в лесу». В настоящее время картиной можно полюбоваться в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.
Мне очень повезло увидеть в галерее данную картину своими глазами и испытать на себе всю силу магического очарования, вложенного в нее художником. Природа на картине действительно завораживает своей реалистичностью и спокойной умиротворяющей красотой.
Описание по картине
Каждая работа всемирно известного художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина – это искреннее выражение любви и благодарности миру, существующему вокруг, отражение состояния, эмоций, чувств автора к природе родного края.
На картине «Перед грозой» художник запечатлел напряженный момент, связанный со сменой погоды в летний день. Художник описал состояние природы во время наступающей грозы, которая через пару минут должна разразиться в виде грома и дождя. С первого же взгляда пейзаж не пугает, а вносит в душу ощущение восхищения, чего-то загадочного. Атмосфера в природе передается человеку, заставляя будто замереть на мгновение.
Вся картина будто разделена на два тона. Передний фон представлен более светлыми, задний – грозными темными оттенками. Подобные краски говорят о многом. Они передают атмосферу летнего дня, указывая на погоду в настоящий момент и предстоящие минуты, на резкую смену обстановки.
Сухая, раскаленная от дневного зноя тропинка, резко поворачивает вправо и пропадает за бугром. По обе ее стороны возвышается трава, залитая солнечными лучами. Растения на этих участках светло-зеленого цвета. В некоторых местах они выгорели из-за долгой засушливой погоды. Здесь же из травы красуются белые цветы, собранные в кустики. Слева едва заметен небольшой обрыв, подсказывающий, что за ним есть источник. Действительно, центральную часть картины занимает речное пространство. Зрителю видна лишь часть. Но по ней можно судить о том, что эта река небольшая, а на запечатленном моменте – спокойная, но возможно глубокая. В ней отражается все, что находится сверху – деревья на берегах и небеса.
Вода будто укрыта темным покрывалом. На самом деле, глядя на центральную часть картины, становится понятно, что надвигается гроза. Создается ощущение, что воздух стал прохладнее, свежее. Каждая травинка здесь потемнела из-за надвигающихся туч. На противоположном берегу растет несколько деревьев с пышными кронами. Также есть небольшой песчаный обрыв. За рекой следует лесная поляна, залитая солнечными лучами, которые еще успели пробиться сквозь тучи. И только ближе к горизонту лес представлен в виде темно-зеленой непроходимой полосы деревьев, которые уже смочены крупными каплями дождя.
Половина картины «Перед грозой» посвящена небу, которому Иван Иванович уделил особое внимание. Оно является ярким показателем изменений погоды, связанных с приближающимся дождем и громом
Несмотря на то, что скоро издали придет гроза, атмосфера в воздухе наполнена торжественностью. Это связано с тем, что на смену зною придет прохлада, земля и река смогут наполниться водой, а все растения воспрянут от жары. Это понимают и люди, и представители животного, растительного миров. Человек также ждет эти изменения, чтобы насладиться долгожданными каплями дождя.
Картина «Перед грозой» будто заставляет зрителя чаще дышать, улыбаясь, благодаря судьбу и художника за возможность любоваться подобными пейзажами.
5 класс
Шишкин — Перед грозой
Сейчас читают:
-
Сочинение Может ли общество полностью избавиться от пороков? (итоговое сочинение), ЕГЭ
Порок – очень знакомое, но далеко не очень приятное слово русского языка. Можно сказать, что порок – это, в первую очередь, нравственный недостаток человека, его духовная несостоятельность, изъян,
-
Сочинение-рассуждение Какой ты след оставишь на земле 5 класс
У каждого человека существует своя жизненная цель: кто-то видит её в искусстве, кто-то – в космонавтике, другие же мечтают о путешествиях. Но, наверное, каждый человек неоднократно задумывался, какой след он может оставить в истории своего
-
Сочинение-описание по картине Айвазовского И.К. Буря
Иван Константинович Айвазовский — это величайший художник. Каждое из его творений по своему необычно и уникально. Одна из его лучших картин называется «Буря». Она была написана в 1872 году.
-
Сказки собственного сочинения волшебные и про животных
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу.
