«всё в прошлом» картина как напоминание

«всё в прошлом» картина как напоминание – ничто не вечно

Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор»

Уездный город, изображенный Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор», – это городок в глуши провинциальной России. «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь».

Жизнь в городке спокойная и нарушается только какими-нибудь местными неприятностями: подрались бабы на базаре, случилась за городом драка, а поехавший туда «для порядка» полицейский возвратился мертвецки пьян.

Город грязный, как только где-нибудь поставят памятник или просто забор, так тут же вокруг навалят «на сорок телег всякого сору». Он не благоустраивается, потому что чиновники разворовывают деньги, которые на это выделяются.

Городничий предупреждает, что церковь, на которую деньги были отпущены пять лет назад, «начала строиться, но сгорела». Он боится, что кто-нибудь, «позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась». Гарнизонные солдаты бродят одетые не по форме, полиция всем без разбора «ставит фонари под глазами: и правому, и виноватому».

Почему такая обстановка сложилась в городе? Местная власть – чиновники – заботится только о своем благополучии. Отсюда воровство, и взятки, и неправедный суд. Между собою они внешне приятели, но на самом деле завидуют друг другу и злословят потихоньку. Сплетничают не только дамы, которые стараются перещеголять других нарядами и «тонкостью обращения».

Главные сплетники города – помещики Добчинский и Бобчинский. Они без устали разносят по городу новые сплетни. Все всё обо всех знают: кто ходит к чужой жене, кто сколько проиграл в карты, кто что прислал Городничему в подарок.

И многие жалуются на обиды Хлестакову, видя в нем ревизора и защитника, а Земляника готов и донос написать о вольнодумстве смотрителя училищ и о грехах своих сослуживцев. Из жалоб жителей Хлестакову ясно, что те, у кого нет власти и денег, в этом городе должны терпеть и поборы, и унижения.

У слесарши не по закону взяли в армию мужа, потому что другие откупились. Унтер-офицершу не по закону высекли. Купцов сажают под арест, таскают за бороду, если они мало дали денег и подарков Городничему.

Если в городе несправедливая и корыстная власть, то какой может быть в нем порядок? В нем царит произвол и беззаконие, и так было по всей России. Понимая это, Николай I был возмущен пьесой Гоголя. Ведь в комедии «Ревизор» в жизни уездного городка отразилась жизнь всего государства.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», – так писал Н.В. Гоголь об авторском замысле своей комедии. Поэтому его уездный город – это обобщение, собирательный образ всей России.

Какие порядки царят в уездном городе? Власть принадлежит чиновникам и Городничему, и они всячески злоупотребляют ею в свою пользу. Для них невозможна служба только за жалованье: ведь умные люди не могут «пропускать того, что плывет в руки». Жалуясь на «недостаточность состояния» и на то, что «казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар», Городничий оправдывает взятки.

Не отстают от него и чиновники. Ляпкин-Тяпкин считает, что брать взятки «борзыми щенками» – «это совсем другое дело», и даже открыто всем это говорит. Купцы жалуются Хлестакову на угнетение и произвол Городничего, на его откровенное вымогательство: «Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает».

А ворующего полицейского Городничий упрекает только за то, что он «не по чину» берет. Люди совершенно не защищены от произвола власти и беззакония. Мужа слесарши Пошлепкиной незаконно взяли в солдаты. Городничий убедительно доказывал законность этого: «Он вор; хоть он теперь и не украл, да все равно украдет, его и без того на следующий год возьмут в рекруты».

Настоящая же причина в том, что все другие откупились. Арестантам не выдают провизии. Больные в богоугодном заведении походят «на кузнецов», а врач – немец и «по-русски ни слова не знает». Простой человек «если умрет, то так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» – зачем же его лечить? Унтер-офицерская жена высечена, несмотря на недопустимость применения к ней телесных наказаний.

Картина Максимова Все в прошлом, сочинение

Одним из величайших произведений искусства можно смело назвать картину Максимова Все в прошлом. Смотреть на нее можно бесконечно, постоянно замечая все новые и новые детали. Попробуем в сочинении по этой картине разобраться, почему художник назвал свое творение именно так и что он при этом хотел показать зрителю.

