Одиночество Печорина
Герой всячески пытается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь, и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, возникла именно из-за того, что герой отгородился от людей, оставив в кругу своих интересов только свою личность. Печорин, может быть, смог полюбить людей, обрести настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая уединение.
Так Печорин был создан компанией. Он сам об этом говорит, разговаривая с Максимом Максимыч или Марией. Но в конце концов Пекорин стала человеком, который закрыл свою душу от всего хорошего и хорошего, что могло в ней поселиться. Об этих людях можно только пожалеть, ведь с таким циничным характером добиться счастья просто невозможно. Каждый человек — хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись искренне и надолго испытывать чувства, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.
Характеристика Печорина
Григорий Печорин — персонаж нейтральный, его сложно назвать положительным или отрицательным героем. Легко осудить Григория, не понимая причин того или иного действия. Михаил Лермонтов придумал неоднозначный образ Печорина не для насмешек и не как пример «правильного поведения». М.Ю. Лермонтов отразил в молодом человеке образ представителей того поколения, чтобы он мог ответить на вопрос: что социальная структура сделала с личностями той эпохи?
Читая роман, складывается мнение, что душа героя состоит из противоречий. Перед нами мальчик более двадцати лет, офицер Российской Императорской Армии, первое, что бросается в глаза, — это его внешний вид — умный, красивый и довольно опрятный человек, производящий на окружающих приятное впечатление и обладающий доверием. Григорий Александрович был в хорошей физической форме, весь день не уставал охотиться. Григорий тоже ценил одиночество, он часто любил одиночество.
Оценивая моральные качества и характер героя, нельзя не удивляться тому, как контрасты и противоположные взгляды сливаются в одно. На одной стороне персонажа: рассудительность, рассудительность, не по годам мудрость. С другой стороны, эгоизм и склонность к самооценке, нежелание развивать хорошие качества. Перед нами предстал человек, умеющий отстаивать свою позицию, принимать непростые решения. Что касается любви, то персонаж, не способный на высокие чувства и самоотречение, берет от жизни то, что хочет и когда хочет. Ни капли не задумываясь о последствиях. Мы помним холодное, даже бездушное отношение молодого офицера к полюбившемуся ему Максиму Максимовичу.
Образ Григория Печорина собирательный, отражающий взгляды целой эпохи сломанных человеческих судеб. Этих людей заставляли подчиняться прихотям, мнениям, устоям, принятым в обществе того времени, все эти личности вроде бы разделены на два лагеря: какая природа их создала и какое общество их создало. В этом причина противоречий в душе самого Григория.
Я считаю, что М.Ю. Лермонтов хотел показать своим читателям, как ужасно быть морально парализованным человеком. Грегори, как он бы назвал себя в современном мире, обладает двойственной личностью, с которой невозможно справиться в одиночку.
Герой романа «Еще один человек». Доказательством этих слов является рассказ «Княжна Марья», в котором юноша дает объективную оценку всем своим действиям: «Моя душа развращена светом». Женщины играют огромную роль в жизни героя, помните его трепетное отношение. Как он рыдал от своей беспомощности, что не мог помочь Вере, а своей искренностью по отношению к княжне Марии: это позволило ему проникнуть в ее душу, объяснив причину и суть ее поступков. Правда, это был ее хитрый план, чтобы пробудить в ней сострадание и через сострадание любовь. Только сам Григорий ее не любил, может, от скуки придумала. Печорин принес несчастье всем героям романа, но сам не стал счастливым.
Подведем итоги жизни героя романа. Человеку с характерным характером очень сложно ужиться в обществе. Вы должны уметь соглашаться с самим собой. Трагическая судьба Григория Печорина — отличный пример того, кем быть не должно.
Позиция Печорина
Герой изображает циничного человека. Он гордится своим взглядом на жизнь, не испытывает угрызений совести из-за того, что причиняет боль другим людям. Он превратился в морального калека и полностью этим занимается. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин за то, что они не любят, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно должен стать рабом другого.
В редкие моменты, когда Печорин легко открывает людям свою душу, это говорит о том, что его нужно пожалеть. Герой видит, что он причиняет боль другим людям, что по его прихотям судьбы ломаются, рассыпаются и заканчиваются жизнью. Для других проявите к этому безразличие. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.
Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе
Григорий Печорин — главный герой известного психологического романа М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова. Его образ сложен и неоднозначен, литературных героев, таких как Григорий, принято анализировать, сравнивать и характеризовать не только в контексте литературных произведений, но и в историческом контексте.