-
Сочинение Сила воли и мужество человека
Все люди обладают силой собственной воли от которой и зависит мужество определенного человека, но не всем удается свести во едино эти оба качества, так как для этого нужно очень большое желание и определенные навыки,
-
Сочинение по картине Мясоедова Косцы (Страдная пора) 5, 6 класс
Григорий Григорьевич Мясоедов – это наблюдательный, талантливый художник, который больше всего ценил труд человека. При этом чувства, эмоции, действия людей он изображал нередко на фоне природы.
↑ Сочинение по картине Зима Шишкина 2 класс
Картину «Зима» нарисовал художник И. Шишкин. На ней он изобразил зимний день в лесу.
Этот лес старый. Деревья в лесу очень высокие. На картине совсем не видно их пушистых макушек. Они где-то высоко в небе.
У деревьев толстые стволы. Внизу на них много сухих голых веток.
Местами лес сильно густой. Деревья растут совсем близко друг к другу. Солнечного света сюда приникает немного. Его постоянно не хватает маленьким деревцам. Поэтому здесь их так мало.
В лесу много снега. Он не только на земле. Его видно на маленьких деревцах, кустарниках и мощных ветках взрослых деревьев. Снег необыкновенно белый и чистый. Такого в городе почти не встретишь.
Погода в лесу превосходная! Безветренно. Осадков нет.
Вдали виднеется лесная полянка. Она освещена ярким солнышком. Небо над ней очень ясное.
Как же хорошо в этом лесу! Так и тянет в нём прогуляться! Но вдруг я замечаю четыре наклонившихся дерева. От падения их поддерживают рядом стоящие деревья.
Я внимательно всматриваюсь в картину и вижу под снегом ещё несколько упавших стволов. Нет! В таком лесу гулять нельзя! Здесь слишком опасно! Для прогулок лучше выбрать более спокойное место.
↑ Сочинение по картине Зима Шишкина 6 класс
На картине И. Шишкина «Зима» изображен погожий день в зимнем лесу. Картина удивляет своим чётким изображением. Художник очень точно воспроизвёл мельчайшие детали зимней природы. Он использовал небольшое количество цветов и оттенков. Несмотря на это, лес выглядит живым и настоящим.
картина Зима Шишкина фото
В лесу очень красиво! Торжественный вид картине придаёт чисто-белый цвет свежего снега, укрывшего землю и ветви могучих лесных деревьев.
Этот лес хвойный. Это видно по пушистым заснеженным веткам. Лиственные деревья не смогли бы удержать так много снега на своих ветвях. Зимой у них совсем нет листвы. У этих деревьев редкая крона. Сквозь неё хорошо просматривается их тёмный ствол. Это, наверное, сосны.
Сосны в лесу уже немолодые. Деревья довольно высокие, стволы толстые, а их верхушек на картине вообще не видно. Они находятся где-то далеко за её пределами. Маленькие деревья в лесу есть, но их очень мало.
В центре картины изображены три взрослых дерева. Среди них на земле лежат несколько погибших сосен. Они, вероятно, упали во время сильного ветра. Но было это давно. Их длинные стволы и мощные корни почти полностью укрыты снегом.
Ещё несколько сосен в глубине леса завалились на соседние деревья. Они еле держатся и в любой момент могут рухнуть вниз. Это создаёт в лесу тревожную обстановку. По такому лесу спокойно не погуляешь, тем более что поваленные деревья превратились в тяжело преодолимую полосу препятствий.
Эта картина в полной мере позволяет насладиться красотами хвойного леса. Но, к сожалению, она не может передать ни запаха зелёной хвои сосен, ни свежести морозного воздуха, ни пения сидящей на дереве лесной птички. Не побывав в настоящем лесу, никогда и не узнаешь продолжение его давней истории.
Блестящий рисовальщик
Среди русских пейзажистов не было более сильного художника, который столь мастерски владел именно рисунком. Он ярче всего высказывался в работах, которые выполнены в одном тоне. Примером является произведение «Женщина с мальчиком в лесу» (1868). Здесь использованы бумага, перо, тушь, акварель, лак.
Золотисто-коричневыми тонами в совершенстве переданы солнечный свет, проникающий сквозь густые кроны и скользящий по мощным стволам деревьев, которые стоят на первом плане. Тонко прорисованы листва и мелкие кустики у подножия стволов. Благодаря монохромности работы все приняло законченную форму, в которой любая деталь будет излишней. Это работа уже напоминает полотно «Дубовая роща». Шишкин тщательно изучал, явно получая наслаждение от работы, отличительные черты дубового леса. В следующей акварели мы увидим совершенно иное исследование художника.
