Сочинение по картине Зима Шишкина 2 класс
Картину «Зима» нарисовал художник И. Шишкин. На ней он изобразил зимний день в лесу.
Этот лес старый. Деревья в лесу очень высокие. На картине совсем не видно их пушистых макушек. Они где-то высоко в небе.
У деревьев толстые стволы. Внизу на них много сухих голых веток.
Местами лес сильно густой. Деревья растут совсем близко друг к другу. Солнечного света сюда приникает немного. Его постоянно не хватает маленьким деревцам. Поэтому здесь их так мало.
В лесу много снега. Он не только на земле. Его видно на маленьких деревцах, кустарниках и мощных ветках взрослых деревьев. Снег необыкновенно белый и чистый. Такого в городе почти не встретишь.
Погода в лесу превосходная! Безветренно. Осадков нет.
Вдали виднеется лесная полянка. Она освещена ярким солнышком. Небо над ней очень ясное.
Как же хорошо в этом лесу! Так и тянет в нём прогуляться! Но вдруг я замечаю четыре наклонившихся дерева. От падения их поддерживают рядом стоящие деревья.
Я внимательно всматриваюсь в картину и вижу под снегом ещё несколько упавших стволов. Нет! В таком лесу гулять нельзя! Здесь слишком опасно! Для прогулок лучше выбрать более спокойное место.
Образование
С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.
В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.
Сочинение по картине Зима Шишкина 4 класс
Известный художник И. Шишкин очень любил лесную природу. На своей картине «Зима» он изобразил лес в зимнее время года.
Этот зимний лес необычайно красив! Он весь укрыт нарядным снежным одеялом. Пушистого белого снега много везде — и на земле, и на деревьях.
В лесу растут хвойные деревья. Они уже старые. Их высокие стволы поднимаются высоко в небо. На картине видна только их нижняя часть. Местами деревья растут слишком густо. Солнечного света им не хватает. На стволах у таких деревьев совсем нет нижних веток.
На переднем плане картины деревьев мало. На одном из них сидит птичка и поёт свою лучшую песенку. Из-под снега торчат большие сухие стволы и ветки. Они упали от сильного ветра и уже давно лежат здесь. А рядом с ними растут ещё совсем маленькие деревца.
На заднем плане картины деревьев много. Несколько из них наклонились, но не упали. Их держат соседние деревья. Рядом виден проход к освещенной солнцем лесной полянке. Небо над ней чистое. Ветра нет. Вот бы погулять там немного. Ведь прогулки в хвойном лесу полезны для здоровья.
В целом художник хорошо потрудился. Картина получилась очень чёткой. Она чем-то похожа на черно-белый фотоснимок. Но это её совсем не портит. Так она смотрится ещё красивее и торжественнее.
Картины, удостоенные наград
В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили
Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем
Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.
Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды
Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».
И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.
На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов
Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует
Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.
В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.
«Рубка леса»
Поваленные деревья — частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Последняя работа автора является наиболее известной. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах, и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане, известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой.
Вариант №2
Больше получаса я рассматриваю картину Ивана Шишкина – «Дубовая роща», которая была написана им в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году. На ней изображён жаркий летний день под кронами могучих вековых деревьев.
Картина выглядит настолько реалистично, что хочется шагнуть на эту залитую солнцем поляну. Прогуляться под мощными, раскидистыми ветвями. Прилечь, прислонившись к одному из дубов, и погадать, сколько же лет деревьям в этой роще.
Это удивительно, но при взгляде на картину можно услышать пение птиц и стрекот кузнечиков, кваканье лягушек и редкие всплески рыбы. А где-то вдалеке, немного приглушённый стук неугомонного дятла.
Мелкие детали прорисованы так тщательно, что невольно задумываешься о том, сколько же времени понадобилось Ивану Шишкина, чтобы закончить свой шедевр.
Художник нарисовал пейзаж таким образом, чтобы зритель не видел макушек ближайших к нему деревьев. Мне кажется, что от этого дубы стали выглядеть ещё более могучими и высокими.
Несмотря на то, что на полотне много света и ярких цветов, темные пятна здесь тоже присутствуют. Большая часть этих пятен окружает самый ближний дуб. Возможно, художник старался выделить это дерево
И действительно, оно привлекает внимание больше остальных
На переднем плане, в самом низу картины мы видим, как трава резко переходит в песчаный склон. На нем даже растут какие-то цветы, но поодиночке. Можно предположить, что весной во время паводка вода доходит до места где начинает буйствовать многолетняя зелень. А вот цветы на песке появляются уже после того, как вода отступит и вернётся в свои берега.