Григорий Печорин стал своеобразным воплощением целого поколения людей 19 века, вокруг него было много споров и дискуссий
Сам император и реакционные журналисты отрицательно отзывались о творчестве Лермонтова в целом и о главном герое, ожидая в нем проявления тех же революционных нот, которых так важно было избежать. Среди широкой публики появление еще одного героя из разряда «лишних людей» вызвало неоднозначную реакцию
Кто-то мог понять Печорина, кто-то отверг его как эгоистичного, злого и самодовольного человека.
Но почему для самого Григория было так важно поддерживать с ним связь и находить общий язык? Что такого привлекательного в ее имидже? Чтобы ответить на вопрос, стоит обратиться к сюжету спектакля «Герой нашего времени» и для начала вспомнить «худшие» действия Печорина и дать их характеристику. Уже в главе Белы Григорий Александрович показывает свою природу: он похищает девушку, силой обосновывается в себе и ради самой авантюры крадет лошадь у Казбича и разоблачает еще совсем юного глупого Азамата, брата Белы
Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На воде Григорий пытается развеять скуку, соревнуясь с Грушницким за сердце юной княгини Марии. Герою плевать на последствия своих действий, он даже готов стать виновником любовной трагедии и душевного срыва Марии на фоне ее безответной любви к Печорину и гибели Грушницкого. Для Григория важны только его интересы, что он еще раз демонстрирует в отношениях с Верой. Он знает, что женщина до сих пор любит его так сильно, что он не может забыть, несмотря на все страдания, которые причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой только усиливает страдания, снова пытаясь возобновить с ней отношения
Уже в главе Белы Григорий Александрович показывает свою природу: он похищает девушку, силой обосновывается в себе и ради самой авантюры крадет лошадь у Казбича и разоблачает еще совсем юного глупого Азамата, брата Белы. Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На воде Григорий пытается развеять скуку, соревнуясь с Грушницким за сердце юной княгини Марии. Герою плевать на последствия своих действий, он даже готов стать виновником любовной трагедии и душевного срыва Марии на фоне ее безответной любви к Печорину и гибели Грушницкого. Для Григория важны только его интересы, что он еще раз демонстрирует в отношениях с Верой. Он знает, что женщина до сих пор любит его так сильно, что он не может забыть, несмотря на все страдания, которые причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой только усиливает страдания, снова пытаясь возобновить с ней отношения.
Несомненно, Григорий Александрович понимает ужас своих поступков, осознает, что заставляет людей страдать, а сам истощается своей душевной неполноценностью и эгоизмом (напомним, критик Г.В. Белинский охарактеризовал его как «страдающего эгоиста»). При этом герой ничего не может поделать со своей неполноценностью, он сам задается вопросом, что в нем привлекает людей, хотя в глубине души понимает причины. Вера тоже понимает эти причины, как сказано в ее прощальном письме:
Несмотря на то, что героиня объясняет только привлекательность Григория для женского общества, ее слова в отношении друзей Печорина частично верны: «никто не знает, как лучше использовать их достоинства». Григорий умен, образован, смел, интересный собеседник, страстен, а значит, способен стать отличным сообщником и помощником своих сверстников
Печорин умеет слушать и говорить, умеет быть независимым от общественного мнения, что привлекает к себе внимание и вызывает уважение к Григорию среди людей, в чем-то он на него похож
Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь имеет нездоровые причины и проявления, ранит тех, кто ее переживает, и быстро затухает после более интимного знакомства или перерастает во что-то пугающее и травмирующее, как это бывает с чувствами Веры и Марии. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но им его делает не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти его душат.