Описание картины Шишкина Корабельная роща
На картине мы видим великолепный сосновый бор. Вековые сосны-исполины устремились в безоблачное голубое небо. У них такие толстые ровные стволы, что даже невозможно обхватить. Пушистые кроны не пропускают солнечные лучи, но в некоторых местах им всё — же удаётся пробиться сквозь них. Об этом свидетельствуют светлые пятна на земле.
На переднем плане изображён ручей, бегущий вглубь леса. Местами он обмелел и видны камни и дно. Он совсем не глубокий и его можно пересечь вброд. Он, наверное, берёт начало от подземного родника, и вода в нём холодная и прозрачная.
Два камня очень большие, огромные валуны, остальные размерами поменьше. Интересно, как они здесь появились? Дело рук человеческих или это природа постаралась. Наверное, речушка годами размывала песчаный грунт и вымыла его, а эти огромные валуны остались. Их смыть воде оказалось не под силу.
С годами маленькая речушка обмелела. На мелководье вода хорошо прогревается и по ручью можно пройтись босиком без боязни простудиться и заболеть. Вода настолько прозрачная, что в ней, как в зеркале, отражаются сосны, и берег, и трава. Для того, чтобы идти и не замочить ноги, чья-то заботливая рука положила небольшое брёвнышко.
От леса к нему ведёт протоптанная тропинка. Видимо, люди часто пользуются этой дорожкой.
Поперёк ручья видны ограждения из тонких длинных жердей. Они были сделаны уже давно, их никто не ремонтировал и в некоторых местах они сгнили и обвалились. Ограждение поднимается из ручья и уходит в лес. Интересно, что это? Какой-то человек так оградил свою территорию? Возможно, это сделано для того, чтобы стадо коров не разбредалось по лесу и не гадило в воду. В этом месте можно так хорошо отдыхать от повседневных проблем.
Если на минуту закрыть глаза и представить себе, что реально находишься здесь, то можно услышать и журчание ручья, и пение птиц, почувствовать дуновение летнего ветерка. А какой целебный запах в сосновых борах! Именно в них строят санатории для отдыха и лечения людей, страдающих лёгочными заболеваниями. Целебный сосновый воздух так полезен для человеческого организма. В нём содержатся фитонциды, смолистые вещества.
Для написания картины художник выбрал сочные оттенки зелёного цвета, немного голубого, коричневого и жёлтого. Рукой мастера был задан общий настрой картины — солнечный, тёплый, летний. Есть в нашей огромной России такие красивые места, что просто дух захватывает.
Учёба
в Москве
С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы. Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.
Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.
В Санкт-Петербурге
После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме
Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью
За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».
Творчество Ивана Ивановича Шишкина
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
↑ Сочинение по картине Зима Шишкина 7 класс
Русский художник-пейзажист XIX века И. Шишкин написал множество картин на тему природы. Особенно он любил рисовать лес, и это ему прекрасно удавалось. Художник так изображал отдельные элементы пейзажа, что сомнений в реальности его существования не возникало. По мнению критиков, талант пейзажиста ярче всего выражался в почти черно-белых рисунках.
Его картина «Зима», относящаяся к позднему творчеству художника, яркий тому пример.
На этой картине изображен дикий, нетронутый человеком, хвойный лес. Деревья в лесу довольно большие, с длинными могучими стволами. Их хвойные макушки поднимаются высоко в небо, но их на картине совсем не видно.
Погода в лесу отличная! Нет ни ветра, ни осадков. День довольно солнечный. Об этом можно судить по небольшому кусочку ясного неба в прогалине леса. Снег на деревьях там очень светлый.
В лес уже давно пришла зима. Кругом довольно много свежего пушистого снега. Его чистейшая белизна и необыкновенная красота покоряют сердце зрителя своим великолепием.
На снегу нет ничьих следов. Создаётся впечатление, что этот лес необитаем. Но это не так. На одном из деревьев сидит маленькая птичка. Наверняка, в лесу водятся и другие животные.