Справа от деревьев нарисован треугольный валун и часть какого-то водоёма. А вода это жизнь. И всё на этой картине дышит какой-то жизненной силой и умиротворением. Кажется, что ветви сплетённые в кроны могут защитить от любых невзгод и неприятностей.
После созерцания этого полотна, мне захотелось побывать в той самой роще, где Иван Шишкин написал своё творение. Прикоснуться к этим дубам и почувствовать то, что возможно чувствовал сам художник, рисуя этих гигантов. Мне кажется, находясь в этой роще, я ощутила бы покой.
Сочинение-описание для 3 класса
Передо мной одна из картин художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу».На картине изображен зимний лес. На переднем плане картины нарисованы тёмные, шершавые стволы деревьев, запорошенные снежком. На их ветвях лежит пушистый иней. Земля и сухие травы укрыты белым снежным ковром, от этого становится очень светло. Чувствуется, что погода спокойная, безветренная. Для изображения леса в правой части полотна художник использовал более тёмные краски, чтобы показать, что лес густой. Слева лесок более редкий, там растут тоненькие молодые деревца. В середине картины лес будто расступается. За ним заснеженный луг или поле. Вдали и над лесом взгляду открывается ярко-голубое небо.По картине понятно, что художник знает и любит красоту русской зимы. Глядя на картину, я тоже ощущаю любовь к русской природе и желание оказаться в этом сказочно красивом лесу.
На картине «Зима в лесу» известного пейзажиста Шишкина перед нами предстаёт зимний лес.Тонкие деревья с причудливо изогнутыми ветвями тянутся ввысь. Их шершавые стволы местами укрыл снег, а ветки запорошило инеем. Снежок лежит везде, укрывает землю, пригибает к ней сухую траву. Лучи солнца освещают полянку. Погода ясная и морозная. Чуть правее лес уже не такой светлый. Его густая крона почти не пропускает свет. В центре картины, между деревьями можно пройти по прогалине к краю леса.Цветовая гамма пейзажа не очень разнообразна. Для изображения деревьев художник выбрал оттенки серого и коричневого, для снега — белый и сероватый, и лишь небо над лесом поражает своей синевой.Пейзажист очень точно отобразил красоту родной природы. Хочется смотреть на картину снова и снова!
4 класс
Одна из моих любимых картин Шишкина — «Зимний лес». Всегда потрясает в Шишкине, как он умел так рисовать природу, что создаётся полное погружение, ощущение присутствия, реальности происходящего! Никакой машины времени не нужно. Я уже там, смотрю на картину и явственно ощущаю себя в этом лесу, иду по этой заснеженной тропинке, дотрагиваюсь до ветвей в инее и чувствую, как с них сыпется снежок на мои ладони. Белый снег скрипит под ногами, а вокруг лишь голые шершавые стволы деревьев. Вдали, за лесом, виднеется прогалина, еще немного, и я уже выйду на полянку в сугробах. А над головой невероятно голубое небо. Как Шишкин умел так писать картины? Невероятно! Это под силу только гению. А какая красота! Обожаю лес, но лес под снегом — это нечто особенное, сказочное, волшебное. Любовь, с какой Шишкин относился в природе, передается и зрителю. Я восхищаюсь этой картиной и творчеством великого пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина в целом.
Вопросы по картине Зима в лесу Шишкина
- Что изображено на картине? (зимний лес)
- Что изображено на переднем плане? (стволы деревьев, покрытые снегом)
- Какая погода в этом зимнем лесу? (тихая, безветренная)
- Почему лес справа темный? (он густой, кроны не пропускают солнечный свет)
- Что мы видим в середине полотна? (прогалину)
- Что может находиться за лесом? (поле, луг)
- Как художник нарисовал небо? (использовал ярко-голубые оттенки)
- Что художник пытался передать зрителю? (красоту зимнего леса)
- Какие ощущения вы испытываете, глядя на картину? (гордость за русскую природу, восхищение, любовь к ней)
Не одно сочинение не обойдется без плана.
«Итальянский мальчик»
Иван Шишкин был самым просвещенным художником русского реализма, поэтому своим долгом считал изображать на полотне не только пейзажи, но и портреты, которых в коллекции живописца не так много. Однако талант автора от этого не становится меньше — стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Год написания портрета неизвестен, но, вероятно, Иван Иванович создал его в поздний период своего творчества. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
Сочинение по картине Зима Шишкина
Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения. Великий художник пейзажист, даже его фамилия говорит о его пристрастию к красоте окружающего мира. Эту композицию автор написал в 1890 году. Как и вся живопись творца, картина имеет свои характерные особенности и штрихи. Снежная мгла окутывает стволы деревьев, небесный свод и тонкую колею дорожного просвета. Больше всего поражает глубина изображения. Перспектива уводит далеко в сосновый бор, а темные текстуры лесной чащи скрывает истинную душу природы.
Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место. Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом. Сосновая роща состоит из сравнительно молодых деревьев, некоторые стволы повалены на землю, по всей видимости, еще до начала снегопадов, так как они равномерно укрыты снежным покрывалом. Острые ветви небольшого куста в левом углу, еще раз подчеркивают не рукотворное происхождение этого дивного места.
Картина изобилует красками, хотя на первый взгляд ее можно назвать черно-белой. Богатую палитру художник использует для оттенения и создания объемных образов. Деревья выполнены не только в черном цвете, но и нескольких оттенках коричневого и даже серого. Снег тоже не девственно чист. Здесь присутствуют различные цвета, в частности — желтый.
Невероятный реализм изображения в наше время можно было бы принять за фотокопию, но во времена художника такой техники еще не изобрели и люди полностью полагались на собственные силы и талант. Вот почему среди отечественных пейзажистов, Шишкин несет пальму первенства, как самый лучший рисовальщик.
3 класс, 7 класс
Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.
Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс
Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов
Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)
Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса
Пример 1
Иван Шишкин — знаменитый русский художник. Он знаменит тем, что рисовал невероятной красоты пейзажи. Я видела уже множество его картин. Каждая его работа казалась мне вовсе не картиной, а фотографией. Он настолько реально изображал природу, что даже не верилось, что это все просто сочетание красок!
«Зима в лесу» — одна из самых известных его картин. На картине изображена зимняя пора. Деревья, покрытые снегом, наклонены в разные стороны. Они будто образуют тропинку вдаль. Тропинка эта вся заснеженная. Ни одного человека, ни одной зверушки не прошлось по этой тропинке. Снег лежит на ней ровным слоем и не виднеется ни одного следа. Хочется пройтись по этой тропинке. Интересно, насколько глубокий там слой снега?
Наверное, на картине изображено позднее утро. Деревья с левой стороны освещены светом солнца. Оно уже высоко в небе. Вдали виднеется голубое небо. Хочется оказаться там и послушать звуки природы. Как хрустит снега под ногами и как поют зимние птицы.
Картины Шишкина всегда мне очень нравились. Я люблю долго их рассматривать и иногда представлять себя там, прямо в том месте, которое изобразил художник. И эта картина, под названием «Иней» мне тоже очень понравилась!
Вариант 4
Великий художник И. И. Шишкин на своей картине «Зима» изобразил великолепие зимней природы, в частности – лес, укутанный снегом. Видно, что могучим деревьям холодно, они стоят окаменевшими. Цвет стволов – черный, где-то просматриваются коричневые оттенки. Так автор выделил их на фоне белоснежного покрывала.
Молодым деревьям тяжело держать шапку снега. Ведь он лежит на каждой веточке, занимая предоставленное пространство. Маленькая птичка уселась на заснеженную веточку и пытается нам что-то рассказать.
Передний план полотна занят поляной, укрытой снегом. Раньше здесь тоже росли сосны, но от сильного ветра деревья упали на землю. Шел снег, и он их также укутал под свое покрывало.
Слева и справа – разный по густоте лес. По правую руку – очень густой и плотный, даже сквозь многочисленные ветви не может пробиться солнечный свет. Посреди виднеется белая полоса, сквозь которую просматривается голубое небо.
Зимний лес переполнен тишиной. Ничто не нарушает гармонию. Кажется, что здесь не ходят люди, не видно следов зверей. Полностью нетронутая природа. Сосны спят под снегом, и разбудить их сможет только весна.
Своей картиной И. Шишкин показал, как с помощью нескольких цветов и их оттенков создать неповторимый шедевр. Даже несмотря на то, что на полотне много белого цвета, оно не кажется суровым.
Вариант 6
Картину «Зима» И. И. Шишкин написал, будучи уже известным художником. Художник умело передал красоту дикой природы – перед нами нетронутый лес. Деревья никто никогда не прореживал. Видно, что некоторые от старости даже свалились на землю. Стволы настолько высокие, что нижняя их часть оголена, а верхушек и вовсе не видно – они выходят далеко за пределы картины.
Стоит хорошая погода. Не идет снег, не дует ветер. Светит солнышко. Об этом свидетельствует кусочек светлого неба, проглядывающий через просвет. Лес давно укутан снегом. Он прямо белоснежный. Именно это белизна и подкупает зрителей.
Глядя на снег без единого рисунка, кажется, что в лесу не живут животные. Только одна птичка расположилась на ветке, будто прилетела издалека и не знает, что делать дальше.
В центре – три огромных дерева. Рядом валяются другие сосны, поваленные ветром. Но природа позаботилась о том, чтобы им была замена – рядом растет молодняк. Задний план картины с правой стороны занимают густо растущие деревья. Слева – более редкий сосновый бор.