Персонажи
- Григорий Александрович Печорин — молодой офицер, прапорщик, умный, образованный, с противоречивым характером, разочарован в жизни и ищет от неё острых ощущений
- Максим Максимыч — армейский штабс-капитан лет пятидесяти, холостяк, добрый, простой и честный человек; товарищ Григория Печорина по службе на Кавказе
- Бэла — младшая дочь горского князя, молодая, красивая, гордая и сильная, но кроткая, любила Григория Печорина
- Казбич — храбрый, лихой и жестокий горец, любит Бэлу
- Азамат — сын горского князя, брат Бэлы
- Мери Лиговская — княжна, дочь княгини Веры Лиговской; холодная светская дама, одновременно чувствительная и ранимая натура, способная на сильные чувства
- Вера Лиговская — княжна, мать Мери, замужняя дама, тяжело больна, искренняя и нежная, давняя любовница Печорина которая по настоящему любит его
- Грушницкий — юнкер лет двадцати, небогатый дворянин, мстительный, трус, клеветник и интриган; сослуживец Печорина
- Вернер — доктор, невысокий, худой и хромой, внешне непривлекательный, саркастичный и безразличный, но умный и обаятельный; приятель Печорина
- Вулич — офицер, поручик, сослуживец Печорина, высокий смуглый брюнет, замкнутый, азартный, хладнокровный и отважный человек
Рассуждение по произведению
Если жизнь это последовательность противоречий между сердцем и разумом, то кто же тогда управляет человеком злой рок или он сам? Такой вопрос должен задавать себе главный герой произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Весь роман представляет собой группу историй, посвященных главному герою. Хотя это не полная его биография и многих данных о герое нет. Например, неизвестно, как он попал на Кавказ. Тем не менее у читателя есть много литературного материала, позволяющего оценить сложность и противоречивость его судьбы.
Сложные ситуации не делают Печорина сильным, не закаляют его характер. Не приводят к осознанию ценности жизни. Тем не менее его самоуверенность, вера в собственные силы, и даже пренебрежительное отношение к року, позволяют ему избегать гибели.
Отличным примером данного факта является его поведение перед дуэлью с Грушницким. Он думает: “Может быть, я завтра умру!”. Но эта мысль не тревожит его долго. Сам себе Печорин признаётся, что думать так смешно и крайне обидно. Такая самоуверенность в конечном счёте и спасает ему жизнь, в то же время приводит к гибели его противника.
Другим вызовом рока для нашего героя становится встреча с Вуличем, который тоже может избегать хитрых ловушек судьбы и кажется, что в нём заложена сила, влияющая на судьбу. Но вот как только, он расслабляется, то погибает он руки обычного, да ещё и пьяного казака. И выходит, что рок его всё же настигает. А окружавшие его люди говорят: “Так у него на роду написано”
Повлияло ли это на понимание предопределённости жизни Печориным? Думаю да. Сам он называет себя “топором в руках судьбы”. В романе он рассказывает, что все его неприятные черты характера являются результатом внешней среды. Он говорит: “Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых там не было; но их предполагали — и они родились”.
Таким образом, роль и место Печорина в обществе была запланирована средой ещё с далёкого детства. Долгие годы он, будучи ребёнком и подростком, шёл и развивался в этом направлении. Тем не менее будучи офицером, в тот момент когда мы с ним знакомимся, у него возникает желание выйти из того замкнутого круга в который он был помещён с детства. Поскольку достойных примеров перед ним не было, он действовал так как считал нужным в данный, конкретный момент времени.
Поэтому, все поступки нашего героя романа словно направлены на проверку теории может ли человек противится своей участи. Однако, такие рискованые испытания судьбой рано или поздно заканчиваются плохо, что и случилось с Печориным.
Другие сочинения:
Понимание проблемы судьбы Печориным
Относится он к этой теме с глубоким интересом. В личном дневнике герой сам себя называет «топор в руках судьбы». Это означает, что Печорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, потому что он считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом или, точнее, дирижёрской палочкой в руках умелого и всемогущего правителя.
Назначая себе такую судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и верит, что, причиняя вред другим, он как бы вершит месть за их злодеяния. Поэтому герой считает себя полубогом, рассчитывающим на что-то большее, чем обычный смертный.
Такое восприятие Печориным своей важности подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно важной для людей через семьдесят лет после публикации романа М. Ю
Лермонтова. Но писатель, обгоняя время, придумал такой образ «будущего супермена»: героя, не стыдящегося своих плохих мыслей или поступков и пытающегося обмануть судьбу.
Как стало понятно, именно уверование в свою участь и желание испытать себя приводят Печорина к тому, что он поступает аморально, а ведь свершенные им вещи совсем ему даже неинтересны:
- Начинает докучать Мери, а после делает так, чтобы девушка влюбилась в него.
- Издевается над Грушницким, что заканчивается печально для юноши.
- Подначивает Азамата, брата Бэлы, украсть сестру и тем самым позабавиться и многое другое.