Максимов: картина Все в прошлом

Как мы знаем из уроков обществознания, картина Максимова была создана художником в 1889 году. На холсте автор изобразил характерную для того времени усадьбу дворян. Состояние ее явно запущенное. Около дома видно двух женщин. Одна из этих старушек – уже успевшая разориться помещица, а вторая – служанка.

В тот временной промежуток разрушающиеся усадьбы дворян на Руси встречались довольно часто. Художнику удалось максимально точно, детально передать тогдашнюю картину всего происходящего на холсте.

Описание картины Максимова Все в прошлом

Описать картину Максимова в двух словах невозможно. Пожалуй, получится целый рассказ на эту тематику. Можно даже придумать целый диалог по этой картине. На ней отчетливо видно двух уже не молодых женщин. Служанка при этом сидит на крыльце возведенного из дерева сооружения, которое ранее было предназначено именно для прислуги. Сейчас же в этом небольшом домике живет и барыня.

Также на холсте изображена сама помещица. Она сидит в достаточно высоком, но старом кресле. Ее грациозная, уверенная поза, невероятно красивая одежда явно указывает, что ранее это была уважаемая, обеспеченная дама. На женщине надето коричневое платье, видна накидка, которую по краям обшили мехом. На голове барыни белый чепец, который украшает бант зеленого цвета. В ногах, а также за спиной у помещицы лежат подушки. Рядом же с креслом размещена трость изогнутой формы.

Смотря на картину В. М. Максимова Все в прошлом можно предположить, что помещица уже успела насладиться чашечкой чая, который она привыкла пить по утрам, а теперь предалась воспоминаниям. Глаза у нее полузакрыты, что указывает на то, что женщина призадумалась о чем-то. Поблизости размещен компактный столик. Его совсем не давно накрывали к завтраку.

Отдельного внимания на картине художника Максимова Все в прошлом заслуживает служанка. Это ничем не примечательная старушка. Видно, что она из простых людей, трудится с самого утра и до позднего вечера. Даже сейчас, после завтрака, она не отдыхает, как барыня, а вяжет. На ней самая обычная деревенская одежда. На женщине серая неприметная кофточка с длинными рукавами, юбка в пол и фартук. Волосы покрывает платок. За спиной служанки видно красивое разноцветное покрывало.

Поблизости виден пес, примостившийся на тропинке. Вдали виднеется барский дом. Правда, он к этому моменту уже наполовину разрушен. Крыша там явно прогнила, виднеются даже дыры. На втором этаже отчетливо заметно, что окна уже давно разбиты. На первом же их заколотили досками. На то, что ранее это строение было величественным, указывают лишь колонны. Они выступают в качестве опоры балкона, расположенного в верхней части здания. Когда-то усадьба была красивой, но сейчас она явно запущена.

Описание картины Максимова будет не полным, если не упомянуть об изображенной на холсте природе. Любоваться ей можно бесконечно. Через открытое настежь окно в помещение попадает приятный весенний аромат. Где-то далеко, на бесконечном голубом небе виднеются легкие белоснежные облака. Если присмотреться, можно увидеть прилетевших птиц, также указывающих на то, что картина рисовалась в весенний период, когда распускаются и благоухают цветы. За домом же виднеется сирень, радующая взор своим цветением.

Почему картина Максимова называется Все в прошлом

В завершение следует разобраться, почему Маслов назвал картину Все в прошлом. Полотно буквально пронизано ностальгией. Героини, которые на нем изображены, живут воспоминаниями. Жизненные тяготы уже остались позади, их не беспокоят хлопоты и переживания. Единственное, что им теперь, по сути, остается – это наслаждаться спокойствием и тишиной, вспоминать о том, как они жили раньше и радоваться, что им посчастливилось увидеть еще одно весеннее утро.

Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ? это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I.

Писатель вспоминал впоследствии: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В.

Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ? это художественное произведение, и его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысливает факты через художественный вымысел.

Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30 х гг. XIX в. превратился в символ самодержавной России.

С несправедливостями, иначе говоря, с казнокрадством, произволом и беззаконием, творимыми в городке, мы сталкиваемся уже с первого действия пьесы. Люди, которым доверена вся полнота власти, сплошь оказываются мошенниками и ворами, меньше всего пекущимися о процветании своего города и благополучии его жителей.