Картина привлекла своей интерпретацией. Автор не только показал могущество вековых сосен, но и обновление соснового бора. Процесс повторяется из года в год, один цикл сменяется другим. И так должно быть. Ведь природа, как и люди на земле, должны жить вечно, продолжая свой род.
Самые известные картины Шишкина
У великого пейзажиста Шишкина сотни произведений (рисунки пером, картины маслом, этюды, офорты). И в основном это виды лесов, полей, оврагов, рощ, а также озёр и рек в их окружении. Жанровых работ, портретов Шишкин писать не любил – в его галерее лишь несколько портретов первой жены (например, «Дама с собачкой, 1868). Редкие по своему появлению на полотнах люди изображались, как гости среди лесных и полевых просторов, маленькие и беззащитные на фоне богатырей-деревьев и природы-матери.
Наиболее знамениты картины Шишкина под названиями:
- «Дубы» (1865);
- «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872);
- «Рожь» (1878);
- «Дебри» (1881);
- «Лесные дали» (1884);
- «Святой ключ близ Елабуги» (1886);
- «Утро в сосновом лесу» (1889);
- «На севере диком…» (1891);
- «Дождь в дубовом лесу» (1891);
- «Корабельная роща» (1898).
«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Художник находился в бесконечных поисках той самой картинки, трогающей самые тонкие струны души.
На счастье, Россия всегда изобиловала такими видами, а мысли художника так крепко сплелись с глубиной и высью родного неба, и корни настолько прочно вросли в землю русскую, что он стал поистине величайшим её воспевателем. Недаром в опросе «Петербургской газеты» в 1893 году (№9 от 10 января) Иван Иванович Шишкин свой девиз сформулировал так: «Быть русским. Да здравствует Россия».
Пример 3
Сегодня я ознакомился с картиной великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу» или «Иней», на которой изображен зимний лес. Иван Иванович знаменит своим невероятным талантом изображения пейзажей на холсте. Одним из самых популярных творений этого художника является та самая картина, которую мы сейчас рассмотрим.
Лес, на иллюстрации, как и многие животные, «впал в спячку» на долгую, холодную зиму. Некоторые деревья, покрыты инеем, повалены друг на друга. Кажется, будто мы стоим на краю леса. Ещё чуть-чуть, и выйдем из него в бескрайнее заснеженное поле. Так же можно заметить, что лес будто бы разделен на две части: слева светлая сказочная сторона леса, а справа тёмная и неизвестная. Картина выполнена в нескольких тусклых цветах: белый, чёрный и серый. Разбавляет эти краски чистое голубое небо на заднем плане, которое указывает нам на то, что действие происходит днем.
Мне понравилась эта картина тем, что её хочется рассматривать, каждый раз замечая что-то новое, удивительное.
Сочинение по картине Зима Шишкина 6 класс
На картине И. Шишкина «Зима» изображен погожий день в зимнем лесу. Картина удивляет своим чётким изображением. Художник очень точно воспроизвёл мельчайшие детали зимней природы. Он использовал небольшое количество цветов и оттенков. Несмотря на это, лес выглядит живым и настоящим.
картина Зима Шишкина фото
В лесу очень красиво! Торжественный вид картине придаёт чисто-белый цвет свежего снега, укрывшего землю и ветви могучих лесных деревьев.
Этот лес хвойный. Это видно по пушистым заснеженным веткам. Лиственные деревья не смогли бы удержать так много снега на своих ветвях. Зимой у них совсем нет листвы. У этих деревьев редкая крона. Сквозь неё хорошо просматривается их тёмный ствол. Это, наверное, сосны.
Сосны в лесу уже немолодые. Деревья довольно высокие, стволы толстые, а их верхушек на картине вообще не видно. Они находятся где-то далеко за её пределами. Маленькие деревья в лесу есть, но их очень мало.
В центре картины изображены три взрослых дерева. Среди них на земле лежат несколько погибших сосен. Они, вероятно, упали во время сильного ветра. Но было это давно. Их длинные стволы и мощные корни почти полностью укрыты снегом.
Ещё несколько сосен в глубине леса завалились на соседние деревья. Они еле держатся и в любой момент могут рухнуть вниз. Это создаёт в лесу тревожную обстановку. По такому лесу спокойно не погуляешь, тем более что поваленные деревья превратились в тяжело преодолимую полосу препятствий.
Эта картина в полной мере позволяет насладиться красотами хвойного леса. Но, к сожалению, она не может передать ни запаха зелёной хвои сосен, ни свежести морозного воздуха, ни пения сидящей на дереве лесной птички. Не побывав в настоящем лесу, никогда и не узнаешь продолжение его давней истории.
«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе
С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы
Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей
Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея
Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.