При этом случается, что жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что побежден злым роком. Вот как он повествует о таких жизненных противоречиях: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их — меня ставили ниже
Бывает и так, что Печорин винит не себя за плохие поступки, а судьбу. Он считает, что именно она причина всех проблем, которые с ним произошли. Все волнения Печорина, связанные с проблемой судьбы заканчиваются в последней части произведения, которая называется «Фаталист». Она до сих пор остается непонятной литературным критикам. Связано это с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Она помогает выяснить, в чем заключается проблема жизни человечества.
Роль Предисловия
Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.
В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.
М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
История создания
Роман в двух частях писателя Михаила Юрьевича Лермонтова написанный им в —1839 году. В состав романа входило пять повестей объединённых общим главным героем Григорием Печориным: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В —1840 год роман («Бэла. (Из записок офицера о Кавказе)», «Фаталист», «Тамань») был напечатан в «Отечественных записках», в 1840 году первое издание романа (в том числе «Максим Максимыч» и «Княжна Мери») вышло отдельной книгой в типографии И. И. Глазунова. Первые сведения о времени непосредственной работы Лермонтова над «Героем нашего времени» даны в воспоминаниях Акима Шан-Гирея, который утверждал, что роман был начат по возвращении Лермонтова из первой ссылки в Петербург в 1838 году, однако повесть «Тамань» вчерне была написана уже в 1837 году. Работу над романов Лермонтов начал ещё не закончив «Тамбовскую казначейшу», в новом романе он вновь обращается к образу Григория Печорина. Это тот и не тот Печорин, который был намечен в «Княгине Лиговской», он тоже «странный человек» но в нём Лермонтов объединил главные черты Печорина и Красинского из «Княгини Лиговской»: скептический острый ум, действенность характера и силу воли одного и непримиренность с действительностью, бунтарски-индивидуалистический протест против неё, порывы к идеалам другого. А «мечты» Красинского и в то же время внутреннюю «бескрылость» прежнего Печорина автор передает Грушницкому. Роман в 1842 году был переведён на немецкий язык, в 1843 году на французский язык, в 1844 году на шведский, польский и чешский языки, в 1853 году на английский язык
Особенности поведения
Благороднейшие люди умели хранить любовь и ласково относиться к людям в темные времена истории, но Печорин на это был не способен. Противодействуя обществу низких и маленьких людей, Грегори на протяжении всей своей жизни ставит людей на второе место, а себя на первое. «Если я причиняю беду другим, то и сам не менее несчастен». Верно, но разве это оправдание?
Он не понимает, с какой целью родился, считает себя ошибкой и ведет рассуждения сам с собой о смысле бытия, но он не хочет умирать, он ценит жизнь.
Герой думает, что создан для благородной цели, поэтому долго ищет себя, но в конце концов его охватывает разочарование. Он считает, что счастье пропитано гордостью, и считает, что он не достоин этого, потому что характеризует свою жизнь как праздное существование. Герой начинает приключения, чтобы сделать свою судьбу яркой, но это ему не помогает.
Он не может предсказать, какие события произойдут и как будут развиваться его отношения с людьми, потому что они уже отгадали своих персонажей, а высшую цель жизни угадать невозможно.
Напрасные усилия
Героя не устраивает его судьба. Он постоянно пытается что-то изменить, но все попытки оборачиваются только отрицательными результатами. Он тратит силы на поступки, недостойные образованного и нравственно красивого человека. Он замусорен отношениями с людьми, даже если на самом деле остро нуждается в человеческой поддержке. Он пренебрегает любовью и дружбой, не отпускает никаких чувств. Но у Печорина есть все, чтобы стать человеком с большой буквы, быть полезным обществу и достичь нравственной красоты. Но почему он выбирает для себя путь отшельника, играющего сердцами и судьбами других?
Это риторический вопрос, над которым автор предлагает нам задуматься. Возможно, дело как раз в том поколении, о котором пишет Лермонтов. Недаром еще до начала рассказа информирует читателя о том, что он собрал воедино все пороки поколения. Он рисует Печорина как человека странного и неординарного, но в то же время типичного для своего времени, который мог достичь высокого уровня нравственного развития, но само время не позволяло ему этого сделать.
2 вариант
Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.
Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться. Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально
Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым
Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.
Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком
В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна
Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.
В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.
Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя
Популярные сегодня темы
В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность
Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.
Различные цвета всегда окружают человека – в природе в принципе отсутствуют предметы, не окрашенные в определенный цвет или оттенок, такова наша реальность. Цвета формируют окружение человека и, что самое главное
Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли.
С давних времён человечество стремилось изучить просторы галактики. Космос представляет собой одну из загадок природы, разгадать которую пытается человек.
Тип лишнего человека
Когда читатели и критики высказывают мнение о Печорине, они по-разному думают о его образе. Кто-то считает это идеалом, потому что задается вопросом о смысле жизни, хочет быть полезным обществу и воплощать высокую цель.
Другие осуждают его, считая эгоистом, который не может думать о других и причиняет им вред. Присвоить такое звание герою за злые дела сложно.
В литературе 19 века можно найти несколько примеров лишних людей в обществе. Например, Евгений Онегин, Александр Чацкий. Печорина тоже можно назвать таковым. Он идет вразрез с обществом, постоянно развивается и мудро думает о жизни. В нем есть особое жилище, благодаря которому он не прогибается под устои «земли рабов, земли господ».
Тот, с кем встречался Пекорин, принес им неудачу, ведя себя аморально по отношению к ним. Он не может найти свою высокую цель и приложение своих способностей, поэтому не находит себе места в обществе.
Некоторые высказывают свое мнение о том, почему Печорин — герой нашего времени — ведь роман Лермонтова освещает вечные проблемы формирования личности и стремления к жизни людей. Некоторые люди не готовы смириться с реальностью и начать сопротивляться социальным устоям, но никто их не понимает, поэтому они задумываются о смысле жизни и живут несчастно.
Школьники пишут сочинение о главном герое романа и размышляют, можно ли назвать Печорина героем нашего времени, подробно исследуя его мировоззрение, внутренний мир и его рассуждения о смысле жизни.
Многие годы некоторые люди будут читать этот роман и восхищаться его идеей. Автор прекрасно описал внутренний мир героя и мировоззрение, дал понять, почему Печорин — герой нашего времени.
Печорин – типичный представитель своего поколения
Общественная обстановка
Роман был написан во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чье восшествие на престол могло прервать восстание декабристов, позже подавил все проявления свободы мысли и держал под строгим контролем все аспекты общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась стагнацией экономики и образования. В тот момент невозможно было проявить себя как личность, что мы и наблюдаем в романе по примеру Печорина.
Невозможность реализовать себя
Он мчится, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? с какой целью я родился?..
И правда, что она существовала, и правда, что была для меня высокая должность, потому что я чувствую огромную силу в душе… Но я не представлял себе эту должность, я позволял себе увлечься соблазнами пустых и неблагодарных страстей».
Изучение науки принесло ему разочарование: он увидел, что успех приносит только приспособляемость, а не знания и умения. Он также не оказался на монотонной военной службе. Ему не нравится семейная жизнь. Ему остается только одно: искать все новые и новые развлечения, часто очень опасные для него самого и для других, чтобы не скучать.
Скука как характерное состояние представителей высшего общества
Скука — обычное состояние Печорина. «.. Что вы делали?» — спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось снова встретиться спустя долгое время. «Я скучал по тебе!» — отвечает Пекорин. Но не только он в таком состоянии. И это одна из причин, по которой Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вроде бы были в столице, а недавно: неужели там вся молодежь?» — недоумевает Максим Максимыч, имея в виду своего попутчика (в роли автора). И он подтверждает: «.. есть много людей, которые говорят то же самое .. наверное, есть те, кто говорит правду .. сейчас те, кому больше скучно, пытаются скрыть эту беду как порок».
Сочинение
В русской литературе роман М.Ю
Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем
Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.
Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.
2 стр., 736 слов
» Человек отвечает за жизнь на земле…»
… к словам Р.Рождественского: Зарницы в небе вспыхнули не зря. Очнитесь, люди, и поймите, люди, У нас на всех всего одна Земля – Другой Земли у нас уже не будет… 6 мая 15.00 От будущего … не может быть другой, пока угроза не коснётся человека, и каждый не почувствует своей ответственности за судьбу мира. А когда это произойдёт, пусть сильнее страха …
Этот диссонанс по-разному проявляется в каждой из глав романа. В главе «Максим Максимыч» он описывает действие и противодействие судьбе, становление характера под влиянием обстоятельств и изменение обстоятельств силой характера. Демонстрацией отношений судьбы и человека можно считать происшествия, описанные в главах «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань». Герой выступает и как орудие судьбы, и как человек, ей сопротивляющийся и ее меняющий. Результатом становятся трагические события, смерть персонажей, их глубокие душевные страдания. Есть некоторая ирония в победе судьбы, она представлена силой, сопротивление которой бесполезно.
Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.
Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.