Действуя по принципу «хватай все, что плохо лежит», они не испытывают ни малейших угрызений совести. Некоторую жизненную философию этих чиновных воров с наглой искренностью формулирует городничий: «Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких нибудь грехов.

Это уже так самим Богом устроено…» Вот и присваивает Антон Антонович Сквозник Дмухановский с легкостью казенные денежки, как это случилось, например, с суммами, отпущенными на строительство церкви, не гнушаясь, впрочем, и более скромными поборами с купцов. Под стать городничему и другие «отцы города».

Воспитанием юношества, как можно понять, занимаются тупые люди, многие из которых, мягко говоря, не в своем уме, однако смотрителя учебных заведений Луку Лукича Хлопова это не особенно беспокоит. Почтмейстер с утра до вечера придается своему любимому занятию, вскрывая чужие письма. А на улицах города, как признает сам городничий, ? «кабак, нечистоты», арестантам не выдают провизии и так далее.

Картину «правящей верхушки» дополняют два городских помещика, два болтуна, Бобчинский и Добчинский, вся жизнь которых проходит в беготне по городу и пересказе новостей и сплетен, за что получают они (в предпоследней сцене) красочную характеристику: «трещотки проклятые», «сороки короткохвостые». А на нижней ступени административной лестницы действуют помещики? Свистунов, ворующий серебряные ложки и «не по чину берущий» взятки; Держиморда, дающий волю своим кулакам и «для порядка» «всем ставящий фонари под глазами? и правому и виноватому».

А жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Марья Антоновна, провинциальные кокетки, являются воплощением той умственной пустоты и нравственной пошлости, которыми характеризует Гоголь женское общество в уездной жизни.

Ничуть не лучше и рядовые жители города, начиная с купцов, направляющихся к Хлестакову с богатыми дарами, чтобы задобрить высокого столичного гостя, и кончая унтер офицерской вдовой, по ошибке высеченной полицией.

Она хоть и является лицом пострадавшим, не вызывает к себе ни малейшего сочувствия. Ведь приходит эта «жертва произвола» с жалобой на городничего вовсе не за тем, чтобы восстановить справедливость или защитить свое человеческое достоинство.

2 вариант

Художник Василий Максимович Максимов создал на своем холсте потрясающую картину, которая погружает нас в российскую деревню XVIII века, названную «Всё в прошлом». Каждая деталь на этой картина настолько точно изображена, что заставляет верить, будто прошлые годы оживают прямо перед нашими глазами. Великолепие этой работы заключается в том, что она показывает различие в жизни богатых и обычных крестьян, которые, возможно, соседствовали друг с другом во времена помещиков.

На улице царит теплая весенняя погода. На заднем плане виднеется покосившееся здание с заколоченными окнами, которое когда-то было роскошным поместьем. Вокруг него неухоженные кусты и заброшенные клумбы. Рядом с этим поместьем лежит высохшее дерево, никому не нужное и не тронутое. У прекрасного деревенского дома сидят две пожилые женщины. Одна из них занимает место на старом, дорогом кресле рядом с цветущим кустом сирени. Под ее спиной – большая подушка, а под ногами – небольшая красная подушечка. Ее высокомерная поза свидетельствует о прежнем высоком положении, возможно, она была хозяйкой этого поместья, которое видно на заднем плане. Ее одежда и накидка с мехом напоминают наряд барыни. Хотя время уже потрепало ее одежду, она все равно сохраняет свое благородство.

На ступеньках деревенского дома сидит еще одна пожилая женщина. Видимо, она была служанкой барыни. Ее одежда старая и простая. Она сидит тихо, с грустным выражением лица, занимаясь какой-то работой вязания. Всегда занятая служанка, привыкшая работать с утра до вечера, не может оставаться без дела даже в такую солнечную и теплую погоду. Между ними стоит небольшой столик, покрытый дорогой, но уже старой скатертью. На столе стоит всего одна фарфоровая чашка. На крыльце виднеется самовар и кружка служанки. Даже старость не способна сблизить барыню и ее преданную служанку, несмотря на то, что они живут вместе в домике служанки, охраняемым верным псом. Этот пес и старуха-крестьянка служили своей барыне верой и правдой много лет. Очень четко видна дорожка, ведущая к старому поместью. Похоже, что по этой тропинке они часто гуляют. Вероятно, старая барыня часто прогуливается по ней и вспоминает свое прошлое. Воспоминает, как устраивала прекрасные балы и как весь мир вращался вокруг нее.