На переднем плане картины — три отдельно стоящие дерева. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть вокруг них несколько деревьев, лежащих на земле. Они почти полностью засыпаны снегом, но всё же хорошо различимы.
У одних деревьев переломились стволы, и из земли торчат остроконечные пни, другие — выдраны с корнями, больше похожими на ветки растущих кустарников. Эти деревья погибли, но умная природа умеет о себе позаботиться. Вокруг них хорошо видна молодая поросль леса.
На заднем плане картины деревьев очень много. Справа лес более густой и тёмный, а слева – более редкий и светлый. Оно и понятно. Ведь в левой стороне хвойного леса много погибших деревьев. Некоторые из них пока ещё только накренились над землёй.
Происхождение и детство
Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).
Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.
В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.
Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.
Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.
«На севере диком» Шишкин — описание картины
Вариант 1
Знаменитая работа «На севере диком» Шишкина была создана в 1890 году и является художественным воплощением мотива одиночества, воспетого Лермонтовым в поэтическом произведении «Сосна». Она имеет некоторое сходство с романтической живописью Куинджи, с которым автор в то время поддерживал дружеские отношения.
Посреди холодной тьмы, в окружении снегов и льдов, на голой и недоступной вершине скал возвышается гордое и одинокое дерево. Все его окружение – черное глубокое ущелье, озаренное холодным лунным светом, и бескрайние заснеженные просторы.
Мы видим, как суровая северная природа пленила художника совершенно неземной, похожей на сказку, красой и невероятной силой духа. При помощи богатой цветовой гаммы оттенков и переходов, мастеру удалось передать и чувство холодного безмолвия, и гнет одиночества.
И в этом морозном царстве, на первый взгляд, уже нет ничего живого. А одинокое дерево продолжает жить, вопреки морозу, ветрам и снегам.
Могучая сосна застыла в немом забвении и ожидании лучших времен. Сколько гордости и достоинства в этом силуэте. На ее сильных ветках, как расшитая золотом риза на плечах у священника, притаились тяжелые снежные холмики. А на макушку взгромоздилась белоснежная шапка. Она практически достает снежные облака и сливается с ними в полете по пасмурному небу. Вокруг царит ощущение холодного оцепенения и тоскливого молчания.
Невольно задумываешься, о чем же грезит в это суровое время, гордое дерево на скале? Возможно, о близкой и родственной душе, так же возвышенной в своем одиночестве? Об этом нам, к сожалению, никогда не узнать, но возникает чувство восхищения за сосну, которая не подчиняется никаким невзгодам. Это, наверное, символ человеческой гордости и достоинства, без которых человек не сможет подняться на вершину, тем более устоять на ней.
Вариант 2
Картина «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Полотно носит отпечаток романтической живописи Куинджи, с которым Шишкин в тот период своей жизни был очень дружен.
Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.
Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.
О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.
Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» — один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.
Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.
Помимо описания картины И. И. Шишкина «На севере диком», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
Последние годы
В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.
В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств. Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.
Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».
Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».
«Утро в сосновом лесу» – вершина творчества Шишкина
Однако, несмотря ни на что, Шишкин всегда оставался в первую очередь живописцем. С огромным трепетом, истинной любовью он относился к лесной природе. Лес очаровывал его многообразием оттенков, игрой света и тени, таинственными оттенками и очертаниями.
«Утро в сосновом лесу» стало настоящей одой художника лесу. На картине изображена интересная сцена из жизни дикой природы. С помощью оттенков и всевозможных красок Шишкин показал начало дня, когда солнце лишь начинает подниматься по небу, просвечивая лучами сквозь стволы сосен.
Основное внимание привлекаем семья медведей, что выбралась из своего убежища у поваленного дерева. Ещё сонные медвежата начинают играть
Очень яркой деталью стал ствол сосны, упавшей посреди бора. Если присмотреться, можно заметить вырванные корни.
Становится ясно, что это дерево упало от старости, и именно так Шишкин хотел показать нелюдимость этого леса. Здесь никогда не бывал человек, а природа живёт и развивается в своём естественном цикле.
Одной из самой сложных технических деталей, на мой взгляд, стал туман, изображённый на фоне света утреннего солнца. Он указывает нам на время суток, однако изобразить это столь реалистично по силам далеко не каждому мастеру.
Медведица и три медвежонкаФрагмент картины «Утро в Сосновом лесу»