Картина пронизана воспоминаниями о прошлой жизни. Тишина и спокойствие наполняют жизнь этих двух старушек из разных социальных сфер. Она показывает, что все в жизни временно. Нас она учит не сожалеть о прошлом, а лучше наслаждаться каждым новым днем.

Сочинение по картине Максимова Все в прошлом 6 класс

Картина «Все в прошлом» была написана Максимовым в 1889 году. На ней изображена дворянская усадьба того времени в запущенном состоянии и две ее представительницы — разорившаяся помещица и ее служанка. В то время нередко на Руси можно было встретить брошенные и разрушающиеся дворянские поместья. Художник очень удачно сумел эту тему передать на художественном полотне.

На переднем плане мы видим двух женщин преклонного возраста. Служанка сидит на крыльце небольшого бревенчатого дома, который раньше предназначался для прислуги. А сейчас здесь вынуждена жить и сама барыня. Помещица восседает на старом высоком кресле.

О том, что раньше это была богатая и знатная женщина, мы можем судить по ее величественной позе и красивой одежде. На ней длинное светлое платье коричневого оттенка, темная накидка, обшитая по краям мехом, а на голове — белоснежный чепец, украшенный маленьким зеленым бантом.

За спиной и в ногах у нее подушки. Рядом с креслом находится дорогая изогнутая трость. Старая барыня недавно выпила свой утренний чай и сейчас предается воспоминаниям. Об этом можно судить по ее полузакрытым глазам.

Небольшой столик с резными ножками, который был накрыт к завтраку, стоит прямо на земле с левой стороны от нее.

Служанка ее — обычная деревенская старушка из простого народа, привыкшая трудится с утра и до вечера. Она и сейчас сидит что-то вяжет. На ней обыкновенная крестьянская одежда: серая кофта с длинными рукавами, длинная темная юбка, фартук и платок на голове. Рядом с ней на ступеньках стоит самовар и большая кружка с блюдцем. За ее спиной на перилах висит красивое цветное покрывало.

Недалеко от старух на тропинке лежит пес. Сразу за домом растет большой куст сирени.

А на заднем плане мы можем увидеть барский дом в полуразрушенном состоянии: крыша прогнила, кое-где сверху видны дыры, окна второго этажа разбиты, а внизу заколочены досками.

О былом величии дома можно судить только по колоннам, на которые опирается балкон верхнего этажа. Некогда красивая усадьба находится в запущенном состоянии. Некому даже убрать упавшее дерево.

Хотя обстановка на полотне унылая, но все-таки картина вызывает живой интерес у зрителя и заставляет задуматься о жизни в то время богачей и простого народа в помещичьей России.

Описание картины Все в прошлом Максимова

«Все в прошлом» — картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд. Многочисленные детали явно притягивают, хочется искать глазами все новые и новые поразительно четко и красочно изображенные фрагменты картины.

На первом плане сразу можно заметить двух женщин старше преклонного возраста. Они вышли на дневную прогулку, любуются красотой окружающего, проникаются приятной теплотой и свежестью весны.

Старушка, сидящая в кресле, совсем расслаблена, пристроив рядом свою трость, она может полноценно отдохнуть. На её лице виднеется легкая, но искренняя улыбка. Становится ясно, что её мысли в этот момент погружены во что-то радостное, успокаивающее.

Возможно, она вспоминает, как будучи юной девицей, гуляла, наслаждаясь подобной погодой.

Настроение второй женщины явно более задумчивое и скупое на эмоции. Она занята вязанием, сидя на ступеньках. Скорее всего, её судьба, как прислуги и помощницы, была более тяжелой, чем госпожи в кресле. Рядом с вязальщицей стоит самовар и чашка с блюдцем для чая.

Природой, написанной художником на картине, можно любоваться беспрерывно. Открытые нараспашку окна дома показывают, как аромат весны и распустившихся цветов проникает повсеместно.

Вдалеке, на нежно – голубом небе с легкими белокрылыми облаками, едва заметны прилетевшие птицы. На заднем плане присутствует еще один дом, но, по всей видимости, уже не жилой, а заброшенный.

Ясно, что когда-то это было статное здание с колоннами и чудесным балконом.

«Все в прошлом» — так звучит название картины В.М. Максимова, от и до пронизанной приятной ностальгией. Да, действительно, все жизненные трудности, переживания и хлопоты уже не тревожат персонажей, изображенных на полотне. Им остается только наслаждаться тишиной и спокойствием, тешить свою душу теплыми воспоминаниями и удивляться каждому новому весеннему утру.

История[ | ]

С 1863 года Василий Максимов учился в Академии художеств в Петербурге, а в 1866 году переехал в деревню Шубино, расположенную в Корчевском уезде Тверской губернии, где работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых. На художника произвела большое впечатление богатая обстановка графской усадьбы, наряду с рассказами о былом величии и о том, что теперь всё идёт к упадку. По словам его дочери Ариадны Максимовой-Скалозубовой, именно там, в Шубино, в 1866 году у Василия Максимова «…зародилась мысль о картине „Всё в прошлом“, которую он вынашивал почти 30 лет».

В тех же краях Максимов познакомился со своей будущей женой — Лидией Александровной, дочерью статского советника (впоследствии действительного статского советника) Александра Александровича Измайлова и его жены Надежды Константиновны Измайловой, которой принадлежала небольшая усадьба Любша, расположенная на берегу реки Волхов (в настоящее время место, где располагалась усадьба, входит в состав деревни Сельцо-Горка). Максимов, по его собственным воспоминаниям о Лидии Александровне, «полюбил эту дивную девушку, полюбил страстно, свято». Они обвенчались 29 января 1868 года.

Александр Александрович Измайлов скончался в 1877 году, а в 1885 году умерла Надежда Константиновна, и семья Максимовых получила от неё по наследству усадьбу Любша. Ариадна Максимова-Скалозубова писала: «Любша — это маленькая усадьба на правом, крутом берегу Волхова. Старый дом с черёмухами под окнами. Большой запущенный сад спускался с горы к берегу, обнесённый обломками плит и частоколом, с глубоким колодцем внизу сада, под тенью вековых елей, с липовой аллеей, кустами сирени, роз и акаций, малины, крыжовника, смородины». Сад этой усадьбы и послужил декорацией для картины, задуманной много лет назад, а прототипом барского дома стал соседний дом, принадлежавший помещице Богдановой. Этот дом изображён на этюде, который, по-видимому, был создан художником в начале 1880-х годов, а впоследствии находился в собрании А. В. Максимовой-Скалозубовой.

Этюд к картине «Всё в прошлом», масло, 1880-е

Первый живописный эскиз к будущей картине появился в 1885 году, а в последующие два года Максимов был занят обустройством усадьбы. К 1887 году была закончена постройка жилых комнат и мастерской художника, которая также располагалась в усадебном доме. В том же году Максимов отпраздновал новоселье, а вскоре написал картину на связанный с этим сюжет, которая так и называлась — «Новоселье». По-видимому, после её окончания художник принялся за создание нового полотна — «Всё в прошлом», над которым он работал в 1888 и 1889 годах. Для этой картины Максимов написал ряд пейзажных этюдов. Среди его пейзажей, относящихся к этому времени, — «Закатный пейзаж» (1888), который находился в Третьяковской галерее, а затем через Государственный музейный фонд был передан в Златоустовский городской краеведческий музей.

В письме к Павлу Третьякову от 14 января 1889 года Максимов называл свою новую картину «Забытая усадьба» — он писал: «С радостью жду посещения моей утлой мастерской собратьями по кисти, что-то скажут о моей „Забытой усадьбе“?» Но три месяца спустя, в письме к Третьякову от 8 апреля 1889 года, Максимов уже использовал название «Всё в прошлом», которое с тех пор и закрепилось за этой картиной.

В письме к художнику Илье Остроухову от 5 декабря 1895 года Максимов так рассказывал о создании этой картины: «Дом и весь пейзаж мною сочинены были раньше, чем я обработал фигуры, над поворотами которых я долгонько мозговал и додумался только уже в самой картине, обрабатывая её углём. Костюм весь и вся обстановка были у меня в запасе как наследие моей тёщи, франтихи-профессорши сороковых годов».

Картина «Всё в прошлом» была закончена в 1889 году и представлена на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге и Москве. В том же 1889 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.

После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня. Чтобы свести концы с концами, он многократно повторял эту картину, которая всё ещё пользовалась популярностью — всего было написано более 40 авторских повторений.

Русская живопись. Художник Максимов Василий Максимович. Биография. Картины

Представитель жанровой живописи. Окончил Петербургскую Академию художеств. Отказался от конкурса на Большую золотую медаль, так как был против заграничной поездки, считая, что прежде всего обязан изучить жизнь в российской глубинке. Основная тема творчества художника – описание жизни русской деревни и быта крестьян. Просмотреть картины Максимова

Биография и творческая деятельность

Русский художник Василий Максимович Максимов родился 17(29) января 1844 года в деревне Лопино, близ Новой Ладоги в крестьянской семье. Рано остался сиротой, после чего в 1855 году пошел обучаться в иконописную мастерскую в Петербурге, где получил первые уроки живописи.

В 1863 году Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств. С 1864 года стал членом Художественной артели П.А. Крестоносцева, которая просуществовала немногим более года. В этот период Максимов написал картину «Больное дитя» (1864), которая была удостоена золотой медали Академии Художеств «за экспрессию».

Окончив Академию Художеств в 1866 году, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, получив звание классного художника 3-й степени. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

Максимов отправился в Тверскую губернию в деревню Шубино. Там он устроился на должность домашнего учителя рисования в имение Голенищевых-Кутузовых. Летом 1866 года художник совершил путешествие по Волге, которое оставило массу ярких впечатлений о русской деревни. Его картина «Бабушкины сказки», написанная в 1867 году, показанное на выставке ОПХ, была премирована и куплена Третьяковым для картинной галереи.

Наиболее ярко талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», написанной в 1875 году. В этом произведении с множеством персонажей, отмечено глубокое знание быта крестьян. Образы жениха и невесты, колдуна, выразительные типы стариков, написанные с конкретных людей, характеризуются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».

После художник продолжил близкую для него тему быта русской деревни. В эти годы Максимов написал серию картин, посвященных жизни крестьян: «Слепой хозяин» (1884), «Бедный ужин» (1879), «Аукцион за недоимки» (1880), «Лихая свекровь» (1893), «Заем хлеба» (1882), «У своей полосы» (1891). В картине «Больной муж» (1881) он изобразил больного деревенского мужика и его несчастную жену, склонившуюся у икон.

В произведении «Семейный раздел», написанном в 1876 году, Максимов изобразил дележ имущества между родными братьями, показав разложение патриархального быта в пореформенной деревне, где с одной стороны господствует алчность, а с другой — беззащитность и кротость. Наиболее сильно это выразилось в противопоставлении женских образов: обездоленной младшей невестки и жадной и вздорной жене старшего брата.

В 1872 году Максимов принят в ряды Товарищества передвижных художественных выставок. На первой передвижной выставке художник все свое творчество посвятил изображению простого народа.

Среди наиболее значительных произведений Максимова стоит отметить картину «Всё в прошлом», написанную в 1889 году. В этой картине видны ностальгия по дореформенным временам, мотив вымирающих «дворянских гнезд». Здесь изображена сцена в заброшенном поместье, с заколоченным барским домом, теперь лишь напоминающем о лучших временах бывшей хозяйке, перебравшейся в крестьянский домик, которая отдыхает в кресле под его окнами вместе со старой крестьянкой. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

После этого в жизни Максимова наступает период угнетающей нужды и лишений. Художник продолжал рисовать сцены крестьянского быта и почти не находил заказчиков и покупателей. Незадолго до смерти Максимов начал картину «Прощеное воскресенье», но так ее и не успел закончить: бедность и болезни сломали художника. Он умер 18 ноября (1 декабря) 1911 года. Однако в истории русской живописи Максимов навсегда займет достойное место как «летописец» крестьянской жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: